Меню

Сравнение рок оперы иисус христос суперзвезда



Чем отличаются фильмы «Иисус Христос — Суперзвезда» 1973 и 2012 года? Анализ арии Иуды (Часть 4)

Прежде, чем перейти к образу Иуды и его знаменитой арии в исполнении двух разных артистов и в разное время, следует сказать несколько слов о самих экранизациях рок-оперы 73-его и 12-го годов. Но если вы не читали предыдущие три статьи из серии, то вам лучше начать с них: первая , вторая , третья .

Почти 40 лет разделяют фильм 1973 года и фильм-постановку 2012 года, а рок-опера всё еще не менее актуальна. Потому и была поставлена как спектакль и снята как фильм в 2012 году. И не в каком-то маленьком театре, а на огромном стадионе, вмещающем 20000 зрителей. И был аншлаг. А значит, это уже действительно незыблемая классика жанра. И, значит, темы, которые были актуальны в «эпоху хиппи», значимы и в наши дни.

Как и в экранизации 1973 года, в постановке 2012 года использована отсылка на современность. В первом случае Иисус и его последователи были хиппи, создававшими некое движение. Охранники, которые вели Христа к Ироду и к Пилату были вооружены автоматами – оружием XX века. Авторы не пытались показать именно 33 год нашей эры в чистом виде. Им хотелось показать связь тех событий с событиями современности. Как оказалось, спустя 40 лет это тоже можно сделать.

Мобильные телефоны и планшеты, отсылки к соцсетям, мегафоны в руках, настырные теле-журналисты, рекламные щиты, дреды на головах, — вся эта современная атрибутика абсолютно гармонична и смотрится на удивление уместно (а ночной клуб в храме — это же the best!) Митинги, революционные плакаты и лозунги — всё это тоже здесь есть и актуально по сей день. На мой взгляд, постановка 2012 года смотрится даже современнее, чем более классический фильм-спектакль 2018 года с Джоном Леджендом в главной роли (зато благодаря второму, Ллойд-Уэббер, Райс и Ледженд стали обладателями статуса EGOT , о чём я рассказывала в этой статье ).

И фильм 1973 года, и фильм 2012 года, оба являются театрализованными. Это же экранизации музыкального спектакля. Но, всё же, между ними есть существенная разница. Картина 1973 года снималась не на сцене, а на открытом воздухе, в пустыне, без зрителей (основное место съемки: пустыня Негев, Израиль) . И исполнение вокальных партий было записано отдельно, а уже после съемок, как это и бывает обычно, фильм был озвучен. С фильмом 2012 года ситуация несколько иная. Это, скорее, некий спектакль-фильм: не просто спектакль, заснятый на видео, но и не просто фильм-мюзикл, к каким мы привыкли. Картина 2012 года снималась прямо во время спектакля, который проходил не в театре, а на стадионе «О2 Арена» в Лондоне. В отличие от постановки 73-го года, там было огромное количество зрителей. И все музыканты играли и пели, как говорится, «живьем».

В жанре рок-оперы ключевые позиции занимают не только вокальные партии, но и инструментальные. Прежде чем мы рассмотрим арию Иуды с точки зрения исполнения ее двумя различными вокалистами, несколько слов об инструментальном сопровождении. В начале арии звучит знаменитый гитарный рифф, который впоследствии будет проходить сквозь весь мюзикл, проскальзывать в различных его частях и повторится в репризе. Ну, и, конечно же, мощно звучащая ритм-секция, характерная для хард-рока.

В версии 2012 года аранжировка осталась похожей, но с более современным звучанием. Ария Иуды всё так же звучит в жанре хард-рока, и оба вокалиста поют в том же жанре и, всё же, различия есть, и они видны как в актерском, так и в вокальном наполнении.

В отличие от классической оперы, где возможность исполнителя импровизировать с материалом автора либо вообще невозможна, либо сведена к минимуму, в рок-опере возможны разные прочтения, интерпретации. Более того, наверное, невозможно представить себе рок-вокалиста, исполняющего произведение лишь по определенным канонам, никуда не отклоняясь. Певец в стиле рок, не показывающий своего «Я», своего прочтения произведения – это, пожалуй, нонсенс.

