Меню

Выберите особенности которые характеризуют сравнение воссоздающее воображение память анестезии



Задание 9. Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои

Контрольная работа по психологии – социально правовой деятельности

Задание 1. Найди лишнее слово. Обоснуй свой ответ

  1. Танцевальная терапия, телесная терапия, анализ продуктов деятельности, гештальттерапия_________________________________________________________
  1. Общая психология, социальная психология, юридическая психология, медицинская психология______________________________________________________________

Задание 2. Выберите особенности, которые характеризуют

  1. Ощущение 5. Воображение
  2. Внимание 6. Восприятие
  3. Память 7. Речь
  4. Мышление

А) Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей.

В) Отражение предметов или явлений в совокупности их свойств.

Г) Отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков.

Д) Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Е) Сосредоточенность и направленность сознания на предмет, который мы воспринимаем, представляем, о котором мы мыслим и говорим.

Ж) Обобщенное, опосредованное и наиболее полное и точное отражение действительности.

З) Отражение новых образов и мыслей.

Задание 3. Осуществите выбор. Психические процессы это:

  1. Ощущение 6. Мышление
  2. Воображение 7. Темперамент
  3. Настроение 8. Характер
  4. Память 9. Стресс
  5. Восприятие

Задание 4. Осуществите выбор. Психические свойства это:

  1. Способности 6. Мышление
  2. Воображение 7. Темперамент
  3. Настроение 8. Характер
  4. Направленность 9. Стресс
  5. Восприятие

Задание 5. Назовите

Виды непроизвольного воображения_____________________________________________

Методики, изучающие внимание,________________________________________________ память

Задание 6. Выберите особенности, которые характеризуют

1. Сравнение 5. Непроизвольное воображение

2. Воссоздающее воображение 6. Галлюцинации

А) Незначительная переработка имеющихся представлений

В) Создание образов желаемого будущего.

Г) Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию

Д) Фантастические образы, не имеющие, по –видимому почти никакой связи с окружающей человека действительностью.

Е) Операция мышления, суть которой является сопоставление предметов или объектов.

Ж) Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций

З) Проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора.

Задание 7. Проанализируйте ситуации

1. Одежда из белой ткани или в горизонтальную полоску полнит фигуру по сравнению с одеждой из темной ткани или в вертикальную полоску, которые « удлиняют» фигуру человека. Предметы, окрашенные в темный цвет, кажутся тяжелее, чем белые или желтые. Наоборот, объем предмета кажется большим, если предмет светлый, а не темный. О каком свойстве восприятия идет речь?

О каком виде воображения идет речь?

Манилов думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой – то реки, потом через реку начал строиться мост, потом огромный дом…

Задание 8. Назовите

Методики, изучающие интеллект, мышление_______________________________________

Задание 9. Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои

  1. Страх и волнение не оставляют парашютистов тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках. ____________________________________________________________________
  1. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети « лежала на кресле, странно – неловко вытягивалась , и билась головой об стену…

— Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. –Подите прочь все, неправда!

( Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Задание 10. Ответьте на вопросы теста

1. Профессиональная этика — это:
а) подход, направленный на гармонизацию интересов социума индивида;
б) учение о должном поведении, поступках, образе действий;
в) наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о

должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии.

2.Предметом этики социальной работы являются:

а) возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и

этические действия социальных работников;
б) профессиональная мораль специалистов;
в) обеспечение и поддержание структуры профессиональной деятельности.

3.Целью этики социальной работы является:

а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;
б) обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности

профессиональной деятельности;
в) гармонизация интересов социума индивида.

4.Конфиденциальность в этике социальной работы — это:

а) результат творческого подхода к деятельности;
б) принцип;
в) критерий моральности.

5.Моральный принцип, противоположный аскетизму:

а) ригоризм;
б) гедонизм;
в) утилитаризм.

