Меню

Урок старинные меры измерения



Конспект урока по математике » Старинные меры длины»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
gotovo.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Старинные меры длины»

Урок математики 2 класс.

Мы приветствуем гостей,

Всех знакомых, незнакомых

И серьёзных, и весёлых!

Вы здороваетесь как?

Вы садитесь тихо как?

Настроение какое? Вот такое !

Игра «Подари тепло другу»

Ученики сели за парты и потерли ладошке о ладошку. Один ученик раскрывает ладони, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите в глаза друг другу так ласково, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук?

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

-Нужно быть внимательным, наблюдательным, уметь поддержать другого.

2. Чистописание.
— Установите числовую последовательность и продолжите ее в своих тетрадях письменно до конца строчки: 99 88 77.

  1. Устный счет
  • Математическая головоломка

-На предыдущих уроках мы стали настоящими путешественниками. И сегодня нам с вами выпало отправиться в путешествие, в удивительную страну. А вот какую вы узнаете после того как расшифруете мое задание. Но прежде чем приступить к выполнению задания, нужно вспомнить, все арифметические действия, с которыми знакомились ранее.

-Назовите мне их .( Сложение, вычитание, деление, умножение)

— Назовите компоненты сложения ( 1 сл., 2 сл., сумма)

-Что бы найти 1 слагаемое. Что нужно сделать? ( Из суммы вычесть 2 сл.)

-Назовите компоненты вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое , разность)

— А как найти вычитаемое? ( из уменьшаемого вычесть разность

-Как найти уменьшаемое ?( разности прибавить вычитаемое)

-Компоненты деления? Умножения?

-Приступим к выполнению задания.

Так куда мы с вами отправляемся?(Африку)

  • Работа с геометрическим материалом (многоугольники)

Посмотрите, на каком самолете мы полетим в путешествие.

Что в нем необычного?

Какие геометрические фигуры вы видите? Назовите их.

Сколько здесь пятиугольников? Кругов? Треугольников? Прямоугольников?

  • Работа с геометрическим материалом (линии)

Ребята, чтобы добраться до Африки и не сбиться с пути, нам надо выбрать правильный маршрутный лист. Посмотрите есть 5 вариантов, вам надо выбрать правильный и показать его номер с помощью числового веера.

Наш маршрут – это незамкнутая, ломаная линия, которая состоит из 6 звеньев.

Приготовьте ответы, покажите.

-Ну вот мы и справились со всеми заданиями, можем лететь. ( Звук полета)

-Итак приготовились мы идем на посадку. Мы в Африке. Посмотрите, как здесь красиво.

  1. Подготовка к активной учебной познавательной деятельности

-Ребята, посмотрите, нас встречают герои мультфильма «38 попугаев». Давайте узнаем, с какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям?

-Какое желание возникло у Удава? (узнать свою длину)

-Смогли ли друзья помочь Удаву? (да)

-Каким образом? (Они измерили его в попугаях)

-А как еще можно измерить длину?( с помощью линейки, метра и т.д)

-А как вы думаете, в старину были ли эти предметы?

-Как же люди измеряли тогда расстояние, площадь?

  1. Постановка учебной задачи

Опираясь на мультфильм скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

(знакомиться со старинными мерами длины)

Какие цели перед собой поставим? ( познакомиться и применить полученные знания на практике)

  1. Освоение нового содержания

Я тоже хочу обратиться к вам с просьбой. У меня есть моток веревки, длину которой надо измерить? Как мы это можем это сделать?

С древних времен люди, задумываясь над этим вопросом, предлагали разные способы измерения длины. В старину на Руси длину предметов измеряли вот так.

Вершок — определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм

Дюйм- мерка, первоначально равная длине фаланги большого пальца, что составляет примерно 2 см 5 мм.

  • Малая пядь — расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 19 см.
  • Великая пядь — расстоянию между концами большого пальца и мизинца, примерно 23 см.
  • Пядь с кувырком — малая пядь и две длины сустава указательного (по некоторым источникам – среднего) пальца, примерно 27 см.
  • расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46 см и 38 см соответственно.
  • большой локоть , равен длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54 см

Аршин- равен длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца, примерно 72см

Косая сажень — расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки ;длина такой сажени примерно 248 см. «Косая сажень в плечах ».

Маховая сажень -расстояние между концами пальцев распростертых рук , ее длина 3 аршина или 213 см.

Ладонь – ширина 4-х пальцев.

