Меню

Степени сравнения качественных прилагательных план конспект



СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
план-конспект урока по математике (3 класс)

Скачать:

Вложение Размер
archivetempurok_124.docx 60.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 124
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цели: учить наблюдать за языковым материалом в устной и письменной речи на уровне предъявления; развивать умение работать в парах по исправлению ошибок в образовании форм сравнительной степени качественных прилагательных.

Суббота, правда, время, буква, бровь.

II. Словарный диктант.

Лагерь, тарелка, галерея, животное, организм, фамилия, океан, костюм, аптека.

III. Изучение нового материала.

1. Наблюдение над языковым материалом.

На доске записаны слова:

Дорогой, дороже, красивый, красивейший, крутой, круче, скучный, скучнее.

Вопросы и задания:

– Отметьте окончания в именах прилагательных.

– Во всех прилагательных вы смогли это сделать?

– Верно, в формах простой сравнительной степени качественных прилагательных нет окончаний, и они не изменяются.

– Прочитайте, как надо правильно говорить (учебник).

2. Исправление ошибок в образовании форм сравнительной степени качественных прилагательных.

1) Прочитайте рассказ в упражнении 2 (учебник).

– Почему мама Игоря отправила друзей заниматься русским языком?

Найдите в тексте ошибки в образовании форм сравнительной степени качественных прилагательных.

Запишите эти прилагательные в начальной форме и тех формах сравнения, которые от них можно образовать.

Ловкий – ловчее, более ловкий

Горелый – самый горелый

Вкусный – вкуснее, вкуснейший

2) Выпишите из упражнения 5 несколько качественных прилагательных и расскажите о них по образцу (учебник).

Учитель. Мы с вами ознакомились только с качественными прилагательными, остальные формы имен прилагательных – относительную и притяжательную – вы будете изучать позднее.

− Что же вы теперь можете сказать о качественных прилагательных?

Домашнее задание: упражнение 3 (рабочая тетрадь).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок является первым по теме «Степени сравнения имен прилагательных» и универсальным для любой программы. Разница может быть только в изученной лексике, т.к. упор делается на ее актуализации. Урок под.

Презентация-сказка №Степени сравнения имен прилагательных в английском языке», которую уместно испольхзовать как наглядный материал при объяснении данной темы в 3 -4 класссе.

Цель урока — систематизация и закрепление знаний учащихся потеме «Степени сравнения имен прилагательных».

Тип урока: Урок открытия нового знанияТема: Степени сравнения качественных прилагательныхУМК: Начальная школа 21 векаКласс: 3Цели:- деятельностные: научить различать степени сравнения, определять их р.

Данная презентация содержит задания по темам «Степени сравнения прилагательных» и «Прошедшее простое время» для урока повторения в 4 классе.

Презентация к уроку английского языка в 4 классе «Степени сравнения имён прилагательных &quot.

Источник

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Степени сравнения имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

В данном конпекте урока предлагаются такие виды работ: распределительный диктант,самостоятельная работа дифференцированным заданием, работа по исправлению грамматических ошибок,

Скачать:

Вложение Размер
11_stepeni_sravneniya_imen_prilagatelnykh.prodolzhenie_temy.doc 41.5 КБ
stepeni_sravneniya_prilagatelnykh.ppt 795.5 КБ

Предварительный просмотр:

Степени сравнения имен прилагательных.

Цель: усвоить образование прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся

— Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу. Этот эпиграф не случаен: он связан с нашей темой урока, в нём спрятаны новые сведения об имени прилагательном. Посмотрите на экран и прочитайте .(Слайд 3)

Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, но человек сильнее всех.

— Вы согласны с этим утверждением?

— А всегда ли человек сильнее природы? Каким он должен быть, чтобы по праву считаться самым сильным? (Умным, добрым, образованным, справедливым)

— Хорошо, я думаю, каждый из вас хочет, чтобы его уважали и ценили, поэтому давайте сделаем ещё один шаг в этом направлении. Договорились?

— Какие прилагательные встретились вам в этой пословице? (силён, сильнее, сильнее всех).

— А на что указывает прилагательное с ильнее ? (На то, что один предмет сравнивается с другим по признаку силы.)

— А форма сильнее всех ? (Показывает, что человек по признаку силы превосходит остальные предметы.)

— Какие формы бывают у прилагательного? (полная, краткая, простая и составная сравнительная, простая и составная превосходная)

— Распределительный диктант: выписать прилагательные в три столбика – полные, краткие, в степени сравнения. ( Слайд 4)

Большой, больше, самый веселый, весел, страшен, утренний, огромнейший, глубока, суровый.

— Дополнить каждую колонку своим примером.

