Меню

Сравнение воспитания детей в афинах и в спарте



Особенности спартанского и афинского воспитания

Педагогическая практика в Древней Греции. Отличительные особенности спартанской и афинской систем воспитания. Методы физического воспитания и воспитания силы духа в Спарте. Аристократический характер афинского образования, методы обучения и воспитания.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.09.2014
Размер файла 18,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российская Международная Академия Туризма.

на тему: «Особенности спартанского и афинского воспитания»

1. Воспитание строгостью в Спарте

Спарта (Лакония, Лакедемон) — одно из самых могущественных и известных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей.

В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называла себя «общиной равных». Создателем Спартанского государства, законодателем и главнокомандующим был Ликург (IX в. д.э.) — сильный, властный, волевой и жестокий правитель, учредивший в Спарте свои законы «равенства». В Спарте существовал закон, согласно которому никто не должен был носить одежду неподобающего цвета и быть полнее, чем необходимо. Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда должна была быть у всех одинаковой. Спартанские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем. Вся их жизнь от рождения до смерти проходила под неусыпным контролем.

Все мужчины Спарты обязаны были быть воинами, сильными и смелыми, готовыми в любую минуту отдать свою жизнь ради отечества. Для этого все жители Спарты мужского пола (некоренные жители не проходили данную систему воспитания), начиная с младенчества, подвергались жесткому отбору, тренировкам и испытаниям. Таким образом, Ликург хотел создать идеальное государство, в котором будут жить только отличные и сильные войны. Свою систему военного воспитания Ликург назвал «Система Агогэ».

При рождении мальчика брали и относили на край пропасти Апофеты (расщелина в горах Тайгета), где очень долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной или слабый, то его сбрасывали в пропасть. А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытания, не смотря на то, что это были грудные дети. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. Так считалось, что мальчиков приучат к выносливости и боли.

В 7 лет мальчиков отбирали у родителей и отправляли в специальные военные лагеря. Там они проходили сложную систему воспитания, учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет, которая выдавалась только один раз в год. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мыться мальчикам разрешали также только раз в год. Кормили детей скудно. Все это делалось, чтобы приучить к сложным условиям во время военных действий. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами — воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать. Если же кто-то из мальчиков попадались на воровстве, то их били нещадно — не за кражу, а за неловкость. Таким образом, юноши с ранних лет были вынуждены вести себя жестко, жестоко и беспощадно — чтобы выжить. Но в этой системе имели место не только физическая и боевая подготовки, но и обучение чтению, письму. Мальчиков приучали подолгу молчать и говорить кратко и четко (лаконично). Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. Эта суровая система образования была направлена главным образом на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными. Но все же будущим воинам разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии — мальчики бегали в соседние деревни илотов (земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами). Днем молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов. Грабили и сжигали деревню, а самых сильных мужчин уводили с собой и вырывали им кишечник, смотря, как они умирают. Эти набеги позволяли держать илотов в постоянном страхе. Даже «отдых» от жестких физических тренировок был направлен на воспитание жестокости и на восприятие человеческой жизни (жизни не воина), как самой дешевой и не очень важной.

В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую и военную подготовку.

В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды (богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия), находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву» на алтаре Артемиды. Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и публично начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Жрецы могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Так отсеивались слабые. Выдержав испытание, признанные воинами получали оружие, становились полноправными спартанцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе. К 20 годам юноши становились мужчинами, воинами, которые, не задумываясь ни минуты, могли избить и отобрать жизнь.

Спартанская система воспитания применялась и для девушек. Правда, конечно же, в облегченном и в укороченном варианте, нежели у юношей. Кроме традиционных обязанностей, включавший в себя домоводство, уход за детьми, музицирование, существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек. Чтобы их будущие дети были здоровы и крепки, они должны были позаботиться об укреплении своего здоровья путем соответствующей тренировки своего тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, метать копье.

