Меню

Сравнить мировоззрения двух людей



Может ли у разных людей быть одинаковое мировоззрение?

У многих людей, в тот или иной момент жизни возникает желание найти кого-то похожего на них. Усталость от непонимания окружающими, переполняет и люди уже не могут её терпеть. Тогда они идут в группы по интересам, в разные компании с похожими увлечениями и ищут кого-то с похожим мировоззрением. Но возможно ли найти кого-то, кто будет действительно с похожим мировоззрением? На самом деле, вопрос состоит скорее в степени сложности, так как обычно, люди рассуждают примерно одинаково и в каком бы направлении не пошло их развитие психики, всегда найдется кто-то, кто будет похож. Слишком уж много людей на земле, чтоб хоть кто-то из них был уникальным, при условии, что они рассуждают одинаково.

Что понимать под одинаковым мировоззрением у разных людей?

Что же можно считать мировоззрением? Взгляды на добро и зло, сексуальные, общественные предпочтения. Всё это обычно и считается мировоззрением. Более мелкие вещи, вроде вкуса в музыке и еде, нужно считать скорее личными предпочтениями человека, нежели мировоззрением. За счёт этого выборка людей по мировоззрению, будет куда менее широкой. То есть определённые различия в людях можно считать приемлемыми при сравнении мировоззрения разных людей.

Где же искать людей с одинаковым мировоззрением?

Ответ на этот вопрос очевиден любому, кто задавался вопросом: «Может ли у разных людей быть одинаковое мировоззрение?» Искать их следует там, где собираются люди с похожими хобби и увлечениями. Но особенно сильно похожих людей можно найти в группах людей с обширной и похожей мировоззренческой базой – религиозных, субкультурных и патриотических организациях, где люди изначально сильно совпадают по своему мировоззрению по умолчанию, иначе бы они не могли состоять в подобных организациях. Обычным же людям, которые не являются приверженцами какой-то глобальной идеи, приходится искать для себя единомышленников в самых разных кругах которые собираются по увлечениям. Это не очень то быстрый процесс, но результат того стоит. Ведь с такими людьми не только интересно и приятно общаться, но и очень комфортно. Такие люди не будут друг друга критиковать или не понимать. Потому, поиском людей с похожим мировоззрением, многие занимаются очень увлечённо и даже забывают, что другие мировоззрения тоже могут быть очень интересны. Потому, нужно помнить и про этот момент.

Источник

Тема 1. ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ / ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

1. Типы мировоззрения: сравнительный анализ.

2. Философия, ее предмет, структура и функции.

3. Роль философии в жизни человека и общества.

4. Философия Древнего Востока

5. Космоцентризм греческой философии

6. Антропоцентризм греческой философии

7. Классическая греческая философия. Платон

8. Классическая греческая философия. Аристотель

9. Философия эллинистического и римского периодов

10. Философия средних веков

11. Философия эпохи Ренессанса

12. Философия Нового времени

13. Проблема метода научного познания в философии ХVII в. Р.Декарт и Ф.Бэкон

14. Развитие сенсуалистической и эмпиристской философии в Западной Европе

15. Развитие рационалистической философии в Западной Европе

16. Философия эпохи Просвещения

17. Философия И. Канта

18. Философия Г.Гегеля

19. Антропологический материализм Фейербаха

20. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса (этапы развития и основные идеи)

21. Иррациональная философия А.Шопенгауэра и Ф. Ницше

22. Проблема сущности и существования в экзистенциализме

23. Учение З.Фрейда о бессознательном

24. Трансформация идей З. Фрейда в творчестве К.Юнга и Э.Фромма

25. Позитивизм и неопозитивизм

26. Философия П.Я. Чаадаева

27. Философия всеединства В.Соловьева

28. Основные философские категории.

29. Философское учение о бытии

30. Принцип детерминизма в философии.

31. Проблема субстанции в философии.

32. Пространство и время.

33. Философские идеи развития.

34. Учение о диалектике

35. Основные проблемы гносеологии.

36. Проблема познаваемости мира.

37. Научное познание

38. Тория истины в философии

39. Научное знание и религиозная вера

40. Чувственное и рациональное познание.

42. Сознание, его происхождение и сущность.

43. Сознание и бессознательное.

44. Язык как знаковая система.

45. Бытие человека как проблема философии.

46. Проблема человека в философии

47. Философия о смысле человеческой жизни.

