Меню

Сравнение строения простейших таблица



Простейшие одноклеточные животные и их признаки (Таблица)

К подцарству Одноклеточных, или Простейших, относят животных, тело которых состоит из одной клетки. Размеры простейших в среднем 0,1—0,5 мм. Бывают особи ещё меньшей величины — около 0,01 мм. Встречаются и довольно крупные организмы, длиной в несколько миллиметров и даже сантиметров.

Обитают простейшие одноклеточные животные преимущественно в жидкой среде — в морской и пресной воде, влажной почве, в других организмах. Внешне они весьма разнообразны. Одни напоминают бесформенные студенистые комочки (например, амёбы), другие имеют геометрически правильную форму (например, лучевики).

Простейшие насчитывает около 30 тысяч видов.

Строение инфузории туфельки и амебы

Строение эвглены зеленой

Таблица признаки простейших одноклеточных животных

Признаки простейших одноклеточных

Состоит из цитоплазмы, ядра, сократительной вакуоли, ложноножки, пищеварительной вакуоли (см. рис)

Состоит из оболочки, ядра, жгутика, глазок, сократительной вакуоли, питательных веществ, хлоропласты (см. рис.)

Состоит из мембраны, малого и большого ядра, сократительной и пищеварительной вакуоли, рот, порошица, реснички (см. рис.)

«Перетекание» с по­мощью ложноножек

Передвижение с помощью жгутика

Передвижение с помощью рес­ничек

Кормом могут быть бактерии, микроскопические водоросли. Амёба захватывает пищу, вытягивая ложноножки на любом участке тела. Они обволакивают добычу и вместе с небольшим количеством воды погружают её в цитоплазму. Так образуется пищеварительная вакуоль — фагоцитоз, за­хват капель жидкости — пиноцитоз.

Из пищеварительной вакуоли растворимые продукты пищеварения поступают в цитоплазму, а непереваренные остатки выводятся из организма в любой части клетки.

Автотрофное (фото­синтез) или гетеро­трофное (фагоцитоз и пиноцитоз)

Питаются различными микроорганизмами, преимущественно бактериями. Движением ресничек, расположенных вдоль ротового углубления, загоняют в него добычу. Вместе с водой она попадает в клеточный рот, затем в глотку. Образуется пищеварительная вакуоль, непере­варенные остатки выбрасываются через порошицу.

Амеба размножается делением. При этом ядро делится надвое. Образовавшиеся новые ядра расходятся в стороны, и между ними появляется поперечная перетяжка, разделяющая амёбу на две дочерние клетки, которые живут самостоятельно. Через некоторое время молодые амёбы также начинают делиться. Для размножения благоприятна температура воды около +20 °С.

Размножение организмов данного вида эвглен бесполое — делением клетки пополам, в отличие от инфузории-туфельки, для которой характерен еще и половой процесс.

Инфузории размножаются бесполым путём — поперечным делением, как амёбы. Первым делится надвое малое ядро, затем большое. Одновременно появляется поперечная перетяжка. Она со временем разделяет инфузорию на две молодые (дочерние) клетки. Они растут и при хорошем питании и оптимальной температуре уже на следующие сутки становятся взрослыми и снова могут делиться.

Для инфузорий характерен и половой процесс в форме конъюгации (слия­ние двух клеток и обмен генети­ческой информа­цией)

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.

Источник

Тип Простейшие

Изучение темы в рамках авторской программы

Практическая работа: «Изготовление моделей простейших. Сравнительное изучение строения и размножения»

– способствовать формированию знаний о строении, питании, передвижении и размножении основных представителей классов простейших животных;
– закрепить представление о простейших животных как объемных одноклеточных (преодолеть плоскостное восприятие);
– закрепить знания о бесполом способе размножения простейших.

Оборудование: пластилин зеленого, бурого, белого цветов; таблица «Тип Простейшие».

Примечание: амёба – самое крупное простейшее (бурый цвет), инфузория туфелька – в 1,5–2 раза меньше (белый), эвглена зеленая – в 10 раз меньше (зеленый).

