Меню

Степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики называются



Объективность, валидность и надёжность как качества метода исследования

Приступая к выбору методики, экспериментатор должен иметь четкое представление о том, что именно он хочет измерить, и удовлетворят ли результаты измерения требованиям адекватного решения исследовательской или практической задачи.

В первую очередь ему надлежит доказать валидность, надежность и объективность избранной методики.

Под валидностью методики понимается адекватность ее предмету исследования. С одной стороны, валидность показывает пригодность методики для измерения того, для чего она была создана, с другой — ее эффективность, действенность. Количественно валидность определяется путем установления взаимосвязи между результатами, полученными с помощью данной методики, и каким-либо из внешних критериев. Например, очевидно, что успешность обучения в какой-то степени обусловлена уровнем интеллектуального развития обучаемого и поэтому, в качестве внешнего критерия правомерно рассматривать оценку его успеваемости. Допустим, что было проведено тестовое исследование умственного развития группы лиц, например студентов, с помошью избранной методики. Так вот, применяемая методика может считаться валидной лишь в том случае, если между результатами тестирования и оценкой успеваемости в обучении будет обнаружена положительная взаимосвязь.

Не менее важным аспектом оценки качества методики является ее надежность. Под надежностью психологической методики понимается точность, устойчивость производимых с ее помощью измерений. Иначе говоря, через надежность определяется пригодность данной методики в качестве измерительного инструмента. Надежность позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Для проверки используют методы корреляции (коэффициент корреляции Спирмена или Пирсона).

Наконец, объективность методики характеризует степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики. Объективными результаты будут лишь в том случае, если, во-первых, они независимы от личностных особенностей пользователя, и, во-вторых, исключен произвол в их обработке и интерпретации.

Для проверки валидности и надежности методик чаше всего привлекаются количественные (статистические) критерии оценки. Объективность методики можно обосновать исходя из положений общей теории измерений и специфики их в отношении психологического исследования. Конечно, это вовсе не означает, что психологическое исследование исчерпывается измерением. Однако знание разнообразных измерительных процедур вооружает психолога исследовательским инструментом, с помощью которого он способен решать психологические задачи.

Источник

Понятие валидности, надежности, объективности

Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 3153

Приступая к выбору методики, экспериментатор должен иметь четкое представление о том, что именно он хочет измерить, и удовлетворят ли результаты измерения требованиям адекватного решения исследовательской или практической задачи.

В первую очередь ему надлежит доказать валидность, надежность и объективность избранной методики.

Под валидностью методики понимается адекватность ее предмету исследования. С одной стороны, валидность показывает пригодность методики для измерения того, для чего она была создана, с другой — ее эффективность, действенность. Количественно валидность определяется путем установления взаимосвязи между результатами, полученными с помощью данной методики, и каким-либо из внешних критериев. Например, очевидно, что успешность обучения в какой-то степени обусловлена уровнем интеллектуального развития обучаемого и поэтому, в качестве внешнего критерия правомерно рассматривать оценку его успеваемости. Допустим, что было проведено тестовое исследование умственного развития группы лиц, например студентов, с помошью избранной методики. Так вот, применяемая методика может считаться валидной лишь в том случае, если между результатами тестирования и оценкой успеваемости в обучении будет обнаружена положительная взаимосвязь.

Не менее важным аспектом оценки качества методики является ее надежность. Под надежностью психологической методики понимается точность, устойчивость производимых с ее помощью измерений. Иначе говоря, через надежность определяется пригодность данной методики в качестве измерительного инструмента. Надежность позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Для проверки используют методы корреляции (коэффициент корреляции Спирмена или Пирсона).

Наконец, объективность методики характеризует степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики. Объективными результаты будут лишь в том случае, если, во-первых, они независимы от личностных особенностей пользователя, и, во-вторых, исключен произвол в их обработке и интерпретации.

Для проверки валидности и надежности методик чаше всего привлекаются количественные (статистические) критерии оценки. Объективность методики можно обосновать исходя из положений общей теории измерений и специфики их в отношении психологического исследования. Конечно, это вовсе не означает, что психологическое исследование исчерпывается измерением. Однако знание разнообразных измерительных процедур вооружает психолога исследовательским инструментом, с помощью которого он способен решать психологические задачи.

Вопросы для обсуждения

1. Опишите основные уровни методологии.

2. Какую классификацию методов предложил Б.Г. Ананьев.

3. Перечислите основные методы психологии.

4. Какое значение имеют валидность, надежность и объективность методики в психологическом исследовании?

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. — СПб: Питер, 2000.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб: Питер, 2000.

3. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. — М., 1996.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. — М., 1982.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб, 1998.

4. Практикум по общей психологии / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великороднова // Под ред. А.И. Щербакова. — М., 1979.

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.085 сек.)

