Меню

Сравнить балладу с летописью



Сопоставительный анализ баллады Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и эпизода «Смерть Олега» в «Повесть временных лет»

Сравните тексты баллады и летописи о Вещем Олеге. В чем вы видите разн…

Ответ оставил Гость
Князь Олег — очень известная личность в истории Руси .О нём есть упоминание в летописи «Повесть временных лет»( летописца монаха Пимена) .О нём говорит и Карамзин .Олег покорил Царьград (Константинополь) Киев сделал столицей российского государства . Летопись рассказывает о подвигах вещего Олега и ,в частности ,о его гибели от змеи. Пушкин любил русскую историю .изучал её и заинтересовался судьбой князя Олега .Он творчески переработал документ ( летопись ) и создал на её основе — замечательную балладу -«Песнь о вещем Олеге» Безусловно ,эти два произведения сходны тем ,что основаны на одном историческом сюжете ,событии .В них один и тот же герой . НО ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ :Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, в котором использованы различные средства художественной выразительности.( эпитеты ,метафоры ,сравнения) Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою.Пушкину это удалось сделать .Мы горюем о безвременной кончине героя .Но так ли всё просто ? В летописи дан документальный факт .А в балладе — есть мораль .И она очень поучительна .Олег высокомерен с кудесниками ,не желает их сначала даже слушать ,но потом всё же велит отправить коня ,своего верного друга ,не раз спасавшего ему жизнь ,на конюшню .Князь заводит себе другого коня ..Вот это ,по мнению Пушкина ,и явилось предательством .за которое Олег понёс наказание .Иные критики считают ,что главная мысль произведения в том ,что от своей судьбы никуда не уйти : хоть ты великий князь ,хоть простой смерд .Ведь Пушкин называет поэму»Песнь о ВЕЩЕМ Олеге» Вещий ,значит -ВЕДАЮЩИЙ.Вот кудесник — вещий ( он много чего поведал о жизни Олега — о его победах ,о его заслугах ).А Олег не смог предвидеть свою судьбу .Он пошёл к костям коня .и принял «он смерть от коня своего»

Сравните тексты баллады и летописи о Вещем Олеге. В чем вы видите разницу и что в них…

Князь Олег — очень известная личность в истории Руси .О нём есть упоминание в летописи «Повесть временных лет»( летописца монаха Пимена) .О нём говорит и Карамзин .Олег покорил Царьград (Константинополь) Киев сделал столицей российского государства . Летопись рассказывает о подвигах вещего Олега и ,в частности ,о его гибели от змеи. Пушкин любил русскую историю .изучал её и заинтересовался судьбой князя Олега .Он творчески переработал документ ( летопись ) и создал на её основе — замечательную балладу -«Песнь о вещем Олеге» Безусловно ,эти два произведения сходны тем ,что основаны на одном историческом сюжете ,событии .В них один и тот же герой . НО ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ :Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, в котором использованы различные средства художественной выразительности.( эпитеты ,метафоры ,сравнения) Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою.Пушкину это удалось сделать .Мы горюем о безвременной кончине героя .Но так ли всё просто ? В летописи дан документальный факт .А в балладе — есть мораль .И она очень поучительна .Олег высокомерен с кудесниками ,не желает их сначала даже слушать ,но потом всё же велит отправить коня ,своего верного друга ,не раз спасавшего ему жизнь ,на конюшню .Князь заводит себе другого коня ..Вот это ,по мнению Пушкина ,и явилось предательством .за которое Олег понёс наказание .Иные критики считают ,что главная мысль произведения в том ,что от своей судьбы никуда не уйти : хоть ты великий князь ,хоть простой смерд .Ведь Пушкин называет поэму»Песнь о ВЕЩЕМ Олеге» Вещий ,значит -ВЕДАЮЩИЙ.Вот кудесник — вещий ( он много чего поведал о жизни Олега — о его победах ,о его заслугах ).А Олег не смог предвидеть свою судьбу .Он пошёл к костям коня .и принял «он смерть от коня своего»

«Летописный источник «Песни о Вещем Олеге»»

1. Знаменитый памятник древнерусской литературы. 2. Основа баллады А. С. Пушкина. 3. История героя и страны. «Повесть временных лет» — знаменитый памятник древнерусской литературы. Она представляет собой летописный свод, рассказывающий об истории страны, обо всем, что происходило на русской земле. Такие памятники древнерусской литературы представляют интерес не только для историков, но и для художников слова — писателей и поэтов. Многие авторы не раз обращали свой взор на наследие предков. Не обошел своим вниманием «Повесть временных лет» и Александр Сергеевич Пушкин.

