Меню

Сравнение спарты с афинами 5 класс



Афины и Спарта. Особенности и различия

Два крупнейших древнегреческих полиса Афины и Спарта, при сравнении которых, можно увидеть огромное число политических и культурных различий. Во многом это связано с особенностями зарождения этих городов-государств.

Почти всю историю Афинского полиса можно охарактеризовать, как борьбу народа (демоса) с родовой аристократией (эвпатридами). В которой, в конечном счёте, побеждает демос, сформировав особый политический строй, получивший название — «демократия». Процесс демократизации Афин происходил постепенно, в основном благодаря реформаторам, которые представляли интересы народа. Одним из них был обедневший аристократ Солон, которому Афины обязаны ряду проведенных им реформ. В первую очередь, закону о «стряхивании бремени», который освобождал обедневших граждан от долговых обязательств. Так же он предполагал запрет долгового рабства, а все граждане, проданные в качестве рабов на чужбину, были выкуплены за счёт государства, и возращены на родину. Ещё одной важной реформой, стал закон о сословном делении, который предполагал разделения по принципу получаемого ежегодно дохода, а не общего количества имущества, как это было раньше. Такое деление стало хорошим стимулом к развитию экономики полиса, так как поощряло приумножения доходов. Помимо всего прочего, Солон ввёл дополнительные властные структуры, а так же нормировал и увеличил частоту народных собраний. В конечном счёте, Салону удалось заложить основы демократии, которые в полной мере обретут свой вид при последующих реформаторах.

Совсем другая ситуация была в Спарте. Там основополагающим политическим строем стала олигархия. Что бы понять причины установления именно того строя, нужно обратиться к истории зарождения Спартанского полиса.

Около XII-XI вв. до н.э. дорийские племена пришли в область Пелопоннеса. В X веке до н.э., в результате объединения пяти деревень, на этой территории образуется спартанский полис. Благодаря Мессенским войнам XIII-XII вв. до н.э., спартанцы захватывают территории Мессены, а местных жителей превращают в зависимый класс — илотов. Каждый полноправный спартанец принадлежал к «общине равных» и имел власть над частью земель Миссены и проживающими на ней илотами. Считалось, что истинный гражданин Спарты, не должен заниматься земледелием, торговлей или другими ремеслами, не считая военного. По сему, экономика Спарты была на достаточно низком уровне, на столько низком, что золотые и серебреные деньги почти вышли из оборота, а на их место пришли железные прутья, которые в большинстве полисов Греции считалась давно устаревшими.

Подводя итог можно сказать, что Спарта представляла собой скорее военный лагерь, нежели город-государство, что во многом сказалось на нраве и культуре его обитателей. Паразитический образ жизни спартанцев не предполагал внутреннего развития, а был направлен лишь на терроризирования подвластных им илотов и обогащения за счёт военных походов. Другое дело Афины, где каждый гражданин мог быть не только воином, но и заниматься хозяйством. Помимо всего этого, за счёт последовательных и правильных реформ, экономическая, политическая и культурная жизнь Афинян, достигла небывалого расцвета, в сравнении с другими Греческими полисами.

Источник

Сравнение Афин и Спарты как политических систем

Спарта и Афины – два города-государства ставшие колыбелью западной цивилизации. У них было несколько общих черт, и на протяжении всей истории они воевали друг с другом за господство и власть.

Древняя Греция не была единой страной, вместо этого существовали независимые города-государства – “полисы”. У этих государств было собственное правительство и армия. Спарта и Афины были одними из самых могущественных полисов древней Греции. Также они были друг для друга крупнейшими соперниками. У обоих были проблемы с пропитанием населения, поскольку их земля была бесплодной. Таким образом, они завоевывали соседние государства, у которых было достаточно продовольствия, и взамен завоеванная земля получала защиту от вторгавшихся в дальнейшем армий противника.

Несмотря на то, что Спарта и Афины были географически близки друг к другу, их идеологии, общество, формы управления и базовый образ жизни сильно различались. Афины были одними из ведущих городов древней Греции в первом тысячелетии, принося культурные и философские достижения, что закладывали основы новой западной цивилизации. С другой стороны, милитаристская Спарта, сформированная после миграции Дориана с севера, и известная своей военной силой, стала главным врагом Персидской империи и возможным завоевателем Афин. Если милитаристская и мачистская культура Спарты полностью зависела от войн, то Афины стали истоком для некоторых из самых выдающихся достижений философии, искусства и науки в истории человечества.

Краткие сравнения между Спартой и Афинами

Основной причиной различия между двумя культурами было происхождение, так как спартанцы были потомками дорийских захватчиков, а афиняне имели ионийское происхождение.