Действия учителя

Действия учащихся

Объяснение нового материала

1. Амёба обыкновенная

Амёба – свободноживущее микроскопическое животное. Ее можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном. Тело амёбы достигает в размерах 0,1–0,5 мм и состоит из протоплазмы, ограниченной тончайшей плазмалеммой. Протоплазма разделяется на ядро и цитоплазму.
Форма тела амёбы постоянно меняется из-за образующихся в разных его участках лопастеобразных выпячиваний цитоплазмы, называемых псевдоподиями (ложноножками). Эти временные структуры служат для передвижения и захвата пищи.
Несмотря на примитивное строение, амёба вполне самостоятельный организм.

Слушают объяснения учителя. Лепят из пластилина бурого цвета амёбу.

После изготовления модели вносят сведения об амёбе в сравнительную таблицу (см. ниже).

Записывают в тетрадь новые термины с определениями.

Питание амёбы. Амёба – всеядное животное. Ее пищу составляют водоросли, жгутиковые, инфузории. Как только амёба оказывается рядом с потенциальной добычей, ее цитоплазма образует несколько ложноножек, которые окружают жертву. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пищеварительная вакуоль. После усвоения растворенной пищи, непереваренные остатки выбрасываются наружу.
Амёба обыкновенная относится к классу Корненожки.

Проводят «кормление» амёбы. Для этого из кусочка пластилина зеленого цвета изготавливают модель одноклеточной водоросли и в динамике показывают захват пищи ложноножками амёбы.

Как вы думаете, почему класс Корненожки получил такое название?

Отвечают на вопрос.

Класс получил такое название из-за того, что представители класса не имеют постоянной формы тела и образуют выпячивания цитоплазмы – псевдоподии (корненожки).

Читайте также:  Сравнение хром с оперой

2. Эвглена зеленая

Зеленая эвглена – необычное существо. Ее описание можно встретить и в учебниках ботаники, и в учебниках зоологии. До сих пор систематики не могут решить, к какому царству (растений или животных) нужно отнести этот одноклеточный организм.
Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых растворенными органическими соединениями. Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку. На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается. Эвглена обладает положительным фототаксисом – в ее цитоплазме расположен светочувствительный глазок.

Питание эвглены. В цитоплазме эвглены содержится около 20 хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл. На свету эвглена питается, как растение, – при помощи процесса фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов.

Слушают рассказ учителя и по ходу изготавливают из пластилина зеленого цвета модель эвглены зеленой.
После изготовления модели вносят сведения о ней в сравнительную таблицу.
Прикрепляют «жгутик» к модели.
Записывают новый термин в тетрадь.

Почему ботаники относят эвглену к одноклеточным водорослям?

Почему зоологи относят эвглену к простейшим животным?

О чем говорит существование таких промежуточных форм жизни, как эвглена?

Отвечают на вопросы.

Так как цитоплазма эвглены содержит хлоропласты и на свету она питается, как растение, строя свое тело из органических веществ, образующихся путем фотосинтеза.

Так как в темноте эвглена способна питаться, как животное, поглощая готовые органические вещества.

Существование эвглены указывает на родство между растениями и животными.

3. Инфузория туфелька

Инфузория туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством разлагающегося органического материала. Она имеет удлиненное тело длиной 0,1–0,3 мм, форма которого постоянна. Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед.
Инфузория туфелька отличается от других простейших сложностью внутриклеточной организации. Ее протоплазма содержит два ядра: макронуклеус, регулирующий про-
цессы питания, движения, выделения, и микронуклеус, координирующий размножение.

Питание. Ближе к переднему концу тела инфузории находится постоянное углубление – перистом (ротовая воронка), которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амёбы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие – порошицу.

Слушают рассказ учителя и в соответствии с объяснениями изготавливают модель инфузории туфельки.

(Примечание: ротовое отверстие легко проделать острым концом карандаша, а реснички на поверхности инфузории – кончиком ногтя.)

После изготовления модели вносят сведения об инфузории туфельке в сравнительную таблицу.

Почему инфузория туфелька получила такое название?

Почему инфузорий считают естественными фильтраторами водоемов?

Отвечают на вопросы.

Тело инфузории по форме напоминает туфлю.

Инфузории очищают водоемы от бактерий, тем самым способствуют их очистке.

