Меню

Средства сравнения среднеотраслевых показателей фирм



Сравнение финансового состояния фирмы

Сравнительный финансовый анализ – что это?

ТестФирм сравнивает ключевые финансовые показатели вашей организации со среднеотраслевыми и общероссийскими показателями. Это – сравнительный анализ. Он не является заменой более глубокого финансового анализа, оценивающего качество финансовых показателей организации, но позволяет понять, как предприятие выглядит на фоне других аналогичных российских предприятий.

Что нужно для теста конкретной фирмы?

Достаточно указать ИНН организации. Если по ней сдавалась отчетность в Росстат и ФНС, данные будут загружены и проанализированы. Если вы не знаете ИНН, можно искать по названию организации (указывайте название без орг. формы – «АО», «ООО» и т.п.).

Внимание: Если фирмы в базе Росстата и ФНС нет, вы можете ввести информацию вручную.

Можно ли сравнить финансовое состояние фирмы с другой фирмой-конкурентом?

Можно. После того, как вы протестировали свою организацию, нажмите на ссылку «Сравнить с конкурентом» и укажите ИНН конкурента — получите сравнение не только с отраслевыми показателями, но с финансовыми показателями фирмы-конкурента. Быстрый способ — указать в поле поиска два ИНН через пробел.

Поиск клиентов – помощь вашему отделу продаж

Кроме анализа отдельных фирм вы можете получать рейтинги предприятий по отраслям, регионам, а также воспользоваться специальным разделом «Поиск клиентов–юридических лиц» – маркетинговым инструментом, позволяющим отсеивать интересующие вас организации, находить потенциальных клиентов по заданным параметрам.

Какую информацию можно получить, кроме анализа финансовой отчетности?

Кроме финансовой информации из бухгалтерской отчетности, ТестФирм выдает для каждой фирмы справку с данными ФНС:

  • о среднесписочной численности сотрудников;
  • сколько налогов и сборов уплатила фирма за год;
  • налоговая задолженность организации по пеням и штрафам;
  • сведения о налоговых нарушениях и др.

Какие фирмы можно тестировать и сколько это стоит?

Получить анализ можно для любой из 2.1 млн. фирм, данные по которой имеются в базе Росстата и ФНС (в базе отсутствуют банки, страховые и прочие организации, имеющие специфическую форму бухгалтерской отчетности, а также индивидуальные предприниматели – они не составляют бухгалтерскую отчетность). Анализ по отчетности 2018 года БЕСПЛАТНЫЙ. Анализ по самой актуальной на данный момент отчетности (за 2019 год) — на условиях подписки.

Какое сейчас финансовое положение российских предприятий в целом?

Общая статистика по Российской Федерации:

Год: 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Всего фирм в базе данных Росстата и ФНС (млн.), из них: 0,7 1,7 1,9 2,3 2,3 2,3 2,2 2,1 0,4
с финансовой «дырой» в балансе 13% 13% 14% 14% 13% 13% 13% 13%
торговали в убыток 16% 16% 17% 17% 17% 16% 17% 17%
с убыточной деятельностью в целом 17% 19% 20% 20% 19% 19% 19% 19%
собственных средств меньше заемных 71% 65% 65% 65% 64% 63% 61% 62%
недостаточно средств для погашения текущих обязательств 23% 22% 23% 22% 21% 20% 19% 19%

Можно ли использовать результаты анализа для официальных целей, в суде?

Это возможно, зависит от целей. Если речь идет о банкротстве, требования к такому анализу определены Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367). Методика анализа реализована в специализированных отчетах для арбитражных управляющих. Сравнительный анализ не является заменой такому анализу, но может быть полезен в суде, налоговых или других официальных органах, чтобы подтвердить финансовое положение предприятия относительно среднего по отрасли. Отличительная особенность сравнительного анализа – с ним сложно спорить, т.к. субъективная составляющая, присущая любому анализу, здесь минимальна.

