Меню

Сравнение особых экономических зон



В чем разница между ТОСЭР и ОЭЗ, как стать резидентом территории опережающего развития и есть ли шанс у Чистополя и Зеленодольска получить статус ТОСЭР? Online-конференция «Реальное время» вместе с замминистра экономики РТ Натальей Таркаевой

В чем разница между ТОСЭР и ОЭЗ, как стать резидентом территории опережающего развития и есть ли шанс у Чистополя и Зеленодольска получить статус ТОСЭР?

В особенностях развития моногородов «Реальное время» разбиралось на online-конференции вместе с замминистра экономики РТ Натальей Таркаевой.

ТОСЭР vs ОЭЗ

Чем же отличаются ТОСЭР и ОЭЗ? Во-первых, в них разные льготы. А во-вторых, это разная среда для ведения бизнеса.

В ТОСЭР есть льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и по налогу на землю. Также есть льготы по социальным платежам на зарплату (7,6% вместо обычных 30%). «Те, на кого будут платить взносы в 7,6% будут получать полноценное финансовое обеспечение. Разницу покроют Пенсионный фонд, Фонд страхования и федеральный бюджет», — уточнила на онлайн-конференции «Реального времени» Таркаева.

В ТОСЭР нет льгот по таможне, а в ОЭЗ они есть: «Поскольку ОЭЗ рассчитана на предприятия с иностранным капиталом, импортным оборудованием — там есть льготы по таможенным платежам, режим свободной таможенной зоны. Эти льготы принципиально отличают ОЭЗ от ТОСЭР».

Что касается среды, то ОЭЗ — это «чистое поле». Это территория вне города. Индустриальная зона, огороженная забором, с таможенным постом и КПП. ТОСЭР делается на территории всего города. Т. е. бизнес может разместиться на любой площадке в пределах установленных властями границ. Можно снять помещение из корпусов завода, можно построить свое здание — это уже каждая компания решает сама.

Кроме этого, предприятиям не нужно делать вахту: сотрудников до завода довезет общественный транспорт. Также не требуется думать о школах и развлечениях для сотрудников — в городе уже все есть.

Третья принципиальная разница — деньги и рабочие места, которые по договору должны предоставлять резиденты ТОСЭР и ОЭЗ. В особой зоне входной чек 120 млн рублей. А в ТОСЭР — 50 млн рублей на 10 лет: «Т. е. в первый год нужно создать 5 млн рублей капитальных вложений и еще 45 млн в течение 10 лет существования».

Таркаева привела в пример компанию «Акульчев». Она решила стать резидентом ТОСЭР, а не соседней ОЭЗ, посчитав условия более приемлемыми для себя.

Треть всех резидентов ТОСЭР России — у Челнов

ТОСЭРы тоже между собой конкурируют; ТОСЭР в Челнах даже конкурирует с ОЭЗ в Елабуге — это вопрос борьбы за резидента

Всего на челнинской территории находится девять резидентов. «Мы недавно считали, что на Набережные Челны приходится 36% всех резидентов ТОСЭР в стране. Их, если я не ошибаюсь, 17. И вот на все 17 территорий 36% — это наши.

Первыми резидентами стал мясоперерабатывающий завод АПК «Камский». Вторым — китайский Haier. Инвесторы, когда выбирают себе город с ТОСЭР, прежде всего выбирают город, в котором они будут жить и работать. «И для того же Hair важно, чтобы это был город рядом с аэропортом, у которого была бы нормальная дорога, были хорошие маршруты, федеральные сети транспорта, хорошие таможенные зоны, склады временного хранения и много всего другого».

Когда ТОСЭР в Челнах появилась, были определенные жалобы от глав других районов: что вы оставили нас без инвесторов (их и так было немного, а теперь совсем не будет). Нужно понимать, что налоговые льготы — не единственный способ заманить резидента на территорию. «ТОСЭРы тоже между собой конкурируют; ТОСЭР в Челнах даже конкурирует с ОЭЗ в Елабуге — это вопрос борьбы за резидента».

