Меню

Сравнение про царя ивана васильевича



Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

М. Ю. Лермонтов написал «Песня о купце Калашникове…» в 1837 году, а уже в 1837 году еще при жизни писателя она была издана. Написано произведение в уникальном стиле фольклорного эпоса. Главными героями являются купец и опричник, чья характеристика и представлена ниже. Какова же сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича?

Характеристика Калашникова

Молодой купец Степан Парамонович Калашников – главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова. Автор описывает его могучим богатырем с широкими плечами и горящими очами. Калашников – честный человек, имеющий торговую лавочку с шелками и тканями. У героя есть замечательная семья: двое ребятишек и красавица-жена Алена Дмитриевна. Степан ведет праведную жизнь: верует в Бога, имеет честный заработок, уважает жену. Узнав о поруганной чести Алены Дмитриевны, он не испугался и в честном кулачном бою убил обидчика своей суженой Кирибеевича. Таким образом он выполнил просьбу своей поруганной жены о защите от людской молвы. Находясь перед рассерженным царем Иваном Грозным, главный герой не юлит и честно признается, что убил опричника по собственной воле. Хотя, если бы он соврал и сказал, что нечаянно убил Кирибеевича, то царь его, возможно, помиловал. Однако герой привык жить по совести и готов пойти на казнь. Единственная просьба к царю касается его жены и детей. Он просит царя не наказывать их, и царь, пораженный такой силой духа, разрешает братьям Калашникова беспошлинную торговлю, а жене назначает выплаты за казненного мужа.

Характеристика Кирибеевича

Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя Ивана Грозного. Он происходит из рода Малюты Скуратова, известного своею жестокостью. Кирибеевич – смелый и бесстрашный воин, утверждающий, что нет ни одного человека, способного победить его в кулачном бою. Кирибеевич имеет буйный характер. Влюбившись в замужнюю женщину Алену Дмитриевну, он, несмотря на ее законный брак с купцом Калашниковым, пристает к ней и позорит ее прямо на улице на глазах у соседей. Назвать героя честным и порядочным человеком нельзя, так как он запятнал честь венчанной женщины, а также не признался царю, который одобрил его сватовство к Алене Дмитриевне, что она замужем. За свои поступки Кирибеевич поплатился собственной жизнью: в кулачном бою он погибает от руки купца Степана Калашникова.

Сравнение Калашникова и Кирибеевича

Калашников и Кирибеевич – центральные герои произведения. Степан Калашников – исключительно положительный герой, в то время, как Кирибеевича сам автор считает отрицательным героем. Не случайно Лермонтов не называет Кирибеевича по имени, а лишь иногда использует выражение «басурманский сын». Степан Парамонович является примерным семьянином, любит жену и заботится о детях. Кирибеевич не женат, но мечтает об Алене Дмитриевне, жене Калашникова. Он позорит женщину перед людьми, совершенно не задумываясь о последствиях.

Калашников был цельным человеком. Он видел свое назначение в честном труде и заботе о своих близких. Кирибеевич же был человеком одиноким, не знал куда податься, не мог найти смысл в своей жизни.

Источник

Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

Поэма М.Ю. Лермонтова носит название «Песнь про царя Ивана Васильевича…» в ней раскрывается суть противоположных характеров, показано развитие конфликта на почве разных взглядов и принципов. Проводя некую черту между характерами главных героев можно сделать выводы о них, сказать как они жили, что для каждого было ценностью и что они из себя представляли.

Калашникова автор описывает как персонажа положительного, мы видим как он относится к своим родным, он их очень любит, уважает царя, готов идти в бой. Внешне он представляется нам как высокий, сильный человек. Помимо хорошего характера, ему везло в работе, он владел собственной лавкой, а также был примерным мужем для своей жены. Киребеевич же был противоположностью, автор даже не посчитал нужным называть героя по имени, поэтому мы встречаем кличку «басурманский сын». Ему не понятно значение воли, ведь он был рабом, любимым рабом Ивана Грозного.