Один из периодов творчества Александра Сергеевича совпал с таким направлением в литературе, как романтизм. Романизм бросал вызов закону разума. Личность в произведениях романтиков всегда оставалась свободной, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства. Писатели-романтики потрясали своих читателей буйством фантазии, сюжеты их порой были очень сказочны, необыкновенны. В их произведениях все было фантастично: герои, сюжет, обстановка, язык персонажей и самого автора.

Таких героев, которых рисовали романтики, встретить в обыденной жизни было просто невозможно. Литературный язык такого периода, как романтизм, также отличался яркостью, пышностью, величавостью, он был насыщен самыми неожиданными приемами.

К этому направлению можно отнести и такой жанр в литературе, как баллада. Вообще баллада играет важную роль в развитии русского романтизма и занимает значительное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Именно в этот период Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге» (1822). Материалом для произведения послужило событие; взятое из истории родной страны поэта. Пушкин обращается к «Повести временных лет», которая рассказывает о важнейших событиях IX века: призвании варягов, походе на Византию, завоевании Киева Олегом, о его княжении, приводятся тексты договоров князя с Византией и народные предания о нем: рассказ о походе на Царь- град с эпизодами фольклорного характера.

Читайте также:  Солярис или акцент сравнение

В летописи сохранилось и предание о смерти Олега. Князю повстречался волхв, который предсказал ему смерть от любимого коня. Олег же дожил до смерти коня и пожелал увидеть кости уже погибшего животного. В тот самый момент, когда Олег уже был уверен, что предсказание оказа- лось лживым, из черепа мертвого коня выползла змея и ужалила его. В соответствии с каноном жанра летописец заканчивает повествование сценой оплакивания князя: «оплакивали его все люди плачем великим». Этот летописный эпизод и лег в основу баллады. Пушкин в летописи стремился угадать «образ мыслей и язык тогдашних времен», чтобы передать его как можно ярче и полнее, более «выпукло».

То, что в основе сюжета «Песни 6 вещем Олеге» лежит летописный рассказ, играет важную роль: Пушкин старается быть исторически достоверным, для него очень важно отобразить реальные события. Для этого он вводит истори­ческие реалии: Воителю слава-отрада; Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда… И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе.

Поэт показывает древние традиции и обычаи, что придает пушкинской балладе вид подлинности. Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;

Если сравнивать «Песнь о вещем Олеге» с балладами других авторов, то пушкинская представляется мне более национальной, более народной. Строки баллады подтверждают это. Их тем ного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник…

Произведение насквозь пропитано русским колоритом, наполнено эмоциями и ощущениями людей того времени. Автор старается как можно точнее передать эти чувства. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю, И холод и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего

Князь верит предсказанию и просит увести коня подальше — на господские поля. Олег приказывает хорошо заботиться о его верном друге. Проходит время, Олег храбро сражается с врагами и однажды на пире вспоминает о своем верном друге-коне. Дружинники сообщают князю о том, что конь давно уж умер. Могучий Олег головою попик

И думает: « Что же гаданье ? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня.

Автор пытается воссоздать картину прошлого, тщатель­но вырисовывая все детали. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят: на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости…

Следующие строки баллады наполнены теплыми чувствами главного героя по отношению к погибшему коню. Олег искренне оплакивает его, ведь животное было для него настоящим и, может быть, самым близким другом: Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь!»

И все же предсказание сбывается, Олег находит свою смерть именно рядом с конем. «… Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!»

Главный мотив этого произведения — мотив предопределенности судьбы. В связи с темой неизбежного рока возникают такие образы, как череп, кости, гробовая змея: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала… Как черная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Итак, баллада Пушкина исторически достоверна, и, на мой взгляд, главным в данном произведении является не только лиризм, красота, плавность, необыкновенная поэтичность повествования, но и мысль о том, что человек не способен изменить своей судьбы. От нее невозможно уйти. Князь погибает. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега: Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.

В этих строках, завершающих балладу, автор показывает читателю не только окончание истории Олега, но и то, как прощается с ним дружина, как бразды правления переходят в руки его близких.

Александр Сергеевич не только рассказывает нам романтическую историю, он показывает сам ход, развитие исторический событий. Пожалуй, именно благодаря таким произведениям, как «Песнь о вещем Олеге», мы проникаемся искренним интересом и любовью к истории своей страны, порой так сухо изложенной в учебниках.

Источник

Чем отличается баллада от летописи в песне о вещем Олеге

Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

  1. Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада.

Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В осно­ве пушкинского стихотворения драмати­ческий сюжет о предсказании князю Оле­гу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за на­пряженным развитием событий, сопере­живает герою баллады. Колорит произве­дения мрачный и таинственный, он дости­гается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Пес­ни…».

Какие художественные приемы делают вы­разительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев.

Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. муд­рым, знающим то, что другим знать не да­но. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.

Читайте также:  Конспект урока по теме сравнение чисел 6 класс виленкин

Кудесник наделен всевидением, таинст­венной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, не­зависим и смел.

Князь понимает духовную высоту ку­десника, и потому называет его «любим­цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи­тельно, призывая не бояться его княже­ской власти и обещая вознаграждение.

…Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…

Пушкин наделяет кудесника сдержан­ностью и способностью оценить достоин­ства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан», но похвала князю завер­шается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего».

Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: «лживый, безумный старик»?

Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.

Во всех ли строфах использован одинако­вый порядок рифм? Ответ обоснуйте.

В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвер­той (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах балла­ды, что придает пушкинскому повествова­нию цельность и стройность.

Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.

В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняет­ся и смерть настигает Олега от яда змеи.

Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?

Летописный источник — проза, балла­да Пушкина — стихотворный текст. Ху­дожественное воплощение событий в бал­ладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворе­ний), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится со­здать у читателя определенный образ, вы­разить свое отношение к герою.

Сюжет об Олеге в летописи очень кра­ток, описания Пушкина развернуты, вы­держаны в торжественном, высоком сти­ле. Поэт использует многие бытовые и ис­торические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлу­ку с конем, его тревожит только исполне­ние предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказа­ние оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он на­зывает коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вмес­те с боевым товарищем.

Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.

  1. Встреча вещего Олега с кудесником.
  2. Беседа Олега со старцем и его пред­сказание.
  3. Расставание с конем.
  4. Весть о смерти коня.
  5. Олег у останков своего боевого това­рища.
  6. Смертельный укус змеи и гибель князя.
  7. Тризна по князю Олегу его дружины.

План отрывка из летописи

  • Воспоминание Олега о коне, с кото­рым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.
  • Смысл предсказания.
  • Весть о гибели коня и укор Олега ку­деснику.
  • Желание увидеть кости коня.
  • Укус змеи, болезнь и смерть Олега.
  • Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использо­вать стихотворные строки. Материал с сайта //iEssay.ru

    Вот как может выглядеть пересказ ле­тописного эпизода.

    «Однажды киевский князь Олег вспом­нил о своем коне, на которого когда-то ре­шил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товари­ща, но больше никогда не приводить к не­му. Вернувшись в Киев через четыре года, «помянул он коня», и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предска­занием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, «ступил он ногою на череп», из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу. Князь заболел и умер, и оп­лакивали его люди «плачем великим».

    Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»

    Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с ле­тописью. Сама легенда о его гибели по­этична и загадочна. Когда же о ней рас­сказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высо­кой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.

    Особенности баллады

    При создании баллады, автор руководствуется либо историческим событием, которое его вдохновляет, либо фольклором. В таком жанре редко присутствуют специально выдуманные персонажи. Людям нравится узнавать понравившимся им ранее героев.

    Баллада, как литературный жанр имеет следующие особенности:

    • Наличие композиции: вступление, основная часть, кульминация, развязка.
    • Наличие сюжетной линии.
    • Передано отношение автора к героям.
    • Показаны эмоции и чувства персонажей.
    • Гармоничное сочетание реальных и фантастических моментов сюжета.
    • Описание пейзажей.
    • Наличие тайны, загадки в сюжете.
    • Наличие диалогов персонажей.
    • Гармоничное сочетание лирики и эпоса.

    Таким образом, мы разобрались со спецификой данного литературного жанра и дали определение, что такое баллада.

    Образ князя Олега в летописи

    Есть очень важный эпизод, который послужил для поэтов будущих поколений источником их творчества. Этот эпизод рассказывает о реальном русском князе Олеге, жившем в конце IX века. Это языческий князь. Он жил до того, как Владимир решил крестить Русь. Именно Олег решил объединить земли, он создал то, что мы называем Киевской Русью. Среди его подвигов было взятие Константинополя – столицы Византии, раньше этот город назывался Царьград. Был знаменитый рассказ о том, как Олег прибил свой щит на воротах города. Это был знак победы. Об Олеге говорится в следующей тональности:

    Читайте также:  Методики развития памяти сравнение

    И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе умереть!»

    И дальше в таком же темпе. Летописцы люди спокойные, они всегда смотрят на происходящее через призму вечности. Автор рассказывает, как Олег велел поставить в стойло своего коня, чтобы не умереть от него. Спустя годы князь поинтересовался о том, где его конь, и посмеялся над предсказанием волхва. Велел привести его на могилу умершего коня. Из черепа коня выползла змея ужалила князя, и он умер. Сбылось предсказание кудесника: «князь умер от коня своего». Никаких эмоций летописец по этому поводу не испытывает. Так было, и летописец зафиксировал историю.