Для анализа используются данные Росстата и ФНС, которые были обработаны нами по всем правилам статистики (нормализация данных, расчет медианы, квартилей и т.д.). Сервис ТестФирм реализован аудиторской фирмой с 28-тилетним опытом в области финансов и 19-тилетним в сфере IT-технологий. Если вам требуется письменное заключение аудиторской фирмы по результатам проведенного сравнительного анализа, мы можем подготовить для вас такой отчет (услугу оказывают аттестованные аудиторы на платной основе). В отличие от схематического представления на сайте, в отчете результат сравнительного анализа будет подробно описан, включая методику расчета, заверен печатью аудиторской компании и подписью аттестованного аудитора. Пишите нам.

Справочник отраслевых финансовых показателей

Мы создали уникальный справочник отраслевых финансовых показателей. Справочник сформирован в результате обработки данных всех организаций Российской Федерации, представивших свою бухгалтерскую отчетность в Росстат и ФНС. Отраслевые финансовые коэффициенты незаменимы при сравнительном финансовом анализе. Рекомендуем использовать справочник для образовательных и научных целей, анализа особенностей и развития различных отраслей российской экономики, глубокого сравнительного финансового анализа конкретных предприятий. Финансовые показатели в справочнике рассчитаны в разрезе отраслей согласно официальной классификации видов экономической деятельности (ОКВЭД). Также выделена характеристика масштаба предприятия, поскольку многие финансовые коэффициенты в значительной мере зависят от этого фактора. За основу критерия масштаба деятельности взяты суммовые параметры выручки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» с дополнительным выделением самой малой категории (до 10 млн. руб.):

Категории предприятий Масштаб деятельности – выручка в млн. руб. Доля предприятий в общем количестве, 2019 г.
до 10 млн. руб. менее 10 52,5%
микропредприятия 10 – 120 38,1%
малые предприятия 120 – 800 7,6%
средние предприятия 800 – 2000 1,1%
крупные предприятия свыше 2000 0,8%

Быстрый тест фирм с помощью чат-бота

Воспользуйтесь одним из наших ботов для получения информации о фирмах прямо в вашем любимом чате. Просто введите в чат ИНН организации и в ответ получите краткую справку о финансовом состоянии фирмы.

Читайте также:  Сравните политику ивана грозного до введения опричнины

Чат CRM Битрикс24

Внимание: В чат-ботах доступна информация только за предыдущий год. Для получения последних данных необходимо перейти на сайт по ссылке в сообщении.

Интеграция Теста фирм в собственные информационные системы

Вы можете получать результаты сравнительного анализа фирм с нашего сайта напрямую в свою информационную систему по API (см. формат запросов по API).

Источник

Сравнительный финансовый анализ

Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей.

В управлении предприятия наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного финансового анализа:

1. Сравнительный анализ финансовых показателей исследуемой компании со среднеотраслевыми показателями. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данного предприятия от среднеотраслевых с целью оценки своей конкурентной позиции по финансовым результатам хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности финансовой деятельности.

2. Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий – конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны финансовой деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке.

3. Сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия (его центров ответственности). Такой анализ проводится с целью сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности финансовой деятельности внутренних подразделений предприятия.

4. Сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. Такой анализ составляет основу организуемого на предприятии контроллинга текущей финансовой деятельности, В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся рекомендации по корректировке отдельных направлений финансовой деятельности компании.

Сравнительный финансовый анализ является одним из важных разделов анализа финансовой отчетности. Он позволяет получить представление не только о том, как выглядит фирма в сопоставлении с ее прошлым положением, но и по сравнению с другими аналогичными фирмами. для этого необходимо сопоставить результаты ее деятельности с результатами другой компании или среднеотраслевыми показателями. При этом важно, чтобы балансы компаний были сопоставимы. При межфирменных сравнениях необходимо учитывать соответствие дат, размеры фирм, правила их отнесения к той или иной отрасли и т.п.

Сравнение показателей одной фирмы может показывать улучшение ситуации, в то время как внутриотраслевое сравнение может свидетельствовать об относительно плохих результатах деятельности компании по отраслевым меркам.

