Меню

Уроки степени сравнения имени прилагательному



Конспект урока «Степени сравнения имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку по теме

Степени сравнения имен прилагательных

Планируемые результаты:

1. Называет степени сравнения имен прилагательных;

2. Перечисляет основные способы образования степеней сравнения имен прилагательных;

3. Приводит примеры сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных.

Скачать:

Вложение Размер
ivanova_n.v._konspekt_uroka.docx 24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Степени сравнения имен прилагательных

  1. Называет степени сравнения имен прилагательных;
  2. Перечисляет основные способы образования степеней сравнения имен прилагательных;
  3. Приводит примеры сравнительной и превосходной степени сравнения имен прилагательных.
  1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Надеюсь, что сегодняшний урок получится плодотворным и интересным.

— Я попрошу вас поработать в парах для того, чтобы вспомнить тот материал, который вы уже знаете. Для этого я раздам карточки каждой паре. По очереди задавайте вопрос своему напарнику, указанный в вашей карточки, и сравнивайте ответы. Важно проговорить друг другу материал и подготовить самого себя к восприятию нового материала.

Что такое прилагательное? Назови, что обозначает и на какие вопросы отвечает? Это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие?

Перечисли, какие разряды имен прилагательных ты знаешь? Качественные, относительные, притяжательные

Объясни, что обозначают качественные имена прилагательные? Качественные имена прилагательные обозначают качества, свойства, которые могут проявляться в большей или меньшей степени

Объясни, что обозначают относительные имена прилагательные? Относительные прилагательные указывают на признак через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству

Объясни, что обозначают притяжательные имена прилагательные? Притяжательные прилагательные обозначают различные значения принадлежности лицу или животному

К какому разряду будут относиться слова ДОБРЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЛЕГКИЙ? Качественное прилагательное

К какому разряду будут относиться слова СОСНОВЫЙ, КАМЕННЫЙ, МОРСКОЙ? Относительные прилагательные

К какому разряду будут относиться слова ПАПИН, ЛИСИЙ? Притяжательные прилагательные

  1. Осознание, осмысление нового материала

Перед вами три предложения. Запишите их себе в тетрадь

Перед нами открылся красивый пейзаж.

Этот пейзаж был красИвее предыдущего.

Перед нами открылся красИвейший пейзаж.

Поработайте в группах по 3 человека. Ваша задача – назвать степени сравнения имен прилагательных, на основе примеров и вопросов, на которые нужно ответить каждой группе.

— Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени? (красивее)

— Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета? (красивейший)

— Как назовём форму, где признаки сравниваются? (Сравнительная)

— Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

Пожалуйста, сделайте вывод и запишите его в виде ответа на вопрос – назови степени сравнения имен прилагательных?

Это и будет темой нашего урока (Записываем тему)

Запишите стихотворение Михаила Александровича Дудина, советского поэта. Найдите прилагательные, имеющие степень сравнения. Определите, с помощью каких суффиксов образовались эти прилагательные? Обозначьте эти суффиксы

Чистейшего снега, И, пухом легчайшим

Белейшего снега На солнце блистая,

Зима отряхнула Пустила гулять

На рощу с разбега. По лесам горностая

Слово учителя (схема на доске. Учащиеся переносят ее в тетрадь)

Сравнительная степень Превосходная степень

-ее- более -айш- самый

Я называю прилагательное в положительной степени, а вы меня дополняете, образуя сравнительную и превосходную степень

Красивый – красивее – самый красивый

Умный – более умный – умнейший

Чистый – чище – чистейший

Сделайте вывод, прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения? (только качественные)

Осмысление (работа в парах)

Сейчас ваша задача – проговорить новый материал друг другу и самому себе. Я раздам карточки, в которых будут прописаны вопросы, которые вы будете задавать друг другу.

Перечисли степени сравнения имен прилагательных? Положительная, сравнительная, превосходная

Назови все степени сравнения имен прилагательных? Положительная, сравнительная, превосходная

Объясни, какими способами может быть образована сравнительная степень? При помощи чего (морфемы, слова) она образуется? Сравнительная степень имен прилагательных может быть образована при помощь суффиксов

(-ее-, -е-, -ше-) и специальных слов (более, менее)

Объясни, какими способами может быть образована превосходная степень? При помощи чего (морфемы, слова) она образуется? Превосходная степень имен прилагательных может быть образована при помощь суффиксов

(-айш-, -ейш-) и специальных слов (самый)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, сравнительную степень:

красивый, умный, добрый, нежный, синий Красивее (более/менее красивый),

Умнее (более/менее умный),

Добрее (более/менее добрый)

Нежнее (более/менее нежный)

Синее (более/менее синий)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, сравнительную степень: ласковый, надежный, честный, хороший Ласковее (более/менее ласковый)

Надежнее (более/менее надежный)

Честнее (более/менее честный)

Лучше (более/менее хороший)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, превосходную степень:

красивый, умный, добрый, нежный Красивейший (самый красивый)

Умнейший (самый умный)

Добрейший (самый добрый)

Нежнейший (самый нежный)

Образуй от прилагательных, которые я буду называть, превосходную степень: ласковый, надежный, честный, хороший

Ласковейший (самый ласковый)

Надежнейший (самый надежный)

Честнейший (самый честный)

Какие сложности возникли во время работы в парах? Все смогли ответить на вопросы напарника?