2. Воспитание искусством в Афинах

Афины были важным городом на протяжении большого периода наивысшего расцвета греческой культуры. Главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян была богиня войны, мудрости, покровительница наук и ремесел Афина. Во времена «Золотого века» Греции (около 500 до н. э. до 300 до н. э.) Афины были центром культуры и интеллигенции, и являлись колыбелью западной цивилизации. Именно идеи и практики Древних Афин, которые опираются и уходят корнями в культуру древнего города, сегодня называются «западной цивилизацией».

Более полной и развитой, по сравнению со спартанской, была афинская система воспитания. Большая роль в афинской системе воспитания отводилась искусству, литературе, музыке. Афинское образование в школах для мальчиков заключалось в изучении трёх групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. В Афинах существовала классификация школ: школа грамматиста, школа кифариста, школа палистра, гимназия и эфибия (в последних двух имели право учиться только дети из знатных и обеспеченных семей).

Читайте также:  Контрольная работа по математике 6 класс мерзляк модуль числа сравнение чисел координатная прямая

Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Девочек учили готовить, шить, убираться, вести домашнее хозяйство, музицировать, петь. Их воспитание этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В школе грамматиста они учились основам грамоты. А несколько позже одновременно занимались музыкой, пением (в том числе, хоровым), декламацией в школе кифариста. Мальчики обучались у кифариста игре на семиструнной, затем девятиструнной лире и кифаре. Греки приписывали музыке способность оказывать особое влияние на разум и мышление человека. Платон утверждал, например, что это искусство внушает человеку стремление к добродетели.

С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Чтобы укрепить не только внутренний мир, но и развить физическую силу.

Юноши из наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику.

Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет. В эфибии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин. Именно эти граждане составляли «верхушку», «сливки» общества.

Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был только уделом рабов. Риторская школа Марка Фабия Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан (римский ритор, учитель красноречия) исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспитания:

По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем домашнее (индивидуальное). Его главный научный труд «Наставление в ораторском искусстве» — это гораздо больше, чем руководство по изучению риторики, это, по сути, педагогика современного Квинтилиану образования. Вот почему научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике. Афинская система образования является классической, так как в основном построена на изучении наук и искусства.

спартанский афинский воспитание обучение

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме. В Древней Греции особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская.

В спартанской системе основополагающим фактором были физическое воспитание и воспитание силы духа. Спартанцы воспитывали воинов, которые должны были защищать и охранять свои земли от других народов. Ведь, спартанцы были очень замкнутым и консервативным народом, которые считали свое государственное устройство единственно правильным и возможным. Любой воин Спарты должен был обладать прекрасной физической подготовкой, великолепно владеть оружием и говорить кратко и четко. Даже сейчас мы часто говорим «спартанское воспитание» или «он растет в спартанских условиях», это означает, что ребенок воспитывается в строгости и покорности. Спартанцы не признавали предметы роскоши, потому считали, что все граждане должны жить в одинаковых условиях и ничем никто не мог выделяться из общей массы, даже царь.

Афинская же система не была такой жестокой и беспощадной, но достаточно требовательной. Большую роль афиняне отводили приучению подрастающего поколения к прекрасному, прививанию любви к искусству, музыке, литературе. Каждый гражданин Афин должен был играть на музыкальных инструментах, петь, быть хорошим оратором и уметь поддержать любую беседу. Афиняне так же славились своей боевой подготовкой, тактикой ведения боя, чему они тоже обучались. Любой афинянин стремился жить лучше, окружить себя предметами роскоши, шикарно обустроить свой дом. Рациональность воспитания искусством очевидна. Этот способ воспитания является наиболее действенным, обоснованным и универсальным в плане духовного развития детей и общества в целом.

Таким образом, перед нами две абсолютно противоположные системы образования: одна основана на тирании и строгости, другая — на изучении искусства, наук и музыки.

1. Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. «Ораторское искусство в древнем Риме» М., 1976.

2. Кузищина В. И. «История Древней Греции» М., 1996.

3. Винищук Л. «Люди, нравы и обычаи Греции и Рима» М., 1988.

4. Педагогический словарь- М., 1995.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Рассмотрение направленности воспитания в Афинах и спартанской системы воспитания, сформировавшихся в эпоху классической Греции. Их влияние на становление всей древнегреческой педагогики. Сравнительная характеристика воспитания в Афинах и Спарте.