48. Философские подходы к пониманию свободы.

49. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

51. Мир человеческих ценностей.

52. Природные факторы общественной жизни.

53. Философский анализ развития общества.

54. Философия общества.

55. Философия истории.

56. Культура: сущность и функции

57. Культура и цивилизация

58. Проблемы и перспективы современной цивилизации

59. Философские проблемы техники

60. Становление информационно-технического общества: философские аспекты.

Тема 1. ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

1. Мировоззрение, его структура и уровни.

2. Основные черты мифологического мировоззрения.

3. Особенности религиозного видения мира.

4. Художественно-эстетическая картина мира.

5. Научная картина мира.

6. Общее и различное у философии и религии, философии и искусства, философии и науки.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос дайте развернутое определение понятия «мировоззрение», выделите его основные уровни.

Ответы на второй, третий, четвертый и пятый вопросы предполагают краткий анализ основных черт указанных типов мировоззрения.

В шестом вопросе, сопоставляя философию с другими типами мировоззрения, необходимо провести их сравнение по нескольким номинациям: какие сферы реальности они отражают, какими способами достигается знание о мире, в каких формах оно выражается, какую роль они играют в культуре и т.д.

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

1. Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры.

2. Предмет, структура, функции философии.

3. Философия в структуре мировоззрения.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос объясните, почему философия представляет собой особый вид духовной деятельности. Покажите, каким образом философия связана с конкретными науками, в чем заключается ее отличие от них. Подчеркните конкретно-исторический характер философии.

Раскрывая второй вопрос, покажите, что становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления знаний о мире. Необходимо иметь в виду, что в самом начале своего существования философия несла на себе печать как мифологического, так и религиозного мировоззрения. Дайте современное определение философии и ее предмета. Выделите основные разделы философии как теоретической дисциплины (онтология, гносеология, логика, этика и др.), дайте краткую характеристику каждому из них. Определите функции, которые выполняет философия в современном обществе.

В третьем вопросе отразите специфику философского мировоззрения, объясните, почему оно в значительной степени зависит от позиции, определяемой решением основного вопроса философии.

Тема 3. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

1. Что такое философия? Социокультурная ценность философского знания.

2. Соотношение философии и науки.

3. Философия в современном мире.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос проследите процесс самоопределения философии: происхождение, смену ее предмета в разные этапы развития, соотношение с другими формами человеческой деятельности. Покажите значение философии как способа изменения картины мира, мировоззрения, переосмысления оснований бытия человека.

Отвечая на второй вопрос, выясните:

− каким образом из философии возникла наука?

− что общего между философией и наукой и в чем их различия?

− каковы точки соприкосновения философии и науки?

− в чем особенность их взаимоотношений в современную эпоху: взаимоисключение или взаимодополнение?

Ответ на третий вопрос предполагает не только анализ различных точек зрения на современное положение философии: от уверенности в ее высоком предназначении, убежденности в ее привилегированном положении в духовной жизни общества до сомнения в ее возможностях. Постарайтесь высказать собственную точку зрения на эту проблему.

Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Философия Древней Индии.

2. Древнекитайская философия.

Методические рекомендации

1. Для раскрытия первого вопроса необходимо показать роль ведической литературы в развитии духовной культуры и зарождении философии. Рассмотреть такое вероучение как брахманизм, и основанные на нем идеи индуизма и буддизма. Раскройте содержание легенды о Гауттамы. Особо следует разобраться, почему такое религиозно-философское течение как буддизм со временем превратилось в мировую религию и широко распространилось по всему земному шару. Далее перейдите к характеристике основных положений джайнизма. Укажите в чем различие двух религий (индуизм и джайнизм).

Читайте также:  Сравнение всех конституций россии таблица

2. Покажите особенности и многообразие философских направлений Древнего Китая. Обратите внимание на даосизм, который призывал к органическому слиянию с природой и который оказывает влияние на культуру сегодняшнего Китая. Раскрытие учения Конфуция начните с биографии древнего мудреца. Необходимо обратить внимание на то, что в китайской культуре религия обернулась этикой, а индивид заслонил собой богов. Поэтому конфуцианство – это, прежде всего, социально-этическое учение, основанное на патриархальности и строгой иерархии, на культе Поднебесной (название Китая) и Неба. Изложение темы следует закончить выводами о специфике древнекитайской философской мысли и ее влиянии на современный Китай.

