Меню

Сравнение платона с томасом мором



Платоновский идеализм в Утопии Мора.

16 столетие характеризуется 2 течениями в общественной и политической мысли:

Возрожение и Реформация.

Исторический толчок для Возрождения:1453 г. взят Константинополь, значит, Византийская империя перестала существовать. Гос-во пало, но куда делись люди ? Особенно элита. Должны были податься в местность, более менее схожую духом. Поэтому массовый переезд греческой элиты в Италию.

В истории нет разрывов, ничто не зарождается вновь, есть преемственность. Античный мир через Византию, слегка преобразовавшись, опять вернулся в Европу, где античная мысль должна была развиваться далее.

Возрождение — процесс слияния после раздробленности Средних веков, приводит все в некое единство. Не то, которое было в эпоху античности (монолитное, все во имя гос-ва)

В 16 в.единство более пестрое, целый ворох идей, концепций, доктрин, высказываются всеми, кому не лень. Много, поэтому ни одна идея не получает законченного развития. Все они возникают и остаются в состоянии зародыша.

Возрождение – возвращение к античности. Но является ли оно чем-то новым? С 1 стороны, возвращение, тк мыслители 16 столетия берут себе в учителя античных авторов, но они не копирующих идеи, а пытаются их переосмыслить с учетом современных реалий. Нельзя умалять тысячелетний опыт христианской веры, который пронизывал все Европейское средневековье. Значит, Платон, Аристотель воспринимаются через призму христианской идеи.

Несмотря на влияние христианства надо признать, что Новое время не порождает ничего принципиально нового. Изменяются формы, черты, но в своих основах история мысли повторяется. Их волнуют те же проблемы, что и Платона, Аристотеля, которые решали их с точки зрения абсолютного разума (теоретического осмысления) вне зависимости от того, как это будет выглядеть на практике.

Мыслители 16 столетия не очень-то и верят в преображение окружающего мира. Пытаются найти ответы на беспокоящие вопросы, исходя из практического опыта.

Политическая мысль этого периода превращается в прикладную науку. (Каково значение этой теории на практике? Если оно есть, то надо развивать дальше, если нет, это пустая трата времени).

Ученые 16 столетия жили в непонятных, новых материальных условиях, что оказало воздействие, развитие полит и правовой мысли. Платон лишь вскользь критикует идеальное госу-во, его ученики через 2 тыс. лет критикуют зарождающийся строй. Получается, что их доктрины злободневные, они не претендуют на абсолютную истину.

Будучи призванными изменить окружающий мир, идеи 16 столетия во многом основаны на практике. Эти выводы порой очень точны и объективны, живут в течение многих столетий.

1 главная идея есть, которая объединяет все высказываемые теории – Идея государственного единства, ей пронизаны все теории.

Цель Платона-построить идеальное гос-во на все времена, у мыслителей 16 столетия — централизовать существующее гос-во.

Эпоху Возрождения отмечают 2 мыслителя (конца 15 в — первая половина 16 в.) Не были знакомы, но каждый в отдельности повторяют 2 мыслителей древности. Томас Мор (духовный ученик Платона, парадигма слияния),Никола Макиавелли (духовный ученик Аристотеля, парадигма разделения)

· Томас Мор, англичанин, занимал гос должности, значит, не был оторван от жизни.

Не хочет, чтобы было так, как есть в реальности. Он идеалист.

Основное произведение Мора «Утопия »,1513 г.

Утопия — небывалое место. Платоновский идеал островного гос-ва. Написано в форме диалога. Похожа на Платоновское произведение. Главный герой обсуждает те или иные проблемы.

· Можно поделить Утопию на 2 части .

1 часть— жесткая критика политико-экономического строя, сложившегося в Средневековой Англии.

Критикует жестокие наказания. Для Мора главное не покарать преступника, а вылечить недуги общества, они главные источники преступления. Недуги – злоупотребление властью, жестокие наказания и тд. Если изменится общество, то и люди изменятся.

Главный недуг и проблема — частная собственность. Она сконцентрирована в руках немногих, богачи пользуются ей неразумно. Держат прислугу, которая после смерти хозяина остается без пропитания. Поэтому после смерти хозяина бывшая прислуга начинает воровать.

Особенно осуждает смертную казнь. Аргумент в пользу отмены смертной казни полностью буржуазный: надо отправлять преступника не на смертную казнь, а на работы.

Рыночная дипломатия – политические шаги определяются денежными путями. Для Мора все покупается и продается, просто разные масштабы цен. Работая на общество, человек проникается своей причастностью к этому обществу и начинает жить по его закону.

· Главные заботы государя

-внутренние проблемы своей страны

-благосостояние государства состоит в благосостоянии его графств. Поэтому надо прекратить грабить подданных. Вернуться к высоконравственному управлению, стать отцом народа.

-Государь для народа, а не наоборот. Государь не может быть сторожем в тюрьме, должен быть рачительными хозяином в доме. Государь не должен властвовать над угнетенными. Существующий в Англии порядок-обреченный и ложный. Надо отменить частную собственность.

Вторая часть утопии: более описательная. Тоже в форме диалога. В ней описывается идеальное гос-во, похожее на идеальное гос-о Платона.

-Это остров, тк он способствует развитию торговли, судоходства, препятствует завоеванию. На острове 54 города, у каждого города своя земля, каждой семье свой участок, но не навсегда.

-Семьи насчитывают 40 человек.

-Чтобы люди не привыкали к своему мечту обитания, они постоянно перемещаются по острову из сельской местности в город и наоборот.

Каждый год половина (20 чел) – в город, остальные в сельскую местность. Кто живет в городах – каждый 10 лет меняют дом.

Управление выборное, во главе государь и сенат как законодательный и совещательный орган. От каждого города 3 депутата в Сенат. Необходим для обсуждения политических проблем Утопии. Вне Сената запрещено обсуждение политических проблем, за это предусмотрено наказание. Чтобы не было слухов.

-На острове работают все, это обязанность. За тунеядство наказывают. Основное занятие земледелие, есть еще ремесло. Дети воспитываются сообща. С детства пытаются определить доходность ребенка. Если ребенок склонен к другому ремеслу, его отпускают в другую семью

-Есть начальники, которые надзирают надо всеми, чтоб работали.

-Есть ученые, но надо, чтоб был конкретный результат от их деятельности.

6 часовой рабочий день: этого достаточно, тк работают все. Утопийцы очень скромные в своих потребностях. Одеваются в одно и то же, золото и серебро не имеют хождения, из этого металла делают цепи рабам.

-Если возникают излишки населения, то этих людей выселяют в другие города ,либо в колонии.

Труд совместный, поэтому и плоды труда тоже общие. Есть склады, где можно взять столько, сколько нужно. Запасаться не надо, тк кругом всего много.

-У утопийцев вообще нет частной собственности.

