Меню

Средства измерения железнодорожного пути



Измерительные приборы для железных дорог

Состояние железнодорожных линий и объектов инфраструктуры на железных дорогах постоянно находятся в центре внимания работников жд служб. При строительстве и ремонте путей постоянно нужна миллиметровая точность. Многие участки пути (особенно высокоскоростные) нуждаются в качественных и надёжных измерительных технологиях, которые позволяют контролировать текущее состояние железных дорог, гарантируют соблюдение проектных параметров при ремонте и строительстве.

С помощью специальных измерительных приборов для железных дорог можно определить отклонения от нормативных требований: ширина рельсовой колеи, стыки, износы на стрелочных переводах, износы головки рельса и тд. Это позволит геометрически правильно укладывать рельсовый путь, своевременно выявить ошибки и подготовить корректные данные для дальнейших операций.

В процессе контроля состояния жд пути работниками используются следующие измерительные инструменты:

Шаблоны путеизмерительные предназначены для измерения параметров рельсовой колеи: ширина колеи, возвышение одного рельса над другим, боковой износ рельсов, контроль расстояний стрелочных переводов, ординаты переводных кривых. Шаблоны могут использоваться для жд колеи всех стандартов (европ. и российский стандарт колеи). Широко применяется при осмотрах пути и в процессе ремонтных или выправочных работ. Такие инструменты имеют высокую точность измерений, выдают быстрые и точные данные.

Скоба используется для измерений вертикального и бокового износа рельсов широкой колеи Р50, Р65 и Р75, также позволяет контролировать уровень наплыва металла с поверхности катания головки рельсов на боковую грань.

Инструмент для контроля глубины поверхностных дефектов рельсов.

Нутромеры автоматические приборы для измерения диаметра глубоких отверстий.

Данный перечень не ограничивается только этими инструментами. Для каждого типа железнодорожных работ используется определённый набор измерительных инструментов, всё зависит от специфики мероприятий. Многие производители также предлагают инновационные системные решения для проведения контроль- измерительных операций при строительстве и ремонте железнодорожных путей. Появляются усовершенствованные модели различных инструментов с множеством функций и возможностей.

Современные измерительные инструменты для жд позволяют точно знать текущее состояние железных дорог, поддерживать пути в исправном состоянии, а также гарантируют высокую экономичность и надёжный контроль качества при строительстве и текущем ремонте железнодорожной инфраструктуры.

Источник

Устройство и ремонт путевого инструмента — Контрольно-измерительные путевые приборы

Содержание материала

Для контроля ширины колеи и превышения одного рельса над другим применяются ручные измерительные шаблоны и путеизмерительные тележки.
Путевой шаблон ЦУП-2Д является ручным переносным прибором точечного действия. Пределы измерения шаблона: по ширине колеи от 1510 до 1550 мм, по уровню от 0 до 160 мм; точность измерения ±1 мм.
Шаблон (рис. 46) состоит из следующих основных частей: корпуса 2, изготовленного из алюминиевой трубки, механизма измерения ширины колеи и механизма уровня. Механизм измерения ширины колеи включает в себя неподвижный 1 и подвижной 10 упоры, штангу 9, связанную с подвижным упором и стрелкой 8. Прижим подвижного упора к рельсу осуществляется пружиной 7, а отводится он при помощи рукоятки 3. Механизм уровня состоит из корпуса 4, жидкостного уровня 6 и шкалы 5 с указателем измерений. Шкала связана с винтом, на спиральную нарезку которого опирается один конец жидкостного уровня. Второй конец уровня шарнирно связан с корпусом и поджат пружиной к винту.
Путеизмерительная тележка ПТ-2 (рис. 47) предназначена для непрерывного измерения ширины колеи и уровня с записью на бумажной ленте


Рис. 46 Шаблон ЦУП-2Д
Тележка состоит из трубчатой рамы 4, внутри которой перемещаются штанги с поперечинами. На поперечинах закреплены колеса 1. Одно из них при помощи валика связано с приводом лентопротяжного механизма самописца 3. Штанги через клин и рычажные передачи связаны с пером записи ширины колеи самописца. К внутренним граням головки рельса колеса прижимаются пружинами. На раме установлен маятник 2, который при помощи рычажной передачи связан с пером записи уровня.

