Меню

Сравнить сказки салтыков щедрин



Сравнить сказки салтыков щедрин

СВЯЗЬ СКАЗОК САЛТЫКОВА ЩЕДРИНА С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

Идейная близость Щедрина к народу проявилась не только в том, что он в своём творчестве защищал интересы народа, но, в частности, и в том что писатель, подобно Некрасову, щедро творчеством пользовался богатствами устно-поэтического народного творчества в своих произведениях.

В сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей, птиц и рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в образах льва и орла он рисовал царей, в образах медведей, волков, коршунов, ястребов, щук — представителей высшей царской администрации; в образах зайцев и пескарей — трусливых обывателей; в образе Коняги — обездоленный народ.

Часто писатель пользовался народными сказочными зачинами: «Жили да были два генерала»; «Жил-был пескарь»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик»; «В старые годы, при царе Горохе это было: у умных родителей родился сын дурак» и т. п.

Не менее часто прибегал сатирик к таким сказочным формулам, как: «по щучьему велению, по моему хотению»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»; «он там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»; «бежит, земля дрожит»; «скоро сказка сказывается, а дело промежду зайцев ещё того скорее делается»; «и начал мужкк на бобах разводить»; «и стал жить да поживать»; «долго ли, коротко ли»; «океан-море переплыть»; «ума палата была» и т. д.

В сказках рассыпано множество пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала»; «живём богато, со двора покато: чего ни хватись, за всем в люди покатись»; «стыд глаза не выест»; «за семь вёрст киселя есть»; «на то и щука в море, чтоб карась не дремал»; «бисер перед свиньями метал» и т. д.

Иногда одним только подбором пословиц и поговорок писатель характеризовал своих героев. Так, в сказке «Вяленая вобла» под видом воблы изображён буржуазный либерал, у которого «ни лишних чувств, ни лишних мыслей, ни лишней совести — ничего нет». Вся подлая сущность либералов, которые были верной опорой реакции, выражена в одурманивающем «каляканье» воблы: «Не растут уши выше лба! не растут!»; «Тише едешь, дальше будешь»; «Поспешишь — людей насмешишь»; «Потихоньку да полегоньку»; «Ты никого не тронь — и тебя никто не тронет»; «Не пикнуть»; «Носа не совать» и т. п.

Источник

В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных?

При всем внешнем сходстве с народными сказками произведения писателя отличаются от них.

Многое сближает сказки Салтыкова-Щедрина со сказками о жи­вотных. Действительно, их герои часто создавались на основе хорошо известных образов, наделенных устойчивыми качествами характера: жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и злой Медведь. Но в мир народной сказки писатель вводил злободневные политиче­ские темы, которых никогда не бывает в фольклоре, а потому содер­жание традиционных образов у него значительно меняется. Заяц ока­зывается «здравомыслящим», Волк — «бедным», Баран — «непом­нящим», Орел — «меценатом». В сказках Щедрина возникает соци­альная сатира, затрагивающая даже царя («Орел-меценат»), что не­возможно в народной сказке.

Важным отличием от фольклора становится то, что в щедринских сказках время вполне исторично. Здесь часто появляются детали, свя­занные с современной автору жизнью. Например, в «Диком помещи­ке» упомянута газета «Весть», а в сказке «Премудрый пискарь» говорится о том, что ее герой «жалованья не получает и прислуги не держит». Отражается это и в лексике, включающей наряду с традиционными сказочными оборотами (жили-были, по щучьему велению) канцеляризмы, иностранные слова, публицистическую лексику (жизнью жуировать, отрекомендоваться, жизненный процесс за­вершает).

Для сказок Салтыкова-Щедрина характерна несвойственная фольклору гротескная заостренность образов, а также использование эзопова языка. Благодаря этому возникают неожиданные переключе­ния из реального плана в сказочный, что создает некую фантастиче­скую призрачность происходящего, как в знаменитой «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Читайте также:  Сравнить размеры айфонов всех моделей

Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина, близкие по стилю народным, являются литературными сказками. Фольклорная основа в сочетании с авторской иронией и юмором, за которыми скрываются глубокие размышления о жизни, делают эти произведения интерес­ными и актуальными и для наших современников.

Источник

В чем сходства и различия русских народных сказок и сказок Салтыкова-Щедрина? (Салтыков-Щедрин М. Е.)

«Сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова-Щедрина привлекают внимание многих читателей. Каждая работа этого цикла напоминает русскую народную сказку, некоторые же детали наоборот опровергают это сходство. Разберемся подробнее, какие же приемы использует автор в произведениях, которые делают их так похожими на фольклорную прозу, а какие – напротив акцентируют внимание на том, что «Сказки…» относятся к абсолютно новому жанру.