-Общественные обеды сиситии — есть,но жены у каждого своя. Мор не видит в семье ничего плохого.

Признает рабство,несмотря на свой гуманизм.

Он объяняет это так: рабы нужны, чтобы выполнять тяжелую работу, которую не хотят выполнять полноценные утопийцы.

В глубине души он понимает,что то,что он пишет по большоу счету утопия.Платон же этого не понимал.

Внешняя политика: хитрая и расчетливая. Воевать не любят, любят торговать. Воюют наемниками, если уж очень надо. Предпочитают коварную и лживую внешнюю политику (шпионы, сеять раздор у противника).

Цель жизни – счастье (не экономическое, а сопряженное с добродетелью)

Добродетель — жить по природе, следовать разуму. Поэтому нельзя строить свое счастье на несчастье других.

Веротерпимость. Но не приемлет атеизма. Право каждого верить в кого угодно, кроме права атеистов не верить ни в кого. Не допускаются к гос. должностям, тк таким образом они совратят все общество.

Источник

Утопия и идеал сравнительный анализ творчества т мораи платона

Утопия и идеал: сравнительный анализ творчества Т.Мораи Платона

Дорофеев Виктор Юрьевич

Научный руководитель: Молев Антон Ильич

Москва. 2011 – 2012 г.

Эпоха античности. Философия, предшествовавшая Платону, её положения и характер формирования…………………………………………………………..4

Эпоха Возрождения. Философские идеи северного Возрождения и Возрождения в целом, процесс их развития…………………………………………………………………………..13

Сравнение черт и направленности философии Античности и Возрождения, вывод о формировании философских взглядов Платона и Томаса Мора в контексте данных эпох…………………………………………………………..14

Государство. Основные положения и комментарии…………………………..18

Утопия. Основные положения и комментарии………………………………..23

Сравнение двух утопий и вывод на его основе………………………………..26

В своей дипломной работе я буду сравнивать творчество Томаса Мора и Платона, посвящённое проблеме идеального государства – произведения «Утопия» Мора, «Законы» и «Государство» Платона. Идеальное государство это мечта философов, на протяжении многих веков, вопрос, не потерявший значимости и в наше время. Идеал недостижим, его суть в том, чтобы направлять действия людей, идеал обозначает стремления и цели человечества, задаёт направление преобразованиям. С развитием цивилизации менялась идея идеального государства, но концепции Платона и Томаса Мора, показательны тем, что именно они явились почвой для последующих мыслителей, они были основополагающими для эпох античности и соответственно возрождения и во многом обусловили последующее течение мысли.

Принципиальная основа рассуждений на тему существования идеального государства и собственно универсального понятия государства была заложена еще в эпоху античности. Первыми философами, рассматривающими этот вопрос, были Платон и Аристотель. Интерес к данной проблематике возобновился в эпоху Возрождения, и предмет идеального государства рассматривался в трудах Мора и позже Кампанеллы.

Труды Платона и Мора показательны тем, что, будучи написанными в разное время, несут в себе отпечаток разных эпох, разных мировоззрений. На примере Платона и Мора можно проследить за тем, какой вид обретала идея государства в разные эпохи. Формирование философских взглядов тесно связано с биографией, с обстоятельствами жизни, с духом эпохи. Всё это также будет разобрано в моей работе.

Вот цель моего исследования:

Выявить и сравнить основные черты философских идей Платона и Мора, посвящённых проблеме идеального государства.

Дать общую характеристику философских идей и исторической обстановки античности и возрождения и сравнить их

Проследить процесс формирования философских взглядов Томаса Мора и Платона

Проанализировать тексты произведений «Утопия» и «Государство» и представить основные положения обоих утопий.

В моей работе кроме, непосредственно «Утопии» и «Государства», я буду использовать в качестве аналитических и вспомогательных источников «История философии» Рассела Бертрана, «Жизнь замечательных людей. Платон и Аристотель» А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-годи.

Глава I . Черты философии Античности и Возрождения

Эта глава – своеобразное вступление к непосредственно исследовательской части моей работы. В ней я вкратце рассмотрю философские идеи античности и возрождения, в атмосфере которых, сформировались концепции Платона и Мора, а также попытаюсь выяснить какие из них и как, непосредственно повлияли на творчество этих философов, ведь для сравнения их идей, следует также учитывать обстановку их формирования.

Эпоха античности. Философия, предшествовавшая Платону, её положения и характер формирования

Для того чтобы понять философские взгляды Платона, нужно подробнее рассмотреть античную философию в целом. Также я расскажу немного об истории античности, способствовавшей появлению философии как таковой. Ведь историческая обстановка влияет на философию, а философия в свою очередь, как некого рода система мировоззрений, влияет на ход истории.

Философия как наука, впрочем, во времена античности эти понятия обозначали примерно одно и то же, зародилась в Древней Греции, в шестом веке до р. Х. Многие условия способствовали появлению философии именно среди эллинов. Греческая цивилизация и культура как таковые – одни из важнейших факторов. Греческая цивилизация весьма значимая ступень в развитии человечества. Множество элементов создающих цивилизацию существовало и в Египте, и в Месопотамии, и в других цивилизациях древности, но именно греки принесли развитие в чисто интеллектуальную область, изобрели математику, науку, философию. В чём же причины, способствовавшие этим достижениям?

Самой ранней предшественницей греческой цивилизации была критская. Крит развивался благодаря бойкой морской торговле и был связан торговыми отношениями с древними цивилизациями средиземного моря. Критская культура связана с египетской и испытывала серьёзное влияние последней, но всё же осталась очень своеобразной. Критяне верили в загробную жизнь, имели представления, сходные египетским, о возмездии за плохие и хорошие поступки, но их верования не были столь удручающими, и критяне представляются вполне жизнерадостным народом, по крайней мере настолько, насколько можно судить об этом по их искусству. На Крите была письменность, линейная. К сожалению, она до сих пор не расшифрована.

Критская (Минойская) цивилизация распространилась в Греции, оказав значительное влияние на образование микенской, которая хоть и увядала на протяжении веков, ослабляемая нашествиями с севера, ионийским, а затем дорийским влиянием, многое внесла в развитие греческой культуры.

В последние периоды микенской эпохи, греческие переселенцы уже осваивали побережья Малой Азии, Сицилии, Южной Италии. Эти области были богаты и плодородны, и именно здесь, а не непосредственно в Греции, по крайней мере, на начальном этапе, развивалась и улучшалась греческая цивилизация и развивалась греческая культура. Эти миграции были обусловлены географическими особенностями Греции. Значительная её часть бесплодна, и земледелие было сосредоточено на плодородных равнинах, имевших выход к морю, но не имевших достаточно развитых сухопутных связей. Это приводило к тому, что поселенцы осваивали море, создавались торговые связи, появлялись колонии рассеянные по всему средиземному морю. Осваиваясь в местах более благоприятных для хозяйства, греческие переселенцы основывали новые города, которые процветая и богатея, создавали прекрасную почву для развития культуры.

