Меню

Сравнение видов деятельности учителя таблица



Деятельность учителя и обучающихся на уроке (таблица)
учебно-методический материал на тему

Деятельность учителя и обучающихся на уроке (примерная таблица)

Скачать:

Вложение Размер
deya-t_uchitelya_i_obuchayushchihsya-.docx 14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Создает эмоциональный настрой на…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей.
  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одногруппников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

По очереди комментируют…

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Работают с научным текстом…

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют задания по карточкам.

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Читают план описания…

Находят в тексте понятие, информацию.

Работают с учебником.

Составляют опорные конспекты.

Разрабатывают мысле – карты.

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю краткий перечень видов деятельности учителя и обучающегося на уроке русского языка в 1 классе. Эти же виды можно с успехом использовать на других уроках: математике, окружающем .

Доклад может быть представлен для учителей начальных классов на методобъед.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального .

Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое.

Статья опубликованная в журнале «Наука и практика» в помощь педагогу для разработки своего урока с использованием технологической карты.

Как выстроить взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, сост.

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО&raquo.

Источник

Сравнительная характеристика деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и условиях введения ФГОС нового поколения.
статья по теме

Деятельность учителя работающего традиционно и в условиях ФГОС нового поколения сравнивается по позициям: подготовка урока, распределение времени на уроке,деятельность учителя на уроке, деятельность ученика на уроке, отметка и оценка ученика.

Скачать:

Вложение Размер
sravnitelnaya_kharakteristika_deyatelnosti_uchitelya_v_zakrepivsheysya_traditsionnoy_situatsii_i_usloviyakh_vvedeniya_fgos_novogo_pokoleniya.docx 12.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и условиях введения ФГОС нового поколения.

Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО

Подготовка к уроку

Жестко структуированный конспект урока

Сценарный план урока, предоставляющий свободу учителю на 30-60 %

При подготовки к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник;

формулирует декларированные обучающие, развивающие, воспитывающие цели и задачи

Учитель использует методические рекомендации, учебник, рабочую программу, технологические карты тем уроков, интернет-ресурсы, материалы коллег. Формулировка целей- через деятельность учащихся, активное целеполагание

Распределение времени на уроке

Основное время урока отводится этапу объяснения и закрепления

(80% времени урока- говорения учителя)

Объяснение занимает 20-30 % времени урока, закрепление 5-10 %;организованная учителем самостоятельная деятельность учащихся 60-705 времени урока

Деятельность учителя на уроке

Успеть выполнить то ,что запланировано на урок

Организовывает деятельность детей:

-по поиску и обработке информации

-по обобщению способов деятельности

-по постановке учебной задачи

Деятельность учащихся определяется через формулировку задания

7%с формулировкой:исследуйте, проана-лизируййте(чаще используется для сильных учащиххся

Формулировка задания:проанализируйте. докажите(объясните),сравните, выразите символом,создайте схему или модель,продолжите, обобщите(сделайте вывод),выберете решение или способ решения,исследуйте,оцените, измените,придумайте

Отметка и оценка

Традиционная отметка за выполнение традиционных(преимущественно репродуктивных заданий):

-из пяти заданий выполнил три

Оценка (предметных и метапредметных)достижений учащегося;

работа над развитием у учащегося способности к самооценке;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья содержит описание опыта работы МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.» с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной оценки достижения планируемых результов обучающимися .

Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии и химии.

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе.

Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения.

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование от.

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС нового поколения в ОУ Амурского муниципального района.

Источник

Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода
статья на тему

В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС.Приводится краткая сущность урока, построенного на основе деятельностного подхода.

Скачать:

Вложение Размер
ob_uroke_po_fgos.docx 128.22 КБ

Предварительный просмотр:

Апрельская В.И. Урок? Нет, занятие. 02.2015

Сравнение традиционного и современного уроков .

Признаки для сравнения

Цели и содержание

  • усвоение знаний, умений, навыков;
  • «изолированное» изучение ЗУН;
  • стихийность учебной деятельности ученика
  • Развитие личности учащегося,
  • формирование опыта самостоятельной, коммуникативной деятельности через применение знаний и умений, т. е. формирование умения учиться, овладение новыми компетенциями;
  • целенаправленная организация деятельности, создание индивидуальных образовательных траекторий
  • Информирование учащихся.
  • Четкое разграничение функций учителя и ученика.
  • Учитель выступает в роли передатчика материала (Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться; учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию, учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке)
  • Учитель выступает в роли организатора, а не информатора
  • Исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель».
  • Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества.
  • Чётко и точно формулирует задания, цели урока задаёт с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;
  • используют разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
  • Не даёт новые знания ученикам в готовом виде
  • Не повторяет задание 2 раза
  • Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам
  • Не повторяет то, что уже сказали ученики,
  • владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;
  • Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза, т.е. импровизирует,
  • подбирает комплексные задания

Иными словами — использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

Преобладающие методы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый
  • Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности и индивидуальная работа)

Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов

Применяется групповой, индивидуальный методы , игровые технологии, проектный метод ,…(Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, индивидуальной траектории)

Традиционная (карты, учебник, наглядности)

УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, космические снимки, интерактивная доска и т.д.

