Меню

Урок 10 класс сравнение клеток бактерий животных растений грибов



Урок по теме: «Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов»
методическая разработка по биологии (10 класс)

Урок по Биологии в 9 классе по теме: » Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов «

Скачать:

Вложение Размер
shodstvo_i_razlichie_v_stroenii_kletok_rasteniy_zhivotnyh_i_gribov.docx 141.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов

  • изучение специфических особенностей клеток растений, животных и грибов и выявление общих структур в их строении.
  • углубить знания о клеточном строении организмов;
  • закрепить знания о строении прокариотических и эукариотических клеток
  • Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы, развитию логического мышления,
  • продолжить выработку навыков самостоятельно работы, содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • Совершенствовать системное представление об организации живых существ;
  • Развивать самостоятельность в учебной деятельности;
  • Воспитывать чувства само и взаимоуважение в условиях работы в парах.

Материально- техническое обеспечение урока

Компьютер, проектор, компьютерная презентация, ноутбуки, листы со сводными таблицами,

Методы обучения и технологии:

  • Словесные (объяснение, эвристическая беседа, работа с книгой),
  • Практические: выполнение учебные задач, работа с тесты, заполнение таблицы.
  • Наглядные: таблицы, презентация, опорный конспект

Педагогические технологии, используемые на уроке

Таблицы с изображением животной, растительной, прокариотической клеток; компьютер, проектор, ноутбуки.

1 Психологический настрой на урок. 1 мин

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Притча: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что он не все знает. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “ Все в твоих руках”.

Хорошие слова . И я считаю, что в наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.

2. Проверка домашнего задания (15 мин).

Каждому человеку приходится в жизни преодолевать трудности, вот и вам я предлагаю взобраться на вершину пирамиды, но для этого нам необходимо преодолеть все препятствия на пути, т.е. выполнить задания. Взбираться на вершину будем вместе, но каждый из вас внесет свою лепту в общее дело. Вы можете самостоятельно выбрать, какое задание вы будете выполнять.

На доске вывешивается пирамида. Для игры вызываются ученики. Обучающиеся выбирает поле игры и выполняет задание.

1. «Выбери правильное» ( Выполнение компьютерного теста )

2. «Сравни» Сравни строение клетки прокариот и клетки эукариот?

3.«Узнай по рисунку» Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

4. «Своя опора» ( сильные учащиеся готовят к уроку опорный конспект )

-Используя опорный конспект, подготовленный к уроку, охарактеризуйте особенности процессов жизнедеятельности прокариот.

(учащиеся выполняют задания)

-Чтобы понять можем ли мы взобраться на вершину пирамиды, давайте узнаем, справились ли с заданием, ученики, выполняющие тест!

Ну, вот первые трудности мы с вами преодолели.

3. Изучение нового материала

— Ребята, мы изучили строение эукариотической клетки, рассмотрели строение и функции органоидов, изучили прокариотическую клетку, выявили черты сходства прокариот и эукариот. Но все ли мы узнали о клеточном строении организмов? (-нет) Конечно, нет! Каких тайн клеточного строения организмов, мы еще не коснулись на уроках?

Я предлагаю посмотреть на экран, рассмотреть слайд и подумать, что же мы будем сегодня изучать,….. сформулируйте тему урока ?

( сравнивать строение клеток растений, грибов и животных)

-Правильно тема нашего урока :

«Сходство и отличие в строении клеток растений, животных и грибов»

( запись темы урока в тетрадь )

— Ребята, а какая цель нашего урока?

(Дети формулируют цель)

-Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла жизнь на Земле, какими были первые живые организмы. Но в настоящее время на нашей планете сосуществуют представители разных царств живой природы: растений, грибов, животных. И в строении клеток этих организмов имеется много общего, как вы думаете, почему?

Уч-ся (Имеют единое происхождение).

Уч-ль -Но они абсолютно сходны, или нет? (нет)

-Правильно! В их строении есть и различия.

— А чем мы можем объяснить различия в строении клеток эукариотов?

Учащеся. (разная среда, условия существования, питание)

Уч-ль. В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования в строении клеток различных царств живой природы возникло множество отличий. И выявить отличие мы с вами сможем, используя ваши знания, полученные на предыдущих уроках.