Но однажды произошла неприятная ситуация, Кирибеевич влюбился в жену Калашникова, и когда та, рассказала всё своему мужу, то купец не задумываясь направился на разговор к сопернику. Для него эта ситуация была оскорбительной, ведь он очень любил свою жену и никогда бы не допустил, чтоб её обидели. Для Калашникова честь и достоинство были важными чертами, поэтому сейчас для него стояла задача отстоять свои права. Он прекрасно понимал, что Киребеевич гораздо сильнее, а это значит, что дуэль может закончится весьма трагично, но это не останавливает купца. Дуэль должна решить, будет ли чиста честь семьи Калашникова или нет. Говоря о Киребеевиче можно сказать, что по большей части он был противоположностью купца, единственное, в чем они были схожи, так это в силе. По характеру и отношению к жизни эти два персонажа были совершенно разные.

Калашников не хотел называть настоящих причин их ссоры с Кирибеевичем, хотя понимал, что может этим вызвать гнев царя. В бою купец держался достойно, и убил соперника одним ударом. Следующим испытанием для него стало встреча с царем, собрав всю силу и храбрость он прямо рассказал Грозному почему Кирибеевич заслужил смерть. Я считаю, что автор поместил в образ Калашникова идеальные черты русского человека, своими поступками, отношением к окружающему миру этот герой надолго запомнился читателям.

Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова

В основе поэмы М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича…» представлены столкновение противоположных человеческий характеров, конфликт взглядов и принципов. Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати. Первый из них – Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет все: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна. Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортили его, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила. Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь: «Хочешь золота али жемчугу? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать…» Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине. Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю. Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал: «Присмирели, небось, призадумались! Так и быть, обещаюсь, для праздника, Отпущу живого с покаянием, Лишь потешу царя нашего батюшку». Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает: «Ты поведай мне, добрый молодец, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться». В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения. Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей. Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина: «Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквям, А потом всему народу русскому…» На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так: «И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного… К тебе вышел я теперь, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой!» Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что – не скажет, а скажет только богу единому». Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести. Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.

Читайте также:  Сравнение астероидов с луной

Таблица Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

Калашников Кирибеевич
Место в поэме: Степан Парамонович Калашников —является по истине положительным персонажем, но и весьма трагичным Кирибеевич самый настоящий негативный герой,автор даже не стал называть его имя, а только кличку «басурманский сын»
Место в социуме: Активно занимался торговлей, руководил личной лавкой Кирибеевич являлся слугой Ивана Грозного, а также воином и защитником.
Быт: у Степана была жена Анна Дмитриевна, он души не чаял в своей семье и и детях, был верен родителям и братьев семьи нет, исходя из всего произведения не видно никаких упоминай о каких-либо родственниках и друзьях
Отношение к свободным действиям: Калашников отдавался своим чувствам и действиям, был верен религии и наставлениям царя из-за того, что всю свою жизнь он пробыл под руководством царя, то понятие воли для него было незнакомым
Физические показатели: Исходя из описания герой был высокий, статный, сильный и широкоплечий телосложение схоже с Калашниковый, он так же был высок и силен, как богатырь
Честь и достоинство: Эти два качества играли огромную роль для Калашникова хоть автор и не особо упоминает об этих качествах, но исходя из некоторых поступков видно, что Кирибеевич готов защищать свою честь
Отношение к Ивану Грозному: проявлял уважение по сути он испытывал уважение к царю, но для получения своего, он все же не побоялся пойти на обман
Человеческие качества: Спокойный, уравновешенный, любил семью и был готов на всё ради неё он был одинок, считал свою жизнь весьма трагичной и всё время хотел ощутить свободы. Можно выделить одно великое чувство-любовь, которое он носил в себе к замужней женщине
Склонность к хвастовству: Такое качество для Калашникова было недопустимо, он выполнял свои поручения молча и качественно любил раскидываться словами, обещать и говорить, что сможет сделать всё
Судьба: был уверен, что судьба каждого человека заранее решена, именно поэтому отношение к жизни было простое считал, что каждый сам меняет ход своей жизни, но сам не смог противостоять смерти
Окончание жизни героев: смерть настигла Калашникова при царском дворе. Похоронили с почестями пошел на бой с купцом, там и погиб, но автор не особо описывает это

Таблица сравнение для 7 класса.

