Меню

Сравнить стихотворения пророк пушкина лермонтова



Сравнительный анализ стихотворений Пророк Пушкина и Лермонтова

Произведения «Пророк», написанные Пушкиным и Лермонтовым являются ключевыми в творчестве писателей. Каждый из них трудно переживал то, что современники не понимали их творчество, обоим пришлось рано закончить земной путь.

Пророки в обоих произведениях обладают даром видеть будущее. За основу и прототип в повествовании берутся библейские пророки, но разные Пушкин использует за основу образ Исаии, а Лермонтов – Иеремии.

Пушкин из ужасного образа превращает персонажа во всевидящего, он способен видеть великую высшую истину, для того, чтобы возвещать ее другим людям и открывать миру. Также автор описывает процесс того, как Создатель постепенно творил собственного пророка, поэтому наделяет его рядом привлекательных качеств. Пророк искренне верит в справедливость общества в целом и отдельно человеческую личность, способную развиваться.

В «Пророке» Лермонтова все совершенно иначе, он не верит в человечество в целом, помимо этого он страдает от жестокости и неверия окружающих людей, не способных разделить его веру. Над ним постоянно насмехаются, постоянно бросая презрительные взгляды в его сторону. Поэтому он наделяет пророка обычными человеческими чертами, ему трудно бороться с собственными пороками, при этом ему нужно нести порученную ему весть дальше. Он не верит в будущее и лишен всякой надежды на улучшение ситуации в целом.

Главной идейной разницей произведений является то, что «Пророк» Пушкина наделен положительным аспектом, он с радостью стремиться к людям, считает, что порученная ему весть должна распространится по всей земле. Так как пророк Лермонтова погряз в грусти и непримиримости, он с горестью идет к людям, которые не разделяют его верования, ему трудно общаться с окружающим миром, поэтому частично замыкается в себе. Все произведение насквозь пронизано болью и страданием.

Несмотря на то, что оба произведения написаны в лиричной форме, они в корне различаются в настроениях. Пушкин показывает то, что возможность пророчествовать – это настоящий дар, а у Лермонтова – неподъемная ноша, которую он не может нести по жизни дальше, окружающие люди не понимают его и не готовы принять его весть.

Сравнение стихотворения Пророк Пушкина и Лермонтова

Два таких разных человека, но оба являются мировыми личностями — это Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов, которые подарили множество бессмертных произведений. Эти произведения изучаются в школах, читают их и за рубежом и не перестают восхищаться стилем написания, мышлением, бесстрашными мыслями и идеями для того времени.

Сравнивая два стихотворения под названием «Пророк» нужно начинать ещё с момента истории написания. Первый «Пророк» написал Пушкин после всеми известного декбристского бунта, а далее коронации Николая Первого в 1826 году. В этом стихе автор жалеет, что так несправедливо поступили с декабристами. Они были честными людьми, которые отстаивали свою точку зрения. Поэт также хорошо знал некоторых казнённых и можно уверять, что он с горечью принимал их смерть и был подавлен горем от смерти друзей, что и с подвигло на написание стиха. Тут же автор обращается к духовной жизни, которая теперь волнует его больше всего. Его пророк Исайе видел те ужасные события, но всё равно вера в человека в его лучшую сторону не покидала.

«Пророк» Лермонтова был написан уже после пушкинского. Михаил Юрьевич слолвно продолжает стихотворение Пушкина с момента окончания. В каждом произведении есть свой персонаж из библии и они обладают даром видеть будущее. У Лермонтова духовная жизнь — это боль изо дня в день, потому что никто не верит. Пророк Иеремии больше не верит в светлое будущее после стольких на смешок и оскорблений.

Стихотворения написаны в жанре лирической исповеди и можно заметить, что стих Лермонтова это продолжение стиха Пушкина. Иеремии как бы является преемником Исаей. Они ведут тяжкую борьбу с неверующим и циничным обществом.

Исайе хочет служить людям несмотря ни на что. Он уверен, что дар про виденья дан не случайно. Иеремии наоборот хочет поскорее уйти от циничных и безжалостных людей, чтобы больше никогда не встречаться с тем неверием и высокомерием.

Таким образом, «Пророк» Пушкина и Лермонтова это своего рода две части одной истории, но с разными библейскими персонажами. Пушкинский персонаж после всех событий не разочаровался в людях и хотел помогать несмотря ни на что, но его приемник совершенно противоположен ему. Видимо, лермонтовский персонаж разочаровался в людях по той причине, что за огромное количество времени люди не поменялись и скорее всего не поменяются никогда. Хотя разве это не библейский долг верить в людей?

