Меню

Сравнить виды избирательных систем



Тема 2. Избирательные системы Российской Федерации

Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная избирательная система система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своем избирательном округе. Существуют две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.

При выборах по пропорциональной системе избиратель голосует за списки кандидатов, сформированные политическими партиями. Мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально поданным за них голосам при условии, что кандидаты преодолели установленный процентный барьер. В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную Думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. В 2016 году половина депутатов (225) Государственной Думы РФ избирались по одномандатным избирательным округам, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 года все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

Достоинством пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей «не пропадают» (кроме, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер). Система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей, при этом такая возможность не теряется у меньшинства. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.

Одним из главных недостатков пропорциональной избирательной системы считается утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами, частичная потеря принципа народовластия.

В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей. В качестве недостатка может рассматриваться и процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.

Смешанная система основана на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

С 2014 года в Российской Федерации принята смешанная система выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.

Источник

Избирательные системы в России и за рубежом: сравнительный анализ

Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ избирательных систем России, а также в таких зарубежных странах, как Великобритания, Франция и США. Исследуя действующие избирательные системы, автор отмечает практическую невозможность их существования в «чистом виде», подчеркивая, что в настоящее время все активнее применяются смешанные модели избирательных систем, особое внимание акцентируется на преимуществах и недостатках каждой из них.

Безусловно, важное место в институте выборов принадлежит избирательной системе, так как без нее невозможно регулирование и организация избирательного процесса в целом. Само понятие «избирательна система» может использоваться и в широком смысле, и в более узком. Если говорить об узком смысле данного понятия, то такой термин употребляется для обозначения системы, согласно которой, происходит распределение мест в выборных органах после публикации итогов голосования. В более широком смысле избирательная система представляет собой систему общественных отношений, которые являются упорядоченными, имеют тесную взаимосвязь с выборами в органы публичной власти и определяют порядок проведения выборов.

Каково же назначение и роль избирательной системы в современном демократическом государстве? Прежде всего, избирательная система призвана обеспечить представительство народной воли; но кроме того, избирательная система оказывает непосредственное влияние на эффективность функционирования всей политической системы и органов власти, независимо от ее уровня.

Что же касается типологии избирательных систем, по которым можно было бы выделить их четкие разновидности, то здесь подчеркнем, что до сих пор в международном праве так и не были выработаны единые стандарты по данной проблематике. Вопрос об установлении той или иной избирательной системы в конкретном государстве находится в компетенции непосредственно данного государства: избирательная система может быть закреплена в конституции, а также в иных отраслевых законах, регулирующих избирательные отношения.

Читайте также:  Glo hyper сравнение с сигаретами

В связи с отсутствием единой классификации избирательных систем, среди большинства ученых-правоведов и социологов устоялось мнение о существующих трех избирательных системах: мажоритарной, пропорциональной и смешанной [1]. Это означает, что в науке российского избирательного права авторами в качестве основного применяется математический принцип определения победителя (победителей) на выборах[1]. Но если мы обратимся к зарубежным представлениям об избирательных системах, то заметим, что здесь выработаны иные критерии разграничения. По мнению американских ученых: Р. Таагепера, М. Шугарта, К. Боуна, основными выступают следующие факторы: содержание голоса, порядок суммирования голосов и порядок определения победителей [1]. В отечественной науке присутствует еще один критерий, отмеченный такими авторами, как А. Е. Любарев, А. В. Иванченко, А. В. Кынев. Это- способ голосования избирателя: избиратель может голосовать за определенного кандидата, или же за конкретную партию (партийный список) [2]. Очевидно некоторое отождествление избирательной системы с категориями «избирательное право» и «избирательный процесс».

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что некоторыми российскими и зарубежными учеными не признается традиционная классификация избирательных систем – они выделяют свои собственные, многочисленные их виды[1]. Подтверждением данному факту является отечественное избирательное законодательство, которое не содержит указанных выше терминов: используются лишь такие понятия, как «выборы по одномандатным округам», «выборы по многомандатным округам», «выборы по партийным спискам». Рассмотрим существующие на сегодняшний день современные избирательные системы, как в отечественной правовой системе, так и за рубежом, проанализируем их и выявим основные закономерности.

Так, Великобритания, будучи монархией, применяет практику назначения избирательной комиссии главой государства (монархом), на которую возложены функции по организации и обеспечению выборов. Избирательная система Великобритании – трехуровневая. Так, на национальном уровне проходят выборы в Палату Общин; на региональном – выборы в Парламент Шотландии, а также Национальные Ассамблеи Северной Ирландии и Уэльса; а на местном уровне избираются члены советов округов, общин, а также мэры и др. Высший законодательный орган Великобритании – Парламент[2]. Его нижняя палата (Палата Общин) избирается по одномандатным округам тайным голосованием на принципах всеобщего равного прямого избирательного права. Здесь применяется мажоритарная система относительного большинства: как только объявляются выборы в нижнюю палату Парламента, происходит условное деление государства на равные по численности населения округа, в каждом из которых избирается по одному члену нижней палаты. Один раз в десять лет происходит пересмотр границ данных избирательных округов. Это обусловлено изменением численности их населения вследствие миграции. Такая система выборов часто именуется как система, где «победитель забирает все», поскольку тот кандидат, который в результате выборов получил относительное большинство голосов, забирает всю законодательную власть в своем округе.