Популярные сочинения

  • Сочинение Моя любимая игра
    Есть много подвижных игр, которые мне нравятся: волейбол, баскетбол, догонялки, прятки. Но моя самая любимая – это футбол.
  • Сочинение на тему Первое знакомство с… (музеем 6 класс)
    Я с детства интересовалась живописью. Покупали журналы об искусстве, посещали выставки и просто рассматривала картины известных и не очень художников. Мечтала сходить в Третьяковскую галерею, но всегда было какое-то «но».
  • Анализ произведения Фонвизина Недоросль
    В 1782 году, один из знаменитых российских писателей, Денис Фонвизин создал своё популярное юмористическое произведение, которому он дал название «Недоросль». Писатель коснулся

Вариант 2

Купец Калашников называется уважительно полным именем Степан Парамонович. Он молод и статен, повенчан с красавицей Аленой Дмитриевной, растит детишек. Его семья не знает нужды, у него высокий дом и лавка, где он торгует дорогим товаром – заморской шелковой мануфактурой, за которую бояре платят золотом и серебром. Патриархальный уклад его жизни рушится из-за похотливого опричника, который прилюдно оскорбил его жену Алену Дмитриевну своими домогательствами.

Защищая честь семьи, он убивает в кулачном бою обидчика. За это казнили купца по воле царя мучительной смертью, схоронили позорно не на погосте, а в чистом поле, как разбойника. Но не забывают его люди и, проходя мимо безымянной могилы, перекрестятся, пригорюнятся, понимая, что не только личная обида привела его на бой, а отстаивание устоев веры, нравственности и чести народной.

Имя его врага Кирибеевича не упоминается ни разу. Известно только, что он из славного рода Скуратовых, самых лютых опричников. Он любимый боец грозного царя Ивана Васильевича. Состоя на государевой службе, многими царскими милостями он пожалован. Он молод, наделен богатырской силой. Никому не удавалось его победить в кулачных боях. Натура у молодца удалая и буйная. Но нет в его жизни радости, потому что полюбил он себе и прочим на горе женщину, повенчанную с другим. И, преступая все христианские нравственные каноны, пытается добиваться ее благосклонности. Прилюдно предлагает Алене Дмитриевне свою любовь, богатство, знатное положение, пренебрегая людской молвой, тем самым позорит ее и губит ее семейное счастье. Из-за него она останется вдовой, ее дети сиротами, семья лишится кормильца и заступника.

Как меняется Кирибеевич, когда узнает, что с кем ему доведется биться в последний раз: исчезает бойцовское бахвальство, пропадает молодецкая удаль, страх и ужас овладевают им. Нет в нем уже ничего богатырского, и он, как «сосенка», под корень срубленная, падает замертво от мощного удара Калашникова. Из-за своей страсти погубил Кирибеевич и себя и других, потому что не понимал, что не все подчиняется произволу власти и богатства, а есть другие моральные устои: честь, совесть и вера.

Характеристика Кирибеевича

Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя Ивана Грозного. Он происходит из рода Малюты Скуратова, известного своею жестокостью. Кирибеевич – смелый и бесстрашный воин, утверждающий, что нет ни одного человека, способного победить его в кулачном бою. Кирибеевич имеет буйный характер. Влюбившись в замужнюю женщину Алену Дмитриевну, он, несмотря на ее законный брак с купцом Калашниковым, пристает к ней и позорит ее прямо на улице на глазах у соседей. Назвать героя честным и порядочным человеком нельзя, так как он запятнал честь венчанной женщины, а также не признался царю, который одобрил его сватовство к Алене Дмитриевне, что она замужем. За свои поступки Кирибеевич поплатился собственной жизнью: в кулачном бою он погибает от руки купца Степана Калашникова.

