Меню

Сравнение сказки корзина с еловыми шишками сравнения



Анализ рассказа «Корзина с еловыми шишками» (К. Г. Паустовский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 19.06.2020 · Обновлено 19.06.2020

Константин Георгиевич Паустовский – настоящий мастер художественного слова и умелый рассказчик. Всего на нескольких страницах ему удается не просто раскрыть характеры, но обнажить судьбы. Самое сокровенное и трепетное, что у нас есть, обретает плоть, облекается в форму и становится частью уже чей-то чужой жизни, сюжетом повести или рассказа. Так, в своем небольшом произведении «Корзина с еловыми шишками» Паустовский запечатлел историю двух людей, через года связанных чем-то удивительно трогательным и неуловимо прекрасным.

История создания

Рассказ был написан Паустовским в 1954 году. Паустовский всегда тонко чувствовал красоту мира, его разнообразную и непредсказуемую прелесть, поэтому тема природы занимает особое место в его творчестве; она же нашла свое отражение и в рассказе «Корзина с еловыми шишками». Его анализ по плану поможет Вам лучше изучить творчество автора.

Многие годы писатель изучал биографии знаменитых людей, он мечтал однажды в собственной книге описать необычные истории из их жизни. Возможно, именно поэтому одним из главных героев рассказа становится великий музыкант Эдвард Григ.

Жанр, направление

«Корзина с еловыми шишками» — это небольшой рассказ, в котором отчетливо прослеживаются черты романтической новеллы.

Романтическая и лирико-психологическая тенденции дополняют друг друга в рассказе, позволяя автору создать особую атмосферу сказки и в то же время раскрыть глубокие внутренние переживания героев.

Смысл названия

Заглавие рассказа «Корзина с еловыми шишками» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, именно корзина с шишками стала одним из поводов для знакомства композитора и девочки; она стала своеобразным символом первой встречи, изменившей их жизни.

С другой стороны, корзина с шишками – это и символ тяжелой жизни маленькой Дагни. Паустовский прямо не говорит о безрадостном детстве девочки, но из ее слов во время разговора с незнакомцем можно сделать вывод, что жизнь ее не так беззаботна. Девочка рассказывает о своей уже старой, сломанной кукле, кроме которой у нее есть разве что дедушкина стеклянная лодочка. Она почти не упоминает мать; говорит о слабом здоровье дедушки (ему тяжело дышать). Также на Дагни, очевидно, лежат обязанности по дому, она одна несет слишком тяжелую для нее корзину.

О своем прошлом и, вероятно, о корзинке с шишками, девочка вспоминает только спустя 10 лет, после того, как слышит написанную для нее музыку. Несмотря на все трудности, она с трепетом и радостью вспоминает это время. Кажется, что корзинка стала для девушки символом чуда, случившегося с ней; символом непредсказуемости и таинственной красоты жизни, которую девушка теперь ощутила всем сердцем.

Композиция

Композиция текста рассказа «Корзина с еловыми шишками» относительно проста.

  1. Уже в начале рассказа мы знакомимся с двумя главными героями текста – композитором Э. Григом и маленькой девочкой Дагни.
  2. Во второй части текста мы узнаем о том, как эта встреча повлияла на Грига, а также становимся свидетелями создания прекрасной музыки.
  3. Третья часть рассказа посвящена жизни уже повзрослевшей Дагни.
  4. Наконец, в заключительном, кульминационном отрывке сама девушка узнает о подарке великого мастера.

Главной композиционной особенностью рассказа «Корзина с еловыми шишками» становится десятилетний временной разрыв между двумя центральными событиями истории – встречей героев и концертом, на котором исполняется прекрасная музыка. Так, композиция помогает автору подчеркнуть изменение, которое произошло в Дагни, перемену в ее мироощущении.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ «Корзина с еловыми шишками», повествующий об удивительной встрече двух людей, привлекает внимание читателей к загадочности самой жизни, к ее скрытой красоте и гармоничности. Паустовский раскрывает эту внутреннюю красоту и в образе юной Дагни, и в невероятных описаниях природы, и, конечно, в вечном звучании гениальной музыки.

