Меню

Сравнение раскольникова с соней мармеладовой



Сочинение Раскольников и Соня сравнительная характеристика

Главными героями романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского являются Соня Мармеладова и Родион Раскольников. Эти герои очень похожи.

Это молодые люди. Родиону Раскольникову примерно 23 года, а Соне — около 18. Они очень привлекательны несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства. Родион — высокий кареглазый брюнет, а Соня — низенькая, хрупкая, голубоглазая блондинка.

Девушка не имеет какой-либо профессии или образования, а вот молодой человек, напротив, очень образован. Он знает немецкий язык и некоторое время учился на юриста, но был вынужден учебу из-за бедности. Нищета — это именно то, что сближает героев. Они носят лохмотья и живут в маленьких комнатках. Родион Раскольников перебивается временными заработками, а Соня за неимением другой возможности заработка стала проституткой. Ей очень тяжело давалась ее работа, ведь она была очень верующей. Соня считала себя грешницей, в то время как и Родион был невысокого мнения о себе. Ему казалось, что он низкий человек.

Жизненные обстоятельства у персонажей очень похожи, но воспринимают они их по-разному. Юная Соня оказалась намного мудрее Родиона Раскольникова. Девушка была очень доброй, милосердной. Она жертвовала своим телом и душой для того, чтобы обеспечить свою семью. Для нее было нормально переступить через себя, чтобы помочь ближнему. Но у молодого человека была совсем другая теория. Он считал, что можно переступить через других людей, вплоть до убийства, чтобы достичь своих целей.

Они очень отличаются и по своему характеру, но их сближает то, что Родион и Соня не любили большие скопления людей, боялись новых знакомств. Девушка была очень смиренной и послушной, поэтому ее мог обидеть почти любой прохожий. Родион никого не слушал и никому не подчинялся.

Соня — робкая, терпеливая, тихая — не просто так повстречалась Родиону, гордому, нетерпеливому человеку. Именно в этой девушке персонаж увидел свои ошибки и нашел свой путь исправления. Именно между этими персонажами зародилось понимание и поддержка, ведь они оказались в похожих жизненных обстоятельствах.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников — это два персонажа, которые связаны общей судьбой, несмотря на противоположное восприятие мира.

Другие сочинения: ← Сочинение Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой↑ ДругиеЛонгрен, его судьба и характер →

Сочинение

Глубокий психологический роман «Преступление и наказание» рассказывает об одном убийстве, которое совершил нищий, бывший студент Родион Раскольников. Хоть он и бедный, но считает себя человеком высокого призвания, имеющий право судить людей и выносить им приговоры. Такой приговор он вынес старушке-процентщице, которой был должен денег. Отдать долг бабке было нечем, а так же считая ее вошью на теле общества, он убивает ее топором, считая, что избавляет общество от ненужного существа. Тщеславие, мания величия, желание вершить судьбы и нищенское существование толкает Раскольникова на преступление. Несмотря на все перечисленные качества, главное качество героя — обостренное чувство справедливости, поэтому совершенное убийство лихорадит его, причиняет моральную и физическую боль. Пришедшее раскаяние заставляет его сознаться в убийстве и принять наказание — работы на каторге.

Полная противоположность Раскольникову — Соня Мармеладова, девушка, оказавшаяся на дне общества. Отец семейства, чиновник Мармеладов, не способен обеспечивать существование своих родных, Соне приходится жить «по желтому билету» и кормить всю семью. Молодая девушка, приятной внешности, продает себя, ставя жизнь и здоровье близких выше собственных интересов. Несмотря на занятие проституцией, Соня целомудренна и чиста, обладает высокой нравственностью, искренне и глубоко верует в Бога.

Главные герои романа Достоевского, две противоположности, но познакомившись, сближаются. Раскольников помогает Соне деньгами, опровергает обвинения в воровстве, тем самым спасая ее от тюрьмы. Соня же, в свою очередь, занимается духовностью и нравственностью Родиона. Именно ей он признается в совершенном преступлении, хотя отрекся от всех людей и семьи. Они находят спасение друг в друге. Только Соня смогла пробудить в цинике Раскольникове такие чувства как сострадание, милосердие, любовь к ближнему.

