Меню

Степень сравнения прилагательного упражнения 6 класс



Урок русского языка в 6 классе «Степени сравнения имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Закрепление понятий степени сравнения имен прилагательных через наблюдение над языковыми явлениями,дидактические игры, самостоятельную работу учащихся, упражнения с языковым материалом, творческую работу

Скачать:

Вложение Размер
stepeni_sravneniya_imen_prilagatelnyh.doc 115 КБ

Предварительный просмотр:

«Степени сравнения имен прилагательных»

Цель урока: закрепить понятие степеней сравнения имен прилагательных

  • Образовательная : закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; учить различать способы образования форм степеней сравнения; употреблять прилагательные в разных формах в собственной речи
  • Развивающая : развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь
  • Воспитательная : воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Тип урока: применения новых знаний

Вид урока: урок смешанного типа

Методы и приемы: проекта, частично-поисковый (эвристический), наглядный, наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа, приемы «Лингвистический лабиринт», «Магический квадрат»

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, презентация

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

предметные: ученик научится

· определять и различать степени сравнения прилагательных

· составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения

. составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных

. определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях

ученик получит возможность научиться:

· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

· понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

· ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· учится самостоятельно разрабатывать план работы;

· ученик использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;

· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

· составляет алгоритм под руководством учителя;

· слушает и понимает речь других;

· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя .

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я взяла эту пословицу?

«Человек твёрже камня, нежнее цветка» — эта афганская пословица прославляет твёрдость, стойкость духа человека и одновременно нежность, чуткость его души. Эти высокие нравственные качества человека народ запечатлел, используя формы сравнительной степени прилагательного. В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приёмом мышления.

  1. Актуализация знаний. Прослушивание отрывка из «Веселых уроков» передачи «Радионяня» «Степени сравнения имен прилагательных» до слов «Как вы думаете, это трудная тема?»

А вы, ребята, как думаете, это трудная тема? Этой теме мы и посвятим наш урок .

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Тема урока «Образование степеней сравнения прилагательных»

Попробуйте сформулировать задачи, которые необходимо сегодня решить.

  1. Объяснение нового материала.

Дидактическая задача : установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки. (7-10 мин.)

Что же представляют степени сравнения?

____________ и _____________ исследовали особенности этой формы прилагательного. Они представят результаты своей работы.

1 группа — «Как образуется сравнительная степень сравнения

прилагательных», 2 группа — «Как образуется превосходная степень сравнения

прилагательных» (2 подготовленных ученика объясняют материал каждый в своей группе, после чего один из участников каждой группы идет в другую группу чтоб объяснить усвоенный материал остальным).

  1. Проверка понимания учащимися нового материала. Блиц – опрос

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Проверим правильность понимания теоретического материала.

Предлагаю блиц – опрос.

Предполагается, что в игре принимают участие две команды из двух вариантов.

Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке « I » или « II ».

Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку « Да » или « Нет ». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник.

Когда оба игрока доберутся до финиша, игра окончена.

  1. Сколько существует степеней сравнения?
  1. Две;
  2. Три.
  1. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
  1. Качественные;
  2. Относительные.
  1. Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:
  1. – ейш –
  2. – ее, – е, – ше .
  1. Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:
  1. – ше;
  2. – ейш –, – айш –.
  1. Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:
  1. Более, менее;
  2. Самый;
  1. Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:
  1. Менее;
  2. Самый, наиболее, наименее и т. д.
  1. Закрепление знаний и способов действий

Дидактические задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Итак, вы вспомнили, что такое степени сравнения имен прилагательных, как они образуются, теперь необходимо научиться самим правильно образовывать эти формы и правильно употреблять в своей речи.

  1. Образование форм степеней сравнения прилагательных.
  1. Закончите предложение

Я счастливый, он счастливее, а ты самый счастливый.

  1. Используя прилагательные, сравните певиц (Вера Брежнева, Елка, Максим)
  • По популярности
  • По возрасту
  • По внешним данным

Составьте предложения. Запишите в тетрадь.

  1. Орфоэпическая минутка. Хорошие речи приятно и слушать

Мы даем тебе совет:

Скажем ударенью «нет»,

Если слышим вы вокруг:

Красив е е, удобн е е,

Спокойн е е, свободн е е

Скажем ударенью «Да» –

Говори ты так всегда:

И крас и вее, и уд о бнее

И спок о йнее, и своб о днее

Кто запомнил, как правильно нужно произносить слова?