В фильме 1973 года роль Иуды исполняет актер и певец Карл Андерсон (Carl Anderson, 1945 – 2004), в постановке 2012 года – комик, актер, продюсер, композитор и певец Тим Минчин (Tim Minchin, 1975 г.р.). У артистов совсем разный жизненный путь, да и жизнь, можно сказать, у Карла Андерсона прошла совсем в другое время. Несмотря на то, что каждый из них исполняет одну и ту же роль. Они поют одну и ту же арию (те же слова, те же ноты), а исполнение пропитано жизненным и музыкальным опытом каждого, влиянием времени и веянием различных тенденций в развитии вокальной музыки.

Мизансцены в обоих случаях совершенно разные. Иуда 1973 года находится в пустыне и поет Иисусу, находящемуся вблизи от него в окружении своих поклонников. Иуда же в фильме-спектакле 2012 года находится на ступенях у здания с названием «The Twelve» («12 [апостолов]»). Здесь же, на ступенях, только в другом углу находится Иисус, общающийся со своим окружением.

В обеих постановках Иуда поет свою арию Иисусу, который занят разговором с другими людьми. Он призывает его остановить этот «культ», превращение Иисуса в Б-га, в идола в глазах огромного количества людей. Иуда боится, что люди обернутся против Иисуса, и что растущая известность Христа вскоре погубит его. Однако, как в первом, так и во втором фильме мы видим следующую картину: Иуда практически говорит сам с собой и с окружающей его пустыней/городом. Послание не совсем доходит до адресата. Герой тщетно пытается завладеть вниманием друга и показать ему серьезность ситуации.

В вещи, которые говорят о тебе.

Что этот разговор про Б-га – правда.

В картине 2012 года только к последнему куплету Иуде удается заполучить внимание Иисуса, но буквально на 2-3 секунды, после чего «Суперзвезда» снова уходит общаться с другими людьми, не реагируя на арию и, казалось бы, не слыша ее. В версии же 73-го года Иуда вообще не удостаивается внимания «Суперзвезды».

Читайте также:  Мандельштам силентиум сравнить с тютчевым силентиум

Жанр хард-рока подходит образу Иуды и тому, о чем он поет в «Heaven on their minds» как нельзя лучше. Он созвучен его образу. Отчаяние и призыв одуматься прослеживаются не только в музыке и тексте, но и в актерской игре и вокале обоих рассматриваемых исполнителей. Чем ближе ария к коде, тем больше разнятся прочтения Тима и Карла. К этой теме мы перейдём в следующей статье.

Источник

Очень серьезный пост — «Jesus Christ Superstar»

«Jesus Christ Superstar» — мюзикл, рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса. Была написана в 1970 году и появилась на сцене спустя год после создания.

В акдемическом изложении отзыв об этом спектакле выглядит так:

«Рок-опера о последних днях жизни Иисуса Христа вызвала множество разговоров и споров и стала культовым произведением для целого поколения, не потеряв своей актуальности и в наши дни.

«Иисус Христос Суперзвезда» был новым словом в музыкальном театре. Соединение рок-музыки с классическими мотивами, использование современной лексики в текстах, их высокое качество, так называемый принцип «sung-through» (вся история рассказывается исключительно посредством песен, без использования не поющихся диалогов) — все это сделало рок-оперу настоящим хитом.»

Упрощенная версия истории создания спектакля, ставшим теперь классикой, более занимательна:«Летним днём 1969 года во время встречи двух старых приятелей Тима Райса и Эндрю Ллойд Уэббера произошло знаменательное событие — рождение легенды “Иисуса Христа – Суперзвезды”.

Вот так выглядел Эндрю Ллойд один, а рядом они с Райсом уже увиделись, чтобы наваять свой шедевр.

Между прочими разговорами Эндрю упомянул их давнюю затею с мюзиклом об Иисусе Христе. Тим даже не сразу вспомнил про этот их старый проект. Потом он признал, что когда-то они говорили о создании такого мюзикла. Итогом этого разговора было решение о начале работы.

Тима Райса больше всего в евангельской истории привлекали личности Иуды Искариота и Понтия Пилата: «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, — говорил Тим Райс. — Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека».

Менеджер Дэвид Лэнд сначала пришёл в ужас от подобных затей своих протеже, посчитав их бунтарскими и еретическими, но, в итоге,все же согласился, покорившись судьбе и уверенному напору Тима и Эндрю.

