Меню

Вечеру семьи ростовых сравнить с вечером у шерер



Сравнение эпизодов «Салон Анны Павловны Шерер» и «Именины у Ростовых» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (Сравнительный анализ)

Лев Николаевич Толстой начинает произведение «Война и мир» с эпизода «Салон Анны Павловны Шерер», в котором он описывает, как фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, светская незамужняя дама Анна Шерер принимает в своём салоне гостей, большинство из которых это известные родовитые дворяне из столицы. Они приехали к Анне Шерер не для близкого и тёплого общения в неформальной обстановке, а, как это принято, для выхода в свет, для строгого формализованного общения друг с другом, налаживания связей и получения личной выгоды. Анна Павловна также относится ко всем гостям по-разному, есть более высокопоставленные гости, которые заслуживают более уважительного приветствия, а есть менее известные, «менее светские» и влиятельные люди, такие, как, например, Пьер Безухов, которым не полагается такое приветствие.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Анна Шерер следит за тем, чтобы разговоры в салоне велись как подобает и на нужные темы. Она «сервирует» особо интересных гостей, а любое слово, сказанное не в такт, вызывает у неё мысли, что вечер испорчен. Высказывание Пьером Безуховым своих откровенных и наивных мыслей вызывает у неё страх за вечер и раздражение. В салоне преобладает французская речь, свойственная аристократам и высшему обществу. Вся суть салона состоит как бы в собственном прославлении и получении выгоды каждым участником.

В эпизоде «Именины у Ростовых» семейство Ростовых принимает у себя гостей по поводу именин матери Натальи Ростовой и её пятнадцатилетней дочери Наташи. Наталья Ростова примерно одного возраста с Анной Шерер, но она в отличие от неё замужем, имеет нескольких детей. Она любит свою семью. Атмосфера во время праздника более неформальная, гости говорят более просторечно, на русском языке, так одна из главных гостей, Марья Дмитриевна всегда выражается только по-русски и довольно откровенно, не скрывая своих истинных мыслей. Приехавшие к Ростовым гости не имеют цели личного обогащения и получения выгоды, у Ростовых отсутствует иерархия в приветствиях, как в салоне Шерер, ко всем гостям относятся одинаково и довольно тепло.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой противопоставляет эти два эпизода друг другу, в них он показывает разные типы дворян своего времени, показывает читателю контраст между искренней и «настоящей» Москвой с её тёплыми приёмами и холодным, «искусственным» Петербургом, с его обывателями столичных салонов, стремящимися получить выгоду от любого знакомства. Одним из наиболее ярких проявлений этой «искусственности» является многочисленные сравнения Толстым Элен Курагиной, одной из самых важных дам салона Шерер, с мраморной статуей, а тепло и искренность праздника Ростовых подкрепляется присутствием на нём детей, чего мы не видим в салоне Анны Павловны. Эти два эпизода показывают читателю всю сущность двух наиболее важных и совершенно разных семейств, встречающихся в романе, — Курагиных и Ростовых, к которым в разных частях произведения будет тяготеть Пьер Безухов.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id34488

Источник

Сопоставительная таблица к уроку по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

В представленной таблице даётся сопоставление (с опорой на текст) общества в салоне А.П. Шерер, семьи Ростовых и их окружения, а также семьи Болконских. Материал рекомендуется использовать для комментирования учащимся отличительных черт 3-х сообществ, важных для понимания замысла Толстого

Просмотр содержимого документа
«Сопоставительная таблица к уроку по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»»

Сопоставление и контраст как основные идейно-композиционные принципы повествования у Толстого

Салон Анны Павловны Шерер (Петербург)

Именины у Ростовых (Москва)

Болконские (имение Лысые Горы)

«Известная» А.П. Шерер – фрейлина и приближённая императрицы; 40 лет; старая дева, не пустившая никаких корней в жизни; «быть энтузиасткой сделалось её общественным положением»; «лицо её вдруг представило глубокое и искреннее выражение преданности и уважения»

Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и А.П. Шерер (40 лет). Она жена и мать 12-ти детей(!) – показательный факт. Граф Илья Ростов – глава семейства.

Молодое поколение Ростовых (как «луч солнца» врывается в светскую обстановку): «Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и … Апраксиной».

