Меню

Сравните литературное описание гибели лаокоона



Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Лаокоон

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 02.04.2016 14:57 Просмотров: 4268

Более правильное название этой знаменитой скульптурной группы – «Лаокоон и его сыновья».

Эта скульптурная группа находится в ватиканском музее Пио-Клементино.

Внутренний двор Бельведера
Музей Пио-Клементино – один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан в XVIII в. по поручению папы Климента XIV и Пия VI с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

Скульптурная группа изображает смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Авторы скульптуры – греческие ваятели с Родоса: Агесандр, Полидор и Афинодор. Эта скульптура была найдена в Риме в 1506 г. Она является мраморной копией второй половины I в. до н. э. с бронзового оригинала 200 года до н. э. в Пергаме, который не сохранился.

Сюжет

Согласно греческой мифологии, Лаокоон (Лаокоонт) был жрецом бога Аполлона в городе Трое.
Жрец – служитель. Жрецы занимались изучением природных явлений, совершали культовые обряды. Жрецы очень уважались в обществе, т.к. считалось, что они были посредниками в общении людей с миром богов и духов. По своему значению жрецы были предшественниками учёных, юристов, врачей, философов и т. д. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жречества стало духовенство. Жречество сохранилось у некоторых первобытных народов Африки, Южной Америки и Океании.
Влияние жречества на общества древних цивилизаций было огромно. Жрецы даже соперничали с официальными властями в своём влиянии на людей.
Троя (или Илион), как мы знаем, – древний город у побережья Эгейского моря. Трою воспел Гомер в своей поэме «Илиада».

Руины Трои
Когда грекам во время троянской войны не удалось взять Трою, они прибегают к хитрости.
По совету Афины, Эпей (сын Панопея) строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, чтобы стать на якоре по ту сторону острова Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия и что попытка уничтожить коня принесёт Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей.
Жрец Лаокоон предостерегал сограждан не вводить Троянского коня в город. Тогда Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. Но существует и другой миф: богиня Афина помогала врагам Трои. Поэтому она разгневалась за предостережение, которое сделал Лаокоон, и наслала змей, чтобы они задушили Лаокоона и его сыновей. Именно эта драматическая сцена была запечатлена в 50–30 до н.э. на одной из помпейских фресок, а также в мраморной скульптурной группе родосских ваятелей.
Судьба Лаокоона, советовавшего разрушить коня, убедила троянцев в правде слов Синона: так как городские ворота оказались узкими, троянцы делают в стене пролом и, поместив коня в акрополь, посвящают его Афине. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты внутри коня. Они выходят из засады и сигнальными огнями дают знак греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана.

Описание скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья»

Лаокоон изображён уже обречённым на гибель, он фактически уже не борется, т.к. находится под влиянием боли от змеиного укуса. Лаокоон изображён нагим, одежда его свалилась на ступеньки (возможно, это жертвенник). По обе стороны от него – два его сына, различного возраста (хотя некоторые утверждают, что у Лаокоона были сыновья-близнецы), они тоже почти совсем нагие. Все три фигуры обвиты в основном по ногам и рукам двумя громадными змеями, из которых одна кусает Лаокоона в левое бедро, а другая впилась в правую часть груди младшего сына, стоявшего вправо от отца на ступеньках возвышения, но приподнятого кольцом змеи, змея привязала его правую ногу к правой ноге отца. Лицо Лаокоона искажено страданием, рот полуоткрыт, но не в крике, а в желании набрать воздух для дальнейшей борьбы.
Лицо младшего сына выражает ужас; правой рукой он как бы ищет схватиться за что-либо в воздухе, а левой сжимает голову змеи, укусившей его. Старший сын находится в плену у змеи, которая образовала узел вокруг его левой ноги. Левой рукой он старается освободиться от этого узла, а правой, также опутанной змеиным кольцом, возможно, зовет к себе на помощь. Лицо его выражает сострадание к отцу и брату.

История скульптурной группы

Предполагают, что авторы скульпторы (Агесандр, Полидор и Афинодор) жили в начале I в. до н.э. Сама скульптурная группа была найдена в 1506 г. в винограднике гражданина Ф. де’Фредди на Эсквилине в Риме (раньше считалось, что её нашли в термах Тита). В этом же году скульптурную группу передали папе. Он установил её в ватиканском Бельведере в специальной нише.
В 1798 г. ватиканского «Лаокоона» перевезли в Париж по условиям Тордесильясского договора между Наполеоном и папой римским в качестве контрибуции. Скульптуру была помещена в Музее Наполеона (Лувр) и в 1800 г. открыта для посетителей музея. В 1816 г., после падения Наполеона, англичане вернули скульптуру в Ватикан.

