Меню

Сравнить рост развитие созревание



Соотношение понятий «рост» «развитие» «созревание». Основные характеристики психического развития человека.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Ключевое понятие ВП – понятие «развитие». Развитие — это процесс необратимых направленных по восходящей закономерных изменений, приводящих к возникновению количественной, качественной и структурных преобразований психики и поведения человека. Созревание-это процесс, течение которого зависит от унаследованных способностей индивидуума. Рост— процесс количественных изменений в ходе совершенствования психической функции или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или системы в целом. Развитие — это сочетание и роста и созревания, для реализации общей направленности (единая линия развития). Это многоплановое движение по восходящей линии, оно детерминировано (обусловлено) общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием соцсреды. Развитие осуществляется по типу колебаний и имеет две фазы : катаболизм (процесс распада соединений) и анаболизм (процесс образования соединений в новые вещества). В целом, развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий к более высоким способам действий.

Основные свойства развития, отличающие его от других изменений, является: — необратимость – способность к накапливанию, надстраиванию изменений; — направленность – способность к наличию единой линии развития; — закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Развитие обусловлено (детерминировано) общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием социальной среды. Развитие осуществляется по типу колебаний. В целом развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий, через временное предвосхищение более высоких способов действия и возвращения на более низший уровень.

Источником развития является общество, именно оно ставит задачи развития, определяет набор деятельности человека и определяет возможности развития человека. При этом природные свойства человека являются органическими предпосылками данного процесса.

Психологическими предпосылками развития являются условия восприятия и конкретной реакции на взаимодействия с внешним миром.

Движущими силами развития являются противоречия: — между возрастными физиологическими и психическими возможностями человека и сложившимся взаимодействием с окружающим миром; — между внешней социальной ситуацией развития и внутренней позицией человека: — между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни. Факторы развития: наследственность; среда; время; активность; познание; общение; труд.

Возраст и критерии его выделения. Необходимость различия хронологического (паспортного), биологического (органической зрелости), социального и психологического возраста.

Возраст – это конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического и психологического развития, имеющая свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Понятие возраст включает в себя: хронологический возраст, биологический, психологический. Попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал социальную ситуацию развития, отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности.Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного человека, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один человек вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. Возраст — качественно специфическая ступень онтогенетического развития. В жизни человека принято выделять следующие возраста: 1. младенческий возраст до года. 2. раннее детство 1-3. 3.дошкольное детство 3-6;7; 4. младший школьныйвозраст6;7-10. 5. подростковый10-15; 6. юность15-17(ранняя);17-21-собственнно юность. 7. зрелость21-60,21-35-молодость,35-50-взрослость50-60-зрелость;8.60-75-пожилойвозраст; 9. 75-90 старческий; 10. от 90- долгожители. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.

Хронологический возраст – возраст отдельного человека начиная с момента зачатия и до конца жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой стороны, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В понятие биологического возраста за основу взяты генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.п.) развития индивида с соответствующим нормативным средне-статистическим симптомокомплексом. Здесь за основу взяты психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека (умственный возраст IQ, социальная зрелость или адаптация к среде, эмоциональная зрелость, личностная зрелость).

Читайте также:  Израиль время по сравнению с москвой

Источник

Соотношение понятий рост, развитие, созревание.

Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.

Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития.

Составляющими предмета возрастной психологии являются:

  • изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти. ) — эволюционные — накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи — от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) — революционные — более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные — связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;
  • понятие возраста — определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Возр психология- у нас, в мировой психологии –психология развития.

1 Изучение общих закономерностей и детерминант развития

2 Посторение периодизации психич развития чел-ка

3 Определение соотношения между обучением и психическим развитием чел-ка

4 Посторение психол портрета возраста

Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания.

Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения

Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий.

Разработать психологически обоснованные требования к пед. общению.

1 Контроль за ходом и динамикой психического развития человека.

2 Помощь в построении программ обучения, создания психологического комфорта в школе и т.п.

