Меню

Сравнение политической системы россии с политической системой сша



Сравнение политической системы США и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:56, реферат

Краткое описание

Мною была выбрана тема сравнения политических систем России и Соединенных Штатов Америки ввиду актуальности этой темы в наши дни. В России недавно прошли выборы депутатов в Государственную Думу и выборы Президента Российской Федерации. Эти события вызвали огромную волну политической активности среди населения России. Появилось много протестующих и недовольных выборами. Появилось также и много иностранных наблюдателей, в том числе и из США, которые вплотную заинтересовались политической обстановкой в России.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Понятие, структура и типы политической системы ……………………………. 4
Политическая система России …………………………………………………….. 5
Политическая система США ……………………………………………………….7
Сравнение политических систем России и США: сходства и различия ……….11
Заключение ……………………………………………………………………. 15
Список литературы …………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Кафедра Истории и Политологии

Реферат по политологии на тему:

Политическая система России и США

Выполнил студент группы К-62

Попова Вера Владимировна

  1. Понятие, структура и типы политической системы ……………………………. 4
  2. Политическая система России …………………………………………………….. 5
  3. Политическая система США ……………………………………………………….7
  4. Сравнение политических систем России и США: сходства и различия ……….11

Мною была выбрана тема сравнения политических систем России и Соединенных Штатов Америки ввиду актуальности этой темы в наши дни. В России недавно прошли выборы депутатов в Государственную Думу и выборы Президента Российской Федерации. Эти события вызвали огромную волну политической активности среди населения России. Появилось много протестующих и недовольных выборами. Появилось также и много иностранных наблюдателей, в том числе и из США, которые вплотную заинтересовались политической обстановкой в России.

В 2012 году также пройдут выборы Президента Соединенных Штатов Америки. И внимание граждан России будет приковано к политической обстановке в США. С обеих сторон постоянно идет сравнение и постоянно задается вопрос: А чья же демократия лучше?

Также видя огромную массу людей, вышедших на митинги в поддержку оппозиции, видя такую политическую активность граждан, я задался вопросом: а может в нашей политической системе что то не так? Может нужно что то изменить?

Для ответа на эти вопросы я предлагаю сравнить политическую систему России с политической системой США. Ведь Соединенные Штаты считаются самой демократичной страной в мире, и нам есть чему у них поучиться. Создание США в 1776 году стало первой в истории человечества попыткой реализации идеи демократии на масштабе целой страны, а не города-государства. Эта идея получила отражение в Декларации независимости и принятой в 1789 году Конституции США:

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье.

Декларация независимости США

Чтобы сравнить политические системы двух государств, необходимо сначала рассмотреть каждое государство в отдельности, отметить все особенности политической системы, все положительные и отрицательные стороны. Также необходимо рассмотреть некоторые статьи из Конституций обоих государств, произвести их сравнение.

В данном реферате будут рассмотрены современные политические системы России и США. Также хотелось бы отметить, что иногда существуют различия между политической системой в теории и той же системой, реализованной на практике в конкретном государстве. Вследствие чего нет государств с абсолютно одинаковыми политическими системами.

  1. Понятие, структура и типы политической системы

Для того, чтобы говорить о политической системе конкретного государства, нужно определить основные понятия, выявить структуру политической системы и посмотреть, какие типы политических систем бывают.

Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации. В образовании политической системы как совокупности социально-политических групп и институтов присутствуют такие элементарные единицы, как индивиды, группы, организации – правительственные и неправительственные, группы давления, политические партии и др.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

К основным структурным частям политической организации общества относят следующее:

1. Государство – выступает самостоятельным субъектом политических отношений, выполняет определенные задачи по управлению делами общества, создает необходимые условия для практического обеспечения конституционных принципов организации и деятельности остальных компонентов политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан;

2. Партии, общественные движения, иные организации, в отличие от государства, выражают и реализуют интересы определенных групп, социальных общностей, играют роль посредников между обществом и органами государственной власти.

К рассматриваемому ряду можно отнести и деятельность отдельных людей, выступающих с политическими целями.

Политическая система структурна, то есть включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных – высшего или верхнего (мегуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального – нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы – к руководящим учреждениям): партии, крупные общественные организации, союзы и т.п. На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними. Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами.