Сравнительный анализ финансового состояния предприятий имеет особое значение для потенциальных инвесторов, банков, деловых партнеров, налоговых органов, региональных и федеральных органов власти и других заинтересованных лиц в условиях меняющейся экономической ситуации.

Список литературы:

  1. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: Дело и сервис, 2009.
  2. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2008.

Источник

Сравнение ключевых показателей эффективности со среднеотраслевыми значениями

Актуальность оценки эффективности промышленных предприятий обусловлена необходимостью снизить число убыточных предприятий и повысить доходную часть бюджетов всех уровней. Исполнение федерального бюджета РФ за январь-февраль 2013 года указывает на превышение расходов над доходами, которое составляет почти 3% от ВВП Российской Федерации. Еще более тяжелая ситуация складывается в дотационных регионах. Для увеличения поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней необходимо разработать целый спектр мероприятий по стимулированию повышения эффективности деятельности.

В последние годы доля убыточных предприятий в Российской Федерации остается на высоком уровне и на конец 2012 года составляет 25,9% по данным Росстата. В табл. 1 приведены сведения о динамике убыточных предприятий за 2010–2012 годы по отраслям промышленности.

Таблица 1. Доля убыточных предприятий по отраслям промышленности за 2010–2012 годы, %

Отрасль 2010 2011 2012
Добыча полезных ископаемых 32,4 31,0 29,6
Обрабатывающие производства 27,9 26,4 23,4
Производство и распределение электроэнергии 47,4 49,4 49,1
Строительство 26,3 25,9 23,0
Транспорт и связь 35,9 37,0 34,4
По отраслям промышленности всего 27,8 28,1 25,9

Таким образом, несмотря на небольшое снижение доли убыточных предприятий к концу 2012 года, их число по-прежнему остается значительным. Данное обстоятельство нельзя игнорировать, поскольку убыточность и низкая рентабельность промышленных предприятий влекут за собой серьезные последствия для российской экономики, это главный индикатор неэффективной деятельности и, как следствие, снижения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Поэтому постоянный мониторинг ключевых показателей эффективности деятельности основного звена экономики – промышленного предприятия является основным инструментом повышения налоговой отдачи.

Для текущего мониторинга ключевых показателей эффективности деятельности промышленных предприятий мы предлагаем использовать метод комплексной оценки их финансово-экономического состояния, который позволяет не только установить место и причину кризисных ситуаций, в том числе убыточности, но и разработать мероприятия по их устранению и стимулированию предприятий к повышению эффективности деятельности. Реализация метода основана на поэтапном сравнении ключевых показателей эффективности отдельных предприятий со среднеотраслевыми значениями таких показателей.

Комплексная оценка эффективности деятельности промышленного предприятия является инструментом согласования экономических интересов различных групп заинтересованных лиц – пользователей информации. Для того чтобы ее получить, необходим комплексный подход к анализу результатов деятельности предприятия как с позиции менеджмента предприятий, так и государства в лице органов исполнительной власти, контролирующих процесс пополнения доходной части региональных бюджетов. С этой целью были выделены основные направления оценки эффективности деятельности предприятия как системы экономических интересов и определены показатели, соответствующие каждой группе заинтересованных субъектов, согласно критерию полноты удовлетворения их интересов, связанных с деятельностью конкретного предприятия. Таким образом, для выбора показателей предложено выделить следующие направления оценки:

  • эффективность основной деятельности;
  • эффективность производственных ресурсов;
  • бюджетная эффективность.
Читайте также:  Сравнение форм общения ребенка со взрослыми

Для оценки и мониторинга эффективности был сформирован состав ключевых (частных) показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятий и в совокупности составляющих комплексную характеристику экономической эффективности деятельности предприятия. Их выбирали с учетом принципов отбора показателей оценки эффективности деятельности предприятий. Оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности проводится для промышленных предприятий, работающих в различных отраслях и сферах деятельности, поэтому для ее составления используются относительные показатели:

  • рентабельность продаж (прибыль от продажи товаров, работ, услуг к выручке от продажи товаров, работ, услуг);
  • выработка на одного работающего (выручка от продажи товаров, работ, услуг на одного работающего среднесписочной численности персонала);
  • фондоотдача (отношение выручки от продажи товаров, работ, услуг к среднегодовой стоимости основных фондов предприятия);
  • землеотдача (удельная выручка на 1 м 2 площади земельного участка промышленного предприятия, отношение выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг к площади земельного участка предприятия);
  • налоговая отдача (отношение налоговых платежей предприятия в бюджеты всех уровней к выручке от продажи товаров, работ, услуг).

