Меню

Урок с презентацией по теме степени сравнения имен прилагательных



Презентация по русскому языку на тему » Степени сравнения имен прилагательных» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация по теме : «Степени сравнения имен прилагательных»

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении.» Марсель Ашар

Отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль» Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике? Митрофан. Много. Существительна да прилагательна. Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. Котора дверь? Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, 1. Общее грамматическое значение которая обозначает… отвечает на вопросы… 2.Морфологические признаки изменяется по …. 3. Синтаксическая роль В предложении бывает …

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, 1. Общее грамматическое значение которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какие?, какое? чей? 2.Морфологические признаки изменяется по …. родам, числам и падежам . 3. Синтаксическая роль В предложении бывает … чаще всего определением и сказуемым.

У каждого на столе лежат конверты, в которых находятся слова. Их необходимо распределите по 3 столбикам . В 1 – качественные прилагательные, во 2- относительные, в 3- притяжательные. Работа в парах Легкий ветерок, подземный проход, отцов плащ, Наташины глаза, лисья шапка ,хмурое небо , каменный замок нежный взгляд , серебряная монета , спортивная одежда, волчья пасть, лисья шапка ,белые березы, лисий след, лисья хитрость, змеиный яд, осеннее утро, павлиний хвост, длинный сарафан птичье пение, широкий пояс, городской парк, змеиная улыбка, соломенная шляпа, бабушкины руки.

легкий ветерок подземный проход отцов плащ хмурое небо каменный замок Наташины глаза нежный взгляд серебряная монета волчья пасть белые березы спортивная одежда лисий след лисья хитрость лисья шапка змеиный яд длинный сарафан осеннее утро птичье пение широкий пояс городской парк павлиний хвост змеиная улыбка соломенная шляпа бабушкины руки Сверьте с эталоном, исправьте, если допустили ошибки Качественные Относительные Притяжательные

Чем отличаются предметы на рисунке? Или они похоже?

ТЕМА УРОКА: Степени сравнения имен прилагательных

Цели урока: 1. Познакомиться со 2. Научиться 3. Использовать степенями сравнения имени прилагательного. образовывать степени сравнения именприлагательных. правильно степени сравнения имен прилагательныхв речи.

По каким признакам можно сравнить деревья? — По высоте. Высокое — выше — самое высокое

По каким признакам можно сравнить карандаши? По длине ( первый карандаш длиннее второго). -По ширине (первый карандаш шире второго).

Работа с учебником Откройте учебник на странице 136 и прочитайте правило. Сколько степеней сравнения у имен прилагательных? имена прилагательные сравнительная превосходная красивый – красивее, красивейший, самый красивый более красивый

-Что обозначает сравнительная степень? Обозначает, что какой-то признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени. Пример: Маленькое дело лучше большого безделья. -Что обозначает превосходная степень? Какой то признак проявляется в наибольшей или наименьшей степени. Пример: Евразия- самый большой материк на планете Земля.

Образование форм степеней сравнения имен прилагательных Сравнительная степень Простая Составная Основа качеств. прил. +суффиксы:ей,-ее,-е,-ше; Частицы:более, менее+полн. ф. качеств. прил. Примеры: сильн–ее,выш-е,тонь-ше болеевысокий,менеесильный Изменение: неизменяемая форма Изменяется пор.,ч.,п.

Образование форм степеней сравнения имен прилагательных Превосходная степень Простая Составная Полн. ф.качественногоприлаг. + суффиксы: (-ейш-, -айш-); Частицы:самый,наиболее, наименее+ полн. ф. качеств.прилаг. Примеры: Высоч-айш-ий,главн-ейш-ий самыйвысокий ,наименеевысокий наиболеевысокий Изменяемость: изменяются поч.,р.,п. изменяютсяпоч.,р.,п.

Задание: От данных слов образуйте все возможные степени сравнения прилагательных. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образуется простая составная и превосходная степени сравнения. Придумайте и запишите 2 предложения с этими словами. Слова: длинный, легкий, яркий, стеклянный, грубый, великий, талантливый, деревянный. Выполняем по образцу: удачный- удачливее- менее(более) удачный- удачнейший- самый(наиболее) удачный.

1. Длинный — длиннее — более длинный- длиннейший- самый длинный 2. Легкий- легче- более легкий- легчайший- самый легкий 4.Яркий- ярче- менее яркий- ярчайший- наименее яркий 3.Грубый- грубее- менее грубый- грубейший- самый грубый 5. Талантливый- талантливее- более талантливый- талантливейший- самый талантливый 6.Великий – величайший – самый великий

Деревянный и оловянный- это относительные прилагательные. От каких слов мы не смогли образовать степени сравнения?

