Меню

Сравнение тютчев еще земли печален вид



Конспект урока по литературному чтению: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куинджи: «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока содержит цели, задачи- планируемые результаты, на уроке использованы приёмы: «палитра настроений», «облако слов».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 400.67 КБ

Предварительный просмотр:

Порошина Ольга Алексеевна

ГБОУ школа № 453 Колпинского района

Тема: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куинджи: «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

Тип: урок открытия нового знания, работа с текстом и картиной.

Цель урока для ученика: сравнить стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…» и картину А.И. Куинджи: «Ранняя весна» для создания личного образа ранней весны.

Цель урока для учителя: обогатить словарь учащихся для построения речевого высказывания.

1. Сравнивать произведение живописи и литературы; готовить рассказ о картине.

2.Находить средства художественной выразительности литературного произведения.

3.Выразительно читать текст.

1. Формулировать цели урока.

2. Строить речевое высказывание и аргументировать свою точку зрения.

3. Работать по алгоритму.

4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу).

1. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

2. Воспитывать любовь и уважение к родной природе.

3. Эмоционально воспринимать текст.

4. Развивать творческие способности каждого ученика.

Ресурсы урока: учебник, мультимедийный проектор, репродукции картин, аудиозаписи.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

1. Организационный этап.

Здравствуйте, проверьте, пожалуйста, готовность вашего рабочего места. От беспорядка на столе- беспорядок в голове. От беспорядка в голове -беспорядок в работе…А когда говорят творческий беспорядок? Сегодня нам представится возможность для творчества.

Проверяют готовность к уроку.

— Когда человек увлечён творческим процессом…

2. Мотивационный этап.

Сегодня на уроке мы поговорим о разных видах искусства: живописи и литературе. Скажите, часто ли вы бываете в художественных музеях, галереях? Какие чувства у вас там возникают?

— Что роднит живопись и литературу?

-А что их различает?

Кому-то интереснее наблюдать чужие образы, а кому- то создавать свои. А вам?

-У них общая цель: передать мысль, чувства?

-Язык литературы- это слово, в живописи- изображение.

— Интереснее создавать свои, так как ощущаешь себя творцом. /

Интереснее наблюдать чужие, это проще, можно сравнить со своими.

3.Актуализация и целеполагание

Пожалуйста, напомните название раздела, который мы изучаем.

Произведения какого русского писателя мы анализировали на прошлом занятии? Что общего в изученных стихах?

Определите жанр этих произведений.

Сегодня мы продолжим работу по изучению пейзажной лирики. Мастером пейзажа в слове считают великого русского поэта – Федора Ивановича Тютчева. Его творчество станет темой сегодняшнего урока, но точнее тему мы сформулируем позже.

Эпиграфом к уроку я выбрала очень известные строки самого поэта:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

— Как представляет автор природу?

К этим словам мы ещё раз обратимся в конце урока. Когда у вас будет больше информации, чтобы их осмыслить. Скажите, что вам нужно для того, чтобы лучше понимать другого человека?

Для начала внимательно посмотрите на 3 портрета, определите, кто на них изображён? Выберите тот, о ком пойдёт сегодня речь.

Учитель даёт установку на осмысленное восприятие информации.

Приём: продолжи фразу. Я знаю, что Ф.И. Тютчев… Больше всего меня удивило, что Ф.И.Тютчев…

Приём: убери лишнее.

1. Ф. И. Тютчев родился в Орловской губернии.

2. Поэт родился в крестьянской семье. (-)

3. Тютчев закончил словесный факультет Московского университета.

4. Всю жизнь прожил в России. (-)

5. Тютчев уделял большое внимание карьере.

6. Он считал себя профессиональным поэтом, регулярно заботился о печати своих стихов. (-)

7. Ф. И. Тютчев любил природу, особенно промежуточные времена года.

— Великие русские писатели.

— Это стихи о природе, о временах года.

— Он её одушевляет…

-Знать об этом человеке.

Вспомнить о жизни поэта, познакомиться с его биографией.

Первый портрет А.С. Пушкина, второй- М.Ю Лермонтова, на третьем изображён Ф.И. Тютчев.

Сообщение о жизни и творчестве (заранее подготовленными учениками).

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в родовом дворянском имении, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными и доброжелательными.

