Меню

Сравните два мнения относительно задач культурной революции



Культура 1920-1930-е гг.
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Тип учебного занятия: модульное обучение.

Предметные:

– умение приводить примеры из ранее полученных знаний путём анализа исторических документов;

определять основные задачи стоящие перед руководителем страны в области просвещения; отношение власти к «буржуазной культуре»;что руководство страны понимало «монументальной пропагандой; как начиналось формирование нового направления в искусстве – социального реализма

— развивать у учащихся навыки работы с различными историческими документами;

— содействовать развитию учебных умений; умению анализировать, сравнивать, обобщать

Скачать:

Вложение Размер
kultura_modulnoe_obuchenie.docx 21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Культура 1920-1930-е гг.»

Учитель: Часнык надежда Александровна

МБОУ СОШ № 6 городского округа г. Шарья, Костромской области.

Интегрирующая цель : формирование представлений об особенностях, основных направлениях и итогах культурной революции, объяснять сущность и противоречия развития духовной сферы общества в 20-30 гг.; показать на примерах вклад научной и художественной интеллигенции в развитие Советского государства; рассказать известных произведениях советской литературы, искусства, рассматриваемого период; объяснить причины их популярности; познакомить с понятиями и терминами: культурная революция, социальный реализм

Тип учебного занятия: модульное обучение.

– умение приводить примеры из ранее полученных знаний путём анализа исторических документов;

определять основные задачи стоящие перед руководителем страны в области просвещения; отношение власти к «буржуазной культуре»;что руководство страны понимало «монументальной пропагандой; как начиналось формирование нового направления в искусстве – социального реализма

— развивать у учащихся навыки работы с различными историческими документами;

— содействовать развитию учебных умений; умению анализировать, сравнивать, обобщать.

— умение самостоятельно формулировать проблемные вопросы;

— умение самостоятельно формулировать цели учебного занятия, планировать пути достижения этих целей, выбирать способы решения учебных задач;

— формулировать и аргументировать свое мнение;

-развитие компетенции в области использования ИКТ, ресурсов ИНТЕРНЕТ

-Формирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений, умение работать в сотрудничестве

— отработка навыков работы с различно информацией

— отработка навыков самооценки и рефлексии

Методы обучения : частично- поисковый (эвристический) метод.

Формы организации познавательной деятельности : групповая работа (работа в парах).

Средства обучения: индивидуальные средства учащихся:

1) Учебник: История России 20- начало 21 века. А.А.Данилов, Н.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, изд-во «Просвещение», 2014

2) Дополнительные источники информации: Кокова В.П., Розенталь «Россия 1917» — Пакет – комплект документов по истории 1995 г

Рябцев Ю.С. «Хрестоматия по истории русской культуры: первая половина 20 века, 2003 г.

Левандовский А.А. «Поурочные разработки к учебнику «Россия 20 в

Изучение нового материала

Културная революция. Партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества. Развитие системы образования: успехи и просчёты. Наука в годы первых пятилеток. Литература и искусство. Сущность метода социалистического реализма в искусстве. Театр и музыкальное искусство. Кино. Архитектура. Культура русского зарубежья. Противоречивый характер развития современной культуры в 1930гг.

Формировать понятийный аппарат: культурная револючия, социалистический реализм.

Объяснять сущность и противоречивость развития духовной сферы общества в 20-30 гг.

Развивать умения анализировать, сопостовлять и оценивать вклад научной и художественной интелегенции в развитие современного государства.

Объяснять причины их популярности.

Врспринимать традиции исторического диалога.

Сознатетельно организовывать и регулировать учебную деятельность, анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формировать и обосновывать выводы , использовать современные источники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Осознавать свою индентичность как гражданина страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Работают с модулем

Составлядь два мнения относительно задач культурной революции:

  • Точка зрения наркома просвещения А.В. Луначарского
  • Точка зрения Л.Д. Троцкого

Исследовать сущность процессов, которые происходили в области культуры, разделившись на творческие группы.

Представлять сообщение о достижениях и деятелях культуры; характеризовать развитие науки в данный период.

Исследовать особенности развития архитектуры в 1920-30 гг.

Обосновывать степень партийно –государственного контроля и его последствия на уровень развития культуры.