Задание: образуйте, по возможности, от данных в скобках прилагательных простую или составную сравнительную степень. 1.(Яркий) было солнце, (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. 2. Левый берег реки (отлогий) , чем правый. 3. Роза (красивый) шиповника. 4.Мама (внимательный) папы. 5. Волга (полноводный) Оки. 6. У летучих мышей (чуткий) слух, чем у полевых мышей.

Проверяем! 1.Ярче было солнце, сильнее запах полей, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. 2. Левый берег реки более отлогий, чем правый. 3. Роза красивее шиповника. 4.Мама более внимательная, чем папа. 5. Волга полноводнее Оки. 6. У летучих мышей более чуткий слух, чем у полевых мышей.

Работа в группах У каждой группы есть листок, на которых написаны предложения. Исправьте ошибки в употреблении форм степеней сравнения и исправьте их. Запишите предложения, объясняя свой выбор.

1 группа Завтрак сегодня был более вкуснее, чем вчера. Завтрак сегодня был более вкусный (или вкуснее), чем вчера. Конфета сладче пряника. Конфета слаще пряника. Платье Ани красивше платья Аллы. Платье Ани красИвее платья Аллы. Запомни: красивее

2 группа Это самая интереснейшая телепередача, которую я когда-либо видел. Это самая интересная ( или интереснейшая) телепередача, которую я когда-либо видел. Добрые слова хорошее мягкого пирога. Добрые слова лучше мягкого пирога. Я встречался с самым знаменитейшим физиком столетия. Я встречался с самым знаменитым (или знаменитейшим) физиком столетия.

3 группа Примеры в учебнике самые простейшие. Задача у первого варианта была более сложнее, чем у второго. Мед густее варенья. Примеры в учебнике самые простые ( или простейшие) . Задача у первого варианта была более сложной (или сложнее), чем у второго. Мед гуще варенья.

Творческое задание Подписать открытку маме, используя формы степеней сравнения имен прилагательных. Начинаем со слов: «Мамочка! Ты у меня…»

Итог урока: — Вспомните, какие цели мы ставили сегодня на уроке? -Достигли этой цели? Докажите. — Что нового мы сегодня узнали? Где эти знания мы сможем применить? -Чему научились? -Кто испытывал трудности на уроке? С чем они были связаны? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях «?» рядом с теми заданиями, которые вызвали у вас затруднения.

Домашнее задание Параграф 104 стр. 136-137 , упр.394 Вторая половина домашнего задания выполняется по выбору: 1.Найти и записать 10 предложений из художественной литературы , в которых используется сравнительная и превосходная степень имен прилагательных. Например: Разговоры становились звонче, несвязнее и веселее. А.С. Пушкин 2.Написать текст о зиме, используя формы сравнительной и превосходной степеней сравнения имен прилагательных.

Читайте также:  Как сравнить индексы массива

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-668502

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Степени сравнения имён прилагательных» (6 класс).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка 6 класс

Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе!

«Зарядка для ума…» Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный,- размышление; второй, самый легкий,- подражание; третий, самый горький,- опыт… ( Конфуций)

Проверьте себя! 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 X O X X X X O O O X

… снега, … снега Зима отряхнула на рощу с разбега И, пухом … на солнце блистая, Пустила гулять по лесам горностая. М. Дудин

Чистейшего снега, белейшего снега Зима отряхнула на рощу с разбега И, пухом легчайшим на солнце блистая, Пустила гулять по лесам горностая. М. Дудин

Степени сравнения прилагательных

Цель: познакомиться с формами степеней сравнения имён прилагательных. Задачи: узнать, что такое степени сравнения имён прилагательных выяснить, как образуются формы степеней сравнения прилагательных уметь определять и различать формы степеней сравнения прилагательных в тексте правильно использовать формы степеней сравнения прилагательных в речи

Степени сравнения прилагательных СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПРЕВОСХОДНАЯ простая сложная простая сложная

Давайте сравнивать! Коттедж …дома. Тигр … котенка. Такса …овчарки. Мед …сахара.

Прочитайте. Вставьте подходящие прилагательные в форме простой сравнительной или простой превосходной степени сравнения, отгадайте название растения. Всего лишь три дня живет на воде цветок этого … растения. Корневище его …, чем у водяного ореха. Розовато — белые цветки кажутся … на воде .

