Меню

Урок физики 8 класс сила тока измерение силы тока



Урок физики в 8 классе по теме «Сила тока. Амперметр»
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Данный конспект урока предназначен для проведения в 8 классе по программе А. В. Пёрышкина.

Скачать:

Вложение Размер
v_sbornik.rar 63.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе по теме «Сила тока. Амперметр»

Тема: Сила тока. Амперметр.

Цели: Ввести новую физическую величину – силу тока и единицу её измерения; учить собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром; научить измерять силу тока. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Оборудование: учебник «Физика 7 класс» А. В. Перышкина; лампочки на подставке, комплект проводов, ключи, источники питания (батарейки), учебные амперметры; демонстрационный гальванометр (или амперметр); лампочка на подставке мощностью 200 Вт; формула (приложение 1); схема (приложение 2); карточки (приложение 3).

  1. Организационный момент. Мотивация.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь!

— Наш урок мне бы хотелось начать словами древнего философа Абу-аль-Фараджа: «В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными».

— Эти слова можно по праву отнести к сегодняшнему уроку, ведь столько непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Так что запускаем свои умственные двигатели и вперёд!

II. Актуализация знаний.

— Для начала разогреем наши двигатели!

— Ранее мы рассматривали электрические явления, в которых электрические заряды находились в покое. Но наибольший практический интерес представляют явления, связанные с направленным упорядоченным движением частиц.

— Как называется такое движение? ( Электрический ток ). Молодцы!

— Назовите условия существования электрического тока. ( 1. Наличие свободных зарядов в проводнике; 2. Наличие электрического поля ). Правильно!

— Электрический ток прекращается, если электрическое поле, создающее упорядоченное движение зарядов, исчезает. А что необходимо для того, чтобы ток в проводнике существовал длительное время? ( Источник тока – создаёт и поддерживает электрическое поле ). Молодцы!

— Назовите основные виды источников электрического тока и принцип действия. ( Электрофорные, гальванические, термоэлементы, фотоэлементы ). Правильно, молодцы!

— Скажите, а чтобы пользоваться электрическим током, достаточно иметь только источник тока? ( Нет, необходимы провода и потребители электрического тока ).

— Как всё вместе это называется? ( Электрическая цепь ).

— Как её можно изобразить? ( С помощью специальных символов ). А как называются такие чертежи? ( Электрическими схемами ).

III. Изучение новой темы.

1. Практическая работа

— У вас на столах оборудование (батарейка, лампочка на подставке, ключ, комплект проводов), составим схему возможной электрической цепи. ( 1 ученик чертит на доске, остальные на обратной стороне карточки )

— Проверяем! ( Исправляем, если нужно )

— Давайте проверим, будет ли работать наша электрическая цепь. Но перед этим вспомним технику безопасности. ( Дети проговаривают, учитель подправляет )

  1. Очень опасно одновременное прикосновение двумя руками к двум оголённым проводам.
  2. Очень опасно прикосновение к оголённому проводу, стоя на земле, на сыром или цементном полу.
  3. Опасно пользоваться неисправными электроприборами.
  4. Нельзя собирать, разбирать, исправлять что-либо в электрическом приборе, не отключив его от источника питания.
  5. Нельзя проводить какие либо операции с электрической арматурой, не выключив её из сети.

Мы пользуемся на уроке напряжением безопасным для жизни 4В. Но правила, оговоренные выше, надо соблюдать.

— Собираем! ( В группах )

— Есть электрический ток? ( Есть! ) Как узнали? ( Лампочка горит! )

— Посмотрите, а у меня есть другая лампочка. Я тоже включу её в электрическую цепь. ( Включаем лампочку на 200 Вт в розетку ). Что можно сказать? (Она горит ярче… )

— Как думаете почему? ( Ток разный. Маленький (слабый) и большой (сильный) )

— Так что мы имеем в виду под разным током? (Ток разной силы). Следовательно свечение лампочки зависит от силы тока.

2. Формулирование новой темы

— Итак, какова же тема нашего урока? ( Сила тока ). Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока.