Политическое развитие Греции было довольно однообразным, от монархии (да и то, ограниченной советом старейшин) к демократии и тирании, возникавшей на почве демократии, обычно чередовавшихся. И всё же в разных частях Греции общественные системы были различными. В Спарте, аристократический слой существовал за счёт порабощенных илотов-земледельцев, в торговых городах свободные граждане обогащались за счёт рабов, трудившихся в рудниках.

Читайте также:  1тим 3 16 сравнение переводов

Шестой век до нашей эры можно считать началом греческой науки и философии. К тому времени местом процветания культуры были города Ионии, на побережье малой Азии, в то время находившиеся под властью персов, но обладавшие некоторой автономией. В конце шестого века было предпринято восстание, но персы подавили его. Некоторые ионийцы, а в их числе многие философы, переселялись в Грецию, распространяя там ионийскую культуру и цивилизацию.

Очень важной чертой в развитии греческой античной философии был конфликт мифа и рационального построения, обусловленный, в первую очередь, переходом общества от общинно-родового строя к рабовладельческому. Рабовладельческий строй, позволивший классовое разделение физического и умственного труда, способствовал появлению науко-философским исканиям. Хотя мифологическая часть сохранялась и всё ещё была неотъемлемой, уже вырабатывалась система рационально построенных абстрактных категорий, происходила критика антропоморфизма, столь присущего греческой мифологии. Человек стал задумываться над устройством мира, освобождаясь при этом от мифологической концепции, мифологическое мышление, постепенно сменялось рациональным. Этот переход в мышлении обозначается как переход от мифа к логосу, обусловивший появление философии.

Далее мною будут представлены философы и философские школы древней Греции, оказавшие наиболее значимое влияние на Платона.

Пифагор и пифагорейцы. В концепции пифагореизма уживаются такие, вроде бы несовместимые явления, как математический рационализм и глубокий мистицизм.

Пифагор (570 – 490 гг. до н. э.) родился на острове Самос, но, не поссорившись с самосским тираном Поликратом, перебрался в южную Италию и жил в городах Кротоне и Метапонте. Есть сведения о том, что Пифагор посещал Египет и учился там мудрости. В Кротоне он, собрав вокруг себя учеников, основал мистический союз, имевший, несмотря на главенствующую мистико-религиозную основу, весомую научную ценность. Основные принципы пифагорейцев сформировались при самом Пифагоре и за последующее время значительных изменений не претерпели. Математическим исследованиям и опытам приписывалась мистическая сущность. Числа и их свойства, пифагорейцы наделяли огромной духовной ценностью, верили в их мистическое влияние на бытие. Занятия математикой проводились, словно религиозный ритуал, а множество открытий сделанных пифагорейцами, по древнему пифагорейскому обычаю считались коллективными, или даже приписывалось самому Пифагору.

Пифагореизм, как религиозное учение, в основных своих принципах, являлся неким продолжением культа орфиков. Пифагорейцы верили в перерождение и с помощью различных обрядов и мистерий пытались избежать его. Так, у пифагорейцев существовала система запретов, причём происхождение большинства из них, было неизвестно уже во времена самого Пифагора. Запреты были довольно абсурдны, например, запрещалось есть бобы, размешивать огонь железом и шагать через перекладину и т.п., но тем не менее строго исполнялись.

Интересно также политическое значение союза пифагорейцев. Привлекаемые философией Пифагора и жизненным устройством, которое он проповедовал, к союзу присоединялись новые люди, в некоторые периоды в определённом месте союз становился значительной политической силой. Среди пифагорейцев было много аристократии, поэтому иногда, в городах, где пифагорейцы пользовались большим влиянием, предпринимались попытки изменить закон под пифагорейские идеалы. Пифагорейцы имели множество обычаев в своей среде, например вся собственность у них была общей. Нередко народ восставал против пифагорейцев и изгонял их, нередко случались погромы.

Пифагорейская философия учит о бессмертии души, о том, что вследствие неправедной жизни, она переселяется в другие виды животных, о том, что вселенная бесконечна, и всё что ни происходит на земле, должно будет повториться и повторяется. Идеальный путь жизни, как учил Пифагор, это «созерцание», беспристрастная наука. Математика как раз является такой наукой, и именно математика лежит в основе философии пифагорейцев. Этот математический подход у последующих философов будет заключаться в дедуктивном умозаключении, формулировки определённых аксиом, и с их помощью нахождения истины – такой подход можно поставить в противовес более эмпирическому. Пифагорейство это первое философское учение, объединившее в себе религиозное вдохновение и рациональное рассуждение, черты, которые сильно отразились на последующей философии.

Гераклит (точное время неизвестно, известно лишь, что его расцвет приходил на 504 – 501 г. до н.э.) был уроженцем эфеса и происходил из знатной семьи, но, по преданию, отказался от своих привилегий. В какой-то период своей жизни Гераклит разочаровался в людях, сделался мрачен и нелюдим и уединился. В своё время Гераклит стал известен, главным образом, благодаря своему учению о постоянном изменении всего сущего. Единственное сочинение Гераклита – «О природе»; к сожалению, дошло до нас лишь в отрывках. Гераклит очень критично относился к предшествующим ему философам.

Гераклит предполагал, что первоматерия это огонь, а остальные элементы тот же огонь по мере сгущения. Душу человека Гераклит рассматривает как смесь огня и воды, при этом огонь – праведное, хорошее, благородное начало, вода же – низменное. Достичь совершенства можно лишь установив контроль над своими желаниями и страстями. Гераклит верил, что вселенная изначальна, и находится в постоянном изменении, как и сам огонь, её образующий.

Также интересно его онтологическое учение о противоположностях, которые находясь в постоянной борьбе между собой, создают этим движением гармонию.

Гераклит оказал, несомненно, огромное влияние на потомков. Многие философы цитируют его, зачастую, правда, приводя отрывки из его трудов для опровержения, (собственно, эти цитаты единственный сохранившийся источник по которому мы можем судить о философии Гераклита – подлинники его сочинений не сохранились до наших дней). Этот факт говорит о его большом авторитете.

Парменид был родом из Элеи – торгового греческого города, находившегося в южной Италии. Время жизни предположительно – с 540 до н. э. или 520 до н. э. по 450 до н. э. Причисляется к элейской философской школе.