Источник

Понятие валидности, надежности, объективности

Приступая к выбору методики, экспериментатор должен иметь четкое представление о том, что именно он хочет измерить, и удовлетворят ли результаты измерения требованиям адекватного решения исследовательской или практической задачи.

Читайте также:  Магнитный поток система измерения

В первую очередь ему надлежит доказать валидность, надежность и объективность избранной методики.

Под валидностью методики понимается адекватность ее предмету исследования. С одной стороны, валидность показывает пригодность методики для измерения того, для чего она была создана, с другой — ее эффективность, действенность. Количественно валидность определяется путем установления взаимосвязи между результатами, полученными с помощью данной методики, и каким-либо из внешних критериев. Например, очевидно, что успешность обучения в какой-то степени обусловлена уровнем интеллектуального развития обучаемого и поэтому, в качестве внешнего критерия правомерно рассматривать оценку его успеваемости. Допустим, что было проведено тестовое исследование умственного развития группы лиц, например студентов, с помошью избранной методики. Так вот, применяемая методика может считаться валидной лишь в том случае, если между результатами тестирования и оценкой успеваемости в обучении будет обнаружена положительная взаимосвязь.

Не менее важным аспектом оценки качества методики является ее надежность. Под надежностью психологической методики понимается точность, устойчивость производимых с ее помощью измерений. Иначе говоря, через надежность определяется пригодность данной методики в качестве измерительного инструмента. Надежность позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Для проверки используют методы корреляции (коэффициент корреляции Спирмена или Пирсона).

Наконец, объективность методики характеризует степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики. Объективными результаты будут лишь в том случае, если, во-первых, они независимы от личностных особенностей пользователя, и, во-вторых, исключен произвол в их обработке и интерпретации.

Для проверки валидности и надежности методик чаше всего привлекаются количественные (статистические) критерии оценки. Объективность методики можно обосновать исходя из положений общей теории измерений и специфики их в отношении психологического исследования. Конечно, это вовсе не означает, что психологическое исследование исчерпывается измерением. Однако знание разнообразных измерительных процедур вооружает психолога исследовательским инструментом, с помощью которого он способен решать психологические задачи.

Вопросы для обсуждения

Опишите основные уровни методологии.

Какую классификацию методов предложил Б.Г. Ананьев.

Перечислите основные методы психологии.

Какое значение имеют валидность, надежность и объективность методики в психологическом исследовании?

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. — СПб: Питер, 2000.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб: Питер, 2000.

3. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. — М., 1996.

Анастази А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. — М., 1982.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб, 1998.

Практикум по общей психологии / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великороднова // Под ред. А.И. Щербакова. — М., 1979.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Понятие валидности, надежности, объективности

ПОНЯТИЕ МЕТОДА, МЕТОДИКИ И МЕТОДОЛОГИИ

Метод(от греч. methodos — путь исследования, теория,учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны.

Метод психологии — это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.

Методами психологииназывают основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

В психологии выделяют четыре группы методов:

1.Организационные методы.Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы,которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированное™ ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы.Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы.В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Читайте также:  Шкала манометра для измерения рабочего давления

Метод конкретизируется в методике.

Методика — это совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.

Методология — учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология психологии — отрасль психологии как науки, лежащая на ее пересечении с философией, предмет которой — соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (дерева психологической науки) требованиям диалектического материализма.

Методология — это учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология — система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Понятие «методология» имеет два основных значения:

а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат;

исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания;

выявляет законы функционирования и изменения знания;

изучает объяснительные схемы науки и т.п.

Понятие валидности, надежности, объективности

Приступая к выбору методики, экспериментатор должен иметь четкое представление о том, что именно он хочет измерить, и удовлетворят ли результаты измерения требованиям адекватного решения исследовательской или практической задачи.

В первую очередь ему надлежит доказать валидность, надежность и объективность избранной методики.

Под валидностьюметодики понимается адекватность ее предмету исследования. С одной стороны, валидность показывает пригодность методики для измерения того, для чего она была создана, с другой — ее эффективность, действенность. Количественно валидность определяется путем установления взаимосвязи между результатами, полученными с помощью данной методики, и каким-либо из внешних критериев. Например, очевидно, что успешность обучения в какой-то степени обусловлена уровнем интеллектуального развития обучаемого и поэтому, в качестве внешнего критерия правомерно рассматривать оценку его успеваемости. Допустим, что было проведено тестовое исследование умственного развития группы лиц, например студентов, с помошью избранной методики. Так вот, применяемая методика может считаться валидной лишь в том случае, если между результатами тестирования и оценкой успеваемости в обучении будет обнаружена положительная взаимосвязь.