— Некоторые прилагательные образуют необычные формы сравнительной степени. Попробуйте образовать простую сравнительную степень от слов: малый, плохой, хороший . Такие формы называются супплетивные . ( Слайд 5)

— На слайде представлены прилагательные: огромный, громадный, колоссальный…. Как называются слова, близкие по значению? (синонимы) (Слайд 6)

III. Наблюдение над чередованием гласных при образовании сравнительной степени. Самостоятельная работа с дифференцированным заданием.

1.Более сильные учащиеся выполняют упр. 286

2. Более слабые – по карточкам: форма сравнительной степени уже образована, указать суффиксы, окончания, чередования .(Слайд 7)

Удачный – удачнее, лёгкий – легче, мелкий – мельче, человечный – человечнее, высокий – выше, тихий – тише, грубый – грубее, тяжёлый – тяжелее. (Малий Д.,Малий Д.,Агаев Р.,Левченко Д.,Ходарев А., Исмайлова Х., Озерянская А., Рыбченко К.,Тарица Д.)

IV. Работа по исправлению грамматических ошибок. (Слайд 8-9)

— ( Устно) Из двух моих братьев самый талантливый Петя. Обед сегодня был менее вкуснее, чем вчера. В прошлом году погода в это время была более прохладнее, чем в этом. Из двух кандидатов победит тот, который наберёт наибольшее число голосов.

— Ребята, мы переходим к следующему этапу – закреплению. Тест, в котором надо сгруппировать слова . (Слайд 10 -11)

— Попробуйте справиться с ним.

Слова: лучше, красивше, шире, спокойнее, спокойный, более сладкий, лёгкий, глубже, мягче, более глубокий, менее внимательный, слаще.

  1. Найдите слово в простой сравнительной степени:

Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.

  1. Найдите слово в составной сравнительной степени:

Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.

  1. Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:

Лучше, красивше, спокойнее, глубже.

— Работа с предложением.

Зима у нас длинная 1 , затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит 2 мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

— Синтаксический разбор предложения. Грамматическая основа, схема.

— Выписать словосочетания «прилаг.+ сущ.», определить морфологические признаки.

— Выполнить разборы, отмеченные цифровыми индексами.

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились на уроке?

— От чего образуются формы сравнения имен прилагательных?

— При помощи каких суффиксов образуется простая сравнительная степень?

— Какие слова помогают образовать составные формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных? (Слайд 12)

Начальная форма имени прилагательного

Суффиксы и слова для образования степеней сравнения

Источник

Разработка урока «Степени сравнения имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Сценарий медиаурока с компьютером на уроке русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных»

Скачать:

Вложение Размер
разработка урока 49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Строкинская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий медиаурока с компьютером на уроке русского языка

на тему «Степени сравнения имен прилагательных»

Разработала учитель русского языка и литературы

МКОУ «Строкинская СОШ»

Ижмухаметова Венера Вакильевна

Урок русского языка в 6 классе

Степени сравнения имен прилагательных

1.сформировать понятие о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени;

2.развивать внимание, образно-логическое мышление посредством наблюдения за явлениями и их признаками;

3. воспитывать бережное отношение к живой природе, эстетическое восприятие природы.

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный.

Время урока: 45 минут.

Методы организации и осуществления УПД:

– словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация); эвристический; практический.

Методы контроля и самоконтроля УПД:

-индивидуальный опрос; фронтальный опрос;

Методы стимулирования и мотивации:

–задания занимательного характера; поощрение.

I.Организационный момент.(1 мин)

II.Повторение изученного (5 мин):

  1. Проверка домашнего задания
  2. Фронтальная работа:

— имя прилагательное обозначает……..

— прилагательные относятся к трем разрядам………

3. Языковая разминка (слайд):

Секвойя Калифорнийская—самое высокое хвойное вечнозеленое дерево, ее длина достигает более 100 м при диаметре 8,5 м.

-устно найдите имена прилагательные и определите их разряд.

III.Изучение нового материала:

Учитель читает лингвистическую сказку «Степени сравнения» Феликса Кривина.

Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево ВЫШЕ того, а другое — если оно САМОЕ ВЫСОКОЕ, ВЫСОЧАЙШЕЕ дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.

Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. САМЫЙ ТВЕРДЫЙ металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).

Превосходная степень признает только своих, и превосходство ее — над своими.

Довольно скучный удел. Прямо-таки СКУЧНЕЙШИЙ (опять же — среди уделов).

Сравнительная степень живет веселей, у нее широкий круг общения. Дерево может быть ВЫШЕ куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть УМНЕЕ профессора (тогда как САМЫЙ УМНЫЙ студент — САМЫЙ УМНЫЙ только среди студентов).

Видимо, настоящее превосходство познается не в узком кругу своих, а в более широком общении.

Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь ВЫШЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ.

А когда ты самый красивый — в узком кругу и самый умный — в узком кругу… Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома…

Исходя из темы сказки, учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетради. (слайд)

2. Открытие новых знаний (5 мин)

Учитель на слайде демонстрирует изображения черемухи, березы и секвойи (слайд).

— Сравните растения по высоте (высокий-выше-высочайший (самый высокий))

— Запишем эти слова

— Какое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (выше)

— Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (высочайший (самый высокий))

— Где признак предмета сравнивается с другим? (высокий-выше)

— Как бы вы назвали эту степень? (сравнительная)

— как назвать вторую степень, по которой мы понимаем, что она превосходит всех? (превосходная) (слайд)

  1. Первичное закрепление знаний (5 мин)

Задание 1. Сравните по ширине ключ, ручей, реку.

Задание 2. Сравните следующие предметы, составьте предложение и запишите (слайд).

Например, Слон больше бегемота.

Озеро – море, акула – кит, пассажирский – реактивный, сантиметр-метр.

4. Расширение знаний о материале (слайд) (15 мин).

— Рассмотрите схему «Образование форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных». Сделайте вывод о способе образования простой и составной степени.

Запишите схему в тетради.

Задание: от данных прилагательных образуйте прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени и запишите в качестве примеров к схеме.

Задание: Выполните синтаксический разбор предложений. Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

Секвойя намного выше березы. Но красивейшие деревья растут в березовых рощах. Русское дерево нам ближе и роднее.

Вывод: простая сравнительная степень прилагательных всегда является сказуемым, превосходная степень является определением.

5.Творческое задание (слайд)(10 мин) .

Напишите творческий диктант по картине В.Янова «Русская зима», используя слова для справок в сравнительной или превосходной степени. Использование своих слов разрешается.

Настала зима. Дни становятся _____ и _____. Небо ___ и ____. _____ снег ложится на землю и укутывает все в ____ одеяло. Под ___ льдом до весны дремлет речка. ____березы спят, объятые ___ сном. От ____ холода их ветви покрылись голубым инеем. ____ место сейчас – это жарко натопленная печка…

Слова для справок: уютный, теплый, сильный, короткий, морозный, низкий, белый, красивый, мягкий.

IV.Итог урока (1 мин).

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились на уроке?

Домашнее задание (слайд):

  1. связное сообщение о сравнительной и превосходной степени
  2. выписать из художественной литературы 5 предложений с прилагательными в сравнительной и превосходной степени сравнения.

Список использованной литературы:

1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. — № 6. – С. 21-25.

2. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. — № 4. – С. 28-32.

3. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. — № 4. – С. 35-40.

4. 5. Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Авт. – сост. Н.М.Сулицкая и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 190 с.

6. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы. Авт. –сост. Н.Ю.Кадашникова, л.М.Савина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 254 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Лингвистическая миниатюра на данную тему.

Основная цель урока — дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт.

Цель презентации — на наглядном примере показать, как образуются прилагательные в простой и составной форме сравнительной степени.

Урок проводился 22 января 2015 года для обучающихся 6 класса в рамках окружного семинара «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на стандарты .

Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам«Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…a.

На этапе закрепления, применения и обобщения знаний и умений можно использовать тестовые задания. Такие задания в форме индивидуальных карточек удобны, так как составлены в соответствии со школь.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Источник

Конспект урока «Степени сравнения имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку по теме

Степени сравнения имен прилагательных

Планируемые результаты:

1. Называет степени сравнения имен прилагательных;

2. Перечисляет основные способы образования степеней сравнения имен прилагательных;

3. Приводит примеры сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных.

Скачать:

Вложение Размер
ivanova_n.v._konspekt_uroka.docx 24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Степени сравнения имен прилагательных

  1. Называет степени сравнения имен прилагательных;
  2. Перечисляет основные способы образования степеней сравнения имен прилагательных;
  3. Приводит примеры сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных.
  1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Надеюсь, что сегодняшний урок получится плодотворным и интересным.

— Я попрошу вас поработать в парах для того, чтобы вспомнить тот материал, который вы уже знаете. Для этого я раздам карточки каждой паре. По очереди задавайте вопрос своему напарнику, указанный в вашей карточки, и сравнивайте ответы. Важно проговорить друг другу материал и подготовить самого себя к восприятию нового материала.

Что такое прилагательное? Назови, что обозначает и на какие вопросы отвечает? Это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие?