Следующее упражнение поможет вам понаблюдать, какие грамматические ошибки можно допустить при образовании степеней сравнения прилагательных. Ваша задача исправить ошибки в приведенных предложениях и сделать ответить на вопрос: почему могут возникнуть подобные ошибки?

1. Это путь гораздо длиньше, чем тот. 2. Эта задача более легче, чем та, которую решали вчера. 3. Я никогда не видел книгу толстее. 4. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в Нью-Йорке. 5. И продавала она все по самой выгоднейшей цене. 6. Голос этой девушки, по мнению слушателей, был звончее других.

Таким образом, для использования степени сравнения прилагательного, используем только один способ – либо добавляем специальное слово, либо суффикс. Не смешивать.

Объяснение домашнего задания:

По группам составить текст с использованием прилагательных в сравнительной, превосходной степенях сравнения (по профессиям).

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Степени сравнения имён прилагательных.

Сравнительная степень имён прилагательных

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Способы выражения сравнения с помощью прилагательных.

2. Способы образования сравнительной степени прилагательных.

3. Грамматические и орфоэпические ошибки, связанные с образованием сравнительной степени прилагательных.

4. Синтаксическая роль прилагательных в предложении.

5. Изобразительно-выразительные возможности прилагательных-эпитетов.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.

Степень сравнения прилагательного – форма прилагательного, показывающая большее или меньшее проявление признака.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 10-14; 192 с.

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Открытые электронные ресурсы:

Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Одна из функций прилагательного в речи – обозначение признака предмета. Признак может быть выражен в большей или в меньшей степени. Различают сравнительную и превосходную степень признака. Сравнительная степень показывает, что признак проявляется в предмете в большей степени, чем в другом (светлый – светлее).

Сравнение предметов по каким-либо признакам может выражаться разными способами.

Этот дуб огромный, а тот – просто гигантский.

Берёза высокая, а дуб выше. Дуб выше, чем берёза.

Эта книге интереснее, чем другая.

Эта книга интереснее другой.

Эта книга более интересная, чем другая.

В описании предметов и их признаков нам помогают имена прилагательные. Простая форма сравнительной степени образуется прибавлением к основе начальной формы прилагательных суффиксов.

Весёлый – веселее. Звонкий – звонче. Далёкий – дальше.

Прилагательные малый, маленький, хороший, плохой образуют сравнительную степень от других основ: маленький – меньше; хороший – лучше; плохой – хуже.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении они бывают сказуемыми.

Солнце – яркая звезда Галактики. (Определение).

Некоторые звёзды ярче Солнца (сказуемое).

От прилагательных широкий, красивый, тяжёлый можно образовать сравнительную степень только с помощью суффиксов -е, -ее.

Шире, красивее, тяжелее.

Составная форма сравнительной степени обычно образуется прибавлением слова «более» к начальной форме прилагательного.

Смелый – более смелый.

В прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по родам, падежам и числам.

На более высоком дереве.

По более дальней дороге.

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени обычно бывают сказуемыми и определениями.

На горизонте мы увидели более низкие облака. (Определение)

На горизонте облака были более низкие. (Сказуемое)

Простая форма сравнительной степени используется в разных стилях речи. Составная форма сравнительной степени используется, как правило, в книжном и научном стилях речи. Формы сравнительной степени на -ей употребляются в разговорной речи и в стихотворных текстах.

Бодрей, смелей – разговорная речь.

Разговорный характер присущ формам с приставкой по-, которая вносит добавочное значение небольшой степени разницы в качестве.

Повыше, пониже – разговорная речь.

Примеры тренировочных заданий

Установление соответствий между элементами двух множеств

Найдите соответствие между прилагательными и их сравнительной степенью.

Дорогой, твёрдый, плохой, красивый, ужасный, сильный, ми́зерный, лёгкий, сладкий, хороший, искусный.

Хуже, ужаснее, красивее, дороже, ми́зернее, слаще, лучше, искуснее, твёрже, легче, более сильный

Учащийся использует знания о суффиксах, с помощью которых образуется простая сравнительная степень (-е, -ее, -ше, -че).