Не менее важным аспектом оценки качества методики является ее надежность. Под надежностью психологической методики понимается точность, устойчивость производимых с ее помощью измерений. Иначе говоря, через надежность определяется пригодность данной методики в качестве измерительного инструмента. Надежность позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Для проверки используют методы корреляции (коэффициент корреляции Спирмена или Пирсона).

Наконец, объективность методики характеризует степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики. Объективными результаты будут лишь в том случае, если, во-первых, они независимы от личностных особенностей пользователя, и, во-вторых, исключен произвол в их обработке и интерпретации.

Для проверки валидности и надежности методик чаше всего привлекаются количественные (статистические) критерии оценки. Объективность методики можно обосновать исходя из положений общей теории измерений и специфики их в отношении психологического исследования. Конечно, это вовсе не означает, что психологическое исследование исчерпывается измерением. Однако знание разнообразных измерительных процедур вооружает психолога исследовательским инструментом, с помощью которого он способен решать психологические задачи.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 921 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Б 46. Объективность, валидность надежность как качесво метода исследования

Приступая к выбору методики, экспериментатор должен иметь четкое представление о том, что именно он хочет измерить, и удовлетворят ли результаты измерения требованиям адекватного решения исследовательской или практической задачи.

В первую очередь ему надлежит доказать валидность, надежность и объективность избранной методики.

Под валидностью методики понимается адекватность ее предмету исследования. С одной стороны, валидность показывает пригодность методики для измерения того, для чего она была создана, с другой — ее эффективность, действенность. Количественно валидность определяется путем установления взаимосвязи между результатами, полученными с помощью данной методики, и каким-либо из внешних критериевДопустим, что было проведено тестовое исследование умственного развития группы лиц, например студентов, с помошью избранной методики. Так вот, применяемая методика может считаться валидной лишь в том случае, если между результатами тестирования и оценкой успеваемости в обучении будет обнаружена положительная взаимосвязь.

Под надежностью психологической методики понимается точность, устойчивость производимых с ее помощью измерений. Надежность позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Объективность методики характеризует степень независимости результатов измерения от пользователя данной методики. Объективными результаты будут лишь в том случае, если, во-первых, они независимы от личностных особенностей пользователя, и, во-вторых, исключен произвол в их обработке и интерпретации.

Для проверки валидности и надежности методик чаше всего привлекаются количественные (статистические) критерии оценки. Объективность методики можно обосновать исходя из положений общей теории измерений и специфики их в отношении психологического исследования. Конечно, это вовсе не означает, что психологическое исследование исчерпывается измерением. Однако знание разнообразных измерительных процедур вооружает психолога исследовательским инструментом, с помощью которого он способен решать психологические задачи.

Читайте также:  Единица измерения солености называют

Б 47.Наблюдение как основной метод психологического исследования

Наблюдение — это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Для наблюдения как способа сбора данных характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в само описание наблюдаемого.

Хронологическая организация наблюдения. Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения.

Б 48.Виды наблюдения

Классификация видов наблюдения. 1. Наблюдение и цели исследования.В зависимости от содержания целей исследования подразделяют наблюдение свободное , если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. 2.Наблюдение и виды отчета наблюдателя. Неструктурализованное наблюдениеявляется слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. 3. Наблюдение в отношении к проверке гипотез. Наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. 4. Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя. С этой точки зрения можно выделить невключенное (внешнее)наблюдение как наблюдение «со стороны», когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого «объекта». Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым. Включенным наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. 5. Виды наблюдения в зависимости от его организации. В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение: полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого «субъекта», и его требованием является отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений.

Б 49 Метод эксперимента как основной метод психологического исследования.

Эксперимент как метод психологического исследования предполагает активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт. Достоинствами экспериментаявляются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.

Эксперимент, с одной стороны, рассматривают как эмпирический (опытный) метод, с другой, — как определенную логику рассуждений исследователя (ход его рассуждений в соответствии с правилами).

Возникший в пограничной области психофизики и психофизиологии эксперимент в психологии в дальнейшем стал продвигаться от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам; с этим продвижением в иные области связано было и изменение самого характера эксперимента. От изучения соотношения отдельного физического раздражителя или физиологического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он пришел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных условиях. Из внешней причины физические факты стали условиями психического процесса. Эксперимент перешел на изучение его внутренних закономерностей. С тех пор и главным образом за последние годы эксперимент получил очень многообразные формы и широкое применение в самых различных областях психологии — в психологии животных, в общей психологии и в психологии ребенка.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т. е. связанным с использованием речевых и поведенческих сознательно контролируемых реакций. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Б 50.Виды эксперемента

Многие исследователи в процессе обсуждения и дискуссии практикуют мысленные эксперименты. Они, очевидно, гораздо более дешевы и оперативны, хотя и не всегда убедительны и надежны.

По способу проведения различают эксперименты:

Лабораторный эксперимент.Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными.

Естественный (полевой) эксперимент.Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет.

Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела

Источник