Меню

Сравнение с другими персонажами или литературным героем другого автора



Сравнительная характеристика героев, персонажей литературных (план)

1 ответ

Сравнительная характеристика героев должна осуществляться по определенному плану:

  • Представление каждого из героев.
  • Сопоставление характеров каждого из героев, внешнего вида, их описание.
  • Сравнение социального положения, образования и мировоззрения каждого из героев.
  • Отношение героев произведения к каждому персонажу, их отношение друг к другу.
  • Что общего между персонажами.
  • Чем герои различаются.
  • Их влияние на ход сюжета.
  • Роль героев в произведении.
  • Отношение автора к каждому из героев.
  • Отношение читателя к персонажам.

Оценка: 4 ( 19 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Капитан Немо 1,215
  2. 2. Милана Тетяйкина 215
  3. 3. Полина Михеева 188
  4. 4. Сергей Такешов 157
  5. 5. Александр Рубцов 153
  6. 6. Виолетта Разумова 149
  7. 7. Игорь Проскуренко 140
  8. 8. Денис Зацарин 138
  9. 9. eva 104
  10. 10. onithil edit 90
  1. 1. Игорь Проскуренко 23,186
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.

Что значит «характеристика литературного героя»?

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое исходя из текста произведения, и будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описания автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, окружение, манеры Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.

Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Имя и фамилия героя. Если есть какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у характеризуемого героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Может быть, есть какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.

Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает это?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Мир чувств героя . Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.

Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.

Цитаты

Не бойся процитировать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Читайте также:  Как сравнить натуральные числа правила

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Источник

Охарактеризовать :Митрофана, Стародума, Скотинина, Простакову

Госпожа Простакова
Центральный отрицательный персонаж, представительница
крепостного дворянства.
Изображена необразованной, невежественной и злобной
бабой, которой принадлежит вся власть в семье:
«То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно:
«Без науки люди живут и жили».
Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем,
братом общается свысока, грубо, даже агрессивно,
а к людям, от которых зависит её положение,
пытается подольститься.
Тришке-«скот»,»мошенник»,»воровская харя»,»болван»;
Еремеевне-«бестия»,»каналья»,»собачья дочь».
Стародуму-«благодетель».
«Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать
не сможем».
«Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.»
«Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье
целого дома» называет её Правдин.
Единственный человек, внушающий ей добрые чувства —
сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька».
Но в финале и он отворачивается от матери.

Скотинин
Ещё один резко отрицательный персонаж, обладатель
скотоподобной фамилии, самовлюблённый и жестокий.
Единственная страсть — свиньи и всё, что с ними связано,
придаёт его образу некое подобие животного.
«Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки».
«Люблю свиней… Я и своих поросят завести хочу»
«…как чорта изломаю… будь я свиной сын…»
«Я бы те … за ноги, да об угол»,»Ах ты чушка проклятая!» —
Митрофану.
«Да вишь как развизжалась»-о сестре.

Митрофан
Недоросль шестнадцати лет.
Его имя «говорящее», ведь Митрофан в переводе с греческого
«похожий на мать».
Такой же двуличный: тиран по отношению к домашним,
униженно просит прощения у Стародума в финале.
Обладает несомненной хитростью.
Например, сон, где матушка бьёт батюшку.
Митрофан, выросший в невежественной семье, сам
невежественен, глуп и ленив.
Митрофанушка — не только полный невежда,
питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него
не существует ничего значимого, кроме собственных
интересов.
«Невежда без души — зверь «(Стародум).
Грубый и жестокий по отношению к крепостным,
учителям, няньке, отцу.
«Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней
степени своего совершенства и далее не пойдет»,-
говорит о нём Софья.
Речь: Еремеевне-«старая хрычовка»;
дяде-«Убирайся, дядюшка; проваливай»; гарнизонная крыса»;
учителю Цыфиркину..
«Не хочу учиться, хочу жениться».»Все к чорту!»

Простаков
Человек безвольный и слабый.
О нём точно нельзя сказать, что он глава семьи.
Во всём подчиняется супруге и боится её.
Предпочитает не иметь своего мнения-
сцена с шитьём кафтана:
При твоих глазах мои ничего не видят».
Неграмотный «бесхребетный подкаблучник»,
в сущности, он не такой уж плохой человек.
Любит Митрофана,» как надлежит родителю».
«Он смирен»,-говорит о нём Правдин.

Источник

—>Сайт учителя русского языка и литературы Митрофановой Л.Ф. —>

Данная работа может быть выполнена как в форме сочинения, так и в форме таблицы-сопоставления. Рассмотрим основные приемы составления характеристики литературных героев, а также приведем примеры наиболее удачных работ учащихся.

