Меню

Сравнить понятие внимание мышление



Тема 7. Понятие и виды памяти. Мышление. Внимание

Память — это сложный психический процесс воссоздания прошлого опыта человека посредством его запо­минания, хранения и повторения.

Запоминание предмета или явления происходит бла­годаря ассоциации, т.е. человек, для того чтобы что-то запомнить, связывает запоминаемое с уже извес­тным, образуя ассоциацию. Выделяют два вида ассоциаций: сложные и простые.

Ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству — это простые ассоциации.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанные между собой во времени и пространстве. Дан­ная ассоциация возникает тогда, когда при упоминании од­ного явления вспоминается другое, следующее за ним.

Ассоциации по контрасту объединяют два противо­положных явления.

Ассоциации по сходству объединяют два явления, ко­торые имеют схожие свойства. При воспроизведении од­ного явления вспоминается другое.

Основу знаний человека составляют сложные ассоциа­ции — смысловые. В них объединяются два явления, кото­рые в действительности неизменно связаны между собой: часть и целое и т.д.

Выделяют четыре вида памяти в зависимости от со­держания запоминаемого: двигательная, словесная, эмоциональная, образная.

Двигательная память — воспроизведение человеком движений. Такая память лежит в основе выработанных дви­гательных навыков.

Словесная память — запоминание, хранение, а впос­ледствии повторение услышанного или же прочитанного материала в словесной форме.

Эмоциональная память хранит чувства, пережитые человеком.

Образная память позволяет запоминать, а впослед­ствии воспроизводить обстановку, лица, запахи, картины природы и др.

По продолжительности сохранения материала выделя­ют кратковременную и долговременную память.

Кратковременная память используется, когда мате­риал запоминается человеком на непродолжительный от­резок времени с целью его вспомнить, а дальнейшее его сохранение считается лишним. Например, перед экзаменом или уроком учащиеся выучивают материал, а после его вос­произведения моментально забывают.

Долговременная память используется тогда, когда но­вый материал нужно запомнить на продолжительное время. Как правило, такой материал является для человека значи­мым. Кратковременная память может трансформироваться в долговременную. Это происходит тогда, когда человек пользуется одним и тем же материалом постоянно. Напри­мер, незначимый для человека номер телефона запомнится в памяти на долгое время, если им постоянно пользоваться.

Основные процессы памяти — запоминание, со­хранение и последующее воспроизведение инфор­мации.

Запоминание — процесс, направленный на хранение полученной информации, этот процесс служит предпосыл­кой сохранения.

Сохранение — процесс усвоения, переработки получен­ной информации, а также овладение ею.

Воспроизведение — процесс последующего воссозда­ния полученного материала.

В зависимости от наличия или отсутствия цели у субъек­та запоминание может быть непроизвольным и произволь­ным.

Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, который происходит непосредственно. Человек не ставит перед собой цель запомнить материал. Запоминание про­исходит само по себе. Продуктивно запоминаются собы­тия личной жизни, которые произвели на человека сильное впечатление. Особенно непроизвольно запоминается то, что имеет непрерывную связь с целью деятельности.

Произвольное запоминание характеризуется сознатель­ной целью — усвоить, запомнить полученную информацию. Человек прибегает к специальным приемам, обеспечиваю­щим запоминание: заучивает материал, прикладывает воле­вые усилия. Сохранение полученного материала зависит от того, понял, осмыслил ли его субъект. Осмысленная инфор­мация, а также значимая для субъекта информация не забы­ваются.

Мышление — это процесс мыслительной деятельности человека, благодаря которому происходит углубление четких знаний человека о предмете и явлении и обоб­щенное отражение их в действительности.

Выделяют следующие операции мышления:

— анализ — это деление целого объекта на части;

— синтез — это соединение частей объекта, его эле­ментов, свойств и т.д.;

— сравнение — это нахождение тождества или разли­чия при сопоставлении предметов, явлений, их свойств;

— систематизация — это классификация предметов или явлений по малозначительным признакам;

— конкретизация — это познание и воссоздание целос­тного объекта в совокупности его существенных признаков;

— абстрагирование — это выделение отдельных суще­ственных свойств, признаков предмета от несуще­ственных;

— обобщение — это сравнение предметов и нахожде­ние в них сходных элементов.

— понятие — это знание группы предметов, явлений, которые объединены по существенным признакам;

— суждение — это отражение связи между предмета­ми и явлениями или между их признаками и свойства­ми;

— умозаключение — это определенные выводы, кото­рые делает человек при наличии у него конкретных данных.