Я вам прочитаю отрывок из сказки, в которой тоже употребляются старинные меры длины. А вы подумайте, о ком идет речь?

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами…

О ком идет речь? Написал эту сказку П.П. Ершов.

Какие старинные меры измерения длины вам встретились в этом отрывке? (Вершок, аршин)

  1. Физминутка из м/ф «Зарядка для хвоста»

Измерим длину моей верёвки разными мерами длины (маховая сажень, аршин и локоть) (учитель измеряет, дети считают).

Верёвка одна и та же, а результаты у всех разные. Почему? (ответы детей)

Если мы используем разные мерки, получается разные результаты измерения одного и того же предмета.

Откройте конверт, возьмите веревку. Вы будете работать в парах (измерить пядью и ладонью). Почему получились разные результаты?

  1. Проверка освоения нового содержания

Работа по учебнику №

Чем измеряет длину ткани первый продавец? Второй продавец?

В каком куске больше ткани в оранжевом или желтом? В желтом или голубом?

В красном или голубом? Закройте учебники.

Посмотрите, на ваших листочках есть две полоски.

Чем мы можем измерить их длину? Назовите длину первой полоски, второй полоски. Нарисуйте третью полоску синим карандашом так, чтобы ее длина была меньше первой и второй полоски? Чему равна длина третьей полоски?

Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться.

Мы сможем это сделать, если вы правильно подчеркнете то, с помощью чего можно измерять длину.

Вершок, литр, локоть, клетка, сажень, грамм ( прочитать слова )

Посмотрите на правильные ответы, встаньте те, кто выполнил это задание так же.

Мы можем возвращаться домой.

Что нового вы узнали за время нашего путешествия? Что научились делать?

Если вам понравилось наше путешествие, выходя из класса, прикрепите к пальме желтый банан, а если во время путешествия вы скучали – зеленый!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру «Старинные меры длины»: организационный проэкт, конспект урока, дидактический материал, диагностическая работа.

Конспект урока по математике «Величины.Единицы длины».

Цель внеклассного занятия — знакомство со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая сажень, пядь). Технологии: групповая, игровая, проектная, личностно-ориентированного обучения.

Тема урокаСтаринные меры длины.Тип урокаурок открытия новых знаний, урок — исследованиеЦельпознакомить учащихся со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая саж.

Конспект урока по математике по теме «Длина». Программа «Школа 2000». 1 класс.

УМК: Школа России.

Цели:- ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, совершенствовать вычислительные навыки;- познакомить с новым понятием .

Источник

Старинные русские меры длины
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

— Познакомить учащихся со старинными русскими мерами, с историей их возникновения,

с пословицами, поговорками, поэзией, связанными со старинными мерами;

— Развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами;

расширять кругозор через исторический материал;

— Прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.

Скачать:

Вложение Размер
starinnye_russkie_mery_dliny_-_poslednyaya.doc 240.5 КБ
starinnye_russkie_mery_dliny_-_poslednyaya.doc 240.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МАТЕМАТИЧЕCКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

2015 – 2016 уч. год

Учитель Петрова А.Н.

Учитель Тулина Т.А..

—познакомить учащихся со старинными русскими мерами, с историей их возникновения, с пословицами, поговорками, поэзией, связанными со старинными мерами;

—развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять кругозор через исторический материал;

—прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков .

Оборудование : плакаты и карточки с заданиями, таблица старинных мер длины, рисунки старинных мер длины

I. Сообщение темы и цели мероприятия

II. Вступительное слово учителя

1-й учитель. Наше очередное математическое мероприятие посвящено старинным русским мерам длины

В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища. Он располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то для измерений применялись руки и ноги. Не было народа, который не изобрел бы свои единицы измерения.

В одной телевизионной передаче-конкурсе прозвучал вопрос: «Используем ли мы сегодня старые меры — пяди, пуды, аршины?» «Нет», — не задумываясь, ответили участники. И проиграли. Ведь говорим мы: фунт лиха, аршин проглотил , семь пядей во лбу .

III.Старинные русские меры длины:

1 учитель . Перст — старинное название указательного пальца руки. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным — всегда при себе. Самым маленьким делением и служил палец — перст .

2 учитель . Мы до сих пор говорим: толщиной или высотой в три пальца (например, об уровне жидкости в емкости), шириной в палец (о трещине).

1 учитель . Русский перст равнялся примерно двум сантиметрам .