План сравнительной характеристики (примерный шаблон сравнительной таблицы)
•внешние черты (портрет);
•общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой
•поступки героя, особенности поведения, деятельности
•отношение к другим людям, его чувства;
•речь героя;
•характеристика героя другими действующими лицами, Отношение других лиц к герою

Сопоставительная характеристика героев (сочинение)
1.Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они. Место героев в произведении.
2.Общественное, семейное положение героев, обстановка, в которой они живут
3.Что общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном плане;
• в отношении с окружающими людьми.
4.Что отличает двух героев.
5.Для чего автор сопоставляет этих героев, значение героя в раскрытии идеи произведения.
6.Отношение автора к героям.
7.Ваше отношение к данным персонажам.

Примеры сравнительной характеристики героев (на примере повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя)

Всегда был хладнокровен и никогда не терялся.

«…был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела.» «…с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее.»

Остап Андрий
1. «…начал сидеть с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими.» 1.«…учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер.»
2. «…кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам». 2. «… чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания».
3. Мягче, утонченнее, гибче брата. «… погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заране свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных.»
4. Заметны черты будущего вожака. «Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.» 4. Зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. «…не мог заснуть и долго глядел на небо: оно все было открыто перед ним; чисто и прозрачно было в воздухе; густота звезд, составлявшая Млечный Путь и поясом переходившая по небу, вся была залита светом.»
5. Видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап думает только о сражениях, он страстно мечтает о ратных подвигах и готов умереть за свою Родину. 5. Ему свойственна отвага в бою и гораздо более важное качество — смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть, но за этим стоит большее. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции.
6. Человек твердой воли и большой выдержки. Умирает мужественно и просто, умирает ради своей родной земли. «…выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, — ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его; не дрогнулось лицо его.» 6. Под воздействием своих чувств был способен не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила его. Поддавшись чувствам он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью», оборвала молодую жизнь Андрия.» «Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил».

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». (Мерзликин Костя, ученик 7В класса)
Остап и Андрий сыновья Тараса Бульбы. «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва». Сыновья приехали из киевской бурсы «на дом к отцу». Мальчики получали одно и то же образование. Но проявили себя там по-разному.
«Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».
«Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания, тогда как брат его, Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании».
После выпуска из семинарии, не пробыв дома и нескольких дней, Остап и Андрий с отцом отправляются в Запорожскую Сечь. «А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму».
Запорожская Сечь — это место где вырабатывается инициатива, чувство ответственности, отвага и другие качества, необходимые настоящему казаку. И на Сечи Остап и Андрий были совершенно разными.
«В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами; черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны. А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых».
Остап в битве был спокоен, расчетлив, хладнокровен, предусмотрителен, умел рассчитать грозившую ему опасность. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».
Андрий же с головой бросался в драку, забывая обо всем. Какую-то упоительную негу видел он в сражении. Андрий наслаждался битвой, без страха несся в самое пекло. «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заране свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных».
Тарас, узнавший о происках «неверных», решает пойти на них войной. «Войско решилось идти прямо на город Дубно, где, носились слухи, было много казны и богатых обывателей». Оказавший сопротивление город Дубно оказывается осажденным. Это поворотный момент в судьбе братьев. Во время осады оба брата скучали. «Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням; Андрий же, сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце». Андрий думал о матери, Остап – о войне.
Андрий не имел твердых нравственных устоев. Он перешел на сторону врага. Любовь к полячке затмила все. Он отрекся от Отчизны, от родителей, от товарищей. Так как он был более чуткий, его тянуло к красоте, он был более мягкий, чем его товарищи.
Для Остапа товарищи, друзья, отец — самое дорогое. Он предан им. Остап решителен, сдержан, он сражается бесстрашно, как лев. Не зря Остапа выбрали куренным атаманом. «Остап, сняв шапку, всех поблагодарил казаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь; а тут же повел их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы» .Он — гордость отца, а Андрий — позор. В сцене пленения, Остап держится стойко, мужественно. Он отбивается до последнего, но врагов слишком много, а силы уже на исходе. Его пленили.
Оба брата погибли страшной смертью. Андрия убил его отец за измену и предательство. «Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье». «Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил».
Остапа казнили. «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, — ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его; не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!» Он погиб, как герой, который вынес все муки и испытания. Вынес все тяготы казни. Ему помогли- любовь к товарищам и родине. Во время казни Остапа Тарас смотрел потупив глаза, но когда сыну понадобилась поддержка, он крикнул : «Слышу!». Это «Слышу!» — безграничная любовь и нежность к сыну, гордость, ненависть к врагам, угроза отомстить. Тарас Бульба принял смерть своих дорогих, любимых сыновей. Смерть истинного казака и предателя — сына.
Несмотря на одинаковое воспитание, братья прожили абсолютно разные жизни, у них были разный приоритеты и разные ценности.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». (Зуев Виктор, ученик 7В класса)

Мы знакомимся с сыновьями Тараса Бульбы сразу же в I главе, когда братья Остап и Андрий приезжают в родительский дом. Остап был старшим сыном, Андрий- младшим. Н.В.Гоголь сразу дает братьям характеристику: «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю». Остап и Андрий- братья, но какие у них разные характеры. С самого начала Н.В.Гоголь показывает нам эту разницу. Остап, оскорбленный словами отца, принимается бороться с ним, а Андрий не принимает отцовского вызова.