Анализ-сочинение 3

Лермонтов восхищался Пушкиным и в чем-то подражал ему, хотел иметь с ним приятное знакомство. Также Лермонтов мог считать себя продолжателем традиции и хотел развить некоторые мысли Пушкина.

Таким образом, сомнений в том чтобы Михаил Юрьевич не знал о пушкинском пророке, быть не может. Является ли мысль, высказанная у Лермонтова, продолжением пушкинской – в этом вопрос. Конечно, довольно красиво было бы увидеть какой-то диалог поэтов или нечто подобное, но не следует, и отвергать возможности просто совпадения названий.

Начнем в хронологическом порядке. Пушкин, по сути, описывает обряд инициации и посвящения человека в область высших знаний. Некоторые исследователи говорят о принадлежности поэта к масонству, другие указывают на тайные знания, которые будто передала Арина Родионовна, помимо этого Пушкин просто был знатоком культуры.

Благодаря этому он довольно точно описывает схематический обряд посвящения, который корнями уходит в самые глубокие традиции, такие как шаманство, где посвящаемый как бы отдает собственное тело духам, и они меняют его части на более новые и ценные. В итоге человек рождается заново в новом более высоком качестве.

В завершение стиха мы видим призыв жечь сердца людей глаголом. Он разносится в пустоте пустыни, эхом.

Эхом, которое далее обрушивает лавину восстания декабристов и, тем не менее, взывает к чему-то новому и истинному.

Эхо утихает и рождает снова пустоту и разочарование. Откликается Лермонтов, который пишет о пророке, который как бы уже вышел в люди, чтобы «жечь сердца людей», но вот только в глаза людей читал «страницы злобы и порока».

Итогом такого чтения становится обратный уход в пустыню. Пророк побиваемый камнями возвращается в отшельничество, где обнаруживает более высокий смысл чем пребывание в обществе, которое довольно цинично и безразлично реагирует на него. Когда пророк обливает порок, то он побиваем камнями, когда спешно проходит по городу, то просто подвергается насмешкам, с помощью которых люди хотят себя превознести над ним и выглядеть лучше.

Читайте также:  2 din навигация сравнение

Характерной деталью в стихотворении Лермонтова являются именно старцы (даже не старики, а старцы) которые говорят про пророка как про глупца, который не ужился с людьми, бледен и худ. Старец в обществе – не только символ преклонных лет, но и эталон мудрости, он хранитель нравственности общества, кладезь традиционных ценностей, образец для подражания, духовная основа. Лермонтов представляет старцев такого общества, откуда сбегает пророк, они учат насмехаться над посланниками господа и сами порождают насмешки.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительный анализ стихотворений Пророк Пушкина и Лермонтова

Популярные сегодня темы

Что же делает людей жестокими? Характер? Наследственность? Индивидуальные особенности? Да, присутствуют и такие случаи. Но мне кажется, что ключ к жестокости совершенно в другом

Михаил Иванович Костылев – один из главных героев пьесы Горького «На дне».

Из всех дней недели больше всего я люблю пятницу. В этот день можно немного расслабиться, так как скоро выходные. Ты уже заранее знаешь, что следующие два для будут для тебя отдыхом. В пятницу я всегда с радостью собираюсь в школу.

Одним из ключевых произведений Николая Васильевича Гоголя можно назвать произведение под названием «Мертвые души». Это поэма, по сюжету которой помещик, желая разбогатеть любыми способами

В 1852 году свет увидел сборник рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника». Главный герой, он же является рассказчиком, путешествующим вместе со своей собакой, ведёт записи своих странствий.

Источник

Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова

История написания произведений

Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова следует начинать с истории создания данных творений. А.С. Пушкин принимается за свое бессмертное произведение в 1826 году, узнав о казни восставших на декабрьской площади людей. Поэт хорошо был знаком с казненными декабристами и считал их честными людьми. Известие о несправедливой гибели своих друзей возмутило А.С. Пушкина и он выражает свое несогласие с произошедшими событиями в строках: «Духовной жаждою томим…» . Именно духовный смысл жизни заботит автора в этом период более всего.

