Меню

Ууд сравнения 2 класс



Формирование познавательных УУД (сравнение, обобщение)
учебно-методический материал

Формирование познавательных УУД (сравнение, обобщение)

Скачать:

Вложение Размер
Формирование познавательных УУД (сравнение, обобщение) 233.78 КБ
Презентация Формирование познавательных УУД (сравнение, обобщение)»» 483.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мы постоянно сравниваем, все и всегда, на уроке и в жизни. Очевидно, что сравнение является неотъемлемой чертой человеческой натуры. Психологи характеризуют этот процесс как наиболее привычный для познания, фактически любое изучение предмета начинается со сравнения. Школьники начинают освоение операций сравнения с первых дней обучения на всех уроках. На окружающем мире они сравнивают растения по форме, цвету, величине листьев (цветков), явления природы, представителей животного мира. На грамоте сравнивают звуки, слова (например, по первому звуку). На математике: числа, отрезки. Но сравнение сравнению рознь: есть сравнение как логическая операция и универсальное учебное действие.

Сравнение (как логическая операция) – это выявление сходства и различий двух или более объектов.

Универсальное учебное действие «сравнение» – это сопоставление объектов в контексте цели .

УУД «сравнение» – сложное универсальное учебное действие, состоящее из двух методических блоков.

В 1 блоке — задания, в которых дети будут отрабатывать важные элементы этого способа (грамотно строить высказывания, выбирать объекты для сравнения, аспекты сравнения, осваивать графические способы оформления сравнения).

Рассмотрим 1 блок — примеры простых сравнений.

1. Задание на конструирование высказываний, в которых сравниваются два объекта.

Рассмотри схему. Составь предложения.

2. Задание на выбор объектов сравнения, выбор аспекта сравнения.

Найди ошибки, допущенные при сравнении объектов.

Отметь ошибочные высказывания значком «–» . Объясни свой ответ.

1) 5 килограммов больше 3 литров. (–)

2) В треугольнике 3 вершины, а в пятиугольнике – 5.

3) Растения роза и ель отличаются тем, что у них разное количество слогов. (–)

4) В Москве сегодня температура +8 градусов, а в Сочи цветут крокусы. (–)

После выполнения аналогичных заданий нужно помочь детям сделать вывод о том, что можно сравнивать друг с другом, а что – нет. Образовательным результатом является понимание детьми того, что сравнивать можно:

— объекты, величины, условия, явления, тела, факты и процессы одного типа, природы или характера;

-одни и те же объекты или свойства в разных условиях;

-различные объекты или явления в одинаковых внешних условиях.

3. Задание на умение читать таблицы сравнения.

Учись читать таблицу. Что обозначают сокращенные слова?

Что обозначает знак «+»? Сравни слова Поля и поле .

4. Задание на умение графически оформлять результаты сравнения.

Заполни схему. Сравни ДУБ и ОГУРЕЦ. Найди 2 сходства и 2 различия .

Рассмотрим 2 блок — работу по алгоритму.

Туда входят задания задания, которые помогут детям усвоить алгоритм УУД «Сравнение»

Алгоритм УУД «сравнение»

Рассмотрим алгоритм на примере урока математики.

Такой подробный разбор помогает детям не интуитивно, а осознанно выбрать схему к задаче, называть то или иное явление, объяснить характер ошибок, контролировать свою работу при самостоятельном выполнении аналогичных заданий.

Каждый раз, когда ученик делает вывод, он демонстрирует владение действием обобщения. Обобщение является необходимым условием формирования научных понятий, поскольку школьник отвлекается от несущественных, выделяет и работает лишь с существенными признаками (свойствами) данной группы объектов (явлений).

Но ребенку младшего школьного возраста свойственно обращать внимание на внешние яркие характеристики или свойства объектов, которые могут оказаться неустойчивыми или несущественными.

Например, первокласснику предлагается задание: «Отбери в одну группу все четырехугольники». Среди предложенных фигур три красных и один зеленый четырехугольник, а также один красный пятиугольник.

Распространенной ошибкой является обобщение по цвету, то есть в группу объединяются все красные фигуры (четырехугольники и пятиугольник), или в группу попадают только три красных четырехугольника. Таким образом, дети ориентируются не на признак математического объекта, а на внешнее его качество — цвет.

Поэтому необходимо провести предварительную работу, уточняющую цель деятельности. Надо обратить внимание детей на следующее:

— рассматриваются геометрические фигуры, то есть осуществляется операция оценивания всех наблюдаемых признаков объектов;

— уточняется, какие фигуры нужно объединять;

— обсуждается, что отличает одну геометрическую фигуру (четырехугольник) от других (пятиугольник), то есть обеспечивается отвлечение от случайных не существенных признаков (в данном случае цвет);

— подсчитывается число углов у всех фигур, то есть выделяются существенные свойства геометрических объектов;

— результаты обобщения представляются в речевом суждении («В отдельную группу отбираю 4 четырехугольника»).

