Меню

Структура занятия по сравнению предметов



Структура занятия по сравнению предметов

Много ценного для обогащения словаря дают наблюдения на прогулке за состоянием погоды.

Так, можно научить детей определять силу ветра по раскачиванию деревьев, одновременно употребляются слова ветер слабый, сильный, порывистый; срывает, гонит листья, раскачивает, ломает, подгоняет.

Проводится рассматривание предметов и живых объектов. Объектами наблюдений в значительной степени остаются те же предметы и явления, но расширяется круг знаний о них, наблюдения усложняются. Дети узнают не только названия животных, но и чем они питаются, какую пользу приносят людям.

На занятиях с предметами продолжаем углублять видовые понятия путем выделения существенных признаков предметов, учим обобщать по ним предметы, правильно обозначать словом качества, свойства, действия предметов. Обращаем внимание на последовательное рассматривание предметов, выделение и называние набора характерных признаков, формирование знаний об особенностях предметов на основе сравнения, различения и обобщения. Используется наглядно-действенный метод ознакомления с предметами. Здесь уточняется представление и предметная отнесенность слова.

Еще одной разновидностью занятий по развитию словаря являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов (Методика занятий разработана В. И. Логиновой. См. указанную выше статью). Детей знакомят с материалами, из которых сделаны предметы. Особое внимание уделяют тем предметам, с которыми дети действуют. Их учат ориентироваться на качества предметов в повседневной жизни, в играх.

Особенностью этих занятий является использование раздаточного материала, выделение качеств и свойств предметов на основе тщательного сенсорного обследования каждым ребенком предметов и сравнения их противоположных качеств и свойств (твердый – мягкий, прозрачный – непрозрачный), организация результативной деятельности ребенка с предметами.

Занятия имеют четкую структуру: первая часть – выделение качества предмета в какой-либо ситуации или деятельности, ознакомление с новым словом (прозрачный, непрозрачный); вторая часть – обучение детей обследовательским действиям, выделение каждым ребенком качеств, закрепление слов-названий, освоение слов, обзначающих действия; третья часть – упражнение детей в выделении данного качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.

Источник

Конспект ООД Сравнение предметов
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве.

Для воспитателя: пять зеленых шариков.

Для детей: пять желтых шариков.

Игра организуется с небольшой группой детей (от 1 до 8).

Воспитатель и дети сидят за столом.

Педагог выкладывает перед собой на столе в ряд три зеленых шарика и предлагает детям положить столько же желтых шариков. Используя прием приложения, дети выкладывают шарики и убеждаются, что зеленых и желтых шариков поровну.

Далее воспитатель изменяет расположение зеленых шариков путем увеличения или уменьшения расстояния между ними.

Дети должны убедиться, что на столе столько же желтых шариков, сколько и зеленых. Попросите их обосновать свой ответ.

Если дети испытывают затруднения при выполнении задания, помогите им.

Дети, которые умеют считать, могут пересчитать желтые и зеленые шарики.

«Найдите такой же»

Педагог предлагает детя взять по одному предмету из тех, которые лежат у него на столе (листья, палочки, камушки, ракушки, плоды деревьев …), и найти такие же. Задача детей состоит в том, чтобы принести и показать найденные предметы воспитателю, а также объяснить, почему именно их они выбрали.

Далее все предметы раскладываются на земле, и дети вновь находят одинаковые.

Вариант игры. По заданию педагога дети самостоятельно находят два одинаковых предмета. Затем вместе со взрослым уточняют, правильно ли выполнено задание.

Воспитатель объясняет правила игры: «Я закрою глаза, а вы будете прятаться от меня». Он закрывает глаза, дети прячутся. Открыв глаза, идет искать. Найдя ребенка, воспитатель говорит: «Тук-тук. Ты где?» этот вопрос ставит ребенок перед необходимостью ответить: по кустом, за беседкой, за деревом.

Если ребенок ограничивается жестом или произносит неправильное слово, воспитатель дает точное определение месту, где он спрятался. Ребенок должен повторить.

Усложнение. Роль ведущего исполняет ребенок.

Предложите мальчикам во время уборки игрушек поставить все маленькие машинки на полку, большие — под стелаж, а девочкам посадить за один стол больших кукол, а за другой — маленьких. Проверьте, как дети выполнили задание. Спросите: как они расставили игрушки, сколько каких игрушек, какой они величины? Предложите им обосновать свой выбор: эта кукла (машина) меньше (больше), чем. Спросите, каких игрушек больше. Как узнать?