Свои философские взгляды, изложенные в сочинении «О природе», Парменид разделил на две части: «путь истины» и «путь мнения». Путь мнения — это чувственная видимость, способ объяснения мира исходя лишь из свидетельств органов чувств, которые воспринимают изменчивость вещей, их возникновение и уничтожение. На «;пути истины»; эти свойства отвергаются, путь истины ведет нас к миру умопостигаемому. Проводя различие между чувственным и рациональным познанием, Парменид считает, что разум имеет превосходство над чувствами. Мысли изложенные в «пути истины» заключаются в следующем. Одна из основополагающих идей Парменида – идея о том, что всё без исключения, всё, затронутое человеческой мыслью, и тем более озвученное словом уже является частью бытия. Из положения, что любой предмет, представленный даже мысленно, является частью бытия, проистекает положения Парменида о том, что бытие бесконечно, едино, неизменно и неделимо, что нет такого понятия, как «изменение». Впрочем, не понятно, что из чего проистекает, но совершенно ясно, что философия Парменида вполне им обоснована и представляет собой целостную систему взглядов и предположений.

Эти предположения, высказанные в сфере изучения познания, как такового, первые во всей греческой философии. С них фактически начинается эпистемология, как таковая; Парменид оказывает непосредственное влияние на последующих философов. Невозможно не привести в пример самого Платона, и его изречение о том, что «Познание есть припоминание».

Зарождение афинской философской школы. Анаксагор.Во времена Перикла (495 – 429), правившего Афинами с 460 по 430 г., город испытал сильнейшее политическое и культурное развитие. Политическое, обуславливалось победами Афин над персами и распространением влияния на прибрежные греческие города Малой Азии и островов, впоследствии это привело к созданию военного союза, во главе с Афинами. Афины были крупнейшим городом земледельческой Аттики, но до Перикла не отличались высоким культурным уровнем. Расцвет греческой культуры, к началу пятого века до р. Х, проходил главным образом в торговых городах Ионии и «Великой Греции» (Сицилии и южной Италии).

Перикл призвал в Афины скульпторов и архитекторов, в том числе, знаменитого Фидия, чтобы восстановить пострадавшую во время персидского нашествия архитектуру, впоследствии же афиняне получили Парфенон, статуи Зевса и Афины, множество других шедевров поражающих воображение и в наши дни. Эсхил, Софокл и Еврепид, явили свой талант во времена Перикла. За сравнительно короткий промежуток времени культурный уровень Афины поднялся несоизмеримо.

Ионийский философ Анаксагор из Клазомен, живший, приблизительно, с 500 до н. э. по 428 до н. э., переселился в Афины, вероятно, привлечённый их процветанием, возможно, также, по приглашению Перикла.

Анаксагор считал, что существуют мельчайшие частицы – гомеомерии, из которых состоят все цельные тела. Всё движение, всё изменение во вселенной, образует Ум – «Нус». Ум управляет всем и самим собой. Живые тела отличаются от неживых наличием Ума.

Анаксагор выдвигал научные гипотезы. Например, он доказал, что Луна светит отраженным светом, вывел правильную теорию затмений. Он считал, что солнце и звёзды – горящие камни, что Луна населена.

Анаксагор всё же не был очень уж выдающимся философом, в один ряд с Пифагором, и Парменидом его не поставишь. Анаксагор замечателен тем, что принёс философию в Афины, оказав непосредственное влияние на их культурную атмосферу, благодаря нему, появятся знаменитые Афинские философы Сократ и Платон.

Сократ (469 – 399 г. до р. Х) был уроженцем Афин, сыном каменщика. Несмотря на происхождение, Сократ получил замечательное многостороннее образование и с юношества общался со многими выдающимися людьми своего времени. К двадцати пяти годам Сократ отправился набираться мудрости к софисту Продику, затем, учился риторике у Аспазии, супруги Перикла, музыке у Дамона и Конна. Был знаком с учёным, геометром и астрономом Феодором из Кирены, жрицей Диотимой. Говорили, что в молодости Сократ беседовал с Парменидом и учился у него мудрости, вполне возможно, это оказало влияние на развитие знаменитого диалектического метода Сократа. Также, вероятно, что Сократ некоторое время учился у Анаксагора, а судебный процесс против него, произвёл на него немалое впечатление, возможно, был одной из причин, подвигнувших Сократа нести истину людям и просвещать афинян. А свою жизнь, Сократ закончил из-за такого же судебного процесса возбужденного недоброжелателями против него самого, на собственном примере доказав чистоту своих взглядов…

Основные сведения о Сократе мы можем получить из произведений его учеников Ксенофонта и Платона. Даже если взять за основу те моменты, в которых их взгляды сходятся, образ Сократа представляется нам весьма необычным, иногда противоречивым, впрочем для великого философа в этом нет ничего необычного.

Сократ знаменит своими беседами. Большую часть своего времени проводил в общении с людьми, как и сам он, говорил, полностью посвятив свою жизнь, просвещению афинских граждан. В гостях, на пиру или на торговой площади – везде Сократ находил слушателей. Постепенно вокруг Сократа образовался круг учеников и почитателей, многие из которых будущие философы, даже основатели философских школ, или государственные деятели – почти все выходцы из богатых аристократических родов, в основном молодёжь. Главной темой рассуждений Сократа были, судя по всему, вопросы этики. Сам он говорил, что с помощью беседы лишь помогает человеку найти истину в нём самом, прояснить что есть зло, а что благо. Сократ задавал наводящие вопросы, а его собеседник наталкивался на истину, оказывающуюся нередко очевидной, в этом и заключался диалектический метод, корнями восходящий к Пармениду. Ведь если мысль уже часть бытия, то с помощью разума можно познать всё, нужно лишь направить мысль в правильное русло и она натолкнётся на истину.

Такое разумное познание, когда ты полагаешься лишь на логику и дедукцию, противопоставляется чувственному, эмпирическому познанию. Зародившись у Парменида, получив, так сказать, практическое применение у Сократа, этот метод познания был развит Платоном и в его творчестве сохранился на века, оказав огромное влияние на развитие философии в целом.

Эпоха В озрождения. Философские идеи северного Возрождения иВозрождения в целом, процесс их развития

Для лучшего понимания идей Мора, стоит, для начала, рассмотреть взгляды и мировоззрения вообще, присущие эпохе северного возрождения (конец XV, начало и середина XVI века). Но начну я всё же с итальянского возрождения, которое ему предшествовало (и сопутствовало) и во многом обусловило его основные течения.

Возрождение началось в Италии, примерно с середины XIII века, обозначают начало проторенессанса. Главная черта возрождения – постепенное обособление культуры, науки и искусства от непосредственного влияния католической церкви. Началось всё с итальянских городов-республик, где преобладающим становился класс зажиточных горожан – купцов и ремесленников, там, дворянские и церковные феодальные, иерархические традиции постепенно приходили в упадок. При этом, на смену средневековой иерархической идеологии, приходит новая – постепенно, вырабатывается гуманистическая идеология, воспевающая свободного человека – творца и созидателя с всеобъемлющими возможностями разума. Происходит приобщение к античным трудам, в которых многие находят опору для гуманизма, начинается возрождение античной культуры, но она уже осмысляется по-новому, теперь античные взгляды рассматриваются в контексте средневекового восприятия, гуманизм постепенно вытесняет схоластику. Но вместе с этим происходит необычайный упадок нравственности, который охватывает, в первую очередь Пап, духовенство и светскую власть.