В Челны заманят резидентов из IT и мусоропереработки

О потенциальных резидентах территории Таркаева прямо говорить не стала. Она отметила, что власти не зацикливаются на каких-то определенных отраслях. «Мы хотим расширить отрасли, которые прописаны сейчас в ОКВЭД. Хотим включить туда дополнительные, например, IT-сферу, мусоропереработку и логистику», — пояснила Таркаева. Пока что эти компании работать в ТОСЭР не могут, потому что они не указаны в постановлении о создании территории опережающего развития.

Мы очень признательны Наталье Александровне, что наши предложения были услышаны и власти стали об этом говорить, мы рассчитываем на внесение предложенных нами изменений

Компаниям, связанным с градообразующим предприятием и отраслью грузового автомобилестроения, попасть в челнинскую ТОСЭР не удастся. «Есть еще и отрасли, исключенные для всех ТОСЭР: работа с подакцизными товарами, работа на рынке недвижимости и с ценными бумагами», — уточнила замминистра.

«Резидентами территории опережающего развития могут стать как новые, так и уже действующие городские предприятия. Условия для новых производств: 50 млн инвестиций в капитальные вложения в течение первых 5 лет, причем в первый год они должны сделать 5 млн рублей. Действующие в свою очередь должны сделать эти вложения по новому инвестиционному проекту.

За полтора года работы резиденты ТОСЭР в Челнах сделали 3 млрд рублей капитальных вложений и создали 1,3 тыс. новых рабочих мест. Но это по самым крупным проектам. В общем это около 12 млрд рублей и 2,5 тыс. рабочих мест

Также новые резиденты должны за первый год создать 20 рабочих мест, а в течение 10 лет — еще 30. Действующие предприятия должны удвоить штат. Сложность в том, что у действующих производств достаточно большой штат. А среднее число сотрудников считается по показателям за три года. Так что уволить всех перед Новым годом, чтобы потом снова набрать штат, не получится», — говорит Таркаева.

Город на «десятку»

«По оперативным данным, за полтора года работы резиденты ТОСЭР в Челнах сделали 3 млрд капитальных вложений и создали 1,3 тыс. новых рабочих мест. Но это по самым крупным проектам. В общем это около 12 млрд [рублей капвложений] и 2,5 тыс. рабочих мест», — рассказала Таркаева.

О жестких плановых показателях перед Минэкономикой замминистра говорить не стала: «Есть амбициозная плановая задача в этом году привлечь 10 крупных резидентов. Это сложная задача. На 10 лет вообще был план привлечь 100—120 резидентов, 20—25 из которых будут крупными». При этом сам город, по оценкам министерства, может создать 10 тыс. новых рабочих мест.

В ожидании ТОСЭР

ТОСЭР даются только тем, у кого уже есть потенциальные резиденты. Мы должны доказать, что все предприятия, которые есть в заявке, жизнеспособные, и территория не будет простаивать

Минэкономики готовит заявку на присвоение статуса ТОСЭР Нижнекамску: «Мы очень долго ждали постановления, которое даст возможность расширять границы ТОСЭР и заявляться городам, у которых 2-я и 3-я категория по сложностям социально-экономического положения. Постановление вышло 6 или 7 мая. До этого времени подготовить заявку было невозможно, потому что там прописано, какие нужно представить документы, какой формат, — там сама структура заявки прописана».

Читайте также:  Перфораторы sds max сравнить

В планах получить статус ТОСЭР и для Зеленодольска, Чистополя. «Заинтересованы в этом [создании ТОСЭР] практически все. Елабуга единственная точно не будет подавать заявку, потому что на ее территории есть особая экономическая зона. Создавать на одной территории ТОСЭР и ОЭЗ теперь запрещено законом», — пояснила Таракаева.

«ТОСЭР даются только тем, у кого уже есть потенциальные резиденты. Мы должны доказать, что все предприятия, которые есть в заявке, жизнеспособные, и территория не будет простаивать».

Называть производства, которые уже хотят стать резидентами, Таркаева не стала, но отметила исключенные сферы [предприятия этого сегмента не смогут стать резидентами, потому что они близки к градообразующему производству].