Читайте также:  Камаз 4308 сравнить с камаз

«Лаокоон и его сыновья»: отражение в других видах искусства

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» вдохновила немало художников и ваятелей. Конечно, все они творчески переосмысливали известный миф, применяя его к современности.
Афинский драматург Софокл (496-406 до н.э.) создал трагедию «Лаокоонт».
Немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы Г.Э Лессинг написал эстетический трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором он сравнивает два вида искусства: живопись и поэзию на примере скульптуры Лаокоона (под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще).
Художник Эль Греко (1541-1614) написал несколько картин, изображавших жреца и его сыновей. Вот одна из них.

Эль Греко «Лаокоон»
Крепость Толедо на картине служит образом легендарной Трои. На фоне Толедо изображены обнаженные человеческие фигуры. Жрец Лаокоон и один из его сыновей уже повержены на камни, но отец, в отличие от сына, даже в такой ситуации продолжает бороться со змеей. Но битва почти проиграна.
Второй юноша еще стоит на ногах, но змея кусает его бок. Он откинулся назад в бессильном отчаянии.
Справа расположены фигуры свидетелей трагедии. Раньше зрители могли видеть лишь две фигуры, но время реставрации 1955-1956 гг. была обнаружена и третья. Неизвестно, по какой причине была закрашена эта фигура. Считается, что картина не была закончена – помешала смерть художника.

В XIX в. в Одессе появилась копия скульптурной группы. Одесский «Лаокоон» выполнен из каррарского мрамора и в настоящее время установлен перед зданием Одесского археологического музея. В одесском варианте у фигур имеются руки, которых нет у оригинальной скульптуры.

Источник

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Лаокоон

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 02.04.2016 14:57 Просмотров: 4267

Более правильное название этой знаменитой скульптурной группы – «Лаокоон и его сыновья».

Эта скульптурная группа находится в ватиканском музее Пио-Клементино.

Внутренний двор Бельведера
Музей Пио-Клементино – один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан в XVIII в. по поручению папы Климента XIV и Пия VI с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

Скульптурная группа изображает смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Авторы скульптуры – греческие ваятели с Родоса: Агесандр, Полидор и Афинодор. Эта скульптура была найдена в Риме в 1506 г. Она является мраморной копией второй половины I в. до н. э. с бронзового оригинала 200 года до н. э. в Пергаме, который не сохранился.

Сюжет

Согласно греческой мифологии, Лаокоон (Лаокоонт) был жрецом бога Аполлона в городе Трое.
Жрец – служитель. Жрецы занимались изучением природных явлений, совершали культовые обряды. Жрецы очень уважались в обществе, т.к. считалось, что они были посредниками в общении людей с миром богов и духов. По своему значению жрецы были предшественниками учёных, юристов, врачей, философов и т. д. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жречества стало духовенство. Жречество сохранилось у некоторых первобытных народов Африки, Южной Америки и Океании.
Влияние жречества на общества древних цивилизаций было огромно. Жрецы даже соперничали с официальными властями в своём влиянии на людей.
Троя (или Илион), как мы знаем, – древний город у побережья Эгейского моря. Трою воспел Гомер в своей поэме «Илиада».

Руины Трои
Когда грекам во время троянской войны не удалось взять Трою, они прибегают к хитрости.
По совету Афины, Эпей (сын Панопея) строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, чтобы стать на якоре по ту сторону острова Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия и что попытка уничтожить коня принесёт Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей.
Жрец Лаокоон предостерегал сограждан не вводить Троянского коня в город. Тогда Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. Но существует и другой миф: богиня Афина помогала врагам Трои. Поэтому она разгневалась за предостережение, которое сделал Лаокоон, и наслала змей, чтобы они задушили Лаокоона и его сыновей. Именно эта драматическая сцена была запечатлена в 50–30 до н.э. на одной из помпейских фресок, а также в мраморной скульптурной группе родосских ваятелей.
Судьба Лаокоона, советовавшего разрушить коня, убедила троянцев в правде слов Синона: так как городские ворота оказались узкими, троянцы делают в стене пролом и, поместив коня в акрополь, посвящают его Афине. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты внутри коня. Они выходят из засады и сигнальными огнями дают знак греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана.

Читайте также:  Rx550 сравнение с gtx 750

Описание скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья»

Лаокоон изображён уже обречённым на гибель, он фактически уже не борется, т.к. находится под влиянием боли от змеиного укуса. Лаокоон изображён нагим, одежда его свалилась на ступеньки (возможно, это жертвенник). По обе стороны от него – два его сына, различного возраста (хотя некоторые утверждают, что у Лаокоона были сыновья-близнецы), они тоже почти совсем нагие. Все три фигуры обвиты в основном по ногам и рукам двумя громадными змеями, из которых одна кусает Лаокоона в левое бедро, а другая впилась в правую часть груди младшего сына, стоявшего вправо от отца на ступеньках возвышения, но приподнятого кольцом змеи, змея привязала его правую ногу к правой ноге отца. Лицо Лаокоона искажено страданием, рот полуоткрыт, но не в крике, а в желании набрать воздух для дальнейшей борьбы.
Лицо младшего сына выражает ужас; правой рукой он как бы ищет схватиться за что-либо в воздухе, а левой сжимает голову змеи, укусившей его. Старший сын находится в плену у змеи, которая образовала узел вокруг его левой ноги. Левой рукой он старается освободиться от этого узла, а правой, также опутанной змеиным кольцом, возможно, зовет к себе на помощь. Лицо его выражает сострадание к отцу и брату.