Рентабельность продаж учитывается как показатель, характеризующий эффективность основной деятельности предприятия, для сохранения профиля производства рентабельных предприятий. Выработка, фондоотдача и землеотдача введены как показатели, характеризующие эффективность основных производственных ресурсов, для сохранения промышленными предприятиями производственного и кадрового потенциала. Налоговая отдача характеризует бюджетную эффективность предприятия, введена в состав показателей с учетом экономических интересов формирования доходной части бюджета.

Расчет ключевых показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности основан на использовании данных официальной отчетности предприятия и производится по алгоритму (табл. 2).

Ключевые показатели эффективности отражают эффективность различных сторон деятельности предприятия, однако не дают обобщающей комплексной оценки эффективности предприятия в целом. Поэтому необходим расчет комплексного показателя, который сочетает в себе значения частных показателей оценки эффективности. Ключевые показатели эффективности переводятся в баллы на основе сравнения их значений со средними показателями по виду экономической деятельности (коду ОКВЭД), полученные баллы суммируются.

Одновременно с анализом отчетности оцениваемого предприятия проводится анализ предприятий, у которых такой же вид экономической деятельности (код ОКВЭД). Производится расчет средних значений частных показателей эффективности по таким предприятиям, определяются интервалы значений показателей для последующего перевода частных показателей в баллы. В ходе сравнения показателей анализируемого предприятия со средними значениями по отрасли интервалы позволяют определить, на каком уровне эффективности находится исследуемое предприятие, и, главное, рассчитать комплексный показатель эффективности работы предприятия в целом.

Среднее значение каждого частного показателя эффективности предприятий одного вида экономической деятельности рассчитывается по формуле

где Ki1, Ki2, …, Kij – значения частного показателя эффективности Ki, n – количество предприятий в отрасли (j = 1, …, n).

Для определения интервалов оценки эффективности по частным показателям использовался статистический метод. В первую очередь определен средний межквартильный размах:

где R – размах показателя Kl; K1, …. Kn – вариационный ряд выборки показателя K. Вариационный ряд делится на три квартили (Q1, Q2, Q3) следующим образом: Q1 – значение показателя X, ниже которого лежит 25% наблюдений, Q2–50% (Q2 равна средней величине (медиане) рассчитанного показателя), Q2–25% наблюдений (рис. 1).

По каждому частному показателю эффективности предприятия одного вида экономической деятельности упорядочиваются по убыванию показателя (ранжируются) и разбиваются на четыре группы с помощью трех пороговых значений:

  • группа 1 – предприятия, имеющие лучшие значения показателя, которые превышают Q3 (25%);
  • группы 2 и 3 – предприятия, имеющие нормальные значения частных показателей эффективности, которые попадают в межквартильный размах (50%), при этом граница между группами проходит по среднему значению частного показателя (Q2);
  • группа 4 – предприятия, имеющие минимальные значения показателей, которые лежат ниже Q1 (25%).

На рис. 2 графически представлено ранжирование предприятий промышленности по частному показателю эффективности Ki. Предприятия, имеющие уровень частного показателя, попадающий в межквартильный размах (50%), ведут эффективную деятельность. Предприятия, у которых показатель ниже Q1 или меньше 0,5 K i, попадают в группу неэффективных. Если Ki, которых больше Q2, то предприятие отнесено в группу высокоэффективных. Таким образом были получены интервалы для перевода значений частных показателей в баллы.