3. Своими словами изложите основные различия между философией Др. Индии и философией Китая.

Методические рекомендации

1. Особенностью древнегреческой философии на начальном этапе ее развития является стремление понять сущность природы, Космоса, Вселенной. Этот этап называется натурфилософией или космоцетризмом. В первом вопросе, опираясь на учебную литературу, покажите механизм зарождения философии, т.е. процесс развития человеческой мысли от религиозно-мифологической формы до рационалистической, философской. Найдите основные различия в данных формах мышления и сформулируйте основные предпосылки возникновения философии в античной Греции.

Разберитесь в философских учениях представителей Милетской школы (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена), Гераклита Эфеского. Далее необходимо обратиться к элейской школе и пифагорейцам, выяснить специфику истолкования в их философии проблем бытия и познания. Рассмотрите основные апории Зенона. Что хочет доказать с помощью них мыслитель.

2. Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом. Раскройте философские взгляды мыслителя. Оцените роль атомистической теории в развитии философской мысли и формировании мировоззрения людей на протяжении длительного периода, вплоть до конца XIX в.

Покажите, каким образом атомисты разрешили кризис, вызванный критикой Зенона.

Через несколько десятилетий идеи Демокрита были подхвачены и развиты другим древнегреческим философом Эпикуром. Покажите, что физика Эпикура тесно переплетается с этическими взглядами, которые толкуются им весьма утилитарно. Отсюда вытекает и его теория свободы человека. Обратите внимание и на принцип удовольствия (гедонизм) в этике Эпикура, под которым он понимает отсутствие страданий.

Методические рекомендации

1. В первом вопросе необходимо рассмотреть те изменения, которые произошли с предметом философских размышлений около 450г. до н.э. Человек не только пристально смотрит на объекты, а затем формулирует о них утверждения. Человек стал проблемой для самого себя. Человек начал рефлексировать. Разберитесь в причинах этих изменений. Расскажите о деятельности софистов. В чем состоит их субъективизм и релятивизм. Приведите пример софизмов. Прокомментируйте исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей….». К чему приводит такое отношение к миру и человеку.

2. Рассматривая основные принципы философии Сократа важно показать суть сократовского поворота от натурфилософии к человеку и проблемам его поведения. Подумайте над следующими философскими понятиями: «антропология», «этика», «истина», «нравственность», «добродетель». В итоге вы должны изложить основные принципы этики Сократа и суть его метода.

В заключении работы необходимо оценить роль личности и творчества Сократа и показать то новое, что внес он в развитие античной философии. Подумайте над следующим вопросом: что хотел сказать великий философ, произнося слова «Я знаю, что я ничего не знаю»?

Методические рекомендации

1. Раскрытие данной темы требует глубокого знания всей философской системы Платона, которая включает в себя онтологию, космологию, гносеологию и этику. Но главной в его философии является онтология (философское учение о бытии). Бытие у Платона есть идея (эйдос), сущность, а между сущностью и явлением он четко проводит различие. Обратите внимание на важное положение платоновской онтологии – разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.

2. Ознакомившись с учением об идеях, перейдите к учению о душе, с которой тесно связана и гносеология (теория познания).

3. Политической философии посвящены трактаты «Государство», «Законы» и др. Выясните, какие принципы заложены в основу платоновской модели идеального государства? Какие типы государств выделял философ и как он их оценивал.

Методические рекомендации

1. Опираясь на литературу, покажите, что Аристотель является систематизатором античной философии.

Обратите внимание на современное философское понимание таких категорий, как «материя» и «форма», сравните их толкование с аристотелевским. Обратите внимание на учение Аристотеля о четырех видах причин бытия и учение о движении. Аристотель выделяет 10 категорий бытия. Раскройте их содержание. «Платон мне друг, но истина дороже» (приписывается Аристотелю). Дайте сравнительный анализ онтологии Платона и Аристотеля и покажите, за что ученик критиковал своего учителя.

2. Рассмотрите учение Аристотеля об обществе и государстве. Выясните, какую форму государства мыслитель считал наилучшей и почему? В чем состоит различие подхода к государству Аристотеля и его учителя Платона?

Методические рекомендации

1. Рассмотрите подробнее основные течения (школы) эллинистического периода: эпикуреизм, стоицизм, кинизм, скептицизм. Философы эллинизма считали условием добродетельной жизни освобождение от власти внешнего мира и прежде всего от политической жизни. С чем связано сосредоточение интереса философии на жизни отдельного человека.