История скульптурной группы

Предполагают, что авторы скульпторы (Агесандр, Полидор и Афинодор) жили в начале I в. до н.э. Сама скульптурная группа была найдена в 1506 г. в винограднике гражданина Ф. де’Фредди на Эсквилине в Риме (раньше считалось, что её нашли в термах Тита). В этом же году скульптурную группу передали папе. Он установил её в ватиканском Бельведере в специальной нише.
В 1798 г. ватиканского «Лаокоона» перевезли в Париж по условиям Тордесильясского договора между Наполеоном и папой римским в качестве контрибуции. Скульптуру была помещена в Музее Наполеона (Лувр) и в 1800 г. открыта для посетителей музея. В 1816 г., после падения Наполеона, англичане вернули скульптуру в Ватикан.

«Лаокоон и его сыновья»: отражение в других видах искусства

Скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» вдохновила немало художников и ваятелей. Конечно, все они творчески переосмысливали известный миф, применяя его к современности.
Афинский драматург Софокл (496-406 до н.э.) создал трагедию «Лаокоонт».
Немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы Г.Э Лессинг написал эстетический трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором он сравнивает два вида искусства: живопись и поэзию на примере скульптуры Лаокоона (под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще).
Художник Эль Греко (1541-1614) написал несколько картин, изображавших жреца и его сыновей. Вот одна из них.

Эль Греко «Лаокоон»
Крепость Толедо на картине служит образом легендарной Трои. На фоне Толедо изображены обнаженные человеческие фигуры. Жрец Лаокоон и один из его сыновей уже повержены на камни, но отец, в отличие от сына, даже в такой ситуации продолжает бороться со змеей. Но битва почти проиграна.
Второй юноша еще стоит на ногах, но змея кусает его бок. Он откинулся назад в бессильном отчаянии.
Справа расположены фигуры свидетелей трагедии. Раньше зрители могли видеть лишь две фигуры, но время реставрации 1955-1956 гг. была обнаружена и третья. Неизвестно, по какой причине была закрашена эта фигура. Считается, что картина не была закончена – помешала смерть художника.

В XIX в. в Одессе появилась копия скульптурной группы. Одесский «Лаокоон» выполнен из каррарского мрамора и в настоящее время установлен перед зданием Одесского археологического музея. В одесском варианте у фигур имеются руки, которых нет у оригинальной скульптуры.

Источник

Гибель Лаокоона: попытка спасти Трою или разврат в храме Аполлона?

Имя Лаокоона (или Лаокоонта) известно большинству из нас по знаменитой скульптуре «Лаокоон и его сыновья». Этот шедевр античного искусства изображает трагическую сцену: отец с двумя сыновьями безуспешно борется со змеями. Кем же был этот герой и почему его судьба так печальна?

Лаокоон — герой

Образ несчастного отца был раскрыт в трудах сразу нескольких античных авторов. Они по-разному описывали причину его трагедии. Согласно Вергилию, Лаокоон был жрецом в храме бога морей и океанов Посейдона в городе Троя.

Помните историю троянского коня, который помог данайцам (так назывались древние греки) захватить город? Именно у Лаокоона этот подарок вызвал подозрение, он предположил, что там может быть ловушка, и даже метнул копье в коня.

Жители Трои, увы, не поверили жрецу, ведь греки утверждали, что конь — подношение Афине. Боги и вовсе рассердились: они послали двух змей, которые убили Лаокоона и его сыновей.

Кстати, Вергилий вложил в уста жреца фразу «Не верьте лошади, троянцы, что бы это ни было, даже подарков от греков надо опасаться». Впоследствии эта фраза превратилась в хорошо знакомое нам высказывание «Бойтесь данайцев, дары приносящих».

Читайте также:  Сравнение видеокарт по производительности видеокарт 2021

Похожая версия и у Квинта Смирнского: поэт писал, что Лаокоон уговаривал троянцев поджечь коня, чтобы убедиться, что он пуст. Афина ослепила жреца, но и это не остановило его: когда троянцы ввели коня в город через ворота, он вновь стал предлагать поджечь его.