Комментировать и анализировать цифровые данные, характеризующие систему образования.

На этапе закрепления полученных знаний комментировать предложенную итоговую таблицу.

Устный –фронтальный опрос, бесседа. Практический комментарий таблицы, анализ текстов из учебника, дополнительных материалов

Домашнее задание: п. 11-12 Для силный вопр. № 8,для средних — № 6, для слабых — № 1

Тема «Культура 1920-1930-е гг.»

Содержание учебного материала с указанием заданий

Руководство по усвоению

  • На основе исторических источников информации сформировать представление о культурной революции, как «третичном фронте» наряду с индустриальной и коллективной как важном инструменте в построении социализма.

Цель: используя исторические документы сравнить два мнения относительно задач культурной революции

  1. Цель культурной революции наркома просвещения А.В. луночарского
  2. 2. Точка зрения Л.Д. Троцкого
  3. Как вы думаете, кто был прав в этом споре? Почему? И важно ли вообще ставить вопрос о целях того, что ты собираешься делать? Своё мнение аргументируйте.

Учебник стр .311

Цель: работа я с текстом п. 11 «Партийно — государственный контроль над духовной жизнью общества» определить степень этого контроля и его последствия для культуры.

  1. Какие области гуманитарной сферы контролировал Комиссариат правительства?
  2. Почему была резко ужесточена цензура во всех сферах духовной жизни?
  3. Почему власть шла на прямое физическое или моральное уничтожение части творческой интелегенции?
  4. Какую роль в духовной жизни общества играла идеалогия марксизма?
  5. Какие последствия могла иметь политика в отношении церкви?

Цель: изучить предложенную итоговую таблицу и прокомментировать её.

  1. Каковы цели культурной революции?
  2. Каковы тенденции культурного развития?
  3. Каковы социальные последствия?
  4. Объясните лозунг большевиков «Культуру в масы» Шла ли данная культура от народа?

Для силный вопр. № 8,для средних — № 6, для слабых — № 1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Культура в 1920-1930-е гг.» 9 кл.

Презентация СССР в 1920 -1930 годы поможет эффективно подготовитья учащимся 9 — 11 классов к экзаменам, к олимпиадам и поможет лучше усвоить материал, также поможет учителям.

презентация к уроку истории может быть использована в 9, 11 классах.

Россия в 1920-1930-х гг. (11 класс, презентация).

Материал для проведения компьюторного тестирования в 11 классе по теме: «Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг.».

Презентация «1920 -1930 -ые годы». 9 класс.

Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Источник

Сравните два мнения относительно задач культурной революции

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Политика большевиков в сфере культуры, проводимая в 1920–1930-е гг., привела к культурному регрессу страны».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

− в результате деятельности большевиков погибли, эмигрировали или были изгнаны из страны многие

представители старой интеллигенции, что привело к утрате культурных традиций;

− были закрыты многие культурные учреждения, объединения, организации, что нанесло значительный урон культурному развитию страны;

− в 1930-е гг. был ликвидирован плюрализм в художественных направлениях и утвердился единый метод социалистического реализма, был установлен партийный контроль над культурой;

− гонения на церковь привели к уничтожению или забвению многих шедевров церковного искусства;

− за границу были проданы многие художественные ценности;

2) в опровержение, например:

− в результате «культурной революции» в стране была практически ликвидирована неграмотность;

− было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах и рабочих посёлках – обязательное семилетнее образование;

− выходцы из рабочих и крестьян составили новую, советскую интеллигенцию;

− культурные достижения страны благодаря общедоступности музеев, организации выставок, открытию библиотек и т. д. стали доступны широким народным массам;

− созданные в 1930-е гг. творческие союзы обеспечивали материальные условия для творчества деятелей советской

− в 1920–1930-е гг. были созданы многие шедевры советского искусства (фильмы С. М. Эйзенштейна, Г. В. Александрова, скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», «Марш энтузиастов» И. О. Дунаевского и т. д.);

− в 1930-е гг. советские учёные и конструкторы достигли значительных результатов в развитии науки и техники

Источник

Сравните два мнения относительно задач культурной революции

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Политика большевиков в сфере культуры, проводимая в 1920–1930-е гг., привела к культурному регрессу страны».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