Перечисли, какие разряды имен прилагательных ты знаешь? Качественные, относительные, притяжательные

Объясни, что обозначают качественные имена прилагательные? Качественные имена прилагательные обозначают качества, свойства, которые могут проявляться в большей или меньшей степени

Объясни, что обозначают относительные имена прилагательные? Относительные прилагательные указывают на признак через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству

Объясни, что обозначают притяжательные имена прилагательные? Притяжательные прилагательные обозначают различные значения принадлежности лицу или животному

К какому разряду будут относиться слова ДОБРЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЛЕГКИЙ? Качественное прилагательное

К какому разряду будут относиться слова СОСНОВЫЙ, КАМЕННЫЙ, МОРСКОЙ? Относительные прилагательные

К какому разряду будут относиться слова ПАПИН, ЛИСИЙ? Притяжательные прилагательные

  1. Осознание, осмысление нового материала

Перед вами три предложения. Запишите их себе в тетрадь

Перед нами открылся красивый пейзаж.

Этот пейзаж был красИвее предыдущего.

Перед нами открылся красИвейший пейзаж.

Поработайте в группах по 3 человека. Ваша задача – назвать степени сравнения имен прилагательных, на основе примеров и вопросов, на которые нужно ответить каждой группе.

— Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени? (красивее)

— Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета? (красивейший)

— Как назовём форму, где признаки сравниваются? (Сравнительная)

— Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

Пожалуйста, сделайте вывод и запишите его в виде ответа на вопрос – назови степени сравнения имен прилагательных?

Это и будет темой нашего урока (Записываем тему)

Запишите стихотворение Михаила Александровича Дудина, советского поэта. Найдите прилагательные, имеющие степень сравнения. Определите, с помощью каких суффиксов образовались эти прилагательные? Обозначьте эти суффиксы

Чистейшего снега, И, пухом легчайшим

Белейшего снега На солнце блистая,

Зима отряхнула Пустила гулять

На рощу с разбега. По лесам горностая

Слово учителя (схема на доске. Учащиеся переносят ее в тетрадь)

Сравнительная степень Превосходная степень

-ее- более -айш- самый

Я называю прилагательное в положительной степени, а вы меня дополняете, образуя сравнительную и превосходную степень

Красивый – красивее – самый красивый

Умный – более умный – умнейший

Чистый – чище – чистейший

Сделайте вывод, прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения? (только качественные)

Осмысление (работа в парах)

Сейчас ваша задача – проговорить новый материал друг другу и самому себе. Я раздам карточки, в которых будут прописаны вопросы, которые вы будете задавать друг другу.

Перечисли степени сравнения имен прилагательных? Положительная, сравнительная, превосходная

Назови все степени сравнения имен прилагательных? Положительная, сравнительная, превосходная

Объясни, какими способами может быть образована сравнительная степень? При помощи чего (морфемы, слова) она образуется? Сравнительная степень имен прилагательных может быть образована при помощь суффиксов

(-ее-, -е-, -ше-) и специальных слов (более, менее)

Объясни, какими способами может быть образована превосходная степень? При помощи чего (морфемы, слова) она образуется? Превосходная степень имен прилагательных может быть образована при помощь суффиксов

(-айш-, -ейш-) и специальных слов (самый)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, сравнительную степень:

красивый, умный, добрый, нежный, синий Красивее (более/менее красивый),

Умнее (более/менее умный),

Добрее (более/менее добрый)

Нежнее (более/менее нежный)

Синее (более/менее синий)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, сравнительную степень: ласковый, надежный, честный, хороший Ласковее (более/менее ласковый)

Надежнее (более/менее надежный)

Честнее (более/менее честный)

Лучше (более/менее хороший)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, превосходную степень:

красивый, умный, добрый, нежный Красивейший (самый красивый)

Умнейший (самый умный)

Добрейший (самый добрый)

Нежнейший (самый нежный)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, превосходную степень: ласковый, надежный, честный, хороший

Ласковейший (самый ласковый)

Надежнейший (самый надежный)

Честнейший (самый честный)

Какие сложности возникли во время работы в парах? Все смогли ответить на вопросы напарника?

Следующее упражнение поможет вам понаблюдать, какие грамматические ошибки можно допустить при образовании степеней сравнения прилагательных. Ваша задача исправить ошибки в приведенных предложениях и сделать ответить на вопрос: почему могут возникнуть подобные ошибки?

1. Это путь гораздо длиньше, чем тот. 2. Эта задача более легче, чем та, которую решали вчера. 3. Я никогда не видел книгу толстее. 4. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в Нью-Йорке. 5. И продавала она все по самой выгоднейшей цене. 6. Голос этой девушки, по мнению слушателей, был звончее других.

Таким образом, для использования степени сравнения прилагательного, используем только один способ – либо добавляем специальное слово, либо суффикс. Не смешивать.

Объяснение домашнего задания:

По группам составить текст с использованием прилагательных в сравнительной, превосходной степенях сравнения (по профессиям).

Источник

Читайте также:  Сравнение чего то перевод