Меню

Вес тела прибор для измерения физика 7 класс



Урок физики в 7-м классе по теме «Вес тела»

Разделы: Физика

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с силой «Вес тела».
  2. Развитие наблюдательности, умственных операций: обобщение, сравнение, анализ.
  3. Воспитание устойчивого интереса к предмету через познание окружающего мира.

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы изучили тему «Сила упругости». Сейчас я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы поняли и усвоили ее.

На слайдах презентации Вы увидите неоконченные предложения или пропуски слов в предложениях, к ним даны рисунки, которые подскажут вам правильный ответ. Эти предложения вам предстоит окончить или вставить в них пропущенные слова, тем самым вы повторите пройденный материал, а я проверю, как хорошо вы его знаете. Кроме этого мы вспомним, что необходимо знать о любой силе.

  1. При любом виде деформации возникает … (сила упругости). (Слайд 2)
  2. Сила упругости всегда направлена …(противоположно деформации). (Слайд 3)
  3. Точка приложения силы упругости — это…(точка соединения тела и пружины). (Слайд 4)
  4. Соотношение между силой упругости Fупр пружины и ее удлинением k: называют законом … (Гука) по имени его первооткрывателя.(Слайд 5).
  5. Коэффициент пропорциональности k в этом законе называется…(жесткостью) пружины. (Слайд 6)
  6. Чем больше коэффициент k пружины, тем … (большую) силу надо приложить, чтобы растянуть ее на 1 см, что соответствует нашим представлениям о жесткости тела. (Слайд 7).
    А теперь вам предстоит выбрать правильный ответ из предложенных вариантов:
  7. Жесткость тела определяется:
  • учеником;
  • материалом, цветом, вкусом;
  • длиной, материалом, диаметром. (Слайд 8).
  1. Для резиновых жгутов, металлических проволок и стержней закон Гука справедлив при (больших) или (малых) удлинениях ?l. (Слайд 9).
  2. Запиши формулы, используя буквенные обозначения: Fупр, k, ?l. (Слайд 10).
  1. Нарисуй силы упругости, действующие со стороны стержня на шарик. (Слайд 11)
  2. Подпиши силы, изображенные на рисунке. (Слайд 12).

Судя по вашей активности, я делаю вывод, что данное задание не оказалось для вас сложным, и вы все хорошо разобрались с силой упругости, а закон Гука усвоили и выучили наизусть все.

Изучение нового материала.

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг? (Слайд 13).

Поднимите руки те, кто считает, что говорим правильно.

А теперь те, кто считает, что говорим неправильно. Мнения разделились. Не будем спорить, кто прав, а кто нет. Разобраться в этом вам поможет новая тема «Вес тела». Запишем ее в тетрадь. Вес тела – это сила и исходя из этого, скажите, что нам нужно будет узнать о ней?

Существует план изучения физических величин: ( Слайд 14).

  1. Определение.
  2. Вектор или скаляр.
  3. Буквенное обозначение.
  4. Формула.
  5. Прибор для измерения.
  6. Единица величины.

Кроме этого, нам хорошо известно, что сила – это векторная величина,

а, следовательно, необходимо выяснить ее направление и точку приложения. (Слайд 15).

Эти пункты плана и будут целью нашего урока, а кроме этого, мы ответим на поставленный вопрос.

Проведем опыт. Положим на стол полиэтиленовый пакет с водой. Мы видим, что пакет деформировался. Следовательно, можно сделать вывод: стол действует на тело. (Слайд 16)

Но нам хорошо известно из пройденного, что тела взаимодействуют, следовательно, тело тоже действует на стол.

Вопрос: С какой силой тело действует на стол? (Слайд 17)

Эта сила называется — весом тела.

Вес тела — это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. (Слайд 18)

А каково направление веса тела? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним направление силы тяжести. Правильно, сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, значит и вес тела тоже, так как эта сила возникает вследствие притяжения к Земле. (Слайд 19)

3.Буквенное обозначение: Р

4.Формула. Р = F тяж . Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно. (Слайд 20).

5. [ P ] = [ 1 Ньютон ] = [ 1 H ] (Слайд 21)

6. Динамометр – прибор для измерения веса тела. (Слайд 22)

Точкой приложения веса тела является – точка соприкосновения тела и опоры, тела и подвеса.