«Исключенным в Нижнекамске будет производство каучуков. Не думаю, что большое количество предпринимателей у нас хочет заниматься каучуками. В Чистополе в исключенных отраслях: по часовым механизмам и точной механике», — добавила замминистра.

Что лучше бизнесу — статус резидента ОЭЗ Алабуга или статус резидента ТОСЭР Набережные Челны?

Аспект сравнения №1. Налоговые режимы

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР или ОЭЗ (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта — резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07.05.1999 №284.
При необходимости — обращайтесь к нам!

Решение о выборе той или иной зоны для размещения производсотва в ней и получения льгот и преференций рекомендуем принимать рассчитав финансово-экономическую модель (ФЭМ) по 3 сценариям:

  • размещение производства на территории ОЭЗ,
  • размещение производства на ТОСЭР,
  • размещение производства без получения льготного режима.

Сравнительным анализом вариантов — разностным методом — Вы получите ответ на свой вопрос и увидите эффект от размещения в сравнении с другими режимами и с режимом без льгот — важно при расчете оценить все плюсы и минусы, все риски решения.

Сравнение ставок налогооболожения прибыли организаций в ТОСЭР и ОЭЗ:

ОЭЗ Алабуга Бюджет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Налог на прибыль РФ 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2%
РТ 0% 0% 0% 0% 0% 5% 5% 5% 5% 5% 13,5% 13,5% 13,5% 13,5% 13,5%
Сумма 2% 2% 2% 2% 2% 7% 7% 7% 7% 7% 15,5% 15,5% 15,5% 15,5% 15,5%
ТОСЭР Н.Челны Бюджет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Налог на прибыль* РФ 0% 0% 0% 0% 0% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2% 2%
РТ 5% 5% 5% 5% 5% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10% 10%
Сумма 5% 5% 5% 5% 5% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12% 12%

* Приведена таблица ставок налога на прибыль при условии, что режим ТОСЭР продлят по окончании 10 лет еще на 5 лет (такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства).

Таблица и график показывают, что ступеньки ОЭЗ более «пологие», а ступеньки ТОСЭР — более «крутые» (особенно если после 10 летниего льготного периода не будет продления еще на 5 и ставка с 11 года вернется к обычным 20%) — с точки зрения налогообложения прибыли режим ОЭЗ более щадящий, но налогообложение прибыли — это всего лишь один из поядка 20 факторов выбора между режимами

ТОСЭР по аналогии с особой экономической зоной (ОЭЗ) предоставляет налоговые преференции:

  • налог на прибыль в первый год — 5%, в последующие годы — 10% (без ТОР 20%),
  • налог на землю — 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций — 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды — 7,6% (без ТОР 30%).

По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (до 37% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР:

  • там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
  • либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
  • где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли).

Аспект сравнения №1. Инфраструктура

Что есть в ОЭЗ?

В ОЭЗ создана необходимая и достаточная производственная, транспортная, инженерная инфраструктура в рамках типа строительства greenfield (строительство производственных объектов в «чистом» поле)

Что есть в ТОСЭР?

В ТОСЭР в моногороде — вся созданная жилищная, социальная, транспортная инфраструктура, присущая ерритории города

Чего нет в ТОСЭР?

  • В ТОСЭР нет таможенных преференций — отсутствует таможенный пост, склад СВХ, упрощающий процедуры «растаможки» при импорте/экспорте
  • В ТОСЭР нет специально созданных промышленных территорий с подведенными коммуникациями (как это принято в ОЭЗ ППТ или промышленных (индустриальных) парках)

Чего нет в ОЭЗ?

  • в ОЭЗ нет льгот по страховым взносам в фонду обязаельного страхования (пенсоинное, социальное, медицинское)
  • в ОЭЗ нет созданной инфраструктуры города (жилая, социальная инфраструктура)

Мы можем оценить шансы Вашего проекта на получение статуса резидента ТОСЭР или ОЭЗ для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта — резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07.05.1999 №284. Обращайтесь к нам!