Дорогой – дороже, твёрдый – твёрже, плохой – хуже, красивый – красивее, ужасный – ужаснее, сильный – более сильный, ми́зерный – ми́зернее, лёгкий – легче, сладкий – слаще, хороший – лучше, искусный – искуснее.

Добавление подписей к изображениям

Выберите правильную форму прилагательного в сравнительной степени и добавьте подписи к изображениям.

Спортсмен пробежал дистанцию более быстрее, чем другие.

Спортсмен пробежал дистанцию быстрее, чем другие.

Лотос более красивее, чем одуванчик.

Лотос красивее одуванчика.

На основе знаний о нарушении грамматической норме при совмещении в одном словосочетании простой и составной сравнительной степени учащихся выбирает правильные ответы.

Спортсмен пробежал дистанцию быстрее, чем другие.

Источник

Урок русского языка в 6 классе «Степени сравнения имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Закрепление понятий степени сравнения имен прилагательных через наблюдение над языковыми явлениями,дидактические игры, самостоятельную работу учащихся, упражнения с языковым материалом, творческую работу

Скачать:

Вложение Размер
stepeni_sravneniya_imen_prilagatelnyh.doc 115 КБ

Предварительный просмотр:

«Степени сравнения имен прилагательных»

Цель урока: закрепить понятие степеней сравнения имен прилагательных

  • Образовательная : закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; учить различать способы образования форм степеней сравнения; употреблять прилагательные в разных формах в собственной речи
  • Развивающая : развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь
  • Воспитательная : воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Тип урока: применения новых знаний

Вид урока: урок смешанного типа

Методы и приемы: проекта, частично-поисковый (эвристический), наглядный, наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа, приемы «Лингвистический лабиринт», «Магический квадрат»

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, презентация

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

предметные: ученик научится

· определять и различать степени сравнения прилагательных

· составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения

. составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных

. определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях

ученик получит возможность научиться:

· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

· понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

· ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· учится самостоятельно разрабатывать план работы;

· ученик использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;

· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

· составляет алгоритм под руководством учителя;

· слушает и понимает речь других;

· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя .

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я взяла эту пословицу?

«Человек твёрже камня, нежнее цветка» — эта афганская пословица прославляет твёрдость, стойкость духа человека и одновременно нежность, чуткость его души. Эти высокие нравственные качества человека народ запечатлел, используя формы сравнительной степени прилагательного. В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приёмом мышления.

  1. Актуализация знаний. Прослушивание отрывка из «Веселых уроков» передачи «Радионяня» «Степени сравнения имен прилагательных» до слов «Как вы думаете, это трудная тема?»

А вы, ребята, как думаете, это трудная тема? Этой теме мы и посвятим наш урок .

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Тема урока «Образование степеней сравнения прилагательных»

Попробуйте сформулировать задачи, которые необходимо сегодня решить.

  1. Объяснение нового материала.

Дидактическая задача : установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки. (7-10 мин.)

Что же представляют степени сравнения?

____________ и _____________ исследовали особенности этой формы прилагательного. Они представят результаты своей работы.

1 группа — «Как образуется сравнительная степень сравнения

прилагательных», 2 группа — «Как образуется превосходная степень сравнения

прилагательных» (2 подготовленных ученика объясняют материал каждый в своей группе, после чего один из участников каждой группы идет в другую группу чтоб объяснить усвоенный материал остальным).

  1. Проверка понимания учащимися нового материала. Блиц – опрос

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Проверим правильность понимания теоретического материала.

Предлагаю блиц – опрос.

Предполагается, что в игре принимают участие две команды из двух вариантов.

Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке « I » или « II ».

Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку « Да » или « Нет ». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник.

Когда оба игрока доберутся до финиша, игра окончена.

  1. Сколько существует степеней сравнения?
  1. Две;
  2. Три.
  1. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
  1. Качественные;
  2. Относительные.
  1. Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:
  1. – ейш –
  2. – ее, – е, – ше .
  1. Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:
  1. – ше;
  2. – ейш –, – айш –.
  1. Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:
  1. Более, менее;
  2. Самый;
  1. Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:
  1. Менее;
  2. Самый, наиболее, наименее и т. д.
  1. Закрепление знаний и способов действий

Дидактические задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Итак, вы вспомнили, что такое степени сравнения имен прилагательных, как они образуются, теперь необходимо научиться самим правильно образовывать эти формы и правильно употреблять в своей речи.

  1. Образование форм степеней сравнения прилагательных.
  1. Закончите предложение

Я счастливый, он счастливее, а ты самый счастливый.