— наглядно-действенное осуществляется путем реаль­ного действия с предметами;

— наглядно-образное характеризуется тем, что для ре­шения поставленной задачи человек оперирует не самими предметами, а их образами;

Читайте также:  Таблица сравнения порохов отечественных с вихтой

— абстрактно-логическое осуществляется на основе логических рассуждений.

Внимание — это сосредоточение сознания человека на определенном объекте, который имеет для него значе­ние в данный момент.

— непроизвольное характеризуется отсутствием стой­кого интереса для выполнения какой-либо деятель­ности;

— произвольное характеризуется наличием стойкого интереса к выполнению какой-либо деятельности, а также и к процессу его выполнения;

— послепроизвольное — это вид внимания, при кото­ром происходит сосредоточение на определенном объекте, имеющем значение для личности.

— объем — измеряется количеством объектов, кото­рые человек способен охватить вниманием в опре­деленный период времени;

— распределение — это способность человека охва­тить и удержать в центре внимания разнородные объекты одновременно;

— концентрация — сосредоточение внимания на опре­деленном объекте;

— устойчивость — акцентирование внимания на одном объекте продолжительное время;

— переключение — осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;

— рассеянность — неспособность человека акценти­ровать свое внимание на каком-либо объекте или действии длительное время.

Источник

Сравнить понятие внимание мышление

Внимание, мышление, память – это познавательные процессы человека, которые обеспечивают возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать и передавать его другим людям.

Когда человек сосредотачивается на объекте, имеющем для него в данный момент какое-то значение, то это определяется как внимание. Внимание может быть непроизвольным, произвольным, послепроизвольным:

  • Для непроизвольного внимания при выполнении какой-либо деятельности характерно отсутствие стойкого интереса.
  • При произвольном внимании, наоборот, имеется стойкий интерес не только к выполнению какой-либо деятельности, но и интерес к процессу его выполнения.
  • При послепроизвольном внимании человек сосредотачивается на каком-либо объекте, который имеет значение лично для него.

Готовые работы на аналогичную тему

Внимание имеет свои свойства:

  • объем внимания – это количество объектов, которое возможно охватить за определенный период времени;
  • распределение внимания – это способность удерживать в центре внимания одновременно разнородные объекты;
  • концентрация внимания на определенном объекте;
  • устойчивость внимания – это акцентирование внимания продолжительное время на одном объекте;
  • переключение внимания – перенос внимания с одного объекта на другой;
  • рассеянность внимания – неспособность акцентировать свое внимание в течение длительного времени на каком-либо объекте.

Психологи ещё не установили связь внимания с другими психическими процессами, но не сомневаются, что эта связь существует. От умения переключаться с одного объекта на другой, зависит, например, общение. Благодаря вниманию человек способен более эффективно и качественно выполнять любую работу. Что касается детей дошкольного возраста, то их внимание характеризуется непроизвольностью, неустойчивостью, отсутствием сосредоточенности. С началом школьного периода жизни внимание резко повышается, что является залогом успешной учебы.

Внимание школьников учитель может повысить, используя некоторые педагогические приемы. Среди них:

  • голосовая и эмоциональная модуляция, жестикуляция, интонация, громкость голоса;
  • темп голоса, изменение скорости, выдерживание паузы;
  • конспектирование опорных слов при объяснении нового материала;
  • прерывание речи на очевидных словах с требованием продолжения;
  • предложение помочь вспомнить, например, даты, имена, термины;
  • использование наводящих, риторических, контрольных, уточняющих вопросов-предложений;
  • смена в ходе урока видов деятельности;
  • четкая организация урока.

Внимание можно совершенствовать и для этого специалисты предлагают следующее:

  • приучать себя быть внимательным даже в условиях высокой отвлекаемости;
  • упражняться в наблюдении за несколькими объектами одновременно;
  • тренироваться в переключении внимания;
  • развивать волевые качества – сосредотачиваться даже тогда, когда не хочется;
  • использование интеллектуальных игр;
  • внимательно относиться к окружающим.

Таким образом, внимание можно и нужно развивать и совершенствовать в течение всей жизни.

Мышление

Под мышлением понимается процесс мыслительной деятельности человека, высшая форма его творческой активности.