Направление и точку приложения покажем на рисунке. (Слайд 23)

Закрепление и первичная проверка знаний.

А, теперь узнав, все о весе тела, давайте, сравним три величины: силу тяжести, вес тела и массу. (Слайд 24) Сравнение будем проводить по плану изучения физической величины. Определение дадим устно, а все остальное запишем письменно в тетрадь. Три учащихся выходят к доске и выполняют задание на доске.

СИЛА ТЯЖЕСТИ ВЕС ТЕЛА МАССА
  1. Определение (устно).
  2. Вектор, вертикально вниз.
  3. F тяж
  4. F тяж = m g.
  5. [F тяж ] = [ 1 H ]
  6. Динамометр.

Точка приложения – центр тела.

  1. Определение (устно).
  2. Вектор, вертикально вниз.
  3. Р.
  4. Р = F тяж .
  5. [ P] = [ 1 H ]
  6. Динамометр

Точка приложения – точка соединения тела и опоры, тела и подвеса.

  1. Определение (устно).
  2. Скаляр.
  3. m
  4. m = p v
  5. [m] = [ 1 кг ]
  6. Весы.

Ответьте на вопросы:

  1. Что общего между силой тяжести и весом тела?
  2. В чем различие между этими силами?
  3. Что общего между силой тяжести и массой?
  4. Что общего между весом тела и массой?

Итог урока.

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг? (Слайд25)

Да, с точки зрения физики, мы говорим неверно, так как 50 кг это масса и ее измеряют весами, а вес тела – это сила и ее единица 1 Ньютон, и прибор для измерения – динамометр. Вспомните, кто из вас голосовал, что мы говорим правильно, и кто, что неправильно. Теперь, я думаю, у вас не осталось сомнений в том, что необходимо говорить и в повседневной жизни правильно, показывая тем самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо ее знаете.

Рефлексия.

Что было сложного при изучении нового материала?

Что было непонятно?

Что было интересно?

Дополнительно, если осталось время.

Задача. (Слайд 26)

Определите вес груши.

Домашнее задание: Слайд (27)

  1. § 26, вес тела — наизусть (по плану).
  2. Упр. 9:
  3. Решить обязательно задачи № 1,2,4;
  4. Задачи № 3,5 – по желанию.

Литература:

  1. А.В. Перышкин «Учебник физики для 7 класса», Москва, Дрофа 2006.
  2. 1С: Школа. Физика 7 класс. Образовательный комплекс. Под редакцией Н.К.Хананова. ЗАО «1С», 2006. ООО «1С-Паблишинг», 2006.

Источник

Разработка урока по физике на тему «Вес тела» (7 класс)

Урок по физике. 7 класс

Урок изучения нового материала.

Разработала: учитель физики высшей категории

Новикова Ольга Александровна

МБОУ «Щеколдинская ООШ»

Зубцовского района Тверской области

Тема урока «Вес тела»

Образовательная цель урока: получить учащихся, знающих следующие понятия: вес тела – сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес; вес – векторная физическая величина: она имеет числовое значение, направление и точку приложения; при графическом изображении вектора веса его начало помещают к опоре или подвесу и направляют вниз.

Цель по развитию: получить учащихся, умеющих определять вес тела, обозначать графически данную силу и находить её на схемах среди других сил.

Воспитательная цель: воспитание устойчивого интереса к предмету и науке через познание окружающего мира.

Задачи урока: продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, развивать мотивацию изучения физики; формировать умения объяснять физические явления в природе, технике, быту.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, весы напольные, раздаточный материал – дидактические карточки, динамометр, измерительные цилиндры, грузы, воды, спирт, растительное масло, шприц.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Начнём урок с того, что вспомнили с вами некоторые физические величины и термины, с которыми познакомились ранее.

1) Разделить данные физические величины на векторные и скалярные: масса, сила тяжести, скорость, время, длина, инерция и сила упругости.

(скалярные: масса, время, длина; векторные: сила тяжести, скорость, сила упругости. Инерция – это не физическая величина, это явление).

— Дополнительный вопрос: дайте определение, что называется массой тела.

2) «Причинно-следственные связи». Установите взаимосвязь: сила – деформация, масса – инертность, сила – изменение скорости, сила — динамометр ( причина деформации – сила, масса – мера инертности, сила – причина изменения скорости тела или направления движения, динамометр – прибор для измерения силы)

-Дополнительный вопрос: что такое деформация (деформация – это изменение формы или размера тела)

3) Изобразите графически силу тяжести, действующую на кирпич, лежащий на поверхности Земли.