«Генерал-аншеф кн. Николай Андреевич, по прозванию в обществе / прусский король/ с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах»; Занимался воспитанием дочери (уроки геометрии, алгебры и др.)

«…высшая знать Петербурга, люди самые разнородные … но одинаковые по обществу, в каком все жили». «Важный и чиновный» князь Василий Курагин и др.

А.М.Друбецкая (приятельница графини; «она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи»), двоюродный брат графини, «дяденька» Шиншин, др.

Князь Андрей с женой

3. Манера поведения (детали, обнажающие истинный смысл поведения)

Кн. Вас. Курагин (светлое выражение плоского лица, изысканный французский, покровительственные интонации, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку, говорит лениво, «как актёр говорит роль старой пьесы). «…Успокойте меня»,- сказал он, не изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка»; «сказал князь, по привычке, как заведённые часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили»; спрашивая о назначении барона Функе в Вену, «как будто только что вспомнив что-то и особенно небрежно, тогда как то, о чём он спрашивал, было главной целью его посещения». «Светлое выражение лица» (когда затронули жизненные интересы князя Василия) сменяется улыбкой, при которой проявляется «в сложившихся около рта морщинах что-то неожиданно грубое и неприятное»). «Она хорошей фамилии и богата. Всё, что мне нужно».

М.Д.Ахросимова (манера разговора): «Имениннице дорогой с детками… Ты что, старый греховодник… чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде. »

«Дяденька» Шиншин: «Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома, точил бы свои веретёна».

Графиня Ростова, смущаясь, предлагает А.М.Друбецкой деньги на обмундирование Бориса, хотя та ни о чём не просила.

«…князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживлённым лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу».

«…следя оживлёнными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица».

«- Дайте опомниться, батюшка, — сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его…»

4. Главный гость

Виконт Мортемар («А.П. угощала им своих гостей»: «виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью»), аббат Морио.

Марья Дмитриевна Ахросимова. Её ждут, из-за неё не начинают обеда. В обществе её зовут драгуном; она знаменита «не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. М.Д-ну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над её грубостью, рассказывали про неё анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись её» — появление подобной фигуры в салоне Шерер невозможно.

Вопросы о взаимном здоровье (равнодушно задаваемые и с той, и с другой стороны); совершение каждым «обряда приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тётушки»; приветствие А.П-ной Пьера, первый раз бывшего в обществе, «поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне».

Читайте также:  Операция сравнения двух чисел времени

Утренний приём: граф Илья Ростов, принимая «поздравителей», всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher… за себя и за дорогих именинниц».

Его жена и старшая дочь Вера занимали гостей разговором. Разговор был такой, «который затевают ровно настолько, чтобы при первой же паузе встать, зашуметь платьями, проговорить… и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать» — те же условности светского такта (Ростовы – люди своего времени и своего класса и несут на себе его родимые пятна даже в мелочах). Вечернее празднование.

«В Лысых Горах… ожидали с каждым днём приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушило стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя»; «… ни приезд сына и никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка дня».

«Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слёзы любовный, тёплый и кроткий взгляд… остановился на лице князя Андрея».

Отношение старого князя к невестке: «По мере того, как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на неё и вдруг, как будто достаточно изучив её и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от неё…»

Кн.Андрей Болконский, Пьер, А.М.Друбецкая (приехала с определённой целью – устроить карьеру сына — через унижение).

Жена князя Лиза (она человек круга Шерер, воспитанная этой средой).

Светскость и чопорность, внешняя благопристойность, изящество, условный такт. «Как хозяин прядильной мастерской (метафорическое сравнение) … А.П… одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину»; «Вечер… был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели»

Семейный и радостный характер праздника (Пьер чувствует себя здесь проще). Граф-отец и М.Д. в конце вечера танцуют Данилу Купора, похожего «на развесёлого трепачка», а во всех дверях зала появились «улыбающиеся лица дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

— Батюшка-то наш! Орёл! – проговорила громко няня из одной двери».

Всё пронизано настроением прощания, тревогой за князя Андрея (эпизод с образком). Врывается фальшь: «Бог весть, когда вернётся…»- пропел князь фальшиво, ещё фальшивее засмеялся и вышел из-за стола – старик не может справиться с болью.