В Древней Греции существовали две формы правления: демократия и олигархия. В Спарте правили два короля и совет из 28 старейшин. Кроме того, группа из 5 членов, известных как эфры, отвечала за воспитание детей и повседневную жизнь граждан. Эта форма олигархического правительства была избрана спартанскими гражданами, которым было более тридцати лет. Афины же формировали демократию в Древней Греции. Это был совет из 500 членов, которые были избраны гражданами. Совет собирался, голосовал и принимал законы . Афинское демократическое правительство избиралось и управлялось мужским населением высшего класса.

Читайте также:  Таблица сравнения гадкий утенок

Культура и вера

Культура двух полисов сильно различалась . Спарта стала военным оплотом, подчеркнув только расширение своей власти, в то время как афиняне выросли в области инфраструктуры и культуры. Спартанская вера полная лояльности к государству была единственной причиной их существования. У афинян и спартанцев были разные идеологии и цели. Афины всегда стремились завоевать как можно больше земель, в то время как спартанцы всегда удерживали свои земли, если они не были атакованы. Однако в Афинах и Спарте существовали некоторые вещи, которые имели поразительные сходства, такие как поклонение греческим богам и богиням, а также отвага и храбрость на поле битвы.

Образ жизни Спарты был противоположен образу жизни Афин. В то время как афиняне потратили значительное время на изучение литературы, искусства и музыки, спартанцы тренировались, чтобы стать отличными солдатами. Спартанцы были блестящими на войне, и их воины считались одними из лучших в мире. Строгая тренировка, начинавшаяся с раннего детства, закаляла спартанских солдат так, что они никогда не покидали битву в кровавых конфликтах, которые постоянно возникали между маленькими полисами древней Греции. Граждане Афин и Спарты имели разные моральные ценности и были уникальны по-своему. И мужчины, и женщины пользовались различными привилегиями, как в Спарте так и в Афинах.

Спарта: Считается, что в Спарте старейшины проверяли новорожденного ребенка на уродства, и если ребенок считался слишком слабым, чтобы стать сильным солдатом, его бросали в ущелье. В остальном обучение было строгим. В возрасте 7 лет ребенок отбирался у матери и передавался под контроль армии. Там их обучали и тренировали, а после зачисляли в регулярную армию в возрасте 20 лет. Даже после женитьбы спартанский солдат оставался в армейском бараке.

В возрасте 30 лет спартанец получал право голосовать и разрешение оставаться дома. Спартанские женщины были независимыми и пользовались свободой в полной мере, чего не было в других полисах Греции. Им также разрешалось тренироваться и изучать военное дело.

Афины: В отличие от Спарты, афинский образ жизни был более свободен, в котором мужчины имели доступ к хорошему образованию и могли заниматься любым видом искусств или наук. Однако женщины имели ограниченные права и не считались полноправными членами общества. Только мужчинам было присвоено звание «гражданин». В отличие от Спарты, мужчины не были вынуждены вступать в армию, они могли делать все, что хотели.

В то время как спартанцы полагались на сельское хозяйство для поддержания своей экономики, Афины стали главной торговой силой Средиземноморья к 5 веку до н.э. и, следовательно, были значительно богаче. Спартанцы были простыми воинами, и все время проводили обучение. Они полагались исключительно на илотов (рабов), которые управляли своей фермой и снабжали их продовольственными товарами.

На фронте знаменитые спартанцы имели большое преимущество на суше, в то время как Афины отличались своей мощью в море. Спарта была окружена горами. В случае нападения они использовали эти горы для своей защиты и полностью полагались на свою армию. В Афинах не было очень сильной сухопутной армии, их основная мощь концентрировалась во флоте. Афины использовали стены для защиты от других городов-государств. Такой вид обороны не наблюдался в Спарте.

В то время как два великих государства Древней Греции имели ряд различий, они также были похожи в определенных направлениях. Образование было обязательным для мужчин. Хотя в Спарте оно было ограничено военной подготовкой, в Афинах мальчиков обучали по целому ряду предметов. У государств были сильные солдаты, и обоим нужны были рабы или илоты для облегчения их жизни или работы на фермах. Независимо от различий и сходств, Афины и Спарта были двумя сильнейшими сверхдержавами Древней Греции.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 5403 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Урок истории в 5-м классе «Афины и Спарта»

Подробный конспект урока/занятия

Лаконика – юг.
Пелопоннес – плодородная земля.