Писателю удалось удивительно точно передать скрытое очарование жизни, как в юную, так и в зрелую пору человека.

Главные герои и их характеристика

Центральными героями рассказа «Корзина с еловыми шишками» являются композитор-незнакомец Эдварг Григ и девочка Дагни. Многомудрый Литрекон описал их в таблице:

Читайте также:  Журнал лайф 1958 сравнение школьников
Дагни Образ Дагни мы наблюдаем в развитии. На первых страницах рассказа мы встречаем еще ребенка, восьмилетнюю девочку, чья жизнь полна забот и трудностей. Дагни много трудится и помогает своей семье. Девочка добра, открыта и отзывчива, она не боится незнакомца и даже приглашает его домой. Повзрослевшая Дагни – уже девушка. Она доверчива и скромна; продолжает много трудиться. Девушка сохранила свое отзывчивое сердце и тонко чувствует искусство и красоту: «После спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели». Интересно, что имя главной героини переводится с норвежского как «новый день». Будто в самом имени героини с самого рождения была запечатлена предстоящая ей встреча. Однако знакомство с Григом принесло девушке не только долгожданный подарок. Услышав музыку, написанную для нее, и вспомнив странного незнакомца, Дагни открывает новую страницу своей жизни, в которой ей предстоит раскрыть всю сложность и неподдельную красоту своей жизни.
Эдвард Григ Образ композитора Эдварда Грига для Паустовского нераздельно связан с его музыкой, в которой раскрывается его тонкое ощущение природы, искусства и человеческой красоты. Григ предстает перед нами как удивительно добрый, искренний, мудрый человек, который смог найти вдохновение в случайно встреченной девочке. С первых минут знакомства он смог разглядеть красоту скорой юности и большое, горячее сердце девушки. К сожалению, композитор не доживает до ее совершеннолетия, но он обретает бессмертие в своем музыкальном наследии и в памяти множества людей, чьи души он вдохновил и преобразил.

Интересной деталью является совпадение имен композитора и отца девочки (Хагеруп). Григ становится вторым отцом девочки, ее духовным наставником; он дарит ей новое дыхание жизни.

Тематика рассказа «Корзина с еловыми шишками» интересна для читателя нашего времени:

  1. Наиболее значимой для автора является тема красоты человеческой жизни. Для Паустовского бесценны и счастье юности, и поразительная гармония музыки, и прелесть природы.
  2. Также писатель обращает внимание на тему духовного взросления и преображения. Кульминацией рассказа становится момент высшего душевного напряжения девушки, охваченной «чувством красоты этого мира». В это мгновение жизнь ее переворачивается; она взрослеет и узнает иную, лучшую жизнь.
  3. Автор обращается и к теме особой силы искусства, способного хранить самые сокровенные порывы нашего сердца и передавать их другим людям, переводя на общий, понятный всем язык.
  4. Также, в самом начале рассказа, автор касается и темы детства.

Проблемы

Проблематика произведения «Корзина с еловыми шишками» не менее злободневна:

  1. Во-первых, это проблема тяжелого детства. Дагни не знает многих радостей детства, и несправедливо, что какой-либо ребенок может быть лишен неповторимого времени, полного мечтаний, игр и родительской заботы.
  2. Во-вторых, это, конечно, проблема становления личности. Кажется, что девушка привыкла наслаждаться красотой и наполненностью жизни только с места в театральном зале. Ее душа полна ожиданием чуда, жаждой чего-то большого и еще неясного, что может встретиться ей в жизни. В то же время жизнь девушки непроста. Возможно, тяжелая работа и ежедневный быт со временем ожесточили бы доброе и чуткое сердце девушки. Однако сказочный подарок из прошлого вкладывает в душу героини новое чувство. Девушка понимает, что красота не просто открывается перед тобой; нужно быть готовым увидеть «то прекрасное, чем должен жить человек».
  3. Наконец, это проблема особой роли искусства, в частности, музыки, в жизни человека. В рассказе музыка становится не просто приятным сюрпризом для девочки; автор подчеркивает ее поразительное влияние на девушку. Музыка, по мнению Паустовского, способна вобрать в себя все тайны природы, всю ее прелесть и вновь подарить, как первое впечатление, своим слушателям. Музыка оставляет в веках давно исчезнувшую красоту, незабываемый момент счастья, случайную встречу и, конечно, своего автора.