Официальная церковь была возмущена тем, что рок-опера заканчивается сценой распятия Христа, а не Его чудесным воскресением и высказывалось мнение, что раскрытие религиозных сюжетов языком рок-музыки может оскорбить чувства верующих людей.

На самом деле мы понимаем, что подняты темы вечные — добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему.

В музыке Ллойда органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки — соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др, что и сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы всем — даже тем, кто в роке не очень разбирается.

Изначально роль Иисуса была предложена Джону Леннону, который проживал в то время в Нью-Йорке. Однако Леннон выставил условие, чтобы роль Марии Магдалены исполнила Йоко Оно. Уэббер не мог на это согласиться и в результате роль досталась Яну Гиллану — думаю, никто об этом не пожалел.

В 1973 году Норманом Джуисом был снят фильм, а в 2000 году в Австралии была снята телеверсия мюзикла.

Австралийская телепостановка ближе к оригинальному замыслу Уэббера и Райса. В отличие от кинофильма, она снята исключительно в студийных помещениях, при искусственном освещении, в стиле телеспектакля, но при этом в ней так же, как и в кинофильме, евангельские события перенесены в современный антураж (Последний ролик «Распятие» взят оттуда)

Но, начнем все-таки с фильма — интересно узнать, как он действует на всех вас сегодня.

Где-то в каменистой пустыне останавливается автобус с группой тинэйджеров, которые надевают костюмы, ставят декорации. И начинается самое удивительное действо из всех, что видел…

В своём либретто Тим Райс в общем и целом следует евангельским текстам, но при этом по-своему трактует многие ключевые моменты библейской истории.

В сюжете мюзикла четко и последовательно выделяются две основные линии:

1) Все чего-то хотят от Иисуса и каждый видит в Нем что-то свое, а Он все время оказывается не тем, кого в Нем видят, выламывается из установленных стереотипов и ускользает от тех, кто хочет Его использовать.

Читайте также:  Как с помощью впр сравнить две таблицы

Все поступки Иисуса при такой трактовке до какого-то момента выглядят как грамотный самопиар — он ставит Себя в центр внимания, привлекает интерес толпы, собирает вокруг Себя зевак. Он торжественно входит в Иерусалим, выгоняет торговцев из Храма, исцеляет больных, и все это только для того, чтобы привлечь к Себе больше внимания, чтобы стать еще более знаменитым. Именно поэтому Иуда в своей первой арии обвиняет Иисуса в звездной болезни.

Вообще, можно сказать, что роль ведущего персонажа здесь отдана Иуде:он производит, по крайней мере вначале, впечатление рациональной и последовательной личности. Иуда неустанно критикует Иисуса (за то, что тот по его мнению позволил событиям выйти из-под контроля, пошёл на поводу у толпы, в буквальном смысле слова «бого-творящей» его:«Ты сам поверить рад легендам о себе,О, ты поверить рад словам о Божестве. Добро, что ты свершил, впустую пропадёт,Образ твой затмил собой учение твоё»

Juda «Heaven on their Minds» — «Superstar 1973»

Ученики, жители Иерусалима и священники видят в Христе бунтовщика, который возглавит народ и поведет его на войну с Римом, Мария Магдалина хочет от Иисуса любви

Jesus Christ Superstar — Everything’s Alright — Legendado

Сам же Иисус неоднократно демонстрирует, что ему известно, что ожидает его лично, и при этом говорит об этом как о судьбе, не подлежащей изменению. В арии «В Гефсиманском саду» Иисус, как и в Евангелии, выражает своё страдание от этого знания и просит: «Забери от меня эту чашу, я не хочу вкусить её яду…»

Однако, в отличие от Евангелия, здесь Иисус прямым текстом говорит, что он не понимает, зачем Бог-отец посылает его на смерть:«За что мне смерть?Сделает ли смерть понятней людям мою мысль? Может, все мои деянья потеряют смысл?Я должен знать, я должен знать. Докажи, что не напрасно буду я убит.Пусть Твой разум вездесущий ныне объяснит,по какой причине мне придётся умереть.Ты лишь открыл мне, где и как. Но почему? Ответь!»