    Не раз Александр Сергеевич Пушкин обращается в своем творчестве к исторической тематике. Поэта интересует прошлое России, его связь с настоящим. Обращается он и к летописным источникам и пишет произведение «Песнь о вещем Олеге».

    Сказание А.С. Пушкина – поэтическое переложение сохранившейся в летописях легенды о смерти киевского князя Олега от собственного коня, предсказанная жрецом славянского бога Перуна. В летописи рассказывается о победе Олега над столицей империи Константинополем, которую русские назвали Царьградом, о княжении в Киеве тридцать три года, о предреченной волхвом смерти князя. Обращаясь к историческим источникам.

    А.С. Пушкин дает собственную оценку героям и событиям того времени. Так, в слова «вдохновенного кудесника», который беседует с князем, поэт вложил личное отношение к истинному искусству:

    Волхвы не боятся могучих владык,

    А княжеский дар им не нужен;

    Правдив и свободен их вещий язык

    И с волей небесною дружен…

    Пушкин обогащает летописный язык легенды разными поэтическими приемами, художественно-выразитель

    ными средствами. В «Песне о вещем Олеге» появляется множество синонимов, не только называющих волхва,

    но и характеризующих его: «вдохновенный кудесник», «заветов грядущего вестник», мудрый старец, «любимец богов». В пушкинском сказании используется множество сравнений, которые делают текст эмоционально-выразительным:

    Из мертвой главы гробовая змия

    Шипя между тем выползала;

    Как черная лента, вкруг ног обвилась,

    И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

    В отличие от летописи появляется собственно авторское отношение к изображаемому:

    Ковши круговые, запенясь, шипят

    На тризне плачевой Олега…

    Сохраняя стиль летописи, А.С. Пушкин использует старославянизмы, устаревшие формы слов, архаичные синтаксические конструкции:

    Пирует с дружиною вещий Олег

    При звоне веселом стакана.

    И кудри их белы, как утренний снег…

    Получается своего рода летописная стилизация. Поэт относит свое произведение к жанру песни. Таким образом, Пушкин также выражает свое отношение к изображаемому: он воспевает князя Олега, его поход на Царьград, судьбоносную кончину.

    А.С. Пушкин, взяв за основу летописный источник, создает самобытное поэтическое произведение «Песнь о вещем Олеге».

    В основе «Песни» отрывок из русской летописи, включенный Н.М. Карамзиным в «Историю государства Российского», в котором сообщается, что волхвы предсказали Олегу смерть от любимого коня. Князь, поверив вещим людям, не стал ездить на нем. Через четыре года после предсказания, узнав, что конь умер, Олег посмеялся над волхвами и захотел увидеть кости. Он «стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться?» Змея, затаившаяся в черепе, ужалила героя. Этому отрывку в тексте Карамзина предшествует история славного правления Олега, его многочисленных воинских побед. Многих людей на протяжении своей жизни «обрек он мечам и пожарам», воевал не только с хозарами, ходил и в Константинополь, недаром его «щит на вратах Цареграда». В словах «и волны и суша покорны тебе» слышится отголосок легенды об осаде Константинополя, когда пошли ладьи по суше, как по воде. Но в задачу поэта не входило детальное описание ратных подвигов Олега. Он только упоминает о них, рассуждая о превратностях судьбы Олега-воина и Олега-человека. После осады Цареграда Олега прозвали вещим, то есть мудрым, волхвом.

    В А.С. Пушкина встреча двух мудрых людей. Они встретились на границе поля и леса. Обращаешь внимание, когда читаешь произведение, что Олег всегда на открытом пространстве («по полю едет», «над славной главою кургана», «на холме, у брега Днепра), символизирующем ратное поле, поле действия. Кудесник же выходит «из темного леса», места мольбы и гаданий. Оба главных героя произведения – язычники, один предсказывает, другой верит предсказаниям. «Кудесник, ты лживый, безумный старик! // Презреть бы твое предсказанье!». Давно умер не только конь, но и сам кудесник, но пророчество все же сбылось: не ушел князь от предсказанной судьбы. Легендарные имена окружены легендами. Нельзя допустить, чтобы жизнь столь прославленного героя оборвалась обычно, и фантазия людей приукрашивает ее.

    Фантазия поэта, родившегося через много веков после описываемых им событий, проводит параллели между волхвами и поэтами, между князьями и царями, предостерегая, заставляя прислушаться к словам вещим. И не тягаться летописи в силе воздействия на сознание с балладой, где каждое слово – образ, западающий в душу. А задача, как у летописи, так и у песни одна: задумайтесь, потомки! Вы только люди, вы не бессмертны.

    Источник