8. Тематика разговоров

Политика (антинаполеоновский заговор герцога Энгиенского; отношение к Наполеону, его захватнической политике, к революции, к предстоящей войне; к союзникам).

Также политика, война, но говорят об этом в ином тоне.

«И разговор зашёл опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях».

9. Отношение к войне

А.П.: нужно «задавить гидру революции… в лице этого убийцы и злодея»; «Россия одна должна быть спасительницей Европы» — повторяется мнение высших кругов.

Кн.Андрей: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»

«И зачем нас нелёгкая несёт воевать с Бонапартом. » — старшее поколение этот вопрос волнует, главным образом, в той связи, что идут на войну сыновья: « -Всё о войне, — через стол прокричал граф. – Ведь у меня сын идёт, М.Д., сын идёт.

— А у меня 4 сына в армии, а я не тужу. На всё воля божья: и на печи лёжа умрёшь, и в сражении бог помилует» (М.Д.).

Николай Ростов с юношеской восторженностью готов «умирать или побеждать».

Политические «затруднения» в Европе – «кукольная комедия», в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. «И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах и даже государственных делах».

10.Употребление французского языка

Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией (незнание родного языка, пренебрежение к нему, космополитизм, отрыв от народа). Использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Пьер говорит только по-русски (хотя из-за границы; великолепно владеет французским); Андрей Б. – только в ответ на «франц. реплики», а также цитируя Наполеона.

Там, где описывается ложь или зло, врывается французский.

Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке».

Также преобладает родная речь.

11. Авторское отношение к описываемому

Толстой не показал объективно ни одного недостойного поступка героев: все внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России и мировой политике. Отрицательное отношение к ним проявляется в демонстрации того, насколько всё в них фальшиво, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия.

Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность, патриотизм «породы». Отмечается радушие, открытость поведения, взаимная любовь в семье, благородство, чуткость, близость в языке и обычаях к народу (полнота жизни) и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми не стоят расчёт и корысть.

Аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, — характерные особенности семьи.

12. Худож. приёмы, принципы сатиры

Постоянное подчёркивание разницы между тем, что говорят и как говорят герои, между внешней формой и внутренним содержанием их жизни; в показе героев в такие моменты, когда само собой наружу проявляется в незаметном движении их истинное лицо. Толстой либо ждёт, пока герой сам на мгновение приоткроет маску, либо срывает с него эту маску.

Оценочный характер эпитетов и сравнений, описаний героев.

Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений, выделение 1-2-х постоянных признаков-примет.

Подчёркнутое сходство портретов (умные и блестящие глаза у всех Болконских). Передача и самого существенного, и постоянного в человеке, и мимолётных изменений его облика при смене настроения.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Сравнительная характеристика сцен в романе «Война и мир»

Напишем ЗА ТЕБЯ уникальное сочинение в течение 5 часов:

—>

Вечер у Шерер Именины у Ростовых Умирающий Безухов
Общая характеристика сцены Все фальшь, все не от чистого сердца, нужно соблюдать этикет, для гостей характерна пустота, эгоизм, карьеризм, чопорность. Естественность, сердечность. Чистота и простота, радушие, радость праздника. Алчность, жадность, грубость, корыстолюбие, расчетливость, моральное разложение.
Старшее поколение Ведет себя неестественно. Для них характерна естественность, открытость, полное радушие. Грубые, алчные люди, доводят до драки из-за портфеля с завещанием.

Отношение между взрослыми и детьми Пытаются устроить судьбу своих детей. Курагин отрицательно отзывается о детях. Хозяйка вечера Шерер занимается приемом гостей, потому что у нее есть свободное время, от того что нет детей. Доверительные отношения между родителями и детьми. Наташа всегда делится с матерью своими переживаниями, приходит к ней в спальню, ложится в постель, обнимает и все рассказывает. Свобода и демократизм в воспитании детей. Равнодушие и незаинтересованность в судьбе каждого члена в семье. Преобладает материальное в отношениях. Отношение к посторонним людям Преподносит гостей, соблюдает иерархию. Всех встречают одинаково приветливо, радушно. В центре внимания именинницы Натальи, и Марья Дмитриевна. Настороженно, ненавистно, демонстрируя свои чувства.