Создание ОЭЗ регулируется федеральным законодательством, а также решением о передаче ОЭЗ федерального уровня в ведение (и финансирование) регионов.

При необходимости разработки бизнес-плана для резидента ОЭЗ или ТОСЭР — обращайтесь к нам. Сотрудники компании имеют соотвествующий опыт.

При необходимости организовать обучающий семинар для Вас или Ваших сотрудников «Как стать резидентом ТОСЭР?» или «Как разработать бизнес план своими силами?» — также обращайтесь к нам, научим, есть опыт

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
  • резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
  • резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
  • бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
  • консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.
Читайте также:  Каковы преимущества электрических двигателей по сравнению с тепловыми 8 класс ответ

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ — более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 850комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 8000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Источник

Сравнительный анализ различных видов особых экономических зон, функционирующих на территории России

Рубрика: Региональная экономика

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 4115 раз

Библиографическое описание:

Емельянова, К. Н. Сравнительный анализ различных видов особых экономических зон, функционирующих на территории России / К. Н. Емельянова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1937/ (дата обращения: 01.04.2021).

Анализ многочисленных определений понятия особая экономическая зона (далее ОЭЗ), приведенных в работах российских и зарубежных ученых (А. В. Пушкин, И. Г. Богданов, Г. Акинси, Д. Критл и др.), позволил сформулировать собственное определение исследуемого экономического явления [1, с. 10; 2, с. 15]. «Так, ОЭЗ — это созданный государством на определенной части территории страны экономический оазис, на котором устанавливается особый режим взаимодействия бизнеса и государства, включающий в себя налоговые льготы и преференции, упрощение различных административных процедур и правил экспорта и импорта товаров, выгодные условия для вложения иностранных и отечественных инвестиций, в целях стимулирования социально-экономического развития как района базирования особой зоны, так и страны в целом» [3]. Многообразие характерно не только для определений понятия ОЭЗ, но и для их классификаций. Отметим, что в российской научной литературе нет единого мнения относительно классификации ОЭЗ, учрежденных на территории страны, законодательство же в этой области достаточно запутанно и неструктурировано. Так, в статье 4 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» речь идет о четырех типах ОЭЗ, которые могут быть созданы в России в зависимости от их функционального назначения, а именно о: портовых ОЭЗ (ОЭЗ ПТ), промышленно-производственных ОЭЗ (ОЭЗ ППТ), технико-внедренческих ОЭЗ (ОЭЗ ТВТ) и туристско-рекреационных ОЭЗ (ОЭЗ ТРТ) [4]. Однако законодатель в данной классификации не упоминает о других активно создаваемых или уже функционирующих на территории нашей страны видах ОЭЗ.

Некоторые эксперты, например, Академик Российской академии образования В. П. Максаковский или же профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО Г. М. Костюнина, исследующие различные аспекты ОЭЗ, относят наукограды, технополисы и иннополисы к определенному виду научно-технологических ОЭЗ, но российские наукограды едва ли можно назвать таковыми. В соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» они не обладают присущими большинству ОЭЗ льготами — налоговыми, таможенными, административными, которые освобождают осуществляющие технологические инновации организации от дополнительных расходов, а лишь являются получателями денежных средств из федерального и регионального бюджетов с целью их освоения в процессе инновационной деятельности [5]. Тем не менее Г. М. Костюнина настаивает, что не только наукограды, но и технопарки и инновационные центры являются разновидностью технико-внедренческих ОЭЗ [6, с. 93]. Ведь, по ее мнению, даже при отсутствии федерального пакета преференций на территории таких экономических образований достаточно активно реализуется инструмент государственно-частного партнерства, предполагающий финансирование по принципу «50 % на 50 %» [там же, с. 93].