Но классическая мажоритарная система – не единственная, которая применяется в Соединенном королевстве. Здесь также используется мажоритарно-преференциальная система, по которой избираются мэры в Англии и Уэльсе, в случае, если свои кандидатуры выдвинули более, чем два кандидата. Шотландия и Северная Ирландия используют систему единственного передаваемого голоса, по которой проводятся местные выборы. По смешанной мажоритарно-пропорциональной системе осуществляются выборы в Шотландский Парламент, Национальную Ассамблею Уэльса, Ассамблею Лондона), а выборы в депутаты Европарламента (за исключением Северной Ирландии), происходят по системе закрытых партийных списков.

Сравнивая британскую, другие европейские (например, германскую) и отечественную избирательные системы, отметим, что здесь отсутствует такое понятие, как «день тишины»[2] (проводимый за день до выборов). В Великобритании разрешена предвыборная агитация даже в день самих выборов (за исключением самих избирательных участков). Еще одним «немыслимым» на наш взгляд, парадоксом, является то, что избиратели в Великобритании (кроме территории Северной Ирландии), приходят на избирательные участки без предъявления удостоверения личности. Однако, такая свобода, по мнению ряда экспертов, неизбежно приведет к тому, что при подсчете голосов и объявлении итогов выборов будут происходить злоупотребления, которые повлекут за собой фальсификацию результатов выборов.

Что касается избирательной системы, действующей во Франции, то здесь стоит обратить внимание на ее отличия от британской и германской систем: в ней выделяются лишь два уровня – национальный и локальный. На первом уровне проходят выборы президента и выборы в парламент, на втором – региональные выборы и выборы в департаменты государства. Также обратим внимание на то, что французский парламент, в отличие от британского, является полностью избираемым (в Великобритании избирается только нижняя палата). Депутаты нижней палаты (Национальной Ассамблеи) избираются путем всеобщего тайного голосования по смешанной мажоритарной системе: здесь работает правило относительного большинства. Так, для того, чтобы успешно пройти первый тур выборов, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов (важно, чтобы было набрано не менее одной четвертой части голосов включенных в списки избирателей). В случае недостижения необходимых результатов, выборы проводятся в два тура: во второй тур допускаются кандидат, которые набрали минимально необходимое количество голосов — не менее одной восьмой части от списка избирателей. Установление указанного барьера для того, чтобы кандидат прошел во второй тур необходимо для поддержания ограниченного числа сильных, средних и крупных партий, но чтобы при этом сохранялись две доминирующие политические силы.

Читайте также:  Amd или intel сравнить процессоры

Обращает на себя внимание и такая особенность избирательной системы Франции, как исчисление избирательных округов: они подразделяются по числу жителей (в отличие от Великобритании, где исчисляется количество избирателей). Важно, чтобы при этом в нижней палате Парламента у каждого департамента имелось два или более мандатов[3].

Еще одними избирательными системами, заслуживающими, на наш взгляд, пристального внимания, являются системы России и США. Рассмотрим их далее подробно.

Так, система выборов, действующая на сегодняшний день в США, имеет важную особенность, отличающую ее от отечественной избирательной системы, предусматривающей прямые выборы: это использование института выборщиков. Безусловно, американскую систему выборов можно признать самой демократичной, все же она имеет ряд серьезных недостатков, что и подтвердилось на 45-х выборах Президента США. Раздел 1 ст. 2 Конституции США[4] закрепляет порядок выборов президента, согласно которому, проведение выборов приходится на строго установленную дату. Но предвыборная кампания начинается за долгий период до начала самого голосования: в ней выделяют две стадии – партийная и общая. Минусы американской избирательной системы заключаются в том, что влияние на результат выборов могут оказать, по сути, только две партии, тогда как по факту в стране зарегистрировано свыше 200 партий. Так, по мнению некоторых политологов, в частности, д. Коила, в США существует двухпартийная система: в государстве действуют республиканская и демократическая партии[4]. За них голосует основная масса избирателей, и потому для других партий возможность влияния на политическую жизнь США существенно ограничена: они не влияют на итоги выборов и распределение власти в стране.

Кроме того, в США значительно усложнена процедура выдвижения кандидатов в президенты. Первый шаг избирательной кампании – это проведение предварительных выборов, результаты которых будут определять выдвижение единой кандидатуры от партии на республиканском съезде партии. Далее следует вторая стадия – проведение предвыборной агитации.

