Меню

Теплый хлеб метафоры эпитеты олицетворение сравнение



Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Урок №3
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Цели урока:
Обучающие:
Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности

Развивающие:
Развитие творческого потенциала учащихся. Развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп.

Воспитательные:
Воспитание нравственных качеств учащихся, воспитание уважительного и чуткого отношения к природе.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_3_uroka_literatury_dlya_5_klassa_po_skazke_k.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Урок №3 «Художественные особенности сказки».

Обучающие: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость и мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, научить видеть необычное в обычном, постичь лиризм описаний, выразительность и красочность языка, проанализировать сравнения и эпитеты в сказе К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Воспитательные : воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.

Развивающие : развитие художественного восприятия через выразительное чтение, иллюстрирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст), умения работать над развитием речевых навыков: чтения-понимания, говорения, выразительного чтения, разными видами пересказа.

Оборудование урока : портрет писателя, рисунки учащихся.

2) Беседа по вопросам.

— Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.)

— Перечислите приметы народной сказки, можете воспользоваться таблицей, составленной на уроке, когда изучали «Русские народные сказки». (Присказка, зачин, положительный и отрицательный герои, троекратное повторение, словесные формулы, постоянные эпитеты, прием замедления действия; чудесные предметы, помощники, силы; концовка; добро всегда побеждает зло; поучительность; у народной сказки нет автора).

— Что такое литературная сказка? Вспомните, какие литературные сказки вы читали? На основе чего они были созданы?

— Действительно ли произведение К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» сказка.

3).Анализ кульминационного эпизода («Слеза скатилась…»)

а) Прежде чем приступить к чтению отрывка из произведения, нам необходимо определить, с какой интонацией мы будем это делать.

б) Какие слова помогают передать нарастание действия? (Ставим карандашом над словами значок логического ударения)

Именно на эти глаголы во время чтения должно падать логическое ударение.

а) Приём, использованный автором в данном отрывке, называется градация. Это новое для вас понятие.

б) Какие еще средства художественной выразительности, известные вам, использует автор? Какова их роль в тексте? (эпитеты, олицетворения, метафоры)

4) Словарная работа

Вороной конь — конь черного цвета.

Скорый на работу — быстро выполняющий свою работу.

В воздухе висел дым — была большая влажность воздуха, и казалось, что в воздухе висит дым.

Теплый серый день — зимой, когда нет мороза, небо затягивают серые низкие облака.

Злорадный окрик — резкий крик, в котором чувствуется радость от неудачи другого.

Колючий мороз — в сильный мороз щиплет щеки.

Неминучая смерть — смерть, которую нельзя миновать, которая обязательно придет.

Лютый мороз — очень сильный мороз.

Нашкодил — нахулиганил, набезобразничал.

5) Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

— Проверим, как ученики нашли эпитеты и сравнения (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату (от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»).
Эпитеты: воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустота — жгучая и такая ясная; черные ивы.
Сравнения: луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой; ветки их поблескивали, как стеклянные.
-Как меняется характер повествования в конце сказки? Какие эпитеты преобладают здесь?

— Как вы понимаете смысл слов «тёплый хлеб»?

6) Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо. »
Завершая работу над темой, дадим задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо. »
Задача ребенка — постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.

Домашнее задание
Написать (закончить) сочинение-миниатюру «Я увидел чудо. ».
Прочитать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Индивидуальное задание
Принести на урок книги С. Я. Маршака.