Пределы измерения, мм:
по ширине колеи . 1510—1550
» уровню. 0—160
Точность измерения, мм . . . ± 1 Масштаб записи:
по ширине колеи . .1:1
» уровню. 1:2
длины пути. 1:2000
Масса, кг. 38,2

Недостатками тележки являются большая масса, приводящая к неудобству в эксплуатации, и наличие большого числа механических передач, что повышает трудоемкость и металлоемкость изготовления.
Эти недостатки уменьшены у путеизмерительной тележки ПТ-3 (рис. 48). Ее техническая характеристика и точность измерения такие же, как у тележки ПТ-2, но масса уменьшена до 26 кг.

Рис. 47. Путеизмерительная тележка ПТ-2

Тележка состоит из рамы 4, на поперечине которой закреплены два колеса. Одно из колес при помощи гибкого вала 1 связано с лентопротяжным механизмом самописца 2. Привод перьев самописца — электрический. Сигнал на запись уровня подается с маятника 3, который является индуктивным электрическим датчиком.


Рис. 48. Путеизмерительная тележка ПТ-3

Рис. 49. Электрическая схема тележки ПТ-3

Читайте также:  Мультиметр для измерения диодов

Сигнал на запись ширины колеи подается с потенциометрического датчика, связанного со штоком телескопа 5. На поперечине штока закреплены два других колеса, поджимаемых к боковой грани рельса пружиной, размещенной внутри телескопа. Отсутствие механических передач, вместо которых применены электрические датчики и передачи, позволило снизить массу тележки.


Рис. 50. Ультразвуковой дефектоскоп УЗД- НИИМ-6М

Электрооборудование тележки состоит из следующих основных элементов (рис. 49): источника питания G; выключателей питания S1, S2 и S3; тумблера контроля питания S5; биполярного стабилизатора напряжения питания, собранного на транзисторах V3—V6 и светодиодах VI и V2; операционных усилителей постоянного тока D1 и D2; генератора питания маятникового уровня D3; маятникового уровня М; аналогового решающего устройства, состоящего из диодных мостов V7—V10 и V11—V14 и переменных резисторов R25, R26, R27 прецизионного потенциометра R11 и головок самописца Р1 и Р2. Регулировка масштаба записи осуществляется переменным резистором R22, а подстройка нуля записи уровня — резисторами R25, R26, R27. Смещение границ записи ширины колеи осуществляется подбором резисторов R5 и R10. Регулировка масштаба записи ширины колеи производится переменным резистором R14. Все эти резисторы размещены на плате, их регулировка осуществляется через отверстия на передней панели самописца.
Переключатель S4 служит для смещения нуля уровня вправо или влево на 60 мм при работе в крутых кривых, где превышение одного рельса над другим более 100 мм.
Для выявления трещин и расслоений в рельсах, уложенных в путь, применяются дефектоскопы различных конструкций. Наиболее распространенным является ультразвуковой рельсовый дефектоскоп УЗД-НИИМ-6М (рис. 50).
Он применяется для одновременного контроля обеих рельсовых нитей.
Дефектоскоп состоит из съемного электронного блока 2, установленного на четырехколесной тележке 1. Между колесами тележки над каждой рельсовой нитью расположены искатели 4, которые состоят из двух прямых и одной наклонной вставки и центрирующего механизма. Искатели посылают в рельс ультразвуковые колебания частотой 750—1100 Гц. Контроль качества рельса осуществляется по отраженному сигналу, который фиксируется оператором визуально по стрелочному индикатору 3 и по звуковым сигналам в головных телефонах. При наличии дефекта в рельсе стрелка индикатора отклоняется, а звук в телефонах меняет свой тон. Рельсы перед искателями предварительно очищают. Масса дефектоскопа 80 кг.
Путеизмерительные тележки ПТ-2 и ПТ-3 и дефектоскопная тележка перемещаются по пути вручную при скорости движения до 1,4 м/с. Контроль пути и рельсов осуществляется без закрытия перегона, спереди и сзади тележки выставляются сигналисты. При пропуске поезда тележки снимаются с пути.
Ремонт тележек осуществляется специальными службами. Обслуживание их сводится к периодическим проверкам и настройкам.

Источник

Виды путевых инструментов

При строительстве, содержании и ремонте железнодорожных линий используются самые разные приспособления. Их роль сложно переоценить, поэтому мы и хотим взглянуть на них более пристально. В фокусе внимания – актуальные сегодня виды путевых инструментов: подробно рассмотрим их, от определения и назначения до конкретных особенностей, которыми обладает тот или иной из них. С удовольствием поделимся полезной информацией, чтобы вы могли правильно выбрать визирки, клещи, прессы.