К ОЭЗ законодатель не относит и созданные в соответствие с Федеральными законами от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации», от 29 декабря 2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и от 29 ноября 2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» зоны территориального развития (ЗТР), территории опережающего развития (ТОР) и свободные экономические зоны (СЭЗ). Так, в справке, содержащей информацию о различиях между ТОР, ОЭЗ, СЭЗ и ЗТР, приведенной на официальном сайте одного из Комитетов Государственной Думы РФ, говорится, что на территории России имеют место быть все четыре вышеперечисленных варианта территорий ускоренного развития, а значит, по мнению органов власти нашей страны, ТОР, ОЭЗ, СЭЗ и ЗТР — отдельные экономические образования, имеющие различный правовой статус, а технопарки, наукограды и инновационные центры же находятся за пределами правового поля особых экономических территорий, что (позицию законодателя) можно отразить в виде схемы с помощью одного из методов графического изображения соотношений — «кругов Эйлера» (см. рис. 1) [7].

Рис. 1. Соотношение понятий, обозначающих функционирующие в России ОТЭР, представленное с помощью «кругов Эйлера» (с точки зрения законодателя)

Источник: составлено автором

Проведя сравнительный анализ соответствующих данным экономическим явлениям законов, мы можем увидеть следующее: во-первых, и ТОР, и ОЭЗ, и СЭЗ, и ЗТР являются определяемой Правительством РФ частью территории России; во-вторых, цели их образования имеют некоторое сходство: формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения как иностранных, так и отечественных инвесторов, обеспечение устойчивого экономического роста, повышение качества жизни населения, развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, но стоит отметить, что термин ОЭЗ — является лишь обобщающим понятием для ОЭЗ ТВТ, ОЭЗ ППТ, ОЭЗ ПТ, ОЭЗ ТРТ, создание каждого типа из которых носит различную стратегическую направленность; в-третьих, перечисленные цели достигаются с помощью установления на соответствующей территории особого развития — ТОР, ОЭЗ, СЭЗ преференциального режима осуществления предпринимательской деятельности, а также применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, что касается ЗТР, то данное экономическое образование характеризуется лишь специальным благоприятствующим для бизнеса режимом; в-четвертых, данные образования ускоренного экономического развития не могут территориально пересекаться друг с другом, и наконец, и ТОР, и ОЭЗ, и СЭЗ, и ЗТР имеют различия по сроку функционирования и по размеру и местонахождению территорий, где они будут базироваться [4; 8; 9; 10]. Таким образом, можно утверждать, что понятие ЗТР уже понятий ТОР, СЭЗ и обобщающего ОЭЗ по причине более ограниченного спектра государственных преференций, предоставляемых бизнесу.

Читайте также:  Шлицевое соединение по сравнению с многошпоночным имеет особенности

Рис. 2. Соотношение понятий, обозначающих функционирующие в России ОТЭР, представленное с помощью «кругов Эйлера» (на основе сравнительного анализа)

Источник: составлено автором

Понятия ТОР и СЭЗ же можно назвать синонимами, обозначающими вид комплексных ОЭЗ, так как в соответствии с законодательством данные экономические образования имеют лишь незначительные отличия: практически одинаковые специфику хозяйствования и меры государственной поддержки ‒ и направлены на решение многоаспектных задач, а, значит, наряду с ОЭЗ ТВТ, ОЭЗ ППТ, ОЭЗ ПТ, ОЭЗ ТРТ комплексные ТОР, СЭЗ и ЗТР является разновидностью ОЭЗ в России, что опять же можно отразить с помощью «кругов Эйлера» (см. рис. 2).

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: законодатель, жонглируя понятиями, за которыми стоят практически одинаковые инструменты, создает дублирующие друг друга законы.

В завершение необходимо отметить, что многие авторы, например И. Г. Богданов, Н. А. Орлова, А. В. Пушкин, С. А. Рыбаков, А. С. Таривердиев, изучающие такие понятия как ОЭЗ и СЭЗ, отождествляют эти экономические явления [3, с. 13]. Однако если обратиться к первоначальному историческому смыслу понятия СЭЗ, который освещен в «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур», то мы увидим, что СЭЗ — это определенная часть территории страны, на которой имеет место быть освобождение от ввозных таможенных пошлин импортируемых товаров, то есть режим свободной таможенной зоны/особый таможенный режим [11]. Подчеркнем, что аналогичный смысл вкладывался в определение СЭЗ, данное в не утвержденном Президентом РФ проекте Федерального закона «О свободных экономических зонах» в 1997 г. В действующем же Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» речь идет не только о режиме свободной таможенной зоны, но и об особом режиме осуществления предпринимательской деятельности, что обусловлено постановкой новых стратегических задач. [4].