Идея романа «Обломов» Гончарова

Сравнение 3

Оба героя в творении являются центральными. Однако они имеют огромное количество различий. Калашников намного старше, он обычный купец, а Кирибеевич — человек молодой, но обеспеченный, однако не нашедший своего места в жизни. Он не знает своего предназначения. Примечательно, что сам Лермонтов называет этого отрицательного героя пренебрежительно, а точнее «басурманский сын».

У Калашникова есть любящая жена, Алена Дмитриевна. Кирибеевич не имеет женщины, однако испытывает симпатию к жене Калашникова. Мало того, он умудряется опозорить ее своими чувствами. Можно сказать, что юноша безрассуден. Он не задумывается о последствиях.

Если Калашников выглядит человеком цельным, сформировавшимся, то Кирибеевич – совершенно иным. Калашников честно трудится, ценит семью. А Кирибеевич, можно сказать, заносчивый и невоспитанный, но богатый молодой мужчина, который привык по щелчку пальца получать все то, что ему понравится. Однако в случае с Аленой Дмитриевной эта стратегия не работает.

Калашников достаточно решителен и смел. Он понимает, что свое счастье нельзя никому отдавать, за него нужно бороться. Поэтому он вступает с молодым человеком в конфликт, и, что примечательно, одерживает победу.

Вывод

Купец Калашников – положительный персонаж. Это образ русского народа, что несет светлые идеалы. Что же касается Кирибеевича – это подлый захватчик, завоеватель. Соответственно, «камень преткновения», Алену, можно расценивать в переносном смысле как Русскую Землю, на которую посягает басурманский сын, и которую защищает смелый, добрый, отзывчивый и мужественный, непобедимый русский человек.

Другие сочинения: ← Характеристика Мцыри 8 класс↑ ЛермонтовВ чем трагедия Печорина? →

Читайте также:  Характеристики двигателей уаз сравнение

Источник

Фольклорные традиции в «Песне про купца Калашникова…» М.Ю.Лермонтова

Фольклорные элементы в поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

«Песня про купца Калашникова» — произведение, наполненное фольклорными мотивами и элементами. Это произведение — стилизация под народную героическую песню, прославляющую подвиги народного героя, богатыря. Таким богатырем в «Песне» является купец Калашников. Сам жанр произведения, обозначенный в названии, взят из фольклора. Композиция «Песни» подражает народной, которую исполняли певцы под аккомпанемент инструментов, как правило, гуслей.

В лермонтовской «Песне» есть «народные» зачин и концовка, а также перед

каждой повествовательной частью есть своеобразная «вставка»: Ай, ребята, пойте — только гусли стройте! Ай, ребята, пейте — дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!

Описание героев дано в фольклорном стиле. Широко употребляется параллелизм, когда внешность героя, значимость его фигуры, а также его внутреннее состояние сравнивается с состояниями природы. Так, например, Иван Грозный описывается следующими строками: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Сцена боя Калашникова

с Кирибеевичем предваряет довольно большое описание зари над Москвой. Оно дано по контрасту к описываемому событию и заканчивается вопросом: «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?» Описание героев строится на постоянных эпитетах в традиции народных произведений: «солнце красное», «удалой боец», «буйный молодец», «очи темные», «широка грудь», «брови черные». Используются здесь и традиционные сравнения: «Ходит плавно — будто лебедушка». Вообще, постоянными эпитетами наполнено все произведение: «вино сладкое», «дума крепкая», «голубь сизокрылый», «сердце жаркое», «дума черная», «сырая земля», «красны девушки».

Стилизован под народную песню и язык произведения. Он такой же напевный, в нем много инверсий, обращений и восклицаний. В произведении использованы диалектные и просторечные слова или их формы: охульник, сиротинушка, старшой брат, разгоняючи, подымалася и другие. Широко используется в «Песне» троекратное повторение. Так, например, перед боем Калашников трижды кланяется, выказывая уважение и прося благословения и поддержки.