  1. Книга рекордов Гиннесса. Вставьте прилагательное в нужной форме.

Что вы знаете об этой книге?

Как вы думаете, почему мы к ней обращаемся?

Книга рекордов Гиннесса — это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодично. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс». В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью в любой стране и почти на всех языках — Книга Рекордов Гиннесса издается более чем в ста странах мира, на более чем двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника. В настоящее время сборник рекордов является книгой с самым большим тиражом, из книг, издающихся по всему миру. Тем самым Книга рекордов Гиннесса завоевала рекорд, который поместили в нее саму. Только Библия, Коран имеют б о льший тираж. В настоящее время издателем книги является Стюарт Ньюпорт. Идея выпускать этот справочник пришла в голову бывшему управляющему пивоваренной компании Guinness Brewery Хью Биверу. Бивер тогда счёл, что сборник мировых рекордов будет незаменимым компаньоном завсегдатаев пивных пабов в их постоянных спорах при поисках ответов на вопросы самых разнообразных викторин.

  • В Гималаях находится ………гора мира Эверест.
  • Голубой дог Джордж (2 м) – …………….собака в мире.
  • Гепард ……
  • ………….имя Барнаби Мармадюк Алоизий Бенджи Кобвеб Дартаньян Эгберт Феликс Гаспар Гумберт Игнатий Джейден Каспер Лерой Максимилиан Недди Объяхулу Пепин Кьюллиам Розенкранц Секстон Тедди Апвуд Виватма Уэйленд Ксилон Ярдли Закари Усански. Этим именем обладает 36-летний житель
    Эдинбурга, имя он сменил лишь в 36 лет.
  • Девочка по имени Тейлор, родившаяся в США весит 275 граммов. Это

………………… ребенок на планете.

  • Житель США Уильям Джеймс Сидис, айкью которого равно 250 -………………….
    человек в мире.
  • ………………………… слово – название белка, состоящее из 513 букв.
  • У Полины Титовой …………………………….. волосы в России. Под стать ей китаянка Кси.
  • Голубой кит ………………. животное в мире. Его вес 150 тонн.
  1. Исправьте ошибки в предложениях
  • Эта ложка железнее, чем та.
  • Моя мама моложе твоей.
  • Осенью в лесу красивее, чем зимой.
  • Это самый большой салют, который я видел.
  • Хвост более короткий.

Все дети работают в тетрадях, по 1 одному ученику работают с одним предложением у доски.

  • Эта ложка железнее, чем та.
  • Моя мама моложе твоей.
  • Осенью в лесу красивее, чем зимой.
  • Это самый большой салют, который я видел.
  • Хвост более короткий.
  1. Магический квадрат. Работа в парах.

Вам предложен список из 25 фраз. Выберите только 10 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована верно. Отметьте в квадратах правильный ответ. «Кликните» на квадратиках с теми номерами, которые вы выбрали. Завершив задание, кликните «Ответ готов».

1. Рассказ смешнее

9. Задача более легче.

17. Дружба крепче

2. На самой высочайшей горе

10. Самый любимый праздник

18. Пространство более огромнее

3. Более холодная зима

11. Более слабый детеныш

19. Событие более веселее

4. Удар самый больнее

12. Ярчайшая звезда

20. Более враждебный человек

5. Самый уютнейший дом

21. История страшнее

6. Более глупейшие ошибки

14. Голос звончее

22. Комната более уютней

7. Река более глубже

15. Конфета сладее

23.Самый важнейший день

8. Поступок хужее

16. Квартира более грязнее

25. Дорога более ширее

Проверка выполненной работы на интерактивной доске.

  1. Контроль и самопроверка знаний. Проверочная работа по вариантам

Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий.

  1. От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?
  • мягче –
  • лучше —
  • тише —
  • быстрее –
  1. Исправь ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.
  1. Они на старте были в более лучшей ситуации.
  2. Нет ничего красивше своего родного края.
  3. Из двух зол выбирай более меньшее.
  4. Река Ульба узее Иртыша.
  5. В январе морозы были более злейшие.

Источник

Упражнения на уроках русского языка в 6 классе. Степени сравнения имен прилагательных

Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, преподающим в 6 классе, а также может пригодиться при комплексном повторении при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную.
Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логической операции сравнения — важного метода познания окружающего мира.
Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его усвоение.