— Чтобы наши умственные двигатели не заглохли – наращиваем обороты! Посмотрите на рисунке на доске. Кружочками схематически представлены движущиеся электрические заряды. Как вы думаете, в каком проводнике сила тока больше? ( На третьем рисунке ). Почему? ( Большее количество движущихся зарядов ). Правильно!

— Откройте учебник на странице 85 и прочитайте определение, выделенное курсивом. ( Сила тока равна отношению электрического заряда q, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения t )

— Сила тока, как и любая физическая величина, имеет своё обозначение I. Согласно определению сила тока можно записать формулой:

( открываем формулу — приложение 1 ) — записываем

— Для запоминания отношений между этими величинами удобно пользоваться схемой (приложение 2):

— На Международной конференции в 1948 г. было решено в основу определения единицы силы тока положить явление взаимодействия двух проводников с током. Рассмотрим рисунок 59 на странице 85 учебника. Что мы видим? ( Проводники притягиваются и отталкиваются ).

-Представьте, что эти проводники очень тонкие и длинные, расстояние между ними 1 метр, и они находятся в вакууме. В этом случае сила тока в этих проводниках будет одинакова, т.е. они будут взаимодействовать с одинаковой силой. Единицу силы тока называют ампер в честь французского учёного Андре Ампера, который ввёл в физику понятие «электрический ток». Обозначают: . (записываем)

— Применяют также кратные и дольные единицы силы тока:

1 мА=0,001 А; 1 мкА=0,000001 А; 1 кА= 1000 А и др. (записываем)

— Чтобы представить себе величину в 1 А, рассмотрим такой пример: в наших квартирах используются лампы от 7 до 400 мА. Значит 1 А – большая величина!

— Для человеческого организма безопасной считается сила тока до 1 мА. А ток с силой в 100 мА и более приводит к серьёзным повреждениям! Поэтому нам жизненно необходимо иметь представление о силе тока в электрической цепи.

3. Измерение силы тока

— Величину силы тока можно измерить специальным прибором – амперметром ( выдаём учащимся учебные амперметры по 1 на парту ) . У меня на столе находится гальванометр, рассмотрим устройство наших приборов ( шкала, клеммы )

— Этот прибор включается в электрическую цепь последовательно ( следом — друг за другом ), так, чтобы клемма + соединялась с проводником, идущим от + полюса источника тока.

— Включим наши амперметры в ту цепь, что мы собирали. Измерим силу тока в 2 разных местах. ( Одинаково! ) Молодцы! Кстати, в бытовой электрической цепи сила тока 5 А. Видите во сколько раз отличается сила тока! А как вы думаете, что произойдёт, если вашу лампочку подключить в розетку? ( Сгорит ). А если мою лампочку включить в вашу цепь? ( Не будет гореть ). Видите, как важно знать о силе тока!

— Если перегрузить потребителями электрическую цепь, то может произойти короткое замыкание. А вот как этого избежать, мы узнаем на следующем уроке.

— Давайте вспомним, что мы узнали на сегодняшнем уроке. Заполните карточки, лежащие на ваших столах (приложение 3) ( проверяем вслух ).

V. Домашнее задание

Параграфы 37, 38, ответить на вопросы к параграфам.

Источник

Конспект урока физики в 8 классе «Сила тока. Измерение силы тока»
план-конспект урока по физике (8 класс)

Конспект урока физики в 8 классе по теме «Сила тока. Измерение силы тока». Урок открытия нового знания.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_fiziki_sila_toka.docx 34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок физики в рамках ФГОС

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №20 с.Лувеньга Мурманской области

Фамилия, имя отчество учителя: Шарова Галина Александровна

Название УМК: Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. — 16-е издание, доп.- М.: Дрофа, 2012

Тема урока: Сила тока. Измерение силы тока.

Место и роль урока в изучаемой теме: восьмой урок при изучении темы «Электромагнитные явления». Основополагающая и фундаментальная роль урока в физике.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

  1. формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • развитие ИКТ–компетенции.
  • знать: определение силы тока, единицы измерения силы тока, обозначение силы тока
  • уметь: решать задачи на определение силы тока, использовать прибор для измерения силы тока — амперметр.