В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников — народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти.

Главный злодей, Кирибеевич, показан односторонне. Он отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным и в конце «Песни». Иван Грозный — неоднозначная фигура.

Это также фольклорная традиция. Казалось бы, он на стороне темных сил, но обещает поддержать семью Калашникова после его смерти. Он способен оценить силу и благородство характера Калашникова.

Фольклор и историзм в Песне про купца Калашникова Лермонтова

Фольклор и историзм в 8220 Песне про купца Калашникова 8221 Лермонтова

На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Его характерные черты – устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с художественными элементами других видов искусства, коллективность создания и распространения.

Спустя века эта традиция стала повсеместно возрождаться, хотя и с естественными отличиями от первоначальной (так, например, невозможно было возродить коллективность создания фольклорного произведения). Поэты-романтики с огромным удовольствием сочиняли стилизованные под фольклор произведения, поскольку сама тематика, стиль сочинения был очень близок их взглядам. Естественно, им приходилось обращаться к историческим темам, т.к. произведения народного поэтического творчества практически неразрывно были связаны с историей, в том или ином ее проявлении.

Поэма М.Ю. Лермонтова “Песня про …купца Калашникова” является единственной в XIX в. удачной стилизацией под фольклор в столь объемной эпической форме, к тому же в стихах, близких к песенной манере народного творчества.

Уже в самом названии “Песни…” (”Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”) мы замечаем фольклорную особенность – такие длинные и подробные названия были свойственны для произведений народного творчества. К тому же, герои перечислены в соответствии с их социальным статусом, а не с ролью в произведении.

С первых же строк мы замечаем простонародность языка этого произведения. Можно вспомнить хотя бы как оно начинается: “Ой, ты гой еси…”, – подобные запевы характерны для народных былин, сказов. Это было традиционным приветствием старой Руси.

Простонародность поэмы проявляется и в построении речи, и в стиле, и лексике. Так, например, в “Песне…” встречаются характерное употребление слов-синонимов, пишущихся через дефис: гуляют-шумят. Повторение было излюбленным приемом сказителей, и это мы видим и на другом примере – применении тавтологии: у Лермонтова присутствуют такие словосочетания, как “воля вольная”, “шутки шутить”.

Первый пример (”воля вольная”), кстати, является еще и примером устоявшегося эпитета, к которым можно отнести “смерть лютая”, “молодая жена”, “добрый молодец”, “очи соколиные”, “вино сладкое заморское”, “дума крепкая” и многие другие, в сочетании с инверсией (нарушением принятого порядка слов в предложении, когда определение должно стоять перед определяемым).

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит Грозный царь Иван Васильевич.

В этом отрывке можно встретить и инверсию, и устоявшиеся эпитеты, и такой прием, как синтаксический повтор (а с ним и параллелизм, прямой и отрицательный).

Интересно также то, как описывается гибель Кирибеевича – так же как смерть традиционного “добра молодца”:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору,

Под смолистый под корень подрубленная.

Они придают повествованию своеобразную тягучесть, читателю (или слушателю) передается ощущение старины, усиливающееся употреблением устаревших слов, таких как “промеж”, “супротив”, “играючи”.

Кроме того, в “Песне…” нет раскрытия внутреннего мира персонажей, они показываются как бы извне, глазами стороннего наблюдателя, который не может знать их переживаний, да и не заинтересован в изображении их.

Тем не менее, образы в поэме очень пластичны и довольно легко представляются визуально. Например, Калашников

…боевые рукавицы натягивает,

Могутные плечи распрямляет,

Да кудряву бороду поглаживает.

Лермонтову удалось воспроизвести убедительный и реалистичный образ древней Руси, с ее представителями, их характерами, нравами и обычаями. Для этого автору было необходимо ввести в повествование признаки реального исторического времени. Кроме описания внешнего вида (одежды, вооружения, сбруи лошадей) героев, мы можем узнать и как вел себя, например, Калашников перед боем – он царю в пояс молча кланяется”, что было неотъемлемой частью традиции. Частью ее была и предваряющая бой похвальба и брань.