6.Утилитаризм — это моральный принцип, который подразумевает:

а) подчинение всех поступков получению материальной
пользы, выгоды, преуменьшению роли духовных интересов человека;
б) получение наслаждения и избежание страдания;
в) подавление собственного эгоизма, готовность пожертвовать своим интересом в

пользу интересов другого.

7.Мотивационная функция этики социальной работы — это функция, которая:

а) служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов

деятельности.
б) направляет и обусловливает выбор социальным работником социальной службой

целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
в) служит средством социального управления поведением и действиями социального

работника в ходе процесса в интересах дела.

8.Социальная функция этики социальной работы:

а) способствует повышению качества и эффективности социальной работы;
б) способствует созданию условий, благоприятных для ощущения социальной работы в обществе;
в) облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия.

9.Прогностическая функция этики социальной работы:

а) способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной

работы в обществе;
б) позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и

их коллективов;
в) служит средством управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела.

10.Критериями моральности являются:

а) содействие общественному прогрессу, формирование высоконравственной личности,

социальная целесообразность;
б) соблюдение разумных интересов клиента, конфиденциальность и личная

ответственность социального работника за нежелательные последствия его действий;
в) нравственные убеждения, нравственная потребность.

11.Нигилизм — это моральный принцип, предполагающий:

а) отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов;
б) подчинение всех поступков получению материальной пользы, выгоды,

преуменьшению роли духовных интересов человека;
в) получение наслаждения и избежания страдания.

12.Цинизм — это моральный принцип, предполагающий:

а) способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и

неуклонном соблюдении определенных норм, повиновение долгу;
б) презрительное отношение к культуре общества, духовным и нравственным

ценностям;
в) подчинение всех поступков получению материальной пользы, выгоды,

преуменьшению роли духовных интересов человека.

13.Координирующая функция этики социальной работы:

а) способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих

в процессе социальной работы,
б) обеспечивает сотрудничество всех участников процесса для оказания социальной

помощи клиенту;
в) служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов

а) умение выслушать человека;
б) состояние разобщенности, непонимания с клиентом;

в) постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания других людей.

15.Этика как наука возникла:

а) в феодальном строе;
б) в рабовладельческом строе;
в) в первобытном строе.

16.Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки, пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям — это:

а) объективность;
б) самокритичность;
в) ответственность.

17.Научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности называется:

а) профессиональный отбор;
б) профессиональные показания;
в) профессиональная пригодность.

Читайте также:  Сравнить пикапы для россии

18.К группе психологических качеств, характеризующих социального работника как личность, относятся:

а) самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также

стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость,

умение управлять своими эмоциями;
б) психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические

состояния (усталость, стресс, депрессия);
в) коммуникабельность, эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их

установок, ожиданий), красноречие (умение внушать и убеждать словом).

Источник

Ф.И.О. ______________________________________________________________

Группа_________________

Проверяемые результаты обучения: У2,З.1, З.3

Задание 1. Выберите особенности, которые характеризуют

1. Сравнение 5. Непроизвольное воображение

  1. Воссоздающее воображение 6. Галлюцинации
  2. Память 7. Мечта
  3. Анестезии

А) Незначительная переработка имеющихся представлений

В) Создание образов желаемого будущего.

Г) Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию

Д) Фантастические образы, не имеющие, по –видимому почти никакой связи с окружающей человека действительностью.

Е) Операция мышления, суть которой является сопоставление предметов или объектов.

Ж) Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций

З) Проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора.

Баллов__________________

Задание 2. Найди четвертое лишнее и обоснуй свой ответ

  1. Методики Шульте, Бурдона, Горбова, Лурия___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Слабоумие, идиотия , эмбицильность, дебильность___________________________________________________________________________________________________________________________________

Балла________________

Задание 3. Проанализируйте ситуации

1. Одежда из белой ткани или в горизонтальную полоску полнит фигуру по сравнению с одеждой из темной ткани или в вертикальную полоску, которые « удлиняют» фигуру человека. Предметы, окрашенные в темный цвет, кажутся тяжелее, чем белые или желтые. Наоборот, объем предмета кажется большим, если предмет светлый, а не темный. О каком свойстве восприятия идет речь?