Возрождение в северных странах началось чуть позже и резко отличалось от итальянского, ему напротив были свойственны благочестие и добродетель, сопровождающие просвещение умов.

Читайте также:  Сравнение видеокарт quadro rtx

С равнение черт и направленности философии Античности и Возрождения, вывод о формировании философских взглядов Платона и Томаса Мора в контексте данных эпох

Античность и Возрождение. Сходство и различия философского миропонимания, проблематика философии, проблематика идеального государства.

Итак, основополагающий объект древнегреческой философии – чувственно материальный космос, вселенная и её устройство. В античном философском сознании человек лишь ничтожная часть этого мира, по сравнению с природой, с всеобъемлющим космосом.

В первую очередь античная философия пытается дать ответ на вопрос о происхождение мира и сущности бытия, также рассматривается тема познания, этика, появившаяся лишь с Сократом, остаётся второстепенным вопросом, но в творчестве Платона играет не малую роль.

Основной проблематикой философии возрождения являются этика и антропология. В эпоху возрождения главенствует концепция гуманизма, центром в миросознании становится человеческая личность, воспевается человеческие свобода и разум (при этом, всё же, все лучшие качества человека – его богоподобие). Вопросы философии возрождения, это вопросы о взаимоотношениях человека и природы, личности и общества. Также, сильно отличающая от античной философии черта философии возрождения, это то, что она всё ещё связана с религией, хотя и не так плотно как средневековая философия.

У Платона идеальное государство обосновывается в первую очередь как лучший способ проявления Справедливости, политика Платона является лишь производной его этики и отчасти космологии. Для Утопии Мора, политика имеет первостепенное значение. Это обусловлено отчасти тем, что Томас Мор острее воспринимал проблемы государственного строя окружавшего его, находил его весьма далёким от идеала, продиктованного моралью и несущего в себе отпечаток развивающихся идей гуманизма.

Все эти черты данных эпох отразились соответственно и на взглядах философов, столь различная атмосфера их формирования обуславливает и различия их идей, позволяя сравнивать.

Формирование философских взглядов Платона:

Платон, несомненно, один из ярчайших философов древности, весьма значимый для потомков. Для лучшего понимания его идей, важно понимать, какое влияние и в какой мере оказали на него различные философские школы древней Греции. В его взглядах нашли отражение многие концепции предшествующих ему философов, здесь я рассмотрю, как и в какой мере это повлияло на его систему взглядов.

Прежде всего, стоит отметить влияние Сократа. Собственно, именно Сократ вдохновил Платона встать на путь искателя истины, именно Сократ заложил в его сознании идеи, которые получат такое развитие в его философии. Наиболее ярчайшим и значимым предметом является, пожалуй, тенденция к этике, в какой-то мере приближающейся к теологии. Именно эта тенденция, именно эта направленность философской мысли отличает Сократа от предшественников. В общем-то, философия Платона корнем уходит в сократовскую. Платон развивает идею Сократа о бессмертии души, уделяет столь немалое внимание познанию человека, этике и нравственности. Вполне возможно, что зарождением Идеала, своей мечты об идеальном государстве, Платон тоже напрямую обязан Сократу. Просвещая афинские умы своими беседами, он, нередко приходил к выводам о том, кому – что пристало делать, о том, что хорошему государству в политике нужны опытные политики, сапожник же нужен в мастерской. В общем говоря, не такой уж лестной ему представлялась знаменитая афинская демократия, впрочем властью тиранов он тоже не был доволен… Позиция Сократа по этому поводу для нас противоречива, потому что точных сведений о ней мы не имеем, но явно не без её влияния сформировалась позиция Платона, нам ясно представленная.

Диалектический метод, оказавший такое влияние на теорию познания Платона, как я уже отмечал выше, восходит ещё к Пармениду.

Ещё стоит отметить влияние пифагорейцев, между прочим, почти непосредственное – у Платона было немало друзей-пифагореёцев. В перерождение он не верил, впрочем, как и не принимал большинство довольно странных пифагорейских идей и обычаев, для Платона пифагорейцы были скорее примером как учёные мудрецы-геометры. А также неплохим примером того, как может править группа мудрецов, а ведь в античной Греции в том, или другом городе пифагорейцы нередко приходили к власти. Идея аристократии учёных, наверняка имела более или менее тесную связь с опытом пифагорейцев.

У Гераклита Платон заимствовал негативную теорию о том, что в этом чувственном мире нет ничего постоянного. Эта доктрина в сочетании с концепцией Парменида привела к выводу о том, что знание не может быть получено через органы чувств, оно может достигаться только разумом. Этот взгляд в свою очередь вполне согласуется с пифагореизмом.

Приближаясь к непосредственно теме идеального государства, нужно также учесть культурное влияние Спарты, имевшее немалое отражение в идеях Платона. Каким бы он не являлся на практике, в представлении большинства эллинов, спартанский государственный строй был необыкновенным примером хорошо устроенного государственного порядка, успешным опытом мудрого законодательства. Я не буду углубляться в выяснение того насколько образ идеального спартанского государства отличался от его реального воплощения, вполне возможно что отличался весьма, возможно что в меньшей мере, сведения самих греков по этому поводу очень противоречивы. Важно лишь то, что для Платона, как, впрочем, и для множества других мыслителей, Спарта подогревала надежду на то, что создание государства с необычным но эффективным строем, имеет шанс на успех.

Формирование взглядов Томаса Мора:

Удивительной чертой философии Мора, является то, что в ней сочеталась и высокая религиозность, и идеи гуманизма. Мор был моралистом, искренне верующим и защитником католической ортодоксии, но при этом, несомненно влияние на его восприятие идей возрождения. С одной стороны, он был ревностным католиком и опровергал протестантизм, с другой стороны он опровергал схоластику и был сторонником внутренней церковной реформы.

Мор испытал значительное влияние церкви, в частности, ордена картезианцев, проповедовавших духовность и аскетизм, в какое-то время даже хотел присоединится к ордену, но передумал.

Также стоит отметить влияние на Мора Эразма Роттердамского. Он в немалой степени был для Мора проводником идей гуманизма.

Мор прослыл вольнодумцем еще в юности, изучая в университете греческий язык и труды древнегреческих философов, что тогда в Англии считалось весьма необычным – предпочтение отдавалось латыни. Мор явно тяготел к Платону, его труды оказали на него огромное влияние. Несомненно, сама тема утопического идеального государства в какой-то степени подсказана Платоном. В этом плане следует рассматривать в большей мере «практическую» философию, как мы видим по трудам Мора, он был наиболее заинтересован в этических вопросах, и вовсе не затрагивал космологии. Эта ещё одна черта философии возрождения и её отличие от античной.

