Меню

Сравнить лучшие головки мс для винила



Сравнить лучшие головки мс для винила

Для многих любителей винила выбор головки звукоснимателя – это по-настоящему больной вопрос. Всем хочется приобрести оптимальный по качеству вариант в рамках небольшого бюджета. Не так ли? А возможно ли это? И что, действительно, лучше: головка звукоснимателя MM или MC? Что служит основным критерием выбора? И в чем между ними разница?

Начнем с азов (так будет правильнее, на наш взгляд), ведь кто-то из читателей, наверняка, является новичком в этой теме и впервые столкнулся с проблемой выбора головки звукоснимателя, с особенностями, спецификой, разновидностями и функциями этой детали проигрывателя.

Какова роль головки звукоснимателя?

Головка звукоснимателя преобразовывает модуляции звуковой канавки пластинки в электрический сигнал. То есть задача этой детали – превратить механическую энергию в электрическую и передать ее на громкоговоритель системы воспроизведения, который уже, в свою очередь, производит преобразование электросигнала в чистую энергию звуковых волн.

Составляющие звукоснимателя и принцип действия

Любой звукосниматель имеет иглу, иглодержатель, генерирующую систему и корпус, в котором все это и находится. Кстати, корпус служит защитой «начинки» от внешних воздействий и повреждений. Иголка, как правило, сделана из алмаза (только этот материал обеспечивает максимальную износостойкость и прочность иглы). Она закрепляется на специальном иглодержателе (он обычно расположен в нижней части корпуса и выглядит как маленький рычаг). Иголка двигается в разных направлениях в соответствии с модуляцией звуковой канавки. Ее движение с помощи иглодержателя передается генерирующей системе. Именно так механическая энергия преобразуется в электрический сигнал.

MM (головки с подвижным магнитом) и MC (головки с подвижной катушкой): особенности и преимущества

MM-головки, как и MC-головки обладают рядом преимуществ: малой прижимной силой, широким диапазоном воспроизводимых частот, хорошим разделением между звуковыми стереоканалами, четким «огибанием» канавки виниловой пластинки и высокой гибкостью подвижной системы.

В звукоснимателях с подвижным магнитом (MM-головки) есть маленькие магниты, прикрепленные к иглодержателю. Они двигаются в неподвижной катушке, которая находится в самом корпусе звукоснимателя. Магнитное поле, образованное движением этих магнитов, создает в катушке электрическое напряжение. Это и есть будущий звуковой сигнал.

Такой же физический принцип присутствует и в работе звукоснимателей с подвижной катушкой (MC-головки). Но в этом случае магниты всегда остаются полностью неподвижными. Движение осуществляет только катушка. Такой тип звукоснимателей имеют меньшую движущуюся массу по сравнению с аналогами, обладающими подвижными магнитами. Данная особенность позволяет MC-головкам лучше, более подробно следовать по канавке носителя. К тому же эксперты утверждают, что головки звукоснимателя с подвижной катушкой обладают лучшей переходной характеристикой в отличие от MM-головок, потому что в движение приводится меньшая масса. В связи с этой особенностью MC-головки с движущейся катушкой могут наиболее четко и быстро отслеживать оперативные изменения сигнала, записанного на виниле.

Об этом нужно знать: минусы

MC-головки звукоснимателя с подвижной катушкой, как правило, имеют несменяемую иглу. Это их основной минус. Если игла становится неисправной, то вам придется менять весь звукосниматель на новый. Так же MC-головки обладают низкой чувствительностью по причине ограничения числа витков катушек. А их цена при этом значительно выше MM-головок, что тоже нельзя отнести к преимуществам. В MM-головках с подвижными магнитами в отличие от своего «собрата», напротив, иголка легко заменяется. И стоимость радует своей демократичностью. Но есть и минусы: использование магнита только с большой магнитной энергией, а также с небольшой массой с целью увеличения чувствительности самой головки и ее верхней граничной частоты. Из-за этого часто возникают нелинейные искажения (более заметные, чем у МС-головок).

На что обратить внимание при выборе головки звукоснимателя?

Если вы решили (или вынуждены) сменить головку звукоснимателя, то вам следует учитывать материал, из которого произведен иглодержатель, а также форму самой иглы.

Современный рынок предлагает большой выбор иголок:

  1. К недорогим и простым относят сферические или, как их еще называют, – конические иглы. Они выглядят как маленький кусочек природного алмаза, который за счет специальной шлифовки и обработки получил коническую форму. Радиус иглы такого типа обычно не превышает 15 мкм, так как конец иголки должен легко погружаться в разъем звуковой канавки пластинки. Но будем откровенны – иголки конического типа не могут максимально точно отследить модуляцию звуковой канавки в силу различия своей формы с резцом записывающей головки. Такая особенность может привести даже к «выталкиванию» из канавки иглы.
  2. Эллиптические иглы не допустят возникновения вышеописанной проблемы. Этот тип игл имеет овальное острие в сечении с 2-мя плоскими поверхностями, а не круглый кончик. Поэтому иглы эллиптической формы в большей степени соответствует конфигурации канавки. Это минимизирует искажения и предотвращает «выталквание» и «неогибание». Благодаря четкому следованию за модуляцией высоких частот, эллиптическая иголка может равномерно распределять давление на большую площадь поверхности. Данное свойство значительно сокращает износ виниловой пластинки.
  3. Гиперэллиптические иглы (Ван Ден Гула; Шибата и некоторые другие) имеют наиболее острый конец. Поэтому их, пожалуй, можно назвать самыми лучшими и совершенными. Но при этом данный класс иголок требуют самой точной настройки и установки головки звукоснимателя по сравнению с более простыми вариантами.
  4. Также существуют специальные микрогребни (как один из подтипов эллиптической иголки). Они обладают маленькими канавками, расположенными по обеим сторонам своего острия. Даже при довольно сильном износе, иглы такого типа все равно сохраняют оригинальную форму. А это позволяет не искажать взаимодействие между звуковой канавкой и иголкой.

Что касается иглодержателя, то его основная роль заключается в том, чтобы передавать механические колебания стилуса (иглы) на фонокорректор. Хороший иглодержатель – это жесткая и легкая деталь. Он не должен быть резонирующим. Детали лучшей жесткости и малой массы (что идеально) производятся из бериллия, керамики, алмаза, бора, титана, сапфира или рубина. Часто иглодержатели делают полыми (для минимизации веса детали), а иногда наоборот – заполняют специальным материалом, позволяющим хорошо демпфировать резонансы.

Правильный уход – экономия средств и залог долговечности

Вы уже, наверняка, ознакомились с ценовой политикой головок звукоснимателя, все взвесили и поняли, во сколько смена этой детали вам обойдется с точки зрения финансов? Да, это недешево. Но, когда выбора не остается, приходится платить столько, сколько потребуется. Часто это происходит по вине нашей неаккуратности, дефицита времени, усталости, незнания или элементарного «пофигизма». Нельзя недооценивать значение грамотной обработки деталей!