Достаточно острым и дискуссионным является вопрос, связанный с применением института выборщиков. Выборщики избираются, исходя из численности населения того или иного штата (помимо выборщиков от 50-ти штатов, трое из них определяются Федеральным округом Колумбия). Для избрания выборщиков в США применяется мажоритарная система относительного большинства. Главным образом, в числе выборщиков находятся доверенные лица кандидатов, а также представители религиозных и общественных организаций. Таким образом, на каждый штат сформировано 2 списка выборщиков (от двух ведущих партий, названных выше). По результатам голосования на уровне штата, полный список выборщиков утверждается губернатором от победившей партии (даже хотя бы набравшей на один голос больше).

Но, по мнению некоторых политологов и социологов, как представителей США, таки ряда других стран, выборная система в США имеет большой плюс: это ее устойчивость к фальсификациям выборов на уровне штата. Благодаря институту выборщиков, победа кандидата, поддерживаемого лишь несколькими штатами, исключена. Здесь, такая система, бесспорно, выигрывает перед системой прямых выборов: ведь в аналогичном случае необходимо было бы проводить повторные выборы, а это, в свою очередь, повлекло бы дополнительные финансовые расходы. Кроме того, если все же фальсификация при системе выборщиков произошла в каком-то конкретном штате, то данный неприятный момент не может оказать влияние на итог выборов. В данной ситуации выборщики вправе провести расследование по случившемуся инциденту.

Что же касается российской избирательной системы, то в нашей стране, в отличие от США, выборы Президента являются прямыми и регламентированы сразу несколькими законодательными актами: это Конституция РФ[5], ФЗ «О выборах Президента РФ» [6], ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[7] и иные законы. Согласно Конституции РФ, Совет федерации назначает дату выборов Президента РФ: решение о выборах принимается не ранее, чем за 100, и не позднее, чем за 90 дней до даты голосования. После того, как решение о выборах было принято, оно официально публикуется в средствах массовой информации [8].

Выдвижение кандидатов на должность Президента РФ возможно как от политических партий, так и в порядке самовыдвижения, что закреплено в п.1 ст. 6 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[6]. На практике сложной остается процедура регистрации кандидатов в порядке самовыдвижения. Необходимо создать инициативную группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, поддержавшую кандидата и после её регистрации ЦИК РФ, кандидат обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, что требует наличия значительных политических и финансовых ресурсов. Согласно ст. 81 Конституции РФ [5] выборы Президента РФ, в отличие от США, происходят на основе всеобщего равного и прямого голосования при тайном голосовании. Участие в выборах Российской Федерации является свободным и добровольным.

Читайте также:  Сравнение погоды по месяцам

В заключение отметим, что по результатам анализа избирательных систем в России и за рубежом, можно говорить как о плюсах, так и о существенных пробелах каждой из рассмотренных нами систем. Так, например, взять избирательную систему в Великобритании, где допуск на избирательные участки полностью свободен: избиратели могут голосовать без предъявления документов, удостоверяющих личность. На наш взгляд, такая система — прямой путь к фальсификации, так как не позволяет реально отследить количество избирателей документально. Следует отметить, что и в США избирательная система далека от идеала. Полагаем, что основной ее недостаток – это отсутствие прямых выборов Президента. И, наконец, отечественная система – это наиболее упрощенный, но не лишенный недостатков вариант, поскольку выборы в России являются прямыми, что не применяется в США, где действует институт выборщиков. Как считает определенная часть американского общества, США необходимо установить принципы всеобщего, прямого, равного избирательного права при выборах президента для подтверждения демократичности американской избирательной системы, американского общества в целом.

Список литературы

1. Зарубежное избирательное право: учеб.пособие / под ред. В. В. Маклакова. М.: Норма, 2003. 288 с.
2. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие / под ред. В. Е. Чиркина. М.: Междунар. отношения, 2002. 448 с.
3. Водовозов, В.В. Всеобщее избирательное право на Западе / В.В. Водовозов. — М.: Книга по Требованию, 2015. — 255 c.
4. О соблюдении в США избирательных прав граждан при проведении выборов Президента США 6 ноября 2012 года (Статья в журнале «Международная жизнь». 2013. № 2.
5. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
6. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция).
7. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция).
8. Варлен М.В. О достоинствах и недостатках избирательных систем / Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы. / Отв. ред. В.И. Фадеев. – М., 2014. –С. 57.

Источник

Сравнить виды избирательных систем

– эта система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства. Относительное большинство подразумевает, что избираемый кандидат должен набрать больше голосов чем любой другой кандидат, а по системе абсолютного большинства кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов (50%+1голос)

Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Пропорциональная(англ. proportional electoral system)

Смешанная

Смешанная избирательная система — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой – за политическую партию.

Таким образом, смешанная избирательная система – это одновременно распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных голосов избирателей и система большинства по принципу «первый получает пост»

За рубежом

Избирательные барьеры в разных странах

Избирательная система в России

До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.

При выборах президента, применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

Источник