О каком виде воображения идет речь?

Манилов думал о благополучии дружеской жизни, о том как бы хорошо было жить с другом на берегу какой – нибудь реки, потом через реку начал строиться мост, потом огромный дом…

Приведите пример дедукции ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Балла__________________

Задание 4. Осуществите выбор. Психические свойства это:

  1. Способности 6. Мышление
  2. Воображение 7. Темперамент
  3. Настроение 8. Характер
  4. Направленность 9. Стресс
  5. Восприятие

Источник

Психология, проблема слабослышащих и глухих детей

всем , кому интересно и пригодится в работе со слабослышащими и глухими детьи

Просмотр содержимого документа
«Психология, проблема слабослышащих и глухих детей»

Раздел 1.Введение в психологию

Задание 1.Найдите ключевые понятия.

1) Двигательная и психическая активность, направленная на взаимодействие (или избегание такового) с окружающей средой.

2) Социальная компенсация дефекта, заменяющего работу реальных физиологических систем. Система социальной помощи пожилым и инвалидам.

3) Активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой- либо социально- психологический факт.

2) Социальное протезирование

Задание 2. Найди четвертое лишнее. Обоснуйте свой ответ.

1.Танцевальная терапия, телесная терапия, анализ продуктов деятельности, гештальттерапия.

Анализ продуктов-метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется. В танцевальной, телесной, гештальтерапии исследуют эмоции, движение, чувства, физические упражнения, где необходимо присутствие испытуемого. Следовательно, лишний анализ продуктов.

2.Общая психология, социальная психология, юридическая психология, медицинская психология.

Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики.

Социальная, юридическая, медицинская психология-это разделы в психологии изучающие эмоциональное и психическое поведение человека. Лишний термин- общая психология, т. к она изучает лишь научные свойства и формирование психики, а вышеперечисленная психология взаимодействует с самим человеком.

Задание 3. Составьте схему « Стадии человекоподобного интеллекта». Приведите примеры.

Стадии развития человекоподобного интеллекта

В активности животных, находящихся на этой стадии, четко выделяются два этапа: ориентировочно-исследовательский и исполнительской.

Ориентировочно-исследовательское поведение относят к врожденным, наследуемым формам поведенческой активности. Как правило, оно возникает под влиянием необычного, незнакомого фактора или события либо привычного раздражителя, но в необычном месте или в неожиданный момент. Внешние проявления такого поведения чрезвычайно разнообразны. Поза животного может быть напряженной и отражать возникновение внутреннего конфликта: «приблизиться или убежать?» Слух, зрение, обоняние и другие органы чувств предельно обострены, чтобы получить дополнительную информацию о качестве и свойствах происшедшего; учащаются дыхание и сердцебиение. Типичный пример, где демонстрируется кролик, впервые попавший в незнакомую обстановку эксперимента. Можно предположить, что во время ориентировочно-исследовательского поведения организм подготавливается к осуществлению другой, более специфической деятельности, например, к агрессии, спасению или поиску пищи.

На втором, исполнительском этапе животное реализует уже найденное, новое, правильное решение и быстро достигает поставленной цели. Находящиеся на этой стадии животные демонстрируют порой настоящие интеллектуальные способности, чем-то напоминающие человеческое мышление, в частности те его формы, которые наблюдаются у детей до 3-летнего возраста. Животные способны самостоятельно переносить однажды найденные решения задачи на новые условия и ситуации, хотя возможности переноса по сравнению с человеком еще весьма ограничены. На данной стадии животные способны изготавливать и использовать в своей практической деятельности, связанной с удовлетворением потребностей, элементарные орудия. Для них характерна развитая система общения и свой внутривидовой язык. Они способны в определенной степени понимать жесты, мимику и пантомимику человека и общаться на этом уровне с людьми. К этой стадии относятся собаки, обезьяны, дельфины.