Тип урока/занятия: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
Цели урока/занятия: Общая дидактическая цель урока: cоздать условия для:

  • изучения и первичного осмысления блока новой учебной информации;
  • закрепления системы ЗУН;
  • применения системы знаний в знакомой, измененной и новой учебных ситуациях.
Задачи урока/занятия: Триединая дидактическая цель урока:

  • Образовательный аспект:
    • сформировать представления о местоположении, природных условиях и хозяйстве двух греческих полисов: Афины и Спарта;
    • закрепить основные понятия: полис, Акрополь, агора, демос, ареопаг, архонт, долговой камень, аристократия, Совет Старейшин, Народное Собрание;
    • сравнить местоположение, природные условия и хозяйство Афин и Спарты, выявить различия;
    • рассмотреть особенности управления в Афинах и Спарте, выявить от отличия.
  • Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
    • информационной: использовать информационные источники различного типа (рассказ-объяснение учителя, учебный текст) в качестве информационных ресурсов, выделять главное в учебном тексте, преобразовывать информацию в виде таблицы;
    • коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать краткие и развернутые ответы, грамотно и ясно формулировать свою мысль, обосновывать суждения;
    • учебно-исследовательской: давать определения понятий и терминов, прослеживать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать учебный материал, проводить сравнения, применять ЗУН для решения учебно-познавательных задач;
    • технологической: планировать организацию учебно-познавательного процесса (используя макет таблицы и схему), работать по алгоритму, работать с таблицей.
    • социальной: решать учебно-познавательные задачи с помощью одноклассников, преподавателя.
    • рефлексивной: осмысливать собственную познавательную деятельность, мотивы работы на уроке, оценивать результаты своей деятельности.
  • Воспитательный аспект: создать условия для воспитания личностных качества, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (внимательности, ответственности, работоспособности), обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, самостоятельности).
Необходимое оборудование и материалы: Учебник, компьютер, медиапроектор, медиаэкран, доска для записи понятий, изучаемых в ходе урока, тетрадь учащихся имеет более широкие поля (5 см.), где записываются новые понятия, их определения, даты, персоналии.
Мотивация учащихся Однажды в одном из греческих портов заспорили между собой несколько греков о том, какой город в Греции лучше всего укреплен в случае нападения врагов. Называли разные города.
– Лучше всех укреплены Афины, у них самые высокие и мощные оборонительные крепостные стены.
– А у нас, воскликнул житель Спарты, вообще нет оборонительных крепостных стен, но мы самый защищенный и сильный город.

– Почему так сказал спартанец? (Слайд: изображение спора в греческом порту)

Ход и содержание урока/занятия Введение в тему.

Древние греки называли себя эллинами, а свою страну не Грецией, а Элладой. Эллада состояла из многих городов, которые назвали города-государства или полис. (Учитель пишет понятие на доске, а учащиеся на широких полях в тетради, слайд в презентации).
Каждый такой город-государство имел свое правительство, войско, территорию. У каждого полиса был центральный город, который был окружен стенами. Внутри стен находилось возвышенное место – Акрополь (слайд), и открытое пространство, называвшееся Агора (слайд), которое служило и рыночной площадью и местом народных собраний. Кроме города полис включал окрестные деревни, усадьбы богачей. Полисы часто соперничали между собой, но имели общие черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч человек.
Самыми известными полисами были Афины и Спарта. Греки говорили так: Эллада стоит, как бы на двух ногах. Одной ногой являются Афины, а другой Спарта. Этими словами они подчеркивали значение обоих городов в жизни Греции. Но как непохожи они были!
Представьте себе эти два города Греции (слайды).
Афины, несмотря на обилие грязных и узких улиц, показались бы нам красивым городом. Они были укреплены стенами. Вершина холма в центре города (Акрополь). Городские площади украшены храмами и колоннадами, повсюду много мраморных и бронзовых статуй, на склоне Акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публик. На главной площади (Агора) множество лавок с товарами. Шумная толпа движется в разных направлениях, обменивается новостями и шутками, занимается делами.
Спарта сильно уступает по красоте Афинам. Она похожа на военный лагерь. До чего это хмурый и неприветливый к чужеземцам город! Здесь нет ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянется одноэтажные дома, похожие друг на друга. В Спарте отсутствует театр, почти нет каменных храмов и статуй. На улицах видны отряды марширующих спартанцев, слышны отрывистые слова команды и военная хоровая песня.

– Почему так не похожи эти два города, мы сегодня выясним.

Актуализация

Учитель: Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?
Ученик: Сравнить.
Учитель: Для этого мы вспомним схему изучения государства (слайд):

  • Местоположение и природа.
  • Занятия жителей. Хозяйство.
  • Управление.

Изучение нового материала:

(Этап самостоятельной работы с учебником)

Учитель объясняет ход работы по заполнению таблицы. На слайде появляется таблица (слайд).

Афины Спарта
Местоположение и природа.
Занятия. Хозяйство.
Управление.