Сразу отметим, что современные модели костыледеров, пробойников и прочих помощников монтажной бригады гораздо долговечнее и эргономичнее своих предшественников, придуманных поколения назад. Объясняется это очень просто и логично – техническим прогрессом: во-первых, при изготовлении теперь используются более прочные и надежные материалы, во-вторых, линии и формы были доведены практически до совершенства. Тот же лом, казалось бы, простой до банальности, удобнее лежит в руке,дольше изнашивается, ведь выполняется из стали 375 HB, ведь со временем его геометрию усовершенствовали.

Что такое путевой инструмент

Это собирательное название целой группы приспособлений, применяемых при строительстве и модернизации, ремонте и плановом обслуживании железнодорожных линий, стрелочных переводов, станций.

По типу действия подразделяется на два вида:

Ручной – максимально простой, при пользовании которым человек должен прилагать непосредственные усилия. С его помощью можно успешно, удобно и безопасно выполнять базовые задачи, обычно возникающие в процессе эксплуатации ЖД-колеи. В числе самых ярких примеров данной категории находятся подбойки, костыльные молотки, трещетки для создания отверстий под болты, ломы.

Механизированный – оснащенный пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом. Выполняет сверление, шлифование швов, подбивку или другую технологическую операцию, а работник лишь направляет его. Эксплуатируя его, можно с высокой производительностью решать даже сравнительно сложные вопросы по строительству и ремонту железной дороги, вплоть до укладки или замены элементов ВСП.

Долгое время инструменты обоих видов (сначала первого, а после и второго) были единственным используемым приспособлением, потом – основным, сейчас же все чаще выбор делается в пользу путевых машин. Последние способны выполнять гораздо более объемные задачи за одно и то же время, но дорого стоят и достаточно требовательны к квалификации оператора, поэтому штанги-груши, клещи, пробойники сохраняют свою актуальность и должны быть на вооружении у каждой ремонтно-строительной бригады или персонала по обслуживанию ЖД-линии.

Читайте также:  Потенциальная энергия способы измерения

Спрос помогает сохранить и тенденция к постоянному совершенствованию всех помощников, даже ручных: их вес постепенно уменьшается, а прочность увеличивается, эргономика их держателей улучшается, чтобы пользоваться ими было еще удобнее, и так далее

Качество стали путевых инструментов

Механизмы, функциональные узлы и отдельные элементы таких приспособлений должны быть надежными и долговечными. Поэтому для их изготовления выбирают далеко не каждый металл. Какой именно подходит? Данные об этом – в следующей таблице:

Источник

Измерительный инструмент

Шаблон путеизмерительный ЦУП-1-01

Путеизмерительные шаблоны ЦУП-1-01 (аналоги ПШ-1520, ШП-02 и 08809 ) используются при проведении путевых работ по измерению ширины колеи и взаимного возвышения одного рельса относительно другого, измерение ординат переводных кривых, ширины желобов, расстояний между рабочими гранями сердечника, крестовины и контррельса стрелочных переводов.

Шаблон путеизмерительный ЦУП-3

Путеизмерительный шаблон ЦУП-3 (аналоги ПШ-1520П , ШП-01, 08809-02 и ЦУП-2Д) служит для выполнения измерений ширины колеи и взаимного возвышения одного рельса относительно другого.

Шаблон путеизмерительный ПШ-1520 (аналог ЦУП-1)

Шаблон путеизмерительный ПШ-1520 (аналоги ЦУП-1, ШП.02 и 08809) с дополнительной возможностью определения бокового износа рамного рельса. Используется при проведении работ по содержанию пути для определения ширины рельсовой колеи и степени возвышения рельсов в данной колее, также служит средством определения контрольного расстояния стрелочного перевода и ординат переводных кривых.

Шаблон путеизмерительный ПШ-1520 (аналог ЦУП-1) один из основных инструментов необходимых для точного осмотра рельсов и при выполнении работ по их выправке.

Номер по Госреестру: 14054-07

Шаблон путеизмерительный ПШ-1520П (аналог ЦУП-3)

Шаблон путеизмерительный ПШ-1520П (аналоги ЦУП-3, ШП-01, 08809-01, 08809-02) используется при проведении работ по содержанию пути для определения ширины рельсовой колеи и степени возвышения рельсов в данной колее.

Шаблон универсальный КОР (мод. 00316)

Незаменимый инструмент при проведении работ по текущему содержанию пути.

Шаблон универсальный КОР 00316 позволяет точно и оперативно провести измерения и проверить состояние стыковых зазоров рельсов, положение остряка по отношению к рамному рельсу, выявить величину дефекта рельсов, глубину и протяженность.