Сравнительная таблица «Тип Простейшие»

Признаки

Амёба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька Окраска

бесцветная

зеленая на свету

бесцветная

Форма тела

непостоянная

постоянная веретеновидная

постоянная веретеновидная

Количество ядер

Передвижение

с помощью псевдоподий

при помощи жгутика

биением ресничек

Действия учителя

Действия учащихся

Размножение амёбы. Питание амёбы приводит к росту ее тела. После достижения определенных размеров амёба начинает делиться пополам. Попробуйте сами показать деление амёбы на своих моделях.

Такой способ размножения делением клетки пополам называется бесполым.

Сколько амёб образовалось после деления?

Чем они отличаются от прежней амебы?

Делят свою амёбу в соответствии с объяснениями учителя.

Отвечают на вопросы.

Размерами.

Размножение эвглены. Размножение эвглены происходит так же, как и размножение амёбы, – делением клетки пополам. Рассмотрите рисунок в учебнике. Попробуйте аккуратно при помощи линейки поделить свою модель эвглены. Обратите внимание, что вам понадобится еще один кусочек нитки для второго жгутика.

Почему в середине лета обычно наблюдается «цветение» воды в прудах и небольших озерах?

Отвечают на вопросы.

Происходит массовое размножение эвглены.

Размножение инфузории туфельки. Летом туфелька, интенсивно питаясь, растет и делится, как амёба, на две части. В отличие от эвглены (у которой ось деления клетки проходит вдоль) и амёбы (которая может делиться в любом на- правлении) инфузория туфелька делится поперек.

В чем сходство размножения амёбы, эвглены и инфузории?

Делят инфузорию туфельку.

Отвечают на вопрос.

Все эти простейшие размножаются бесполым способом – делением клетки пополам.

Читайте также:  Форд фокус или хендай солярис сравнение что лучше

Рис. 1. Сравнительные размеры амёбы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории туфельки

Лист поурочного контроля знаний (пример)

Радиолярии и Солнечники

1. Закончите предложения:

1. Так же, как и амёба, радиолярии и солнечники относятся к типу ___________________________, подтипу _______________________ .

2. В отличие от амебы обыкновенной радиолярии и солнечники живут в ______________________ .

3. Амёба передвигается по дну _______________ при помощи ____________________________, а радиолярии и солнечники парят в толще _____________ при помощи _____________________ .

4. Амёба не имеет постоянной формы тела, а радиолярии и солнечники имеют _________________, благодаря ______________________________.

5. Радиолярия отличается от солнечника тем, что _______________________________________ .

2. Заполните сравнительную таблицу.

Признаки

Амёба обыкновенная

Радиолярия

Солнечник

Размеры тела

Место обитания

Наличие скелета

Способ передвижения

3. Выберите правильный ответ:

1. Аксоподия – это:

а) лопастеобразное выпячивание цитоплазмы; б) игла, торчащая из солнечника;
в) длинные тонкие псевдоподии, способные укорачиваться во время парения.

2. Планктон – это:

а) организмы, живущие на дне водоема; б) организмы, парящие в толще воды;
в) организмы, живущие на поверхности воды.

3. Радиолярии – это:

а) морские микроскопические животные подкласса саркодовых; б) возбудители болезней человека;
в) пресноводные микроскопические животные подкласса саркодовых.

4. Солнечник изображен на рисунке: а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

1

2

3

1. Биологический энциклопедический словарь/Гл. ред. М.С. Гиляров. 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию/Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.

4. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология. – Киев.: Вища шк. Головное изд-во, 1987.

5. Хаусман К. Протозоология/Пер. с нем. – М.: Мир, 1988.

Лист контроля знаний (пример)

Простейшие как возбудители заболеваний человека и животных

1. Соотнесите название болезни с ее симптомами и возбудителем, ее вызывающим. Ответ зашифруйте.

1. Дизентерия

4. Тяжелое заболевание характеризуется периодическим наступлением изнурительных приступов. Приступы сопровождаются ознобом и повышением температуры до 40 °С.

7. Трипаносома

2. Сонная болезнь

5. Для этой болезни характерен кровавый стул 3–10 и более раз в сутки.

8. Малярийный плазмодий

3. Малярия

6. У больного набухают шейные лимфатические узлы, развиваются отеки всего тела, менингоэнцефалит (изменения в тканях головного мозга), лихорадка. Больной находятся в постоянно сонливом состоянии.