Ian Gillan-Gethsemane «I only want to say»

Можно утверждать, что в опере нет подлинных персонажей-злодеев: здесь каждый действует сообразно собственной логике, которая в общем выглядит более или менее убедительно. Единственный вполне «отрицательный герой» здесь — толпа, которая сначала возносит своего избранника до небес.

Jesus Christ Superstar 1973 Hosanna

Но, потом с той же экзальтированностью требует от властей: «Распять его!» При этом мотивы «фанатов» Иисуса порой низменны …«Прикоснись, прикоснись ко мне! Исцели, исцели меня, Иисус!…» или — «Скажи мне, что теперь я спасён!», и сам он в какой-то момент уже не в состоянии их выносить :«Не толкайте меня, оставьте меня!… Слишком много вас, слишком мало меня!…»

Частью толпы являются в какой-то мере и апостолы, своими коллективными песнопениями выражающие лишь самые банальные мысли и чувства. «Всегда знал, что стану апостолом. Верил, что добьюсь этого, если буду стараться. Потом, когда мы уйдём на пенсию, напишем Евангелие, чтобы люди говорили о нас и после нашей смерти», — под безмятежно-сладостную мелодию распевают они хором, оставляя обречённого Иисуса в Гефсиманском саду.

Jesus Christ Superstar (1973) — The Last Supper

Simon Zealotes JESUS CHRIST SUPERSTAR

Jesus Christ Superstar 1973 — The Temple

Вторая линия сюжета в мюзикле – медийная. Иисус изображен буквально суперзвездой. Он – знаменитый учитель и проповедник, Он на устах у всех.

Церковные лидеры, обсуждая Иисуса как политически опасного гастролирующего популиста-факира, пользуются жаргоном, характерным для современных СМИ —«Что же нам делать с этой Иисусоманией?…

Либретто Тима Райса насыщено сатирическими эпизодами и репликами, высмеивающими поп-звёздность и нравы музыкального бизнеса. Царь Ирод беседует с Иисусом совершенно как потенциальный импрессарио, называя его популярность в народе «хитом», а его самого — «чудом года»

King Herod’s Song

Когда же храмовая стража арестовывает Иисуса, то это выглядит как падение суперзвезды, и, как оно обычно происходит в таких случаях в мире шоу-бизнеса, в мгновение ока Иисус превращается в бывшую знаменитость, и теперь над ним глумятся те же люди, которые недавно превозносили Его.

Ночная сцена с жителями Иерусалима, которые собираются посмотреть, как Иисуса ведут к Каиафе, и при этом задают Ему издевательские вопросы символически изображает травлю бывшей суперзвезды журналистами и досужей публикой, воспринимающей падение суперзвезды как продолжение шоу.

Jesus Christ — Pilat

Murray Head Jesucristo Superstar

Апостолы, священники, Пилат, Ирод, жители Иерусалима не понимают одной простой вещи: Иисус не играет, Он – живет. Для Него это все – всерьез. Для Него нет никакого шоу, нет пиара. Он хочет изменить их жизнь, сделать их другими, и для этого Он готов пройти через отвержение, непонимание, издевательства, страдания и смерть.

В этом моменте, в точке смерти, в точке Распятия, обе сюжетные линии сходятся

Настоящий Иисус раз за разом побеждает выдуманный людьми образ, чтобы в финале довести Свое дело до конца и выдохнуть последнее слово — «Свершилось!»

Jesus Christ Superstar 2000

«Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте — говорил Тим Райс. Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает»

The end/

Источник

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», Э. Л. Уэббер

«ИИСУС ХРИСТОС – СУПЕРЗВЕЗДА» – ШЕДЕВР, СТАВШИЙ ЛЕГЕНДОЙ

«Иисус Христос – Суперзвезда» – одна из самых известных и величайших рок-опер в мире, с довольно длительной историей, ставшей шедевром и легендой мира музыки.

Читайте также:  Чего нет у животной клетки по сравнению с растительной

Рок-опера стала первым мюзиклом Эндрю Ллойда Веббера и Тима Райса на профессиональной сцене. И возможно ни одна другая рок-опера не подвергалась стольким изменениям.

