Меню

Техника измерения окружности голов



Техника измерения окружности головы, груди, размеров родничка

I. Измерение окружности головы.
Цель: оценка физического развития.
Показания: подозрение на гидроцефалию.
Противопоказания: нет.
Оснащение: Сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка, ручка, бумага.
Выполнение процедуры:
1.Объяснить маме цель исследования;
2.Подготовить необходимое оснащение;
3.Обработать сантиметровую ленту спиртом с двух сторон;
4.Уложить или усадить ребенка;
5.Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:
а)сзади — затылочный бугор;
б)спереди — надбровные дуги;
Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка.
6.Записать результат.
II. Измерение окружности грудной клетки.
Показания: оценка физического развития
Противопоказания: нет.
Оснащение: сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка
Выполнение процедуры:
1.Объяснить маме цель исследования;
2.Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки;
3.Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:
а)сзади — нижний угол лопаток;
б)спереди — нижний край околососковых кружков или у девочек пубертатного возраста — верхний край 4-го ребра под молочными железами;
4.Записать результат.
Измерение размеров родничка определяют сантиметровой лентой, в норме 3,5 на 3,5 см.
Инфекционный контроль:
1.Сантиметровая лента — 1 % раствором хлорамина двукратно с интервалом 15 минут.
2.Обработать руки на гигиеническом уровне.

Источник

Алгоритм измерения окружности головы

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Объяснить пациенту (родственникам) цель и ход предстоящей процедуры.

1.2. Обработать руки гигиеническим способом.

1.3. Подготовить необходимое оснащение.

1.4. Обеспечить адекватную освещенность рабочего места.

1.5. Попросить пациента сесть.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Наложить сантиметровую ленту на голову пациента по ориентирам: сзади — затылочный бугор, спереди — надбровные дуги.

2.2. Определить результат измерения.

2.3. Снять сантиметровую ленту.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту (родственникам) о результатах измерения.

3.2. Обработать сантиметровую ленту дезинфицирующим средством в соответствии с принятыми санитарными нормами и правилами.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом.

3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:

При измерении окружности головы новорожденному в родильном зале медицинский персонал работает в стерильной одежде (маска, халат, перчатки). Для измерения применяют стерильную ленту. Манипуляция проводится на пеленальном столике.

8.

Достигаемые результаты и их оценка:

Оценка измерения окружности головы проводится как изолированно, так и в сочетании с другими антропометрическими показателями, в первую очередь массой тела и длиной тела, по специальным стандартизированным таблицам (таблицы центильного или параметрического типа; таблицы, предложенные Э. Парайц и Й. Сенаши, и др.).

При оценке показателей окружности головы у детей различного возраста пользуются центильными таблицами (приложение 1):

«Распределение окружности головы (см) по возрасту (мальчики)»;

«Распределение окружности головы (см) по возрасту (девочки)».

Оценка проводится путем сопоставления полученных данных с половозрастными нормативами, измеряемыми в центильных величинах:

Средние, или условно нормальные величины

Область «средних величин»

Область величин «ниже среднего»

Возможное патологическое состояние 75-90

Область величин «выше среднего»

Возможное патологическое состояние

Отклонение от нормы

Область «низких величин»

Вероятность патологического состояния высокая 90-97

Область «высоких величин»

Вероятность патологического состояния высокая до 3

Область «очень низких» величин

Вероятность патологического состояния очень высокая от 97

Область «очень высоких» величин

Вероятность патологического состояния очень высокая 9.

Форма информированного согласия пациента при выполнении методики и дополнительная информация для пациента и членов его семьи:

Пациент (его родственники или доверенные лица) должен быть информирован о
клиническом значении измерения и порядке его проведения в соответствии с
определенными правилами. Письменного подтверждения согласия не требуется, так как метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.

Параметры оценки и контроля качества выполнения методики:

Отсутствуют отклонения от алгоритма выполнения измерения. Результаты измерения получены и правильно интерпретированы. Наличие записи о результатах выполнения назначения в медицинской документации. Удовлетворенность пациента качеством предоставленной медицинской услуги.