Отношение к войне Все хотят войны, обсуждают, так как это модная тема. Против войны, боятся за своих детей. Равнодушие, разговоры ведутся на эту тему.

Напишем ЗА ТЕБЯ уникальное сочинение в течение 5 часов:

Источник

Разработка урока литературы Л.Н.Толстой «В салоне Шерер и доме Ростовых»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Материал содержит разработку урока, тест, рабочий лист, презентацию.

Скачать:

Вложение Размер
l.n.tolstoy_v_salone_sherer_i_dome_rostovykh.rar 1.52 МБ
prezentatsiya_k_uroku.pptx 1.53 МБ
razrabotka.doc 58 КБ
test.docx 15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку литературы

ученика(цы) 10 класса_________________________________________ Дата________________________________________________________

1.Определим отношение автора к салону Анны Павловны Шерер. В чём оно проявляется?

__________________ отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них всё ___________, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой ____________________ нормы жизни высшего общества и за внешней благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает ______________________, _____________________, __________________________________ и карьеризм «сливок»общества.

Для разоблачения _______________________ ______________________________ этих людей Толстой использует метод «срывания все и всяческих масок».(«Прежде всего скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня,- сказал князь Василий тоном, в котором просвечивало равнодушие и даже насмешка)

2. Как относится Толстой к миру Ростовых?

Мир Ростовых— это тот мир, нормы которого Толстым _______________________ за их ________________ и __________________, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Отметим сцену приёма гостей графом Ильёй Ростовым, которым всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен за себя и за дорогих именинниц». Даже шутки у Ростовых носят ___________________, ______________________________характер.

3. Сравним и сопоставим эпизоды.

ВЕЧЕР В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР И ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ

Вечер у А. П. Шерер

1. Старшее поколение

Ведут себя неестественно, фальшиво

Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение

2. Отношение в семье между взрослыми и детьми

В салоне Анны Шерер нет детей

Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

3. Отношение к гостям

У Шерер есть определенная иерархия

Ростовы встречают всех одинаково радушно

5. Отношение к войне

На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима

4. В чём похожи и непохожи гости салона А.П. Шерер и семья Ростовых?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». 1805год. В салоне А.П.Шерер и в доме Ростовых»

Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь. М.Ю.Лермонтов

«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». 1805год. В салоне А.П.Шерер и в доме Ростовых»

Работа с тестом

Проверим друг друга А1 — 3 А2 — 2 А3 — 3 А4 — 3 А5 – 2 В1 – деталь В2 — портрет

__________________ отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них всё ___________, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой ____________________ нормы жизни высшего общества и за внешней благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает ___________, _____________________, ________ и карьеризм «сливок»общества. Для разоблачения __________ и _____________ этих людей Толстой использует метод «срывания все и всяческих масок».(«Прежде всего скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня,- сказал князь Василий тоном, в котором просвечивало равнодушие и даже насмешка) 1.Определим отношение автора к салону Анны Павловны Шерер. В чём оно проявляется?

Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них всё фальшиво , идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту , эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества. Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания все и всяческих масок».(«Прежде всего скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня,- сказал князь Василий тоном, в котором просвечивало равнодушие и даже насмешка) 1.Определим отношение автора к салону Анны Павловны Шерер. В чём оно проявляется?

Проблема: Отношение автора к нормам жизни высшего света. Какие нормы Л.Н. Толстой утверждает? Какие нормы Л.Н.Толстой отрицает?

Мир Ростовых— это тот мир, нормы которого Толстым ____________ за их ____________ и ___________, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Отметим сцену приёма гостей графом Ильёй Ростовым, которым всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен за себя и за дорогих именинниц». Даже шутки у Ростовых носят ______________, ___________ характер . 2. Как относится Толстой к миру Ростовых?

Мир Ростовых— это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность , чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Отметим сцену приёма гостей графом Ильёй Ростовым, которым всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен за себя и за дорогих именинниц». Даже шутки у Ростовых носят у Ростовых носят чистый , трогательный характер. 2. Как относится Толстой к миру Ростовых?

Итак, Герои, которые нам несимпатичны, – красивые внешне. Герои, которые нам понравились, — некрасивые внешне.

