Меню

Величины измерения длины дециметр



Единица измерения длины — дециметр.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Урок проводился в 1 классе, по программе «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
decimetr.docx 23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

  1. Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи и примеры;
  2. Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
  3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Личностные УУД : способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

— учебник «Математика» 1 класс (2 часть), М.И.Моро, С.В.Степанова и др.;

— мерки (длиной 1 см, и 1 дм);

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Ребята, сегодня у нас в гостях наш друг Незнайка, он любит приходить к нам на уроки и учиться вместе с вами, достигать успехов и узнавать новое и интересное. Сейчас в начале урока его настроение спокойное, но в конце урока он надеется порадоваться вашим успехам. Покажите, какое настроение у вас сейчас? Настроение на начало урока (дети рисуют)

  1. Актуализация знаний. (устные упражнения с мячом)
  1. Сосчитай от 12 до 18
  2. Назови соседей числа 17
  3. Увеличь на 2 число 11
  4. Какое число предшествует 18
  5. Уменьши 13 на 3
  6. Сосчитай от 19 до 14
  7. Назови последующее число 17
  8. Сравни числа 14 и 16
  9. Назови соседей числа 15
  10. На сколько 10 больше 7? (дети, обратите внимание на это сравнение, подобное вам сегодня на уроке еще встретится)

Далее дети играют (коробочка заданий, из которой достают листочек с заданием и быстро отвечают)

Проверка знаний, игра дополни предложение….

  1. Папа держал чемодан, масса которого 11 килограммов;
  2. В ведро вмещается воды 11 литров;
  3. Ученик начертил в тетради отрезок длиной 1 сантиметр;
  4. Мама купила в магазине молока 1 литр;
  5. В мешок засыпали картофель весом 20 килограмм

Дети отвечают на вопросы учителя:

  1. Что измеряется килограммами? (МАССА)
  2. Что измеряется литрами? (ОБЪЕМ ЖИДКОСТИ)
  3. Сантиметрами? (ДЛИНА)
  4. Какой инструмент помогает нам чертить? (ЛИНЕЙКА)
  5. Начертите в тетради отрезок 1 см, ниже начертите отрезок 10 см. Что можете сказать, сравнивая эти 2 отрезка?
  6. Какой отрезок длиннее?
  1. Мерку новую Незнайка в класс к нам принес. Это мера длины. Как ее называют? Вопрос?! Чтобы мерку новую нам узнать, нужно тему урока расколдовать!

Далее дети решают примеры, если пример решают правильно, то в таблицу добавляется нужная буква.

— Итак, какая тема урока сегодня. с новой единицей длины – дециметром.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДЕЦИМЕТР?

Для того, чтобы ответить на вопрос нашего друга, проведем проверочную работу.

— У вас на партах лежат две мерки (зеленого и желтого цвета). Измерьте длину маленькой мерки. Верно, ее длина – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину парты этой меркой. Удобно? (нет)

— Возьмите другую мерку и измерьте длину парты этой меркой. Удобно? (да)

— Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10) Какой можно сделать вывод?

— Значит, большая мерка равна 10 см

(Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР, сокращенно мы будем ее обозначать 1 дм)

На доске появляется карточка с названием единицы измерения. Табличка 1 дм

— Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см)

— Какова длина парты? Какой меркой нам удобнее это узнать? (дети измеряют)

— Предлагаю вам самостоятельно измерить более длинную сторону вашего учебника. Что поможет нам это сделать? Почему выбрали эту мерку? Сколько полных дециметров длина учебника? Какой меркой пользовались?

Гимнастика для глаз

Теперь, откройте учебник на странице 51, №2 (читай задание, Вея). Дети выполняют под руководством учителя, на отрезок прикладывают мерки. Записывают 12 см = 1дм 2см

— Отрезок какой длины вы начертили в своих тетрадях? (12см)

— А как мы можем по-другому записать 12 см?

-Что нам в этом поможет? (дециметр и сантиметр – мерки)

— Как вы это докажете? (наложением мерок на отрезок)

Далее, работа на доске и в тетради (дети превращают)

-Ребята, у Незнайки на доске записи, которые нужно записать, используя новую величину. С чем мы познакомились сегодня на уроке? (Дециметром). Что это? (единица длины, которая равна 10 см)

19 см = 1 дм 9 см

11 см = 1дм 1 см

13 см = 1 дм 3 см

Далее детям предлагается задача на доске: Петя начертил отрезок 8 см, а Таня начертила отрезок на 2 см больше. Сколько см был отрезок у Тани? (Ребята, а можем мы поставить еще один вопрос к задаче? Что еще мы можем узнать?) Сколько всего см оба отрезка вместе? Что можем сказать про отрезок Тани?