Федор Иванович Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Его образованием руководил поэт и переводчик Семен Раич. Детские и юношеские годы поэта прошли в обстановке благоприятной для развития и творчества. Образованная дворянская семья всё делала для того, чтобы ребёнок развивался в правильном направлении, они вырастили настоящего философа. Произведения Тютчева, всегда имеют глубокий смысл.

Юные годы поэт провел в Москве, там же блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в Мюнхене. Кроме создания собственных произведений, Тютчев много переводит: стихи Шиллера, Гёте, Гейне, Байрона – поэтов, чьё творчество ему близко и понятно.

А стихи Тютчев начал писать еще подростком, но относился к судьбе своего творчества на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.

Однажды тетрадь с его стихами попала в руки А.С. Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале “Современник”.

Признали Тютчева, как поэта лишь спустя несколько лет, после того, как он вернулся с далекой поездки обратно на родину. Но сам Федор Иванович не считал себя профессиональным поэтом и продолжал карьеру. Поэтому многие его стихи писались «в стол», для себя. Так получилось и со стихотворением: «Ещё земли печален вид…», дата его написания точно не известна, это 1830-1836 годы, когда жизнь поэта ещё не омрачили утраты.

В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался в ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

Имея философский образ мыслей, Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Сейчас вы погрузитесь в волшебный мир поэзии Тютчева.

Стихотворение: «Ещё земли печален вид».

Учитель даёт установку на осмысленное, творческое восприятие текста . Вы будете слушать аудиозапись. Я попрошу творчески отнестись к услышанному. Представьте себя оператором или художником и мысленно рисуйте картины услышанного. Не стесняйтесь, можно закрыть глаза, пусть слова перенесут вас в мир фантазии.

— Какие картины вы мысленно нарисовали? Поделитесь с соседом в паре, что вы увидели во время слушания стиха.

— Поднимите, пожалуйста, руки у кого картины совпали? У кого различны? Как вы думаете, почему так получилось?

Я предлагаю вашему вниманию три картины известных художников, посмотрите, пожалуйста, внимательно и решите, какая из них больше подходит к данному тексту.

А. В. Варваров «Весна уже рядом»

А. К. Саврасов «Ранняя весна»

А. И. Куинджи «Ранняя весна»

Что вы видите на картине А.И. Куинджи такого, что заставляет вас так сказать?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте пошагово рассмотрим и сравним 2 произведения. Дети уточняют тему и цель урока.

Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Работа по тексту.

Какие слова вызвали у вас затруднение при прочтении? Где вы можете найти информацию о лексическом значении слова?

Рассмотрите внимательно картину. Что вы видите?

-Что заставляет вас так сказать?

Алгоритм сопоставительного анализа произведения литературы (лирика) и живописи:

Источник

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева

Стихотворение “Еще земли печален вид” относят к раннему периоду творчества Тютчева, хотя точная дата его написания неизвестна. Краткий анализ “Еще земли печален вид” по плану откроет ученикам 6 класса дверь в прекрасный мир природы, описанный настоящим мастером. Его можно использовать на уроке литературы для объяснения темы и как дополнительный, и как основной материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще земли печален вид.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы.

Композиция – двухчастная, сам автор явно разделяет произведение на две равные части, каждая из которых состоит из двух строф. Он рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты“мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь”.

Метафоры“земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.

Олицетворение“природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

История создания

Относительно даты написания этого стихотворения есть только предположения, поскольку точно она неизвестна. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что оно не могло быть написано позже, чем в апреле 1836 года, то есть в ранний период его творчества. Эту гипотезу также косвенно подтверждает то, что в произведении видны черты, характерные именно для его ранней лирики.

Интересно, что при этом напечатано оно было только в 1876 году, то есть уже после смерти Тютчева.

История создания этого произведения тесно связана с философскими взглядами Тютчева. В период написания стихотворения Федор Иванович находился под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция

Стихотворение четко разделено на две равные части – композиционно и тематически.

Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Это пейзажно-философская лирика, что также связано с двухчастностью произведения. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

Оно написано одним из любимых тютчевских стихотворных размеров – ямбом. С его помощью поэт передает сложную философскую мысль в простой форме. Легкости восприятия стиха также способствует кольцевая рифмовка, которая как бы завершает мысль внутри каждой строфы, и чередование мужской и женской рифмы.

Средства выразительности

Для лирики Тютчева характерны олицетворения, которые используются для описания природы, и другие классические тропы. Они же использованы и в “Еще земли печален вид”:

  • Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь” .
  • Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .
  • Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

Все они работают на то, чтобы выразить философские идеи автора о любви, одушевленности природы и ее непознаваемости и донести их до читателя.