Тогда богиня (по другой версии — Посейдон) послала двух водяных змей, которые задушили и проглотили Лаокоона и его сыновей.

Интересно, что данайцы смерть жреца использовали для своей выгоды. Они заявили троянцам, что конь — священный предмет, подношение Афине, именно поэтому боги покарали отца и его сыновей.

Лаокоон — грешник

У Софокла совершенно другая версия трагедии. У него Лаокоон был служителем в храме бога света Аполлона. Он обязан был соблюдать целибат (обет безбрачия), но все же нарушил запреты и нашел себе жену, которая родила ему сыновей-близнецов.

Наказание по Софоклу было еще более жестоким: змеи, посланные Аполлоном, проглотили сыновей, а безутешного отца оставили в живых, чтобы он страдал.

Еще одна версия гласит, что жрец не просто завел себе жену, но еще и занимался с ней любовью прямо в храме перед культовыми предметами поклонения. Это разгневало Аполлона и привело к страшной трагедии.

Источник

Сравните литературное описание гибели Лаокоона со скульптурной группой Лаокоона. Чем отличается художественный образ.

Различия между живописью и поэзией Лессинг устанавливает, сравнивая скульптурную группу, изображающую гибель троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, с описанием этого эпизода в «Энеиде» Вергилия. Древний скульптор выбрал наиболее «плодотворный момент» для изображения героя, сообразуясь с особенностями своего искусства, существующего в пространстве, но не развивающегося во времени. Он избегает показа «страсти в момент наивысшего напряжения», поскольку в этом случае воображение зрителя не было бы способно к динамическому восприятию страданий Лаокоона.

.А змеи уверенным бегом
К Лаокоону спешат, прежде всего малолетних
Двух его сыновей ухватили и, сжавши в змеиных
Тесных объятьях своих, пожирают злосчастных подростков,
Вслед же за этим к отцу, на помощь спешившему с братом,
Бросились обе и вмиг, свои исполинские кольца
Дважды вкруг стана обвив и дважды чешуйчатым телом
Шею стянув, над жрецом вздымают высокие выи.

Поэт изобразил змей необыкновенной величины; они уже обхватили кольцами детей и, когда отец подоспел к ним на помощь, схватывают и его. Будучи очень большими, они не могли сразу высвободиться от детей, и, следовательно, было мгновение, когда они успели уже схватить отца своими головами и передними частями, а хвосты их еще обвивались вокруг детей. Это мгновение необходимо в последовательности поэтического изображения; поэт и дает его почувствовать в достаточной мере и только не имеет времени для его описания. О том, что древние толкователи действительно заметили его, свидетельствует, кажется, одно место у Доната. Тем труднее было ему укрыться от художников, утонченный глаз которых быстро и точно улавливает все, что может им быть полезным.
Заставляя змей обвиваться вокруг Лаокоона, поэт тщательно выделяет его руки, чтобы сохранить им свободу действий.
И в этом отношении художники должны были последовать за поэтом. Ничто не придает больше выразительности и жизни, чем движение рук, особенно в сильном аффекте; самое выразительное лицо кажется без движения рук незначительным. Руки, плотно прижатые обвивавшимися змеями к телу, разлили бы холод и мертвенность по всей статуе, и потому руки как главной, так и второстепенных фигур полны движения и особенной энергии там, где в данную минуту сильнее боль.
Но, кроме этой свободы рук, художники не нашли у поэта для подражания больше ничего, если иметь в виду расположение змей, удушающих Лаокоона. Так, Виргилий заставляет змей обвиться два раза вокруг тела и два раза вокруг шеи Лаокоона, в то же время они высоко вздымают над ним свои головы.

Дважды вкруг стана обвив и дважды чешуйчатым телом
Шею стянув, над жрецом вздымают высокие выи.

Эта картина исключительно полно захватывает наше воображение: благороднейшие части тела Лаокоона сдавлены почти до удушья, и яд направлен ему прямо в лицо. Тем не менее здесь не было настоящего образа для художников, которые хотели показать действие яда и боли на теле. Ибо для того, чтобы дать заметить это, нужно было оставить как можно более свободными главные части тела, чтобы они не испытывали никакого внешнего давления, которое изменило бы и ослабило игру страдающих нервов и мышц. Дважды обвившиеся змеи закрыли бы все тело и спрятали сведенный живот, отличающийся такой выразительностью. Видимые же из-под извивов части тела обнаруживали бы лишь следы внешнего давления, а не внутренней боли. С другой стороны, если бы шея была обвита змеями несколько раз, то это испортило бы приятную для глаза пирамидальную заостренность статуи. Наконец выпирающие из общей массы две острые змеиные головы столь резко нарушали бы меру, что целое производило бы впечатление самое отталкивающее. Несмотря на все это, некоторые неразумные живописцы следовали и в отмечаемом отношении описанию поэта.

Источник