Учитель дает задание учащимся. Каждый ряд работает над своей частью таблицы.

1 ряд: Местоположение и природа – с. 136, с. 143
2 ряд: Занятия жителей. Хозяйство – с.137, с. 144-145
3 ряд: Управление – с. 138, с. 145

Причем один из учеников на парте, работает с темой «Афины», а другой – «Спарта». Время работы 7-10 минут.

(Этап фронтальной работы, результатом которой должна быть заполненная таблица)

Результаты работы 1 ряда:

Аттика – средняя часть Древней Греции.
Мало плодородной земли.

Результаты работы 2 ряда:

Афины Спарта Садоводство
Виноградарство
Скотоводство (овцы, козы)
Ремесло
Торговля
Мореплавание Спартанцы – военное дело
Илоты – земледельцы

Результаты работы 3 ряда:

Спарта Демос
Ареопаг
Архонт
Аристократия – власть лучших
Долговой камень Совет старейшин
Народное собрание

В ходе работы с учеником и заполнения таблицы, учащиеся продолжают знакомиться с новыми понятиями, которые записывают на полях: илоты, демос, Ареопаг, архонт, аристократия, долговой камень, Совет старейшин, Народное Собрание

Учитель заслушивает ответы ребят, одновременно сопровождая их ответы и свои дополнения слайдами презентации. Ребята заполняют таблицу в тетради, а пример ее заполнения учитель выводит также на слайды. Проверка и оценивание (Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения).

Форма: фронтальная повторительно-обобщающая беседа.

– проверка картографических умений (местоположение Афин и Спарты);
– восстановление в памяти учащихся основных понятий (полис, Акрополь, Агора, илоты, демос, Ареопаг, архонт, аристократия, долговой камень, Совет Старейшин, Народное Собрание)

Вариант: самостоятельная работа учебником, в ходе которой учащиеся на полях выписывают определения понятий)

Форма: тестовый фронтальный контроль по новому материалу (слайды презентации)

(Систематизация и обобщение новых знаний)

Форма: решение познавательных и проблемных задач.

– Почему же так не похожи были эти два города, на которых стояла Эллада?

Один чужеземный царь послал сказать спартанцам: Если я вступлю в Южную Грецию, Спарта будет уничтожена. Спартанцы ответили: Если!
Что имели ввиду спартанцы?

Спартанец пришел послом к чужеземному царю:
– Ты один? – удивился царь, привыкший к многолюдным посольствам.
– К одному, – ответил спартанец.

– Почему именно так ответил спартанец?
– Что он имел ввиду?

– Почему спартанец в споре с греками сказал, что самый защищенный город в Греции – это Спарта?

Вот что рассказывали греческие писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины. А дальше поступали по-разному. В одних случаях, женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством; они хоронили своих сыновей с почетом в гробницах предков. В других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить воинов в общей могиле.
– Подумайте, чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин, осмотревших тела погибших в бою сыновей.

Рефлексия деятельности на уроке/занятии Этап рефлексии. Техника «Ассоциативный ряд»

Учитель предлагает по цепочке назвать слова-ассоциации, возникающие при упоминании понятий: Афины, Спарта Домашнее задание (если планируется) Обязательная часть: прочитать текст «Спартанское воспитание» (учебник с.146) и ответить на вопрос в тетради: Что вам нравится, а что нет в спартанском воспитании?
Вариативная часть: ответить на вопросы из учебника в тетради: № 3 с. 148, № 3 с.139 Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Оформленная презентация позволит быстрее включить в учащихся в урок и подготовить их к восприятию нового материала. Это создает приподнятое настроение и позитивное мотивационное поле.
Визуализация дает возможность избежать сухого монолога учителя, который утомляет и вызывает демотивирование учащихся.
Слайды обеспечивают наглядность, четкость восприятия материала (таблицы на слайдах), происходит дополнительная активизация нервной системы, обеспечивающая повышенное внимание и концентрацию учащихся на предмете изучения (самостоятельная работы учащихся с учебником).
Подключение зрительной памяти обеспечивает повышенную выживаемость знаний, дает возможность многократного обращения к представленной информации, сравнения с предыдущей и последующей информацией (этап систематизации знаний), позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся.
Тестовая проверка с помощью слайдов презентации позволяет учителю хорошо видеть, как обучающийся усвоил материал, все ли правильно они поняли, дает возможность педагогу прямо в процессе обучения внести необходимые коррективы в понимание новой темы (этап систематизации знаний). Советы по логическому переходу от данного урока/занятия к последующим Логический переход к следующей теме «Зарождение демократии в Афинах»:

– Мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Демос добивался права участвовать в управлении Афинами, требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

Источник