— Посмотрите, фрагменты, каких клеток изображены на экране?

-Объясните, почему вы так считаете?

(- Правильно это клетки растений и животных )

Групповая работа. Я предлагаю вам провести работу в парах.

Используя данный рисунок, составьте в тетради сравнительную характеристику клеток растений и животных.

(учащиеся работают в парах, анализируя рисунок, и применяя имеющиеся знания, составляют сравнительную характеристику клеток с последующих выступлений )

( выступление учащихся, группы дополняют друг друга)

  1. В клетках растений есть пластиды, а в клетках животных их нет.
  2. Растительная клетка автотрофная по способу питания, а животная гетеротрофная
  3. В растительной клетки есть клеточная стенка, а в животной нет.
  4. В растительной клетки нет центриолей в клеточном центре, а в животной есть.
  5. Запасное вещество растительной клетки крахмал, а в животной гликоген.
  6. В растительной клетке содержатся вакуоли с клеточным соком, а в животной клетке пищеварительные и сократительные вакуоли.

Уч. Кроме растений и животных к эукариотам относятся и грибы. Это очень необычное царство живых организмов. Необычно оно тем, что грибы имеют, признаки сходства с животными и признаки сходства с растениями, а так же они имеют и свои специфические признаки, которых нет у других организмов.

Задание. Перед вами текст «Особенности строения и жизнедеятельности грибов» Обучающиеся 1 ряда найдите в тексте черты сходства грибов с растениями, 2го ряда- черты сходства грибов с животными, а 3го ряда должны выявить специфические особенности грибов.

( Работа с текстом, поиск нужной информации и последующее заполнение таблицы, выступления обучающихся и заполнение таблицы)

Источник

Урок практикум «Особенности строения растительной, животной, грибной и бактериальной клеток, причины сходства и различия». презентация
презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему

Данный урок или учебное занятие проводится с целью повторения и систематизации знаний учащихся для подготовки к ЕГЭ . Акцент на самостоятельную работу учащихся по маршрутному листу , где учащиеся сами выполняют практические задания , упражнения , делают зарисовки объектов , сравнивают , анализируют , делают выводы . Работа может проводится — индивидуально , в парах , в малых группах . Учитель наблюдает за процессом , при необходимости направляет учащихся

Скачать:

Вложение Размер
Презентация к уроку Строение клетки: бактерии, растения, животной, гриба. 2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мозговой штурм Структурная единица организма ? Какой ученый увидел клетку с помощью своего микроскопа? Какую структуру образуют клетки? Наука, изучающая клетку называется? Какое преимущество дает клеточное строение живым организмам? Сравните между собой одноклеточный и многоклеточный организм. Кто из них имеет преимущество и в чем оно выражается?

Рассмотрите клетки . Установите к каким организмам они принадлежат?

Рассмотрите клетки . Установите к каким организмам они принадлежат?

Все живые организмы состоят из клеток. Клетка уникальная структура, живущая по своим законам. Ваша задача на занятии используя знания о строении клетки прокариот (бактерии) и эукариот (растения, животные, грибы) опираясь на практический эксперимент: 1.Доказать утверждение «Клетка структурная и функциональная единица живого» 2.Объяснить, почему клетки называют основой живого организма? 3.Выяснить особенности строения прокариотической и эукариотической клетки? Выявить основные сходства и отличия?

Тема урока . Особенности строения растительной, животной, грибной и бактериальной клеток, причины сходства и различия.

Цели урока. Научится различать клетки эукариотов и прокариотов, знать характерные черты строения Закрепить знания об особенностях строения клеток разных царств, научится связывать строение клетки с физиологическими процессами.

гипотеза Мы предполагаем, что в строении прокариот и эукариот есть существенные отличия, но будут и сходства в строении, т.к. клетка — основа организмов. Все живые организмы состоят из клеток.

Практикум «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». Цель : выяснить основные сходства и различия строения клеток растений, животных, грибов и бактерий, доказать что клетка основа всего живого. Оборудование: микрофотографии клеток различных царств организмов, микроскоп, микропрепараты микропрепараты сенная палочка, чешуи кожицы лука, лист элодеи, микропрепарат клеток слизистой оболочки полости рта, инфузория туфелька, гриба мукора , дрожжи. Схемы рисунки строения бактериальной, растительной, животной, грибной клетки, карточки -инструкции

практикум Ход работы. 1. Рассмотрим микропрепараты и микрофотографии животной, растительной, грибной и бактериальной клеток, следуя инструкциям. 2. Изучим особенности их строения .