9. Дизентерийная амёба

2. Заполните кроссворд

1. Способ взаимоотношений между живыми организмами, когда один получает пользу, а другой – вред.
2. Простейшее класса зоомастигофор, возбудитель сонной болезни.
3. Насекомое отряда полужесткокрылых, промежуточный хозяин трипаносомы.
4. Отряд жгутиконосцев, имеющих особый органоид, соответствующий по ультраструктуре митохондриям.
5. Тяжелое заболевание человека, характеризующееся частыми подъемами температуры тела.
6. Род паразитических простейших, возбудители малярии.
7. Отряд споровиков, преимущественно внутриклеточные паразиты.
8. Род комаров, переносчики малярийного плазмодия.

3. Подпишите названия рисунков:

Рис. 2
Рис. 3

4. Заполните сравнительную таблицу.

Источник

Урок биологии по теме «Особенности организации простейших, их классификация». 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7

Цель урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи:

  • создать условия для изучения строение одноклеточных животных (простейших);
  • способствовать развитию умения пользоваться готовыми микропрепаратами и рассматривать их под микроскопом;
  • продолжать воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами, самостоятельности и эстетического вкуса у воспитанниц.
  • Основные понятия урока: одноклеточное животное, дыхание, питание, хищник, простейшие, псевдоподии, циста, колония, фототаксис, гетеротрофы, автотрофы.

    Оборудование:

  • микроскоп;
  • 2. рисунки с изображением простейших;
  • 3. микропрепараты “Амеба”, “Эвглена”, “Туфелька”.
  • 1. Проверка знаний и умений.

    Детям раздаются два цвета кружков: желтый и голубой.

    Также раздается игровое поле – это две пронумерованные колонки:

    Учитель начинает задавать вопросы из рубрики “Какие утверждения верны?”.

    1. Растительная клетка имеет плотную клеточную оболочку ? (Да – желтый)
    2. Двусторонней симметрией тела обладают только животные? (Да – желтый)
    3. Хлоропласты имеют растительные клетки. (Да – желтый)
    4. Центриоль находится около ядра как животной так и растительной клетки (Нет – голубой)
    5. Вакуолью обладают клетки животного происхождения. (Нет – голубой)
    6. Животные подвижны, обладают специальными органами движения. (Да – желтый)
    7. У растений ограниченный рост, а животные растут в течении всей жизни. (Нет – голубой)
    8. Растения обязательно обладают кровеносной и дыхательной системой. (Нет – голубой)
    9. Животные характеризуются отсутствием пластид, вакуолей, центриолей, плотной клеточной стенки. (Да – желтый)
    10. Наука о растениях называется “микология” (Нет – голубой)

    Вступительное слово учителя:

    Простейшие — это первая группа животных, которую мы изучаем. Как вы думаете, что мы о них должны узнать?

    2) среда обитания,

    3) как дышат; как размножаются; как передвигаются? На эти вопросы мы с вами и будем отвечать.

    2. Изучение нового материала.

    1) История открытия – сообщение учащегося.“300 лет назад жил в г. Дельфте, что в Голландии шлифовальщик стекол Антон Левенгук. Через свои стекла он рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущиеся организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейшие. Заслуга Левенгука перед наукой велика: во-первых, он открыл не видимых невооружённым глазом животных. И, во-вторых, он сделал микроскоп орудием изучением природы”.

    2) Сейчас мы вместе начнем заполнение таблицы.

    Сравнительная характеристика простейших

    Параметры для сравнения Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Инфузория туфелька
    Среда обитания Водоемы с грязной водой, паразитируют на других организмах.
    Движение Ложноножки Жгутик Короткие реснички
    Питание Пищеварительная вакуоль; пища – бактерии, водоросли, др. простейшие. (гетеротрофное) Фотосинтез – на свету в хлоропластах (автотрофное), др. простейшими (гетеротрофное)

    МИКСОТРОФНОЕ – смешанный тип питания. Желобок с длинными ресничками, рот, глотка, пищеварительная вакуоль. Основная пища – бактерии. (гетеротрофное) Дыхание Растворенный в воде кислород проникает через всю поверхность тела. Выделение Сократительная вакуоль Сократительная вакуоль 2 сократительные вакуоли; порошица Размножение Деление надвое ; циста Деление; циста Деление (начинается с малого ядра) Форма клетки Непостоянная Постоянная Постоянная Общее строение Рисунок.