Источник

Конспект занятия «Сравнение и описание предметов»

Светлана Николаевна Подковырова
Конспект занятия «Сравнение и описание предметов»

Задачи.Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы;

словарь: учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Материал. Предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

Ход занятия

Воспитатель предлагает: «Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это предметы. Как мы отличаем один предмет от другого

Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные признаки и обобщает их наблюдения (буфет и шкаф отличаются по величине: один высокий, другой ниже, один шире другого и т. п.).Продолжает:

Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и еще по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны вот эти предметы? (Из дерева.) Как одним словом можно сказать, какие это предметы? (Деревянные.) Назовите, какие предметы делают из дерева?

Читайте также:  Сравнение керамзита с пенополистиролом

Далее воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластмассы и задает аналогичные вопросы.

— А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как мы сможем их различить? (По именам.)

— Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, по названиям. Вот этот предмет как называется? (Мяч.) Что означает слово мяч (Это игрушка; она круглая.)

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Плим»:

Ложка — это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка.

У кошки семь котят.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

Я повторяю снова —

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка.

Вот прыгает и скачет

И ничего не значит

— Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим».

— На прошлом занятии вы придумывали сказку «Как ежик выручил зайца». Вспомните, какой был ежик. (Смелый.) Да, смелый, А теперь подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный).

— А какой был заяц? (Трусливый.) Подберите к слову трусливый слова, близкие, похожие по смыслу (боязливый, пугливый). Да, правильно, слова трусливый, пугливый близкие по смыслу.

— А теперь придумайте рассказ, в котором будут встречаться слова, противоположные по смыслу. Если один мальчик всего боялся, а другой.

Дети составляют рассказ, придумывают ему название, дают оценку.

— Когда я была в другом детском саду, я записала, как говорят дети. Вы будете моими помощниками. Если дети неправильно говорили, вы поможете мне исправить.Слушайте внимательно: «Это я проснул сестричку»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю»; «Папа, иди шепотом».

После каждого предложениявоспитатель задает вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать правильно?» Если кто и то отвечает неправильно,он обращается ко всей группе: «Вы думаете, так можно сказать? Кто исправит?»

— Вот видите, когда не думаешь, какое слово сказать, берешь совсем не подходящее по смыслу, и получается и неправильно, и смешно. Сейчас вы поможете мне подыскивать нужные слова в стихотворении Е. Серовой «Подскажи словечко».

Источник

Рекомендация воспитателям «Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов»

Анна Шуклина
Рекомендация воспитателям «Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов»

Рекомендация воспитателям

«Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов».

Одной из разновидностей занятий, развивающих словарь являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.

Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материаловимеют те же цели что и экскурсии: культивирование наблюдательности в интересах обогащения и уточнения представлений детей и развития их языка.

— использование раздаточного материала;

— сенсорное обследование с помощью вопросов, указаний, пояснений;

— сравнение предметов.

Материалом для этих занятий служат предметы жизненного окружения, игрушки, картины.

При проведении таких занятийследует учитывать ряд положений:

1. Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому воспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.

2. Формирование способов обследования требует точных указаний воспитателя к использованию обследовательского действия, адекватного вычленяемому качеству (например, надави — для выделения твердости, погладь — для выделения гладкости, шероховатости поверхности, сомни — для выделения мягкости и т. п.).

3. Наглядный материал предоставляется для активных обследовательских действий каждому ребенку, чтобы обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов, на основе их выделения и восприятия.

Качествами называют те особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета,например: твердый, мягкий, гладкий, холодный, гибкий и т. п.

4. Вычленение каждого качества и свойства, отделение его от сопутствующих наиболее эффективно достигается сравнением его с противоположным. Например, такое качество, как твердый, дается в сопоставлении с мягким, тяжелый — с легким, прозрачный — с непрозрачным и т. п. Это позволяет наиболее точно отделить твердость как качество от сопутствующих температурных ощущений, ощущений гладкости или шероховатости поверхности воспринимаемого предмета и т. д.

5. Чтобы качества и свойства предметов осознавались детьми и осваивались, необходимо сделать их значимыми, т. е. включить в результативную, содержательную деятельность, успех которой зависит от учета данного качества. Это требует от ребенка вычленения искомого качества или свойства и учета его для достижения результатов.

6. Успех решения задач словарной работы на занятиях такого рода зависит и от подбора наглядного материала. Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых вычленяемые качества были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркая раскраска, наличие двигающихся частей, игровая занимательность и т. п.) было бы как можно меньше.

Занятия такого рода имеют определенную структуру, которая диктуется логикой познания ребенка-дошкольника. Первая часть такого занятия обычно посвящается вычленению качества предмета в ситуации той или иной деятельности.