Незнайка благодарит вас за помощь, хорошую работу на уроке, правильные ответы и уходит от нас с хорошим настроением. А какое настроение у вас? (дети изображают)

Источник

Конспект урока по теме: «Знакомство с единицей измерения длины- дециметр».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

На уроке дети знакомятся с единицей измерения длины- «дециметр»; учатся использовать приобретенные математические знания в практической деятельности

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 42.26 КБ
detsimetr.ppt 409 КБ
zadaniya_dlya_sam_raboty.docx 17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Знакомство с единицей измерения длины- дециметр»

Цель урока: учить использовать приобретенные математические знания в практической деятельности.

  • познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром;
  • учить подбирать подходящую единицу измерения для определения длины предметов;
  • учить читать, записывать, сравнивать и преобразовывать изученные единицы измерения длины (см-дм);
  • учить чертить и измерять отрезки;
  • учить группировать числа и геометрические фигуры по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • учить выполнять устное сложение и вычитание в пределах 20 на основе знания последовательности чисел и состава чисел;
  • формировать каллиграфический почерк учащихся;
  • учить решать простые текстовые задачи.
  • Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческого подхода к выполнению заданий.
  • Навыки сотрудничества со сверстниками, навыки самостоятельной работы.
  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий поискового характера, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения, классификации.
  • Готовность признать существование различных точек зрения.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенности объектов.

— Использование приобретенных математических знаний для описания окружающих предметов.

  • Умение красиво писать цифры.
  • Умение выполнять устно арифметические действия с числами до 20, решать простые текстовые задачи, выполнять алгоритмы, исследовать, распознавать и группировать геометрические фигуры.
  • Понимать соотношение величин «см», «дм».
  • Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины.
  1. Компьютер
  2. Карточки с геометрическими фигурами (комплект на парту)
  3. Бумажный дециметр (на каждого ученика)
  4. Учебник математики для 1 класса (автор Моро М.И.) и рабочая тетрадь.

Источник

Для чего придумали дециметры?

Доброго времени суток.

Как обычно, если было интересно и познавательно, то лайк пожалуйста поставить не забудьте.

Совсем недавно, в каком-то из видео на ютьюб услышал такую фразу:

Если хочешь почувствовать себя бесполезным, то вспомни про дециметр!

Ну, или как-то так.

Поэтому, я решил выяснить, где же еще, кроме как на паре школьных уроков мы его используем?

Действительно, я помню, что меры длины мы учили классе в третьем, хотя я могу ошибаться. Сейчас, насколько я понимаю, про дециметр рассказывают уже в 1 классе.

Всё, на этом, наши дорожки с дециметром расходятся и мы больше предпочитаем использовать метры, сантиметры или миллиметры .

Т.к. я работаю с чертежами, то вообще все привык мерить в миллиметрах. И есть у меня друг со строительным образованием и он все меряет в сантиметрах, потому, когда мы с ним вместе что-то меряем, постоянно друг друга переспрашиваем по 5 раз в каких единицах измерения получился размер.

Есть такой сервис Google Books Ngram Viewer , его функционал в том, чтобы выполнять поиск по всем книгам, которые есть в Google Books , того или иного слова, а точнее, частоты его упоминания. Можно ввести слово в поиск и посмотреть как часто оно упоминалось в литературе. Я решил проверить на сантиметрах, миллиметрах и дециметрах, что чаще упоминается. Получился такой график:

Можно увидеть, что популярность дециметра падает. Он и так не шибко был в ходу правда.

Так зачем же нужна эта мертворожденная величина?

Само слово » Дециметр » происходит от французского décimètre ( déci — от decem «десять»). Получается » десятая часть метра «. Так и есть в общем.

Он был искусственно введен в 1793 году . И все это благодаря литру . Потому как в 1793 году во Франции, Республиканским конвентом определили, что такая величина как «литр» равна

Насколько мне известно, нигде кроме как для измерения объема жидкости дециметр не используется. Поправьте, если я не прав.

Литр является внесистемной единицей измерения, но это — совсем другая история.

Надеюсь, Вам было познавательно и интересно!

Источник

Знакомство первоклассников с мерой длины — дециметр

  • ввести новую единицу измерения длины – дециметр;
  • закрепить действия с круглыми числами, решение текстовых задач.
  • развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы;
  • развивать творческие способности детей.
  • умение работать в коллективе, учить детей общению.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня у нас с вами необычный урок математики. Во-первых, у нас гости, а когда приходят гости нужно обязательно поздороваться и пожелать всем и нам хорошего настроения.

Дети читают стихи:

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит нас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу.

— Во-вторых, урок необычный. Сегодня мы будем с вами играть в игру «Крестики-нолики».

  1. Класс я разделю на две команды по желанию.
  2. Одна команда «Крестики», а другая «Нолики».
  3. На плакате 9 заданий вы выбираете любое и выполняете его быстро, та команда, которая выполнит быстро и правильно получает очко.
  4. Побеждает та команда, которая больше выполнит заданий.