В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:

1. Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система. Основой типологизации являются общественно- экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.

2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная. Основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль.

3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная. Основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд.

4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная. Основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В.Е. Чиркин.

5. Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе. Авторы этой типологизации выступают: В.В. Радаев, О.Н. Шкаратан.

  1. Политическая система России

Теперь, когда были рассмотрены основные понятия, можно приступить к рассмотрению политической системы России.

Политическая жизнь России отличается нестабильностью и своеобразием. Весьма динамична ситуация и в партийной жизни: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции.

Для анализа политической системы обратимся к Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», — статья 1. «Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны», — статья 10.

Результаты многочисленных исследований последних лет свидетельствуют, что для России конца XX века характерна специфическая, как бы «двухэтажная», двухуровневая политическая система.

Верхний уровень включает в себя как официальные партии и иные политические объединения, так и избирательные комиссии, законодательные собрания, в том числе Федеральное Собрание РФ и Межпарламентскую ассамблею стран СНГ, а также формирующиеся на представительской основе разного рода совещательные органы при Президенте или правительстве (Политический консультативный совет, Общественную палату. Палату по информационным спорам и т.п.) или согласительные структуры типа «Большой четверки» и президентского «Круглого стола», — т.е. институты, связанные с новым, демократическим «дискурсом».

Нижний уровень российской политической системы во многом теневой, нелеги-тимный, неформальный. На этом уровне осуществляются согласование реальных интересов основных субъектов политики и не только подготовка большинства государственных решений, но также их фактическое принятие. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений. Это прежде всего различные «группы интересов» и их разновидности — «группы давления» и «группы влияния», имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но тем не менее в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо «групп интересов» к подобного рода структурам мы можем отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.

Читайте также:  Сравнить зимние шины бриджстоун йокогаму

Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений — нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается в специфическом соотношении этих двух уровней политической системы.

С одной стороны, по своим формальным характеристикам российская политическая система является аналогом самых развитых европейских демократий: в России гарантированы свобода деятельности самых разных политических организаций, свободные и всеобщие выборы, многопартийность, высокая степень свободы прессы. С другой стороны, общество, политические институты и государственные органы в массе своей по-прежнему живут по правилам административной системы, авторитарного государства и распределительной экономики, предполагающих приоритеты непубличных, закулисных, антидемократических методов и механизмов управления.

Противоречие между двумя уровнями российской политической системы настолько серьезно, что именно оно, а не некие «принципиально» различные взгляды или идеологии, является основной причиной текущей политической борьбы, воспроизводясь на всех уровнях в виде конфликтов интересов — между исполнительной и законодательной властями, между «демократами» и «левопатриотической» оппозицией, «компрадорами» и сторонниками «национально ориентированной» экономики, административными и рыночными методами управления экономикой, между нарождающимся «гражданским обществом» и «олигархами».

Основные критерии и ожидаемые направления изменения баланса названных двух уровней российской политической системы в пользу верхнего этажа достаточно очевидны:

а) возрастание роли партий в организации избирательного процесса на местах: например, реальная борьба партий, а не административных, коммерческих или криминальных группировок, и не только на уровне центрального телевидения, но и в избирательных округах — даже если парламентские выборы будут проходить исключительно по мажоритарной системе;
б) формирование органов исполнительной власти федеральным парламентом и законодательными собраниями субъектов Федерации — в результате межпартийных и межфракционных соглашений;
в) перенос, таким образом, конкуренции и борьбы различных «групп интересов» из коридоров исполнительной власти в публично-правовое пространство: прежде всего — в политические партии и парламент, поскольку решающим условием влияния на процесс принятия решений должны стать не приватизация правительственных ведомств, а количество получаемых в ходе выборов голосов избирателей;
г) возрастание роли общественных организаций, а также независимых от ведущих «групп интересов» средств массовой информации.