Источник

Олицетворения сравнения и эпитеты в сказке теплый хлеб

Эпитеты: молчаливый, недоверчивый мальчик Филька, позеленевшие патроны
Олицетворения: снег пел, воздух замерз, зашумела роща
Сравнения: снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу

Она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда

Мельница стоит, как запаянная морозом навеки

Каким месяцам начинается год?? ( январем)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
осенью

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица —
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Всё покрылось серебром.
(Зимние месяцы)

Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)

«Году конец и начало зиме!»
— Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в .
(Декабре)

Начинает календарь
Месяц с именем .
(Январь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)

По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано — .
(Январь)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он — .
(Февраль)

Снег колючий по земле
Гонит ветер в .
(Феврале)

В каком месяце люди говорят меньше всего
(В феврале)

1. У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона. (очень-очень много)

2. Соловей-разбойник кричит так, что «все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются», «маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались» (сильный свист)

3. Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перамахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал. (лихой конь)

4.Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею. (разящая сила)

5.Наливал он чару зелена вина,
Да не малу он стопу — да полтора ведра. (огромная чаша)

Источник

«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения

В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.

Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.

Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.

Эпитеты

Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.

  • чудесный (день),
  • прелестный друг,
  • мутном (небе),
  • голубыми (небесами),
  • бурую (кобылку),
  • нетерпеливого коня,
  • пустые (поля),
  • милый берег.

Олицетворения

Олицетворения иногда называют персонификациями. Это

  • Носилась (мгла).
  • Желтела (луна).
  • Чернеет лес.
  • Трещит печь (фактически, в печи потрескивают дрова).

Метафоры

Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;

  • Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
  • Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
  • Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
  • Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
  • Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.

Сравнения

Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.

Архаизмы

В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:

сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».

Стилистические средства выразительности

В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:

  • печальная – веселым;
  • мутным – прозрачный;
  • мрачный – янтарным блеском, блестит.

В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.

Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.

Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.

Источник

Средства художественной выразительности. Эпитет, сравнение, метафора и олицетворение.

Средства художественной выразительности помогают автору ярко нарисовать картину, выразить свои мысли и чувства. Читателю же средства художественной выразительности помогают представить живой образ предметов, явлений и действий в литературном произведении.

Эпитет

Эпитет — это яркое образное определение. Обычно выражается именем прилагательным.

Золотая тучка в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утёс»

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;

Волнистые туманы, печальные поляны в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Раскаты молодые в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

Жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы, безбрежная жатва, огнедышащее око в стихотворении А. А. Фета

Зреет рожь над жаркой нивой ,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы .
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око .

Сравнение

Сравнение это такое средство художественной выразительности, при котором происходит сопоставление одних предметов с другими по сходству признаков, действий и качеств.

С помощью сравнения писатель более полно и ярко раскрывает образ героя, явления или действия.

Как невеста нарядись в стихотворении И. С. Никитина «Полно, степь моя. «

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста , в цветы нарядись .

Что белый пушок, как алмазы горят в стихотворении И. С. Никитина «Встреча зимы»

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок ,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Точно пеленою, что шапкой в стихотворении И. З. Сурикова «Зима»

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Метафора

Метафора — это средство художественной выразительности, когда название одного предмета переносят на другой на основе сходства.

Образное выражение превращается в реальную картину.

Вьюга злилась, мгла носилась в стихотворении «Зимнее утро» А. С. Пушкина

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась ,
На мутном небе мгла носилась ;

Воет вьюга в стихотворении И.З. Сурикова «Детство»

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.

Олицетворение

Олицетворение — этот такое средство художественной выразительности, когда неодушевленные предметы автор наделяет человеческими свойствами и качествами. Для слушателя неживой предмет оживает.

Резвяся и играя в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя ,
Грохочет в небе голубом.

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Листья»

В стихотворении А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен , что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул .

Источник

Что такое метафора, эпитет, олицетворение, фразеологизм, сравнение? Примеры

Метафора

Метафора — это фигура речи, которая делает неявное, подразумеваемое или скрытое сравнение между двумя вещами, которые не связаны, но которые имеют некоторые общие характеристики. Другими словами, сходство двух противоречивых или разных объектов создается на основе одной или нескольких общих характеристик.

Тем не менее, метафора фигуры речи отличается от сравнения, потому что мы не используем «как» для разработки сравнения в стихах метафоры и предложениях метафоры. Это делает неявное или скрытое сравнение, а не явное.