-Дополнительный вопрос: почему капли дождя падают на землю, а не летят обратно к облакам? (на капли дождя действует сила тяжести)

— Итак, мы вспомнили с вами некоторые физические величины и термины, с которыми познакомились ранее, давайте двигаться дальше.

3. Изучение нового материала.

— Миша, встаньте, пожалуйста, на весы. Сколько они показывают? Правильно ли мы скажем, что вес Миши — __ кг?

— Проведём голосование. Поднимите рук, кто считает, что так говорить правильно. А теперь те, кто считает, что говорим неправильно. Мнения разделились. Не будем спорить, кто прав, а кто нет. Разобраться в этом вам поможет новая тема «Вес тела». Запишем ее в тетрадь.

— Вес – это физическая величина. Мы с вами уже выработали план по изучению физических величин. Вспомнив его, скажите, что мы сегодня должны узнать про вес тела?

2. Вектор или скаляр.

5. Единица измерения.

6. Прибор для измерения.

— Эти пункты плана и будут целью нашего урока, а кроме этого, мы ответим на поставленный вопрос.

— Проведем опыт. Положим на стол полиэтиленовый пакет с водой. Мы видим, что пакет деформировался. Следовательно, можно сделать вывод: стол действует на тело. Но нам хорошо известно из пройденного, что тела взаимодействуют, следовательно, тело тоже действует на стол.

Вопрос: С какой силой тело действует на стол? Эта сила и называется — весом тела.

— То есть вес – это сила. Как вы думаете, почему тело давит на стол? (вследствие притяжения Земли).

— А если тело не положить, а подвесить, будет ли оно деформировать подвес? (да)

— Открываем словари и записываем: Вес тела — это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

— А как вы думаете, вес это векторная или скалярная величина? (раз это сила, то векторная)

— А каково направление веса тела? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним направление силы тяжести. Правильно, сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, значит и вес тела тоже, так как эта сила возникает вследствие притяжения к Земле.

Буквенное обозначение: Р

Формула. Р = F тяж

Довольно часто вес тела равен действующей на него силе тяжести.
Однако эта формула верна не всегда.

Опыт первый: тело погружено в жидкость или газ. Как вы знаете, в этом случае возникает выталкивающая сила. Обычно она приводит к уменьшению веса. Посмотрите, при погружении груза в воду растяжение пружины динамометра уменьшается. Значит, уменьшается сила, с которой груз тянет за конец пружины. Согласно определению, эта сила – вес груза.

Опыт второй. Возьмем динамометр и подвесим к нему гирьку массой 102 г. В состоянии покоя ее вес равен 1 Н. И действительно, если гирька будет неподвижно висеть на крючке динамометра, то он покажет именно 1 Н. Но если же динамометр качать вверх-вниз или влево — вправо, то он покажет, что вес гири стал другим. На рисунке, например, он равен 4 Н. Масса тел и сила тяжести при этом не менялись.

Итак, многочисленные опыты показывают, что вес тела равен действующей на него силе тяжести, когда тело и его опора (подвес) покоятся или движутся вместе равномерно и прямолинейно, и не действует архимедова сила. Эта фраза, как говорят в физике, описывает границы применимости формулы Р = Fтяж.

— Заметим также, что числовые значения веса и силы тяжести могут быть равны, однако точки их приложения всегда различны. Сила тяжести всегда приложена к самому телу, а его вес – к подвесу или опоре.

[ P ] = [ 1 Ньютон ] = [ 1 H ]

Динамометр – прибор для измерения веса тела.

Точкой приложения веса тела является – точка соприкосновения тела и опоры, тела и подвеса. Направление и точку приложения покажем на рисунке.

— Вторая часть нашего урока будет посвящена ещё одному интересному вопросу, связанному с нашей темой. А, что это за вопрос мы узнаем, если посмотрим маленький фильм. (невесомость)

— Вы, конечно, знаешь, что в кабине космического корабля во время свободного полета все предметы теряют вес. Карандаши, блокноты плавают в воздухе, словно воздушные шарики. Да что карандаши — утюги и те плавали бы, если бы только их брали в космический полет! Недавно показывали, как плавал по космическому кораблю олимпийский факел.