1.Организационный момент. (2 мин).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала китайскую пословицу (на слайде):

Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься.

Ребята, как Вы считаете, в чём смысл этой пословицы?

Обобщим ваши ответы: Она призывает нас учиться, причем учиться постоянно. Нет ничего страшного в незнании того или иного дела, ведь всегда можно ему научиться.

И мы сегодня продолжим учиться и получать знания об электрическом токе.

Для этого нам понадобятся: лабораторное оборудование, опорный конспект, оценочный лист и учебник, и рабочее настроение)

II. Актуализация знаний. (5 мин).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Давайте сначала вспомним то, что мы уже знаем.

Работаем с оценочным листом: если верно ответили на вопрос, то отмечаем в листе знак +.

Внимание на доску.

З адание 1. Вставьте пропуски в определении: «Электрическим током называется …….……. движение ………….частиц».(упорядоченное, заряженных)

З адание 2. Закончите фразу: «Телу, получившему после натирания способность притягивать другие тела, был сообщён…….» (электрический заряд)

Озвучьте свой ответ (ответы учащихся).

Задание 3. Как обозначается электрический заряд?(q)

Задание 4. Назовите единицу измерения электрического заряда? (Кулон)

Задание 5. Выберите среди перечисленного источники тока: электрофорная машина, термоэлемент, фотоэлемент, гальванический элемент, отопительная батарея, Солнце, человек, соединительные провода.

Давайте проверим ваши ответы (на слайде исчезают лишние элементы)

Задание 6. Какое устройство может служить источником тока? (устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую)

Задание 7. Среди изображений (на слайде) выберите условное обозначение источника тока, применяемое на схемах электрических цепей.

Задание 8. Какое направление имеет электрический ток? ( эл. ток направлен от положительного полюса источника к отрицательному)

Задание 9. Назовите основные действия электрического тока и дайте краткое описание каждого из них (тепловое, химическое, магнитное).

Оцените себя и поставьте оценку в оценочный лист

III. Постановка учебной задачи. (5 мин)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Итак, электрический ток может оказывать тепловое действие, химическое и магнитное.

Вопрос: А можно ли количественно измерить каждое из этих действий тока? (учащиеся выдвигают гипотезы да или нет)

Тогда нам нужна физическая величина, с помощью которой мы можем измерять действия тока.

Вспомните: К акой физической величиной характеризуется любое действие? (силой)

Теперь попробуем определить эту физическую величину и соответственно сформулировать тему нашего урока (предложения учащихся)

Итак, тема нашего урока: «Сила тока»

А теперь необходимо поставить ряд задач для исследования новой физической величины – силы тока.

Кто попробует их сформулировать? (ответы учащихся)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). (8 мин)

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Итак, задачи нашего урока поставлены. Это ( появляются на слайде ):

— Дать определение силы тока.

— Обозначение силы тока.

— Формула для вычисления силы тока.

— Единицы измерения силы тока.

— Прибор для измерения силы тока.

Именно по такому плану мы работаем с учебником по вариантам. Вопросы для каждого варианта обозначены в опорных конспектах. Внимательно читайте задание и находите ответы в учебнике.

Что такое сила тока? (§37 с.107, 3 абзац сверху).

Как обозначается сила тока? Как найти силу тока? (§37 с.107, 4 абзац сверху)

Основная единица измерения силы тока? (§37 с.108 4-5 абзац сверху).

Кратные и дольные единицы измерения силы тока? (§37 с.108, 6 абзац сверху)

Прибор для измерения силы тока? (§38)

V. Первичное закрепление. (5 мин)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Предлагаю одному представителю от варианта озвучить ответы. А остальные записывают ответы в ОК.

I В.: Сила тока – это физическая величина, которая определяет электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1с.

— Сила тока обозначается буквой I.

— Формула силы тока I=q/t

II В.: Сила тока измеряется в А. 1А=1Кл/с

Применяются также дольные и кратные единицы силы тока: миллиампер, микроампер, килоампер.

III В.: Сила тока измеряется амперметром. В цепь амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Клемму со знаком «+» соединяют с проводом, идущим от положительного полюса источника. На схеме обозначается кружочком, внутри буква «А».

