Меню

Сравните структуру высших органов государственной власти



Сравните структуру высших органов государственной власти

Подробное решение Параграфы § 5 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014

Вопрос 01. Чем объяснить быстрый процесс возникновения партий в начале XX в.?

Ответ. Многие партии возникли после манифеста 17 октября. Их появление было вызвано данной манифестом возможностью отстаивать свою позицию в легальном органе народного представительства и надеждой влиять через него на политику государства.

Вопрос 02. Составьте и заполните таблицу «Политические партии России начала XX в.»

Вопрос 03. Дайте анализ деятельности политических партий в Государственной думе.

Ответ. Партии следовали своим программам. При этом Государственную думу многие из них использовали как трибуну, с которой они могли обращаться ко всему обществу. Другого выхода не было, ведь дума не располагала реальными рычагами власти. Когда она попыталась воспротивиться аграрной реформе П.А. Столыпина, реформа началась без одобрения думы.

Вопрос 04. Сравните структуру высших органов государственной власти до и после создания Государственной думы.

Ответ. В ходе революции законодательная власть кроме монарха появилась также у Государственного совета (члены которого назначались императором, избирались Синодом, дворянскими и земскими собраниями, крупными организациями промышленников, торговцев и т. д.) и у созданного во время этих событий нового органа – Государственной думы (которая избиралась населением на многоступенчатых, зависящих от сословной принадлежности избирателей выборах). Вся полнота исполнительной власти осталась в руках императора и ответственных только перед ним организаций.

Вопрос 05. Сравните состав I и II Государственных дум. Какие изменения в нём произошли и почему?

Ответ. Революционные партии бойкотировали выборы в I думу, потому не были там представлены, но в выборах во II участвовали и получили там определённое число мест. Из-за этого кадеты потеряли господствующее положение, хотя председателем стова стал один из их лидеров, на сей раз – Ф.А. Головин.

Источник

Органы власти в РФ: структура и полномочия

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

Читайте также:  Образовать все степени сравнения от прилагательного красивый

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Читайте также:  Правила русского языка степени сравнения прилагательных

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Источник

Высшие органы государственной власти: понятие и система

Суверенная воля народа выражается посредством государственной власти.

Властью (в данном контексте) является способность государства принимать решения и реализовывать их.

Для этого государство использует действенный инструмент — государственный аппарат, который является системой государственных органов. С его помощью государство ведет активную деятельность в жизни общества.

Суть государственного аппарата

Государственный аппарат является достаточно сложной системой высших органов государственной власти РФ и через него отражаются потребности общества и интересы граждан — как всего народа в целом, так и отдельных социальных групп в частности. Системность подразумевает упорядоченность во взаимодействии определенных сегментов госаппарата. Проявлениями такой упорядоченности являются непротиворечивость и согласованность действий отдельных элементов. Благодаря согласованным действиям всех госорганов обеспечивается единство власти государства, эффективность его действий в различных сферах общественной жизни и внешних взаимоотношениях, могущество, а также защита его суверенных прав и интересов.

Основные принципы системы высших органов государственной власти в РФ

У государственного органа имеется целый ряд характерных признаков. В первую очередь, это государственно-властные полномочия, которыми он обладает. Они выражаются в принятии этим органом решений в рамках своей компетенции, а также в их исполнении, формулировании предписаний, которые являются обязательными для всех, на кого распространяется власть данного органа. Основным отличием госоргана является его организация/учреждение в порядке, который определяет государство и который закреплен в Конституции Российской Федерации, законах и прочих нормативных актах. Также у такого органа имеется определенная компетенция — набор полномочий/обязанностей, связанных с предметами ведения государственного органа. Действия такого органа подкрепляются конкретными формами/методами, которые определяются юридическими актами.

Государственным органом является организованный коллектив профессионалов.

Отсюда следует, что в качестве нормативной основы деятельности такого коллектива помимо нормативных правовых актов используются также и нормы профессиональной этики. Эти нормы должны регулировать взаимоотношения работников госорганов между собой и с гражданами, которые к ним обращаются.

Структура высших органов государственной власти очень разнообразна. Чаще всего она представляет собой коллективную группу, однако существуют органы, которые представляет одно лицо. Таковым является, например, Президент России или Генеральный прокурор.

В процессе рассмотрения системы государственных органов власти Российской Федерации нужно опираться на положения Конституции, которая закрепляет структуру федеративного государства и организацию государственных органов власти — федеральных и субъектов государства.

К госорганам РФ относятся:

  • Президент;
  • Федеральное Собрание;
  • Правительство;
  • различные суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный суд РФ и прочие);
  • федеральные министерства/ведомства.

Также к ним можно отнести глав администрации, которые стоят во главе исполнительных органов власти. Субъекты государства устанавливают такие исполнительные органы самостоятельно. Также они имеют органы законодательной и судебной власти, в которых функционируют органы местного самоуправления. Последние не относятся к органам госвласти, однако активно сотрудничают с ними.