Итак, метод расчета комплексного показателя оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности включает следующие этапы:

  • рассчитываются ключевые показатели Ki эффективности производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия;
  • по каждому из ключевых показателей Ki определяется среднее значение показателя по виду экономической деятельности;
  • предприятия промышленности, имеющие один и тот же код ОКВЭД, упорядочиваются по убыванию значений рассчитанных ключевых показателей эффективности Ki и разбиваются на четыре группы (квартили) с помощью трех пороговых значений (0,5i; i; 1,5i):
    • I группа – предприятия, имеющие наилучшие значения Ki: Ki ≥ 1,5i;
    • II группа – предприятия, имеющие значения в интервале i ≤ KiИнтервал значений Ki Балл bi Ki ≥ 1,5i
      i ≤ Ki 20
      15
      10

Комплексный показатель оценки эффективности деятельности промышленного предприятия В вычисляется по формуле суммирования баллов bi по пяти показателям K1 – K5: B = b1 + b2 + b3 + b4 + b5. Максимальное количество баллов по каждому частному показателю – 20 баллов – определяется равнозначностью всех показателей и отсутствием субъективных экспертных оценок. Предприятие получает наивысший балл, если значение его частного показателя эффективности превышает средний показатель для предприятий с тем же кодом ОКВЭД, умноженный на 1,5. В противном случае предприятие может получить 15, 10 или 0 баллов в зависимости от значения частного показателя. Таким образом, максимальное значение комплексного показателя, которое может быть достигнуто, 100 баллов.

Такой метод ориентирован на среднеотраслевые показатели и выбран с учетом кризисного финансово-экономического состояния предприятий российской промышленности. В современных условиях было бы неправильно предлагать предприятию ориентироваться на лидера или эталонное предприятие в отрасли. Хотя многие методики оценки эффективности предлагают для сравнения выбирать именно идеальное предприятие. На наш взгляд, в настоящее время поддержание эффективности на среднем уровне по виду экономической деятельности можно считать признаком эффективной деятельности, а превышение среднеотраслевых показателей свидетельствует о высокой эффективности предприятия.

Практическая апробация предложенного метода оценки эффективности деятельности была проведена на примере комплекса промышленных предприятий Москвы. Были рассмотрены 38 предприятий: 10 предприятий пищевой промышленности (код 15 ОКВЭД), 11 предприятий химической промышленности (код 25 ОКВЭД), 8 предприятий машиностроения и производства оборудования (код 29 ОКВЭД), 4 предприятия, занимающиеся прочими производствами (код 37 ОКВЭД), и 5 научных институтов (код 73 ОКВЭД). Были рассчитаны ключевые показатели оценки эффективности, проведено ранжирование предприятий по значениям частных показателей эффективности (рис. 3), определены средние показатели эффективности по каждому виду экономической деятельности, рассчитаны комплексные показатели эффективности и проведено ранжирование предприятий промышленности по значениям комплексных показателей.

Данный анализ позволил определить наиболее эффективные предприятия промышленного комплекса города, выделить высокоэффективные виды деятельности, а также выявить аутсайдеров среди анализируемых предприятий. Выполненная апробация подтвердила целесообразность проведения комплексной оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Применение данного метода позволяет решать целый спектр задач, к ним отнесены:

  • мониторинг деятельности, позволяющий увидеть динамику изменения ключевых показателей и комплексного показателя эффективности;
  • диагностика кризисного состояния в разрезе ключевых факторов деятельности предприятия;
  • ранжирование предприятий по уровню значений частных показателей оценки эффективности и комплексного показателя, выделение наиболее эффективных видов экономической деятельности, а в рамках одного вида деятельности – выделение кластеров (групп) предприятий по комплексному показателю;
  • обоснование методов финансового оздоровления предприятий на основе определения причин изменения частных показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности;

обоснование выбора предприятий для финансовой поддержки и др.