2. Римская философия базируется на философии эллинистического периода. Покажите какие философские течения того времени повлияли на развитие римской философии. Какие школы получили наибольшее распространение. Обратите внимание на развитие неоплатонизма, спецификой которого был в определенной мере отказ от рационализма предшествующего философского мышления.

Методические рекомендации

1. В первом вопросе необходимо дать общую характеристику средневековой философии, которая, по сути, в течение целого тысячелетия являлась религиозной философией. Необходимо выделить основные этапы ее развития: апологетику, патристику и схоластику, разобраться в этих понятиях. На основании этого определите характерные черты средневековой философии, которая выступала «служанкой богословия» в течение длительного срока. Далее постарайтесь понять и изложить средневековую онтологию – христианский креационизм (в чем вам поможет философский энциклопедический словарь). На основании изученного вы должны понять, что в основе средневековой схоластики лежали два важных принципа, исходящих из теоцентризма, принцип креационизма (творение всего сущего Богом) как главный принцип онтологии и откровение как главный принцип гносеологии. Оба принципа тесно связаны между собой и предполагают существование единого личного Бога.

2. Этот вопрос посвящен видному теоретику средневековой философии и теологу Августину Блаженному. Он был видным представителем патристики и оказал огромное влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневековья. В начале опишите биографию и творческий путь Августина, а затем изложите суть его религиозно-философских взглядов. Обратите внимание на главное произведение Августина «О граде Божьем», где излагаются основные положения его концепции. Во-первых, это учение о Боге как высшем бытии, во-вторых, учение о мире как о второй реальности, в-третьих, учение о предопределении судьбы человека. В заключении изложите разработанную Августином концепцию всемирной истории.

3. Этот вопрос является продолжением предыдущего. Однако выдающийся философ и богослов средневековья Фома Аквинат дает свою версию теории гармонии веры и разума, значительно отличающуюся от варианта Августина Блаженного. Ваша задача и состоит в том, чтобы сравнить взгляды двух философов-теологов и найти эти различия. Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, а некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованны: например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и т.д. В конечном счете, разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают они это по-разному. Разум опирается на науку и философию, а вера – на теологию. В итоге вы должны показать огромный вклад Фомы в дальнейшее развитие религиозно-философской мысли, а именно: четкое разграничение между разумом и верой, философией и теологией. Именно его учение (томизм) после смерти было признано официальным учением католицизма; из него родилось современное учение – неотомизм.

Методические рекомендации

1. Эпоха Возрождения (Ренессанса) открывает новый этап в осмыслении культуры и философии, что и следует отразить в работе. Покажите знание таких понятий, как «гуманизм», «возрождение», «антропоцентризм». Выделите отличительные черты Возрождения, такие как индивидуализм, культ светской (т.е. не церковной) жизни, особое внимание к античной греко-римской культуре и т.д. В эпоху Ренессанса формируется совершенно новое самосознание человека, идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

Читайте также:  Как сравнить размеры резины

Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз обратите внимание на значение термина «гуманизм». Покажите, что гуманизм открыл перспективу безграничных возможностей человеческого индивида.

Обратите внимание на философское понимание человека и природы, причем сделать это надо через сравнение с предыдущей – средневековой – эпохой. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид становится самостоятельным, вырастает его новое самосознание и самоутверждение. В противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Ренессанса склонен приписывать свои заслуги самому себе. Раскрытие философского смысла понятий «антропоцентризм» и «пантеизм» поможет вам понять проблему человека и природы в данную эпоху.

2. Натурфилософия и диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в их развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401-1464). И Джордано Бруно (1548-1600). Для характеристики философии Возрождения целесообразно обратиться именно к их творчеству. Обратите внимание на особенности пантеизма Н.Кузанского и Д. Бруно, учение Н. Кузанского о совпадении противоположностей в едином предмете. Раскройте положение Д.Бруно о бесконечном Космосе, бесчисленности миров и творческой активности природы. Покажите значение идей натурфилософов эпохи Возрождения для развития философии и науки Нового времени.