Источник

Сравнение политической системы США и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:56, реферат

Краткое описание

Мною была выбрана тема сравнения политических систем России и Соединенных Штатов Америки ввиду актуальности этой темы в наши дни. В России недавно прошли выборы депутатов в Государственную Думу и выборы Президента Российской Федерации. Эти события вызвали огромную волну политической активности среди населения России. Появилось много протестующих и недовольных выборами. Появилось также и много иностранных наблюдателей, в том числе и из США, которые вплотную заинтересовались политической обстановкой в России.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Понятие, структура и типы политической системы ……………………………. 4
Политическая система России …………………………………………………….. 5
Политическая система США ……………………………………………………….7
Сравнение политических систем России и США: сходства и различия ……….11
Заключение ……………………………………………………………………. 15
Список литературы …………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

Важным условием размывания нижнего и укрепления верхнего уровней российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности «групп интересов» в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско- парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности «групп интересов».

  1. Политическая система США

В политической жизни США изначально заложена идея, что правление должно основываться на документах, формулирующих основные законы общества. Из опыта британских и колониальных политических институтов, а также здравого подхода вытекало, что правительство должно состоять из представителей, избранных большинством населения. Однако колониальный опыт научил американцев относиться к государственной власти с недоверием, и поэтому в Конституции они заложили принципы разделения законодательной и исполнительной властей и сдержек и противовесов.

Идею разделения властей, т.е. распределения властных полномочий в государстве между различными ветвями власти, пропагандировал французский просветитель и философ Монтескьё, с трудами которого были знакомы авторы Конституции США, и особенно Джеймс Мэдисон. Во время Войны за независимость несколько штатов (прежде всего Виргиния) имели централизованное правление, осуществлявшееся более или менее демократически избранными законодательными органами. Опасаясь превышения власти со стороны таких правительств, авторы Конституции обратились к принципу отделения законодательной власти от исполнительной. Новым изобретением явилось создание самостоятельной и полномочной судебной власти, наделенной правом оценивать конституционность действий законодательной и исполнительной власти. Обладая такими полномочиями, судебная ветвь могла противостоять узурпации власти двумя другими ветвями.

Помимо общего разделения властей Конституция распределила полномочия между центральной властью и властями штатов, создав федеральную систему государственного управления. Американцы, учитывая свой полуторавековой опыт жизни в отдельных колониях и штатах, ревностно оберегали прерогативы местной власти. Они считали принцип федерализма едва ли не основным гарантом от деспотии центрального правительства и предоставили этому правительству лишь ограниченные властные полномочия, передав всю остальную власть правительствам штатов и местным администрациям (это специально оговаривается в 10-й поправке к Конституции). Концепция естественных прав, не дарованных государством, имела основополагающее значение для поколения эпохи американской революции. Эта доктрина сформировалась под влиянием британского политического наследия, включая Великую хартию вольностей (1215), «Славную революцию» (1688–1689) и Билль о правах (1689), неприязнь протестантов к светской власти, труды таких философов, как Джон Локк, а также в связи с необходимостью иметь узаконенные средства защиты от действий власти. Концепция естественных прав была составной частью идейно-политической основы движения протеста против английской королевской власти, и это было учтено при составлении Декларации независимости. Американцы были полны решимости защищать даже от собственного правительства то, что они считали своими естественными правами, отчасти перечисленными в Билле о правах – первых десяти поправках к Конституции, принятых в 1791.

Конституция наделяет законодательной властью двухпалатный Конгресс, состоящий из сената и палаты представителей. Основные его полномочия включают налогообложение, регулирование торговли с зарубежными странами и между штатами, право объявления войны, формирование вооруженных сил и выделение средств на их содержание. Конгрессу также предоставляются полномочия, позволяющие принимать «необходимые и уместные» законы для эффективного функционирования государственного механизма.

Конгресс работает в сессионном режиме. Ежегодно созывается одна сессия. Первоначально она длилась с первого понедельника декабря до первого понедельника после 4 марта. 20-й поправкой, принятой в 1933, дата открытия сессии Конгресса перенесена на 3 января. Но точная дата роспуска Конгресса на каникулы не установлена. Помимо регулярных сессий Конгресс может собираться на специальные сессии, созываемые президентом США.