− в результате деятельности большевиков погибли, эмигрировали или были изгнаны из страны многие

представители старой интеллигенции, что привело к утрате культурных традиций;

− были закрыты многие культурные учреждения, объединения, организации, что нанесло значительный урон культурному развитию страны;

− в 1930-е гг. был ликвидирован плюрализм в художественных направлениях и утвердился единый метод социалистического реализма, был установлен партийный контроль над культурой;

− гонения на церковь привели к уничтожению или забвению многих шедевров церковного искусства;

− за границу были проданы многие художественные ценности;

2) в опровержение, например:

− в результате «культурной революции» в стране была практически ликвидирована неграмотность;

− было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах и рабочих посёлках – обязательное семилетнее образование;

− выходцы из рабочих и крестьян составили новую, советскую интеллигенцию;

− культурные достижения страны благодаря общедоступности музеев, организации выставок, открытию библиотек и т. д. стали доступны широким народным массам;

− созданные в 1930-е гг. творческие союзы обеспечивали материальные условия для творчества деятелей советской

− в 1920–1930-е гг. были созданы многие шедевры советского искусства (фильмы С. М. Эйзенштейна, Г. В. Александрова, скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», «Марш энтузиастов» И. О. Дунаевского и т. д.);

− в 1930-е гг. советские учёные и конструкторы достигли значительных результатов в развитии науки и техники

Источник

Методическая разработка урока истории России 10 класс «Культурное пространство советского общества в 1920-е гг»

Методическая разработка урока содержит большое количество дополнительного материала

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории России 10 класс «Культурное пространство советского общества в 1920-е гг»»

ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС.

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1920-Е ГГ.

Дать представление об особенностях, основных направления и итогах культурной революции;

Объяснять сущность и противоречия развития духовной сферы общества в 1920-е гг;

Показать на примерах вклад художественной и научной интеллигенции в развитие Советского государства;

Рассказать об известных произведениях советской литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности;

Познакомить с понятиями и терминами: культурная революция, социалистический реализм;

Характеризовать и анализировать основные направления культурной жизни страны в 1920-е гг;

Объяснить причины неприятия значительной части российской интеллигенции Октября 1917 г;

Объяснить причины гонений, направленных против православной церкви и ее служителей;

Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;

Анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формировать и обосновывать выводы, используя современные источники информации;

Решать творческие задачи;

Предоставлять результаты своей деятельности;

Проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

Осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Осознавать свою идентичность как граждан страны;

Осваивать гуманистические традиции и ценности общества;

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.

Проверка домашнего задания.

Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?

Политика советского государства в области культуры получила название «культурной революции». От того, как партия понимает суть и методы этой революции и ее результат- человек.

Задание 1. Сравните два мнения относительно задач культурной революции:

1-я точка зрения— наркома просвещения А.В.Луначарского:

«Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории»

Человек- хозяин жизни, мыслитель, творец, гражданин- вот о ком мечтал Анатолий Васильевич.

2 точка зрения— Л.Д.Троцкого.

В ближайшие 20-50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появится «новый человек»?

— Как вы думаете, кто был прав в этом споре?

Ликвидация неграмотности. Строительство советской школы.

Развитие литературы. «Сумерки Серебряного века»

Власть и интеллегенция.

Большевики и церковь.

Введение в новый материал.

Очень многое зависело от того, кто руководил культурным строительством.

Задание 2. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Руководители культурной революции.

Луначарский Анатолий Васильевич ( 1875-1933) был человеком таких дарований, что простой их перечень составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном 200-летия создания Российской Академии Наук, перед учеными многих стран Луначарский прочел речь на шести языках о значении науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты называли наркома самым культурным министром просвещения в Европе. Еще в годы эмиграции Анатолий Васильевич, получивший образование за границей , изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе.

«Комиссаром при наркоме» называл В.И.Ленин заместителя Луначарского Михаила Николаевича Покровского (1868-1932).

Историк по образованию, Покровский много сделал для развития науки. Человек прямой и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с Луначарским.

Работой по ликвидации неграмотности и пропаганде идей коммунизма руководила Надежда Константиновна Крупская, жена В.И.Ленина. Человек скромный, Надежда Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались себе привилегий, власти. Ничего для себя, все-делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила пешком, хотя многие работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль, говорит о многом.