3 Решение вопроса, в каком возрасте надо начинать школьное обучение

4 Как пережить кризис среднего возраста

  1. Почему человеческий детеныш, самый беспомощный сразу после рождения, становится самым развитиым в зрелости? Зависит ли совершенство от беспомощности?
  2. Гетерохронность(неравномерность) развития. Почему сущ запаздывание одной из сфер?
  3. Проблема универсальности и многообразия индивидуального развития. Метафора лестницы- обяз. Проходим все ступеньки и сот- нач и конечный пункт одинаковые, но вариантов прохождения множество.
  4. Что произойдет с человеком, если он окажется вне человеческого общества? Про детей маугли.
  5. Стабильность ЦНС. Не меняется со времен кроманьонцев, но человеческий вид прогрессирует. Почему?

Соотношение понятий рост, развитие, созревание.

Рост— количественные изменения, увеличение размеров ,функциональных возможностей отдельных органов, их сстемы, организма в целом.

Развитие— процесс качественного изменения, преобразования структуры. Объект развития- система, а не изолированный элемент. Развитие не всегда прогресс: может быть и регресс.

Созревание— запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения. Созревание — основа для развития.

Развитие может проявляться в онто и филогенезе.

  1. Качественные изменения развития (переход из одного качественного состояния в другое, напр от наглядно- действенного мышления к наглядно- образному).
  2. Необратимость развития на основе преемственности и стабильности. Необратимость: не можем вернуться в детство, только мысленно. Преемственность: в развитии качественное, необратимое преобразование сочетается с сохранением и стабильностью. Эго-идентичность Эриксона, переживание непрерывности, структура эго-идентичности составляет стабильную основу личности.
  3. Специфичность объекта развития. 2 подхода кв понимании объекта развития:

o Индивид (ребенок), его психика и сознание (классич)

o Субъект (ребенок) в системе социальных связей и отношений, а не изолированный (культ-историч)

o Объект развития в исходном и конечном состояниях

o

Условия развития, обеспечивающие закономерный переход объекта из исходного в конечное состояния

5. Направленность развития. Бывает прогрессивная (от структуры низшего порядка к структуре высшего порядка) и регрессивная (наоборот). На любой стадии развития есть и прогрессивная напр и регрессивная. , но в норме должно преобладать прогрессивное, регресс в старости не обязателен. (Это одна точка зрения, нек считают, что развитие это только регресс, а нек, что по разному преобладают на разных стадиях).

6. Источник развития. Представляет собой самодвижение в результате внутреннего противоречия. Т.е. развитие- процесс вынужденный. Если не будет противоречий, человек будет жить по принципу экономии энергии.

Читайте также:  Система гарант консультант плюс сравнение

7. Формы развития. Бывает эволюционная — медленные, количественные изменения, и скачкообразная (революционная) – развитие через кризисы, преобр в относительно короткие периоды времени. Сегодня считается, что кризисы необходимы.

8. Стадиальность развития. Каждая стадия включает прошлое и генерирует новое. Единство прерывности и непрерывности психич развития чел-ка.

Основные признаки развития (по работам Выготского, Вернера и др.): прежде всего это качественные изменения, появление новообразований, перестройка связей между сторонами объекта.

Выделяются 2 основных типа развития:

1) Преформирующий тип — когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие);
2) Непреформирующий тип — когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка.

Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Основные теоретические модели развития:

1. Эволюционная. Развитие понимается как количественный рост.

2. Детерминистическая факторная. Развитие- качественные изменения, но из причина понимается линейно, т.е. только одна причина, либо внешняя (соц или природная среда- Петю наказали за коныетку, след раз он поделился), либо внутренняя (наследственность).

3. Адаптационная\ интеграционно-равновесная. Фрейд, Пиаже. Если организм утрачивает равновесие, он начинает развиваться.

4. Диалектическая. Причина развития- противоречия в самой системе.

3. Особенности наблюдения, эксперимента в психологии развития и возрастной психологии.