Стоимостные характеристики технологий выполнения простой медицинской
услуги:
Коэффициент УЕТ врача — 0.

Коэффициент УЕТ медицинской сестры — 0,1.

Графическое, схематические и табличное представление технологий выполнения простой медицинской услуги: См. приложение 1.

Формулы, расчеты, номограммы, бланки и другая документация (при
необходимости):
См. приложение 1.

Источник

Измерение окружности головы ребенка

Цель:оценка физического развития ребенка

Приготовьте:сантиметровую ленту, салфетку, 70° спирт, перчатки, емкость с дезраствором, ветошь для обработки, КБУ, историю развития ребенка, ручку.

Алгоритм действия:

  1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры, получите согласие.
  2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
  3. Обработайте поверхность пеленального стола ветошью, смоченной дезраствором, постелите чистую пеленку.
  4. Протрите сантиметровую ленту с двух сторон салфеткой, смоченной 70° спиртом.
  5. Положите или посадите ребенка на пеленальный стол.
  6. Проведите сантиметровую ленту сзади по затылочному бугру, спереди по надбровным дугам.
  7. Определите показатель окружности головы на стыке сантиметровой ленты.
  8. Занесите показатель окружности головы в историю развития ребенка и сообщите матери.
  9. Снимите перчатки, погрузите в КБУ.
  10. Вымойте, осушите руки.
Читайте также:  Единицы измерения проникающей радиации ядерного взрыва

Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей

Работа с «Картой физического развития»

(по модулям стратегии ИВБДВ ВОЗ)

Цель:оценка физического развития ребенка

Показание: быстрая оценка физического развития ребенка на приеме

Приготовьте:«Карту физического развития» из модуля ИВБДВ, линейку, историю развития ребенка, ручку.

Алгоритм действия:

  1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры, получите согласие.
  2. Соблюдая правила, определите массу тела ребенка, запишите в истории развития.
  3. Сосчитайте возраст ребенка в месяцах.
  4. Возьмите «Карту физического развития» из модуля ИВБДВ.
  5. Найдите слева на карте показатель массы тела ребенка, снизу возраст ребенка в месяцах.
  6. С помощью линейки найдите точку пересечения этих показателей.
  7. Определите соотношение полученной точки с линией «средний вес для возраста» на «Карте физического развития» из модуля ИВБДВ:

А) если точка находится выше линии «средний вес для возраста» или между

линиями «средний вес для возраста» и «низкий вес для возраста» — вес

ребенка выше или соответствует возрасту;

Б) если точка находится между линиями «низкий вес для возраста» и

«очень низкий вес для возраста» — у ребенка низкий вес для его возраста;

В) если точка находится на или ниже линии «очень низкий вес для возраста» — у

ребенка очень низкий вес для его возраста;

  1. Показатель отметьте в истории развития ребенка.
  2. Определите ( вы или педиатр) тактику ведения ребенка.

Источник

Измерение окружности головы.

Цель: оценить физическое развитие;исключить гидроцефалию. Оснащение: сантиметровая лента;70% этиловый спирт, марлевая салфетка;ручка, бумага.
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
— Объяснить маме/родственникам цель и ход исследования, получить согласие мамы — Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании
— Подготовить необходимое оснащение — Обеспечение четкости выполнения процедуры
— Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки — Обеспечение инфекционной безопасности
— Уложить или усадить ребенка — Создание комфортных условий ребенку
Выполнение процедуры
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: А) сзади – затылочный бугор; Б) спереди – надбровные дуги. Примечание: следите, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка — Определить показатели окружности головы — Достижение достоверности результатов исследования
Завершение процедуры
— Записать результат — Обеспечение преемственности в передаче информации
— Сообщить результат ребенку/маме — Обеспечение права на информацию

Измерение окружности грудной клетки.