На какие подцарства живой природы делятся живые организмы.

Клетка бактерии 1.Рассмотрите препарат сенной палочки 1.1 Найдите вытянутые клетки сенной палочки и рассмотрите их. 1.2 Зарисуйте увиденные бактерии и подпишите, к какому типу они относяться . Как вы считаете, какой способ питания характерен для этих бактерий? 1.3 Рассмотрите рисунок строения бактериальной клетки, отметьте особенности строения бактериальной клетки. 1.4 Выполните задание — Приложение 2

Растительная клетка 2. Рассмотрите микропрепараты кожица чешуи луковицы, листа элодеи 2.1При малом увеличении микроскопа изучите строение клетки эпидермиса сочной чешуи лука. На препарате четко заметно клеточное строение объекта. Выберите в поле зрения 2-3 клетки, в которых хорошо заметны клеточная оболочка, цитоплазма, вакуоль и ядра в виде маленьких серых образований Рассмотрите четко обособленную клеточную оболочку (стенку), цитоплазму. вакуоль, ядро. Зарисуйте рисунок подпишите. 2.2 Рассмотрите микропрепарат листа элодеи…

Растительная клетка Сделайте вывод о проделанной работе, ответив на вопросы: Какое строение имеет клетка? Какую роль играет ядро? Назовите функцию хлоропластов? От чего зависит окраска клеток растений? Оболочка растительной клетки состоит из…? Запасающим веществом растительной клетки является?

Животная клетка 1.Приготовьте микропрепарат клеток слизистой оболочки полости рта 2.Рассмотрите, зарисуйте и подпишите увиденные части клетки 3. Рассмотрите микропрепарат инфузории-туфельки Под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички и установите, какую роль они играют в передвижении инфузории-туфельки. Проведите наблюдение за характером передвижения инфузории-туфельки, которое сопровождается вращением тела вокруг его продольной оси. Найдите сократительные вакуоли — они расположены в передней и задней частях тела; рассмотрите цитоплазму. Зарисуйте инфузорию-туфельку в тетради и подпишите увиденные части тела.

Животная клетка Снаружи животная клетка покрыта….. Носителями наследственной информации являются…… Синтез белков происходит…… Клеточный центр принимает участие……. В отличие от растительных клеток животные имеют….. Запасным веществом клетки является….

Клетка гриба Рассмотрите микропрепараты муккора и клетки дрожжей Опишите внешний вид. Зарисуйте строение и подпишите названия основных его частей .

Клетка гриба Сформулируйте вывод: 1.Мукор ……… гриб. Тело которого состоит из ……… 2.Какое органическое вещество, характерное для животных, содержат оболочки грибов? 3. Микроскопические одноклеточные грибы, размножающиеся почкованием, это – Выберите верные утверждения: 1.Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества. 2.Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин – органическое вещество, характерное для животных. 3. Клетки грибницы, чаще всего трёхъядерные . 4. Споры шляпочных грибов образуются в пластинках или трубочках. 5. В клетках пластинчатых грибов образуется вещество способное убивать некоторые болезнетворные бактерия. 6. Головня, трутовик, спорынья, фитофтора являются грибами-паразитами. 7. Дрожжи живут в питательной жидкости, богатой сахаром.

Сопоставьте увиденное с изоброжением на таблицах и рисунках, сравните между собой прокариотическине и эукаритотические клетки, выявите основные отличия и сходства

заполните таблицу Особенности строения Животная клетка Грибная клетка Растительная клетка Бактериальная клетка 1.Наличие ядра 2.Наличие нуклеоида 3.Наличие цитоплазмы 4.Наличие гликокаликса или клеточной стенки, материал клеточной стенки 5.Наличие митохондрий 6. Наличие пластид 7.Наличие ЭПС 8.Наличие комплекса Гольджи 9.Наличие лизосом 10.Наличие вакуолей 12.Наличие клеточного центра 13.Наличие цитоскелета 14.Наличие рибосом(крупных-мелких)

Сформулируйте выводы О взаимосвязи строения и функции клеток, единстве строения и происхождения всех клеток Многоклеточные организмы состоят из клеток Выполнение специализированных функций происходит благодаря усиленному развитию отдельных клеточных структур В отдельных типах клеток ясно выражена взаимосвязь строения и функций Все клетки имеют единство в строениии и общее происхождение

Эукариоты – это…… . К ним относятся ……… . Прокариоты – это …… . К прокариотам относятся ……. . Прокариоты, в отличие от эукариотов, не только не имеют …, но и других …, кроме мелких … .