Читайте также:  Цепная система сравнения это

Целью второй части является обучение детей обследовательским действиям, вычленению нужного качества каждым ребенком. На этой основе вводится новое слово, обозначающее данное качество.

В третьей части занятия организуются упражнения детей в выделении качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.

Примерный план занятия:

Знания и навыки, полученные дошкольниками, закрепляются на последующих занятиях и в повседневной жизни.

Усложнение занятий этого вида идет по линии увеличения набора выделяемых качеств и свойств. Наиболее разнообразный набор имеет место при ознакомлении детей с различными материалами. Методические требования к занятиям такого содержания остаются теми же самыми, но сложность их состоит в том, что качества рассматриваются как признаки тех или иных свойств.

Завершающими в системе занятий, посвященных формированию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах, являются занятия по сравнению предметов. Так как они опираются на сформированные умения видеть части, детали, выделять качества и свойства предметов, то проводятся главным образом в старшей и подготовительной к школе группах.

Целью таких занятий в плане решения задач словарной работы является формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей предметов.

Успех занятий,их эффективность зависят от ряда условий:

1) подбора предметов для сравнения.Они должны иметь достаточное количество сравниваемых признаков: как признаков различия, так и общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материал и т. п.)

2) плановости сравнения. Воспитатель направляет, последовательно ведет детей от сравнения предметов в целом (по назначению, цвету, форме, величине) к вычленению и сравнению частей, деталей, сначала в плане различия, а затем сходства. Заканчивается сравнение обобщением, где выделяются отличительные признаки каждого предмета;

3) отбора приемов обучения. Основными приемами обучения на таких занятиях являются вопросы и указания воспитателя,помогающие детям:

а) последовательно строить сравнение;

б) увидеть те особенности, которые дети сами не замечают;

в) наиболее точно сформулировать ответ и подобрать нужное слово;

4) соотношения речевой активности воспитателя и детей.

Максимум речевой активности здесь должны проявлять дети. Воспитатель скупыми, немногословными, точными вопросами, указаниями возбуждает и направляет их умственную и речевую активность.

Таким образом, занятия по ознакомлению с частями, качествами и свойствами предметов и материалов позволяют вводить в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов,включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей, глаголы (названия действий с предметами, использования предметов, обследовательских действий, прилагательные (названия качеств).

По мере познания предметного мира ребенок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Ребенок овладевает способами действий с предметами. Предмет вводит дошкольников в мир взрослых, расширяет его кругозор и влияет на всестороннее развитие.

Процесс познаниясостоит из трех этапов:

Происходит первое знакомство с предметом (свойства и качества).

Задача педагога на этом этапе: организовать предметную среду так, чтобы в ней были разные по форме, цвету, материалу и звучанию предметы. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как им делать.

Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному. Дети узнают о предметах-заместителях. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.

Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, для какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное мышление, способность оценивать деятельность другого человека. Возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

Ребенок познает окружающий мир достаточно активно, стремясь увиденное и услышанное претворить в жизнь. Сделать это он может в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно.

Конспект НОД «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины» (старшая группа) «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины» («Технология исследовательской деятельности в ДОУ» Старшая группа) Задачи: Познакомить.

Доклад «Особенности проведения бодрящей гимнастики» Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения.

Домашний музей. Семейные выставки предметов прикладного искусства из разных материалов (планирование) Домашний музей»: семейные выставки предметов прикладного искусства из разных материалов. (см. программа «Знакомство дошкольников с культурой.

Конспект фронтального занятия «Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами» Цель: закрепление и уточнение знаний детей о размерах предметов, умения сравнивать и составлять группы предметов с заданными признаками.

Конспект НОД для детей 5–6 лет с ЗПР «Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами» Тема: «Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами» Задачи. Образовательные: Учить детей сравнивать.

Конспект занятий по ФЭМП «Умение соотносить количество предметов с числом и цифрой» Цель: Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Задачи: Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятия:.

«Пароход». ООД по ознакомлению с качествами и свойствами предметов во второй группе раннего возраста ООД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: «Ознакомление с качествами и свойствами предметов» Игра «Пароход».

Воспитателям старшей-подготовительной группы. Дидактическая игра для занятий ФЦКМ «Я знаю пять названий» Игра проводится в виде соревнования двух команд. Результат- победа одной из них либо ничья. Выходят первые представители (по 1 человеку.

Читайте также:  Сравнение honda civic mitsubishi lancer

Занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами бумаги Ход занятия: Дети входят в группу: В: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся. В: Придумано кем-то просто.

Занятие по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Ознакомление с качествами предметов» Тема: Ознакомление с качествами предметов. Игра «Широкий и узкий».Цели: учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей.