— Какие характерные черты вы увидели в личностях тех людей, которые занимались развитием культуры в нашей стране?

— Что вам в них особенно понравилось?

Работа по теме урока.

Ликвидация неграмотности. Строительство советской школы.

Задание 3. Проанализируйте текст п. § и ответьте на вопросы.

С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне революции 73 % страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства достигала 85 %. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов составляла 0,5-1, 5 %. 48 народов вообще не имели письменности.

В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь- на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации неграмотности.

К концу 197 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные в это время в городах составлял 79 %, а в деревне 43 %. Оказалось, что ликвидация неграмотности – дело гораздо более трудное и требует больше времени ,чем казалось вначале. В 1927 г СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. чуть более половины детей школьного возраста ходили в школу. Более 90 тыс. членов сельсоветов СССР были неграмотными , как и 4 % принятых в партию в 1926 г.

Строительство советской школы.

В эти годы закладывались основы единой- для всех, а не единообразной (унылой, одноообразной) трудовой школы.

Луначарский считал: там где скука, там и безобразия. «Где идет тяжелый труд, там нужно меньше опасаться этого. Детям должна быть предоставлена полная свобода в организации ученых, гимнастических, музыкальных обществ, театров, в создании всякого рода журналов, политических клубов и т.д.»

Новая школа была бесплатной, широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважительное отношение к личности ребенка. Но иногда новшества переходили границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись оценки, уроки и др.

Происходили и сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией в 91 вузе обучалось 112 тыс.студентов. В 1927-1928 г- 148-169 тыс. Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Поступление шло через рабфаки. Так создавалась новая интеллигенция.

— Какие преобразования были проведены советской властью в области образования?

— Какова была главная задача в области просвещения?

— Сделайте общий вывод относительно развития системы образования

Развитие литературы. «Сумерки Серебряного века»

Задание 4. Внимательно изучите представленный материал и прокомментируйте приведенные данные.

Величайшее нетерпение поселилось в душах многих революционеров. Потом и кровью они платили за то, чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!» Вперед , напрямик, напролом, по остаткам старого мира «пройти Карфагеном!»- как говорил один из героев Ю.Трифонова. Была одна мелочь- не совсем ясно, что делать с теми, кто уже был «чем-то» до революции?

Старая культура должна быть уничтожена. Создадим новую – чисто пролетарскую культуру. Это призывы и идеи Пролеткульта, который рассуждал примерно так: что может дать борющемуся пролетариату пушкинский Евгений Онегин или лермонтовский Печорин? Не лучше ли их создателей сбросить с корабля истории?

В 1925-1932 гг в литературе на роль представителей «чистокровного пролетарского искусства» претендовала РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей). Законы классовой борьбы перебросились в искусство. Критерий был один: «Союзник или враг?»

Даже «Муха-цокотуха» К.Чуковского была подвергнута уничтожающей критике за воспевание мещанского счастья, а знаменитый «Мойдодыр» вызвал бурю протеста. Оказалось, что «сравнение поросенка с трубочистом и трубочиста с поросенком- это сравнение чистоплотного буржуа, чистоту свою покупающего руками пролетариата- трубочиста». Вот аж на что посягнул Корней Чуковский- на пролетарскую культуру и чистоту! Гнать его из писателей!

В 1925 г ЦК партии была прията резолюция: «О политике партии в области художественной литературы», вводился принцип социалистического реализма, т.е. литература была поставлена под контроль новой власти.

Поэтому многие, ценя превыше всего свободу творчества, выбрали удел эмигрантов: Бунин, Куприн, Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Ходасевич, Иванов и др. Но не все…

Часть, уйдя в глубокую духовную оппозицию к большевикам, продолжала традиции русской словесности- Ахматова, Волошин, Замятин, Булгаков и др. Но были и те, кто воспевал Октябрь: Маяковский, Блок.

Власть и интеллигенция.