Сыновья Тараса Бульбы окончили Киевскую бурсу и приехали домой. Братья были молоды, красивы, но совершенно разные. Остапу знания в бурсе давались трудно. Он не хотел учиться и четыре раза закапывал в землю свой букварь. Только после наказа отца он начал учиться «с необыкновенным старанием» и «скоро стал наряду с лучшими». Он был верным товарищем, и его за это любили. Остап был добрым — «он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно его смущало и заставляло опустить голову».

Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. «Он был более изобретателен, нежели его брат, умел увертываться от наказания в отличие от своего брата» Учился он «охотно и без напряжения».

Недолго Тарас Бульба с женой радовались приезду детей домой из бурсы. На второй день Тарас начинает собираться с детьми в Запорожскую Сечь. Братья очень обрадовались, узнав, куда они едут с отцом. По дороге каждого занимали свои мысли. Остап думал о сражениях, он мечтал о подвигах. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал». «Меньшой его брат, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые».

По дороге в Сечь Андрий вспоминал о встрече с полячкой. Он полюбил её и все мысли его были о ней.

В Сечи братьев приняли хорошо. Казаки оценили ловкость и отвагу Остапа и Андрия. Но и здесь братья вели себя неодинаково. В походе на Польшу Н.В.Гоголь так описывает Остапа: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела…Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва». Даже придирчивый Тарас Бульба поговаривал: «О, да этот будет со временем добрый полковник!»

Андрий же проявил свою вспыльчивость и безрассудную храбрость: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужые силы… И не раз дивился старый Тарас Бульба, видя, как Андрий, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный…»

В боях под городом Дубно Остап был выбран атаманом, показав себя храбрым и опытным воином. Остап вел за собой казаков и Тараса охватила гордость за такого сына.

Город Дубно оказывает сопротивление и попадает в осаду. В судьбе братьев это переломный момент. Во время осады Андрий думал о матери, Остап — о войне.

Для Остапа товарищи, друзья, отец — самое дорогое. Он бесстрашно сражается, а в сцене пленения он держится стойко. Он отбивается до последнего, но врагов слишком много, и его силы уже на исходе: «вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом». Его берут в плен. Остапа казнили и он погиб, как герой, который вынес все муки и испытания. Только перед смертью у Остапа вырвалось: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» А Тарас смотрел, потупив глаза, но, когда сыну понадобилась поддержка, он крикнул: «Слышу!» Это были слова безграничной любви и нежности к сыну, слова гордости, ненависти к врагам и угроза отомстить.

Андрий же пошел другим путем. Он узнал, что его любимая находится в осажденном городе. Он ночью покидает лагерь и пробирается в город. Он переходит на сторону врага. Любовь к полячке затмевает все, он отрекается от Родины, от родителей, от товарищей. Он был более мягкий, чем его товарищи. Андрий поклялся в любви к полячке: «Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна мол-ты… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую Отчизну…»

Тарас страшно разгневался, увидев сына впереди польского полка. Это был позор и для него, и для Остапа, и для всего казацкого войска. С этой минуты Тарас ни о чем уже думать не мог и только требовал, чтобы казаки заманили Андрия в лес. Казаки заманили Андрия к лесу, и там повод его коня схватила чья-то сильная рука: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…» «Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом». Тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» Андрия, который «был и мертвый прекрасен».

Оба брата погибли страшной смертью. Андрия убил отец за измену и предательство. Остап был казнен и умер героем. Братья получили одинаковое воспитание, у них были разные взгляды на жизнь и разные ценности. Остап — отличный боец, надежный товарищ. Он чтил традиции отцов и дедов, почтителен к старшим. Он умер за Родину и веру. Андрий – полная противоположность брату. Андрий мягче, гибче брата. Он умеет видеть прекрасное. Он не побоялся сделать свой собственный выбор – уйти к любимой.

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один – от рук врагов, другой – от руки отца. Я не могу назвать одного хорошим, другого – плохим. Но все же мне ближе образ Остапа. Н.В.Гоголь показал нам людей, по натуре принадлежащих к разным эпохам. Сравнивая двух братьев, мы видим противоречивый характер эпохи, о которой ведется рассказ в повести «Тарас Бульба».

Источник

Сравнить или измерить © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.