Глава II . Сравнение философских взглядов представленных в произведениях Утопияи Государство

В этой главе я буду рассматривать и сравнивать произведения Государство и Утопия, выявляя основные черты и характеризуя их, что позволит мне провести сравнительный анализ политико-философских идей Платона и Томаса Мора.

Государство. Основные положения и комментарии

Государство написано Платоном в 360 году до р. Х., в этом диалоге рассматривается проблема идеального государственного и общественного строя, при этом, что характерно для многих диалогов Платона, затрагиваются и другие темы – онтология теология и психология, которые в контексте данного произведения неразрывно связаны с этикой и политикой. Таким образом, в Государстве раскрываются также такие идеи Платона как учение об идеях, учение о бессмертии души, учение о познании и науках; но я в первую очередь буду рассматривать проблему государства и общества, остальных же идей коснусь лишь поверхностно.

Государство построено в форме диалога, в котором Сократ (устами которого Платоном всегда высказывается истина) опровергает ложные утверждения других участников беседы и приводит рассуждения к искомому выводу. Сюжет диалога состоит в том, что Сократ пересказывает свою беседу в доме Полемарха.

Вот основные положения идеального государства, представленного Платоном. Сперва следует отметить, что государство в представлении Платона — это греческий полис, гражданская община, город государство окружённый такими же городами государствами. Следуя устройству диалога, рассмотрим понятие справедливости, отождествляемой государством. Итак – справедливость в государстве, это в первую очередь гармония всех его сословий. При этом каждое сословие чётко разграничено и выполняет только свою работу на благо остальных. Платон выделяет три таких сословия:

Стражи, они же правители-философы. Выбираются из наиболее способных воинов и специально обучаются. Стражем мог стать воин, достигнувший пятидесятилетнего возраста. В этом сословии отображается одна из главных идей Платоновской утопии – правление философов, правление мудрейших и наилучших.

Воины – военная аристократия, на воспитании которой держится основа государства.

Ремесленники – крестьяне, торговцы, собственно сами городские ремесленники и все, кто относится к сфере обслуживания. Задача ремесленников – производство материальных благ, для обеспечения всего государства.

При этом, каждое сословие отождествляется с частями человеческой души: разумным началом (представляется в первом сословии философов), «яростным духом» — присущим сословию воинов и «вожделеющим началом» — представленного сословием ремесленников. И для того, чтобы душа (также как государство) находилась в гармонии и процветала, каждое из трёх начал должно повиноваться высшему. Ярость подчинённая разуму – это честь и мужество, и вожделение должно быть подчинено чести и разуму. Человек с таким душевным устройством будет добр, справедлив и счастлив, если же одно из аффективных начал возьмёт верх, человек будет порочен и несчастлив. Также и государство устроенное наилучшим образом будет здоровым и процветающим, в ином же случае в государстве будет царить несправедливость и беспорядок. Из этого следует, что экономическая основа – третье сословие государства, должно служить лишь для удовлетворения обще-материальных потребностей общества, торговля и промышленность должны быть ограничены, настолько, чтобы удовлетворять общественным потребностям, но не развращать государственное и общественное устройство. Также Платон упоминает, что правители должны отбирать наиболее способных граждан, для подготовки из них воинов и правителей. То есть, хотя воинами и правителями зачастую будут становиться потомки воинов, наиболее способные дети ремесленников тоже могут стать ими, а дети воинов, не удовлетворяющие требованиям – ремесленниками.

Тождество структуры государственной жизни и отдельной человеческой души, указывает на то, что добродетельность и процветание государства определяется добродетелью граждан, следовательно, первейшая задача идеального государства – воспитание идеальных граждан. В своём описании воспитания, Платон в первую очередь касается вопроса воспитании двух высших классов, но зачастую не ясно к какому именно относятся те или иные положения. Платон делит образование на физическое и мусическое – то есть культурное, которое и призвано воспитать в людях принципы, на которых и должно держаться идеальное государство, в человеке должно воспитываться мужество, понимание идеи общего блага, заключающегося в благосостоянии всего государства. Наиболее способные, в будущем возможные правители, кроме обычных дисциплин, обучаются ещё и высшим ступеням арифметики, геометрии, музыки и диалектики. Опасным и растлевающим Платон считает неправильную поэзию. Над всем литературным и музыкальным творчеством должна стоять жёсткая цензура, обеспечивавшая, чтобы в сознание людей не проникло ничего крамольного, противоречащего основной идее платоновского воспитания. В качестве примера неподобающей литературы Платон указывает Гомера, в произведениях которого присутствует множество вещей растлевающих молодёжь, подрывающих идеальное воспитание: непотребное поведение богов и их вожделения, (а в идеальном государстве божественным может быть только хорошее), страх смерти, невоздержанность. Также Платон полностью изгоняет драматургию из своего государства, потому что считает изображение плохих характеров крайне неполезным. До определённого момента юноши не должны видеть порока, но уже несколько повзрослев, они отвергнут его добровольно.

Фактически, главная цель воспитания – создать человека следующего за государственным идеалом по собственному убеждению.

Двух высших классов касаются строгие запреты и ограничения: запрет на личное имущество и личную половую жизнь (то есть общность детей и жён), запрет на ведение любой торговли и роскошь, драгоценности и собственно деньги – как самого растлевающего. У воинов не должно быть семей – все дети считаются общими, все войны как братья, как одна большая семья, где мужчины и женщины полностью равны. Правители в тайне выбирают на своё усмотрение лучших представителей обоих полов и составляют из них пары для рождения детей, но при этом создают видимость жребия. По-видимому, Платон уничтожает семью у аристократических классов для полного избежания возможности олигархии и соперничества аристократических семей. Низшего класса, ремесленников, эти ограничения не касаются, от них требуется лишь воздержанность. Платон, указывает на то, что войны и правители всё равно будут счастливы – они будут жить в согласии с внутренним убеждением и порядком, заложенными правильным воспитанием.

Платон всегда ратует за истину, но допускает «царскую ложь», умышленный обман граждан правителями, который должен принести пользу всему государству. Так, он хочет внедрить в сознание людей миф, который утверждает, что рождаются люди трёх сортов: «золотые» — которые должны быть правителями, «серебряные» — они становятся воинами, «медные и железные» — чей жребий быть ремесленниками. Миф, как надеялся Платон, должен был укрепиться тем, что, среди воинов и стражей, благодаря правильному отбору будут рождаться наиболее способные дети. Рождение «золотых» и «серебряных» детей от простых родителей допускалось, но предполагалось как редкое исключение. Этот миф, должен был укрепить сокральность власти, обеспечить её понимание, как у воинов, так и у простых людей, обеспечить подчинение низшего сословия высшему.