презентация [1,3 M], добавлен 26.09.2012

Особенности программы и роль целенаправленного физического воспитания в процессе психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Организация групп обучения и воспитания в американской системе физического воспитания.

контрольная работа [21,4 K], добавлен 17.10.2010

Основы системы физического воспитания и история ее становления. Формы организации физического воспитания в школе. Цель и задачи системы физического воспитания в учреждениях общего среднего образования. Формы физического воспитания во внеурочное время.

курсовая работа [51,1 K], добавлен 09.02.2017

Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

контрольная работа [39,8 K], добавлен 14.12.2007

Функции специалиста физического воспитания и требования к его личности. Активность воспитанника как фактор формирования личности. Воспитывающая роль физкультурного коллектива. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания.

курсовая работа [76,7 K], добавлен 17.07.2012

Источник

Воспитание у эллинов в Спарте и Афинах. Отличительные характеристики спартанского и афинского воспитания.

В Греции были созданы две типичные формы государства с характерными укладами жизни и идеалами воспитания: одно с населением дорийского племени – Спарта, другое – ионийского – Афины.

К цивилизации и культуре у древних греков были приобщены только привилегированные сословия, т.е. совершенно свободные и полноправные граждане; остальная масса населения составляла или полусвободных людей (периэки в Спарте), или просто чернь (рабы, илоты). Такое резкое разграничение сословий устанавливалось сразу при завоевании страны тем или другим греческим племенем. Завоеватели становились господами, владельцами земель, гражданами. За теми из туземцев, которые добровольно покорились завоевателям, периэками, сохранилась некоторая часть их земель и личная свобода, но они не могли принимать участие в управлении страной. Остальная масса населения, покоренная завоевателями, превращалась в рабов, илотов, получала только обязанности: обрабатывать землю, исполнять все тяжелые и унизительные работы и своим трудом содержать победителей-граждан. Такое положение сословий сохранилось не только в аристократической Спарте, но и в демократических Афинах. И там, и тут только привилегированное сословие пользовалось всеми выгодами воспитания и просвещения, прочие сословия были лишены этого права.

Среди племен арийского происхождения доряне издавна были известны как воинственное племя. Они избрали места для поселений, сообразуясь со своей суровой, воинственной природой – сначала гористую область Дорину, а потом – полуостров Пелопоннес. Доряне, занявшие крайнюю юго-восточную часть Пелопоннеса – Лаконию, образовали Спарту с суровым военным общественным устройством.

Читайте также:  Все степени сравнения наречия удобно

Спарта как возникла из военного лагеря, расположенного на берегу реки Эврота, так и осталась военным лагерем навсегда. В Лаконии победителей было меньше побежденных (9 тыс. рабовладельцев и 250 тыс. рабов), поэтому они всегда должны были быть с оружием в руках. Все было подчинено строгой дисциплине, весь уклад жизни определен обязательными правилами. Государство регулировало все вопросы, даже домашнюю жизнь спартанцев и воспитание юношества. Человеческая личность, ее интересы приносились в жертву интересам государства.

Воспитание у спартанцев было направлено на то, чтобы в каждом свободном человеке выработать твердую опору для государства. Такой характер воспитания определялся законодательством Ликурга (около 925 до н.э.). Каждый гражданин принадлежал государству и воспитывался сообразно его целям: он должен быть способен защитить государство при нападении врагов. Маленькому государству нужны были физически сильные, храбрые воины и стойкие патриоты. Все средства воспитания мужчин и женщин были направлены на это. Даже право на жизнь определялось советом старейшин, новорожденного осматривали и если находили в нем какие-либо физические недостатки или слабое здоровье, то его бросали в пропасть. Спарте нужны были только крепкие люди, поэтому воспитание было строго государственным и по военному суровым.

До 7 лет ребенок воспитывался дома под руководством матери, в семье создавали такую обстановку, в которой у ребенка не могли бы развиться трусливость и изнеженность: детям позволяли бегать на свободе, не одевали их, оставляли одних в темноте, пищи давали мало, от крика и плача по возможности удерживали: спартанцу не было положено ни кричать, ни плакать.