Ну, а жидкости в условиях невесомости «не хотят» заполнять стаканы, кастрюли и другую посуду. Они «не желают» покорно принимать форму сосуда, в который налиты. Нет, жидкости порхают в воздухе, собравшись в аккуратные шаровые капли! Вот почему космонавтам нельзя пить из стаканов и есть суп из тарелок. Им приходится выдавливать жидкость прямо себе в рот из тубы, похожей на тюбик с зубной пастой, только побольше.
Выступление ученика:

Хочешь наблюдать жидкость в условиях невесомости? Нет, пока еще не в космическом корабле, а в классе. Это вполне возможно, хотя опыт трудный.
Для опыта нужны три жидкости: вода, растительное масло и денатурированный спирт (его часто называют «денатурат»).
Трудность нашего опыта как раз и заключается в том, что надо очень аккуратно, очень осторожно прилить спирт в стакан с водой, чтобы эти жидкости не перемешались. Для этого сначала налью воды до половины, а потом потихоньку с помощью шприца добавлю денатурат по стенке стакана.

Долив стакан почти доверху, осторожно вольём в него чайную ложечку растительного масла. Ты, может быть, ожидал, что оно растечется слоем на границе спирта и воды? Ничего похожего! Масло ведь оказалось в состоянии невесомости. Оно как бы «парит» на границе раздела. И, словно в кабине космического корабля, это «невесомое» масло соберется в шарики, совершенно ровные и гладкие!

— А можем ли мы, не космонавты, наблюдать невесомость или испытать её на себе? Мнения опять разделились. Давайте послушаем сообщение Зорина Л.

То, что мы в обиходе называем «вес» предмета — это то, как мы ощущаем давление этого предмета на опору, которая не дает предмету падать под действием силы тяжести к центру Земли.

Вот мы кладем книгу на руку — она нам кажется тяжелой, мы скажем «у нее большой вес». Вес — это то давление, которое чувствует наша рука, преграждая книге путь к Земле. Мы уберем руку — книга упадет на пол. Пока она будет падать — веса у нее не будет (на самом деле будет из-за давления воздуха, но я для наглядности рассказа все буду упрощать), ведь она не давит ни на какую опору и не подвешена ни на какой веревке. А когда книга упадет на пол, она опять станет весить. Потому что частицы книги станут упираться в пол, который загораживает книге путь к центру Земли. В тот момент, когда книга падала, она была в невесомости!
Поэтому такое, казалось бы, чисто космическое понятие как «невесомость», на самом деле нам хорошо знакомо. Мы испытываем невесомость, качаясь на качелях — в тот момент, когда они на секунду застыли, перед тем как поменять направление движения и опуститься вниз. Мы испытываем невесомость на борту корабля, качаясь на волнах — именно постоянное чередование невесомости и перегрузок вызывает «морскую болезнь». Всем знакомо это ощущение легкости в животе?

Невесомость можно даже зафиксировать точным прибором в домашних условиях. Попробуй сделать дома. Я говорю об обычных пружинных весах. Возьмите весы, подвесьте на них какой-то груз (мы взяли пакет с картошкой) и поднимите его на вытянутой руке как можно выше. Смотрите на стрелочку и резко опустите руку с грузом вниз, имитируя его падение. Вы увидите, что стрелочка на весах поднялась вверх, к нулю, фиксируя, что вес груза при падении уменьшился. (Лучше, если опыт будут делать два человека — один опускать, другой смотреть).

Тот же эксперимент можно сделать с напольными весами (лучше всего использовать пружинные со стрелочкой, а не электронные из-за того, что изменение веса будет видно всего лишь мгновение, и электроника может не успеть среагировать). Встаньте на весы и запомните свой вес. А теперь присядьте. В момент приседания весы будут показывать меньший вес, чем в начале. Потому что хотя ноги и продолжали давить на опору и создавать вес, часть тела летела вниз со скоростью, равной ускорению свободного падения. И эта часть ничего не весила. Поэтому мы стали легче ровно на это значение. Состояние невесомости можно ощутить и в момент прыжка.
К сожалению, в условиях Земли невесомость можно почувствовать только на несколько секунд.

Кстати, хочу обратить ваше внимание на то, что невесомость на космическом корабле возникает не из-за того (как думают многие), что он летит высоко, и сила притяжения Земли, действующая на него, мала. А из-за того, что космический корабль (и все, что в нем находится), двигаясь по орбите, как будто бы постоянно падает на Землю. Он все время летит вниз, поэтому и не имеет веса.