Читатель видит, как меняется отношение Родиона к Соне — от холодности и презрения до любви и осознания. Наверное, Родион доверился и проникся к Соне и потому, что она так же имела грехи, перешла религиозные нормы и заповеди, и, узнав об убийстве, плакала и сочувствовала и жалела Родиона, ни словом, ни взглядом не упрекнув его. В итоге, девушка отправляется вслед за любимым на каторгу, и никогда не отвернется от него.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников — примеры нравственной распущенности человека, падения человека, но в силу сложившихся жизненных ситуаций, сумевшие понять и признать свои ошибки и ступить на путь исправления — долгий, тяжелый путь.


Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Читайте также:  Canon 24 105 is usm сравнение

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Читайте также:  Сравнение фотоаппаратов nikon 5100

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

  • Биография писателя
  • История создания произведения
  • Сюжет и проблематика
  • Своеобразие произведения
  • Сны в романе
  • Мир героев «Преступления и наказания»
  • Петербург в романе
  • Критики о романе «Преступление и наказание» и творчестве Ф.М. Достоевского
  • Идея Раскольникова и ее крушение
  • Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»

Перейти к оглавлению книги «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Раскольников

Раскольников – бывший студент. Он вынужден был прекратить учебу по причине отсутствия денег. Родион живет в ужасающей бедности. Раскольникову чужда вера в Бога, надеется он только на себя. Ему присуще тщеславие, ведь в своей теории он делит людей на тварей дрожащих и избранных, «право имеющих» даже на преступление, и причисляет себя к последним. Попытка вознестись над другими приводит его к страшному эксперименту над собой, из-за которого он и решается на преступление. После убийства Раскольников разочаровывается в себе, своей теории, и, казалось бы, во всем мире. Он не знает, как себя вести, мечется от одной крайности к другой. Совесть и добро борются в его душе с трусостью и малодушием. Он отрезает себя от всего мира, чувствуя огромную дистанцию со всем человечеством. Неизвестно, как бы продолжилась жизнь героя, если бы не воздействие на него Сони Мармеладовой.

Соня тоже живет за чертой бедности. Но для нее основная ценность – это не она сама, а близкие для нее люди. Чтобы хоть как-то прокормить семью, Соня получает желтую карточку и вынуждена торговать своим телом. Нравственная ее жизнь при этом остается прежней и даже еще больше углубляется в заботу о родных, честность и порядочность. Вера в Бога спасает душу Сонечки от многих бед и черных мыслей. Несмотря на свою кротость и смиренность, Соня – человек с четкими убеждениями и большой силой духа. Именно она убеждает Родиона сознаться в содеянном. Но она не бросает Раскольникова, а идет за ним по этапу. Также как и он когда-то отдал ее семье последние гроши – она отдает ему себя, все что имеет в своей душе. Благодаря Соне, ее рассуждениям и непоколебимой вере в Бога, Раскольников обретает шанс на спасение.

Читайте также:  Какие признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами вы можете назвать биология

Внешность и характер героини

Автор наделяет Сонечку Мармеладову милыми чертами лица.

Внешне девушка была воплощением ангела:

  • у нее были чистые голубые глаза, придававшие ее лицу добродушный вид;
  • Сонечка обладала светлыми локонами, которые чаще всего прикрывала головным убором;
  • особенно часто девушка надевала смешную соломенную шляпу;
  • черты ее лица были несколько неправильными, нос и подбородок имели заостренные очертания.

Героиня была худенькой, ее отличал невысокий рост. За счет этого девушка выглядела моложе своих лет. В обыденной жизни Софья Семеновна Мармеладова одевалась скромно, стараясь не привлекать к себе внимания. Перед выходом на панель ей приходилось облачаться в яркое растрепанное платье с нелепым хвостом. На улице ее внешний облик должен быть пошлым, чтобы можно было привлечь побольше клиентов.