Основная идея

В чем заключается смысл рассказа «Корзина с еловыми шишками»? Автор завещает нам простую, но такую важную истину: жизнь – это ценный подарок; она способна поражать нас каждый новый день, но только если мы сами захотим увидеть ее бесконечное очарование.

Читайте также:  Сравнить лодки пвх с нднд

Мы не способны предсказать, какие сюрпризы готовит нам жизнь, будет ли она к нам добра или жестока, но мы должны научиться чувствовать и ценить ее красоту, которая находит свое вечное отражение в природе, искусстве и, конечно, в нас самих. Такова главная мысль рассказа «Корзина с еловыми шишками».

Чему учит?

Главная мысль рассказа звучит из уст композитора Грига: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». В конце рассказа и сама Дагни наконец-то признает эту истину: «Слушай, жизнь, я люблю тебя».

Художественные особенности

Автор использует все многообразие художественного языка: эпитеты («грибной воздух», «строгая бледность» ), олицетворения (пароходы «покрикивали»), сравнения («в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо»), метафоры («слабой позолотой» занимался рассвет). Для усиления эмоциональности, Паустовский использует и повторения: «Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты блеск зари». Направляют мысль читателя риторические вопросы: «Кто знает, что ждет Дагни в будущем?».

Текст Паустовского живописен и выразителен. Множество деталей и штрихов придают рассказу легкость, изящество и печальную прелесть русского романса.

Источник

Найти все сравнения в рассказе «Корзина с еловыми шишками»

Эпиграф: «Собака бывает кусачей только от жизни собачей».

Рассказ Л.Андреева «Кусака» — очень грустный рассказ об озлобленной, обозленной на весь мир собаке. Она стала такой не по какой-то другой причине, а по вине злых и равнодушных людей, встретившихся на её жизненном пути. А если ей и попадались добрые люди, то это были лишь краткие встречи, после которых человеческое зло становилось для Кусаки еще более очевидным.

Мои мысли при прочтении рассказа были разными. Хотелось бы самому себе ответить на разные сложные вопросы.

Почему не все понимают, что собаки (хочется написать — тоже люди) тоже имеют душу и чувства, что им бывает больно, что они страдают?

Почему счастливые люди добры, а несчастные — нет? А можно ли стать счастливым и удачливым, будучи злым? И действительно ли добрые люди эта Лёля и её мать? Наверное, нет, если они приручили животное, а потом бросили на произвол судьбы.

Каково это — быть брошенным и никому не нужным, как эта Кусака?

Может ли злобная собака снова стать доброй и ласковой, если встретится ей хороший хозяин?

Этот рассказ я сравнивал с платоновским «Юшкой». Там злые люди травили человека. Чем он им мешал? Каковы корни человеческой несправедливости?

Не на все эти вопросы найдется однозначный ответ. А раз так, значит, рассказ заставил читателя еще раз задуматься о весьма важных вещах.

Источник

Найди в рассказе корзина с еловыми шишками описание осени ,зимы,белый ночей.использует ли писатель приемы сравнения олицетворение Превиди примеры . Попробуйте придумать свои сравнения и олицетворение , с помощью которых ты мог бы описать осень или зиму. пожалуйста помогите.

1)Паустовский в рассказе «Корзина с еловыми шишками» сравнивает осень с золотом и медью всей земли,осенние наряды осени,как тысячи тоненьких драгоценных листьев.Писатель оживляет природу,осень стоит,листья дрожат.Зима у писателя закутывает город туманом по горло,как тёплый шарф.»Туман закутал», «пароходы дремали»,зима заворожила людей и природу.Белая ночь освещает всё волшебным, загадочным светом.