— Сегодня мы с вами будем решать задачи и уравнения, решать примеры с круглыми числами и познакомимся с новой единицей измерения длины.

— А вот зачем она нам необходима, мы узнаем на уроке.

— Итак, кто же начнёт игру. Прошу подойти командиров каждой команды и угадать в какой руке у меня ключик. Начинаем игру. Самое главное помогайте друг другу. Начинает команда «Нолики».

II. Решение задач на повторение.

1) «Как хорошо уметь считать».

а) Работа в тетради.

— Число, классная работа.

— А сейчас проведём минутку чистописания. О каком числе пойдёт речь, послушайте?

Ничего нет проще
Число десять написать –
Нужно только к единице
Справа ноль пририсовать.

— Запишите строчку и подчеркните лучшие числа.

б) Математический диктант (2 человека от каждой команды у доски).

— Первое слагаемое 30, второе 50. Чему равна сумма?

— Уменьшаемое 90, вычитаемое 30. Найдите сумму.

— Сумма двух чисел равна 70, одно слагаемое 50. Чему равно другое?

— Я задумала число, к нему прибавила 30 и получила 60. Какое число я задумала?

— Я задумала число, вычла из него 60 и получила 30. Какое число я задумала?

— 80, 60, 20, 30, 90 – как можно назвать эти числа? Почему?

— Какое число самое большое? Какое число самое маленькое?

в) Работа с числами.

— Прочитайте числа: 8521, 423, 80, 14, 8.

— В каком порядке расположены числа?

— Какое число лишнее? Обоснуйте свой ответ.

— Назовите четырёхзначное, трёхзначное, двузначное, однозначное?

— Назовите круглые числа.

— Назовите чётные числа, нечётные числа .

— Назовите число , в котором 2 десятка и 3 единицы.

г) «Кто быстрее всё решит».

— На доске записаны примеры. Вы ребята выбегаете к доске решаете пример и садитесь на место, выбегает следующий и т.д. Посмотрим, чья команда решит быстро и правильно.

— Теперь выбирает следующее задание команда «Крестики».

— Задание называется «Запомни всё!». Я вам сейчас покажу геометрические фигуры и геометрические тела. (Приложение 2)

— А кто мне скажет, чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур?

— Вы должны запомнить как можно больше фигур, а потом их нарисовать и правильно назвать. Кто нарисует фигур больше, тот и победит.

— Кто же больше запомнил фигур? Команда «Крестики» или команда «Нолики».

— Выбираем следующее задание.

III. «Открытие»детьми новых знаний.

— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Масса – m.)

— В каких единицах измеряется масса?

— Какова масса дыни?

— Какова масса арбуза?

— Чья масса больше? На сколько больше?

— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Объём – v.)

— В каких единицах измеряется объём?

— Сколько литров воды в ведре?

— Сколько литров в 3 банках?

— Чей объём больше? На сколько больше?

— С какой величиной мы сейчас будем работать? (Длина – L.)

— В каких единицах измеряется длина?

— Покажите мне эту мерочку. (На столе лежит см.)

— Измерьте длину карандаша. Как вы это будете делать?

— Сколько см длина карандаша?

— Измерьте ширину тетради. Сколько см ширина тетради?

— А теперь попробуем измерить длину шарфика нашей мерочкой. (Длина шарфика 50 см.)

— Почему у вас такие разные ответы?

— Почему не получается?

— Я предлагаю поработать в группе и всем вместе обсудить этот вопрос.

— Не забудьте, как мы работаем в группе, выслушиваем каждое мнение, обсуждаем и делаем выводы, выбираем человека, который будет объяснять у доски.

— Что вас удивило в этом задании? Что интересного?

— Вы не можете измерить нашей мерочкой длину шарфика? А почему?

— В чём трудность измерения? (Очень маленькая мерочка – неудобная.)

— Какой меркой здесь удобнее воспользоваться? (Большего размера.)

— Как, вы, считаете, сколько сантиметров должно содержаться в укрупнённой мерочке измерения? (10 см.)

— А почему? (Для удобства.)

— Оказывается, ребята, такая единица измерения уже существует.

— Может быть кто-то уже знает как она называется? (Дециметр – дм.)

(На столе лежит новая мерочка дециметр.)

— Попробуйте измерить шарфик новой мерочкой.

— Сколько таких мерочек уложилось в шарфике? (5)

— Какова длина шарфика? (5 дм)

Запишем в тетради:

— С какой новой укрупнённой мерой длины мы познакомились?

— А зачем она нам необходима? Может быть, мы бы обошлись без неё? (Для удобства измерения.)

— Какова длина шарфика в дм? А в см?