«Пророк» Лермонтова берет свое начало с места окончания «Пророка» Пушкина: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка… ». У Лермонтова все произведение насыщено горечью переживаний и душевной болью. Сравнивая произведения между собой можно прийти к выводу, что одно из них является продолжением другого и между ними существует некая преемственность.

О чем данные произведения?

«Пророк» Пушкина и Лермонтова являются одними из ключевых творений в жизни каждого из поэтов. Обоих поэтов постигла учесть людского непонимания и раннего ухода из жизни.
В произведении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова пророки обладают «даром провидения».

Жизнь героя Лермонтова наполнена болью и страданиями от неверия людей в его истину. Его героя сопровождают вечные насмешки и презрение. Лермонтов наделяет своего «Пророка» вполне человеческими чертами: «бледен», «худ», «одет в лохмотья», «он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы». Герой Лермонтова лишен надежды и не верит в лучшее будущее.

Великие произведения великих авторов написаны в жанре лирической исповеди. И в первом и во втором случае произведение основано на библейском прототипе. Александр Сергеевич наделяет своего пророка величественными качествами, используя в произведении различные старославянизмы. У Михаила Юрьевича пророк наделен более земными качествами, а само произведение построено в стиле современной лексики. Проявлений Пушкинской торжественности в стихотворении Лермонтова практически не ощущается, зато чувствуется глубокая душевная печаль от возложенной миссии.

Главная идея

Анализируя «Пророка» Лермонтова и Пушкина перед читателем представляется картина противостояния поэта и общественности. «Пророк» Пушкина изображается автором как совершенствование душевных порывов над собственными пороками человечества. Герою Пушкина открывается истина, заключенная в служении людям. Находясь один в «пустыни мрачной» герой Пушкина стремится только к людям. Пушкин считает, что за подаренный дар провидица, его герой должен послужить людям, неся в их жизнь свет и добро, а свою жизнью стоит пожертвовать ради других.

«Пророк» Лермонтова абсолютно противоположен « Пророку» Пушкина. Выразив свою истину в собственных творениях, герой Лермонтова не находит поддержки среди людей и устремляется от них в пустыню. Все произведение Лермонтова насыщено болью и отчаянием. Поэт чувствует свое бессилие над миром людей. Все его старания по преображению человека оказались пустыми, и он был: «унижен», «осмеян», и «изгнан».

Данные произведения по-разному трактуют представление о пророческой доли поэта. А.С. Пушкин описывает направление пути следования поэта, а М.Ю. Лермонтов показывает, насколько тернист и сложен, бывает такой путь. Производя сравнение двух бессмертных можно найти как черты сходства, так и черты различия между ними. В обоих стихотворениях идет обращение к библейскому персонажу и присутствует некая метафоричность. В то же время произведение А.С. Пушкина наполнено более философическим смыслом и содержит многочисленные церковнославянизмы. «Пророк» Пушкина написан в стиле классицизма. Произведение М.Ю. Лермонтова наполнено трагичностью от людского непонимания и относится к стилю романтизма.

Источник

Сравнение стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова

Два стихотворение с одинаковым названием «Пророк» были созданы двумя талантливейшими поэтами XIX века А. С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым с разницей в 15 лет. Пушкин сочинил своего «Пророка» в 1826 году, лермонтовский «Пророк» был написан в 1840-м году во время кавказской ссылки. Надо заметить, что Лермонтов преклонялся перед Пушкиным, мечтал о знакомстве с ним. Но, высоко оценивая талант Пушкина, Лермонтов предъявлял к себе очень высокие требования и считал, что его стихи недостойны того, чтобы показывать их Гению Российской поэзии.

Сравнение стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова демонстрирует их духовную и тематическую взаимосвязь.

«Пророк» Александра Пушкина явился попыткой поэта осмыслить свое место и предназначение в жизни и на литературном поприще. А с другой стороны стихотворение Пушкина служит призывом к современникам – глаголом жечь сердца людей.

Стихотворение создано в жанре классической оды. В нем использованы возвышенные слова, характерные для этого поэтического жанра. Этим Пушкин хотел подчеркнуть, что ода, как литературный жанр, должна прекратить служить власть предержащим. Это был вызов старой литературной школе, последователями которой были Державин, Ломоносов, Карамзин, отчасти Жуковский.