Цель:оценить физическое развитие. Оснащение: сантиметровая лента;70% этиловый спирт, марлевая салфетка;ручка, бумага.
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
— Объяснить маме/родственникам цель и ход исследования, получить согласие мамы — Обеспечение права ребенка/родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании
— Подготовить необходимое оснащение — Обеспечение четкости выполнения процедуры
— Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки — Обеспечение инфекционной безопасности
— Уложить или усадить ребенка — Создание комфортных условий ребенку
Выполнение процедуры
Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам: А) сзади – нижние углы лопаток; Б) спереди – нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста – верхний край 4 ребра над молочными железами) — Определить показатели окружности головы — Достижение достоверности результатов исследования
Завершение процедуры
— Записать результат — Обеспечение преемственности в передаче информации
— Сообщить результат ребенку/маме — Обеспечение права на информацию

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:

(используя учебник В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 с. 114-116)

ü Составление планов обучения поддержанию безопасности ребенка в грудном возрасте.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: «Период грудного возраста. Нервно-психическое развитие ребенка»

Обучающийся должен знать:

ü Что такое нервно-психическое развитие?

ü Как изменяются основные параметры нервно-психического развития с возрастом?

ü Как оценивается нервно-психическое развитие у детей разного возраста.

Обучающийся должен уметь:

ü Проводить оценку нервно-психического развития детей грудного возраста.

ü Выявлять проблемы, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.

ü Составлять рекомендации по режиму дня, выбору игрушек и игровых занятий для детей грудного возраста.

ü Обучать родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды.

Список литературы:

Основная:

ü Д.А. Крюкова «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015

ü конспект лекции

Дополнительная:

ü В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014

ü С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Задание:Выполняйте задания по мере усвоения нового материала.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие показатели (ведущие линии) НПР характерны для ребенка 3 месяцев,6 месяцев,12 месяцев.

Читайте также:  Мерка взу как измерить

2. Оцените уровень и гармоничность НПР: мальчика 7 месяцев, имеющего следующие показатели НПР: Аз-7, Ас-7, Э-7, Др-6, До-6, Пр-7, Ар-5, Н-6;

3. Выделите показатели НПР, характерные для ребенка 3 и 6 месяцев: комплекс оживления; свободно берет игрушку из разных положений; немного ползает; лежит на животе несколько минут; произносит слоги; хорошо ест с ложки; сам садится, встает и переступает?

4. В каком возрасте ребенок отличает близких людей от чужих, различает интонацию, удерживает в руке игрушку, долго лежит на животе, переворачивается со спины на живот, подолгу гулит, ест с ложки полугустую пищу?

5. Ребенку 8 месяцев. С игрушкой занимается долго, сам садится, встает и переступает, держась за барьер; определяет местоположение предметов на постоянных местах, пьет из чашки с помощью взрослого. Соответствует ли это долженствующим показателям НПР?

6. Что такое условные рефлексы и когда они начинают вырабатываться у ребенка?

7. Как стимулировать развитие речи у детей?

8. Какие игрушки необходимы ребенку в грудном возрасте? В ясельном?

Изучение нервной системы производится путем наблюдения за поведением детей,
организации с ними игр, бесед, прогулок, экскурсий. Наблюдая за поведением ребенка, обращают
внимание на его двигательные умения (сидит, ходит, бегает, прыгает и т.д.), на развитие речи
(произносит слоги, слова, предложения, знает стихи), на выработку условных рефлексов, на развитие различных навыков и умений.

Каждый возрастной этап имеет свои определенные показатели НПР и в зависимости от этого
свои воспитательные мероприятия. Зная показатели НПР детей, медицинская сестра может
правильно оценить развитие ребенка и организовать наиболее целесообразные занятия с ними или
научить этому родителей.

Возрастная динамика ведущих линий представлена в приложении.

Оценка НПР.

Оценка НПР у детей раннего возраста проводится по специально разработанным стандартам
развития в установленные сроки (эпикризный срок): на первом году жизни ежемесячно, в дни,
близкие к дню рождения ребенка.

Медицинские работники: участковый педиатр или м/сестра или фельдшер кабинета здорового
ребенка проводят диагностику НПР в соответствии с рекомендациями, изложенными в учебном
пособии «Диагностика НПР детей первых трех лет жизни» по определенным показателям — линиям
развития
.
Если развитие ребенка не соответствует возрасту, то его проверяют по показателям
предыдущего или последующего возрастных периодов.