4. Закрепление и первичная проверка знаний.

— А, теперь узнав, все о весе тела, давайте, сравним три величины: силу тяжести, вес тела и массу. Сравнение будем проводить по плану изучения физической величины.

Источник

Презентация по физике «Вес тела. Динамометр» (7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вес тела Динамометр

Где используется понятие веса Взвесьте 0,5 кг ягод… Спортсмен поднял штангу весом 100 кг Борец полусреднего веса

Вес тела Если тело стоит на опоре, то сжимается не только опора, но и само тело, притягиваемое Землей. Если тело подвешено на нити (подвесе), то растянута не только нить (подвес), но и само тело

Обозначение и направление веса тела Вес тела — это сила, с которой это тело действует на опору или подвес, вследствие действия на него силы тяжести. Вес тела приложен к опоре или подвесу. Р – вес тела, векторная величина.

Различие между Fт и Р Вес тела равен силе тяжести в случае, когда тело вместе с опорой или подвесом неподвижно (или движется равномерно) относительно Земли. P=Fтяж Если тело вместе с опорой имеет ускорение, равное ускорению свободного падения, то его вес равен нулю. Разные точки приложения. Различна природа сил.

Вес тела – физическая величина… Динамометр – прибор для измерения силы (веса) – греч. динамис – сила, метрео — измеряю. Устройство основано на сравнении любой силы с силой упругости пружины. Деревянная дощечка Пружина Шкала Стержень с крючком Указатель

Электронный динамометр Электронный динамометр Электронный динамометр служит для измерения сил сжатия и растяжения. Электронные динамометры используются для поверки стендов и испытательных машин. Применяют электронные динамометры для измерения тяговых усилий, создаваемых техникой. Ещё одно применение электронного динамометра — определение усилий, существующих в конструкциях, и деталях машин. Электронные динамометры представляют собой тензометрический датчик, соединенный кабелем с микропроцессорным пультом. Тензометрический датчик электронного динамометра деформируется под действием нагрузки. Это приводит к возникновению электрического сигнала разбаланса моста электронного динамометра. Полученный сигнал преобразуется в цифровую форму в пульте оператора, который представляет из себя микроконтроллер, полученный результат отображается в цифровом виде на дисплее.

Пружинный динамометр К основанию динамометра (под пружиной) прикрепляют полоску белой бумаги. Затем отмечают положение указателя при нерастянутой пружине — это будет нулевое деление (рис. а). Затем к крючку подвешивают груз массой 102 г. На этот груз действует сила тяжести 1 Н. Под действием груза пружина растягивается и указатель перемещается вниз. В положении равновесия сила тяжести, действующая на груз уравновешивается противоположно направленной силой упругости. Следовательно, растяжение пружины при этом будет соответствовать силе упругости, также равной 1 Н. Поэтому новое положение указателя отмечают на бумаге цифрой 1

Измерение силы (веса) с помощью динамометра

Медицинский динамометр Динамометр кистевой — создан для измерения мышечной силы кисти у различных по возрасту и физическому состоянию групп людей. Динамометр становой — предназначен для определения силы и статической выносливости мышц разгибателей туловища для определения их состояния и работоспособности. Обеспечивает высокую точность измерений, возможность получения как фиксированных, так и нефиксированных показаний. Динамометр позволяет наблюдать с помощью специального зеркала за величиной измеряемого усилия. Динамометры применяют в ортопедических клиниках при проведении лечебной физкультуры; в спортивных учреждениях при обследовании и отборе спортсменов; в области физиологии труда при обследовании рабочих; в неврологических клиниках; научно-исследовательских лабораториях.

Ответьте на вопрос: Какова цена деления шкалы динамометра, показанного на рисунке?

Определите силу тяжести Fтяж= 5 Н

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

В данной презентации «Вес тела. Динамометр» представлена информация о весе тела, его зависимости от массы тела. Рассматриваются примеры веса тела в жизни. Дана формула. Рассказано о предназначении динамометра. Даны сведения об электронном динамометре, пружинном динамометре. Поясняется, что такое пружинный динамометр, тяговый динамометр.

Номер материала: ДБ-248716

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Индикаторные приборы для измерения