Источник

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева

Стихотворение “Еще земли печален вид” относят к раннему периоду творчества Тютчева, хотя точная дата его написания неизвестна. Краткий анализ “Еще земли печален вид” по плану откроет ученикам 6 класса дверь в прекрасный мир природы, описанный настоящим мастером. Его можно использовать на уроке литературы для объяснения темы и как дополнительный, и как основной материал.

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»

Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля — начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна — пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев — мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Произведения русских классиков можно считать достоянием целой страны. По сей день они радуют любителей чтения своим творчеством, заставляют задуматься, учат чему-то и просто делают мир лучше. С ранних лет родители должны научить ребенка любить литературу. Она улучшает воображение, повышает словарный запас и готовит его к предстоящей жизни. Через книги мы можем попадать в другой мир и познавать его особенности.

Стихотворения Тютчева достойны особого уважения. В своих трудах он философствует и рассказывает о своих глубоких мыслях, которые отражают сущность связей человека и всего вокруг.



Композиция

Стихотворение четко разделено на две равные части – композиционно и тематически.

Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Краткая биография автора

Федор Тютчев, стихи которого имеют особый смысл в сознании каждого, родился пятого числа последнего месяца в 1803 году. Его жизнь не была плохой или неблагополучной, как случается у многих выдающихся людей. Нет, он хорошо жил в Москве, учился. Заниматься творчеством начал в подростковом возрасте. Тогда его труды выходили в печать крайне редко и не были объектом обсуждений критиков. Успеха он достиг, когда сборник его произведений попал к Александру Сергеевичу Пушкину. Он восхитился стихотворениями молодого человека, и они были опубликованы в его журнале. Но только несколькими годами позже, когда Тютчев вернулся в родные места, смог достичь признания.

Одно из лучших

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева стал возможен лишь после смерти автора. Именно тогда оно было опубликовано и стало доступно для читателей. Нет точной даты написания, но только в 1876 году его смог увидеть мир. Это через три года после смерти поэта. В своем произведении он описывает через чувства и переживания состояние природы. Для него они едины и сплетаются в одно целое. Ощущения и пейзажи очень символичны. В них отражается истинное содержание души человека, то, что скрывают самые дальние уголки внутреннего мира. И природа точно так же. Она живая, это ясно любому, но чем это выражается и как именно сопоставляется с человеком? Идея стихотворения «Еще земли печален вид» заключается в том, чтобы дать четкий, развернутый ответ на данный вопрос.

Краткий анализ

– точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

– параллелизм существования человека и природы.


“мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь”
.


“земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”
.


“природа не проснулась”, “природа улыбнулась”
.

Смысл стихотворения

Данный автор в своем творчестве любит использовать двузначные предложения, которые каждый способен принимать по-разному. Понимание зависит от внутреннего развития, образа жизни конкретного индивида. Многие могут так и не прочувствовать всю суть произведения, забросить его подальше, решив, что это обычное описание наступления весны. Но на деле все совсем не так.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает понять ту самую связь между живыми объектами, которые абсолютно разные, но способны испытывать одинаковые чувства. Произведение выражает противопоставление, борьбу, описание и эмоции, присущие каждому из нас, но показанные в понимании природы.

Раскрытие идеи

Порой люди начинают забывать о единстве живых существ в этом мире. Тем более что природа с раннего развития человечества была кормилицей и спасительницей для нас. Поняв её, мы можем разобраться во многих людских проблемах.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает увидеть борьбу между весной и зимой. Это два близких местами, но таких отличающихся друг от друга сезона, рассказы о которых могут быть очень противоречивы. Поэт говорит «редеющий сон» о белой покровительнице трех месяцев. Она должна уйти и передать господство более теплому и цветущему времени, которое еще еле чувствуется. Природа и человек радуются весне. Они будто бы вновь рождаются, прилетают птицы, растут цветы. Это как начало новой жизни, переход на ступень выше к лету, которое окружено особой любовью. Наступает период мечтаний, романтики. Душа пробуждается от зимнего сна и готовится к новым эмоциональным скачкам, которые начнут внезапно появляться по воле природы. Это и бесконечные дожди, и яркое солнце, обжигающее тело. Такие разные явления способны повлиять на состояние и настроение.