Методические рекомендации

1.Работая над этой темой, необходимо учитывать, что философия XVII в. опиралась все более на авторитет науки, который существенно отличался от авторитета церкви. На стороне науки был исключительно человеческий разум и ничто более. Покажите, что научная революция утверждала принципиально новое мировоззрение со всеми преимуществами и недостатками, суть которых вам и необходимо раскрыть. Выясните, в чем состояло основное содержание научной революции. Раскройте ее основные компоненты. Покажите философское значение научной революции.

2. Обратите внимание на то, что в связи с тем, что философия XVII в. опиралась на науку, то на первый план выходили вопросы гносеологии (теории познания). В ней же в новой форме был продолжен спор (начавшийся в средневековой философии) между двумя направлениями – номинализмом (опирающимся на чувственный опыт) и рационализмом (опирающимся на разум). В философии Нового времени они предстали как эмпиризм и рационализм. С помощью учебников и философского словаря поработайте над этими понятиями, уясните их смысл и назовите родоначальников этих важных философских направлений. В заключении работы необходимо сделать вывод об особенностях философской мысли данной эпохи.

Методические рекомендации

1. Р. Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля для античной философии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. Используя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской рационалистической методологии от бэконовской. Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. Назовите правила метода, сформулированные Р.Декартом. В заключении дайте свое описание слов Р. Декарта: «Мыслю, следовательно существую» («Cogito ergo sum»).

2. Ф. Бэкон – родоначальник нового подхода к науке, давший философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки. Данный вопрос тесно связан с предыдущим, поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве Ф. Бэкона на основе сравнения с творчеством Р. Декарта. С помощью философского словаря отработайте такие понятия, как «эмпиризм» и «рационализм», ибо Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль в познании опыта, эксперимента. Далее изложите учение об «идолах» (всего их 4). Главным препятствием на пути познания природы Ф. Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми «идолами» — искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. В чем суть индуктивного метода?

Методические рекомендации

1. Рассматривая первый вопрос, необходимо, прежде всего, разобраться в сути критики Д.Локком (1632-1704) учения о врожденных идеях Р. Декарта. В центре внимания при изучении данного вопроса должно быть учение английского мыслителя об опыте как единственном источнике знания. Обратите внимание на убежденность Локка в существовании внешней причины опыта. Выделите деление Локком простых чувственных идей на идеи первичных и вторичных качеств. Как Локк решал проблему объективности вторичных качеств?

2. Рассмотрите учение Д.Беркли (1685-1763) о природе общих понятий и субъективной природе качеств. В чем смыл тезиса Беркли: «Существовать, значит быть воспринимаемым»? Раскройте учение философа о материи и духовной субстанции. Изучая философию Дэвида Юма (1711-1776) обратите внимание на его учение о центральном положении науки о человеке в системе человеческого знания. Раскройте критику понятия причинности у Юма. Какую роль в теории познания Юма отводилось вере и привычке. В чем состоял агностицизм Юма?

Методические рекомендации

1. Первый вопрос предполагает рассмотрение учения Спинозы (1632-1677) о природе и субстанции. В центре внимания должно быть учение голландского мыслителя о познании и методе. Обратите внимание на сформулированный Спинозой основной принцип рационализма.

2. Раскройте основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. Рассмотрите его учение о «субстанция как монада». Проанализируйте взгляды Лейбница на познание и знание. В чем состояла суть критики Лейбницем эмпиризма Локка и нового обоснования рационализма.

Методические рекомендации

1. Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с характеристики Просвещения – течения духовно-культурной жизни Европы XVI – XVIII вв. Идеологи Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.) исходили из принципа, что «человек разумен» (Homo sapiens), и в своих рассуждениях они шли не от разума к природе, а от природы к разуму, который получен человеком от природы и должен быть приспособлен к ней. Человек должен и может следовать природе, ибо, следуя законам природы, он может и должен стать счастливым.

Таким образом, здесь мы опять сталкиваемся с рационализмом, но толковать его надо с самых широких позиций: возвеличивание человеческого индивида, как активного и свободного субъекта; социальный оптимизм и вера в безграничные возможности человеческого разума и др.

2. Однако общая позиция представителей различных философских школ эпохи Просвещения не исключала и различного решения ими мировоззренческих проблем. Возникают школы идеалистического рационализма и рационалистического материализма. Наибольшее распространение в это время получил рационалистический материализм, принявший форму механицизма. На примере двух ярких представителей этого течения – Ламетри и Гольбаха – охарактеризуйте механицизм и основные его принципы.