Читайте также:  Сравнение игровых ноутбуков asus

В «Пророке» Пушкина звучит начало темы. Поэт показывает, как к его герою в пустыне прилетел шестикрылый Серафим, представляющий в христианстве Божьего посланника. Серафим духовно преобразил человека, который стал понимать язык зверей и птиц, слышать ангелов на небесах. Этот сюжет частично взят из библейской Книги Пророка Исайи.

Стихотворение наполнено аллегориями. Под пророком подразумевается поэт, духовно перерожденный, тонко чувствующий страдания, красоту природы, язык зверей. Он видит и слышит не так, как видят и слышат обычные люди.

Сравнительная характеристика стихотворений, показывает, что «Пророк» Лермонтова служит своеобразным продолжением пушкинской темы. Да, он, пророк исполнился волею Божьею и пошел жечь сердца людей. Лермонтов как будто показывает, что стало с пророком годы спустя:

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

О библейской теме свидетельствуют и многочисленные старославянизмы (глагол, виждь, внемли, десница и другие), употребление которых воспринимается более логично, если вспомнить, что в XIX веке Библия издавалась, читалась и изучалась на старославянском языке.

В своем стихотворении Лермонтов показывает не только себя, он говорит и о том, что стало с Пророком — Пушкиным, которому тоже приходилось, правда, вынужденно, скрываться в «пустыне» — в родном имении Михайловском.

Лермонтов не отступает от пушкинской темы, он показывает, насколько тернист путь всех пророков. Но пророк Лермонтова может быть счастливым, только оставаясь наедине с собой, разговаривая с тварями земными и звездами. Для людей он является изгоем и посмешищем. Люди превозносят тех, и верят тем, кто говорит то, что они хотят услышать. А если пророк призывает к смирению и служению Богу или Отечеству, значит, он неуживчивый, гордый глупец. В лермонтовском «Пророке» звучит библейская тема из книги Иеремии. Пророк Иеремия тоже был не понят своими современниками и подвергался гонениям.

Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова «Пророк», указывает и на единство стилей, в которых написаны оба стихотворения. Стихотворение Пушкина опирается на библейский стиль и библейскую лексику, Лермонтов в своем «Пророке» придерживается той же тематики, в его произведении также встречаются старославянизмы, хотя стихотворение написано в лирическом жанре, и более простым языком, чем «Пророк» Пушкина.

Если вспомнить о том, что стихотворение Лермонтова было написано незадолго до его гибели, то можно предположить, что в своем Пророке он показал и свой тернистый путь. Лермонтов тоже попал в опалу после серии своих стихотворений: «На смерть поэта», «Прощай немытая Россия», «Родина» и др. В 1840-м году его сослали на Кавказ с приказом посылать его на передовые линии. Поводом для этой ссылки послужила дуэль с сыном французского посла, а истинная причина крылась в его вольнолюбивых стихах, которые с возрастом и расцветом его таланта становились все более адресными и направленными.

Безверие и уныние, которыми пронизано стихотворение Лермонтова, связаны не только с гонениями его творчества, но и с общими настроениями, царившими в тогдашней Российской среде. Если Пушкинский Пророк, вдохновленный гласом Божьим, идет из пустыни к людям, то пророк Лермонтова, напротив, бежит от людей в пустыню.

Источник

«Пророк» — сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

История написания стихов

А. С. Пушкин написал своего «Пророка» в 1826 году. Стихотворение было посвящено восстанию и казни декабристов. Поэт хорошо знал казнённых, дружил с ними и считал их благороднейшими людьми своего времени. Свой протест случившемуся он выразил в строках этого стихотворения. В это время его более всего заботил духовный аспект человеческой жизни.

Произведение Лермонтова преисполнено душевной боли и горьких переживаний. Его стихотворение служит как бы продолжением пушкинского. Между произведениями отслеживается духовная преемственность.

Своё стихотворение Лермонтов создал накануне гибели. Он как будто предсказывал собственную трагическую судьбу и непростой жизненный путь. За серию стихов («На смерть поэта», «Родина» и др.) Лермонтов попал в опалу и был сослан на передовые линии Кавказской войны. Официальным предлогом для ссылки была дуэль с сыном французского посла. Однако его стихи становились всё более прямыми и открыто выражали взгляды поэта.

Подавленность и обречённость, пронизывающие стихотворения Лермонтова – это не только его реакция на опалу и ссылку. Такие настроения царили тогда среди просвещённого российского общества. В целом авторов обоих произведений постигла одна и та же участь – непонимание окружающих и ранний уход из жизни.