  1. Используя прилагательные, сравните певиц (Вера Брежнева, Елка, Максим)
  • По популярности
  • По возрасту
  • По внешним данным

Составьте предложения. Запишите в тетрадь.

  1. Орфоэпическая минутка. Хорошие речи приятно и слушать

Мы даем тебе совет:

Скажем ударенью «нет»,

Если слышим вы вокруг:

Красив е е, удобн е е,

Спокойн е е, свободн е е

Скажем ударенью «Да» –

Говори ты так всегда:

И крас и вее, и уд о бнее

И спок о йнее, и своб о днее

Кто запомнил, как правильно нужно произносить слова?

  1. Книга рекордов Гиннесса. Вставьте прилагательное в нужной форме.

Что вы знаете об этой книге?

Как вы думаете, почему мы к ней обращаемся?

Книга рекордов Гиннесса — это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодично. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс». В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью в любой стране и почти на всех языках — Книга Рекордов Гиннесса издается более чем в ста странах мира, на более чем двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника. В настоящее время сборник рекордов является книгой с самым большим тиражом, из книг, издающихся по всему миру. Тем самым Книга рекордов Гиннесса завоевала рекорд, который поместили в нее саму. Только Библия, Коран имеют б о льший тираж. В настоящее время издателем книги является Стюарт Ньюпорт. Идея выпускать этот справочник пришла в голову бывшему управляющему пивоваренной компании Guinness Brewery Хью Биверу. Бивер тогда счёл, что сборник мировых рекордов будет незаменимым компаньоном завсегдатаев пивных пабов в их постоянных спорах при поисках ответов на вопросы самых разнообразных викторин.

  • В Гималаях находится ………гора мира Эверест.
  • Голубой дог Джордж (2 м) – …………….собака в мире.
  • Гепард ……
  • ………….имя Барнаби Мармадюк Алоизий Бенджи Кобвеб Дартаньян Эгберт Феликс Гаспар Гумберт Игнатий Джейден Каспер Лерой Максимилиан Недди Объяхулу Пепин Кьюллиам Розенкранц Секстон Тедди Апвуд Виватма Уэйленд Ксилон Ярдли Закари Усански. Этим именем обладает 36-летний житель
    Эдинбурга, имя он сменил лишь в 36 лет.
  • Девочка по имени Тейлор, родившаяся в США весит 275 граммов. Это

………………… ребенок на планете.

  • Житель США Уильям Джеймс Сидис, айкью которого равно 250 -………………….
    человек в мире.
  • ………………………… слово – название белка, состоящее из 513 букв.
  • У Полины Титовой …………………………….. волосы в России. Под стать ей китаянка Кси.
  • Голубой кит ………………. животное в мире. Его вес 150 тонн.
  1. Исправьте ошибки в предложениях
  • Эта ложка железнее, чем та.
  • Моя мама моложе твоей.
  • Осенью в лесу красивее, чем зимой.
  • Это самый большой салют, который я видел.
  • Хвост более короткий.

Все дети работают в тетрадях, по 1 одному ученику работают с одним предложением у доски.

  • Эта ложка железнее, чем та.
  • Моя мама моложе твоей.
  • Осенью в лесу красивее, чем зимой.
  • Это самый большой салют, который я видел.
  • Хвост более короткий.
  1. Магический квадрат. Работа в парах.

Вам предложен список из 25 фраз. Выберите только 10 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована верно. Отметьте в квадратах правильный ответ. «Кликните» на квадратиках с теми номерами, которые вы выбрали. Завершив задание, кликните «Ответ готов».

1. Рассказ смешнее

9. Задача более легче.

17. Дружба крепче

2. На самой высочайшей горе

10. Самый любимый праздник

18. Пространство более огромнее

3. Более холодная зима

11. Более слабый детеныш

19. Событие более веселее

4. Удар самый больнее

12. Ярчайшая звезда

20. Более враждебный человек

5. Самый уютнейший дом

21. История страшнее

6. Более глупейшие ошибки

14. Голос звончее

22. Комната более уютней

7. Река более глубже

15. Конфета сладее

23.Самый важнейший день

8. Поступок хужее

16. Квартира более грязнее

25. Дорога более ширее

Проверка выполненной работы на интерактивной доске.

  1. Контроль и самопроверка знаний. Проверочная работа по вариантам

Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий.

  1. От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?
  • мягче –
  • лучше —
  • тише —
  • быстрее –
  1. Исправь ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.
  1. Они на старте были в более лучшей ситуации.
  2. Нет ничего красивше своего родного края.
  3. Из двух зол выбирай более меньшее.
  4. Река Ульба узее Иртыша.
  5. В январе морозы были более злейшие.

Источник

Читайте также:  Эмоксипин эмокси оптик сравнение