К отличительным чертам мышления относится творческая переработка имеющихся представлений и создание новых, способность отражать как отдельные предметы, явления, свойства, так и связи, существующие между ними, опосредованное отражение окружающего мира.

Классификация мышления идет по разным основаниям. Чаще всего используется деление на теоретическое и практическое мышление по характеру решаемых задач.

По степени развернутости оно может быть дискурсивным и интуитивным, а по оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление.

Классифицируется мышление и по форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление довольно часто применяется в повседневной жизни и направлено на решение практических действий, например, надо научиться нажимать кнопки на магнитофоне. Эта наиболее элементарная форма мышления является основой для формирования более сложных его видов. Основу наглядно-образного мышления составляют восприятия или представления, потому что задачи решаются посредством образов.

Читайте также:  Сравнение видеокарты радеон 560

Надо сказать, что образы мышления и образы восприятия отличаются друг от друга своей обобщенностью и отвлеченностью – в образах мышления отражаются только важные и наиболее существенные свойства.

Словесно-логическое мышление относится к понятийному мышлению, решение задач происходит при помощи рассуждений. Понятие – это существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, которые подразделяются на общие и конкретные. Если, например, сажают яблоню или березу, а не просто дерево, то это конкретное понятие.

Человеку свойственно рассуждать в процессе мышления. Суждения бывают общие, частные, единичные.

Что касается общих суждений, то они содержат информацию обо всех предметах и явлениях, причем, как утвердительную, так и отрицательную. Частные суждения включают только часть предметов и явлений, которые включаются в понятие. При единичном суждении речь идет об индивидуальном понятии, например, Таня отлично рисует. В ходе каких-либо рассуждений делаются выводы, которые создают новые суждения. Новое суждение получило название умозаключение.

Если умозаключение делается от частного к общему, то это будет индукция, а обратный процесс получил название дедукция.

В реальности существует огромное количество видов мышления, связанных между собой. Люди отличаются друг от друга качеством мышления – широтой и глубиной ума, самостоятельностью мышления, его гибкостью, быстротой и критичностью.

Развитие мышления происходит в процессе овладения знаниями, источниками которых являются школа, книги, СМИ, радио и телевидение и др.

Память

Память является сложным психическим процессом воссоздания прошлого опыта через запоминание, хранение и повторение.

Чтобы что-то запомнить человек связывает запоминаемое с известным, т.е. образует ассоциацию, которые могут быть сложными и простыми.

К простым ассоциациям относятся ассоциации по контрасту, объединяющие противоположные явления, по сходству, объединяющие два явления, имеющие схожие свойства, по смежности – тоже объединяются два явления, связанные во времени и в пространстве.

В основе знаний человека лежат сложные смысловые ассоциации, объединяющие два явления, связанные между собой – часть и целое.

В зависимости от того, какое содержание надо запомнить, выделяют 4-е вида памяти:

Двигательная память лежит в основе двигательных навыков человека, а словесная память, связана с запоминанием, хранением и повторением услышанного или прочитанного материала в словесной форме. Чувства, пережитые человеком хранит эмоциональная память. Память образная дает возможность запоминать, а потом воспроизводить обстановку, запахи, картины природы, лица и др.

Память по продолжительности сохранения материала может быть кратковременной и долговременной. При кратковременной памяти запоминание материала происходит на короткий период времени и после его воспроизведения быстро забывается. Кратковременная память может переходить в долговременную – происходит такая трансформация тогда, когда человек один и тот же материал использует постоянно. Долговременная память сохраняет необходимый материал в течение длительного времени.

К основным процессам памяти относятся запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Запоминание в зависимости от цели может быть произвольным и непроизвольным.

Для произвольного запоминания характерна сознательная цель – усвоить и запомнить полученную информацию, используя при этом специальные приемы и волевые усилия.

Если материал понят и осмыслен, то информация не забывается.

Непроизвольное запоминание происходит само по себе и человек не ставит перед собой цель запомнить информацию.

Непроизвольно и продуктивно запоминаются те события, которые произвели на человека очень сильное впечатление.

Довольно часто встречаются нарушения памяти и внимания – мозг перестает правильно ориентироваться и теряется связь с другими процессами, в результате чего возникают сложные проблемы.

Источник

Сравнить понятие внимание мышление

Вы будете перенаправлены на Автор24

Значения существующих связей между воображением и мышлением человека

Тесная связь воображения и мышления отчетливо прослеживается в способностях человека при помощи данных процессов предвидеть развитие определенных ситуаций в будущем. Воображение позволяет нарисовать образы развития событий, а мышление в свою очередь помогает человеку проанализировав информацию выделить стадии развития деятельности человека.