Итак, я попрошу обобщить ответы всех вариантов. ( Один из учащихся обобщает ответы всех вариантов, на оценку).

Вы сидите в парах. Я предлагаю, друг другу рассказать то, что изучили и ваш сосед должен вас оценить и поставить оценку. (Работают в парах).

Физкультминутка для глаз.

VI. Этап закрепления нового материала (9 мин)

А теперь рассмотрим решение задач. ( с комментированием, учащиеся проговаривают новые правила в громкой речи )

Часто люди становятся жертвами грозы. Что же можно знать о грозе?

Задача№1. Известно, что длительность отдельных импульсов разрядов молнии составляет 50-100 мкс, а количество электричества, протекающего по каналу молнии около 20 Кл.

Какова при этом сила тока? ( Ответ: 200 — 400 кА. )

Дома мы используем много бытовых электрических приборов. Они должны быть исправными .

Задача №2. На столе стоит стакан с кипятильником. Чтобы проверить температуру воды Витя опускает палец в стакан при включённом кипятильнике. Почему нельзя так поступить? ( Ответ: вода — хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдёт замыкание на корпус, то Витя получит электротравму. Нужно сначала вынуть вилку из розетки )

Задача №3. Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали? (по желанию один учащийся у доски, решение проговаривает) ( Ответ: 4,2 А )

Задача №4. Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдёт через паяльник за 2 мин?( Ответ: 60 Кл )

Вопрос. В рассмотренных задач мы получили такие значения силы тока: 200-400 кА, 4,2 А, 500 мА. Опасны ли такие значения силы тока для жизни человека? ( Ответ: да, безопасной считается сила тока до 1мА )

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (8 мин)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Проверим, какие новые знания об электрическом токе вы получили: проведём небольшой тест. Букву верного ответа выписываем в оценочный лист.

  1. Сила тока – это физическая величина, равная…

А ) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.

Б) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.

В) электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время её работы.

2. По какой формуле определяют силу тока?

3. Как названа единица силы тока?

4. За 10 с через поперечное сечение проводника прошёл заряд 5 Кл. Определите силу тока в проводнике.

5. Силу тока измеряют….

Проверим результаты теста.

Если Вы правильно ответили на вопросы теста, то у вас получилось имя французского физика, в честь которого и была названа единица измерения силы тока. Это Андре-Мари Ампер.

Прочитаем об этом учёном (текст на столах)

Андре-Мари́ Ампе́р ( 1775 — 1836 г.г.) — французский физик , математик и естествоиспытатель . Джеймс Максвелл назвал Ампера « Ньютоном электричества». Ампер создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений, ввёл в физику понятие электрического тока и проницательно предположил, что магнетизм вызван электрическими токами «на молекулярном уровне». Внёс значительный вклад в механику , теорию вероятностей , математический анализ .

Член Парижской академии наук (1814). Член многих других научных обществ, в частности — иностранный член Лондонского королевского общества (1827), иностранный почётный член Петербургской академии наук (1830).

Как сказал немецкий физик Макс Планк «Существует лишь то, что можно измерить».

Прошу вашего внимания на демонстрационный стол.

Задание. Нам необходимо измерить силу тока на лампочке, а для этого надо собрать электрическую цепь по схеме ( на слайде ). Помогите выбрать необходимые приборы из представленных на столе. (Учащиеся выбирают: источник тока, ключ, лампочку, соединительные проводы и амперметр)

Демонстрирую с комментариями подключение амперметра в цепь, учащиеся наблюдают, слушают.

Вопрос. Каковы будут показания амперметра, если его подключить в другой точке электрической цепи?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Проверим ваши предположения на следующем уроке при выполнении лабораторной работы.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 минуты)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Подведём итоги урока ( на оценочном листе ):

  • О какой характеристике электрического тока мы сегодня узнали?
  • Что научились делать?
  • Что понравилось больше всего на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?
  • Оцените ваше эмоциональное состояние на уроке

Источник

Урок физики 8 класс сила тока измерение силы тока

Поурочное планирование по физике для 8 класса. Ориентировано на работу с УМК перышкин. Физика 8 класс. Просвещение. Глава 2 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. Урок 34. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр.