Средства выразительности

Стихотворение «Еще земли печален вид», средства выразительности которого ярко отражены во многих словах, обладает что обозначает сопоставление души человека с природой. Используются метафоры: «воздух дышит», «природа не проснулась», «природа послышала», «душа спала», «играет кровь». Это показывает ту самую связь. Эпитеты придают особенную красоту и загадочность строкам. Идет четкое сравнение души людской и природной.

Федор Тютчев стихи пишет от всей души, использует такие приемы, которые посредством обычных слов способны донести глубокую мысль до читателя. Его неоднозначность и красота привлекают к тому, чтобы вникнуть в произведение еще больше, прочитать его не раз и обсудить это с другими. Кто как понял переданные строки, что почувствовал? Эти вопросы будут задаваться вновь и вновь, но истинный смысл, наверное, будет трудно понять. Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева заставляет задуматься и понять красоту природы по-новому.

Русские классики — это наше народное достояние. Они известны на весь мир и поражают воображение своими изысканными произведениями. Не исключение и Фёдор Иванович Тютчев. Поэты и прозаики как прошлого времени, так и настоящего дали и дают отменные оценки этому поэту. Изысканные и интересные шедевры, многие из которых заставляют задуматься, а также учат вещам, которые помогут сделать мир значительно лучше.
Авторы произведений дают понять родителям, что своих детей нужно учить любить литературные творения еще с младенчества. Проза и стихотворения способны не только улучшить воображение, но и повысить имеющийся словарный запас. С помощью книг читатель попадает в своеобразный виртуальный мир, где происходит особенное познание.

Следует отметить, что произведения Фёдора Ивановича Тютчева достойны особенного внимания и уважения. Во многих стихотворениях отслеживается необычная философская мысль, в которой отражается сущность и связь человека и всего окружающего мира.

Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она, И ей невольно улыбнулась… Душа, душа, спала и ты… Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь… Или весенняя то нега. Или то женская любовь.

Это пейзажно-философская лирика, что также связано с двухчастностью произведения. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

Оно написано одним из любимых тютчевских стихотворных размеров – ямбом. С его помощью поэт передает сложную философскую мысль в простой форме. Легкости восприятия стиха также способствует кольцевая рифмовка, которая как бы завершает мысль внутри каждой строфы, и чередование мужской и женской рифмы.

Особенный Тютчев

Детские и юношеские годы Фёдора прошли в обстановке благоприятной для развития и творчества. Образованная дворянская семья всё делала для того, чтобы ребёнок развивался в правильном направлении. Федор жил в благополучной и весьма богатой семье, у которой хватало денег на достойной обучение ребенка.

Родителями было сделано всё правильно, они вырастили настоящего философа. Произведения Тютчева, всегда имеют глубокий смысл и создают в подсознании читателя особенную картину жизни. Стоит заметить, что жизнь писателя была благополучной. Он не усложнял её бытовыми проблемами, и даже в периоды материальных затруднений весь погружался в творчество.

Проявлять творческие наклонности Тютчев начал еще в возрасте, который называют подростковым. Первые труды писателя очень редко попадали в печать и не обсуждались мировыми критиками того времени.

Пик успеха Фёдора Ивановича Тютчева приходится после того, как его творения увидел Александр Сергеевич Пушкин. После прочтения он сильно восхищался произведениями малоизвестного дарования. Стихи были опубликованы в «Современнике» под псевдонимом. Признали Тютчева, как поэта лишь спустя несколько лет, после того, как он вернулся с далекой поездки обратно на родину.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье
    «Я помню чудное мгновенье…» — произведение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в период Михайловской ссылки в 1825 году, через два года размещено в «Северных цветах» под руководством А. А. Дельвига, друга поэта.
  • Анализ стихоторения Апухтина Зима
    Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.
  • Анализ стихотворения Пушкина Цветок
    Огромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях — формах, цветовых оттенках,

Произведения русских классиков можно считать достоянием целой страны. По сей день они радуют любителей чтения своим творчеством, заставляют задуматься, учат чему-то и просто делают мир лучше. С ранних лет родители должны научить ребенка любить литературу. Она улучшает воображение, повышает словарный запас и готовит его к предстоящей жизни. Через книги мы можем попадать в другой мир и познавать его особенности.