Такова утопия Платона. Здесь стоит отметить, что во время создания произведения, подобное государственное устройство не рассматривалось Платоном как изначально недостижимое, и в античной истории существовали весомые аргументы в пользу этого. Важнейший из них – это существование Спарты. Спарта не являла из себя идеальное государство (а для Платона именно спартанское устройство, хотя и сильно изменённое, являлось одной из основ его утопии), но представляла пример существования среди других греческих полисов, государства с весьма отличным, даже экстравагантным, устройством. Идея о правлении философов, была заложена ещё Пифагором, и в некоторых эллинских городах, даже бывали периоды когда к власть принадлежала пифагорейцам, хотя эти случаи были очень редки. Платон даже пытался осуществить свою мечту на деле, в Сиракузах, вместе со своим другом Дионом, «просветив» сиракузского тирана Дионисия Младшего, вроде как склонного к философии. Несмотря на талант Платона в убеждении Дионисия и его окружения, даже достигнув на некоторое время видимых успехов, философ потерпел неудачу, как из-за личности тирана, в сущности увлечённого лишь политическими интригами, так и из-за противодействия сиракузской аристократии и сложного внешнеполитического положения Сиракуз.

Читайте также:  Сравнение процессоров для iphone

Даже если бы идеальное государство Платона было бы реальностью, трудно предположить каково было бы его реальное положение. Предполагая, что идея правильного воспитания в полной мере осуществится, получилось бы довольно сильное в военном и экономическом плане государство, но его развитие скорей всего так и ограничилось бы размерами полиса. А тем временем наступала эпоха возвышения Македонии, эпоха эллинистических империй.

Утопия. Основные положения и комментарии

В 1516 году была впервые издана Утопия Томаса Мора. В виде художественного произведения, в ней представлены суждения Мора непосредственно о положении современной ему Англии, и здесь же словно противопоставление горькой действительности вымышленный рассказ о чудесной стране «Утопии» с идеальным устройством, недавно открытой мореплавателем Рафаилом Гитлодеем, повествование которого и пересказывает автор. Ниже я приведу основные положения, касающиеся именно описания самой утопии, которая и является объектом исследования.

Внешний облик Утопии: Итак, Утопия – это обширный остров, где-то в неведомых краях, на котором расположено одноимённое государство. Государство утопийцев – федерация из 54 городов (то есть по масштабу, государство схоже с Англией эпохи возрождения). Все города Утопии устроены совершенно одинаково – одинаковые дома, одинаковые улицы, города расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, даже одежда утопийцев совершенно одинаковая – простая и удобная, она различается лишь для мужчин и женщин, для замужних и незамужних. Столица Утопии – Амаурот, находится в центре государства. В сельской местности, множество ферм, на которых каждый утопиец должен проработать два года, а затем снова отправиться в город. В городах утопийцы также, каждые десять лет меняются своими домами.

Жизнь утопийцев: Большинство жителей Утопии – свободные, равноправные граждане, но также есть и рабы (в сельской местности на 40 свободных граждан приходится 2 раба) – преступившие закон утопийцы, или же чужестранцы, приговорённые на родине к смертной казни. Рабы исполняют самую грязную работу, например, разделывают мясо – чтобы свободные жители не приучались к жестокости. В Утопии не существует никакого личного имущества – нет ни бедных, ни богатых, и соответственно конфликтов между ними. Каждый гражданин утопии в городе учится и занимается ремеслом, некоторые, те у которых проявляются должные способности и они оправдывают предлагаемые требования, становятся учёными и освобождаются от работы, из их числа выбираются протофилархи и послы. Режим дня утопийца строго прописан: утренние лекции (на которые каждый утопиец кроме самих учёных, может приходить по своему желанию), шесть часов работы, один час вечернего отдыха. Указывается, что многие утопийцы свободное от ремесла время посвящают науке. Работа распределена между всеми поровну, и поэтому не столь обременительна. Перемещаться между городами утопийцы могут только с разрешения сифогранта.

Государственное устройство и управление: Утопийское государство управляется сенатом , который собирается каждые три дня или чаще, если на то есть причины. Сенат состоит из князя, двадцати протофилархов и двух филархов. Сенат также разрешает общественные споры, которых и так очень мало, то есть, по-видимому, является высшей инстанцией суда.

Наиболее важные решения принимаются народным собранием – филархи обсуждают его со своими семьями, затем на собрании филархов между собой и принимают решение. Любая попытка принять общественно важное решение, без ведома сената и собрания, является преступлением. Таким образом, не допускается ни малейшего шанса сменить государственный строй. В государстве утопийцев существуют следующие должностные лица:

Князь выбирается собранием филархов пожизненно из выдвигаемых утопийцами четырёх кандидатур. Номинально является главой государства, но делит власть с 20 протофилархами. За стремление к тирании может быть низвержен (как ни странно, автором не указывается, были ли вообще в Утопии попытки установить тиранию, судя по всем нет, ведь идеальное государство не меняется).

Филархи (Сифогранты) – выбираются утопийцами по одному от тридцати семей и меняются ежегодно. Все 200 филархов собираются для выборов князя и траниборов и обсуждения особенно важных дел. Двое филархов присутствуют на собраниях сената и каждый раз меняются. Также в задачи филарха входит присмотр за определёнными ему семьями, грамотное распределение работы.

Протофилархи (Траниборы) выбираются филархами из числа учёных по одному человеку на каждых десятерых филархов. 20 протофилархов составляют основу сената.

Внешняя политика Утопии: Утопия имеет торговые связи с соседними государствами, в частности для импорта железа, которого нет на острове. Утопийцы прибегают к войне только в некоторых случаях: если опасность угрожает непосредственно Утопии, чтобы помочь союзникам, чтобы освободить угнетённый народ от тирании. Утопийцы используют хитрость и стараются не проливать кровь, когда это возможно. В первую очередь утопийцы пытаются рассорить врагов, посеять смуту в государстве противника, подкупая чиновников и военачальников. Если же дело доходит до открытых боевых столкновений, утопийцы в первую очередь используют наёмников. Сами граждане утопии тоже обучаются военному искусству, но вступают в военные действия, только при самой крайней необходимости. Во время военных действий, утопийцы стараются проявлять милосердие к простому народу вражеского государства. Для внешнеполитических действий и содержания наёмников утопийцы имеют огромный золотой запас, причём у свободных граждан воспитывается презрение к золоту, из него делают ночные горшки и цепи для рабов.

Нравы, обычаи религия и этика утопийцев: Семейная жизнь утопийцев имеет патриархальный характер. Жена слушается мужа, младшие старших, главой семьи считается самый старший в ней мужчина, если только разум его не замутнён старостью. К бракосочетанию утопийцы относятся благоговейно, преступление брачных уз карается рабством, осуждается и навлекает большой позор на всю семью. Развод разрешается в случае супружеской измены, «нестерпимого характера» одного из супругов, или по желанию обоих.