Описанию характера героини Достоевский специально не уделял много внимания, по его задумке образ девушки должен был быть легким, незаметным. Впрочем, по некоторым цитатам можно было понять, что это милосердная, терпеливая, кроткая, набожная особа.

«Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст…» — говорила о ней мачеха, Катерина Ивановна. Автор называет ее «робкой от природы».э

Источник

Характеристика Раскольникова и Сони

Соня Мармеладова – второй по важности персонаж романа «Преступление и наказание». Именно она помогает Раскольникову обрести спасение, встать на путь истинный и отказаться от своей жестокой теории. Характеристика Раскольникова и Сони, сравнение их образов и суть взаимоотношений – важная для произведения часть анализа.

Раскольников

Раскольников – бывший студент. Он вынужден был прекратить учебу по причине отсутствия денег. Родион живет в ужасающей бедности. Раскольникову чужда вера в Бога, надеется он только на себя. Ему присуще тщеславие, ведь в своей теории он делит людей на тварей дрожащих и избранных, «право имеющих» даже на преступление, и причисляет себя к последним. Попытка вознестись над другими приводит его к страшному эксперименту над собой, из-за которого он и решается на преступление. После убийства Раскольников разочаровывается в себе, своей теории, и, казалось бы, во всем мире. Он не знает, как себя вести, мечется от одной крайности к другой. Совесть и добро борются в его душе с трусостью и малодушием. Он отрезает себя от всего мира, чувствуя огромную дистанцию со всем человечеством. Неизвестно, как бы продолжилась жизнь героя, если бы не воздействие на него Сони Мармеладовой.

Соня тоже живет за чертой бедности. Но для нее основная ценность – это не она сама, а близкие для нее люди. Чтобы хоть как-то прокормить семью, Соня получает желтую карточку и вынуждена торговать своим телом. Нравственная ее жизнь при этом остается прежней и даже еще больше углубляется в заботу о родных, честность и порядочность. Вера в Бога спасает душу Сонечки от многих бед и черных мыслей. Несмотря на свою кротость и смиренность, Соня – человек с четкими убеждениями и большой силой духа. Именно она убеждает Родиона сознаться в содеянном. Но она не бросает Раскольникова, а идет за ним по этапу. Также как и он когда-то отдал ее семье последние гроши – она отдает ему себя, все что имеет в своей душе. Благодаря Соне, ее рассуждениям и непоколебимой вере в Бога, Раскольников обретает шанс на спасение.

Взаимоотношения Раскольникова и Сони

Между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым не возникает той любви, которую мы привыкли видеть в романах. Но эти люди становятся самыми близкими друг для друга. Родиону некому больше рассказать о том, что он совершил, спросить совета и поделиться внутренними переживаниями. Соня принимает его, просит раскаяться, признаться во всем. Соню же настигла тяжелая судьба – сначала, чтобы прокормить семью, она вынуждена идти на панель, затем теряет горячо любимого отца, а затем и мачеху, которая всю жизнь оскорбляла ее, но все же была единственным близким для нее человеком. Родион появляется в ее жизни как некий маяк, как способ спасти ближнего и спастись самой. Она идет за ним по этапу, но ни на секунду не сомневается в своем решении. Сострадание и страдание за ближнего – вот крест, который несет Соня, и который является спасением для нее и для Раскольникова. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился» – заявляет Раскольников, падая ей в ноги.

Для Раскольникова путь раскаяния тяжел. Он и смеялся в лицо Соне, и отвергал ее, когда та пыталась надеть на нее крест во имя спасения души. Но все же Родион смог найти свое спасение, вернулся к Соне, сделал явку с повинной. Достоевский не показывает нам исцеление души героя, но мы видим, что Раскольников готов переродиться и стать новым человеком, благодаря скромной и сострадательной девушке Соне Мармеладовой.

Источник