С 7-летнего возраста мальчики уже воспитывались за счет государства в особых, для всех одинаковых, заведениях, агеллах. Один только наследник престола освобождался от обязанности воспитываться в общественном заведении. В этих учреждениях весь обиход жизни, начиная с платья и стрижки волос, был строго определен согласно древнедорийским обычаям. Здесь мальчик оставался до восемнадцатилетнего возраста. Высший надзор над питомцами поручался, по выбору совета старейшин, одному из храбрейших и разумнейших граждан, – педоному, который в помощь себе имел распорядителей. Наблюдения за воспитательными учреждениями осуществляли также старейшие, эфоры, которые через каждые десять дней должны были осматривать спальни и одежду питомцев. Кроме того, спартанские юноши находились под строгим присмотром и всего спартанского общества. Каждый полноправный гражданин мог содействовать воспитанию, при всяком удобном случае он был обязан наставлять юношей, мог порицать и даже наказывать.

По своему содержанию воспитание в Спарте было военно-гимнастическим. Оно имело в виду закаливать, приготовлять тело и дух для войны, для военного господства. С этой целью дети приучались к перенесению всевозможных трудностей: холода, голода, жажды, непогоды и боли. Одежда маленьких спартанцев была очень легка: ходили они всегда, даже зимой, босиком, спали, не прикрываясь, на сене, соломе, на тростнике. Ежедневно предписывалась холодная ванна в Эвроте, здесь же учились и плавать. Пища была скудная и простая. В Спарте, вообще, строго держались умеренности: напившийся наказывался бесчестием, т.е. лишением известных прав. Чтобы приучить детей переносить боль, их подвергали сечению. Развитию ловкости и силы служил ряд телесных упражнений: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья; также игры в мяч, стенку, в войну. В юношеском возрасте прибавлялись упражнения с оружием, охота, танцы, изображавшие нападение и защиту, военные упражнения и пробы в виде маневров, а также ночных нападений или облав (криптий) на рабов. Духовное образование приобретали посредством музыки: пели богослужебные гимны, хвалебные песни в честь граждан, погибших в сражениях за отечество, участвовали в военных танцах. Знаниями не интересовались, даже чтение и письмо не считали нужными, и стали признавать их только со времен персидских войн; ораторское искусство не уважали, так как считали его искусством болтать и красиво лгать. Спартанцы предпочитали высказывать свою мысль в немногих словах, отчетливо и выразительно. Заучивали ликурговы нравственные законы и отрывки произведений Гомера, Тиртея, подходящие к суровому, мужественному духу дорийцев.

С 18–20 до 30 лет спартанцы жили уже отдельно от мальчиков, в казармах, и занимались, кроме гимнастики, еще специальными военными упражнениями, исполняли обязанности военной службы, в спецтиальных учреждениях – эфебиях. Даже в этом возрасте железная дисциплина не ослабевала и поддерживалась частыми телесными наказаниями. Кроме того, каждый старший имел не только право, но и обязанность указать мальчику и юноше на его проступок и даже тростью наказать его на месте преступления.

Женское воспитание в Спарте ничем не отличалось от мужского. Спартанки выходили с гимнастических курсов рослыми, красивыми, сильными, не уступая мужчине ни в мужестве, ни в чувстве чести. В заботах домашнего хозяйства они были не сведущи: кухня, пряжа, ткацкое дело и т.п. составляли обязанность домашних рабынь. Зато спартанка сама вскармливала своих детей, отлично вела их воспитание, энергично и умно управляла домом; как член государства глубоко понимала общественные дела, обсуждала их вместе с гражданами; как супруга и мать оказывала сильное и решительное влияние на мужа и детей. Жена и мать пользовались в Спарте большим авторитетом.

Продолжительное и строго выдержанное военное воспитание, поддерживаемое соответствующим духом, нравами и всеми законами Спарты, достигало поставленной цели. Оно давало Спарте военное превосходство над другими государствами Греции.