Утопийцы считают главным в жизни удовольствие, при этом некоторые склоняются к настоящему, некоторые к праведной жизни ради загробного воздаяния, но ни для кого стремление к удовольствию не переходит разумных границ и не представляет опасности для других людей.

В Утопии разрешена любая религия, не отрицающая загробного воздаяния, всякий же отрицающий это может представлять потенциальную угрозу, так как его действия не подчинены совести, и отстраняется от общества. Утопийцы исповедуют множество религий, среди которых полная терпимость. Среди утопийцев есть священники наставляющие народ в вере и имеющие большое уважение, но не власть. Рафаил Гитлодей проповедовал в Утопии христианство и многие в него обратились.

Сравнение двух утопий и вывод на его основе

Итак, перед нами два произведения, написанные в разное время и с разной целью. Государство, описанное Платоном, – это идеал к которому он стремился и которого надеялся достичь, на это указывает хотя бы то, что он приводит способы могущие притворить его в жизнь (проработанная система воспитания яркий тому пример). Будучи знаменитым философом, Платон имел уважение и почёт со стороны аристократии и тиранов городов греческого мира, но его попытки превратить хоть часть своих идей в действительность в Сиракузах, обратив на путь истины тирана Дионисия, всё же оказались неудачными. Впрочем, его идеал и считается поэтому утопией.

Утопия Томаса Мора изначально имела практическую цель именно как литературное и философское произведение, добивающееся внимание множества читателей и освещающего насущные политико-философские проблемы человечества (того времени, в первую очередь), заставляющего задуматься над ними, показав им другую реальность, в которой полностью воплощены справедливость и идеалы гуманизма.

Выстраивая своё суждение об идеальном государстве, Платон в первую очередь опирается на этические рассуждения, Мор, же в большей степени, отталкивается от социальной действительности, которая его окружает, острые проблемы которой находят своё решение в образе идеального государства. Для Платона, в ходе построения образа идеального государства, разрешаются и этические вопросы из которых он исходит. В этом наиболее ярко видно различие подхода к философии эпох античности и возрождения.

Политико-философские идеи Платона, изложенные в «Государстве», оказали на потомков огромное влияние. Идея отсутствия частной собственности, которая будет положена в основу коммунизма, впервые представлена именно Платоном. Мор, как и большинство образованных людей возрождения, был знаком с творчеством Платона, но в его Утопии эта идея расширена до масштабов всего государства (а не лишь аристократического класса), в чём сказывается идея гуманистического индивидуализма, из которого рождается идея равенства, отсутствия социального различия, в то время как у Платона благополучие государства как раз этим классовым разделением и определяется.Это пожалуй, наиболее главное различие утопий. Впрочем, уничтожение частной собственности и в том и в другом случае – средство избежания богатства и бедности, а следовательно и конфликтов из-за этого.

Различия в выборе типа государственного управления обусловлены следующим: Платон в построении образа своего идеала исходит, в первую очередь из общего благополучия государства, Мор же в не менее важной степени рассматривает благополучие каждого гражданина (в чём опять же столь наглядно проявление гуманизма). Поэтому и получается, что граждане Утопии имеют максимально возможное политическое равенство — демократию, в то время как у Платона, изначально устанавливается власть немногих (но лучших, чему даётся весомое обоснование) – аристократия.

Утопии имеют ещё множество более мелких различий – но все они имеют основание в причинах, которые я привёл выше, проиллюстрировав наиболее яркими примерами.

В начале дипломной работы мной были поставлены следующие задачи:

Дать общую характеристику философских идей и исторической обстановки античности и возрождения и сравнить их

Проследить процесс формирования философских взглядов Томаса Мора и Платона

Проанализировать тексты произведений «Утопия» и «Государство» и представить основные положения обоих утопий.

В ходе дипломной работы мною были представлены и охарактеризованы в общих чертах философские идеи античности и возрождения. Также я рассматривал исторические сведения о данных эпохах, достаточные для того, чтобы в большей мере раскрыть сущность и происхождение вышеуказанных философских идей.Выполняя данную задачу, я пришёл к следующим выводам:философия Античности и философия Возрождения, различаются, в первую очередь по своей направленности. Для Античной философии, наиболее характерны космологические проблемы, познание устроения вселенной.В то время как в философии Возрождения, главной проблемой является этика, познание устроения человека и общества. Это даёт возможность понять, какое место в различных философских системах занимает проблема идеального государства, и откуда она проистекает.

Чтобы точнее разобраться в этом, я перешёл к рассмотрению формирования взглядов обоих философов, опираясь, при этом, на их биографические данные.Учитывая всю полученную мной информацию, я выяснил,каким было влияние предшествующих мыслителей на формирование идей Платона и Томаса Мора.

Следующим этапом моей работы было изучение произведений Утопия и Государство. Я выявил наиболее важные идеи, заложенные рассматриваемыми мной философами в этих произведениях, проанализировал их и приступил к сравнению.

В ходе сравнения я выяснил, что два произведения, которые я рассматривал, изначально несколько отличаются по своей цели. Идеальное государство Платона – это результат, которого он надеялся достичь в реальности, а Утопия Мора – заведомо недостижимый идеал. Оба философа, описывая идеал, отталкивались в большей или меньшей степени от реальности их окружавшейи руководствуясь идеологическими принципами ей присущими, поэтому утопии имеют настолько разный масштаб и во многом различны. В то же время многие идеи (наиболее яркие примеры – идея отсутствия частной собственности и идея важности идеологического воспитания населения) являются общими, многие схожи по своей сути, что объясняется в первую очередь тем, что многие логические заключения создавшие эти идеи, были основательны и значимы и для Античной философии, и для философии Возрождения. Также стоит учитывать тот факт, что философия Античности была в большей части усвоена философами Возрождения, и многие идеи Томаса Мора, могут в своей основе иметь Платоновские.

Итак, все задачи моего исследования были выполнены, а цель – выявить и сравнить основные черты философских идей Платона и Мора, посвящённых проблеме идеального государства, достигнута.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. – М.: Мол. Гвардия, 1993.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. /lib/losev/index.htm. Ссылка действительна на 09.04.12

Институт философии российской академии наук. Новая философская энциклопедия. /elib/0829.html. Ссылка действительна на 09.04.12

Платон. Государство s.ec/b/177876. Ссылка действительна на 23.01.12

Рассел Бертран. История западной философии. /library/russell/01/00.html. Ссылка действительна на 23.01.12

Томас Мор. Утопия /author/mor_tomas/mor_tomas_utopiya/. Ссылка действительна на 23.01.12

Источник