Штангенциркуль путевой ПШВ «Путеец»

Штангенциркуль путевой ПШВ «Путеец» предназначен для измерения износа рельсов, металлических частей стрелочных переводов, положения остряков против рамных рельсов, ширины желобов на стрелочном переводе, шага остряка, стыковых зазоров

Скоба для измерения износа головки рельса (мод.08601)

Скоба для измерения износа головки рельса (мод.08601) используется для проведения измерения боковых и вертикальных износов рельсов Р-65, Р-50, Р-75.

Термометр рельсовый ИТЦ50-1М

Термометр рельсовый ИТЦ50-1М применяется при проведении работ по текущему содержанию пути и используется как надежный прибор по контролю температуры рельсовой нити и иных стальных конструкций.

Оптический нивелир N8-32 GEOBOX

Оптический нивелир N8-32 GEOBOX — это точный оптический нивелир с автоматическим компенсатором и повышенной пылевлагозащитой, выполненной по стандарту IP66, что позволяет использовать прибор при любых погодных условиях.

Прибор оптической рихтовки пути ПРПМ

Прибор оптической рихтовки пути ПРПМ применяется при проведении путевых работ по рихтовке и выправке ЖД путей, рихтовке подкрановых путей. Нитяный дальномер зрительной трубы служит для измерения расстояний.

Путеизмерительная самопишущая тележка ПТС-3м, ПТС-750

Путеизмерительная самопишущая тележка ПТС-3м, ПТС-750 — железнодорожное устройство для регистрации отклонения геометрического параметра железнодорожной колеи.

Путеизмерительная тележка ПТ-7МК

Тележка путеизмерительная ПТ-7МК используется во время проведения путевых работ по измерению ширины железнодорожной колеи (шаблона) и положения рельсовых нитей по высоте (уровня) пройденного пути.

Шаблон путеизмерительный ПШ-1520В

Переносной инструмент для измерения параметров железнодорожной колеи.
Зарегистрирован в государственном реестре средств измерений России №14054-02
Разрешен к применению МПС, защищен патентами.

Устройство контроля усилия стрелочных приводов УКРУП-12ТЦ

Устройство контроля усилия стрелочных приводов УКРУП-12ТЦ применяется для выполнения прямого механического измерения усилия, передаваемого от стрелочного электропривода с двигателями постоянного или переменного тока на подвижные элементы стрелочных переводов, с отображением на экране результатов измерений (в системе единиц СИ для данного вида измерений).

Ампервольтметр ЭК2346 с ударопрочным корпусом используется при проведении работ по обслуживанию и ремонту устройств СЦБ.

Щупы плоские специальные ЩПС-0,2-1,0-100, ЩПС-0,2-1,0-200, ЩПС-0,2-1,0-300

Щупы плоские специальные ЩПС-0,2-1,0-100, ЩПС-0,2-1,0-200, ЩПС-0,2-1,0-300 используются для работ по проверке зазоров в узлах и агрегатах железнодорожного подвижного состава.

Шаблон точечный М-011

Точечный шаблон для измерения подвески контактного рельса модели М-011 предназначен для контроля возвышения рабочей поверхности головки контактного рельса над уровнем головок путевых рельсов и расстояния от внутренней грани ближайшего путевого рельса до внутренней грани контактного рельса при снятом напряжении с контактного рельса.
Шаблон используется при техническом обслуживании контактных рельсов метрополитена, как находящихся в эксплуатации, так и строящихся.

Читайте также:  Как измерить скорость звука звуком

Шаблон катучий М-009

Катучий шаблон М-009 — это прибор для непрерывной проверки подвески контактного рельса модели М-009, предназначен для контроля возвышения рабочей поверхности головки контактного рельса над уровнем головок путевых рельсов и расстояния от внутренней грани ближайшего путевого рельса до внутренней грани контактного рельса при снятом напряжении с контактного рельса.
Принцип действия — электронно-механический (метод перемещения — вручную).
Прибор предназначен для использования на железнодорожных путях метрополитена.

Шаблон реперный М-029

Шаблон реперный модели М-029 используется для контрольных промеров расстояний от тоннельных реперов до рабочей грани головки ближайшего к реперу рельса и разницы в расположении головки репера и рельса по высоте.

Шаблон реперный М-029-01

Шаблон реперный М-029-01 используется для контрольных промеров расстояний от тоннельных реперов до рабочей грани головки ближайшего к реперу рельса.

Шаблон рабочий РШ-1520

Шаблон рабочий РШ-1520 используется при проведении работ по капитальному ремонту путей и строительстве новых железнодорожных путей.