Всего лишь три дня живет на воде цветок этого удивительнейшего растения. Корневище его мощнее ,чем у водяного ореха. Цветки розовато- белые кажутся огромнее на воде .

ТЕСТ 1. Укажите, в каком случае форма сравнительной степени образована неверно? A. Звонче Б. Красивше В. Зеленее Г. Менее звонкий 2. От какого прилагательного нельзя образовать форму простой сравнительной степени? A. Большой Б. Широкий В. Гигантский Г. Сладкий

3. Укажите прилагательное в форме сложной превосходной степени: A. Шире Б. Кратчайший В. Самый лёгкий Г. Более громкий 4. В каком ряду все формы прилагательных образованы неверно? A. Богатее, дороже, красивее Б. Тише, резче, дешевле В. Глубже, слаще, звончее Г. Чистее, ширше, молодее

5. От какого разряда прилагательных можно образовать степени сравнения? A. Качественные Б. Относительные В. Притяжательные Г. Все разряды 6. От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения? A. Резкий Б. Пляжный В. Глубокий Г. Весёлый

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! 1. Б 2. В 3. В 4. Г 5. А 6. Б

Цель: познакомиться с формами степеней сравнения имён прилагательных. Задачи: узнать, что такое степени сравнения имён прилагательных выяснить, как образуются формы степеней сравнения прилагательных уметь определять и различать формы степеней сравнения прилагательных в тексте правильно использовать формы степеней сравнения прилагательных в речи

«Зарядка для ума…» Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный,- размышление; второй, самый легкий,- подражание; третий, самый горький,- опыт… ( Конфуций)

Для меня сегодня было открытием. —

— Домашнее задание. Составить свой кластер по теории. На выбор: а) выписать из книги, которую вы читаете в данный момент, 5 предложений с прилагательными в сравнительной и превосходной степени; указать их морфемные признаки и синтаксическую функцию; б) с помощью географической карты сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине; укажите прилагательные в форме соответствующей степени сравнения, их морфемные признаки, синтаксическую функцию; в) письмо литературному герою с использованием всех форм степеней сравнения прилагательных.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-023641

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация к уроку русского языка «Степени сравнения имён прилагательных»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Человек твёрже камня, нежнее цветка»
Эта афганская пословица прославляет твёрдость, стойкость духа человека и одновременно нежность, чуткость его души. Эти высокие нравственные качества человека народ запечатлел, используя формы сравнительной степени прилагательного. В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приёмом мышления.

Тема урока:
«Степени сравнения имён прилагательных»

«Книга рекордов Гиннесса» — это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодично. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс». В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью в любой стране и почти на всех языках — Книга Рекордов Гиннесса издается более чем в ста странах мира, на более чем двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника. В настоящее время сборник рекордов является книгой с самым большим тиражом, из книг, издающихся по всему миру. Тем самым Книга рекордов Гиннесса завоевала рекорд, который поместили в нее саму. Только Библия, Коран имеют больший тираж. В настоящее время издателем книги является Стюарт Ньюпорт. Идея выпускать этот справочник пришла в голову бывшему управляющему пивоваренной компании Guinness Brewery Хью Биверу. Бивер тогда счёл, что сборник мировых рекордов будет незаменимым компаньоном завсегдатаев пивных пабов в их постоянных спорах при поисках ответов на вопросы самых разнообразных викторин.

Читайте также:  Карточки по русскому языку 6 класс степени сравнения прилагательных

1. В Гималаях находится ___ гора мира Эверест.
2. Голубой дог Джордж (2 м) – ___ собака в мире.
3. Гепард — ___ животное в мире.
4. ___ имя Барнаби Мармадюк Алоизий Бенджи Кобвеб Дартаньян Эгберт Феликс Гаспар Гумберт Игнатий Джейден Каспер Лерой Максимилиан Недди Объяхулу Пепин Кьюллиам Розенкранц Секстон Тедди Апвуд Виватма Уэйленд Ксилон Ярдли Закари Усански. Этим именем обладает 36-летний житель Эдинбурга, имя он сменил лишь в 36 лет.
5. Девочка по имени Тейлор, родившаяся в США, весит 275 граммов. Это ___ ребенок на планете.
6. Житель США Уильям Джеймс Сидис, айкью которого равно 250, — ___
человек в мире.
7. ___ слово – название белка, состоящее из 513 букв.
8. У Полины Титовой ___ волосы в России. Под стать ей китаянка Кси.
9. Голубой кит ___ животное в мире. Его вес 150 тонн.