Чтобы головка звукоснимателя прослужила как можно дольше в лучшем качестве и виде, не портила любимые пластинки и давала отличный звук, нужно правильно ухаживать за ней. Soul’s Sound, полагаясь на советы специалистов, предлагает ознакомиться вам с простыми и полезными рекомендациями, которые помогут продлить жизнь стилуса:

  • очищайте иголку перед прослушиванием каждой стороны пластинки специальной щеточкой, ведь частицы пыли и грязи, скапливаясь на игле, подобно наждачной бумаге, разрушают стенки канавки;
  • обрабатывать стилус нужно следующим образом: от тыльной части – вперед. Делать это следует так, чтобы движения кисточки полностью соответствовали направлению движения виниловой пластинки;
  • нужно ли использовать специальные жидкости для очистки? Вопрос спорный. Одни производители не рекомендуют, а другие – напротив, советуют применять препараты для максимально эффективного удаления грязи с иглы. Решать вам. Но при этом тщательно выбирайте средство (консультируйтесь со специалистом) и пользуйтесь инструкцией;
  • при выборе типа кисточки (размер, жесткость щетинки, длина щетинки и т.д.) полагайтесь на инструкцию от производителя того или иного звукоснимателя;
  • и помните – чистку иглы можно начинать только тогда, когда тонарм хорошо зафиксирован!

Главное – вовремя!

При правильном, соответственном уходе стилус может прослужить довольно долго. Проверяйте иглу под микроскопом (также можно воспользоваться увеличительным стеклом или лупой) через каждые 500 часов работы головки звукоснимателя с целью своевременного выявления дефектов и их оперативного устранения.

На сегодня это все. Но мы еще не раз будем возвращаться к актуальным вопросам выбора, настройки аппаратуры, к сравнению деталей и составляющих. Потому что мы знаем, что это важно для истинных аудиофилов и любителей винила. Мы хотим, чтобы вы всегда могли получить удовольствие от прослушивания пластинок, насладиться их особенным звучанием, и поэтому стараемся делиться с вами самой полезной информацией, которая может помочь вам в достижении этой цели. До встречи в Soul’s Sound, друзья!

Источник

8 лучших MC-головок звукоснимателя: рейтинг лета 2019 г

Ищем оптимальное соотношение «цена – качество»

8 лучших MC-головок звукоснимателя: рейтинг лета 2019 г.

Ищем оптимальное соотношение «цена – качество»

Наши рейтинги продолжаются подборкой картриджей – неотъемлемых элементов «виниловой» системы. Вслед за топом по вертушкам и тонармам настал черед изучить современные головки звукоснимателя. Поверьте, тут прогресс заметен в полный рост: новые технологии и материалы, уникальные конструкции и, главное, звук! Встречаем восемь лучших на лето 2019 г. MC-головок звукоснимателя.

Benz Micro МС Silver

Цена – 35 350 руб.

Игла – эллиптическая | Кантилевер – алюминий | Динамическая податливость — 15 мкм/мн | Прижимная сила – 2 г | Выходное напряжение – 2 мВ | АЧХ – 20 – 25 000 Гц | Разделение каналов – >30 дБ на 1 кГц | Рекомендуемое сопротивление нагрузки – 2 – 47 кОм | Внутреннее сопротивление – 120 Ом

Benz Micro МС Silver во многом копирует классическую MC Gold, но обладает более высоким выходом – целых 2 мВ. Это дает большой маневр в выборе фонокорректоров; многие ММ-модели отлично функционируют с данным картриджем. Алмазная игла с эллиптической заточкой (0,3 х 0,7 мил), трубчатый кантилевер из специального алюминиевого сплава, подвес из мягкого бутила, магнитная система из сплава бора, железа и неодима – все эти, вроде бы обычные для данной ценовой категории элементы, в Benz Micro МС Silver, что называется сыграли. Головка звукоснимателя обеспечивает роскошный звук – динамичный, точный тембрально и абсолютно воздушный. Японское производство, что и сказать!

Ortofon MC Cadenza Red

Цена – 90 000 руб.

Игла – nude fineline | Кантилевер – алюминий | Динамическая податливость – 12 мкм/мн | Прижимная сила – 2,5 г | Выходное напряжение – 0,45 мВ | АЧХ – 20 – 50 000 Гц | Разделение каналов – >23 дБ на 1 кГц | Рекомендуемое сопротивление нагрузки – 50 – 500 Ом | Внутреннее сопротивление – 5 Ом

Новейшая серия картриджей от Ortofon знаменитая MC Cadenza Red: использование железо-кобальтовых полюсных наконечников, апгрейд процесса намотки, применение корпусов из экструдированного алюминия, намотка катушек сверхчистым 6NX серебром – все это, без сомнения, сказалось на качестве звучания. Как на ТТХ (картридж работает в феноменальной для данной цены АЧХ от 20 до 50 000 Гц и имеет ничтожное собственное сопротивление в 5 Ом), так и на саунде. Он очаровывает стереоэффектом и объемностью – пусть и не забираясь в басовые глубины, Ortofon MC Cadenza Red способен создать настоящую голографию у вас дома.

Audio-Technica AT-ART9

Цена – 106 990 руб.

Игла – line contact | Кантилевер – бор | Динамическая податливость – 18 х 10⁻⁶ см/дин | Прижимная сила – 1,8 г. | Выходное напряжение – 0,5 мВ | АЧХ – 15 – 50 000 Гц | Разделение каналов – > 30 дБ на 1 кГц | Рекомендуемое сопротивление нагрузки – от 100 Ом | Внутреннее сопротивление – 12 Ом

При взгляде на характеристики Audio-Technica AT-ART9 челюсть буквально отваливается: за 107 тыс. руб. предлагается кантилевер из бора? АЧХ в 15 – 50 000 Гц? И сопротивление в 12 Ом? Фантастика? Отнюдь – головка щеголяет еще и специальной заточкой кончика иглы Special Line Contact, двойной подвижной катушкой (dual moving coil), которая гарантирует улучшенную динамику, а также намоткой катушек PCOCC (чистая медь непрерывного литья), плюс абсолютно защищенным от наводок литым корпусом. Настоящий праздник – четкое и точное звучание с аналоговыми мускулами. Пропуск в мир High End.

EMT HSD 006

Цена – 1 770 шв. франков

Игла – Super Fine Line | Кантилевер – алюминий | Динамическая податливость – 12 мкм/мн | Прижимная сила – 2,4 г | Выходное напряжение – 1,05 мВ | АЧХ – 20 – 25 000 Гц | Разделение каналов – > 30 дБ на 1 кГц | Рекомендуемое сопротивление нагрузки – 200 – 300 Ом | Внутреннее сопротивление – 2 х 24 Ом

Переработанная версия классической EMT TSD-15 теперь оформлена в новом броском корпусе (материал – алюминий) и именуется EMT HSD 006. Использована все та же культовая система подвижных катушек и магнит альнико с никилевым покрытием. EMT HSD 006 способна потягаться с картриджами в несколько раз более дорогими, а ее бас вызывает изумление. Глубочайший, насыщенный и прекрасно артикулированный, он, как бы спрашивает у слушателя – «вы точно до этого были знакомы с винилом

Lyra Kleos

Цена – 233 249 руб.