В чем особенность понимания красоты для Л.Н. Толстого?

Определите, каким способом «сцеплены» эпизоды «салон Шерер » и «дом Ростовых» Салон Шерер : бездуховность , неестественность, лицемерие Дом Ростовых : Естественность, простота, добро Контраст

Контраст (франц. с ontraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Вечер у А. П. Шерер Ростовы Старшее поколение Ведут себя неестественно, фальшиво Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение Отношение в семье между взрослыми и детьми В салоне Анны Шерер нет детей Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца. Отношение к гостям У Шерер есть определенная иерархия Ростовы встречают всех одинаково радушно Разговоры Светская условность Светская условность Отношение к войне Модная тема На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима Вечер в салоне Анны Шерер и именины у Ростовых

Подведем итоги Какие нормы утверждает Л.Н.Толстой? А какие отрицает? — Каково ваше отношение к героям двух рассмотренных эпизодов?

Подведем итоги Л.Н.Толстой показывает два мира России. Мир искусственный, фальшивый, за внешней красивостью прячущий пустоту мыслей и чувств. Этот мир зорко охраняет Анна Павловна Шерер от таких, как Пьер и князь Андрей. Они со своей естественностью, умом, открытостью не нужны петербургскому высшему обществу. Потому Пьера нужно «образовать», то есть заставить жить по законам света, хотя бы внешне. Как это делает князь Андрей. Мир Ростовых – это мир простоты. Естественности, чистоты и естественности, взаимной любви и доброты по отношению к окружающим. Здесь нет чванства, соблюдение условностей не таит в себе корыстного интереса, они открыты и естественны. Это «ростовская порода».

Спасибо за урок! Домашнее задание В рабочих листах ответить на вопрос: « В каких произведениях русские писатели XIX века рассматривают вопрос внутренней и внешней красоты?»

Предварительный просмотр:

Тема урока : « Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». 1805 год. В салоне А.П.Шерер и доме Ростовых»

Сопоставить салон А.П.Шерер и именины в доме Ростовых (т.1,ч.1, гл.1-10) Выделить, какие духовные ценности присущи героям, близки Толстому. Определить, какими стилистическими приёмами достигается контраст между посетителями салона мадам Шерер и дома Ростовых.

Воспитывать положительные эмоции, эстетическое наслаждение от прочитанного, отличать истинное и ложное, внимательное и бережное отношение к семейным традициям.

Развивать умение вести диалог, монологическую речь, логическое мышление.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, раздаточный материал, тест, рабочий лист, мультимедийная презентация.

Методы обучения: проблемно-тематический анализ эпизода, работа в группах, эвристическая беседа, работа с терминами.

Все в мире знают Л.Н.Толстого как мастера слова, педагога, великого классика, охватившего в своём творчестве многие важные вопросы. Конечно же, есть произведения, посвящённые детям. Вспомним их. Насколько бы не был велик писатель Пушкин, Лермонтов, Толстой, главной ценностью для себя в творчестве они определили простоту и непосредственность, присущую детству. Эпиграфом к этому уроку я выбрала слова М.Ю.Лермонтова.

Удаляясь от условий общества и приближаясь

к природе, мы невольно становимся детьми:

всё приобретённое отпадает от души, и она

была некогда и ,верно, будет когда-нибудь.

II. Организационный момент. Запись числа и темы .Оформление рабочих листов. Постановка цели урока.

III. Актуализация знаний.

—Давайте вспомним, почему это произведение относится к такому эпическому жанру, как роман-эпопея. ( Признаки романа — развитие сюжета, взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера; эпопеи- повествует о знаменитых событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества)

— Как обычно строится произведение? Какие элементы сюжета обязательно есть в художественном произведении? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Проведём небольшой тест. Взаимопроверка.

IY. Проблемно-тематический анализ эпизода.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с романом-эпопеей «Война и мир» и побываем в самом знаменитом петербургском салоне 1805 года, где собиралось великосветское общество,- салоне Анны Павловны Шере. Наша цель : определить отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

— С какого эпизода начинается роман-эпопея? (с описания салона Шерер)

—К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод? (завязка)

—Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа? (На вечере завязываются все нити романа. Разговоры позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всём мире)

— Что представляет собой салон? Кто гости вечера? О чём они говорят?