Также, как и мышление процесс воображения активизируется в проблемной ситуации, основным мотивом его работы становятся потребности личности. Обусловлена работа воображения уровнем развития сознания человека и общества в целом.

Возможности использования как воображения, так и мышления являются практически безграничными и могут иметь место и в проблемных ситуациях, и в ситуациях высокой степени неопределенности, когда у человека нет возможности проанализировать исходные данные образа и деятельности.

Читайте также:  Сравнение информационно поисковых систем

Готовые работы на аналогичную тему

Однако следует отметить основное различие данных познавательных процессов – в отличие от основного содержания мышления, которое заключается в понятиях, позволяющих обобщённо и опосредованно познавать окружающую действительность, воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений.

В процессе осуществления воображения функция контроля деятельности намного ниже, чем при организации того же процесса мышления. Воображение – это свободный познавательный процесс, который не скован задачами оценивания правильности или ошибочности производимых действий.

Еще одной чертой, которая наглядно демонстрирует связь между мышлением и воображением является то, что в создаваемых воображением конкретных образах, очень часто находят свое раскрытие отвлеченные теоретические мысли человека, являющиеся продуктом мыслительной деятельности.

Любой творческий человек – писатель, художник, музыкант в процессе создания своих произведений, в процессе творчества пытается передать возникшие у него мысли и установки, но не с помощью отвлеченных понятий, а с помощью изображения и воссоздания конкретных образов.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное и деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Процесс воображения так же, как и процесс мышления, является высшим психическим познавательным процессом, в котором ярко проявляется специфический характер человеческой деятельности.

Процесс воображения часто является своеобразной подменой мышления, помогая человеку познавать и понимать существующие явления, события и связь между ними.

Теснейшую связь между мышлением и воображением характеризуют следующие их проявления:

  • процесс воображения способен осуществлять мыслительный переход за пределы непосредственно воспринимаемого объекта или образа;
  • процессы воображения и мышления способны к предвосхищению будущего;
  • благодаря работе данных процессов у человека появляется возможность своеобразного «оживления» будущего.

Особенности взаимодействия процессов воображения и внимания

Под психическим процессом внимания понимается направленность и сосредоточение психической деятельности человека на каком – либо объекте или явлении.

Работа процесса внимания тесно связана с деятельностью всех основных познавательных процессов человека – воображения, восприятия, мышления, памяти.

Основными объектами внимания выступают как окружающие человека другие люди, так и неодушевленные предметы, и объекты. В поле внимания человека могут также оказаться явления природы, предметы искусства и науки. Необходимо отметить тот факт, что в зону внимания человека чаще всего попадают те объекты и предметы, которые вызывают у него значительный интерес или присутствует необходимость их обязательного изучения.

Основные функции внимания и воображения в деятельности человека

С помощью внимания человек получает возможность эффективного построения соответствующей психической деятельности в том числе и воображения. Благодаря вниманию данные процессы протекают более структурированно, а получаемые в результате работы воображения образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения и воображения протекают быстрее и более четко и правильно.

Действия человека, которые производятся в сопровождении внимания выполняются им более аккуратно и правильно. Данная особенность достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность человека протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

При участии внимания процесс воображения становится более организованным и структурным. Человек воспринимает те образы и явления, которые находятся в его сознании, не отвлекаясь на побочные раздражители, благодаря чему работа воображения становится более продуктивной.

Организующее значение внимание имеет и при осуществлении процессов мышления. В случае сосредоточенного внимания человеком на собственной мыслительной деятельности, предвосхищении будущих событий процесс мыслительной деятельности протекает более упорядоченно и четко. Мысли человека идут в нужной последовательности, соблюдается закономерность перехода от одной мысли к другой, между ними присутствует ясно выраженная связь и таким образом мышление с помощью внимания и воображения приобретает стройный и целенаправленный характер.

Таким образом можно сделать вывод, что для того чтобы процессы внимания и воображения находили свое проявление в жизни человека в активных и различных формах и являлись продуктивными, творческими и целенаправленными человеку необходимо целенаправленно заниматься развитием познавательных процессов. В результате постоянного развития познавательной и психической сферы человека происходит процесс формирования гармонично развитой личности.

Источник