Источник

Конспект урока + презентация по русскому языку на тему «Степени сравнения имен прилагательных» (6 класс)

Выбранный для просмотра документ Конспект.docx

Тема: «Степени сравнения имен прилагательных»

Тип урока: открытие и первичное закрепление новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Рабочий учебник: Русский язык. 6 класс / Под ред. В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой.

Цель урока: дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имен прилагательных, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

научить образовывать формы степеней сравнения качественных имен прилагательных, осознавать их функции в языке, грамотно использовать в речи;

способствовать формированию лингвистических понятий;

осваивать методы комплексного анализа слова;

обогащать словарный запас учащихся;

закреплять знания о разрядах и морфологических признаках имен прилагательных;

продолжать закреплять знания об употреблении прописных букв;

продолжать закреплять знания в области синтаксиса и пунктуации;

совершенствовать навыки словообразовательного разбора

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воображения

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения находить, извлекать и систематизировать информацию;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие умений целеполагания, планирования деятельности и ее результатов, развитие навыков коррекции и оценки;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

развитие умения работы с интернет-ресурсами.

воспитание любви и ценностного отношения к Родине и малой Родине, к школе и родному дому;

воспитание уважения к родному языку, бережного отношения к слову;

формирование умения оценивать усваиваемое содержание, ориентируясь на социальные и личностные ценности, обеспечивающее личностный моральный выбор;

развитие навыков коммуникации, умения организовывать диалог с партнером, воспитание уважительного отношения к собеседнику;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, понимания и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

получение и закрепление знаний о способах образования, морфологических признаках и синтаксической роли форм степеней сравнения имен прилагательных; введение понятий «положительная степень», «сравнительная степень», «превосходная степень», «простая форма», «составная форма»; формирование знаний о речевых ошибках, связанных с употреблением форм степеней сравнения.

формирование навыков комплексного анализа слова (на лексическом, словообразовательном, морфемном уровнях).

формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки;

формирование умений работы в паре, навыков взаимодействия и сотрудничества;

формирование умений работы с таблицей, интернет-ресурсами, справочниками;

формирование ценностного отношения к учебным предметам.

развитие интереса к получению знаний в процессе обучения; формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;

воспитание любви и уважения к национальным, общественным и семейным ценностям; формирование личных ценностных ориентиров.

1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада новой встрече с вами в нашем родном классе, в нашей школе! Скажите, ребята, а вы считаете школу своим родным домом, могли бы назвать школу среди других любимых, близких вашему сердцу мест? Что вы понимаете под словосочетанием «родные места»?
Что бы мы ни называли родными местами: дом, школу, город, край, родину – все это очень дорого человеку. Об этом свидетельствуют многие русские пословицы. Обратите внимание на пословицы на слайде(№2)

Родина краше солнца, дороже золота.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
За морем теплее, а у нас светлее.

– Ребята! Определите, какая мысль объединяет эти пословицы.
– Действительно, только в родных стенах человек чувствует себя спокойно и уютно. Я думаю, что в стенах нашего уютного класса вы сегодня с удовольствием поработаете и обязательно сделаете свои открытия в процессе изучения русского языка.

2. Постановка проблемы. Актуализация знаний Слайд 3

– Ребята, определите, какие слова в этих пословицах являются ключевыми и помогают выразить основную мысль данных народных изречений (слова: «краше», «дороже», «милей», «светлее»).
– Какова особенность этих слов? Какое отношение к Родине помогают выразить эти слова? (Данные слова помогают сравнить родину с чужой стороной, выявить и подчеркнуть ее достоинства) .
– Как вы думаете, от какой части речи образованы эти формы слов? Вспомните, какая часть речь нам помогает охарактеризовать признаки предмета. (Имя прилагательное)
– А какие разряды имен прилагательных мы знаем? Каковы различия между названными разрядами? (Учащиеся воспроизводят знания о качественных, относительных и притяжательных прилагательных) .
– От всех ли прилагательных мы можем образовать слова с функцией сравнения? Как правильно образовать слова со значением сравнения? А какую синтаксическую роль будут выполнять подобные слова в предложении? Ребята, посмотрите, сколько проблемных вопросов стоит перед нами. Все их нам предстоит решить на сегодняшнем уроке. Какова же, по вашему мнению, тема нашего урока? Сформулируйте ее.