«Иисус Христос – суперзвезда» – история создания рок-оперы

Первоначально мюзикл вышел в виде альбома в 1970 году, где главную роль исполнил Ян Гиллан, вокалист так называемого «золотого состава» Deep Purple. «Живой» концерт в июле 1971 года прошел с таким огромным успехом, что было принято решение записать и выпустить пластинку, которая впоследствии разошлась миллионными тиражами. Никому не известный до этого момента молодой композитор Эндрю Ллойд Уэббер практически в одночасье стал знаменитостью. 12 октября 1971 года на Бродвее состоялась премьера расширенного сценического варианта рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда». Молодые авторы были потрясены успехом постановки. Уже в августе 1972-го шоу открылось в Лондоне.

А в 1973 году рок-опера была экранизирована. Фильм сняли в Израиле, в тех самых местах, где и происходили события, продемонстрированные в фильме. За 40 лет существования рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» постановки шоу прошли на сценах 17-ти стран мира. В России впервые на русском языке рок-опера прошла на сцене Санкт-Петербургского Государственного театра «Рок-опера».

Даже сами авторы не ожидали такого грандиозного успеха. В отличие от зрителей, критики не приняли спектакль. Журналисты музыкальных изданий, представители деловых журналов, обозреватели престижных оперных журналов, авторы дамских журналов – пресса в Англии обрывала телефон Дэвида Лэнда, продюсера молодых дарований. Но через две недели после премьеры «Иисус Христос – Суперзвезда» лидировал сразу в трех чартах.

«Иисус Христос – Суперзвезда» была поставлен везде, где только можно, и не в одной версии (в том числе, как уже было отмечено, и в России). Экранизация рок-оперы пользовалась не меньшим успехом. Через некоторое время шум по поводу рок-оперы поутих, и фильм на какое-то время был позабыт. Но совсем недавно постановку достали с полок. И «Иисус» вновь собирает аншлаги на Бродвее. Была создана новая бродвейская постановка и сделана студийная запись с новыми текстами, где роль Иисуса исполняет Стив Бальзамо, а роль Ирода – Элис Купер. Немного подверглись редактированию и тексты. Тим Райс исправил некоторые рифмы на более, по его мнению, удачные. Кроме этого, была записана новая экранизация рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда», режиссером которой стала Гейл Эдвардс. Главным отличием новой экранизации является полностью студийная запись. В целом запись получилась несколько более жесткой, чем первый фильм, но не менее интересной.

«Иисус Христос – суперзвезда» – сюжет рок-оперы

Основой для сюжета рок-оперы стали евангельские повествования, события, произошедшие на заре Христианской Эры. Сюжетная линия охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до момента смерти на Голгофе, последние семь дней жизни Иисуса из Назарета, с момента появления его на Пальмовое воскресенье и до его казни по приказу Понтия Пилата. Иисус осознает, что его ждет впереди, но не совсем понимает цели собственной жертвы, хоть и относится к этому как к судьбе, не подлежащей изменению. Иисус страдает от этого знания, он хочет понять, зачем Бог-отец посылает его на смерть.

В трактовке либреттиста, Иуда Искариот не намеревался предавать «учителя», просто по воле злого рока именно он должен был совершить предательство. Ему не нравится то, что происходит, ему кажется, что Иисус теряет контроль над происходящим, что он отходит от своего собственного учения. Он считает, что Иисус и его апостолы близки к самоуничтожению. Он хочет спасти Иисуса от толпы и самого себя, доносит властям на Иисуса, рассчитывая, что тот будет изолирован и таким образом, сохранен. Иуда не скрывает своих намерений: если Иисус — действительно сын Бога, значит, он способен заранее все предвидеть, понимал, что может случится и сам определил его, Иуду, на роль «проклятого на все времена».

«Иисус Христос – суперзвезда» – видео рок-оперы

Считается, что «Иисус Христос – суперзвезда» положила начало эре рок-оперы 1970-х. Несмотря на то, что это уникальное произведение было создано более 40 лет назад, оно ничуть не потеряло своей грандиозности. Мы представляем обе экранизации рок-оперы, ставшие шедеврами мировой классики. Они разные, и каждая по своему интересна. Кому-то нравится первый вариант, кому-то новый. Чтобы сделать свой выбор, нужно увидеть обе. Настоятельно рекомендуем посмотреть!

Источник