Цели:
Образовательная: закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Задачи:
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формирование навыков монологической речи;
развитие коммуникативных навыков учащихся;
воспитание бережного отношения к языку, культуры общения.

Упражнение 1.Определите сравнительные степени прилагательных и объясните, как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц?
(Упражнение направлено на различение имен прилагательных в сравнительной степени и наречий в сравнительной степени. Без контекста это определить невозможно, но в предложении после выяснения синтаксической роли слова это не составляет трудности. Прилагательное в сравнительной степени обычно является определением или сказуемым, а сравнительная степень наречия – обстоятельством)
1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Волнам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук речей казался иногда нежней. (А. Пушкин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

Упражнение 2.
а) Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.
б)Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударением он произносится?
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня.
Признавайся: всех я.
Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.
А Иван им стал кричать:
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы.
Да Иван-то вас.
Он у вас коней не крал!»

Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите прилагательные в форме сложной сравнительной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?
«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».
(Более рабского, более царственного)

Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предложения:
1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки — сравнение по весу.
2. Юпитер и Земля, океан и море — по величине.
3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав — по длине.
4. Сириус и Полярная звезда — по яркости.

Упражнение 6. Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени.
Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме¬тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре¬менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.
Упражнение 7. Закончите предложе¬ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.
1. С наступлением весны дни . . 2. При нагревании вода . . 3. Там, где прошёл лыжник, снег . . 4. Ближе к устью река . . 5. Человек, который занимается спортом, . .

Упражнение 8. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе¬ни. Составьте предложения с полу¬ченными словосочетаниями.
Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).
Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.

Упражнение 9. Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.
Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Источник

Проверочная работа по теме «Степени сравнения имен прилагательных», 6 класс

Работа позвояет проверить знания и умения по теме. Содержит как теоретическую, так и практическую часть.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме «Степени сравнения имен прилагательных», 6 класс»

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СТЕПЕНИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

1. Заполни таблицу:

В предложении являются…

2. Образуй от прилагательных разные формы степеней сравнения:

3. Найдите и подчеркните прилагательные в простой превосходной степени, обозначьте графически, с помощью чего они образованы:

1. Чем сильнее человек, тем горше для него минуты слабости.

2. Ночь стала точно еще гуще, еще чернее и теплее.

3. Все плотнее становится снежная толща, все крепче делается корка на ней.

4. Зарево на востоке все краснее и ярче. И жизнь становится живее и живее.

5. Из освещенной комнаты ночь казалась еще темнее, еще глубже, еще таинственнее.

6. Станция была просторнее других. Стены ее были облицованы розовым мрамором.

7. Моими привязанностями овладел старый мельник, дедушка Илья, совершенно седой старик с пребольшими черными усами.

8. Ночи становились все холоднее.

9. Соболь не отставал, а прыжки горностая делались все причудливее, все поспешнее.

10. Александр Васильевич обещал провести нас на зоостанцию самым кратчайшим путем.

Источник

Упражнения по теме «Степени сравнения прилагательных. Degrees of comparison of adjectives»

Упражнения для уроков английского языка для закрепления знаний по теме «Степени сравнения прилагательных. Degrees of comparison of adjectives» в 6-м классе, УМК Spotlight.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме «Степени сравнения прилагательных. Degrees of comparison of adjectives»»

Образуйте сравнительную и превосходную степень прилагательных.

Образуйте сравнительную и превосходную степень прилагательных.

Распределите следующие формы прилагательных по колонкам.

hotter, the longest, the shortest, clever, greater, more, difficult, better, thin, the biggest, the nicest, less

Вставьте подходящую степень прилагательного.

January is (cold) ______________ month of the year.

My sister speaks English (bad) _______________ than I do.

Which is (hot) ___________ month of the year?

Your car is now (good) ____________ than it was last year/

Вставьте подходящую степень прилагательного.

Is the word «blackboard” (long) ______________ than the word “window”?

This man is (tall) ____________ than that one.

Which building is (high) _______________ in London?

Today the weather is (cold) ______________ than it was yesterday.

Напиши, что они самые-самые.

Mr. Baker is ___________ (bad) driver in this town/

Our town is ____________ (young) in our region.

My friend is ____________ (curious) girl in our school.

This museum is ___________ (old) building in our town.

Напиши, что они самые-самые.

That is _____________ (beautiful) car in the shop.

Tim is ______________ (good) pupil in his class.

That is _____________ (funny) story in the book.

Jane is _____________ (short) of the five girls.