— С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? ( Это подчёркивает незнание героями родного языка. Одно из средств характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык.)

— Давайте определим отношение автора к героям. В чём оно проявляется? ( обратимся к рабочим листам)

Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них всё фальшиво, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок»общества.

Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания все и всяческих масок».(«Прежде всего скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня,- сказал князь Василий тоном, в котором просвечивало равнодушие и даже насмешка)

— Какие гости вписываются в обстановку салона, а какие — нет? Как вы думаете , почему?(Анна Павловна, Курагины играют роли неестественные, говорят то, что от них хотят услышать, все у них прилично, а на губах ничего не значащая улыбка) А чем не похожи на них Пьер Безухов, князь Андрей Болконский? ( естественностью)

— Обратим внимание на эпизод из II главы и начало III главы. Перечитаем его. Определите значение эпизода. Почему именно с прядильной мастерской сравнивает Толстой салон? (Все на своих местах, послушно ткут общественное мнение, которое своими нитями опутывает всех. Вспомним Онегина и Печорина, насколько сильно влияние общественного мнения на этих незаурядных людей, не говоря уже о тех посредственностях, которые собрались у Шерер)

— Какое средство художественной выразительности использует писатель? (сравнение)

— Можно ли согласиться с мнением одного из литературоведов: все в салоне «разные и все одинаковые»? А в чём одинаковые?( в неестественности) Мы можем говорить о проблеме отношения автора к нормам светского общества.

V. Работа в группах.

Особняком изображены князь Андрей и Пьер. Почему? (гл.2-5)

Именины у Ростовых. Отношение в семье между взрослыми и детьми.

Нравственные ценности семьи Ростовых.

— Обобщим сказанное и заполним рабочий лист.

Как относится Толстой к миру Ростовых?

Мир Ростовых— это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Отметим сцену приёма гостей графом Ильёй Ростовым, которым всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен за себя и за дорогих именинниц». Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер.

— Справедливо ли мнение литературоведов, что «детскость присуща всей семье Ростовых»? Как Толстой относится к их «детскости»? А как мы относимся ? Вернёмся к эпиграфу нашего урока.

— Кого Толстой называет красивым?

— В чём особенность красоты у Толстого? Подтвердите цитатами из текста .

Вывод: автору важна внутренняя красота, обаяние героев.

VII. Работа с терминами.

  • Определите, каким способом связаны эпизоды «Салон Шерер» и «Именины Ростовых» ( по контрасту)

Контраст (франц. сontraste) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

VIII. Самостоятельная письменная работа.

Сопоставительный анализ двух эпизодов .

  • В чём похожи и непохожи гости салона Шерер и семьи Ростовых? Оформление ответа на рабочих листах.

Вечер у А. П. Шерер

1. Старшее поколение

Ведут себя неестественно, фальшиво

Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение

2. Отношение в семье между взрослыми и детьми

В салоне Анны Шерер нет детей

Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

3. Отношение к гостям

У Шерер есть определенная иерархия

Ростовы встречают всех одинаково радушно

5. Отношение к войне

На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима

Ростовы и Шерер—люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу, сместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчёт и корысть.

— Какие нормы утверждает Л.Н.Толстой? А какие отрицает?

— Каково ваше отношение к героям двух рассмотренных эпизодов?

Толстой показывает два мира России. Мир искусственный, фальшивый, за внешней красивостью прячущий пустоту мыслей, чувств. Этот мир зорко охраняет А.П.Шерер от таких, как Пьер и князь Андрей. Они со своей естественностью, умом, открытостью не нужны петербургскому высшему обществу. Потому Пьера надо «образовать» ,т.е заставить жить по законам общества, хотя бы внешне, как это делает князь Андрей.

Мир Ростовых – это мир простоты, естественности, чистоты и сердечности, взаимной любви, доброты по отношению к другим. Здесь нет чванства, соблюдение светских условностей не таит в себе корыстного интереса, они открыты и естественны. Это «ростовская порода».

X. Домашнее задание.

В рабочих листах ответить на вопрос:

« В каких произведениях русские писатели XIX века рассматривают вопрос внутренней и внешней красоты?»

Источник

Сравнить или измерить © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.