(Учитель корректирует тему урока и озвучивает)
– Итак, тема нашего урока: «Степени сравнения имен прилагательных». Запишем ее в тетради. Слайд 1

3. Постановка учебной задачи Слайд 4

– Какие же учебные задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?
(Познакомиться с правилами образования форм степеней сравнения имен прилагательных, выявить их роль и особенности употребления в речи.) 4.Введение новых знаний

– Ребята! Сегодня на уроке мы уже говорили о том, как дороги человеку его родные места и какими необыкновенно красивыми кажутся они человеку. Мы также сказали о том, что передать чувства человека нередко помогают имена прилагательные в форме сравнения.
(Учитель формулирует задание)
– Сейчас я предлагаю вам послушать песню на стихи М. Пляцковского «Родные места», замечательную музыку к которым написал композитор Ю. Антонов . Слайд №5
Во время прослушивания песни выпишите в тетрадь имена прилагательные в форме сравнения. Слова расположите столбиком.

– Итак, мы прослушали прекрасные стихи и музыку. Теперь давайте назовем, какие слова вы выписали из прослушанного текста («серебристей», «синее», «просторнее», «прямее», «стройнее» и т.д.).
– А сейчас пришло время проверить правильность выполненной работы: сопоставим выписанные вами слова с текстом песни. Слайд №6
(Учитель организует проверку, контролирует выполнение работы, на доске появляется текст М. Пляцковского)

Читайте также:  Htc desires htc desire сравнение

– Итак, мы выписали слова в форме сравнения. Ребята, в ваших тетрадях рядом с этими словами запишите имена прилагательные, от которых образовались эти формы слов. Подумайте, каким видом разбора слова мы сейчас должны с вами воспользоваться, чтобы определить, каким способом образовались в языке прилагательные в форме сравнения? (Словообразовательный разбор)
– А теперь выделите морфему, с помощью которой образовались данные формы слов. (Суффикс)
– Итак, каким же способом образованы данные слова? (Суффиксальный способ) Попробуйте образовать сравнительную степень от слов старый, мелкий .
– Ребята, сейчас вы самостоятельно открыли способ образования простой сравнительной степени имен прилагательных. Запомним правило: простая сравнительная степень имен прилагательных образуется путем прибавления формообразующих суффиксов -ее (-ей), -е, -ше к основе прилагательного в положительной степени.
– А сейчас, ребята, давайте определим, что обозначают прилагательные в форме сравнения?
( Учащиеся делают вывод: прилагательные в сравнительной степени показывают, что признак предмета проявляется в большей степени, чем у других предметов) .
– Докажите, могут ли прилагательные в простой сравнительной степени изменяться? (Ученики приходят к выводу о неизменяемости данных форм) .
Какую синтаксическую роль выполняют прилагательные в сравнительной степени: «луга просторнее , цвет неба синее» ? (Роль сказуемого) Работа у доски
– Вернемся к тексту стихотворения М. Пляцковского. Выпишите из текста имена прилагательные в положительной степени, поставьте их в начальную форму, определите разряд прилагательных. (Выписывают прилагательные «родные», «милые», «веселой», «ночных», «утренней», ставят в нач. форму, определяют разряд). Работа у доски Слайд №8

– Попробуйте образовать от данных прилагательных формы простой сравнительной степени.
Объясните, почему от одних прилагательных получилось образовать форму сравнительной степени, а от других нет. (Учащиеся выполняют проблемное задание, проводят исследование, приходят к выводу , что только качественные прилагательные образуют степени сравнения, а относительные прил. не образуют)
– Составьте словосочетания по теме «Родной край», используя притяжательные прилагательные. Например, «дедушкина родина». Могут ли притяжательные прилагательные образовывать форму простой сравнительной степени? (Нет)
– Ребята! Мы сегодня уже не раз говорили, что для человека нет ничего дороже его родных мест. Находясь вдалеке от них, он скучает по родным краям и, как бы ни складывались обстоятельства, все равно стремится однажды вернуться домой. Вспомните героиню хорошо известного вам произведения – девочку Элли. О чем она мечтала? Назовите автора и название произведения.