    Отметить оболочку, цитоплазму, ядро, псевдоподии Рисунок

    Отметить оболочку, цитоплазму, ядро, жгутик, светочувствительный глазок Рисунок

    Отметить оболочку, цитоплазму, ядро, реснички, 2 ядра

    Последняя колонка заполняется при работе с микроскопом. Дети глядя в микроскоп переносят рисунок в таблицу.

    Фототаксис – направленно перемещаются под влиянием света (светочувствительные глазки).

    Фагоцитоз – поглощение твердых частичек. (Стр. 90, рисунок)

    Пиноцитоз – поглощение жидких частей.

    Инцистирование – при неблагоприятных условиях превращение простейшего в ЦИСТУ, капсула с питательным веществом и ядром.

    Значение простейших:

    (+)

    1. Являются компонентом морского планктона, которым питаются другие животные.
    2. Живущие в почве – участвуют в почвообразовании.

    (- )

    1. Вызывают тяжелые заболевания у человека (дизентерийная амеба).
    2. Паразитируют на растениях и других животных (стр. 91, рисунок).

    3. Закрепление пройденного материала

    Так как урок насыщен сменами многих видов деятельности, то можно провести в виде игры “Светофор” (по прежнему можно использовать желтый кружок и голубой. Просто на утверждение учителя нужно только поднимать соответствующий кружок.

    1. Все простейшие содержат хлоропласты. (Нет)
    2. Все простейшие имеют постоянную форму тела. (Нет)
    3. Основная форма размножения простейших – бесполое. (Да)
    4. Простейшие паразитируют только на животных и человеке. (Нет)
    5. Ложноножки служат для передвижения и захвата пищи. (да)
    6. Некоторые жгутиковые могут питаться как настоящие растения. (Да)
    7. Инфузории – наиболее высокоорганизованные простейшие.

    4. Домашнее задание.

    Читать стр. 89–91; сообщения.

    Сравнительная характеристика простейших (для учеников)

    Параметры для сравнения Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Инфузория туфелька
    Среда обитания
    Движение
    Питание
    Дыхание
    Выделение
    Размножение
    Форма клетки
    Общее строение Рисунок Рисунок Рисунок

    Цель урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

    Задачи:

  • создать условия для изучения строение одноклеточных животных (простейших);
  • способствовать развитию умения пользоваться готовыми микропрепаратами и рассматривать их под микроскопом;
  • продолжать воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами, самостоятельности в работе с учебниками и эстетического вкуса у воспитанниц.
  • Основные понятия: урока: одноклеточное животное, дыхание, питание, хищник, простейшие, псевдоподии, циста, колония, фототаксис, гетеротрофы, автотрофы.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Структура: урок соответствует учебной программе, тематическому планированию.

    В четвертом разделе это 3 урок (из 38 по плану) в тематическом планировании это 33 урок.

    Проведенный урок – комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение ученика), применялись средства наглядности (РИСУНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОСТЕЙШИХ, микропрепараты), эвристические методы (беседа о сравнении трех видов простейших), исследовательский метод (исследование под микроскопом основных органоидов клетки одноклеточных).

    Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная работа – заполнение последней графы таблицы;
  • работа в парах — взаимопроверка настройки микропрепаратов;
  • коллективная игра “бегунок”.
  • А) устные – “тихий” опрос (беседа с одним – тремя учениками, в то время как класс занимается работой);

    Б) индивидуальный опрос.

    Методы передачи информации:

    А) практичекий опыт;

    Б) метод наглядной передачи информации – демонстрация таблиц, наблюдение;

    В) метод словесной передачи информации – эвристическая беседа с проблемными объяснительно-иллюстративными элементами; работа с дополнительным источником (книга, таблицы); инструктаж – о правилах работы с микроскопом.

    Приемы. Игровая деятельность способствует развитию быстроты мышления, внимания ; зарисовка рисунка при выполнении практической работы для формирования вывода; “тихий” опрос.

    Дифференцированный подход – неоднократный подход к слабым ученицам.

    Список использованной литературы :

  • Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 7 класс. Санкт-Петербург “Паритет”. 2003 г.
  • Сонин Н.И. Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009. – 208 с.: ил. – (Навигатор). – (Приложение: CD-диск).
  • Огородова Н.Б., Сысолятина Н.Б., Сонин Н.И. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс. Москва. 2013. “Дрофа”.
  • Источник