Задание 5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после нее не приняло ленинских предложений . к началу 20-х гг в Росси вряд ли насчитывалось более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией ; подавляющая ее часть отправилась в эмиграцию. Конечно , в каждом случае причины отъезда могли быть различные:

А) у Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски , а их деятельность постоянно наталкивалась на непонимание со стороны Зиновьева, грозившего арестовать близких им людей;

Б) у композитора Глазунова не было даже нотной бумаги;

В) трагически и нелепо оборвалась жизнь поэта и путешественника Николая Гумилева- летом 1921 г его расстреляли за то, что он не донес о существовании офицерского контрреволюционного заговора, от участия в котором категорически отказался.

Г) летом 1922 г без суда, в административном порядке из страны были высланы многие ученые из среды профессоров, агрономов, литераторов. «Среди изгнанных- ректор Московского университета профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского университета профессор Карсавин (философ), группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ Стратоновым, экономисты- профессора Зворыкин, Лодыженский, Прокопович, историки- Кизеветтер, Флоровский, Боголепов, социолог Сорокин, известные философы идеалистического направления- Бердяев, Франк, Ильин, Трубецкой.

Решение о высылке было неожиданным. С точки зрения политической целесообразности . высылка группы интеллигенции представлялась необъяснимой. За высылаемыми профессорами и философами не стояло никаких политических партий. Не были они и лидерами какого-либо движения.

О трагической судьбе русской интеллигенции за границей рассказал М.Булгаков в пьесе «Бег». Но уехали не только русские, и трагедия была не только отдельных людей, но и всей страны. В эмиграции работали ученые с мировым именем: микробиолог С.Н.Виноградский, выдающийся геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и многие другие. Уехали на чужбину великие композиторы XX в.- С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, художники- К.А.Коровин, М.Шагал, балерина А.Павлова, писатели и поэты- И.Бунин, В.Набоков, Д.Мережковский и др.

Их жизнь складывалась по-разному: продолжали русские вечера в Париже лучшие балетмейстеры того времени М.Фокин и С.Лифарь, бедствовала М.Цветаева и процветал Ф.Шаляпин, но всех тянуло на родину.

Возвращались немногие… Так зародилось понятие «русское зарубежье».

— Что заставило большевиков принять такое решение?

Одна из характерных черт российской интеллигенции – ее чувство вины и ответственности перед народом. Была ли в стране другая культурная сила, кроме «старой» интеллигенции? С другой стороны отношение Советской власти к «спецам» открывало возможность сотрудничества между интеллигенцией и властью.

В 1921 г в Праге группа эмигрантов издала сборник «Смена вех»

Как же изменились взгляды философов?

Предлагалось признать революцию свершившимся фактом.

Отказаться от борьбы с советской властью, признать ее в качестве единственно законной и перейти к творческому, деловому сотрудничеству с ней.

Большевизм отказался от утопии мировой революции и превратился в национальную власть. Эта власть ставит задачей экономическое развитие государства. На базе возрождения государственной дисциплины она стремиться превратить Россию в великую державу. Эта власть опирается на массы, которые не требуют ничего сверх того, что они уже получили, и сбросят любую другую власть. Станет ли будущая Россия коммунистической или капиталистической- не так важно.

Дело интеллигенции- способствовать реализации программы по созданию великой России.

— Как вы думаете, как большевики восприняли эти новые взгляды?

Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков, т.к. она:

— позволяла расколоть эмиграцию;

— официально освещала результаты октябрьской революции, канонизировала их, ограждая от пересмотра;

«Сменовеховство»с удовольствием восприняла и часть российской интеллигенции. Многие вернулись из эмиграции на родину А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький, А.Куприн.

Большевики и церковь.

Большие сложности возникли в отношении религии и церкви. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви означал устранение религиозного сознания.

В 1923 г. XII съезд партии принимает постановление «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды». Широкая программа просветительской работы, строившаяся на уважении религиозных чувств верующих, предполагала создание:

— добровольных антирелигиозных обществ;

— издание атеистической литературы;

— вовлечение трудящихся в атеистическую работу.

Главой Русской Православной церкви стал митрополит Тихон. Церковь помогала во время голода.

Но большевики не смогли смириться с инициативой церкви.

1922 г- декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Что привело к протесту.

Апрель-июнь 1922 г- судебные процессы против церковных иерархов.

Внутри церкви-раскол. Усилилась антирелигиозная пропаганда. Так партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь.