Игла – Lyra original line contact | Кантилевер – бор | Динамическая податливость – 12×10⁻⁶ см/дин | Прижимная сила – 1,72 г | Выходное напряжение – 0,5 мВ | АЧХ — 10 — 50 000 Гц | Разделение каналов – > 35 дБ на 1 кГц | Рекомендуемое сопротивление нагрузки – от 91 Ома до 47 кОм | Внутреннее сопротивление –5,4 Ом

Изысканная Lyra Kleos – любимый выбор поклонников классики и джаза. Эта головка звукоснимателя способна обеспечить абсолютно натуральный саунд с выдающимися микродинамическими характеристиками и блестящей разрешающей способностью. ТТХ под стать – кантилевер из бора, алмаз с фирменной заточкой Lyra original line contact, корпус из напряженных материалов – специально рассчитанный для подавления любых резонансов.

Читайте также:  Сравните модули сил возникающих при взаимодействии двух тел

Van den Hul Crimson XGW

Цена – 427 150 руб.

Игла – VDH 1S | Кантилевер – бор | Динамическая податливость – 35 мкм/мн | Прижимная сила – 1,4 – 1,6 г | Выходное напряжение – 0,65 мВ | АЧХ – 5 – 55 000 Гц | Разделение каналов – > 30 дБ на 1 кГц | Рекомендуемое сопротивление нагрузки – 25 – 200 Ом | Внутреннее сопротивление – 13 Ом

Выпускаемый под заказ Van den Hul Crimson XGW – комбинация наработок известных звукоснимателей The Canar и The Cordon. Корпус из азиатского столетнего дерева, катушки с золотой обмоткой, самариево-кобальтовая магнитная система, катилевер из бора, игла со специально заточкой VDH 1S. Модель обладает феноменальной АЧХ (до 55 000 Гц). А по звучанию, наверное, в этом мире нет ничего более воздушного и прозрачного, чем этот картридж.

My Sonic Lab Signature Platinum

Игла – semi-line contact | Кантилевер – бор | Динамическая податливость – 10 x 10⁻⁶ см/дин | Прижимная сила – 1,9 – 2,2 г | Выходное напряжение – 0,5 мВ | АЧХ – 10 – 45 000 Гц | Разделение каналов – > 30 дБ на 1 кГц | Рекомендуемое сопротивление нагрузки – 400 Ом | Внутреннее сопротивление – 1,4 Ом

Высшая лига. Критически низкое внутреннее сопротивление в 1,4 Ом, кантиливер из бора, литой корпус. По звуку, кажется, все, точка – ничего лучше и не придумать. Невероятная проработка всего спектра частот и эталонное разрешение.

Air Tight Opus 1

Игла – semi-line contact | Кантилевер – бор | Динамическая податливость – 8×10⁻⁶ см/дин | Прижимная сила – 2 – 2,2 г | Выходное напряжение – 0,45 мВ | АЧХ – 10 – 50 000 Гц | Разделение каналов – > 30 дБ на 1 кГц | Рекомендуемое сопротивление нагрузки – 100 – 700 Ом | Внутреннее сопротивление – 1,4 Ом

Вероятно, один из самых дорогих картриджей в мире. Air Tight Opus 1 объединяет все наработки известнейшего японского производителя High End техники и обеспечивает непревзойденное качество саунда. Здесь будет тот самый лоск и та гамма красок, которая наглядно демонстрируют, что такое Ultra High End и почему он столько стоит. Фирменное ядро SH-uX помещено в корпус из ультра-дюралюминия A7075, покрытого никелем. Контакты из родия, АЧХ 10 – 50 000 Гц. Внутреннее сопротивление ничтожно – 1,4 Ом.

Источник

Сравнить лучшие головки мс для винила

Основное различие между картриджами с подвижным магнитом (ММ) и подвижной катушкой (МС) заключено в самом названии. В преобразователе устройств первого типа подвижным элементом выступает маленький магнит, колеблющийся между двумя катушками, во втором, наоборот, небольшая катушка движется между двумя магнитами. Первый вариант дает более высокий уровень напряжения на выходе, что позволяет проще согласовывать головку с фонокорректором и добиться более низкого уровня шумов. Во втором случае уровень сигнала определяется количеством витков в катушке, но, как правило, он гораздо ниже, чем у ММ-головок. Большинство МС-картриджей имеет выходное напряжение меньше 1 мВ, и только некоторые модели выдают вплоть до 3 мВ, благодаря чему их можно использовать со стандартными ММ-фонокорректорами.
Заметим, что ММ-головки получили особое распространение в ламповую эпоху, поскольку сделать малошумящий корректор с достаточным коэффициентом усиления на элементной базе той эпохи было достаточно сложно. Поэтому в целях нормальной эксплуатации МС-картриджей обязательно использовались повышающие трансформаторы. С переходом на транзисторную схему проблема усиления отпала, однако остался вопрос о правильном согласовании головок с корректором по сопротивлению. Если все ММ-головки оптимальным образом работают с сопротивлением в 47 000 Ом, то варианты с подвижной катушкой капризнее и требуют более аккуратного подбора компонентов. Правда, существует стандартное значение 100 Ом, позволяющее более или менее правильно нагружать большинство моделей на рынке, однако определенное количество МС-головок нуждается в индивидуальном подходе. В этом случае сложно переоценить возможность ступенчатого переключения значений входного сопротивления, предоставляемую многими производителями фонокорректоров.
В данном тесте мы решили собрать наиболее популярные картриджи в категории от 15 000 до 35 000 рублей. Это как раз та золотая середина, где еще можно однозначно говорить о соотношении цены и качества тестируемых головок, и при этом класс звучания достаточно высок, чтобы рассматривать в роли партнеров дорогие тонармы и поворотные столы.

Тестовая система:

Проигрыватели грампластинок:
Thorens TD 524 с тонармом Origin Live Encounter mk3a
VPI Classic
Linn LP12/Linn Ittok VII

Фонокорректоры:
Trigon Vanguard II
Rogue Audio Stealth

Усилитель:
Bryston B-100 (интегральный)

Акустические системы:
Sonus Faber Cremona M

Тестовые записи

• Metallica «Metallica» (1991, reissue 2008 Warner Brothers 511830-1)
• Airbourne «Runnin’ Wild» (2007, Roadrunner Records RRCAR 7963-1)
• AC/DC «Big Gun» (1993, Atlantic, B8396T)
• Free «Fire and Water» (1970, Island ILPS-9120)
• John Fogerty «Revival» (2007, Fantasy FLP-30523)
• Them Crooked Vultures (2009, DGC B0013785-01)
• Jimi Hendrix «Are You Experienced» (1967, Reprise Tri Color RS 6261)
• Kari Bremnes «LY» (2009, Strange Ways Records, Indigo 927641)
• Rolling Stones «Voodoo Lounge» (1994, Virgin Records V 2750)
• «Clair de Lune», London Proms Symphony Orchestra (1959, Living Stereo LSC-2326 (200 gr. Classic Records Reissue, Clarity Vinyl))
• Edward Grieg «Peer Gynt» (1958, Decca SXL 2012(Speaker’s Corner Reissue)
• Andrew Lloyd Webber «Cats» (1981, Polydor 2668 025)

Рубрикатор

Стр. 2 — Denon DL-103R
Стр. 3 — Benz Micro ACE SL
Стр. 4 — Benz Micro Glider M2
Стр. 5 — Goldring Elite
Стр. 6 — Goldring Legacy
Стр. 7 — ZYX Bloom
Стр. 8 — Ortofon Rondo Red
Стр. 9 — Ortofon Rondo Blue
Стр. 10 — Итоги

Указанные цены являются ориентировочными

Denon DL-103R

Цена — 15 600 руб.