Задание 4.Ответьте на вопрос. По каким признакам можно судить о том, что животное имеет психику, переживает, размышляет, что – либо представляет?

Для того чтобы узнать, имеются ли в сознании человека какие-либо мысли, образы, переживания, достаточно прямо спросить его об этом и попросить описать то, что он чувствует в данный момент времени. Но такой способ констатации наличия психических явлений не подходит для животных, у которых нет сознания. Даже если допустить, что сознание у животных имеется, то они не будут в состоянии нам что-то сообщить, поскольку не владеют речью. По каким тогда признакам можно судить о том, что животное имеет психику, переживает, размышляет, что-либо представляет? Об этом свидетельствуют объективные признаки психики, то есть такие, за которыми можно наблюдать или присутствие которых можно достоверно зафиксировать с помощью вполне надежных физических приборов. Это хорошо видимые извне движения частей тела животного, происходящие в нем физические или физиологические процессы, которые можно зарегистрировать с помощью соответствующих физических приборов. Объективным признакам противопоставляются субъективные, которые связаны с собственными ощущениями человека и описывают его внутренние переживания.

Типичными объективными признаками психических явлений выступают:

— двигательные, непроизвольные реакции, наблюдаемые у человека, сообщающего, что ему пришла в голову опреде­ленная мысль, например, мимика, жесты, пантомимика;

— телесные изменения, сопровождающие образы и эмоциональные переживания, например, изменение частоты пульса, ритмики и частоты сердечных сокращений, изменение электроэнцефалограммы, изменение электрического сопротивления кожи.

По этим же признакам по аналогии с человеком можно судить о наличии психики и у животных.

Читайте также:  Lexus rx сравнение поколений

Раздел 2. Психология познавательных процессов

Задание1.Выберите особенности, которые характеризуют

А) Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей.

Б) Отражение предметов или явлений в совокупности их свойств.

В) Отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков.

Г) Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Д) Сосредоточенность и направленность сознания на предмет, который мы воспринимаем, представляем, о котором мыслим и говорим.

Е) Обобщенное, опосредованное и наиболее полное и точное отражение действительности.

Ж) Отражение новых образов и мыслей.

Задание 2.Найдите четвертое лишнее и обоснуйте ответ.

1.Гипомнезия, криптомнезия, гипермнезия, парамнезия

1).Лишнее гипермнезия, т. к это не заболевание, а способность. Происходит от греч. hyper — сверх и mneme — память, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее хранения, или избыточное вспоминание в трансе различных событий, участников, деталей. А гипомнезия, криптомнезия и парамнезия — психические заболевания, связанные с ухудшением и расстройством памяти.

2Анализ, синтез, сравнение, суждение

Анализ, синтез, сравнение-это операции мышления, которые взаимосвязаны между собой, посредством которых человек ставит и решает за­дачу (вычленяет ее условия и требования, соотносит их друг с другом, выявляет искомое и т.д.). Суждение является основной формой результата мыс­лительного процесса, то к чему мы приходим в заключении, после анализа, синтеза, сравнения. Лишнее-суждение.

Задание 3.Проанализируйте ситуации.

1.Поразительный пример – случай, имевший место со знаменитым сказочником Якобом Гриммом. В 1794 году, когда ему было 9 лет, ему произвели удаление опухоли хирургическим путем. Наркоза и обезболивающих средств тогда еще не было, и мальчика отвлекали, рассказывали ему интересную историю. В последствии. Он утверждал, что эта история его так увлекла, что он совсем не чувствовал боли. О каком свойстве внимания идет речь?