Урок 34. Сила тока.
Единицы силы тока. Амперметр

Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели: дать представление о силе тока, единицах ее измерения; познакомить учащихся с методами и приемами решения задач по теме.
Приборы и материалы: источники тока, лампочки, амперметр, ленты из фольги, соединительные провода, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(Учитель проводит фронтальный опрос, задает дополнительные вопросы.)

Дополнительные вопросы:

  • Чем отрицательный ион в электролите отличается от электрона?
  • Почему в дистиллированной воде и серной кислоте, взятых отдельно, ток не проходит, а в водном растворе серной кислоты проходит?
  • Каким образом, опустив в стакан с водой два провода, присоединенные к полюсам источника тока, можно узнать, исправен ли он?
  • Почему магнитный компас дает неправильные показания, если вблизи находится провод с электрическим током?

III. Изучение нового материала

Для введения понятия сила тока можно использовать аналогию с течением воды в трубе. Действительно, о силе тока воды можно судить по массе воды, которая протекает в единицу времени через поперечное сечение трубы.

Сила электрического тока равна количеству электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника в единицу времени, I = q/t.

Для выбора единицы силы тока можно было бы воспользоваться любым его действием: тепловым, магнитным или химическим. Главное, чтобы это действие поддавалось точному количественному выражению. На Международной конференции по мерам и весам в 1948 г. было решено в основу определения единицы силы тока положить взаимодействие двух проводников с током.

Демонстрация 1. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) двух параллельных проводников при замыкании сети. (Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 83 «Единицы силы тока» из электронного приложения к учебнику.)

Силу взаимодействия проводников с током можно измерить. Эта сила зависит от длины проводников, расстояния между ними, среды, в которой находятся проводники и, что самое важное, от силы тока в проводниках. Если одинаковы все условия, кроме силы токов, то чем больше сила тока в каждом проводнике, тем с большей силой они взаимодействуют между собой. За единицу силы тока принят ампер (А). [I] = 1 А.

Через единицу силы тока — 1 А — определяется единица электрического заряда — 1 Кл. |q| = 1 Кл.

Так как q = I t, то 1 Кл = 1 А • 1 с.

За единицу электрического заряда принимают заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за время 1 с при силе тока 1 А.

Прибор, которым измеряют силу тока, называется амперметр. Шкала амперметра градуируется в амперах. На схемах амперметр обозначается кружком с буквой А. (Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 80 «Устройство амперметра» из электронного приложения к учебнику.)

При включении амперметра в электрическую цепь он должен вносить как можно меньше погрешностей в измерение силы тока, поэтому существуют определенные правила его подключения.

  • Амперметр всегда подключается последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют.
  • При подключении амперметра обязательно соблюдается соответствие полярности клемм источника тока и амперметра.

Демонстрация 2. Измерение силы тока при последовательном соединении. Включая амперметр в разные места цепи, состоящей из источника тока и нескольких соединенных последовательно друг с другом проводников, можно убедиться, что сила тока везде одинакова. (Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 86 «Включение амперметра в сеть» из электронного приложения к учебнику.)

IV. Закрепление изученного материала. Решение задач

(Учитель разбирает несколько типичных задач, затем ученики решают задачи самостоятельно.)

Типичные задачи

  1. Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?

  1. Ток в электрическом паяльнике равен 500 мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин?

Задачи для самостоятельного решения

  1. Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?
  2. По обмотке включенного в цепь прибора идет ток силой 5 мА. Какое количество электричества пройдет через прибор в течение 1 ч?

Домашнее задание

  1. § 37, 38 учебника, вопросы и задания к параграфу.
  2. Выполнить упр. 24, 25 на с. 110, 112 учебника.

Вы смотрели : Поурочное планирование по физике для 8 класса. Ориентировано на работу с УМК Перышкин. Физика 8 класс. Просвещение. Глава 2 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. Урок 34. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр.

Источник

Читайте также:  Прибор для измерения емкости аккумулятора схема