В поэме присутствует реально существовавший исторический персонаж – Иван Грозный. Но при создании его образа очень широко использовались фольклорные приемы. Так, Лермонтов следует характерному образу царя в народных сказаниях, такому, каким его запомнил народ. Поэт наделяет Ивана Васильевича такой чертой, как сочувствие: царь способствует влюбленному Кирибеевичу, не зная, что предмет его воздыханий замужем; он обещает позаботиться о семье казненного Калашникова и осуществить его казнь с почестями. С другой стороны, эти почести выглядят если не как издевательство, то хотя бы просто глупо – ну зачем Калашникову, которого через минуту казнят, видеть разряженного палача?

Тем не менее, образ Ивана Грозного у Лермонтова, те черты, на которые он обратил внимание, в корне отличаются от прежних изображений царя. Единственное сходство можно обнаружить только с правителями в творчестве Пушкина, который желал видеть “человека на троне”.

На анализе поэмы “Песня про…купца Калашникова” можно говорить о том, что Лермонтову удалось не только очень удачно стилизовать свое произведение под фольклор; кажется, что он не ставил своей целью скопировать, сымитировать народную речь – он просто естественно говорил на этом языке. К тому же присутствие в повествовании реальных исторических фактов и персонажей наряду с фольклорной основой создает самобытность этого произведения.

Читайте также:  Сравнить баллистику 30 06

В основу сюжета своей поэмы « Песня про купца Калашникова» Лермонтов положил действительное событие — упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, которую обесчестили опричники царя. Исторический сюжет «Песни…» соединяется с фольклором.

В образе главного героя произведения отразились черты героев народной поэзии — Калашников способен к бунту, он олицетворяет героическое национальное начало, является выразителем народных представлений о чести, правде, достоинстве. Кирибеевич — царский опричник и в своей вседозволенности напоминает тех, кто служил царю. Использовав и переработав источники, Лермонтов написал свое произведение. Многие сцены лермонтовской поэмы заставляют вспомнить народные песни. Например, о Мастрюке Темрюковиче, вызвавшем недовольство грозного царя тем, что на веселом пиру «хлеба-соли не ест», «зелена вина не кушает»; о могиле Степана Разина меж трех дорог, привлекающей внимание прохожих: старый помолится, молодой «в гусли наиграется». Повествование «Песни…» ведется от имени гусляра-скомороха. Произведение Лермонтова начинается с запевки и заканчивается славлением, здесь используются народные обороты речи. Это отрицательные сравнения: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие… Это повторы: И ударил впервой купца… И ударил его посередь груди… Это «перехваты» — повторение в начале следующей строки конца предыдущей: Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто соседка во сыром бору… Лермонтов использует характерные для народной поэзии постоянные эпитеты: конь добрый, сабля вострая, смерть лютая, солнышко красное, очи соколиные. Вся «Песня…» пронизана народной поэтикой: это эпическая детализация описаний (смерть Кирибеевича), частые ласкательные и уменьшительные суффиксы (головушка, лебедушка). В духе народной поэтики выдержана и ри: количество слогов в стихе меняется от 7 до 14), преобладают анапестические зачины: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич», дактилические окончания («Над Москвой великой, златоглавою»), В. Г. Белинский отмечал, что Лермонтов «вошел в царство народности как ее полновластный властелин»; он свободно, творчески усвоил ее элементы и создал из них произведение, отличающееся глубокой оригинальностью. «Песня…» гармонически сочетает непосредственность народной поэзии с глубиной идеи, с психологизмом зарисовки образов, с исторической достоверностью картин старины. 2 вариант Русский поэт М. Ю. Лермонтов часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. На Кавказе, куда он был сослан за стихотворение на смерть Пушкина, Лермонтов создал «Песню про купца Калашникова», которая по стилю похожа на народный сказ. Свою поэму автор назвал « песней », потому что она написана в духе народной поэзии. Для нее характерна неспешность повествования, в ней есть зачин и концовка, повторы, слова-синонимы, эпитеты, характерные для фольклорных произведений («брови черные», «дума крепкая», «сердце жаркое», «слово грозное», «добрый молодец», «копье бусурманское»). Композиционная форма народной исторической песни обусловила систему изобразительно-выразительных средств поэмы, ее ритмико-мелодичный строй (народный тонический стих). Характеры действующих лиц в «Песне…» раскрываются в поступках, в поведении, в отношениях с другими героями. Так, например, о различиях в характерах купца Калашникова и опричника Кирибеевича мы можем судить по тому, как каждый из них ведет себя в сцене кулачного боя. Кирибеевич «на просторе… похаживает, над плохими бойцами подсмеивает». Для опричника жизнь — одна забава. Он человек страстей и эмоций, для него и смертный бой как потеха. А Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь. Услышав обвинения купца в свой адрес, Кирибеевич испугался, потому что знал о своей вине и осознавал ее. Образ купеческой жены Алены Дмитревны близок к народному идеалу женщины. Описание ее внешности соответствует русским народным представлениям о женской красоте: Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе Божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются… Алена Дмитревна верна своему мужу, ласково обращается к нему, у него просит защиты от позора. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же как герои народных былин и сказаний, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности. «Песня про купца Калашникова» написана М. Ю. Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу купцу и осуждают несправедливое решение царя.