2.Речь идёт о таком свойстве внимания, как отвлечение (переключение)- это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Рассказ настолько был интересным и увлекательным, что ребёнок переключил своё внимание и не замечал боли.

2.О каком свойстве восприятия идет речь?

И даже самый верный друг, шагающий с тобой,

Совсем иначе видит луг, и море и прибой…

Вам, как бы две Земли даны и каждому – Луна.

Вам все вселенные видны из одного окна.

Речь идёт о свойстве восприятия — апперцепция. Апперцепцией называется одно из основных психических свойств человека, которое выражается в условном восприятии окружающих явлений и предметов в зависимости от опыта, взглядов, интересов личности к тем или иным явлениям. Луна, земля одна, но каждый воспринимает её по-своему.

Задание 4.Осуществите выбор. Психические процессы это:

( Ощущение, воображение, настроение, память, восприятие, мышление, темперамент, характер, стресс).

К психическим процессам относятся: ощущение, воображение, память, мышление,

Задание 5. Назовите

1.виды произвольного воображения

3. Свойства восприятия

1) Виды непроизвольного воображения: сновидения, фантазии, мечты, грёзы, галлюцинации, бред и т. д

2) Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

3) Свойства восприятия: предметность, константность, целостность и категориальность.

Раздел 3. Психология личности

Задание 1.Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои.

1) Пьер испытывает гнев, ярость. Человек находится на короткое время в состоянии аффекта. Он ничего не замечает, накопившаяся злоба и ненависть нашла выход в вспышке ярости и гнева. Он долго копил злобу и ненависть к своей жене, недовольство жизнью, что в какой-то момент дошёл до точки кипения. В таком состоянии можно убить и не отдавать отчёта в содеянном, человек на мгновение теряет разум, им движет слепая ярость, нет контроля над собой.

2) Застигнутая врасплох девочка испытала страх. Директор значимая фигура, подсознательно его многие бояться и своим неожиданным появлением он ввёл её в ступор. Испуг и страх, смущение мешали ей сосредоточиться и сконцентрировать внимание. Когда он ушёл, девочка оказалась в привычной обстановке, в которой чувствовала себя уверенно и спокойно ответила материал.

Задание 2. Приведите в соответствие

2. Эмоциональное состояние

1) К эмоциям относятся: отвращение, радость, удивление, страх, страсть.

2) К эмоциональным состояниям: настроение, стресс, аффект, гнев, эмоциональный шок.

Задание 3.Назовите ключевое слово

1) Переживания, которые повышают активность человека, побуждающие к поступкам-называются астеническими эмоциями.

2) Кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль-называется аффект.

3) Эмоциональное состояние, возникающее при неудачах. сопровождающееся переживанием безысходности ,крушением надежд-называется фрустрация.

4) Относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении-настроение.

5) Коммуникативно-экспрессивная функция эмоций заключается в невербальном общении, т.е. мимикой, жестами, звуковыми сигналами.

Задание 4.Дайте характеристику заболеваниям

1) Болезнь Пика – это прогрессирующее заболевание ЦНС, которое характеризуется атрофией лобных и височных долей коры головного мозга и проявляется нарастающим слабоумием. Средний возраст начала заболевания 50-60 лет, хотя возможна и более поздняя, и более ранняя манифестация. Женщины болеют несколько чаще мужчин. Вследствие отмирания нейтронов при данном заболевании истончается кора головного мозга, борозды мозга углубляются, мозговые желудочки значительно увеличиваются, а граница между белым и серым веществом стирается. Клинически сопровождается симптомами тотального пресенильного слабоумия с распадом речи в виде нарушений логического мышления и восприятия, афазии и амнезии с апатией и экстрапирамидными расстройствами. Поведение пассивное, аспонтанное. Может наблюдаться грубость, сквернословие, непристойное поведение. Характерны стоячие обороты речи, стереотипная деятельность.