Таким образом, с течением времени режим CвЭЗ в рамках нашей страны с помощью налоговых, административных и других преференций был расширен до режима ОЭЗ. Логично предположить, что понятия СЭЗ и ОЭЗ не являются тождественными, а СЭЗ можно считать либо составным элементом ОЭЗ, ступенью эволюции ОЭЗ, либо одним из ее видов, что, в свою очередь, не согласуется с позицией законодателя.

  1. Akinci G., Crittle J. Special economic zones: performance, lessons learned and implications for zone development // FIAS, the multi-donor investment climate advisory service of the World Bank Group. ‒ 2008. ‒ 83 p.
  2. Богданов И. Г., Пушкин А. В. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование. ‒ М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. ‒ 228 с.
  3. Емельянова К. Н. Особые экономические зоны как ключевой инструмент развития национальной экономики: теоретический аспект // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 132–135.
  4. Федеральный закон от 22. 07. 2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_54599/ (дата обращения: 15.02.2016).
  5. Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_22630/ (дата обращения: 15.02.2016).
  6. Костюнина Г. М. Технопарки в зарубежной и российской практике // Вестник МГИМО Университета. ‒ 2012. ‒ № 3. ‒ С. 91–99.
  7. Справка по различиям между особыми территориями экономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http:// www.komitet2–7.km.duma.gov.ru/ (дата обращения: 02.05.2016).
  8. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 15.02.2016).
  9. Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1495/ (дата обращения: 02.05.2016).
  10. Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122563/ (дата обращения: 15.02.2016).
  11. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция (заключена в г. Киото 18.05.1973 г.) в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ‒ URL: http://www.con- sultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/ (дата обращения: 07.02.2016).

Похожие статьи

Совершенствование законодательства о территориях.

Российская Федерация, Россия, свободная таможенная зона, территориальное развитие, Пушкин, позиция законодателя, часть территории страны, зона, ТОР, территория.

Эволюция особых экономических зон в России | Статья в журнале.

Крым и города федерального значения Севастополя» зоны территориального развития (ЗТР), территории опережающего развития (ТОР) и свободные экономические зоны (СЭЗ).

Анализ государственных мер повышения инвестиционной.

свободная таможенная зона.

Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, млрд, Россия, регион России, Татарстан, Таможенный союз, резидент, инвестиция, зона, территория.

Зоны свободной торговли и таможенные союзы

Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории» [1]. В отличие от таможенного союза (третий этап экономической интеграции), члены зоны свободной торговли области не имеют единого внешнего тарифа.

Предпосылки и условия создания территорий опережающего.

Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ для земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития (внесены дополнения в часть 6 статьи 36).

Проблемы функционирования свободных экономических зон.

Российская Федерация, РФ, зона, Россия, успешное развитие, США, современный этап, значение показателя эффективности, Ирландия, экономический кризис.

Особые экономические зоны: проблемы и особенности.

зона, Российская Федерация, особая экономическая зона, территория зоны, создание, Дубна, создание новых рабочих мест, российская

Функционирование свободных экономических зон в России. По состоянию на 1 января 2013 г. на территории Российской Федерации создано.

Правовые основы создания и функционирования свободных.

зона, Российская Федерация, особая экономическая зона, территория зоны, создание, Дубна, создание новых рабочих мест, российская

Значение особых экономических зон для. Особая экономическая зона — это часть территории страны, на которой действует особый режим.

Территории опережающего социально-экономического развития.

опережающее социально-экономическое развитие, Российская Федерация, создание территории, территория, экономическая деятельность, опережающее развитие, резидент ТОР, уполномоченный федеральный орган.

Источник