рефлексия На уроке я работал АКТИВНО ПАССИВНО Своей работой на уроке я ДОВОЛЕН НЕДОВОЛЕН Урок показался мне КОРОТКИМ ДИЛИННЫМ НЕИНТЕРЕСНЫМ

Материал урока для меня был ПОНЯТЕН НЕПОНЯТЕН ИНТЕРЕСЕН СКУЧЕН ПОЛЕЗЕН НЕПОЛЕЗЕН Мое настроение СТАЛО ЛУЧШЕ СТАЛО ХУЖЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 10 классе «Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий». Обобщающий урок по общей биологии в разделе «Цитология». Форма проведения урока -.

Лабораторная работа по общей биологии.

Обобщающий урок с использованием ЭОР.

урок общеметодологической направленности.

Данная презентация поможет учащимся 5 класса приобрести навыки анализа и сравнения клеток, из которых состоят представители разных царств: растений, грибов и бактерий.

Урок по Биологии в 9 классе по теме: «Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов&quot.

Практическая работа № 2 «Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий» по географии материков и океанов (7 класс).

Источник

Лабораторная работа «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Лабораторная работа «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

Скачать:

Вложение Размер
lab_rab_10_kl.doc 445 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Цель. Научиться различать клетки эукариотов и прокариотов, знать характерные черты их строения.

Оборудование и материалы: микрофотографии клеток различных царств организмов.

1.Рассмотрим микрофотографии животной, растительной, грибной и бактериальной клеток.

2.Изучим особенности их строения, расчертим и заполним таблицу:

Источник

Урок: Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Конспект урока в 10 классе «Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий».

Обобщающий урок по общей биологии в разделе «Цитология». Форма проведения урока — заочное путешествие в мир живой клетки. Цель урока – обобщить и закрепить знания учащихся о строении эукариотических и прокариотических клетках. В конспекте предложен план характеристики разных клеток живых организмов. Он позволяет проверить уровень сформированности цитологических знаний. Урок также способствует развитию представлений учащихся о взаимосвязи строения и функции органоидов клетки, и дает возможность применять знания для объяснения процессов, происходящих в клетке.

Скачать:

Вложение Размер
Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Скопцова Т.Н.

МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Шатуры Шатурского муниципального района Московской области

Тема урока: Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий (10 класс).

Учебно-воспитательные задачи урока:

Закрепить знания учащихся о эукариотических и прокариотических клетках;

Развить представления учащихся о взаимосвязи строения и функции

Проверить уровень сформированных цитологических знаний, умение применять знания для объяснения процессов, происходящих в клетке.

Продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности;

Закрепить навыки работы с микроскопом.

строение клеток под световым микроскопом;

строение клеток под электронным микроскопом;

плесневые грибы, дрожжи;

таблички разных цветов с названиями органоидов (три набора);

Культура инфузории или микропрепараты.

Форма проведения — Путешествие в мир живой клетки.

І. Актуализация знаний.

Подготовка к путешествию.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Нам предоставляется возможность посетить самые таинственные районы загадочного мира клеточных структур. Еще раз осмыслить их назначение, природу происходящих в них процессов. Нам предстоит посетить незнакомый мир, удивительный, таинственный и в то же время очень далекий от наших повседневных представлений. Это мир, который существует в каждом из нас и в любом живом организме. Поэтому нам предстоит уменьшиться более чем в 10 миллиардов раз.

Для удачного путешествия нужно знать местность и объекты, которые нам могут встретиться.