Стихотворения Тютчева достойны особого уважения. В своих трудах он философствует и рассказывает о своих глубоких мыслях, которые отражают сущность связей человека и всего вокруг.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид»

По-настоящему понять значимость произведения смогли критики лишь после смерти автора, в 1876 году. Именно в это время произведение опубликовали, а до этого оно просто пылилось на полке. Литераторы смогли установить дату написания текста — это 1836 год.
Главная идея произведения – это описание чувств и особенных переживаний, которые время от времени испытывает природа. Для автора такие понятия являются едиными и сплетены в одну полноценную идею. В стихотворении «Еще земли печален вид» все ощущения и ландшафтные пейзажи описаны весьма символично, отражая настоящие состояние, которое есть в душе человека. Именно такой подход позволяет заглянуть в самые далекие уголки внутреннего мира. Именно так и живет натуральная природа. Она такая же живая, как и сам человек, способна понять все тяготы жизненного пути и ощутить внутреннюю тревожность и радость.

История создания

Относительно даты написания этого стихотворения есть только предположения, поскольку точно она неизвестна. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что оно не могло быть написано позже, чем в апреле 1836 года, то есть в ранний период его творчества. Эту гипотезу также косвенно подтверждает то, что в произведении видны черты, характерные именно для его ранней лирики.

Интересно, что при этом напечатано оно было только в 1876 году, то есть уже после смерти Тютчева.

История создания этого произведения тесно связана с философскими взглядами Тютчева. Он увлекался работами немецкого философа Фридриха Шеллинга, который утверждал, что

В чем главный смысл произведения «Еще земли печален вид»?

Практически во всех стихотворениях Фёдора Ивановича Тютчева применяется двузначность в предложениях, которая воспринимается и ощущается каждым человеком совершенно по-разному. Восприятие смысла в строках напрямую зависит от внутреннего состояния читателя, а также от образа его жизни.
Следует отметить, что не каждый читатель способен ощутить всю суть произведения. Первоначально может показаться. Что поэт просто описал наступление весны и здесь нет ничего особенного. На самом же деле смысл скрывается намного глубже.

Только сделав тщательные анализ произведения, можно заметить, что в творении Тютчева имеется четкая связь между всеми объектами, которые могут быть сильно отличимыми друг от друга, но в состоянии испытывать совершенно одинаковые чувства.

Стихотворение «Еще земли печален вид» преподносит читателю своеобразное противопоставление, где есть и борьба, и особенные описания, и исключительные эмоции. Именно такие ощущения может испытывать практически каждый человек на планете. В стихотворении они представлены в виде особенных повадок каждого элемента в природе.

Главная идея шедевра «Еще земли печален вид»

В своём произведении Фёдор Иванович старается показать читателю, что современный человек постепенно начинает забывать, что все живые существа в мире на самом деле едины и зависят друг от друга. Автор отмечает, что натуральная природа испокон веков является кормилицей и спасла многие и многие жизни. Только если понять ее, можно разобраться в большинстве проблем, которые имеются у людей.

Именно тщательный правильный анализ позволяет в максимальной мере понять стихию и человеческую сущность, тем самым показывая противостояние между зимним периодом и весной. Поэтому рассказы о таких временах года могут быть весьма противоречивы.

Суть произведения заключается в том, что зиме пора уйти и передать господство красивому и цветущему времени, которое в конце сезона зимы чувствует себя окрепшим. Природный ландшафт и сам человек, представленный в произведении в виде лирического героя, радуются смене времени года.

По-особенному в стихотворении «Еще земли печален вид» описано возрождение – это и прилетающие птицы, и растущие, просыпающиеся цветы и растения. Все это указывает на начало новой жизни и постепенный переход к летнему периоду года, которое окружено любовью.

Весна – это период романтики и особенных мечтаний. Как природа, так и душа человека постепенно пробуждаются после зимней спячки и готовятся к появлению новых эмоциональных скачков, которые появляются благодаря изменениям в природе. В стихотворении всё это описано в виде постоянных проливных дождей, яркого солнца, которое время от времени обжигает тело человека. Именно такие явления способны повлиять на формирование настроения и общего положительного состояния.

Композиционное своеобразие

Анализ «Еще земли печален…» Тютчева предполагает изучение композиционных особенностей текста. В нем можно выделить две части, каждая из которых представлена двумя четверостишиями и посвящена определенной тематике. То, что части равны между собой по объему, говорит о равнозначности заявленных тем для поэта.