Читайте также:  Операция сравнения не равно записывается

Принцип разделения государственной власти

Государственная власть в России (согласно Конституции) выполняется на базе принципа разделения власти.

Проявление этого принципа двояко. Это и разделение власти в горизонтальной проекции на законодательную, исполнительную, судебную, и разделение в вертикальной проекции — на предметы ведения/полномочия, которые разделяются между Федерацией и ее субъектами.

При горизонтальном разделении власти ее органы самостоятельны, однако должны взаимодействовать друг с другом — это необходимо для предотвращения узурпирования одной ветвью всех остальных. Для этого используется система сдержек и противовесов. Вертикальное деление позволяет обеспечить целостность государства одновременно с правами его субъектов (согласно статьям 71-73 Конституции).

Представителем законодательной власти является Федеральное Собрание (по своей сути — парламент), исполнительной — Правительство, судебной — суды (Верховный, Высший Арбитражный, Конституционный). Во главе всего этого стоит Президент Российской Федерации.

Источник

Высшие органы государственной власти: понятие и система

Суверенная воля народа выражается посредством государственной власти.

Властью (в данном контексте) является способность государства принимать решения и реализовывать их.

Для этого государство использует действенный инструмент — государственный аппарат, который является системой государственных органов. С его помощью государство ведет активную деятельность в жизни общества.

Суть государственного аппарата

Государственный аппарат является достаточно сложной системой высших органов государственной власти РФ и через него отражаются потребности общества и интересы граждан — как всего народа в целом, так и отдельных социальных групп в частности. Системность подразумевает упорядоченность во взаимодействии определенных сегментов госаппарата. Проявлениями такой упорядоченности являются непротиворечивость и согласованность действий отдельных элементов. Благодаря согласованным действиям всех госорганов обеспечивается единство власти государства, эффективность его действий в различных сферах общественной жизни и внешних взаимоотношениях, могущество, а также защита его суверенных прав и интересов.

Основные принципы системы высших органов государственной власти в РФ

У государственного органа имеется целый ряд характерных признаков. В первую очередь, это государственно-властные полномочия, которыми он обладает. Они выражаются в принятии этим органом решений в рамках своей компетенции, а также в их исполнении, формулировании предписаний, которые являются обязательными для всех, на кого распространяется власть данного органа. Основным отличием госоргана является его организация/учреждение в порядке, который определяет государство и который закреплен в Конституции Российской Федерации, законах и прочих нормативных актах. Также у такого органа имеется определенная компетенция — набор полномочий/обязанностей, связанных с предметами ведения государственного органа. Действия такого органа подкрепляются конкретными формами/методами, которые определяются юридическими актами.

Государственным органом является организованный коллектив профессионалов.

Отсюда следует, что в качестве нормативной основы деятельности такого коллектива помимо нормативных правовых актов используются также и нормы профессиональной этики. Эти нормы должны регулировать взаимоотношения работников госорганов между собой и с гражданами, которые к ним обращаются.

Структура высших органов государственной власти очень разнообразна. Чаще всего она представляет собой коллективную группу, однако существуют органы, которые представляет одно лицо. Таковым является, например, Президент России или Генеральный прокурор.

В процессе рассмотрения системы государственных органов власти Российской Федерации нужно опираться на положения Конституции, которая закрепляет структуру федеративного государства и организацию государственных органов власти — федеральных и субъектов государства.

К госорганам РФ относятся:

  • Президент;
  • Федеральное Собрание;
  • Правительство;
  • различные суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный суд РФ и прочие);
  • федеральные министерства/ведомства.

Также к ним можно отнести глав администрации, которые стоят во главе исполнительных органов власти. Субъекты государства устанавливают такие исполнительные органы самостоятельно. Также они имеют органы законодательной и судебной власти, в которых функционируют органы местного самоуправления. Последние не относятся к органам госвласти, однако активно сотрудничают с ними.

Принцип разделения государственной власти

Государственная власть в России (согласно Конституции) выполняется на базе принципа разделения власти.

Проявление этого принципа двояко. Это и разделение власти в горизонтальной проекции на законодательную, исполнительную, судебную, и разделение в вертикальной проекции — на предметы ведения/полномочия, которые разделяются между Федерацией и ее субъектами.

При горизонтальном разделении власти ее органы самостоятельны, однако должны взаимодействовать друг с другом — это необходимо для предотвращения узурпирования одной ветвью всех остальных. Для этого используется система сдержек и противовесов. Вертикальное деление позволяет обеспечить целостность государства одновременно с правами его субъектов (согласно статьям 71-73 Конституции).

Представителем законодательной власти является Федеральное Собрание (по своей сути — парламент), исполнительной — Правительство, судебной — суды (Верховный, Высший Арбитражный, Конституционный). Во главе всего этого стоит Президент Российской Федерации.

Источник