К доске вызываются четыре ученика. Им выдаются наборы разноцветных карточек с названием органоидов и терминов. Каждый ученик получает набор одного цвета с названиями: клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, эпс, рибосомы, лизосомы, пластиды, цитоскелет, мезосомы, споры, гаметы, колбочки, кольцевая ДНК, палочки, центральная вакуоль, мелкие вакуоли, органоиды движения, митохондрии, центриоли, аппарат Гольджи.

Задание: выбрать органоиды, которые встречаются в разных клетках и прикрепить их на доске в соответствующий столбик. Задание усложнено тем, что некоторые термины не являются органоидами клеток, ученики должны быть внимательными, чтобы их не выбрать.

Растительная Животная Клетка Клетка

клетка клетка гриба бактерии

Остальные учащиеся выполняют подобное задание в тетрадях. Они заполняют таблицу (можно по вариантам): «Сравнение клеток живых организмов»

Укажите присутствующие и отсутствующие органоиды в клетках разных организмов

ІІ. Применение знаний.

Наша экспедиция отправляется в ядро клетки. Цель путешествия: закрепить знания о строении клетки и функциях органоидов клетки.

Взглянем на карту. Клетка фотосинтезирующей ткани листа.

Прежде чем отправиться в путешествие, уточним маршрут, чтобы разобраться, куда следует держать путь, что нас ожидает и как лучше организовать само путешествие.

Давайте, определим этапы нашего маршрута.

Я предлагаю вам разработать маршрут. Учащиеся могут предложить разные варианты, для работы в классе выбираем один.

Вариант маршрута: Клеточная стенка – Цитоплазматическая мембрана – Цитоплазма – ЭПС – Ядро — Аппарат Гольджи – Пузырьки аппарата Гольджи – Цитоплазматическая мембрана – Оболочка.

Итак, участники экспедиции в путь.

К доске вызываются учащиеся. Они показывают маршрут (органоиды клетки) по таблице, рассказывают о строении и функциях органоидов. В тетрадях учащиеся записывают этап маршрута, особенности его преодоления.

1. Первое препятствие на нашем пути – клеточная стенка. Как вам через нее проникнуть? (Клеточная стенка имеет поры, через которые осуществляется транспорт веществ.)

Клеточная стенка – через поры

2. Перед вами все время меняющаяся, подвижная мембрана. Разнообразные вещества разными способами проникают во внутрь и удаляются из клетки.

(Ученики могут предложить более приемлемый способ, чтобы попасть во внутрь клетки — фагоцитоз; необходимо иметь с собой запас ферментов и органические растворители, что позволит выбраться в цитоплазму.)

Цитоплазматическая мембрана – путем фагоцитоза; мембрану фагоцитозного пузырька разрушить ферментами или органическим растворителем.

3. Какие опасности могут ждать экспедицию в цитоплазме. (Лизосомы способны разрушить все, что не нужно клетке.)

Где в клетке можно пополнить запас энергии и продуктов питания? Вспоминаем строение и функции органоидов. (Энергетические станции клетки – митохондрии могут обеспечить энергией. Вокруг много самых маленьких органоидов – рибосом. Их функция – синтез белка. На нашем пути много зеленых органоидов – хлоропластов.)

Цитоплазма – опасаться лизосом; запастись белком в рибосомах; подзарядить батарейки в митохондриях; заправить баллоны кислородом в хлоропластах.

4. Каналы ЭПС помогут быстро добраться до ядра. Каковы функции ЭПС? Какую пользу можно извлечь участникам экспедиции, находясь в этой части клетки?

Каналы ЭПС связаны с ядром; можно отобедать белками, жирами, углеводами.

5. Все тайны каждой клетки зашифрованы в ядре. Какая информация заключена в ядре и как она реализуется. ( Ядро – хромосомы – ДНК – гены – белок – признак) Ядерная оболочка имеет поры. В ядре хранится наследственная информация .

6. Можно отправляться в обратный путь. Какого строение аппарата Гольджи — следующего пункта нашего путешествия.

Аппарат Гольжи – цистерны, полости, пузырьки .

7. Пузырьки Аппарата Гольджи – движемся к цитоплазматической мембране.

8. Цитоплазматическая мембрана – экзоцитоз.

9. Клеточная стенка – поры.

ІІІ. Отчет экспедиции.

Дайте характеристику клетке, в которой вы побывали.

Источник

Читайте также:  Skoda octavia yeti сравнение