Подведение итогов урока.

«Культуру- в массы!». Именно такой лозунг был выдвинут в 1920-ые гг. Искусство должно быть понято массам и любимо ими. Но вскоре слово понято было заменено на понятно.

— Объясните в чем разница и так ли важна одна буква в слове?

Домашнее задание. Выучить п. , ответить на вопросы.

ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС.

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1920-Е ГГ.

Задание 1. Сравните два мнения относительно задач культурной революции:

1-я точка зрения— наркома просвещения А.В.Луначарского:

«Цель культурной революции состоит в формировании всесторонне развитой гармонической личности. В превращении каждого человека в сознательного творца истории»

Человек- хозяин жизни, мыслитель, творец, гражданин- вот о ком мечтал Анатолий Васильевич.

2 точка зрения— Л.Д.Троцкого.

В ближайшие 20-50 лет могут быть решены только «азбучные задачи», т.е. ликвидация неграмотности. Откуда в отсталой стране, находящейся в капиталистическом окружении, появится «новый человек»?

Задание 2. Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Руководители культурной революции.

Луначарский Анатолий Васильевич ( 1875-1933) был человеком таких дарований, что простой их перечень составил бы небольшую брошюру. На торжестве, посвященном 200-летия создания Российской Академии Наук, перед учеными многих стран Луначарский прочел речь на шести языках о значении науки в истории человечества. Даже буржуазные газеты называли наркома самым культурным министром просвещения в Европе. Еще в годы эмиграции Анатолий Васильевич, получивший образование за границей , изучал педагогику. Постановку дела просвещения на Западе.

«Комиссаром при наркоме» называл В.И.Ленин заместителя Луначарского Михаила Николаевича Покровского (1868-1932).

Историк по образованию, Покровский много сделал для развития науки. Человек прямой и жестокий, Покровский не всем нравился, но прекрасно сработался с Луначарским.

Работой по ликвидации неграмотности и пропаганде идей коммунизма руководила Надежда Константиновна Крупская, жена В.И.Ленина. Человек скромный, Надежда Константиновна относилась к тем большевикам, которые никогда не добивались себе привилегий, власти. Ничего для себя, все-делу. Уже хотя бы то, что на работу она ходила пешком, хотя многие работники меньшего ранга предпочитали служебный автомобиль, говорит о многом.

Задание 3. Проанализируйте текст п. § и ответьте на вопросы.

С точки зрения большевиков, неграмотный человек стоит вне политики. Накануне революции 73 % страны не умело читать и писать. Неграмотность среди крестьянства достигала 85 %. Грамотность среди подавляющего большинства нерусских народов составляла 0,5-1, 5 %. 48 народов вообще не имели письменности.

В 1921 г. одно железное перо приходилось на 10 учеников, 1 карандаш и одна тетрадь- на 20. Поэтому необходимо было начинать культурную революцию именно с ликвидации неграмотности.

К концу 197 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные в это время в городах составлял 79 %, а в деревне 43 %. Оказалось, что ликвидация неграмотности – дело гораздо более трудное и требует больше времени ,чем казалось вначале. В 1927 г СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50 млн. чуть более половины детей школьного возраста ходили в школу. Более 90 тыс. членов сельсоветов СССР были неграмотными , как и 4 % принятых в партию в 1926 г.

Строительство советской школы.

В эти годы закладывались основы единой- для всех, а не единообразной (унылой, одноообразной) трудовой школы.

Луначарский считал: там где скука, там и безобразия. «Где идет тяжелый труд, там нужно меньше опасаться этого. Детям должна быть предоставлена полная свобода в организации ученых, гимнастических, музыкальных обществ, театров, в создании всякого рода журналов, политических клубов и т.д.»

Новая школа была бесплатной, широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважительное отношение к личности ребенка. Но иногда новшества переходили границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись оценки, уроки и др.

Происходили и сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией в 91 вузе обучалось 112 тыс.студентов. В 1927-1928 г- 148-169 тыс. Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Поступление шло через рабфаки. Так создавалась новая интеллигенция.

Задание 4. Внимательно изучите представленный материал и прокомментируйте приведенные данные.