– Ребята! Давайте представим, что мы в компании с друзьями Элли идем в прекраснейший Изумрудный город к мудрейшему, добрейшему и величайшему Гудвину, чтобы попросить его исполнить желания Элли и ее друзей. Превратимся на некоторое время в путешественников и разомнемся. Сейчас прозвучит песня из мультфильма «Волшебник Изумрудного города». Представьте себя в роли путников и изобразите под музыку, как вы преодолеваете путь в Изумрудный город: поднимаетесь в гору, переплываете реки, перепрыгиваете через небольшие канавы и т.д. (Физическая разминка: элементы ходьбы, создание движений по воображению)

– А теперь, после того как мы немного размялись, продолжим нашу интеллектуальную работу. Мы вновь с вами станем путниками-исследователями, идущими к поиску новых знаний. Ребята, запишите в тетради предложение: Слайд №10
Элли и ее друзья отправились в прекраснейший Изумрудный город к мудрейшему, добрейшему и величайшему волшебнику Гудвину.

– Объясните постановку знаков препинания в предложении.
– Внимательно проанализируйте слова в данном предложении и найдите среди них те, в которых заложено значение сравнения. Назовите эти слова и выпишите в тетрадь.
– Установите, от каких слов и с помощью каких морфем образованы данные имена прилагательные. (Используя словообразовательный разбор, ученики выявляют суффиксы — ейш -, — айш -, участвующие в образовании простой превосходной степени)
– Определите значение данных слов.
– Итак, данные прилагательные показывают, что признак предмета проявляется в самой большой степени по сравнению с другими предметами.

Таким образом , ребята, мы сейчас увидели, как происходит процесс образования форм простой превосходной степени качественных имен прилагательных. Определите, способны ли данные формы прилагательных изменяться? Какую синтаксическую функцию выполняют прилагательные в превосходной степени?
– Сегодня на уроке мы уже познакомились с правилами образования простой сравнительной и простой превосходной степени. А как вы понимаете термин «простая степень сравнения». Поскольку существует данная форма, значит, есть и другая? Слайд №11 Откройте ваши учебники на стр. 136-137 и прочитайте текст. Проанализируйте процесс образования сложной формы сравнительной и превосходной степени прилагательных. Определите, изменяются ли прилагательные в составной форме? Какую синтаксическую роль они выполняют?
– Ребята! Обратите внимание на предложение, записанное на слайде №12

У нас в Турции климат более мягче, чем в Астрахани, а море менее спокойнее, чем ваша река Волга.

– Эту фразу в процессе воспоминаний о своей любимой родине произнес студент из Турции, обучающийся в Астраханском государственном университете. Скажите, ребята, какую форму степени сравнения имен прилагательных студент использовал в своей речи? Правильно ли он образовал эту форму? Какую ошибку он допустил? Почему? Простительно ли нам допускать в речи подобные ошибки?

5. Закрепление новых знаний

– Ребята! Сейчас я вам предлагаю следующее задание. Самостоятельно сформируйте таблицу или алгоритм по нашей теме. Определитесь, сколько там будет колонок (пунктов) и о чём будет рассказывать каждая. А потом сравним с тем, что получилось у меня. Слайд №13

6. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

– Итак, ребята, сегодня на уроке вы сыграли несколько ролей: вы были учениками, исследователями, путешественниками.
Теперь же, как настоящие исследователи, которые открыли все знания о степенях сравнения прилагательных, сформулируйте научные выводы.
(Учащиеся отвечают на вопросы: 1) Какие формы степеней сравнения могут образовывать прилагательные? 2) Каким способом они образуются? 3) Какая форма степени сравнения прилагательного является неизменяемой? 4) Какие речевые ошибки могут быть допущены при образовании степеней сравнения? 5) Какую роль выполняют в языке степени сравнения прилагательных? 6) Что такое бережное отношение к родному языку?) Слайд №14
(Учащиеся воспроизводят и обобщают знания, полученные на уроке.)
Подведение итогов урока, выставление оценок с учетом мнения учащихся.

1) Параграф 104 – повторить теоретический материал,
2) выполнить упр. 391 задание 1 и 2(базовый уровень; выполняется обязательно всеми учениками); задание №3 — повышенной трудности; выполняется по желанию).
3) упр. 400 ( базовый уровень, выполняется всеми учениками).
4) Пользуясь интернет-ресурсами или словарями пословиц, подберите несколько примеров пословиц по теме «Родина», содержащих в себе прилагательные в форме одной из степеней сравнения. Запишите пословицы в рабочую тетрадь.

Заключительное слово учителя о бережном отношении к окружающему миру , родине, родному языку, об умении ценить прекрасное! Звучит песня в исполнении Ю. Антонова «Живет повсюду красота».

Источник