Ориентировочные показатели НПР здоровых детей раннего возраста представлены в таблицах.

Линии развития:

Первый год жизни: (эпикризных сроков 12 — ежемесячно)

1. Зрительные ориентировочные реакции (анализаторы зрения) — Аз;

2. Слуховые ориентировочные реакции — Ас;

4. Движения рук и действия с предметами — Др;

5. Движения общие — До;

6. Понимаемая речь — Пр;

7. Активная речь — Ар;

8. Навыки и умения в процессах — Н.

Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и
гармоничность НПР ребенка.

Алгоритм оценки НПР.

1. Определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития;

2. Найти показатель с наибольшей задержкой (по эпикризному сроку). По нему определить группу НПР:

I группа- дети с опережающим и нормальным развитием;

II, III, IV группы- дети с задержкой, соответственно на 1, 2, 3 эпикризных срока;

3. Определить, равномерна ли задержка и, если она равномерна, поставить степень:

1 степень- задержка 1-2 показателей;

2 степень- задержка 3-4 показателей;

3 степень- задержка 5-7 показателей;

4. Если задержка неравномерна, т. е. 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР.

1). Девочке 11 мес. Аз-11, Ас-11, Э-11, Др-11, До-10, Пр-11, Ар-10, Н-11.

Анализируя приведенные данные, видим, что До и Ар отстают на 1 эпикризный срок, значит, по НПР ребенка следует отнести во II группу. Поскольку задержка выявлена по двум показателям и она

равномерна, то определяем ее степень как 1. Заключение: II группа НПР; 1 степень.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:

(используя учебник В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 с. 115-118)

ü Составление планов обучения поддержанию безопасности ребенка в грудном возрасте.

Показатели нервно — психического развития детей первого года жизни

(Н.М. Келованов, СМ Кривина, Э.Л. Фрухт, 1985 г.)

Источник

Измерение окружности головы ребенка

Определение массы тела детей раннего возраста

Цель:оценка физического развития ребенка

Приготовьте: медицинские электронные весы, чистую пеленку (для новорожденных –

стерильную), перчатки, емкость с дезраствором, ветошь для обработки,

КБСУ, историю развития ребенка, ручку.

Алгоритм действия:

  1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры, получите согласие.
  2. Установите весы на ровную, твердую поверхность так,чтобы ничего не соприкасалось к платформе.
  3. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
  4. Обработайте платформу весов ветошью, смоченной дезраствором.
  5. Приведите весы в рабочее состояние, путем нажатия на специальную кнопку: при включении весов на панели появится меняющееся сочетание цифр от «888888» до «000000».
  6. Расстелите на платформе пеленку, определите ее вес – на панели весов появится вес пеленки и символ kq.
  7. Нажмите на кнопку Т,чтобы при взвешивании ребенка не учитывался вес пеленки – на панели появятся нули и символ NET.
  8. Положите ребенка на платформу — на панели весов появится показатель массы тела ребенка.
  9. Снимите ребенка с весов, отдайте матери.
  10. Занесите показатель массы тела ребенка в историю развития ребенка и сообщите матери. (Показатель будет гореть 35-40 секунд).
  11. Нажмите на кнопку Т,чтобы снять показатель веса пеленки.
  12. Нажав на специальную кнопку выключите весы.
  13. Снимите перчатки, погрузите в КБСУ.
  14. Вымойте, осушите руки.
Читайте также:  Точки измерения температуры инфракрасным термометром

Измерение роста ребенку 1-го жизни

Цель:оценка физического развития ребенка

Приготовьте: горизонтальный ростомер, чистую пеленку (для новорожденных

стерильную), перчатки, емкость с дезраствором, ветошь для обработки,

КБСУ, историю развития ребенка, ручку.