Напиши по образцу: (funny) The parrot is funny? But the monkey is funnier.

(big) This bear is ____________, but that bear is ____________ .

(fat) This cat is _____________ , but that cat is _____________ .

(busy) This monkey is ___________, but that monkey is ___________ .

(dirty) This pig is _____________, but that pig is ______________.

Напиши по образцу: (funny) The parrot is funny? But the monkey is funnier.

(lazy) This pupil is ___________ , but that pupil is ____________ .

(old) This church is ____________, but that church is ___________ .

(good) This computer is _____________ , but that computer is _________ .

(small) This apple is _____________ , but that apple is _____________ .

Напиши по образцу: Peter is the shortest (short) boy in his class.

It is _____________ (old) house in the town.

It is_____________ (big) elephant at the Zoo.

It is ______________ (hot) day of the month.

Ann is _____________ (tall) girl in the class.

Напиши по образцу: Peter is the shortest (short) boy in his class.

Jack is ______________ (happy) boy I know.

February ______________ (short) month of the year.

The bear is ____________ (fat) animal I know.

It is ____________ (funny) story in this book.

Выбери нужное слово.

The 1 st of September isn’t the ____________ (longest/long)day.

The mouse is ______________ (smaller/smallest) than the cat.

It is a very ____________ (funniest/funny) English book.

He is a ______________ (nicest/ nice) boy.

Выбери нужное слово.

My hands are ____________ (cleaner/clean) than your hands.

Russia is the ____________ (larger/largest) country.

In the city the rivers are _________________ (dirtier/dirty) than in the country.

Tom is the ____________ (worse/worst) pupil in our class.

Переведи и запиши пропущенные слова:

Miss Chatter is ___________ (выше) than Mary.

Tim is _____________ (умнее) than Tom.

In the country rivers are ______________ (чище) than in the city.

Moscow isn’t the ______________ (самый большой) city.

Переведи и запиши пропущенные слова:

He is the ______________ (лучший) teacher in my school.

It is the ______________ (самый холодный) day today.

John is a ___________ (хуже) singer than me.

This is the _____________ (самая смешная) story I know.

Вставьте прилагательные. Используйте сравнительную и превосходную степень.

It is ______________ (happy) day of my life.

The twenty-second of December is ____________ (short) day in a year.

The Neva is ____________ (deep) than the Moscva river.

The room is ___________ (small) of all the rooms in the house.

Вставьте прилагательные. Используйте сравнительную и превосходную степень.

It is ___________ (cold) day of the year.

Our school is ____________ (old) in our town.

This dictation is _____________ (easy) than that one.

She is ____________ (tall) than her sister.

Выберите правильную форму прилагательных, подчеркните её.

This book is (the most interesting, interestingest) of all I have read this year.

My sister speaks English (badder, worse) than I do.

Which is (the hottest, hotter) month of the year?

A train is (faster, the fastest) than a bus.

Выберите правильную форму прилагательных, подчеркните её.

(Tall, the tallest) trees in the world grow in California.

This girl is ( the goodest, the best) student in our group.

Spanish is (the easiest, easier) than German.

The Thames is (short, shorter) than the Volga.

Переделай предложения по образцу.

Образец: Jane is kind. I am kinder than Jane.

Jane’s coat is warm. – My coat is _____________ than Jane’s coat.

Jane is strong. – I am ________ than Jane.

Jane’s nose is cold. – My nose is _____________ Jane’s nose.

Jane’s brother is short. – My brother is _____________ .

Переделай предложения по образцу.

Образец: Jane is kind. I am kinder than Jane.

Jane’s brother is short. – My brother is __________.

Jane is tall. – I am ___________.

Jane is happy. – I am __________.

Jane is a good pupil. – I am _____ than Jane.

Jane’s sister is a bad pupil. – My sister is _____________ than Jane’s sister.

Вставьте данное в скобках прилагательное в сравнительной или превосходной степени.

Which do you think is the _______ building in Moscow? (beautiful)?

Autumn is the ____ season of the year. (bad)

Is history _______ than botany? (difficult)

Which is the _______city of Russia? (large)

Вставьте данное в скобках прилагательное в сравнительной или превосходной степени.

This exercise is _______than the next one. (difficult)

Tom is the _________student in our class. (good)

Literature is the ________ subject for me. (interesting)

Are there ________than 20 students in your class?(many)

Источник

Читайте также:  Карты для навигаторов сравнение