Другим государством в Греции, с иными идеалами жизни и воспитания, былиАфины, – этот очаг многосторонней духовной культуры в Древнем мире. Основное отличие афинского воспитания от спартанского определялось законодательством Солона (638-559 до н.э.). В аристократической Спарте всякий гражданин принадлежал государству, в Афинах Солон предоставил полную свободу индивидуального развития всех сил и дарований каждого гражданина. Таким образом, демократическим Афинам было обеспечено большее разнообразие и богатство для развития народных сил.

В Афинах воспитание было индивидуальным и свободным, семье было предоставлено право воспитания: по описанию Аристотеля, родители могли воспитывать своих детей как угодно и как позволяли им средства. Афинское государство требовало только, чтобы родители давали детям образование. По законам Солона, отец, например, не мог претендовать на поддержку со стороны сына в старости, если не давал ему надлежащего образования. Законы Солона обязывали каждого афинского гражданина непременно получить музыкальное образование и грамотность и знать какое-либо ремесло (земледелие, судостроение, торговля и др.), которое обеспечило бы ему средства к существованию. Правительство следило за порядком и нравственностью во всех собраниях молодежи посредством софронистов, особых должностных лиц. Государство заменяло родителей и само воспитывало детей граждан, погибших за отечество.

Воспитание в Афинах состояло не только в развитии телесной выносливости и мощи, хотя афиняне ценили силу и красоту тела, но еще больше они ценили силу и красоту души. Поэтому на первом месте стояло воспитание духа, дарований человека: ума, художественного вкуса, нравственных стремлений и чувств. У афинян в почете было музыкальное воспитание, в самом широком смысле оно включало умственное наставление, что способствовало развитию души.

Читайте также:  Женщина сравнение со страной

Школы в Афинах появились около 7 в. до н.э., они были частными, вследствие необеспеченности средствами, имели самое непритязательное устройство, помещались где-нибудь в лавках, даже на открытой улице и на рынках.

В семь лет няню сменял педагог, нечто вроде «дядьки», из домашних, преданных рабов. Обязанность педагога заключалась в том, чтобы ходить за своим питомцем, играть с ним (распространенными играми были игра в кости, «чета и нечета», игра с мячом и др.), внушать ему делом и словом начала добродетели и приличия, охранять от дурных впечатлений со стороны, провожать его в школу, безотлучно наблюдать за его занятиями и поведением.

После семи лет мальчики-дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7-16-летнего возраста, в гимнастических школах или палестрах – 12-16-летние подростки.

В школе грамматиста, начального учителя, дети учился читать, писать, считать, рассказывать, декламировать стихи. Чтению учили по буквам и складам; писать по прописям. Для начального письма служили вощаные дощечки и стиль (палочка: с одного конца острие, а с другого лопаточка. Острием чертили буквы, лопаточкой заравнивались ошибки). Пособием для чтения и начальной грамматики служили разные антологические сборники (вроде наших хрестоматий) с литературными образцами нравоучительного характера. Основной учебной книгой была книга Гомера и др. Читаемые образцы объяснялись с использованием наглядных пособий, и пересказывались учащимися. Лучшие места заучивались наизусть, декламировались и перелагались с целью развития изящной, красивой речи и подвижной мысли. При чтении предпочитали меньше прочитывать (по объему), но лучше прорабатывать и усваивать, как по содержанию, так и языку, стилю. По окончании грамматического курса или одновременно с ним мальчик проходил еще общий музыкальный курс, посещая школу кифариста, где учились пению и музыке. Этот курс имел назначение облагородить нрав, развить изящный вкус и дать музыкальные навыки, чтобы всякий ученик мог играть на струнном инструменте – на кифаре или лире, – мог петь в хоре, при различных богослужебных и праздничных обрядах. В состав музыкального курса входило и изучение стихосложения, ритмики и мелодики стиха.

Музыка играла большую роль в общественной жизни греков. Законы объяснялись при пении; при исполнении религиозных обрядов надо было петь.