5 дм = 10 см +10 см + 10 см + 10 см + 10 см = 50 см

— А можно ли сравнить длину карандаша и длину шарфика?

— А почему нельзя?

— Да, вы правы, складывать, вычитать и сравнивать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми единицами измерения.

IV. Первичное закрепление.

— Ребята, а сейчас я проверю, как вы поняли новый материал.

— Я показываю задание сначала одной команде, а потом второй. Будьте внимательны!

Выразите дм в см:

3 дм = ___ см

5 дм = ___ см

8 дм = ___ см

Выразите см в дм:

10 см = ___ дм

90 см = ___ дм

40 см = ___ дм

7 дм . 70 см

3 дм . 20 см

70 см . 9 дм

— Почему возникли трудности в последнем задании? В каких примерах? (Когда сравнивали разные единицы длины.)

— Что необходимо было сделать? (Перевести в одинаковые единицы измерения.)

— Кто победил в этом задании? Выбираем следующее.

V. Обучающая самостоятельная работа.

4) «Проверь себя!» (работа в тетрадях).

— Ребята, на доске записаны примеры и уравнения. Вы выбираете для себя любые задания и решаете их в тетради. Задание № 5, 9. (Приложение 5)

«Я могу. У меня получится».

6 дм – 1 дм =

— А теперь проверим. Сверяем ответы с доской.

— Какая команда справилась лучше в этом задании?

— Выбираем следующее задание.

VI. Физкультурная минутка.

— Ребята, будьте внимательны, я буду читать задачи, а вы должны внимательно послушать, посоветоваться со своей командой и ответить на вопрос задачи.

а) От нитки отрезали кусок в 3 дм. Остался кусок в 4 дм. Какова была длина нитки?

4 + 3 = 7 (дм) – длина нитки.

б) У Насти лента длиной в 7 дм, а у Ксюши длиной в 9 дм. У кого лента длиннее и на сколько?

9 – 7 = 2 (дм) – у Ксюши лента длиннее.

в) На урок труда Оля принесла 9 дм тесьмы, а Катя 90 см. Кто принёс больше тесьмы Оля или Катя? Почему?

9 дм = 90 см – одинаково.

— Откройте учебник на странице 52 задача № 6. (Приложение 1, задание № 6.)

— Задачу будем решать в тетради.

— Прочитайте задачу (схема нарисована на доске):

— Что известно в задаче?

— Что необходимо узнать? (Сколько тесьмы у неё осталось?)

— А что такое тесьма? (Прочитайте в словаре.)

— А можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

— Почему? (Нам необходимо сначала узнать, сколько тесьмы у неё было?)

— Как ответить на этот вопрос? (Найти целое.)

— Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)

— Почему? (В задаче говорится о разных мерках длины.)

— Да, ребята, а мы знаем, что сравнивать, складывать, вычитать величины можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками длины.

— Переведём 30 см в дм.

— Как узнать, сколько дм тесьмы у неё осталось? (От целого отнять часть.)

— Запишите краткую запись и решение в тетрадь.

— А можно записать решение задачи математическим действием?

— В городе Севре (Франция) есть Международное бюро мер и весов. Там в специальном помещении на специальных подставках лежит стержень сделанный из весьма твёрдого сплава платины и иридия. На нём имеются две отметки. Расстояние между ними по международному соглашению принято считать основной единицей измерения длин и называть метром (м) (показать метровую линейку).

— Это более укрупнённая мерка длины, с которой мы познакомимся в будущем (задание опережающего характера – возможность вызвать познавательный интерес).

— Загадываю загадки для каждой команды, если не сможет отгадать загадку одна команда, ход переходит к другой.

  1. Палочка волшебная
    Есть у меня друзья,
    Палочкою этой
    Могу построить я
    Башню, дом и самолёт
    И большущий пароход. (Карандаш.)
  2. Делать ровную черту
    Всем всегда я помогу,
    Что-нибудь без меня
    Начертить сумей-ка,
    Угадайте-ка, друзья,
    Кто же я? (Линейка.)
  3. Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками. (Отрезок.)
  4. Удобная мерка длины. (Дециметр.) Сколько см в дм?

— Молодцы, отгадали все загадки. В этом задании никто не победил.

7) «Найдите лишнее».

в) 80л, 25л, 17л, 9л, 8 дм.

— C какой новой мерочкой длины мы познакомились?

— Сколько сантиметров в 1 дм?

— А сколько сантиметров в 8 дм?

— Для чего необходима новая мерка длины?

— В чёрном ящике лежит мерка, которой измеряют величину.

— Каждая команда задаёт мне вопросы. А я говорю: «да» или «нет».

— Правильно, это новая мерочка длины.

VII. Итог урока.

— С какой новой мерой длины мы познакомились?

Источник

Читайте также:  Четвертое измерение это просто