Результаты оценки и мониторинга эффективности можно использовать не только для обоснования финансовой и экономической устойчивости предприятия, но и как инструментарий для стимулирования предприятий к повышению эффективности деятельности. По значениям комплексного показателя и ключевых показателей эффективности менеджмент предприятия и органы исполнительной власти могут в целом судить о достигнутом уровне экономической эффективности. Мотивацией к повышению эффективности деятельности должны стать определенные льготы и поощрения, которые получит предприятие в случае улучшения своего финансово-экономического состояния, а также меры экономического принуждения к повышению эффективности для недобросовестных участников хозяйственного оборота, которые оттягивают на себя производственные и финансовые ресурсы от других предприятий, выпуская неконкурентоспособную продукцию.

Для эффективных предприятий органы исполнительной власти могут предложить системы льгот и преференций:

  • систему льгот и освобождений по налоговым платежам (освобождение от уплаты налога на имущество, понижение налога на прибыль и налога на транспортные средства);
  • снижение тарифов на электрическую и тепловую энергию;
  • льготы по арендной плате за нежилые помещения и земельные участки.

Для эффективных предприятий промышленности, чья рентабельность продаж превышает среднеотраслевой уровень по данным Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ, может быть предложено поэтапное снижение ставки налога на прибыль в части региональной составляющей:

  • в первый год – на 2,0%;
  • на второй год, при условии роста рентабельности продаж, – еще на 2,0%;
  • на третий год, при сохранении роста рентабельности продаж, – еще на 2,5%.

Таким образом, для рентабельных и высокоэффективных предприятий промышленности за три года ставка налога на прибыль может быть снижена на 6,5%, а значит, появится мотивация для выхода из «тени» и сокращения убыточности.

Кроме того, для эффективных предприятий, имеющих высокую фондоотдачу, при условии обновления основных фондов на 80% может быть предусмотрена отмена налога на имущество на срок до пяти лет.

Предоставление льгот по арендной плате за земельные участки может быть основано на расчете коэффициентов регулирования к ставкам арендной платы за землю, величина которых зависит от величины комплексного показателя B: Kр = 1,5 – 0,01В. Таким образом, величина арендной платы будет зависеть не только от кадастровой стоимости участка предприятия и ставки арендной платы, устанавливаемой в зависимости от вида экономической деятельности, но и от того, насколько эффективно работает предприятие. Соответственно, к ставке арендной платы может быть установлен как понижающий коэффициент, так и повышающий – при неэффективной деятельности.

Стимулирование эффективных производителей и экономического принуждения к повышению эффективности недобросовестных участников хозяйственного оборота может стать инструментом повышения доходной части региональных бюджетов. Метод оценки эффективности деятельности промышленных предприятий предлагается использовать в качестве основы антикризисной политики, проводимой ФНС РФ, территориальными органами исполнительной власти, нацеленной на рост выручки и рост налоговой отдачи для бюджетов всех уровней. Особенно это касается предприятий в дотационных регионах России, где необходим повышенный объем сбора налоговых платежей.

Предложенный метод позволяет не только определять место возникновения кризисных явлений на основе снижения уровня ключевых показателей эффективности, но и обосновывать мероприятия по стимулированию повышения эффективности. По мнению авторов, данный метод целесообразно использовать для оценки эффективности предприятий промышленности в региональном аспекте как инструмент пополнения доходной части регионального бюджета.

Список литературы:

1. Анализ финансовой отчетности / О. В. Ефимова, М. В. Мельник, Е. И. Бородина. М.: Омега-Л, 2012. 400 с.

2. Антикризисное регулирование низкорентабельных и убыточных организаций в интересах города (муниципального сообщества) / [Ряховская А. Н. и др.]; под ред. А. Н. Ряховской. М.: Магистр, 2009. 332 с.

3. Антикризисное управление. Правовые и экономические основы: Учебное пос. по единой программе подготовки арбитражных управляющих / Отв. ред.: А. В. Варварин, В. П. Панагушин, С. Е. Кован и др. М.: Инфра-М, 2008. 1152 с.

4. Лютер Е. В. Диагностика причин несостоятельности (банкротства) предприятия. М.: ИВАКО Аналитик, 2012. 99 с.

Источник