Большая и тяжелая головка Goldring 2500, будучи самой недорогой в нашем тесте, тем не менее занимает верхнюю строчку в иерархии новых ММ-моделей английской компании. Правда, назвать сам картридж английским можно с некоторой натяжкой — разработан и изготовлен он в Японии

По большому счету, Denon DL-103R повторяет конструкцию базовой 103-й модели.
Принципиальных отличий версии с литерой R от оригинала два — более низкое внутреннее сопротивление (14 Ом против 40 Ом) и катушка, намотанная проводом из меди высокой степени очистки. Прочие характеристики идентичны. Правда, нас интересует не разница между предком и потомком, а звучание свежей модификации на фоне конкурентов. Прежде чем перейти к описанию саунда, надо сделать немаловажное отступление. В те годы, когда компания создавала картридж, на рынке царили массивные тонармы с высокой эффективной массой, обеспечивавшие правильную нагрузку для конической иглы и достаточно жесткой системы подвеса иглодержателя, податливость которой составляет всего 5 х 10-6. Однако по мере изменения представлений о том, какими должны быть качественные тонармы, и перехода на модели с малой и средней эффективной массой головки со столь низкой податливостью стали исчезать из продажи. За исключением Denon DL-103. Благодаря широкому использованию в вещательных студиях, где сохранялись старые проигрыватели с тяжелыми тонармами, а также настойчивости компании в его производстве картридж благополучно пережил эпоху ультралегких головок и тонармов и дошел до наших дней. Из тех тонармов, что были в нашем распоряжении, единственным более или менее подходящим оказался Linn Ittok VII, и то его пришлось слегка утяжелить для достижения лучшего результата.
Большинству любителей винила хорошо знаком звук Denon DL-103. Версия R отличается чуть лучшей проработкой высоких частот, в остальном же их звуковые почерки очень близки. Не зря за этой головкой давно закрепилась слава МС-картриджа, звучащего как ММ. Главное — она обладает хорошей ритмичностью вкупе с правильной передачей тембров. Скрипичные произведения Массне доставляют истинное наслаждение. Причем не только живые инструменты и человеческий голос звучат правдиво — и гитарные риффы получаются сочными и насыщенными. Бочка в «Big Gun» AC/DC совершенно громоподобна, хотя отчетливость и оставляет желать лучшего. Так вот, именно в воссоздании басовых линий и кроется основной недостаток головки, проявляющийся в недостаточной артикуляции в самой нижней октаве, из-за чего некоторые композиции становятся чуть более вальяжными и расслабленными, слегка теряется драйв. Правда, следует оговориться, что это, скорее всего, следствие неоптимального сочетания головки с тонармом. К сожалению, владельцу аппаратуры придется смириться с тем, что картридж будет работать не в лучших для себя условиях. Другой путь — самостоятельно утяжелять тонарм или попытаться найти нечто подходящее у продавцов винтажа, иного способа извлечь из Denon DL-103R все, на что способна эта головка, не существует. За исключением разве что популярной на Западе модификации, когда с картриджа снимается пластиковый корпус, а мотор с подвижной системой устанавливается в более массивный корпус из металла или дерева.

Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Denon DL-103R | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – 20—45 000 (–3 дБ) | Податливость подвеса, см/дин – 5 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 0,3 | Внутреннее сопротивление, Ом – 14 | Сопротивление нагрузки, Ом – нет данных | Рекомендуемая прижимная сила, г – 2,3—2,7 (номинальная 2,5) | Разделение каналов, дБ – нет данных | Заточка иглы – сфера | Масса, г – 8,5

Оценки:
Дизайн — 90%
Качество изготовления — 85%
Звучание — 85%
Эргономика — 90%

Итоговая оценка — 85%

Плюсы: отличные живые тембры, непривередливость к установке вертикального угла следования, проверенная временем конструкция
Минусы: сложно подобрать тонарм, из-за чего возможны проблемы с разрешением в низкочастотном диапазоне и неопрятность на ВЧ

Вывод:
Классическая модель с великолепными тембрами и слаженным звучанием. Покупателю следует заранее озаботиться вопросом согласования с тонармом

Benz Micro ACE SL

Цена — 24 700 руб.

Компаний, которые выпускают головки звукоснимателей высокого класса, в Европе осталось не очень-то много. Одна из них — швейцарская Benz Micro, детище Бенца Лукашека, радующая нас своей продукцией уже несколько десятилетий

ACE SL — первый шаг на пути к вершине, именно с этой модели начинаются серьезные картриджи швейцарского производителя. В отличие от младших коллег здесь уже установлен иглодержатель из бора, миниатюрная иголочка имеет сложную заточку MicroRidge, да и выглядит устройство, как говорится, на свои деньги. Красивый акриловый корпус полностью повторяет очертания дорогих головок, только те делаются из ценных пород дерева. Кстати, цвет корпуса указывает на уровень выходного сигнала. Красный означает низкое напряжение (0,4 мВ), а еще есть прозрачные и синие Benz Micro ACE (0,8 и 2,5 мВ соответственно). Вес модели равен 8,8 г, благодаря чему она легко уравновешивается практически любыми тонармами, за исключением лишь ультралегких. Выставление картриджа по всем плоскостям проходит быстро, что во многом объясняется прямоугольной формой корпуса и довольно большой длиной кантеливера. Тем не менее к этой процедуре нужно отнестись с достаточным вниманием, поскольку многорадиусная заточка подразумевает точную настройку положения иглы в канавке. Интересная деталь: у нашего тестового экземпляра была перепутана маркировка каналов, поэтому нам по ходу прослушивания пришлось оперативно перекидывать клеммы. Уровень выходного сигнала позволяет изделию без проблем работать с любым фонокорректором, имеющим коэффициент усиления от 60 дБ. Рекомендуемая прижимная сила составляет 1,7—1,8 г. Производитель также советует дать головке приработаться порядка 40 часов для выхода в оптимальный режим.
С первых же нот прослеживается фирменный звуковой почерк — нежный, шелковый верхний регистр, открытая середина, аккуратный и очень отчетливый бас. Возможно, НЧ-диапазону слегка не хватает глубины и того взрывного характера, с каким его преподносят конкуренты из Ortofon, зато все линии прослеживаются идеально, ни на секунду не возникает ощущения затянутости музыкальных событий. Все в меру, все точно, настоящий аналог хороших швейцарских часов. По сравнению с большинством участников Benz Micro ACE SL играет легче, быстрее и светлее. Партия бас-гитары в «Mr. Fantasy» группы Traffic практически не утрачивает свою глубину, зато звучит резко и отчетливо. Голос Кари Бремнес с альбома «LY» ни разу не затуманивается мощной электронной ритм-секцией, а струнные инструменты со сборника «Clair de Lune» из серии Living Stereo доставляют истинное наслаждение. Нехватка «оттяга» в басе иногда чувствуется лишь в симфонических фортиссимо либо в мощных хитах Airbourne с альбома «Running Wild», однако в целом макродинамические способности головки вполне достойные. Больше всего подкупает ее умение справляться с любыми жанрами, демонстрируя очень хорошие результаты при исполнении записей какого угодно направления. Кстати, смотрится Benz Micro ACE SL на тонарме просто сногсшибательно, ее красный цвет оживит даже самую заунывно выглядящую вертушку.

Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Benz Micro ACE SL | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Податливость подвеса, см/дин – 15 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 0,4 | Внутреннее сопротивление, Ом – 12 | Сопротивление нагрузки, Ом – более 120 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,6—1,9 | Разделение каналов, дБ – нет данных | Заточка иглы – MicroRidge | Масса, г – 8,8

Читайте также:  Сравнение gt440 или gt630

Оценки:
Дизайн — 95%
Качество изготовления — 95%
Звучание — 95%
Эргономика — 90%
Итоговая оценка — 95%

Плюсы: легкий, воздушный звук, подтянутый и ритмичный бас, красивый внешний вид
Минусы: глубина баса слегка ограниченна

Вывод:
Картридж, который понравится подавляющему большинству меломанов. Не имеет серьезных недостатков, зато обладает солидным набором достоинств

Benz Micro Glider M2

Цена — 29 800 руб.

За долгие годы своего существования на рынке головка успела приобрести культовый статус. Фигура чайки, изображенная на чуть скошенном фронте картриджа, давно стала одним из символов фирмы

Следующий в иерархии швейцарской фирмы картридж внешне совершенно не похож на все остальные модели. Главное его отличие — фактическое отсутствие корпуса. Нежные тонкие провода, отходящие от катушки, защищены лишь небольшими металлическими пластинками. Кантеливер из бора с миниатюрной иглой, а также магнитная система выставлены на всеобщее обозрение. Это означает, что при обращении с головкой нужно быть предельно осторожным. Установка дорогого картриджа на тонарм всегда является испытанием для нервной системы, здесь же она сравнима с микрохирургической операцией на глазах. Следует отметить, что податливость подвеса в 15 х 10-6 обеспечивает хорошее согласование практически с любыми тонармами. Поскольку корпус у головки фактически отсутствует, при ее настройке по шаблону нужно ориентироваться прежде всего на положение иглодержателя, благо он хорошо виден. Как и большинство моделей компании, Benz Micro Glider поставляется на выбор с разным уровнем выходного напряжения. К нам на тест попала версия M2 со средним уровнем сигнала в 0,8 мВ, что позволяет, с одной стороны, надеяться на нерядовую динамику и солидный бас, с другой, сохранить свойственные фирменному почерку утонченность и мягкую детализацию. Такой уровень выходного напряжения также благотворно влияет на совместимость с корректорами — любой МС-секции однозначно хватит коэффициента усиления. Согласование же с активным корректором по сопротивлению может потребовать серии экспериментов. Так, при стандартных 100 Ом Benz Micro Glider работает без проблем. Однако изменение сопротивления в большую сторону приводит к лучшей фокусировке и большей отчетливости саунда. Не стоит также забывать, что фирменный корректор Benz Micro, специально приспособленный под родные головки, вообще имеет входное сопротивление 22 кОм. На американских форумах встречаются аудиофилы, нагружающие швейцарские головки на 47 кОм и весьма довольные результатом. Поэтому лучше самостоятельно определить наиболее подходящее для собственной системы значение. Рекомендуемая производителем величина этого параметра — больше 240 Ом.
Как ни странно, первоначальные надежды на громоподобный бас не оправдались. Старшая модель звучит еще аккуратнее и нежнее, чем ACE. И если для классического и джазового репертуара это более чем уместно, то в ситуациях, когда требуется показать зубы, Glider слегка тушуется. Женские и мужские голоса в исполнении головки просто парят в воздухе, очаровывая игрой мелких инфлексий и интонаций, медь звучит естественно и в то же время комфортно. Контрабас мягко обволакивает слушателя, ни разу не сбившись на гул. Только потребовав от картриджа сотрясти диван мощной ритм-секцией с сингла AC/DC «Big Gun», понимаешь, что этот швейцарский джентльмен прогуливал свои тренировки по боксу либо занимался бесконтактным каратэ. Удар есть, но головка скорее передает слушателю информацию о нем, а не заставляет ощутить всем телом. Я даже решил дать модели дополнительно разыграться еще пару дней, однако указанная особенность осталась без изменений. За исключением нее, все прочие атрибуты высококлассного МС-картриджа у Benz Micro Glider на месте.

Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Benz Micro Glider M2 | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Податливость подвеса, см/дин – 15 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 0,8 | Внутреннее сопротивление, Ом – 24 | Сопротивление нагрузки, Ом – более 240 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,7—1,8 | Разделение каналов, дБ – нет данных | Заточка иглы – LineContact | Масса, г – 6,8

Оценки:
Дизайн — 95%
Качество изготовления — 95%
Звучание — 90%
Эргономика — 90%

Итоговая оценка — 90%

Плюсы: потрясающий внешний вид, утонченное и благородное звучание с красивыми тембрами
Минусы: в динамичной музыке не хватает грубой мощи

Вывод:
Benz Micro Glider представляется чуть менее универсальным картриджем по сравнению с младшим ACE. Однако любители джаза и малых составов будут в восторге

Goldring Elite

Цена — 19 000 руб.

Наряду с Denon и Ortofon английская компания Goldring старожил аналогового рынка. Даже в самый разгар цифровой эпохи она не прекращала выпускать полный ассортимент картриджей на любой вкус и кошелек

Еще один долгожитель в нашем тесте. Головка продается уже очень давно, однако английская фирма не планирует заменять ее или прекращать производство. И это правильно — если не сломано, зачем чинить? До последнего времени Goldring Elite была самой дорогой МС-моделью в ассортименте компании, пока не появилась Legacy, что произошло вскоре после продажи Goldring крупному холдингу Armour Electronics. Небольшой и легкий (5,7 г) корпус сделан из полимера Pocan, как и у всех ММ-картриджей 1000-й и именной МС-серии, в которую также входит младшая Eroica. Игла имеет сложный профиль с заточкой Gyger I, иглодержатель изготовлен из алюминия. Головка очень удобно ложится между большим и указательным пальцами, что помогает при юстировке. К сожалению, у сквозных отверстий в площадке для крепления к шеллу нет резьбы, поэтому придется обходиться винтами с гайками, что не всегда сподручно. Несмотря на сложную заточку алмаза, модель оказалась умеренно капризной к точности выставления по шаблону — катастрофической деградации звука при отклонении на полволоса от параллельного положения головки относительно пластинки не наблюдается. Зато с правильной нагрузкой нам пришлось повозиться. При стандартных 100 Ом картридж не захотел демонстрировать свои лучшие качества, и добиться четко сфокусированного и быстрого звука без ущерба для тембров удалось только при повышении сопротивления до 200 Ом. Правда, данное значение может быть разным в зависимости от свойств системы, в которой будет работать изделие.
Рассказывать о звучании Goldring Elite легко и приятно. Она обладает той самой нейтральностью, ради которой спокойно прощаешь отсутствие эффектных и броских высоких частот и сочащейся медом середины. Все четко, правдоподобно, к месту и без приукрашивания. Хотите Джими Хендрикса? Пожалуйста, переносимся в 1960-е, особенности и атмосфера записи передаются очень убедительно. Классический репертуар? Нет проблем, скрипки и медные звучат отчетливо и красиво. Правильно построить сцену? Тоже не представляет сложности. Ни в одном из тестовых фрагментов я не почувствовал себя обделенным — чистая середина, четкий, хорошо пульсирующий бас, воздушные высокие частоты. И пусть у слушателя не захватывает дух, такому бесстрастному в лучшем смысле слова почерку хочется безоговорочно верить. Goldring Elite я бы рекомендовал тем, кто не стремится поразить своих гостей выдающимся звучанием стереосистемы, а хочет получить гарантированно качественный результат практически от любой пластинки.

Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Goldring Elite | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – 20—30 000 | Податливость подвеса, см/дин – 18 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 0,5 | Внутреннее сопротивление, Ом – 8 | Сопротивление нагрузки, Ом – 100 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,5—2,0 (номинальная 1,7) | Разделение каналов, дБ – 25 | Заточка иглы – Gyger I | Масса, г – 5,7

Оценки:
Дизайн — 90%
Качество изготовления — 85%
Звучание — 90%
Эргономика — 90%

Итоговая оценка — 90%

Плюсы: нейтральное и комфортное звучание, прекрасный трекинг
Минусы: нужно индивидуально подбирать сопротивление при использовании активного МС-корректора

Вывод:
Проверенная временем головка с классическим английским почерком. Правильный ритм, аккуратные тембры, приятая цена

Goldring Legacy

Цена — 35 000 руб.

Увидев солидную коробку, в которую упакован картридж Goldring Legacy, мы подумали, что нам по ошибке прислали на тест небольшой электронный компонент

Этот участник, хоть и носит гордое английское имя Goldring, приехал к нам из Японии. Появление в ассортименте компании новых картриджей с иным дизайном и конструкцией стало следствием того, что несколько лет тому назад ее семейный бизнес был приобретен крупным холдингом Armour Electronics. В прошлом месяце мы уже тестировали лучшую ММ-модель из новой линейки. Отличия от старых изделий бросаются в глаза во всем, начиная с упаковки. Головка заключена во внушительный кейс, обтянутый кожзаменителем, внутри которого лежит деревянная коробка. В правой ее части вырезано небольшое углубление, где и покоится Legacy. Даже для шестигранного ключика в деревянном дне выточена специальная ниша. Инструкция по эксплуатации представляет собой солидно изданный и подробный буклет в красивом переплете. Конструкция модели ближе к современным представлениям о правильном МС-картридже. Скругленный корпус из магниевого сплава очень прочный и жесткий, однако иглодержатель при этом достаточно традиционный — алюминиевый, в форме тонкой трубочки. Закрепленный на его конце алмаз имеет сложную заточку Vital. Важный момент: ввиду оригинальной формы корпуса ориентироваться при выставлении иглы по шаблону в горизонтальной плоскости нужно исключительно на положение кантеливера относительно рисок. Паспортное выходное напряжение в 0,24 мВ может потребовать корректора с усилением больше 60 дБ. Интересно, что в паспорте тестового экземпляра было указано измеренное производителем напряжение для каждого канала, которое существенно отличалось от приведенного в спецификациях, — для одного канала оно составило 0,29 мВ, для другого 0,3 мВ. Сразу оговорюсь, что на слух выявить разницу в уровне оказалось невозможно.
Если у менее дорогой Elite нейтральность в звуке имела английский оттенок — с проскальзывающим иногда собственным характером, то у новинки она стала поистине швейцарской, то есть абсолютной. Уху не за что зацепиться, но при этом, что парадоксально, Legacy хочется слушать и слушать. Бас обрел дополнительную плотность и атаку, из него полностью ушла некоторая вальяжность и расслабленность, порой все же проявлявшаяся у Elite. При должном усилении головка способна сотрясать стены, и, что самое приятное, даже существенное повышение звукового давления не приводит к дискомфорту. Правда, для этого ей нужно разыграться хотя бы несколько дней. Наиболее басовитые вещи с последнего альбома Кари Бремнес звучат чисто и быстро, нисколько не утрачивая при этом глубины и объема, от заводных композиций с альбома «Running Wild» группы Airbourne дрожит мебель, а бочка в «Big Gun» прорисована просто фантастически хорошо. Тембры струнных инструментов не столь шершавые и правдоподобные, как, скажем, у ZYX Bloom, зато легкие и воздушные, без намека на резкость. Главное же достоинство Legacy — вкрадчивое, ненавязчивое подчеркивание ритмического рисунка, благодаря чему музыку в исполнении этого картриджа хочется слушать долго и вдумчиво.

Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Goldring Legacy | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – 20—22 000 | Податливость подвеса, см/дин – 16 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 0,24 | Внутреннее сопротивление, Ом – 7 | Сопротивление нагрузки, Ом – 100 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,5—2,0 (номинальная 1,75) | Разделение каналов, дБ – 25 | Заточка иглы – Vital | Масса, г – 8

Оценки:
Дизайн — 90%
Качество изготовления — 95%
Звучание — 95%
Эргономика — 90%

Итоговая оценка — 95%

Плюсы: солидная конструкция, легко справляется с музыкой любого жанра, очень собранная и ритмичная подача
Минусы: может прийтись не по вкусу любителям более эффектного и характерного звука

Вывод:
Не эффектный, но эффективный — так лучше всего охарактеризовать звук Goldring Legacy. Головка, с которой можно жить долго и счастливо. Рекомендуем.

ZYX Bloom

Цена — 30 000 руб.

На нашем рынке головки этой японской марки известны не слишком хорошо, однако в США они произвели настоящий фурор сразу после своего появления. Их немедленно записали в безоговорочные лидеры, а некоторые аудиожурналисты даже объявили лучшими в мире