По клиническим симптомам сходно с болезнью Альцгеймера, но, в отличие от неё, болезнь Пика протекает более злокачественно, быстро приводит к распаду личности. При этом на первый план выходят именно расстройства личности и мышления, заслоняя нарушения памяти.

2) Шизофрения-психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение, «дискордантность», т. е. утрата единства психических процессов). Развитие такого личностного дефицита (дефекта) тесно связано с различными, колеблющимися в своей интенсивности продуктивными симптомами и синдромами -неврозо- и психопатоподобными, аффективными, бредовыми, галлюцинаторными (преимущественно псевдогаллюцинаторными), гебефренными, кататоническими, а также онейроидным помрачением сознания. Хотя продуктивные симптомы болезни неспецифичны для шизофрении, их сочетание с особым личностным дефектом приводит к образованию характерных для этой болезни синдромов с закономерной динамикой. Развитие болезни, особенно ее выраженных форм, приводит к искажению или утрате прежних социальных связей, снижению психической активности, резкому нарушению поведения, особенно при обострении бреда, галлюцинаций и других продуктивных расстройств. Вследствие этого наступает значительная дезадаптация больных в обществе. Однако многие больные с благоприятным (мягкое, малопрогредиентное) течением болезни не нуждаются в длительной госпитализации, сохраняют способность к адаптации, в ряде случаев занимаются высокопродуктивной профессиональной, в том числе творческой, деятельностью. Аналогичные благоприятные возможности адаптации создаются при течении болезни с редкими приступами.

Читайте также:  Сравнение двух планет солнечной системы

Раздел 4. Основы психологических знаний лиц пожилого возраста и инвалидов.

1. Дайте определение каждому процессу старения.

Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

В этот период жизни люди, работающие по найму, как правило, имеют право прекращать работу и уходить на пенсию. Но имеется также некоторый процент работающих из общего числа пожилых людей. Термин «старость» нельзя определить точно, так как в разных обществах этот термин имеет разные значения. Во многих частях света люди считаются старыми из-за некоторых изменений в их активности и социальной роли. Например, люди могут считаться старыми, когда они становятся бабушками и дедушками, или когда они начинают выполнять меньшее количество работы. В России, в Европе, в США и во многих других странах люди считаются старыми, когда они прожили определённое количество лет.

Старость делится на несколько более коротких периодов жизни человека:

Преклонный (пожилой) возраст — 61—74 для мужчин, 56—74 для женщин. Это прежде всего ожидание, подготовка к пенсии. Для кого- то это возможность начать отдыхать, а для кого- то прекращение трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и ещё оставшейся энергией. С одной стороны, человек ещё может обеспечивать свою семью, включая внуков, а с другой стороны, предчувствие своей ненужности, когда он перестанет зарабатывать и будет жить лишь на свою пенсию.

Старческий возраст — 75—90 для мужчин, 75—90 для женщин. Когда человек уже освоил новый для себя статус, общение с такими же старцами, общение с членами своей семьи, которые либо используют свободное время старика, либо его опекают. Для стариков в этот период характерна подготовка к смерти, что выражается в частом хождение на кладбище, в церковь, в разговорах с близкими пожелания и обсуждение похорон.

Возраст долгожительства — более 90 лет. Затухание функций организма. Заканчивается смертью. Может характеризоваться общением с близкими, которые гордятся, что в их семье, роду, есть долгожитель. В основном общение с врачами, посещение больниц. Чаще старцев отдают в дома престарелых, т.к. за ними нужен особый уход, а как правило мало кто находит время следить за стариками.

Старение реально создает много психологических трудностей: ведь это годы «вынужденной праздности», часто проводимые в отрыве от работы с ощущением контраста «той» и «этой» жизни, которая многими воспринимается как унизительная. Вынужденное безделье часто становится патогенным фактором в соматическом и психическом отношении, поэтому многие стараются остаться трудоспособными, трудиться и приносить посильную пользу.

2. Объясните сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста.