Задание № 1. 1.Измерить толщину книги в см и в перстах

2.Измерить высоту воды в банке в см и в перстах

2 учитель . Сложите вместе два пальца, указательный и средний, их ширина и есть вершок – чуть более 4 сантиметров.

1 учитель . Впервые эта мера длины упоминается в 16 веке. Наименование «вершок» происходит от слова «верх». В давние времена вершком называли небольшой излишек при насыпании зерна.

2 учитель. В значении «мера длины» вершок был заимствован другими славянскими языками. Если вы произнесете это слово, вас поймут поляки, словаки, болгары, украинцы и белорусы.

Задание № 2. 1.Назвать сотую часть метра, рубля, гектара

2.Назвать тысячную часть метра, килограмма, тонны

1 учитель. Пядь – это слово происходит от древнерусского — кулак или кисть. Пядь – одна из самых старинных русских мер длины. Была пядь малая, пядь большая.

2 учитель. Малая пядь около – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки. Малая пядь примерно равна 19 см.

1 учитель. Большая пядь (22-23 сантиметра) — от кончика мизинца до кончика большого пальца, растянутых по одной линии.

Задание № 3. 1. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел? («Три мушкетер», «Три поросенка», «Двадцать лет спустя», «Двенадцать стульев», «Тысяча и одна ночь» и т.д.)

2. Назвать строки из песен, стихов, сказок, где есть числа («Мы с тобой два берега у одной реки», «Жил-был царь и было у него три сына», «Дважды два – четыре, это всем известно…», «Семеро одного не ждут»)

1учитель. Аршин — одна из главных русских мер длины. Слово «аршин» происходит от персидского «арш» – локоть. Аршин — это длина всей вытянутой руки от плеча до кончика среднего пальца — 71 сантиметр.

2 учитель. Выражение на свой аршин меряет, то есть судит по-своему, долгое время употреблялось в своем прямом значении. Дело в том, что до введения царским правительством «казенного аршина» (деревянной линейки с металлическими наконечниками и с государственным клеймом) купцы измеряли товар аршинами собственного изготовления.

1 учитель. «Аршинная» разница, естественно, использовалась для обмана покупателей. Аршинниками на Руси называли купцов.

Задание № 4. 1.Как называется треугольник со сторонами 3, 4, 5.

2.Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?

2 учитель. Сажень – старинная русская мера, которая встречается в древних рукописях с 11 века. Само слово происходит от глагола «сягать», то есть достигать чего-либо. Сажень – это размах рук. От конца пальцев одной руки до конца пальцев другой — прямая сажень (152 или 176 сантиметров).

1 учитель. Ее еще называли «маховой», приравнивали к 3 аршинам или 213 сантиметрам.

2 учитель. Косая сажень — расстояние от носка левой ноги до конца пальцев правой руки, вытянутой по диагонали, — 216 или 248 сантиметров.

1 учитель. Такой «саженный» разброс длины, очевидно, и приводил к тому, что маховая и косая сажень официально не признавались и использовались только в народе.

Задание № 5. 1.Назовите автора учебника математики для 8 класса, по которому вы учитесь.

1.Назовите автора учебника математики для 9 класса, по которому вы учитесь.

2 учитель. Верста — от слова вертеть. Первоначально так называли расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты — 1060 метров.

1 учитель. Верста – берет свое начало со времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 год. Он велел расставить вдоль дороги от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей или ≈ 1500м друг от друга. Высота каждого из них была около 2 саженей или ≈ 4м, с орлами наверху.

2 учитель. Позднее, при царе Петре Первом, была введена верста длиной 500 саженей или ≈ 1000м и на таком расстоянии друг от друга стали вдоль дорог ставить столбы. Отсюда название — столбовая дорога .

1 учитель. С начала 19 века вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы.

2 учитель . Со второй половины 19 столетия на всех столбах, расставленных вдоль железной дороги от Петербурга до Москвы, расстояния стали обозначать в верстах.

Задание № 6. 1. В честь какой меры была отчеканена медаль со словами «На все времена– всем народам»?

2. Как называются меры длины, которые употребляют моряки?

(Сценка. Маленький приказчик и высокая покупательница. На прилавке – ткани)

Приказчи к: Подходи! Покупай ткани! На юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, из Англии. Китайский шелк. Чего изволите?

Покупательница: Отмерь–ка мне четыре локтя шелка.

(Приказчик отмеривает, покупательница перемеривает на свой локоть.)

Покупательница : Я просила четыре локтя, а здесь только три.

(Затевается спор, а затем ссора.)