Стенд для воспроизведения положения контактного рельса модели М-013

Стенд для воспроизведения положения контактного рельса модели М-013 , предназначен для воспроизведения возвышения рабочей поверхности головки контактного рельса над уровнем головок путевых рельсов и расстояния от внутренней грани ближайшего путевого рельса до внутренней грани контактного рельса.
Стенд используется при калибровке и техническом обслуживании средств измерений, предназначенных для измерений положения контактного рельса находящихся в эксплуатации.

Измеритель сопротивления рельсовых стыков ИСРС-01

Измеритель ИСРС-01 используется при проведении путевых работ измерению сопротивлений рельсовых стыков на участках пути с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока.

Измерители ИПС-01 используются при проведении путевых работ по измерению переходного сопротивления рельсовых стыков, элементов подключения силовых электрических контактов (дроссель-трансформаторов и дросселей) и асимметрии тягового тока.

Стенд СИ-ИСРС предназначен для работ по калибровке измерителей сопротивления рельсовых стыков.

Стенд испытательный СИ — ИСРС ТУ 4381-003-50893629-2001

Стенд силовоспроизводящий СС УКРУП-12ТЦ

Стенд силовоспроизводящий СС УКРУП-12ТЦ для проведения работ по наладке, калибровке, а также, поверке устройств контроля усилия стрелочных приводов УКРУП-12ТЦ. Обеспечивается требуемая точность калибровки и измерений при поверке УКРУП-12ТЦ.

Универсальный цифровой мультиметр Е7-63

Универсальный цифровой мультиметр Е7-63 для работ по измерению напряжения, силы тока (в том числе в кодовых рельсовых цепях и в рельсовых цепях тональной частоты, в широкополосном и селективном режимах), сопротивления, сдвига фаз, скважности импульсов, температуры как в постовом, так и напольном оборудовании.

Тележка для индикации волнообразного износа рельсов двухнитевая (ТИВИР-03)

Тележка для индикации волнообразного износа рельсов двухнитевая (ТИВИР-03) — устройство для работ по периодическому текущему контролю и оценке состояния поверхности катания рельсов.

Стенд для контроля железнодорожных путеизмерительных шаблонов

Стенд для контроля путеизмерительных шаблонов ПШ-1520, ПШ-1520, ЦУП3, 08809.

Шаблон путеизмерительный мод. 08809

Шаблон путеизмерительный мод. 08809 предназначен для контроля железнодорожного пути: ширины колеи, возвышения одного рельса относительно другого, ординат переводных кривых, ширины желобов, расстояния между рабочими гранями сердечника или усовика и контррельса, бокового износа головки рельса.

Шаблоны путевые имеют три исполнения: 08809, 08809-01, 08809-02, 08809-03.

Электронный теодолит RGK T-02 (лазерный отвес)

Электронный теодолит RGK T-02 – это профессиональный оптический инструмент повышенной точности, позволяющий измерять вертикальные и горизонтальные углы со средней квадратической ошибкой 2”. Подобной точности достаточно даже для тонких инженерных изысканий, геодезической съёмки и проектирования при железнодорожном строительстве.

Прибор снятия профиля земляного полотна ПСП 2/3

Прибор снятия профиля земляного полотна ПСП 2/3 используется для работ по измерению координат точек поперечного профиля земляного железнодорожного полотна.

Шаблон путевой ШП.01

Шаблон путевой ШП.01 – измерительный инструмент, использующийся для работ по контролю состояния железнодорожного пути. Служит для измерения ширины колеи и взаимного возвышения одного рельса относительно другого.

Шаблон путевой ШП.02

Шаблон путевой ШП.02 – измерительный инструмент, использующийся для работ по контролю состояния ЖД пути. Применяется для измерений: ширины колеи, ширины желоба, ординат переводных кривых, расстояния между рабочими гранями сердечника крестовины и контррельса, расстояние между рабочими гранями усовика и контррельса, возвышения одного рельса относительно другого.

Теодолит электронный ТЕ-20 GEOBOX

Теодолит электронный ТЕ-20 GEOBOX со встроенной системой подсветки дисплея и нитевой сетки.

Шаблон 889Р используется для проверок шаблона 827Р.

Скобы контроля диаметра колеса СКДК-Ц-650-960

Скоба контроля диаметра колеса СКДК-Ц-650-960 используется для работ по сравнительному контролю диаметров бандажей (литых колес) по кругу катания, при этом выкатка колесных пар не требуется.

Источник