Одновременно с механицизмом развивалось и другое течение – сенсуализм, проявления которого вам и предстоит изложить в заключении работы.

Методические рекомендации

1. Творчеством гениального немецкого философа Иммануила Канта открывается новый этап в развитии философской мысли – немецкая классическая философия. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта познания. Эту проблему вы и должны раскрыть в первом вопросе своей работы. Постарайтесь понять суть кантовского переворота в философии: до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию (вспомните учение Ф. Бэкона об идолах). Достоверность и объективность знания, по Канту, обусловливаются наличием априорных форм чувственности– пространства, времени, а также априорных форм рассудка. Мы можем познать только то, что сами создали, — считает И. Кант. Отсюда можно перейти к таким кантовским понятиям, как «явление» и «вещь в себе». С помощью философского словаря и учебника разберитесь в них. В заключении первого вопроса обобщите огромный вклад И. Канта в развитие философии.

2. Во втором вопросе постарайтесь раскрыть суть этической теории И. Канта. И. Кант был убежден, что этика может существовать не только как совокупность назиданий, советов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного писания. Именно такой была современная ему христианская этика. По И. Канту, этика может быть построена как точная наука. Этические истины должны быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин веры. Это значит, что И. Кант утверждает автономию нравственности от религии. В чем суть кантовского категорического императива. Почему он столь же естествен, как закон природы? Сделайте вывод о том, что категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности.

Читайте также:  По сравнению с иными преступниками возраст лиц совершивших экономические преступления

Тема 18. ФИЛОСОФИЯ Г.ГЕГЕЛЯ

1. «Абсолютный идеализм» Гегеля.

2. Философия истории.

Методические рекомендации

1. Гегель создавал свой диалектический метод в рамках системы объективного идеализма. Следует познакомиться с исходным пунктом его философии – идеей тождества бытия и мышления. Мышление, с точки зрения Гегеля, не только субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность первооснова всего существующего, абсолютная идея. Рассмотрите основные этапы развития абсолютной идеи, которым соответствуют составные части философской системы Гегеля. Это лучше всего сделать, обратившись к произведению «Энциклопедия философских наук». Обратите внимание на принцип триады, который проходит через весь анализ категорий. В заключении раскройте основные категории и законы диалектики.

2. Во втором вопросе сосредоточьте внимание на концепции истории Гегеля. Покажите, что бесспорной заслугой Г.Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле истории общества. Он усмотрел в истории человечества не случайно-хаотический, а закономерный процесс. Тем самым «истории деяний» он противопоставляет философскую историю. Постарайтесь раскрыть основные положения истории философии Гегеля.

В заключении сделайте вывод о значении творчества Гегеля для всего последующего историко-философского процесса.

Методические рекомендации

1. Рассмотрите жизненный путь и сочинения К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Раскройте влияние философии Гегеля, затем – Фейербаха на обоих мыслителей; преодоление этого влияния и выработку самостоятельной философской позиции («Тезисы о Фейербахе»). Как решали Маркс и Энгельс проблему человека и его сущности, проблему отчуждения сущности человека.

2. Определите идеологические позиции Маркса и раскройте основные идеи его социальная философия. Особое внимание обратите на «Капитал» и философские аспекты этого произведения, концепцию общественных отношений, формационный подход к философии истории, концепцию труда, производства, собственности К. Маркса и Ф. Энгельса.

Методические рекомендации

1.Немецкий философ Артур Шопенгауэр является одним из первых представителей «философии жизни». Необходимо показать главное в его философской концепции – примат воли над разумом в онтологическом плане (с помощью философского словаря отработайте понятие «онтология»). Шопенгауэр вместе с Кьеркегором и Ницше отбросил вещную онтологию, истоки которой были заложены еще в античности, и предложил свою, весьма оригинальную и иррациональную. Обратите внимание на толкование философом воли: по его мнению, именно воля составляет сущность личности, которая независима от разума, воля – это слепое хотение, неотделимое от человека и т.д. Постарайтесь раскрыть не только волюнтаризм, но и глубокий пессимизм и скептицизм его учения.