В истории детской психологии выделяются 2 следующих этапа:

1. Описательный этап.

o сбор данных, фактов, их систематизация

o основной метод- наблюдения

o результаты наблюдений собраны в атласе Гезелла

2. Причинно- детерминированный этап.

o изучение причин, факторов развития

o метод эксперимента

Основные требования исследования:

o валидность (полученные данные должны адекватно отражать процессы, которые мы изучаем)

o репрезентативность выборки (группа исследуемых должна быть представительна в своем классе или в своем возрасте).

Соответственно в возрастно психологии выделяются два ведущих метода: наблюдение и эксперимент (до этого еще был метод вчувствования- профессор входил в роль ребенка и выполнял задания, и метод анкетирования- для маленьких детей заполняли их родители. Это все не прокатило.)

  1. Метод наблюдения.

Основная задача — накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

o Кто наблюдает: самонаблюдение (не применяется в работе с детьми до 10 лет, тк например могут преувеличивать красоту близкого человека и тп. ) и объективное наблюдение.

Метод объективного наблюдения – точное систематическое наблюдение в течение более или менее продолжительного времени за особенностями поведения и деятельности ребенка в естественных, специально не изменяемых условиях. Далее рассматриваем только его.

o Позиция наблюдателя: внешнее наблюдение, включенное наблюдение, параллельное наблюдение (2 или 3 наблюдателя).

o Систематичность наблюдения: Можно наблюдать все поведение ребенка, а можно только эпизоды.

o Выделение цели наблюдения. Она должна соответствовать основным задачам исследования.

o Систематичность. В наблюдении не должно быть длительных перерывов. Чем меньше возраст ребенка, тем быстрее темп развития => перерывы должны быть минимальны. То же самое во время кризисов.

o Объективность. Исследователь фиксирует только факты, а не их интерпретацию.

o Незаметность для субъекта – ребенок, когда занет, что за ним наблюдают, ведет себя по-другому.

Этот метод имеет недостатки: невоспроизводимость, неоднократность, исследователь не может дать ответ о причинно- следственных связях, т.к. не вмешивается в условия. Поэтому наблюдение часто сопровождается экспериментом.Его цель- выделение причинно- следственных связей; берутся зависимая и независимая переменные => контрольная и эксперим группы.

  1. Метод эксперимента. Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
— постановка цели;
— планирование хода эксперимента;
— проведение эксперимента (сбор данных);
— анализ полученных экспериментальных данных;
— выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

Эксперимент предполагает два замера – претест (до изменения переменной) и посттест (после).

При работе с детьми очень важно, что у них может быть разное отношение к задаче: принятие, подмена задачи общением, отказ в силу бессмысленности для ребенка, подмена задачи своей, отказ в силу сверхсложности.

o Естественный — проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

o Лабораторный — проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой

o Педагогический – оченивает развивающий эффект обучающих программ.

a) Метод беседы: стандартизированная (в соответствии с жестким планом вопросов) и клиническая (вопросы меняются в зависимости от ответа ребенка, направлена на подтверждение гипотезы).

b) Метод исследования продуктов деятельности (проективный метод, имеет ряд ограничений по возрасту, применяется только в дополнении с другими методами).

c) Метод изучения кросскультурных различий

d) Метод тестов (сравнение уровня ребенка с нормой)

e) Метод реконструкции онтогенетического развития ребенка

Читайте также:  Сравнение покупательской способности ссср

f) Биографический метод (анализируя дневники великих людей, можно сделать вывод о причинно- следственных связях развития личности J).

4. Формирующая стратегия исследования как альтернатива констатирующей стратегии.

Можно выделить две стратегии исследования психического развития, различающиеся в зависимости от представления о причинах развития – констатирующую и формирующую.

Констатирующая стратегия исследования исходит из представления о развитии как стихийном процессе, где объект развития- индивид. Любое вмешательство извне нарушает ход развития. Поэтому позиция исследователя внешняя, он только констатирует изменения. Недостаток: ограниченность возможностей выявления причин развития, ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

Формирующая стратегия следует из нового взгялда на развитие как процесс, осуществляющийся в форме присвоения ребенком социокультурного опыта в общении и сотрудничестве со взрослым. Решающее значения для развития приобретает обучение. Объект развития не индивид, а ребенок в системе соц отношений.