Похожие материалы:

  • Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» — .
  • Выразительные средства в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Утес», «На севере диком…» — .
  • Народные сказки как основа сюжета произведения М. Е. Салтыкова?Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — .
  • Изображение русского мужика в сказке М. Е. Салтыкова?Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — .
  • Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова?Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — .

Сочинение на тему “Фольклорные мотивы в “Песне про купца Калашникова” М.Ю. Лермонтова”

Композиция «Песни» подражает народной, которую исполняли певцы под аккомпанемент инструментов, как правило, гуслей. В лермонтовской «Песне» есть «народные» зачин и концовка, а также перед каждой повествовательной частью есть своеобразная «вставка»:

Ай, ребята, пойте – только гусли стройте! Ай, ребята, пейте – дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!

Описание героев дано в фольклорном стиле. Широко употребляется параллелизм, когда внешность героя, значимость его фигуры, а также его внутреннее состояние сравнивается с состояниями природы. Так, например, Иван Грозный описывается следующими строками:

Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Сцена боя Калашникова с Кирибеевичем предваряет довольно большое описание зари над Москвой. Оно дано по контрасту к описываемому событию и заканчивается вопросом: «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?»

Описание героев строится на постоянных эпитетах в традиции народных произведений: «солнце красное», «удалой боец», «буйный молодец», «очи темные», «широка грудь», «брови черные». Используются здесь и традиционные сравнения: «Ходит плавно – будто лебедушка».

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Вообще, постоянными эпитетами наполнено все произведение: «вино сладкое», «дума крепкая», «голубь сизокрылый», «сердце жаркое», «дума черная», «сырая земля», «красны девушки».

Стилизован под народную песню и язык произведения. Он такой же напевный, в нем много инверсий, обращений и восклицаний. В произведении использованы диалектные и просторечные слова или их формы: охульник, сиротинушка, старшой брат, разгоняючи, подымалася и другие. Широко используется в «Песне» троекратное повторение. Так, например, перед боем Калашников трижды кланяется, выказывая уважение и прося благословения и поддержки.

В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников – народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти.

Главный злодей, Кирибеевич, показан односторонне. Он отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным и в конце «Песни».

Иван Грозный – неоднозначная фигура. Это также фольклорная традиция. Казалось бы, он на стороне темных сил, но обещает поддержать семью Калашникова после его смерти. Он способен оценить силу и благородство характера Калашникова.

Источник