Содержание произведений

В произведениях Пушкина и Лермонтова главные герои наделены даром провидения. Прототипом пушкинского персонажа стал библейский пророк Исайя, лермонтовского – Иеремия:

  1. Герою Пушкина открывается высшая истина, которую он должен донести до людей. Поэт описывает создание пророка. Всевышний посылает серафима наделить героя необходимыми качествами. Стихотворение отражает веру автора в высшую справедливость и человеческую душу.
  2. Герой Лермонтова, напротив, страдает от того, что люди не верят в истину, которую он пытается донести. Его окружает всеобщее презрение. Внешность персонажа вполне человеческая – он бледный и худой, одет в отрепья. Пророк бредёт по городу и слышит оскорбления в свой адрес. Он лишён надежды и не верит в будущее.

Главная идея

Основная идея, которая прослеживается в стихотворениях обоих авторов – это противостояние поэта и общества. Однако пушкинский персонаж представлен как превосходящий человеческие пороки. Истина открывается ему в служении людям и донесении до них истины и воли Творца. Из «мрачной пустыни» пушкинский герой стремится к людям. По мнению автора, за полученный дар пророк обязан послужить людям и пожертвовать ради них своей жизнью. Его цель – нести свет и добро. Это главное, чем различаются образы поэта-пророка и писателя.

Лермонтовский пророк – абсолютная противоположность герою Пушкина. Поэт выражает свои взгляды, но не находит понимания среди окружающих его людей. В отчаянии он уходит от общества в пустыню. Стихотворение наполнено отчаянием и безысходностью. Поэт ощущает своё бессилие донести до людей истину. За свои старания он подвергается унижению и гонениям.

Основная идея у этих стихотворений одна. Оба они написаны как некие метафоры. Но авторы по-разному видят пророческую роль поэта в обществе и описывают разные стороны этого пути:

  1. В стихах Пушкина описывается процесс преображения поэта в пророка и даётся направление следования.
  2. Стихи Лермонтова больше внимания уделяют тому, насколько труден и наполнен страданиями этот путь.
Читайте также:  Газовый котел бакси сравнить

Темы и проблемы

Оба стихотворения затрагивают схожие проблемы. Основные темы, раскрытые авторами:

  1. Предназначение поэта и поэзии – быть избранными Богом пророками. Их главное предназначение – донести до человечества истину.
  2. Проблема отношения поэта и толпы – у Пушкина она не раскрыта, но Лермонтов наглядно показывает её. Пророк у него не понят окружающими, унижен и изгнан из общества.

В обоих случаях поэты представляют народные массы тёмными, невежественными и порочными.

Особенности жанра и техники

Оба великих произведения русских поэтов созданы в едином жанре – лирической исповеди. Пушкин делает своего персонажа величественным и значительным. Для этого он пользуется старославянизмами и другими приёмами для усиления торжественности описания. Всё стихотворение составлено в стиле, близком к классической оде, написано в возвышенном духе.

В этом заключался намёк Пушкина на то, что поэзия в целом и оды в частности не должны служить только власть имущим. Ранее оды посвящали монаршим особам и писали по особо торжественным случаям: ко дню рождения, коронации и пр. В своём творении Пушкин бросает вызов мастерам старой школы – Ломоносову, Державину, Карамзину.

Судьба главного героя описывается последовательно. Этот приём носит название линейной композиции. Однако здесь отчётливо прослеживается и кольцевая композиция, при которой описание некоторых событий повторяется:

  1. В самом начале бредущему по пустыне герою является высшая сила в образе шестикрылого серафима. Она открывает ему неведомую доселе истину и преображает его духовно и физически.
  2. В конце сочинения пророк вновь сталкивается с высшей силой – Бог направляет его и диктует дальнейшие поступки.

Стихотворный размер рифмы, которым написаны оба «Пророка» — четырёхстопный ямб.

Сравнение лирических героев Пушкина и Лермонтова показывает, что второй персонаж выглядит более «земным» и реальным. Лексика стихотворения более современная. Оно написано в стиле неоромантизма. Каждая строка пронизана глубокой душевной печалью и тяжестью возложенного на себя бремени. Жанр произведения – лирический. Однако в нём присутствует не столько описание событий, сколько исповедь героя. Читателю открываются его переживания и внутренний мир.