Источник

Конспект занятия «Сравнение предметов по величине»

Чурикова Надежда
Конспект занятия «Сравнение предметов по величине»

Цель:Сравнение двух групп предметов по величине.

Образовательные:Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Развивающие:Развивать сообразительность, воображение, мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование:Карандаши, набор геометрических фигур, обручи, мешочки шарики, игрушки две кошки, две миски разного объёма.

Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание иллюстраций с геометрическим фигурами. Чтение художественных произведений о кошках.

Словарная работа:лакает, квадрат, круг, треугольник, красный, желтый, синий, зелёный.

Методы и приемы:Наглядные — наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

Словесные — рассказ, стихи, вопросы, ответы.

Практические — игры,игровые упражнения.

Физическое развитие:Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Речевое развитие:Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

художественно- эстетическое развитие: Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Ход занятия

Воспитатель предлагаетдетям отгадать загадку:

Я умею чисто мыться

не водой, а язычком,

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком (кошка).

Воспитатель:А теперь внимательно посмотрите кто пришел к нам в гости сегодня. (кошка с котенком).

Какая кошка (большая) она мама

Какой котенок (маленький) он ребенок

А давайте мы напоим молочком. Скажите из какой миски будет лакать молоко кошка мама (из большой)

Из какой миски будет лакать молоко котенок (из маленькой)

Ребята, а на какую геометрическую фигуру похожи блюдца (на круг)

Правильно, большая миска на большой круг, а маленькая миска на маленький круг.

Составление фигуры из треугольников.

Воспитатель предлагает из треугольников построить дом. Можно использовать только три треугольника.

-Для кошки мы построим дом из треугольников белого цвета, а для котёнка- из треугольников красного цвета,Согласны?

-Все справились с заданием,молодцы!

Звучит музыка вьюга.

Воспитатель. Ребята посмотрите подул ветер и разбросал все геометрические фигуры. Давайте мы с вами дорисуем их.

Задание «Дорисуй фигуру».

Воспитатель. Посмотрите на рисунок. в рисунке изображены три фигуры- круг, треугольник, квадрат. Вам нужно дорисовать их.

Воспитатель. Молодцы!Вы отлично справились и с этим заданием. А сейчас давайте немного отдохнем. Выходите на ковер и вставайте кругом.

По утрам всех солнышко поднимает нас

Поднимаем руки мы по команде раз.

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде два.

ветер тихо клен качает

Вправо, влево наклоняет.

Раз- наклон, и два- наклон

Зашумел листвою клен.

Ветер дует, задувает

Нашу мельницу вращает.

Воспитатель. Ребята,а зайка с лисой говорят нам спасибо. и дарят нам чудесные мешочки.

Дидактическая игра «Чудесные мешочки»

-определить какая геометрическая фигура в шарике.

— Коля возьми этот мешочек. Какого он цвета?Какая геометрическая фигура в шарике?—Даша, а какая фигура спряталась в твоем шарике?

-Саша, какого цвета шарик у тебя?

-Кирилл, какая геометрическая фигура в твоем шарике?

Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению.

Конспект НОД по логическому мышлению «Сравнивание предметов по величине» Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький; соотносить предметы с размером. Задачи: 1. Совершенствовать умение.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект прогулки «Наблюдение за кошкой и собакой, сравнение их следов» Программные задачи: развивать у детей умственные операции сравнения и обобщения; воспитывать бережное. заботливое отношение ко всему живому.

Конспект прогулки «Сравнение ели и клена» Цель прогулки: продолжать учить детей описывать растения, отмечая их различия и сходства, характерные признаки; воспитывать любовь и бережное.

Конспект урока математики в 3 классе «Площадь. Сравнение площадей» Тема урока: Площадь. Сравнение площадей. Вид урока: Открытие новых знаний Технология обучения: технология проблемного обучения Цель урока:.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов» Тема:»Сравнение предметов» Цель:Учить сравнивать предметы по высоте и длине,отражать в речи результат сравнения,продолжать устанавливать.

Конспект занятия по рассматриванию предметов быта «Рассматривание столярных инструментов» в старшей группе Тип занятия: ознакомление с новым материалом. Возрастная группа: Старшая группа. Тема: «Рассматривание столярных инструментов» Цель занятия:.

Конспект занятия «В мире колющих и режущих предметов» для детей с ОВЗ 4 группы Тема. В мире колющих и режущих предметов. Цель. Накопление сведений об опасных вещах (колющих и режущих предметах). Задачи: — Повторить.

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» (описание предметов) Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ по опорным схемам.

Источник