Алгоритм действия:

  1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры, получите согласие.
  2. Установите ростомер на ровную, твердую поверхность так, чтобы шкала была с вашей стороны.
  3. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
  4. Обработайте поверхность ростомера ветошью, смоченной дезраствором.
  5. Постелите на ростомер чистую пеленку так, чтобы была видна шкала.
  6. Положите ребенка на ростомер, придвиньте головой плотно к неподвижной планке ростомера, попросите мать (помощника) подержать голову ребенка.
  7. Выпрямите ноги ребенка, надавив одной рукой на коленки (стопы должны быть перпендикулярны к голеням), другой рукой придвиньте подвижную планку к стопам.
  8. Определите показатель роста на шкале ростомера, отдайте ребенка матери.
  9. Занесите показатель роста в историю развития ребенка и сообщите матери.
  10. Снимите пеленку.
  11. Обработайте ростомер ветошью, смоченной дезраствором.
  12. Снимите перчатки, погрузите в КБСУ.
  13. Вымойте, осушите руки.

Измерение окружности грудной клетки

Цель:оценка физического развития ребенка

Приготовьте:сантиметровую ленту, салфетки, 70° спирт, перчатки, емкость с

дезраствором, ветошь для обработки, КБСУ, историю развития ребенка,

Алгоритм действия:

  1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры, получите согласие.
  2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
  3. Обработайте поверхность пеленального стола ветошью, смоченной дезраствором, постелите чистую пеленку.
  4. Протрите сантиметровую ленту с двух сторон салфеткой, смоченной 70° спиртом.
  5. Положите или посадите ребенка на пеленальный стол, поднимите его руки вверх.
  6. Проведите сантиметровую ленту сзади по нижним углам лопаток, спереди по соскам ребенка.
  7. Опустите руки ребенка, подтяните ленту и на стыке определите показатель окружности грудной клетки.
  8. Занесите показатель роста в историю развития ребенка и сообщите матери.
  9. Снимите перчатки, погрузите в КБСУ.
  10. Вымойте, осушите руки.

Измерение окружности головы ребенка

Цель:оценка физического развития ребенка

Приготовьте:сантиметровую ленту, салфетку, 70° спирт, перчатки, емкость с

дезраствором, ветошь для обработки, КБСУ, историю развития ребенка,

Алгоритм действия:

1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры, получите согласие.

  1. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
  2. Обработайте поверхность пеленального стола ветошью, смоченной дезраствором, постелите чистую пеленку.
  3. Протрите сантиметровую ленту с двух сторон салфеткой, смоченной 70° спиртом.
  4. Положите или посадите ребенка на пеленальный стол.
  5. Проведите сантиметровую ленту сзади по затылочному бугру, спереди по надбровным дугам.
  6. Определите показатель окружности головы на стыке сантиметровой ленты.
  7. Занесите показатель окружности головы в историю развития ребенка и сообщите матери.
  8. Снимите перчатки, погрузите в КБСУ.
  9. Вымойте, осушите руки.

Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей

Работа с «Картой физического развития»(по модулям программы ИВБДВ )

Цель:оценка физического развития ребенка

Показание: быстрая оценка физического развития ребенка на приеме

Приготовьте:«Карту физического развития» из модуля ИВБДВ, линейку, историю

развития ребенка, ручку.

Алгоритм действия:

  1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры, получите согласие.
  2. Соблюдая правила, определите массу тела ребенка, запишите в истории развития.
  3. Сосчитайте возраст ребенка в месяцах.
  4. Возьмите «Карту физического развития» из модуля ИВБДВ.
  5. Найдите слева на карте показатель массы тела ребенка, снизу возраст ребенка в месяцах.
  6. С помощью линейки найдите точку пересечения этих показателей.
  7. Определите соотношение полученной точки с линией «средний вес для возраста» на «Карте физического развития» из модуля ИВБДВ:

А) если точка находится выше линии «средний вес для возраста» или между

линиями «средний вес для возраста» и «низкий вес для возраста» — вес

ребенка выше или соответствует возрасту;

Б) если точка находится между линиями «низкий вес для возраста» и

«очень низкий вес для возраста» — у ребенка низкий вес для его возраста;

В) если точка находится на или ниже линии «очень низкий вес для возраста» — у

ребенка очень низкий вес для его возраста;

  1. Показатель отметьте в истории развития ребенка.
  2. Определите ( вы или педиатр) тактику ведения ребенка.

Источник