Сенат был создан как верхняя палата Конгресса, представляющая интересы штатов и имущих классов общества. Поэтому сенаторов избирали законодатели штатов. Согласно 17-й поправке, получившей силу закона в 1913, сенаторов стали выбирать прямым голосованием избиратели штата. Как верхняя палата сенат обладает особыми полномочиями, например, он может одобрять или отклонять президентские назначения на высшие государственные посты, ратифицировать или отклонять международные договоры и рассматривать дела должностных лиц, подвергнутых импичменту палатой представителей. Сенаторов избирают сроком на шесть лет. Для сохранения преемственности власти сроки полномочий сенаторов смещены во времени таким образом, что в каждый год выборов становится вакантной только треть мест.

Вице-президент США является председателем сената. Сенат избирает из своего состава временного председателя, который ведет заседания в отсутствие вице-президента. Впрочем, наиболее важными руководителями сената являются лидер сенатского большинства и лидер сенатского меньшинства, избираемые на совещаниях фракций крупнейших политических партий, представленных в сенате. Им помогают секретари партийных фракций сената. Авторы Конституции рассматривали палату представителей как нижнюю палату Конгресса, представляющую все население страны. Количество представителей пропорционально численности населения, но каждый штат имеет не менее одного представителя. Выборы представителя проводятся через процедуру всеобщего голосования по одномандатным округам с приблизительно равной численностью населения.

Читайте также:  Офломил или лоцерил сравнить

Палата представителей первоначально насчитывала 59 членов, но к 1910 их число выросло до 435. С тех пор численный состав палаты оставался неизменным, а поправки на прирост населения делались путем расширения избирательных округов через каждые десять лет, после очередной его переписи. Члены палаты представителей избираются на двухгодичный срок. Кандидат должен быть старше 25 лет, не менее 7 лет быть гражданином США и ко времени выборов проживать на территории штата, от которого он избирается.

В соответствии с Конституцией, исполнительная власть в США осуществляется президентом. В его руках сосредоточена вся полнота исполнительной власти, и он имеет возможность оперативно принимать важнейшие решения. Срок полномочий президента определен в четыре года. Эти полномочия не зависят от вотума доверия законодателей, как это принято в отношении премьер-министров в странах с парламентской системой. Согласно 22-й поправке, принятой в 1951, президент не может избираться более двух раз и исполнять свои обязанности дольше восьми лет.

Вице-президент вступает в должность президента в случае кончины или отставки действующего президента. К кандидату в вице-президенты предъявляются те же требования, что и к кандидату в президенты. Он избирается тоже на четырехлетний срок. Президент и вице-президент формально избираются коллегией выборщиков, за которых голосуют избиратели в каждом из штатов по спискам, предложенным политическими партиями. Выборщики, как правило, обязываются поддерживать кандидата своей партии, хотя это и не оговорено в Конституции. Попавшие в окончательный список коллегии голосуют за президента и вице-президента. Число выборщиков от каждого штата равно суммарному числу конгрессменов и сенаторов. Победителем на выборах считается кандидат, получивший большинство голосов выборщиков. Если ни один из кандидатов не получает большинства (как это случилось, например, на выборах 1800 и 1824), палата представителей путем голосования по принципу «один штат – один голос» избирает президента из трех кандидатов, набравших наибольшее число голосов выборщиков. Если ни один из кандидатов в вице-президенты не получит большинства голосов, то сенат избирает вице-президента из двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов.

Президент стал также гарантом экономики, ответственным за поддержание стабильных цен и достаточно высокой занятости. Он является лидером политической партии, поддержкой которой может воспользоваться для укрепления своих позиций в Конгрессе и стране в целом. Президент – единственное официальное лицо в государстве, избираемое всенародно.

В соответствии с Конституцией, общенациональная судебная власть ограничена. Федеральные суды разбирают все дела, возникающие в связи с толкованием Конституции, законодательством и международными договорами страны; дела, касающиеся иностранных дипломатов, аккредитованных в США; дела, связанные с морским правом; все споры, в которых одной из сторон являются США; все споры между двумя или более штатами, между гражданами различных штатов, между штатом или его гражданами и иностранными государствами или гражданами. Судебная власть распространяется лишь на рассмотрение дел и споров; суды не вправе инициировать дела и оказывать консультации.