Первый фрагмент посвящен изображению мира природы, которая пока погрузилась в зимний сон, но постепенно готовится к приходу весны. Картинка этого времени года намечена легкими поэтическими штрихами. Примерное время, описанное поэтом — первые дни марта. Весна еще только вступает в свои права, повсюду лежит снег, не видно проталин, до появления первых почек еще далеко. Использование анафоры — повтор «еще» говорит о том, что власть зимы продлится совсем недолго.

Земля пока погружена в печаль, но очень скоро пробудится.

Вторая часть композиции текста посвящена описанию внутреннего мира человека, его духовной жизни. Как и природа, душа может находиться в состоянии сна, безмятежного покоя или безразличия. И только любовное чувство способно пробудить ее.

При изучении текста в классе или дома важно понять, что такая композиция выбрана неслучайно: поэт подчеркивает нерушимое родство человека и живой природы. Любовь для лирического героя обладает теми же чувствами, что и весеннее пробуждение для окружающего мира. Она дает возможность ощутить радость, прилив сил, избавиться от сна. Именно для выделения этой мысли автор активно включает в поэтическую ткань глаголы действия, которые так или иначе посвящены нежности и любви: ласкает, целует, играет (кровь).

Средства выразительности в стихотворении

Шедевр «Еще земли печален вид» просто переполнен средствами выразительности. Таких выражений здесь много и они имеют особенный психологический параллелизм, указывая на сопоставление внутреннего состояния человека и состояния натуральной природы.
В произведении присутствуют метафоры – это и дыхание воздуха, и непросыпающаяся природа, и сон души человека, и игра крови. Все эти словосочетания имеют невидимую связь между собой. Употребление эпитетов в произведении придает красоту строфам, а также особенную загадочную. Именно таким образом показано сравнение души и внутреннего состояния человека и натуральной природы.

Фёдор Иванович Тютчев по-настоящему достойный уважения поэт. Свои стихотворения он пишет с душой и использует для этого всевозможные приемы, которые позволяют погрузиться во внутренний мир и понять обстановку так, как будто вы находитесь именно на том месте, где и создавался сюжет. Такие приемы способны донести до читателя особенный глубокий смысл.

В стихотворении «Еще земли печален вид» представлена неоднозначная и изысканная красота, которые привлекают читателя, позволяют максимально глубоко вникнуть в произведение. Тютчев так смог составить словосочетания, что их хочется повторять снова и снова.

То, что каждый может понять это произведение по-своему, неплохо. Истинный смысл скрыт, хотя лежит на поверхности. Проанализировав стихотворение «Еще земли печален вид», созданное Фёдором Ивановичем Тютчевым, становится ясно, что с пробуждением природы, просыпается и сам человек. Теперь он готов с новой силой работать, творить, любить.

Вариант №3

Тютчев создал данное стихотворение на взлете своей карьеры поэта, но к сожалению замечательная работа была напечатана только после того, как автор умер. Отличительной чертой автора является приравнивание природы к человеку, поэтому не стоит удивляться многим переплетениям людей и природы в творчестве Тютчева. Речь идет о стихотворении «Еще земли печален вид…».

Автор в своем произведении описывает две картины, которые переплетаются и в этом, и заключается главный смысл стихотворения. Первая составляющая стиха это описание природы, которая только начинает приходить в себя после холодов зимы. Время года примерно март, зима еще не полностью ушла, но весна уже напоминает о себе. Вторая картина это душа человека, которая, как и природа просыпается с приходом весеннего тепла. Человеку также свойственно весной пробуждаться и активизировать все свои самые замечательные чувства и надежды. И здесь просматривается манера Тютчева, он показывает читателю, что природа и люди должны существовать в гармонии, и они не разделимые.

Также автор уделил несколько строк такому понятию как любовь. Тютчев очень красиво сопоставляет данное понятие у человека и природы. Любовь приходит к людям в весеннюю пору, а что же для природы любовь? Весна и является той самой любовью, которая приходит к природе. Таким образом, автор и здесь пытается переплести человека и природу.

Поэт славится не только своими приемами сравнения природы и человека, но и мастерски умеет описать красоту природы или передать читателю красоту какой-то замечательной картины. Автор умело передает красоту русской природы в произведении и подчеркивает, что главное в пробуждении природы так это свежий воздух весны, который окутывает растения и заставляет их проснуться после зимней спячки.

Источник

Читайте также:  Степени сравнения качественных имен прилагательных значение формы

Сравнить или измерить © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.