Типичные речевые примеры метафор

Итак, что такое метафора? Большинство из нас думают о метафоре как об устройстве, используемом только в песнях или стихах, и это не имеет ничего общего с нашей повседневной жизнью. На самом деле все мы в повседневной жизни говорим, пишем и думаем метафорами. Мы не можем избежать их. Метафоры иногда создаются через наш общий язык и называются «обычными метафорами».

Давайте рассмотрим несколько метафорных значений и примеров, таких как называние человека «совой» или «ранней пташкой» или «жизнь — это путешествие», — это общие примеры метафор, которые слышат и понимают большинство из нас. Ниже приведены некоторые более традиционные метафоры, которые мы часто слышим в нашей повседневной жизни:

  • Отныне будет ясное небо. (Это подразумевает, что чистое небо не является угрозой, и жизнь будет без трудностей)
  • Ее голос — это музыка для его ушей . (Это означает, что ее голос заставляет его чувствовать себя счастливым)
  • Война — мать всех сражений.
  • Его поцелуи похожи на розы.
  • Смех является лучшим лекарством.

Эпитет

Эпитет — это описательное литературное устройство, которое описывает место, вещь или человека таким образом, что помогает сделать его характеристики более заметными, чем они есть на самом деле. Кроме того, он известен как «по имени» или «описательный заголовок».

Примеры эпитета в литературе

Пример Брендон Хиллз (А. Э. Хаусман)
«Здесь в воскресенье утром
Моя любовь и я лежали бы,
И видели цветные округа,
И слышали жаворонков так высоко
О нас в небе».

Здесь «цветной» — это эпитет, используемый для описания приятного и прекрасного весеннего сезона в тех странах, где поэт хочет насладиться компанией своей любимой.

Олицетворение

Олицетворение — это фигура речи, в которой вещи — идее или животному — придают человеческие качества.

Типичные примеры олицетворения

  • Посмотри на мою машину. Она красавица , не так ли?
  • Ветер шептал сквозь сухую траву.
  • Цветы танцевали под легким ветерком.
  • Время и прилив никого не ждут.
  • Огонь поглотил весь лес.

Из приведенных выше примеров олицетворения мы видим, что этот литературный прием помогает нам связать действия неодушевленных предметов с нашими собственными эмоциями.

Фразеологизм

Термин фразеологизм относится к выражению набора или фразе, содержащей два или более слов. Интересный факт относительно устройства состоит в том, что выражение не интерпретируется буквально. Фраза понимается как нечто совершенно отличное от того, что подразумевают отдельные слова фразы. В качестве альтернативы можно сказать, что фраза интерпретируется в переносном смысле. Кроме того, фразеологизмы различаются в разных культурах и странах.

Примеры идиомы в литературе

  • «Тьма египетская»- кромешная тьма, непроглядный мрак.
  • «Душа в душу» — как одно целое.

Сравнение

Сравнение — это риторическое или литературное устройство, в котором писатель сравнивает или противопоставляет двух людей, места, вещи или идеи. В нашей повседневной жизни мы сравниваем людей и вещи, чтобы выразить себя ярко. Поэтому, когда мы говорим, что кто-то «ленив как улитка», вы сравниваете две разные сущности, чтобы показать сходство, то есть чью-то лень с медленным темпом улитки.

Примеры сравнения в литературе

  • Эти строки из « Когда у меня есть страхи » Джона Китса .

«До высоких книг, в магическом хранении,
как богатые гарниры, созревшее зерно»

Джон Китс сравнивает сочинение стихов с пожинанием и посевом, и оба эти действия означают ничтожность жизни и неудовлетворенное творчество.

  • Эта линия от As You Like It , по Уильяму Шекспиру .

«Весь мир — сцена, а мужчины и женщины — просто игроки…»

Шекспир использует метафору сцены для описания мира и сравнивает мужчин и женщин, живущих в мире, с игроками (актерами).

Источник

Читайте также:  Используя данные таблицы сравните обеспеченность стран пахотными землями гватемала