Верховный суд. состоит из председателя и восьми членов суда (такой состав был узаконен еще в 1869). Конгресс утверждает кандидатуры судей, которые назначаются президентом с согласия сената и могут быть смещены лишь через процедуру импичмента. Судья может уйти в отставку в возрасте 70 лет после 10 лет работы в суде или в 65 лет после 15 лет работы в суде. Пенсия назначается в размере полного годового оклада (в 1998 председатель имел годовую заработную плату 175,4 тыс. долл., члены суда – по 167,9 тыс. долл.). Верховный суд заседает с октября по июнь.

Верховный суд, как правило, рассматривает дела государственного значения. Помимо Верховного суда, федеральная судебная система включает 12 окружных апелляционных судов, 89 районных судов в 50 штатах (от одного до четырех в каждом), а также районные суды в федеральном округе Колумбия, в Пуэрто-Рико, на Гуаме, Виргинских и Марианских о-вах. Члены всех этих судов назначаются президентом. Районные суды являются судами первой инстанции. Апелляционные суды рассматривают апелляции по делам, прошедшим через районные суды. Они осуществляют также контроль за деятельностью федеральных ведомств. В большинстве случаев апелляционные суды являются последней инстанцией. Кроме этих трех уровней судов общей юрисдикции, существуют также специальные суды, включающие Апелляционный суд США по федеральному округу, Федеральный претензионный суд, Суд США по делам внешней торговли, Военно-апелляционный суд США.

В Конституции не упоминаются политические партии, но со временем они стали играть ключевую роль в политической жизни страны. Партии выполняют роль посредника между народом и властью, вовлекая активистов и претендентов в избирательный процесс и предлагая электорату различные программы.

Общенациональные политические партии представляют собой довольно свободные конфедерации местных партийных организаций, которые объединяются с целью поддержки своего кандидата на президентских выборах или для завоевания большинства мест в Конгрессе. Система федерализма способствует усилению партийных организаций в штатах (ценой ослабления общенациональной партии) ввиду распределения многих выборных должностей на уровне штатов и обеспечения поддержки на местах.

Важнейшей чертой партийной системы США является существование двух основных политических партий. На протяжении всей американской истории размежевание интересов никогда не было четким, за исключением периода Гражданской войны, и внутри обеих партий всегда проявлялись различные, подчас противоположные, интересы. Поэтому возникла необходимость идти на компромиссы при выработке политических платформ разных партий, что отражалось в их программах. Нередко итог голосования определялся отношением скорее к личности кандидата, чем к его политической программе.

Выдвижение кандидатов в президенты проводится на партийных съездах. Шумные, зачастую плохо организованные, съезды для выдвижения кандидатов первоначально возникли как конвенты Демократической партии. При создании института президентских выборщиков предполагалось, что выборщики в каждом штате будут собираться и обсуждать кандидатов.

Каждый штат осуществляет контроль за проведением местных выборов, устанавливая процедуру и сроки регистрации избирателей, при этом весь штат делится на избирательные округа или участки, разрабатываются образцы бюллетеней и инструкции по утверждению результатов голосования и пересчету голосов в спорных случаях. Голосование является тайным во всех штатах.

Совет федерации – входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов.

— утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
— утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
— утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
— решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
— назначение выборов Президента Российской Федерации;
— отрешение Президента Российской Федерации от должности;
— назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
— назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
— назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Государственная Дума – входят 450 депутатов, избираются на 4 года. Депутатом ГД может быть избран дееспособный гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

— дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
— решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
— объявление амнистии;
— выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Палата представителей — состоит из 435 депутатов, переизбираемых каждые 2 года. Депутатом палаты представителей может быть избрано лицо старше 25 лет, являющееся гражданином США более 7 лет и проживающее в том штате, на территории которого избирается. Основная функция – законодательная.

Сенат – состоит из 100 сенаторов, избираемых на 6 лет, каждый штат имеет по 2 сенатора. Сенатором может стать гражданин США старше 30 лет, являющийся гражданином более 9 лет и проживающий на территории штата, где он баллотируется. Основная функция – кадровое назначение и контроль.