Правда, в последнее время название компании в основном ассоциировалось со скандалами между нею и ее американским дистрибьютором, в результате которого любопытные аудиофилы узнали много интересного о политике ценообразования ZYX. Эти события, однако, нисколько не отразились на звуковых качествах головок. В нашу лабораторию приехала младшая модель фирменной линейки ZYX Bloom. Внешне она выглядит пусть и оригинально, но достаточно скромно на фоне роскошных изделий Ortofon. Главный разработчик и глава компании Хидзаёси Накацука насчитал множество важных элементов в конструкции и процессе производства МС-картриджа, которые отвечают за итоговое качество звука, и именно на них сосредоточил свое внимание. Среди них надо выделить правила намотки катушек, заземление головки, конструкцию корпуса и еще многое другое. Саму подвижную систему назвали Real Stereo Generator, намекая таким образом, что только головки ZYX способны обеспечить правильное разделение каналов и должный стереоэффект. Кроме того, фирма предпочитает использовать в качестве материала корпуса исключительно акрил. Причем чем меньше его будет, тем лучше. В результате весит Bloom всего 5 г, что может стать проблемой для некоторых современных тонармов. В подобных случаях требуется утяжелить либо шелл, либо противовес. Также обращает на себя внимание отсутствие сквозных отверстий с резьбой — для крепления картриджа к шеллу используются обычные ушки. Прочие характеристики достаточно традиционны. Податливость подвеса составляет 15 х 10-6, довольно короткий черный иглодержатель сделан, судя по названию материала, из сплава алюминия и магния. Сама иголка имеет сложную гиперэллиптическую заточку Line Contact. Уровень выходного напряжения ZYX Bloom равен 0,48 мВ, что по классификации фирмы считается высоким значением, так как существует еще версия с низким выходом в 0,24 мВ.
ZYX Bloom звучит совершенно иначе, чем все остальные картриджи. Оказалось, что Real Stereo Generator — не просто красивое название. Такой глубины сцены, такого объема и воздуха не продемонстрировал ни один другой участник, при этом само тело музыки ничуть не страдает. Тембры максимально подробны и насыщенны, звук кажется очень вкусным. В чем-то манера подачи материала напоминает Denon DL-103R, однако Bloom играет существенно более утонченно и аккуратно. Мощный низкочастотный диапазон мало уступает Ortofon Blue по глубине, а в скорости даже превосходит. Вся рок-программа отыгрывается на ура. Что интересно, когда композиция начинается с партии инструментов, сосредоточенной в высоко- и среднечастотном диапазоне, возникает впечатление некоей легкости и эфемерности звука, настолько тщательно и подробно разбирается каждый аспект звукоизвлечения. И уже хочется попенять на излишний акцент на этой области, как вдруг мощно и весомо вступающая ритм-секция заставляет забыть о наметившемся было поводе для ворчания. Классический репертуар тоже доставляет настоящее удовольствие. Парящие скрипки, превосходная слаженность и правильный темп создают очень правдоподобную иллюзию живого звучания. Единственная особенность, которая все же может остановить потенциальных покупателей этой необычной головки, — слишком уж необычное порой прочтение известных записей. С другой стороны, к манере ZYX Bloom легко привыкаешь.

Читайте также:  С чем можно сравнить счастливого человека

Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – ZYX Bloom | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – 10—40 000 | Податливость подвеса, см/дин – 15 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 0,48 | Внутреннее сопротивление, Ом – 8 | Сопротивление нагрузки, Ом – 100 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,5—2,0 | Разделение каналов, дБ – 25 | Заточка иглы – Line Contact | Масса, г – 5

Оценки:
Дизайн — 95%
Качество изготовления — 90%
Звучание — 95%
Эргономика — 90%

Итоговая оценка — 95%

Плюсы: великолепная скорость, очень правдоподобные тембры, высочайшая детализация
Минусы: временами необычная подача материала, к которой надо привыкнуть

Вывод:
Самая любопытная головка в тесте, по многим параметрам она демонстрирует звучание, доступное лишь очень дорогим картриджам

Ortofon Rondo Red

Цена — 16 800 руб.

Появление несколько лет назад серии Rondo ознаменовало начало более тесного сотрудничества в производстве головок между датской корпорацией и ее подразделением в Японии. Великолепные разноцветные корпуса сделаны из древесной смолы и пыли, спрессованных под высоким давлением, и покрыты роскошным лаком по традиционной японской технологии

Эти картриджи заслужили множество призов в Японии, где они продаются под другим именем. Например, тестируемый Ortofon Rondo Red называется там Ortofon MC10. Всего в серию Rondo входят три модели, отличающиеся друг от друга цветом лакового покрытия, иглодержателями и заточкой алмаза. В нашем исследовании принимают участие младшая в ряду головка Rondo Red и ее старшая сестра Rondo Blue. Знакомство с ними мы начнем с более доступной. Темно-красный корпус с черными прожилками выглядит настолько дорого и красиво, что вопросов об оправданности цены не возникает. Смотрится картридж как произведение ювелирной промышленности. И это неудивительно, поскольку катушки здесь намотаны тончайшим проводом из чистой меди, покрытым слоем золота. Такое решение встречается довольно редко из-за дороговизны производства. Податливость подвеса составляет 15 х 10-6 , что позволяет устанавливать головку на подавляющее большинство современных тонармов и способствует правильному попаданию в коридор оптимальной резонансной частоты в системе «головка — тонарм». Выходное напряжение у всех моделей Rondo заявлено в 0,5 мВ, а это значит, что любому МС-корректору с коэффициентом усиления в 60 дБ удастся обеспечить достаточный уровень громкости. Единственный ограничивающий фактор — масса картриджей, равная 10,5 г, что затрудняет использование легких моделей родом из 1970-х годов. Рекомендуемый производителем вертикальный угол следования — 20 градусов. Из практики использования старшей Rondo Bronze я заметил, что лучше всего головка проявляет себя, если основание тонарма опустить чуть-чуть ниже линии, параллельной поверхности пластинки. В этом случае звучание делается более основательным и сбалансированным. Однако младшая модель потребовала строго параллельной установки.
Rondo Red разыгрывалась примерно сутки. После прогрева из звука ушла некоторая неопрятность и суетливость, зато лучшие качества проявились наилучшим образом. Будучи хорошо знаком с почерком старшей в серии Rondo головки Bronze, я ожидал похожего саунда и от Red, и не напрасно. Главное отличие заключается в том, что «бронзовая» модель обладает чуть более собранным и отчетливым басом, а также разборчивой серединой. Однако главное достоинство картриджей серии — взрывная динамика — и здесь присутствует в полной мере. По своему характеру Red больше подойдет любителям динамичных современных жанров. Явных огрехов при работе с классическим и джазовым репертуаром выявить не удалось, однако тембры все-таки воспринимаются как слегка сглаженные. Скрипки лишены теплоты и той самой канифоли, что так ценится аудиофилами, вокал убедителен и мощен, но немного криклив. С другой стороны, все это с легкостью прощаешь, когда вдруг вступает басовая секция. От удара в «Big Gun» просто закладывает уши, а «Bad» Майкла Джексона звучит так, что присутствующие в лаборатории члены редакции долго отказываются поверить в то, что они слушают пластинку, записанную в «цифре» в 1980-е годы, в эпоху скрипучего мастеринга.

Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Ortofon Rondo Red | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – 20—30 000 | Податливость подвеса, см/дин – 15 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 0,5 | Внутреннее сопротивление, Ом – 6 | Сопротивление нагрузки, Ом – 100 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 2,0—2,5 (номинальная 2,3) | Разделение каналов, дБ – 22 | Заточка иглы – эллипс | Масса, г – 10,5

Оценки:
Дизайн — 95%
Качество изготовления — 95%
Звучание — 90%
Эргономика — 90%

Итоговая оценка — 90%

Плюсы: отличная динамика, впечатляющий бас, самая красивая головка в тесте
Минусы: чуть упрощенные тембры

Вывод:
Головка, в области макродинамики бросающая вызов гораздо более дорогим картриджам.