Рассмотрим сходство работ Салтыкова-Щедрина и русских народных сказок.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

С первых же строк встречаемся с характерной деталью – зачином. Зачин – это начало произведения русского народного литературного творчества. Так, например, сказки «Премудрый пискарь» и «Как мужик двух генералов прокормил» начинаются со слов «Жил-был», а «Дикий помещик» — «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…». Следующим «сигналом» служат так называемые присказки («по щучьему веленью, по моему хотенью», «ни в сказке сказать, ни пером описать» и т.д.), которыми наполнены работы этого цикла. Также Салтыков-Щедрин не пропускает и «магию» фольклора, а именно – магические числа. К примеру, главный персонаж сказки «Самоотверженный заяц» на обратном пути сталкивается с тремя испытаниями, в работе «Медведь на воеводстве» читатель знакомится с тремя Топтыгинами, а в произведении «Дикий помещик» герой трижды раскладывает пасьянс, к нему трижды приходят посетители, называя его в конце своего визита глупым. И, конечно же, сказки изобилуют такими характерными деталями, как инверсии, постоянные эпитеты, гиперболы и многими другими.

Перейдем к отличиям. Для фольклорного жанра крайне несвойственны реальные детали, абсурд, гротеск, сарказм, ирония, аллегоричность, которыми так наполнены сказки Салтыкова-Щедрина. Эти сугубо авторские приемы просматриваются во всех работах. Так, например, в произведении «Премудрый пискарь» герой задается рядом мучительных вопросов, которые относятся к списку философских, вечных, чего априори не может быть в русских народных сказках.

Подводя итог, стоит отметить, что Салтыков-Щедрин не пародирует русскую народную сказку, а на столь знакомой читателю фольклорной «базе» создает особый жанр – политическую сатиру, которая стала для него наиболее успешным способом воздействия на широкую публику.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id52562

Источник

Сходства и отличия «Сказок» М.Е. Салтыкова-Щедрина и народных сказок.

2)Использование сказочных приёмов.

3)сходное понимание о добре, зле, жестокости, справедливости.

4)Осуждение героев за неспособность к труду.

5)Героями сказок часто являются животные.

1)Нету разделения героя на положительного и отрицательного, в народных есть.

2)В финале добро побеждает зло ( в народных ), у Щедрина не понять кто добро и зло.

3)У Щедрина в сказках представлен рыбий мир.

4)В своих сказках использует гротеск(заострение недостатка, доведение до абсурда).

Сказки: “Дикий помещик”, “Пропала совесть”, “Карась идеалист”, “Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”.

Важным отличием от фольклора становится то, что в щедринских сказках время вполне исторично. Здесь часто появляются детали, связанные с современной автору жизнью. Например, в «Диком помещике» упомянута газета «Весть», а в сказке «Премудрый пискарь» говорится о том, что ее герой «жалованья не получает и прислуги не держит». Отражается это и в лексике, включающей наряду с традиционными сказочными оборотами (жили-были, по щучьему велению) канцеляризмы, иностранные слова, публицистическую лексику (жизнью жуировать, отрекомендоваться, жизненный процесс завершает).

Читайте также:  Сравнение лицензий windows 10

Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина, близкие по стилю народным, являются литературными сказками. Фольклорная основа в сочетании с авторской иронией и юмором, за которыми скрываются глубокие размышления о жизни, делают эти произведения интересными и актуальными и для наших современников.

Духовная эволюция Андрея Болконского (изменения в характере и мировоззрении героя, почему, вследствие чего они происходят — по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).

Герои Л.Н. Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках.

Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа “Война и мир”. С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.

И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: “Ты всем хорош, Аndrе, но в тебе есть какая-то гордость мысли”. Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, “он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим. ” Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.

Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко проявляются на службе у Сперанского и в войне 1812 года: “Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Но постепенно он приходит к выводу, что все его старания — не более чем суета.

Жизненный путь князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий — стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он в споре с Пьером отрицает возможность преобразования даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством.

Главное в натуре Андрея Болконского — честность и искренность поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов.

Даже со Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе приветствует его начинания.

Всякие же разговоры о любви к “ближним” князь считает ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных. А уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений — безответственностью и самовлюбленностью.

Периоды разочарований сменяются у князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Таким счастливым временем были для него бои при Аустерлице, служба в военной комиссии любовь к Наташе. Но на смену этим счастливым минутам опять приходило внутреннее опустошение и разочарование.

Читайте также:  Как сравнить степени не вычисляя

Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея Болконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждается в том, что все происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле рока.

Особенно ярко эта истина открылась ему накануне Бородинского сражения. Честный и откровенный перед собой, Андрей хочет такой же откровенности и ясности в ожидаемых событиях: “Ежели война теперь, так война. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну”. Он достигает ценности жизни отдельного человека, от маршала до солдата.

Ранение и последовавшие после него предсмертные размышления переворачивают сознание Андрея. Для него проясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал наружу, понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.

Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь — это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Л.Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 11770 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

В чем сходства и различия народных сказок от сказок Салтыково-Щедрина?

Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык.
М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова-Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно-исторический намек.
Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.

Народные сказки делятся на виды : волшебные, сказки о животных, социально-бытовые.
Сходные и отличительные черты сказок Салтыкова-Щедрина с народными:
так вот Салтыков-Щедрин сумел совместить в одной сказке все эти виды, здесь мы с вами найдем и волшебный сюжет, и действующих лиц в образе животных, и социальные проблемы, волнующие читателя и автора.
Эти сказки не совсем обычны, они предназначались для “детей изрядного возраста”, т. е. для людей уже способных думать и анализировать, которым нужно было открыть глаза на мир и на проблемы, существующие в нем.
Кроме этого, сказки Салтыкова-Щедрина отличаются своей сатирической направленностью.

Источник