Читайте также:  Размер 12 айфона сравнению с 11 про

— устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединённых Штатов; причём все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах;

— занимать деньги в кредит Соединённых Штатов;

— регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами;

— устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах;

— чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы весов и мер;

— предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединённых Штатов;

— создавать почтовые службы и почтовые пути;

— содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя на определённый срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия;

— учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду;

— определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против права наций;

— объявлять войну, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии и устанавливать правила относительно захватов трофеев на суше и на воде;

— формировать и обеспечивать армии, но ассигнования на эти цели не должны выделяться более чем на двухлетний срок;

— создавать и содержать военно-морской флот;

— издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими;

— предусматривать меры по призыву полиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений.

Президент – глава государства. Избирается на 6 лет, может быть избран дееспособный гражданин РФ старше 35 лет, проживающий в РФ не менее 10 лет.

— назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;

— имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

— принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

— по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

— формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

— утверждает военную доктрину Российской Федерации;

— формирует администрацию президента Российской Федерации;

— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

— назначает выборы Государственной думы в соответствии с конституцией и федеральным законом;

— распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;

— вносит законопроекты в Государственную думу;

— подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения.

— обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

— в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;

— решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

— награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

Правительство – состоит из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства и федеральных министров.

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

— обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— осуществляет управление федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Президент – глава исполнительной власти и глава государства. Президентом США может стать гражданин США, старше 35 лет и проживающий на территории США не менее 14 лет.

-Президент является главнокомандующим армией и флотом Соединённых Штатов и полиции отдельных штатов, когда она призывается на действительную службу США.

Президент США имеет право:

— потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу, касающемуся их должностных обязанностей;

— даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилование за преступления против Соединённых Штатов, кроме как по делам импичмента (не только собственного, но и чиновников иных уровней);

— по совету и с согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов;

— заполнять все вакансии, открывающиеся в период между сессиями сената, выдавая удостоверения на должности, срок действия которых истекает в конце его следующей сессии;

— в чрезвычайных случаях может созвать обе палаты Конгресса или любую из них;

— в случае разногласий между палатами Конгресса по поводу времени переноса заседаний переносить их сам на такое время, какое сочтёт уместным.

Президент США по совету и с согласия сената назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц США, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливаются законом (но Конгресс может законом предоставить право назначения таких нижестоящих должностных лиц, каких сочтёт уместным, президенту единолично, судам или главам департаментов)

Президент периодически дает Конгрессу информацию о положении страны и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтёт необходимыми и целесообразными.

Президент США принимает послов и других официальных представителей, обязан заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись, удостоверяет в должности всех должностных лиц Соединённых Штатов.

Решает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов РФ и субъектов РФ; договоров между органами государственной власти; не вступивших в силу международных договоров РФ; разрешает споры о компетенции между органами государственной власти.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Районный суд – рассматривает дела как первая и вторая инстанции. Вышестоящая инстанция к мировым судьям.

Военные суды – создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей, рассматривает дела, где хотя бы одной стороной является военнослужащий.

Высший арбитражный суд – является высшим судебным органом по разрешению экономических споров.

Мировой судья – рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Теоретически, его компетенция строго ограничена Конституцией США (Статья III, секция ). Так, в компетенцию верховного суда входят дела, возникающие на основе Конституции, законов, принятых Конгрессом Соединённы х Штатов и международных договоров. Суд также может рассматривать дела, касающиеся послов, адмиралтейства и морской юрисдикции.

Апелляционные суды являющиеся одной из главных частей, на которые делится судебная система в США, созданы в 1891 годы. Они представляют собой суды промежуточной юрисдикции между окружными судами и Верховным судом США. На сегодня в стране работает 13 апелляционных судов, каждый из которых охватывает территорию от трех до десяти штатов и имеет свой официальный номер. В составе каждого апелляционного суда находится от четырех до двадцати трех судей.

Окружные суды являются основным звеном в большом властном механизме под названием судебная система США. Вся территория Соединенных Штатов Америки поделена на отдельные округа с учетом пограничных линий каждого штата. Такое деление подразумевает наличие в одном штате от одного до четырех округов. Кроме того, окружные суды США работают в четырех заграничных территориях, находящихся под контролем этой страны. Всего на сегодня судебная система в США насчитывает 94 окружных (называемых также районными) судов.

Источник