Три основных этапа в развитии формирующей стратегии, они воплощены в особых методах исследования.

1. Генетико моделирующий метод Выготского. Формирующая стратегия здесь в форме моделирования сущностных сторон процесса становления ВПФ, воплощена в методике двойной стимуляции.

2. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Форм стр: моделирование процесса преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность. Были установлены:

o Зависимость уровня развития пс ф-ций от включенности в деятельность и от места, занимаемого в структуре деятельности

o Общая логика интериоризации как процесса перобразования деят-ти

3. Метод планомерно- поэтапного формирования умственных действий и понятий, Гальперин. Напр на воспроизведение логического пути развитияпсих деят-ти. Проверка гипотезы о содержании и структуре форм псих. деят-ти.

Источник

2. Соотношение понятий рост, развитие, созревание.

Рост— количественные изменения, увеличение размеров ,функциональных возможностей отдельных органов, их сстемы, организма в целом.

Развитие— процесс качественного изменения, преобразования структуры. Объект развития- система, а не изолированный элемент. Развитие не всегда прогресс: может быть и регресс.

Созревание— запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения. Созревание — основа для развития.

Развитие может проявляться в онто и филогенезе.

Качественные изменения развития (переход из одного качественного состояния в другое, напр от наглядно- действенного мышления к наглядно- образному).

Необратимость развития на основе преемственности и стабильности. Необратимость: не можем вернуться в детство, только мысленно. Преемственность: в развитии качественное, необратимое преобразование сочетается с сохранением и стабильностью. Эго-идентичность Эриксона, переживание непрерывности, структура эго-идентичности составляет стабильную основу личности.

Специфичность объекта развития. 2 подхода кв понимании объекта развития:

Индивид (ребенок), его психика и сознание (классич)

Субъект (ребенок) в системе социальных связей и отношений, а не изолированный (культ-историч)

Объект развития в исходном и конечном состояниях

Условия развития, обеспечивающие закономерный переход объекта из исходного в конечное состояния

Направленность развития. Бывает прогрессивная (от структуры низшего порядка к структуре высшего порядка) и регрессивная (наоборот). На любой стадии развития есть и прогрессивная напр и регрессивная. , но в норме должно преобладать прогрессивное, регресс в старости не обязателен. (Это одна точка зрения, нек считают, что развитие это только регресс, а нек, что по разному преобладают на разных стадиях).

Источник развития. Представляет собой самодвижение в результате внутреннего противоречия. Т.е. развитие- процесс вынужденный. Если не будет противоречий, человек будет жить по принципу экономии энергии.

Формы развития. Бывает эволюционная — медленные, количественные изменения, и скачкообразная (революционная) – развитие через кризисы, преобр в относительно короткие периоды времени. Сегодня считается, что кризисы необходимы.

Стадиальность развития. Каждая стадия включает прошлое и генерирует новое. Единство прерывности и непрерывности психич развития чел-ка.

Основные признаки развития (по работам Выготского, Вернера и др.): прежде всего это качественные изменения, появление новообразований, перестройка связей между сторонами объекта.

Выделяются 2 основных типа развития:

1) Преформирующий тип — когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие); 2) Непреформирующий тип — когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка.

Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Основные теоретические модели развития:

Эволюционная. Развитие понимается как количественный рост.

Детерминистическая факторная. Развитие- качественные изменения, но из причина понимается линейно, т.е. только одна причина, либо внешняя (соц или природная среда- Петю наказали за коныетку, след раз он поделился), либо внутренняя (наследственность).

Адаптационная\ интеграционно-равновесная. Фрейд, Пиаже. Если организм утрачивает равновесие, он начинает развиваться.

Диалектическая. Причина развития- противоречия в самой системе.

Источник