2. Раскрывая данный вопрос, необходимо рассмотреть вопросы аксиологии и этики (с помощью философского словаря разберитесь в названиях философских дисциплин) в учении Ф. Ницше. Следует особо обратить внимание на то, как он трактует многие нормы морали и христи-анские догматы. Согласно Ф. Ницше, в основе «морали господ» должна лежать свобода от всяких моральных норм и обязанностей, а это, в свою очередь, делает их сильными, волевыми. Подумайте над его фразой: «Бог умер!» Кого предлагает философ на место Бога? Проанализировав критику христианства и его ценностей, перейдите к ницшеанскому учению о человеке. В произведении «Так говорил Заратустра» им изложена проблема жизни и смерти. Человек должен быть независим от любого авторитета и даже умирать, по Ницше, он должен свободной смертью. Однако свободная жизнь и свободная смерть – не для человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть самого себя, то есть для Сверхчеловека. Следует иметь в виду, что термин Ф. Ницше «воля к власти», «воля к мощи» не имел никакого политического смысла, а скорее всего, означал силу инстинкта жизни, волю к самоопределению. Своего Сверхчеловека он наделяет гармонией – в нем сочетаются физическая сила и совершенство, высший интеллект и духовность.

Методические рекомендации

1. В первом вопросе необходимо проанализировать влияние З.Фрейда на психологию и философию ХХ века, назвать основных его последователей, охарактеризовать их учения. Затем более подробно остановитесь на самом известном из них – Карле Юнге. Изучив предложенную литературу, постарайтесь понять различие их концепций. Если З. Фрейд занимался анализом бессознательного на индивидуальном уровне, то его ученику принадлежит заслуга в изучении «коллективного бессознательного». С помощью словаря отработайте понятия «бессознательное», «архетип» и сделайте выводы по всему творчеству К. Юнга.

2. Второй вопрос своей работы посвятите ведущему представителю неофрейдизма современности Э. Фромму. Обратите внимание на существенное различие в толковании психики человека у З.Фрейда и Э. Фромма. В центре внимания Фромма – противоречивость человеческого существования, взятая им не на индивидуально-личностном уровне, а на социальном.

В его взглядах сочетаются идеи экзистенциализма, марксизма, психоанализа, но, в отличие от марксистов, Фромм выводит тип личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования (дихотомия). Эта двойственность (экзистенциальная и историческая сущности человека одновременно) и составляет противоречивость его жизни, судьбы, существования.

Методические рекомендации

1. Основоположником позитивизма – философского направления сложившегося в 40-е годы XIX века – является Огюст Конт. В первом вопросе раскройте сущность позитивизма. Покажите, что классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна была по мнению О.Конта стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. С точки зрения позитивистов философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Покажите роль и значение позитивизма в историко-философском процессе, а также его роль в становлении социологии – новой науки об обществе.

2. Позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма ХХ века, продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок. Суть этих концепций вам предстоит раскрыть во втором вопросе этой темы.

Неопозитивизм сложился в 20-е годы ХХ века. Покажите, как неопозитивисты понимали задачи философии. Какова роль Б. Рассела и Л. Витгенштейна в становлении неопозитивизма? Раскройте основное содержание деятельности участников «Венского кружка». Обратите особое внимание на принцип верификации и трудности, которые возникли в связи с его использованием.

Покажите, что в логическом позитивизме философия превращается в деятельность по анализу языка науки, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Слабость и противоречивость исходных установок неопозитивизма стремились преодолеть различные постпозитивистские концепции.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует исходить из понимания категорий как предельно общих понятий. Вместе с тем необходимо показать, что в философской традиции под категориями понимаются не только теоретические образования, но и формы созерцания мира, не выраженные в понятиях. Приведите примеры наиболее значимых – диалектических философских категорий.

Второй вопрос можно осветить, проследив эволюцию указанных категорий под влиянием развития научного познания.

Отвечая на третий вопрос, рассмотрите «парные» категории, выражающие разные стороны противоречия, их типы и формы: случайность и необходимость, количество и качество, причина и следствие, часть и целое,

возможность и действительность, единичное и всеобщее, сущность и явление.

В четвертом вопросе следует раскрыть законы как особые категории, фиксирующие существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи отдельных «фрагментов» реальности или мира в целом. Покажите, как решается проблема соотношения законов науки, нравственных и правовых законов и законов, характеризующих саму объективную реальность.

Ответ на пятый вопрос предполагает рассмотрение различных видов законов: «количественных» и «качественных», частных и общих, динамических, «однозначной детерминации», статистических, вероятностных.

Источник