Формы организации учебной

Индивидуальная форма усвоения знаний, редко – групповая. Фронтальная в сочетании с индивидуальной

Учебное сотрудничество в достижении целей обучения: групповая работа, работа в парах

(Взаимопроверка и взаимоконтроль)

Особенности и типы уроков

  • Урок изучения нового материала
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков ( Урок комплексного применения ЗУН)
  • Урок обобщения и систематизации
  • Комбинированные уроки
  • Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Четкое разграничение этапов урока

  • Урок открытия нового знания
  • Урок отработки умений и рефлексии
  • Урок построения системы знаний ( общеметодологической направленности)
  • Урок развивающего контроля.
  • Урок – исследование (урок творчества)

Нет четкого различения этапов урока

Стиль общения. Характер

взаимоотношений учащихся на уроке

Авторитарный либо попустительский

Общение между учащимися отсутствует. Акцент делается на соревновательность между учащимися

  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Акцент делается на совместную коллективную работу

Сущность организации урока, построенного

на основе системно-деятельностного подхода

Согласно теории деятельностного подхода целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научится что-либо делать, а для этого узнать – как это надо делать. То есть цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям, поэтому: сущность организации урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода (через учебные ситуации/проблемные задачи) состоит в следующем:

  • индивидуализации в подборе заданий
  • акценте на самостоятельности в обучении
  • содержание занятия только как инструмент в достижении запланированных образовательных результатов
  • отборе средств обучения, направленных на реализацию видов учебной деятельности в соответствии с новыми образовательными результатами

Системно — деятельностный подход — организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Поэтому сущность организации урока, построенного на

основе деятельностного подхода состоит в проектировании и решении:

  • учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
  • учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от обучающихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
  • учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыка разрешения проблем/ проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости;
  • учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующих совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
  • учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыка коммуникации;
  • учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющих обучающихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
  • учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование и оценку навыка рефлексии ( что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач)
  • учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование ценностно-смысловых установок ( что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки);
  • учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Системно-деятельностный подход: вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Источник

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО И СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Данная таблица поможет начинающему педагогу понять существенную разницу между традиционным уроком и современным уроком по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО И СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

«Сравнительная характеристика традиционного и современного урока»

Стаценко Лариса Викторовна

Таблица. Сравнительная характеристика традиционного и современного урока

Формирование знаний, умений и навыков;

«изолированное» изучение ЗУН

Развитие личности учащегося;

формирование опыта самостоятельной, коммуникативной деятельности через применение знаний и умений, т. е. формирование умения учиться, овладение новыми компетенциями

Школа памяти строится на традиционных основах:

классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе «преподавания,

фронтальной форме организации учебного пространства,

контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках

Школа развития ориентируется на личность обучаемого.

Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.

Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту.

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость.

Общение между учащимися отсутствует.

Акцент делается на соревновательность между учащимися

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность:

стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Акцент делается на совместную коллективную работу

Индивидуальная форма усвоения знаний, редко – групповая.

Фронтальная в сочетании с индивидуальной

Учебное сотрудничество в достижении целей обучения: групповая работа, работа в парах.

Взаимопроверка и взаимоконтроль

Традиционные (карты, учебники, наглядность)

УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, космические снимки, интерактивная доска и т.д.

Особенности и типы уроков

Урок изучения нового материала

Урок совершенствования знаний, умений и навыков (Урок комплексного применения ЗУН)

Урок обобщения и систематизации

Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Четкое разграничение этапов урока

Урок открытия нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Урок развивающего контроля.

Урок – исследование (урок творчества)

Нет четкого различения этапов урока

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности и индивидуальная работа)

сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов.

Применяется групповой, индивидуальный методы, игровые технологии, проектный метод ,…(Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, индивидуальной траектории)

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Продуктивный, творческий, проблемный

Знание – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность – рефлексия — знания

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функции учителя и направления деятельности

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Главные задачи учителя:

Учитель выступает в роли передатчика материала.

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться.

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию.

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке.

учитель выступает в роли организатора, а не информатора

исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель»

Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества:

Чётко и точно формулирует задания, цели урока задаёт с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.

Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

Не повторяет то, что уже сказали ученики.

Владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза, т.е. импровизирует.

Подбирает комплексные задания.

Иными словами — использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Источник

Читайте также:  Сравните десятичные дроби поставив вместо звездочки