Лермонтов также объединяет в своём творении линейную и кольцевую композиции. Благодаря первой, смысл стиха легко воспринимается, вторая добавляет ему глубины и красок. Герой Лермонтова не встречается с высшей силой напрямую. Однако его пророческий дар – ссылка на Божью волю.

Композиция лермонтовского стиха включает:

  1. Жизнь героя до уединения с попытками донести до людей истину.
  2. Изгнание и жизнь в пустыне.
  3. Возвращение в город.

Таким образом, поэт даёт возможность читателю ощутить остроту каждой из раскрытых проблем – гениальность поэта как Божий дар, его отрешённость от мира и отношения с толпой.

Средства художественной выразительности

Эти средства применяются авторами обоих произведений. Наиболее значимыми являются следующие:

  1. Эпитеты – они придают речи экспрессивности и выразительности (пример: мудрые, пылающий, чистые, грешный, лукавый).
  2. Метафора – более обобщённый приём, перенос значения по похожему признаку.
  3. Олицетворение – придание признаков живого существа («звёзды слушают» и пр.).
  4. Сравнение.
  5. Гипербола – используется, чтобы подчеркнуть мысль о богоизбранности пророка, его исключительную роль.
  6. Антитеза – поэты противопоставляют любовь злобе, жизнь — смерти и пр. Это усиливает яркость образов главного героя и среды, в которой он существует.

Персонаж Пушкина одолеваем духовной жаждой. Он нуждается в сильном потрясении, чтобы возродиться морально. Таким потрясением для него становится встреча с серафимом. Теперь герой совсем по-другому видит окружающий его мир, почему его сознание коренным образом меняется. Если раньше его язык был «празднословным и лукавым», теперь его основная задача – жечь людские сердца словами (глаголом).

Образ толпы у Пушкина практически не прорисован. О её существовании можно догадаться только по тому, что пророк будет затрагивать людские сердца. Неизвестно, как будут восприняты слова поэта людьми, не знающими истины.

Пророк Пушкина отличается от пророка Лермонтова. Последний уже познал отношение и неприязнь толпы. Невежественные люди оттолкнули его и подвергли насмешкам. Единственные, кто его понимают – это звери в пустыне и высокие звёзды. Но герой не испытывает тоски, он наслаждается тишиной и гармонией пустыни.

Город в стихотворении Лермонтова описывается как средоточие невежественности. Живущие в нём не желают принимать истину и знания. Толпа забрасывает камнями пророка.

Сравнительный анализ

Сопоставительное сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова — таблица:

сравнительный признак характеристика у Пушкина характеристика у Лермонтова
жанр лирическое повествование лирическая исповедь
поднятые вопросы долг поэта перед обществом и его место в мире отношения поэта и толпы
литературные приёмы гиперболы, сравнения, метафоры, эпитеты сравнения, метафоры, эпитеты, антитезы
главная идея долг поэта-пророка донести истину до людей непринятие пророка толпой
стиль написания классицизм, можно сопоставить с одой у мастеров старой поэтической школы неоромантизм
основное сходство поднята проблематика роли поэта в обществе, написано в лирической тональности четырёхстопным ямбом, используется линейная и циклическая композиция
различия повествует о начале пути пророка раскрывает дальнейшую судьбу пророка и его отношения с людьми

Стихотворение Пушкина является логическим началом темы отношений поэта и общества. Здесь описано самое начало истории – поиск героем знаний и истины, явление ему божьего посланника, духовное и физическое преображение. В аллегорической форме здесь отражена способность поэта видеть и чувствовать то, что недоступно остальным людям.

«Пророк» Лермонтова логически продолжает тему. Здесь как будто показано, какое будущее ждёт того, кто стал исполнителем Божьей воли и прорицателем истины. Лермонтов в своём стихотворении описывает не только себя. Он ссылается на библейский стих – пророк Иеремия также подвергался гонениям от своих современников.

Здесь просматривается намёк и на другого гениального пророка – Пушкина и его судьбу. Ему тоже приходилось неоднократно становиться добровольным узником, скрывшись в своём родовом имении.

Персонаж Лермонтова может быть счастливым только в уединении, ведя диалог со звёздами и животными. В этом отражается вся трудность пути пророков. Для обычных людей они становятся изгоями. Ведь большинство людей верит лишь тому, чему хочет верить.

Оба произведения написаны в лирическом жанре и основаны на библейских темах. Они подчёркивают общность судьбы тех древних пророков и поэтов в современном им обществе.

Источник