Ortofon Rondo Blue

Цена — 24 500 руб.

Еще одна головка в нашем тесте, от которой просто сложно отвести взгляд. Сияющий ярко-синий лак сам по себе может служить достаточным аргументом для приобретения Ortofon Rondo Blue

Основное отличие между двумя тестируемыми представителями Ortofon заключается, помимо цвета, в использовании разных алмазных игл. На Blue установлен алмаз с профилем Fritz Gyger 70 и радиусами 5 на 70 микрон, на Red — обычный эллипс радиусами 8 на 18 микрон. У старшей же в серии модели Rondo Bronze еще и иглодержатель другой — коническая алюминиевая трубка вместо простой цилиндрической трубки у Blue и Red. Характерная особенность более дорогих МС-изделий Ortofon — наличие на верхней площадке трех маленьких столбиков, позволяющих регулировать азимут на уровне самой головки на тех тонармах, которые не предоставляют такой возможности. Очень правильное решение, к сожалению, отсутствующее у Blue и Red.
Настройка картриджа проходит легко, во многом благодаря продуманной форме корпуса. Оптимальная прижимная сила абсолютно точно соответствует рекомендуемой производителем и составляет 2,3 г. Головке практически не требуется разогрев, она способна на хороший звук уже на второй день эксплуатации.
В отличие от младшей сестры эта модель достаточно чувствительна к правильной установке в горизонтальной плоскости и критична выставлению вертикального угла захода иглы. Однако усилия по созданию для нее оптимальных условий окупаются сторицей. Тембральный характер звучания схож с Red, другая игла добавляет утонченности и собранности на краях диапазона. Главное преимущество — лучший в нашей подборке НЧ-регистр. Такой макродинамики, как Ortofon Rondo Blue, не демонстрирует ни один другой картридж. Все динамические пики отрабатываются с просто пугающей убедительностью, при этом головка ни на секунду не теряет контроля над выдаваемым мощнейшим басом. Каждая нота в нижней октаве воспринимается всем телом, будь то бочка, контрабас или бас-гитара. На фоне столь впечатляющего результата не сразу замечаешь определенные огрехи в среднечастотном диапазоне. Скрипки, как и у младшей модели, иногда имеют чуть стеклянный оттенок, а голосам не хватает малой толики одушевленности. Однако они все-таки достаточно правдоподобны для того, чтобы владелец мог со спокойной душой отдаться наслаждению теми жанрами, которые великолепно получаются у Blue, а именно року и электронной музыке. Так, например, новое издание знаменитого «черного альбома» Metallica, нарезанное с аналоговых мастер-лент, звучит яростно и мощно. Прекрасно слышно, что Ларс Ульрих не просто играет на барабанах, а вкладывает в каждый удар всю свою силу. Поэтому в «Enter Sandman» колонки просто взрываются, добиться такого эффекта другие участники не смогли. Даже те классические рок-альбомы, которые ранее казались записанными сухо и легковесно, с Rondo Blue обретают дополнительный напор и мясо. С другой стороны, уже отмеченная холодность тембров способна проявляться как некоторая резкость, особенно если ваша система изначально имеет подобную склонность. Поэтому того, кто ищет в аналоговом звуке прежде всего мягкость и комфорт, может постичь разочарование. Всем остальным же мы горячо рекомендуем попробовать Ortofon Rondo Blue.

Паспортные данные:
Тип – головка звукоснимателя | Название – Ortofon Rondo Blue | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – 20—35 000 | Податливость подвеса, см/дин – 15 х 10-6 | Выходное напряжение, мВ – 0,5 | Внутреннее сопротивление, Ом – 6 | Сопротивление нагрузки, Ом – 100 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 2,0—2,5 (номинальная 2,3) | Разделение каналов, дБ – 25 | Заточка иглы – Fritz Gyger 70 | Масса, г – 10,5

Оценки:
Дизайн — 95%
Качество изготовления — 95%
Звучание — 95%
Эргономика — 90%

Итоговая оценка — 95%

Плюсы: взрывная динамика, замечательный трекинг, потрясающий бас
Минусы: натуральным тембрам чуть-чуть не хватает утонченности

Вывод:
Каждое прослушивание Ortofon Rondo Blue равно получению большой дозы чистого адреналина. Идеальный выбор для тех, кто любит сделать погромче

Итоги

Сделать выбор в пользу какого-либо одного картриджа из числа протестированных было очень нелегко. После долгого взвешивания всех за и против мы решили в этот раз не присуждать звание Best Buy и ограничиться рекомендациями. Основным мотивом стало то, что выявить головку, которая однозначно превзошла бы все остальные, оказалось невозможно, а учитывая неплохую корреляцию цены с демонстрируемым звуком, практически все участники укладываются в парадигму «You get what you pay for» («Что заплатишь, то и получишь»). Итак, список лидеров выглядит следующим образом. ZYX Bloom — совершенно волшебная головка, обладающая нерядовым звучанием. Жаль только, что у нас эта марка не столь известна, как она того заслуживает. Goldring Legacy — очень удачный дебют новой МС-линейки знаменитого производителя. Звук не слишком эффектный, но очень ровный и ритмичный. Ortofon Rondo Blue прощаешь любые огрехи за фантастическую динамику и мощнейший бас. Настоящий рок-н-ролл. Benz Micro ACE SL, в соответствии с названием, продемонстрировала умение справляться с любой музыкой, не допуская явных огрехов ни в одном из жанров.
Отметим, что все остальные картриджи мало в чем уступают отмеченным редакцией моделям. Более того, в подходящей для них системе они способны на многое. Особенно подтвердивший свой легендарный статус Denon DL-103R — ему нужно лишь подобрать правильный тяжелый тонарм.

Несколько практических советов о том, как добиться от протестированных моделей наилучшего звука

1) По сравнению с ММ-головками модели с подвижной катушкой гораздо чувствительнее к правильному выбору входного сопротивления в корректоре. Несмотря на то что стандартным считается значение 100 Ом, многие картриджи требуют иной нагрузки, особенно те, у кого внутреннее сопротивление превышает 10 Ом. При подключении к ММ-корректору через повышающий трансформатор также нужно подобрать вариант, подходящий именно для вашей головки. По счастью, на рынке еще остались модели с переключаемыми обмотками, например Ortofon Verto.
2) Согласование головки с тонармом тоже чрезвычайно важно. Поскольку у МС-картриджей податливость подвеса обычно ниже, чем у моделей с подвижным магнитом, их лучше использовать с тонармами средней и средневысокой эффективной массы (от 12 до 20 г).
3) В силу указанной особенности головке обычно требуется некоторое время, чтобы разыграться. Участникам нашего теста мы устраивали принудительный двухсуточный прогон. Однако на рынке есть картриджи, которые начинают как следует звучать не раньше, чем через 100 часов эксплуатации.
4) Поскольку в большинстве МС-моделей используются иглы с гиперэллиптической и многорадиусной заточкой, нужно быть крайне внимательным при юстировке головки. Небрежность при выставлении по нулевым точкам, а также в вертикальной плоскости самым негативным образом отразится на звуке.

Источник