Величайшее нетерпение поселилось в душах многих революционеров. Потом и кровью они платили за то, чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!» Вперед , напрямик, напролом, по остаткам старого мира «пройти Карфагеном!»- как говорил один из героев Ю.Трифонова. Была одна мелочь- не совсем ясно, что делать с теми, кто уже был «чем-то» до революции?

Старая культура должна быть уничтожена. Создадим новую – чисто пролетарскую культуру. Это призывы и идеи Пролеткульта, который рассуждал примерно так: что может дать борющемуся пролетариату пушкинский Евгений Онегин или лермонтовский Печорин? Не лучше ли их создателей сбросить с корабля истории?

В 1925-1932 гг в литературе на роль представителей «чистокровного пролетарского искусства» претендовала РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей). Законы классовой борьбы перебросились в искусство. Критерий был один: «Союзник или враг?»

Даже «Муха-цокотуха» К.Чуковского была подвергнута уничтожающей критике за воспевание мещанского счастья, а знаменитый «Мойдодыр» вызвал бурю протеста. Оказалось, что «сравнение поросенка с трубочистом и трубочиста с поросенком- это сравнение чистоплотного буржуа, чистоту свою покупающего руками пролетариата- трубочиста». Вот аж на что посягнул Корней Чуковский- на пролетарскую культуру и чистоту! Гнать его из писателей!

В 1925 г ЦК партии была прията резолюция: «О политике партии в области художественной литературы», вводился принцип социалистического реализма, т.е. литература была поставлена под контроль новой власти.

Задание 5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после нее не приняло ленинских предложений . к началу 20-х гг в Росси вряд ли насчитывалось более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией ; подавляющая ее часть отправилась в эмиграцию. Конечно , в каждом случае причины отъезда могли быть различные:

А) у Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски , а их деятельность постоянно наталкивалась на непонимание со стороны Зиновьева, грозившего арестовать близких им людей;

Б) у композитора Глазунова не было даже нотной бумаги;

В) трагически и нелепо оборвалась жизнь поэта и путешественника Николая Гумилева- летом 1921 г его расстреляли за то, что он не донес о существовании офицерского контрреволюционного заговора, от участия в котором категорически отказался.

Г) летом 1922 г без суда, в административном порядке из страны были высланы многие ученые из среды профессоров, агрономов, литераторов. «Среди изгнанных- ректор Московского университета профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского университета профессор Карсавин (философ), группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ Стратоновым, экономисты- профессора Зворыкин, Лодыженский, Прокопович, историки- Кизеветтер, Флоровский, Боголепов, социолог Сорокин, известные философы идеалистического направления- Бердяев, Франк, Ильин, Трубецкой.

Решение о высылке было неожиданным. С точки зрения политической целесообразности . высылка группы интеллигенции представлялась необъяснимой. За высылаемыми профессорами и философами не стояло никаких политических партий. Не были они и лидерами какого-либо движения.

О трагической судьбе русской интеллигенции за границей рассказал М.Булгаков в пьесе «Бег». Но уехали не только русские, и трагедия была не только отдельных людей, но и всей страны. В эмиграции работали ученые с мировым именем: микробиолог С.Н.Виноградский, выдающийся геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и многие другие. Уехали на чужбину великие композиторы XX в.- С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, художники- К.А.Коровин, М.Шагал, балерина А.Павлова, писатели и поэты- И.Бунин, В.Набоков, Д.Мережковский и др.

Их жизнь складывалась по-разному: продолжали русские вечера в Париже лучшие балетмейстеры того времени М.Фокин и С.Лифарь, бедствовала М.Цветаева и процветал Ф.Шаляпин, но всех тянуло на родину.

Возвращались немногие… Так зародилось понятие «русское зарубежье».

Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?

Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?

Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?

Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?

Задание. В 1927 г. председатель Совнаркома А.И.Рыков заявил на IV съезде Советов СССР: « Внешняя политика нашего Союза развивалась за последнее время в условиях роста активной враждебности к Советскому Союзу в целом ряде стран». Напишите ответы на вопросы:

Какие примеры для подкрепления своего тезиса мог бы привести А.И.Рыков?

Какие обстоятельства способствовали созданию крайне напряженной ситуации в Европе?

Источник

Читайте также:  Шкафы газовые или электрические сравнить