2)Придумать свои сравнения и олицетворение,описывающие осень и зиму.

Олицетворения:

Зима идёт;мороз трещит;снег искрится ;снежинки кружатся;вьюга воет;метель рвёт и мечет;иней серебрится;снегопад играет;снежки смеются.

Осень шуршит листьями, осень кружится в хороводе;дождь шепчет; листва стареет;трава увядает;деревья засыпают;кусты засыпают;лужи хлюпают.

Сравнения:

Зима,как хозяйка;снег,как пух;снежинки,словно балерины;деревья,как заколдованные;лес,как заснувший богатырь;сугроб,как утёс.

Осень,как старушка;дождь,как спутник;солнце,как странник;природа, как плакса;деревья,как засыпающие люди;погода,как простуженное дитя.

Источник

Работа над рассказом «Корзина с еловыми шишками»

— Объясните значение слов.

АККОРД— (сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство).

СИМФОНИЧЕСКИЙ— (от слова «симфония» — большое музы­кальное произведение для оркестра).

Читайте также:  Радар детектор сравнение за рулем

БОТФОРТЫ — (высокие кавалерийские сапоги).

ПАРЧА(плотная узорчатая шелковая ткань с переплетаю­щимися золотыми, серебряными нитями).

ФЕТРОВАЯ ШЛЯПА(фетр — плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти).

— Подберите синонимы к словам.

СМУЩЕНИЕ — (замешательство, конфуз, стыд, стеснение; неловкость, неудобство).

ВОЛНОВАТЬСЯ— (1) быть в волнении, приходить в волнение, го­рячиться, нервничать, психовать; 2) тревожиться; 3) колыхаться).

ЩЕДРОСТЬ, ЩЕДРО — (тороватость (устар., прост.), не ску­пясь, по-царски).

— Подберите антонимы к словам «волновались», «щедрость». (Успокаивались; скупость.)

(Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися на с. 47-58 учебника.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— Что вы узнали о великом норвежском композиторе?

— Что произвело на вас самое большое впечатление?

Домашнее задание

Перечитать текст. Вспомнить произведения К. Г. Паустовско­го, основные события его жизни.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Э. Грига

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 г. в норвежском городе Берген в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование. В 1858—1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познако­мился с Г.Х. Андерсеном, на стихи которого написал несколько проник­новенных романсов; знаменитый сказочник одним из первых оценил его самобытный талант.

Композитор решил идти по пути пропаганды национальной норвеж­ской музыки. Он положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором.

Осенью 1866 г. Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло). Большое значение имела для него дружба с драматургом и поэтом Б. Бьернсоном. На его стихи Григ сочинял романсы.

В столице Норвегии Григ выступал и в качестве общественного дея­теля — в 1871 г. он основал музыкальное общество (ныне Филармониче­ское общество) и академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии.

В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произведений — фортепианный концерт, который называли даже гимном Норвегии.

Скончался он 4 сентября 1907 г.

______________________________

Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели:расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; по­мочь понять смысл произведения; обучать правильному, вырази­тельному чтению; учить видеть прекрасное вокруг, замечать, пони­мать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: умения работать с тек­стом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с тек­стом, создавать текст на основе иллюстрации); метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оцени­вание своей работы на уроке, П — анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентировать­ся в учебной и художественной книге, самостоятельный и целена­правленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе худо­жественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных дейст­виях) ; личностные: осмысление пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Мы идем лесной тропинкой,

А куда — не знаем сами.

Светит солнце золотое

Сквозь зеленые оконца.

Может, мы идем за солнцем?

Может, и за солнцем!

Может, белка попадется,

Может, ежик ждет нас где-то.

Мы идем гурьбой веселой

Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением, выразительно).

— Ребята, вы любите гулять в лесу, в саду или в парке?

— Чем вас привлекают эти прогулки?

— О чем вы думаете или мечтаете? (Ответы учеников.)

Источник