Операции мыслительного действия «обобщение» идут пошагово

Обобщение дает возможность установить существенный признак рассматриваемых объектов, что является основой для их классификации. В результате обобщения получается более широкое понятие, построенное на основе абстрагирования.

Универсальность действия обобщения осуществляется на уроках русского языка. Младшие школьники проводят эту умственную операцию по признаку общности, начиная с первого класса.

1.Посмотрите на два столбика слов и скажите, что объединяет слова в столбике .

Основанием для обобщения «слова одушевленные и неодушевленные» является выбор слов, отвечающих на вопрос «что?» и «кто?»

2. На уроке окружающего мира предлагается логическая задача

«Какое животное неверно отнесено в группу рыб?»

Ученик анализирует представленное решение, мысленно проводит обобщение – объединяет животных в группу «рыбы» – и делает вывод: к группе «рыбы» не относится лягушка, она – земноводное.

Для формирования действия обобщения важно научить школьников выделять главный, существенный признак (свойство) как необходимое основание правильного обобщения.

Вывод: Мы рассмотрели 4 приоритетных познавательных УУД (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Чтобы проектировать задание, педагогу важно понимать суть каждого умения, знать алгоритм размышления.

Источник

папка УУД по предметам во 2 классе
статья (2 класс) на тему

Представлены все УУД по редметам 2 класса

Скачать:

Вложение Размер
все УУД для 2 класса 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

УУД по математике

  • положительное отношение к урокам математики;
  • умение признавать собственные ошибки;
  • формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
  • формирование математической компетентности.
  • читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;
  • представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц;
  • выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);
  • выполнять сложение и вычитание с числом 0;
  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);
  • решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого);
  • распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;
  • измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
  • находить длину ломаной и периметр многоугольника.
  • вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);
  • сравнивать значения числовых выражений.
  • решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам.
  • отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);
  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  • проверять результаты вычислений;
  • адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
  • оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;
  • планировать шаги по устранению пробелов (знание состава чисел).
  • анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);
  • сопоставлять схемы и условия текстовых задач;
  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);
  • осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
  • сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.
  • видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;
  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
  • выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации;
  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;
  • высказывать свое мнение при обсуждении задания.

УУД по русскому языку

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

УУД по литературному чтению

Предмет « Литературное чтение » прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности»:

  • оценивать поступки, как «хорошие» или «плохие» и ситуации;
  • важность исполнения роли «хорошего ученика», важности учебы и познания нового;
  • формирование желания выполнять учебные действия;
  • формирование личностной мотивации учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

  • учиться оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • учить наизусть стихотворения;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий:

  • уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • ориентироваться в учебнике;
  • учиться находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • умение делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • сравнивать и группировать предметы;
  • находить закономерности;
  • называть последовательность простых знакомых действий;
  • составлять простой план текста;
  • уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
  • умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • учиться высказывать свое предположение, проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верное выполненное задание от неверного.

УУД по окружающему миру

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе;
  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
  • понимание своей сопричастности к жизни страны;
  • понимание красоты окружающего мира.
  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы;
  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;
  • устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток);
  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.
  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  • оценивать действия одноклассников.
  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

УУД по изобразительному искусству

  • решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества;
  • сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;
  • умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др.

Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности.

— используя выразительные свойства художественных материалов. –

— самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический, скульптурный или др.),

— выполняет работу в материале, придумывает название рисунку (поделке), выражая в словесной или письменной форме образный смысл или замысел произведения,

— оценивает результат своего труда, а по необходимости и осуществляет необходимую коррекцию, например, уточняет название своего рисунка.

  • авторский стиль юного художника, умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов;
  • способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе

— диалога субъектов образовательного процесс.

— рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека;

— в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

УУД по технологии

Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности , индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации:

  • формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду как одному из главных достоинств человека;
  • осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии;
  • понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению;
  • формируется осознание своей работы как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.

Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется

— находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий в курсе технологии создаются благоприятные условия за счет:

  • выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы;
  • соотнесения своих действий с поставленной целью;
  • установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
  • прогнозирование действий, необходимых для получения планируемых результатов;
  • материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
  • самостоятельная организация своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе технологии обеспечивается целенаправленной системой методических приемов, предлагаемой автором учебника.

  • необходимость организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно).
  • формирование у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка содержи схемы, таблицы для заполнения сведений о классе. Представлена табличная форма работы с детьми девиантного поведения, детьми, стоящими на учёте в ПДН и т.д.

Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сде­лать непосредственно зримым.

Материалы, которые помогут учителю начальных классов в подготовке уроков по ФГОС.

Папка содержит социальный паспорт,план воспитательной работы в 4 классе, родительский лекторий и прочее.

Разработка проверочной работы по русскому языку по теме «Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета», 1 класс , УМК «Школа России».

Для воспитательной работы.

Методическая разработка урока русского языка по теме «Обобщение знаний о словах — названиях предметов, признаков предметов, действий предметов» во 2 классе. Этот урок был опубликован в.

Источник

Читайте также:  Сравнение pocketbook или kindle