1 учитель. Такие истории часто случались с продавцами и с покупателями, пока не была введена единая система мер.

2 учитель. Локоть – расстояние от сжатого кулака до локтевого сгиба, равно от 38 см до 46 см.

Задание № 7. 1.Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? Сколько раз он ходил к морю, чтобы рыбка выполнила желание?

2. В известной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», царь послал стрельца за тридевять земель. Тридевять земель – это сколько?

IV. Старинные меры длины в пословицах

Слайд 17. 1-й учитель. Старые меры, уйдя из практической жизни, остались в образной речи, в пословицах, поговорках и, конечно, в классической русской литературе .

Слайд 18. 2-й учитель.

1 . На версту отстанешь — на десять догоняешь

(Даже небольшое отставание очень трудно преодолевать).

2.Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк. (Расстояние не может быть препятствием для любви).

Слайд 19. 1-й учитель

1.На три арщина в землю видит. (О внимательном прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить).

2.Сидит, ходит, словно арни проглотил. (О неестественно прямом человеке).

Слайд 20. 2-й учитель

1.От горшка три вершка, а уже указчик. (О самонадеянном человеке)

2.Борода с вершок, а слов мешок (О молодежи, которая хвалится перед старшими)

Слайд 20. 1-й учитель

1.Один как перст, да еще () если ищет то, чего нет, ведь меж

перстов мясо не растет. (Об одиноком человеке , без родных и близких

2.Пять перстов и всё одни руки (О дружном коллективе

Слайд 22. 2-й учитель

1.Семи пядей во лбу. (Говорят об очень умном человеке)

2.Не отдадим и пяди земли. (Не оставить врагу и малой доли родной земли)

Слайд 23. 1-й учитель

V. Старинные русские меры длины в литературе

Названия старинных единиц измерения длины мы также встречаем в произведениях писателей

Слайд 24. 1-й учитель

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Слайд 25. 2-й учитель

«Дедушка Мазай и зайцы»

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Слайд 26. 1-й учитель

«Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен»

Слайд 27. 2-й учитель

«..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…»

Слайд 28. 1-й учитель

«Сказка о царе Салтане»

«Сына Бог ей дал в аршин».

VI. Метрическая система мер.

2-й учитель. Уже в XVIII веке в европейских странах на пути развития науки, промышленности, техники камнем преткновения стали существовавшие меры. Пользоваться данными мерами было весьма и весьма неудобно, т.к. они были неточны в измерениях и сугубо личными для каждого из нас, даже, несмотря на то, что эти измерения «были всегда при человеке».

1 учитель . Первыми заговорили о необходимости установить простую, удобную и, главное, единую систему мер не купцы, а ученые, которые также «страдали» от трудностей в сравнении результатов опытов.

2 учитель . Ученые Французской Академии наук во второй половине 18 века предложили в качестве основной единицы длины взять одну десятимиллионную часть четверти дуги Парижского земного меридиана. Впоследствии эта часть дуги была названа метром (от греческого слово «метрон» — мера).

1 учитель . Поэтому вся система мер названа метрической.. На слайде вы видите метрическую систему мер.

2 учитель . Великий русский ученый Н. И. Лобачевский боролся за внедрение в России метрической системы и его дело увенчалось успехом. В 1823 году Н. И. Лобачевский принял метр за основную единицу длины в своей геометрии.. На слайде вы видите знакомые вам меры длины или линейные меры.

Задание № 8. 1.Какая дорога длиннее 15 км или 1500 м и во сколько раз ?

2.Что короче 30 см или 3 дм?

1-й учитель. Переход от одних мер, привычных и знакомых, к новым давался не легко. Поэт В. Маяковский даже написал стихотворные тексты, посвященные новым мерам. Они печатались на конфетных обертках.

1ученик. Принято в торговом народе

Аршином отмерять в этом роде:

Расстояние от пальца до плеча

2 ученик. Так и метр отмерить вам можно:

От пальцев до плеча противоположного

3ученик. Запомни, расчет очень важен:

Два метра – приблизительно сажень

4 ученик. Рисуем, чтоб каждый запомнить мог:

Четыре сантиметра – один вершок.

VII. Заключительное слово учителя.

Сегодня мы с вами узнали о некоторых старинных русских мерах длины, об истории их возникновения, вы все повысили свои знания, мы, учителя, лучше узнали ваши способности и таланты. Мы, надеемся, вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука, и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в различные игры.

Источник

Читайте также:  Штангенциркуль для измерения высоты