С возрастом у пожилых людей снижается эффективность познавательных функций, прежде всего восприятия и памяти. Для старения характерны: ухудшение памяти, замедление процесса восприятия, изменение логического мышления. Серьёзные недостатки памяти-один из признаков деменции, наиболее распространённой формой, которой является болезнь Альцгеймера. Деменция(приобретённое слабоумие)-глобальное ухудшение интеллектуального функционирования, происходящего в результате атрофии центральной нервной системы; болезнь мозга, при котором нарушаются корковые функции, включая память, мышление, ориентацию, понимание, способности к обучению и способности к суждению, речь. Проявление деменции у разных людей протекает по-разному. Часто считается, что это ухудшение или потеря памяти, которая особенно очевидна при обучении новой информации, в языке, в представлениях и др. способностях. Такое ухудшение не осознаётся человеком. Шансы заболеть слабоумием у доживших до 80 лет возрастают и увеличиваются в геометрической прогрессии. По мере прогрессирования болезни становится всё труднее получить информацию, в чём нуждается такой человек. Поэтому очень важно учитывать особенности пожилых больных. Страдающие болезнью Альцгеймера часто испытывают страх и подвержены панике. Нарушения памяти происходят в равной степени на события прошлого и настоящего. Сохраняется высокая потребность в общении, в беседе со сверстниками. Инвалидизация при деменции характеризуется: нарушениями памяти, изменением мышления, нарушением способности к обучению, высоким уровнем стресса, обострённой чувствительностью к социальному и физическому окружению.

3.Дайте психологическую характеристику личности инвалида и лицам пожилого возраста.

В жизни личностью называют человека, который отличается от других устойчивыми психологическими особенностями и поступками. Такой человек принимает самостоятельные решения, преодолевает трудности, возникающие на его пути. Он обладает ярко выраженной индивидуальностью, имеет собственное мнение, свою мораль, убеждения, твёрдо и последовательно их придерживается. С возрастом меняются психологические особенности, поступки, своё место в обществе и отношение к окружению. Физическое состояние, самочувствие во многом определяет место человека в семье и в обществе. Болезненный характер физического увядания определяет форму психического старения и в целом психическую жизнь. Типы старения выделяют позитивные и отрицательные.

Позитивные, психологически благополучные типы старости:

1) продолжение общественной жизни после выхода на пенсию, активное и творческое отношение;

2) устройство собственной жизни, материальное благополучие, хобби, развлечения, самообразование; хорошая социальная и психологическая приспособленность;

3) приложение сил в семье, на благо другим её членам, чаще это женщины. Хандры и скуки нет ,но удовлетворённость жизнью ниже, чем в первых двух группах;

4) смысл жизни связывается с укреплением здоровья, характерно более для мужчин. Этот вид жизнедеятельности даёт определённое моральное удовлетворение, но иногда сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью в отношении здоровья.

Отрицательные типы развития:

1) агрессивные ворчуны;

2) разочаровавшиеся в себе и в собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, глубоко несчастные.

Эмоциональное переживание удовлетворённости жизнью в старости связано с оценкой пожилыми людьми смысла своей жизни для других, с наличием жизненной цели и временной перспективы, связывающей их настоящее и будущее. Неудовлетворённость жизнью как переживание связано с оценкой внешних и внутренних условий жизни и складывается из озабоченности своим ухудшающимся здоровьем, внешностью, нехваткой материальных средств, отсутствием физической и моральной поддержки, фактической изоляции.

Список используемой литературы:

Андреева Г.М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 378 с.

Глуханюк Н.С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. – 112 с.

Еникеев М. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев: учеб., 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Проспект, 2007. – 440 с.

Ефимова Н.С. Психология общения : практикум по психологии : учеб. пособие / Н.С. Ефимова. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2009. – 192 с.

Кравченко А.И. Общая психология : учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, 2010. – 432 с.

Краснова О.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Источник