По мере укрепления организма мальчики 12-14 лет, а иногда и раньше – 8-9 лет, параллельно с занятиями у грамматиста и кифариста или после их окончания, начинали заниматься гимнастикой в палестре – школе состязаний. Руководил занятиями гимнастикой специальный учитель – педотриб. Занятия начинались с легких упражнений (игра в мяч, плавание), потом переходили к более трудным: борьбе, бегу, прыжкам, метанию диска и копья. В Афинах, даже в мужской гимнастике, преимущественное внимание обращалось на развитие не столько мускульной силы, сколько движений, которыми вырабатывается пластическая красота и изящная стройность тела. Заканчивалось обучение военными упражнениями, когда мальчики становились юношами. В 18 лет их объявляли вступившими в юношеский возраст, называли эфебами, в 20 лет они получали звание совершенных граждан с правом голоса в народных собраниях. В храме Афины Паллады они принимали присягу на верную службу отечеству, на защиту закона, религии и военной чести.

После окончания обучения в палестре более состоятельные юноши продолжали посещать гимнасии. Греческие гимнасии – обширные огороженные пространства, с аллеями, рощами, крытыми и открытыми галлереями, купальнями и т.п. Военно-гимнастическими упражнениями занимались в большем размере, чем в палестре. Особое значение имели общественно-образовательные беседы, философские занятия. Взрослые люди тоже могли удовлетворить свои умственные интересы и потребности, посещая занятия.

На всех ступенях афинское воспитание было обращено к благоприличиям и нравственности. Как только мальчик начинал понимать вещи, родители и воспитатели не пропускали случая раскрыть понятие «прекраснодоброго» – истинно-прекрасное как доброе и истинно-доброе как прекрасное, что было для эллинов руководящей мыслью и в жизни, и в воспитании. Эту особенность афинского воспитания – приобретение добродетелей научением – подчеркивал Протагор в беседе с Сократом: Поэтому афинян отличала искренняя религиозность, глубокое почтение к родителям, любовь к добродетели, чувство чести, обдуманность поступков, изящная вежливость и внимание в обращении со всеми.

Дисциплина, в которой воспитывался ребенок дома и в школе, была довольно суровой, использовались телесные наказания. Целый ряд правил был направлен на то, чтобы воспитать в детях и даже юношах за 18 лет сдержанность, скромность, здравомыслие: за столом нельзя приниматься за пищу раньше родителей; нельзя сидеть за столом, закидывая нога на ногу; по улицам следует ходить спокойно, прилично. Вообще, будущих граждан воспитывали в строгих правилах послушания, считая, что предназначаемые к управлению должны научиться повиноваться.

С конца V в. до н.э. образование греков постепенно усложняется. В содержание школьного обучения входят новые предметы – прежде всего грамматика и риторика. Их введение было вызвано тем, что с расцветом общественной жизни и демократии (в период персидских войн) большое значение получило искусство речи и потребность в более основательном его изучении. Потребность в убеждениях и аргументации в речи вызвала к жизни новую науку и новый предмет – диалектику. Стали изучать мифологию и историю, арифметику и геометрию, астрономию и естественные науки, философию.

В дополнение к учителям грамоты появились учителя высшего ранга – софисты, которые за хорошее вознаграждение давали сыновьям богатых людей образование более высокого уровня. По мнению историков педагогики, эти уроки были зародышем высшего образования. В Александрии, которая являлась центром греческого просвещения наряду с Афинами, и где впервые, при посредстве школ, начинает планомерно развиваться наука, создается устойчивый крут учебных предметов: грамматика, риторика и диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки, – который под именем семи свободных искусств пережил расцвет и самой Александрии, и Римскую империю и перешел в Средневековье как тривиум (первые три предмета) и квадривиум (следующие четыре предмета).

Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спартанского. Девушки должны были мало есть, чтобы не утратить легкости и стройности фигуры, избегать солнца. Женщина была прикована к гинекею, она редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями, жила без вольной гимнастики, с детства зашнурованная, имела тонкую талию, узкие плечи, слабый, бледный вид. Учение афинянок было крайне ограниченное; не все умели читать и писать, петь и играть на лире или кифаре, но усердно учились всем женским рукоделиям: прясть, шить, ткать, вязать и т.п. Привлекательными в женском воспитании были нравственные качества афинянки: честность, кротость, нравственная чистота, кроме того она была бережливой и умелой хозяйкой.

Дата добавления: 2016-03-05 ; просмотров: 2612 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник