Меню

Выберите единицу измерения оценивающую показатель рождаемости или смертности населения популяции 100



Популяции

1. Выберите значение, оценивающее показатель плотности населения популяции:

а) 20 особей;
б) 20 особей на гектар;
в) 20 особей на 100 размножающихся самок;
г) 20%;
д) 20 особей на 100 ловушек;
е) 20 особей в год.

2. Выберите значение, оценивающее показатель рождаемости (или смертности) населения популяции:

а) 100 особей;
б) 100 особей в год;
в) 100 особей на гектар;
г) 100.

3. Зайцы-беляки и зайцы-русаки, обитающие на одной территории, составляют:

а) одну популяцию одного вида;
б) две популяции двух видов;
в) две популяции одного вида;
г) одну популяцию разных видов.

4. На территории площадью 100 км2 ежегодно производили рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80–110 голов.
Определите плотность поголовья лосей: а) на момент создания заповедника; б) через 5 лет после создания заповедника; в) через 15 лет после создания заповедника. Объясните, почему сначала численность лосей резко возросла, а позже упала и стабилизировалась.
(Ответ: а – 0,5 особи/км2; б – 6,5 особи/км2; в – 0,9 особи/км2. Численность лосей возросла из-за охраны на территории заповедника. Позже численность уменьшилась, так как в заповедниках рубка леса запрещена. Это привело к тому, что через 15 лет мелкие деревья, растущие на старых вырубках, выросли, и кормовая база лосей уменьшилась.)

5. Охотоведы установили, что весной на площади 20 км2 таежного леса обитало 8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не образуют постоянных пар). Ежегодно одна самка в среднем приносит трех детенышей. Средняя смертность соболей (взрослых и детенышей) на конец года составляет 10%. Определите численность соболей в конце года; плотность весной и в конце года; показатель смертности за год; показатель рождаемости за год.
(Ответ: численность соболей в конце года – 18 особей; плотность весной – 0,4 особи/км2 ; плотность в конце года 0,9 особи/км2; показатель смертности за год – 2 особи (согласно расчетам – 1,8, но реальная величина, естественно, всегда будет выражаться целым числом); показатель рождаемости за год – 12 особей.)

6.* Является ли популяцией: а) группа гепардов в Московском зоопарке; б) семья волков; в) окуни в озере; г) пшеница на поле; д) улитки одного вида в одном горном ущелье; е) птичий базар; ж) бурые медведи на острове Сахалин; з) стадо (семья) оленей; и) благородные олени в Крыму; к) колония грачей; л) все растения ельника? Ответ обоснуйте.
(Ответ: да – в, д, ж, и. Популяция – это группа особей одного вида, взаимосвязанных между собой, продолжительное время (несколько поколений) обитающая на одной территории. Популяция – это естественная группировка, которая обладает определенной половой, возрастной, пространственной структурой.)

7.* Чем объяснить то, что если в борьбе двух (не бойцовых) собак одна подставит незащищенную шею, другая не станет за нее хватать, в то время как в борьбе рыси и собаки такое поведение окажется роковым для подставившей шею собаки?
(Ответ: агрессия между особями одного вида, как правило, направлена на поддержание иерархической и пространственной структуры популяции, а не на уничтожение соплеменников. Популяция, как и вид, представляет собой единое целое, и благополучие одной особи во многом определяет благополучие популяции, вида. Рысь же попросту съест собаку.)

8.*В лесу ученые равномерно расставили ловушки на зайцев-беляков. Всего было поймано 50 зверьков. Их пометили и отпустили. Через неделю отлов повторили. Поймали 70 зайцев, из которых 20 были уже с метками. Определите, какова численность зайцев на исследуемой территории, считая, что меченые в первый раз зверьки равномерно распределились по лесу.
(Ответ: 50 меченых особей должны были распределиться среди общего количества зайцев (Х), обитающих на исследуемой территории. Доля их в повторной выборке должна отражать и их долю в общей численности, т.е. 50 относится к Х как 20 относится к 70.
Решаем пропорцию:
50 : Х = 20 : 70; Х = 70х 50 : 20 = 175.
Таким образом расчетная численность зайцев на исследуемой территории составляет 175 особей.
Данный метод (индекс Линкольна, или индекс Петерсена) используется для определения численности скрытных животных, которых не удается пересчитать напрямую. Результат расчетов может иметь дробное значение, однако надо помнить, что реальная численность животных всегда выражается целой величиной. Кроме того, данный метод имеет свои погрешности, что тоже надо принимать во внимание. Логичней говорить, например, о численности в 170–180 особей.)

Источник

Выберите единицу измерения,оценивающую показатель рождаемости: 100

Выберите единицу измерения,оценивающую показатель рождаемости: 100 особей 100 особей в год 100 особей на гектар 100.

Слайд 19 из презентации «Популяции»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Популяции.ppt» можно в zip-архиве размером 1470 КБ.

Популяция

«Популяция в биологии» — Изучением популяций занимаются достаточно давно. Баланс рождаемости и смертности во многом определяет плотность популяции. Рождаемость, смертность, вселение и выселение особей, численность, скорость роста. Факторы неживой природы действуют на популяции односторонне. Численность популяций очень динамична.

«Структура и динамика популяций» — Наблюдается у крупных птиц, рыб, хищников, грызунов. Характеризуется периодом 5-11 лет и большей амплитудой. Возрастная структура. Меняться могут плотность, рождаемость, выживаемость, численность популяции. Кривая типа II характерна для хищников, крупных грызунов, птиц, когда Р=С. Возраст популяции зависит от рождаемости, смертности и выживаемости.

«Динамика популяций» — Динамика численности популяции. К-стратеги. Математическое и компьютерное моделирование. Модель Ферхюльста. Плотность популяции. План урока. Одноклеточная амеба каждые три часа делится на две клетки. R-стратеги. Модели развития популяций. Динамика популяций. Вспомните. Что происходит с численностью популяции жертвы.

«Урок Популяция» — Основные свойства популяций. Особи в популяции различаются по полу, возрасту, по взаимодействию с окружающей средой. Аполлон обыкновенный. Генетическая и фенетическая структура — соотношение в популяции особей с разными генотипами и фенотипами. Пространственная структура – особенности размещения особей в пространстве.

«Популяция вид» — Минимальная численность – число особей, достаточное для поддержания популяции. Полиандрия. Важнейшие эволюционные факторы: Термин введён русским биологом С. С. Четвериковым в 1915. 1 – ареал вида, 2, 3, 4 — различные популяции. Характеристики популяции 3. генетические. Реально вид существует именно в виде популяций.

«Динамика численности популяций» — Этапы разработки и исследования. Состояние окружающей среды. Информационные модели развития популяций. Типы роста популяции. Колебания численности особей. Примеры популяций. Динамика популяций, как биологическое явление. Основные термины темы. Знания о динамике популяций. Динамика популяций. Показатели.

Источник

Методическая разработка тестов для итогового контроля знаний по теме: «Демографическая ситуации в России. Определение возраста.Закономерностироста и развития человека».

Тема занятия: Демографическая ситуации в России. Определение возраста. Закономерности роста и развития человека.

ДисциплинаПМ.01., МДК01.01 «Здоровый человек и его окружение»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело курс 2

Задания в тестовой форме

Выберите один или несколько правильных ответов

1.Основные показатели статистики населения:
1) рождаемость;
2) смертность;
+3) численность населения; состав населения (пол, возраст, социальное положение и т.д.).

2.Показатель детской смертности рассчитывается по формуле:
+1) (число умерших детей в возрасте до 1 года) / (число родившихся живыми) х 100;
2) (число умерших детей в возрасте до 1 года)/ (число всех родившихся) х 100;
3) (число родившихся живыми за год)/ (число умерших детей в возрасте до 1 года) х 100.

3.Основные принципы сохранения, поддержания и укрепления здоровья :

1. Борьба со стрессом

2. Адекватное и рациональное питание

3. Отказ от вредных привычек
+4.Все утверждения верны

4 . Суммарный коэффициент рождаемости отражает количество детей, которое должна родить каждая женщина для:

+1) простого воспроизводства населения;
2) прироста населения на 10%;
3) прироста населения на 20%;
4) прироста населения на 30%.

5.Краткосрочные демографические прогнозы

+1.на период от 1 до 10 лет;

2. от 10 до 25 лет;

3. от 25 до 50 лет

6. Показатели, отражающие механическое движение населения:
1) рождаемость;
2) смертность;
+3) эмиграция;

7. Показатели, характеризующие здоровье населения:
1)рождаемость;
2) смертность;
+3)физическое развитие;
+4) заболеваемость;
5) демографические показатели.

8 . Показатель рождаемости рассчитывается по формуле :
1) (число родившихся живыми за год)/ (среднее число населения) х 1000;
2) (число родившихся живыми за год)/ (число принятых родов) х 1000;
+3) (число беременных женщин за год)/ (число принятых родов) х 1000.

9 .Для простого воспроизводства, суммарный коэффициент рождаемости должен составить:

10. Статика населения характеризуется:

а) изменением количества населения; б) численностью и составом населения;

в) перемещением населения по территориям; г) естественным приростом населения.

11. Динамика населения изучает:

а) изменение количества населения; б) численность и состав населения;

в) структуру населения; г) место жительства.

12. Изменение численности населения на данной территории может происходить в результате:

а) миграции; б) естественного движения населения;

в) изменения возрастной структуры населения; г) изменения соотношения мужчин и женщин.

13. К показателям естественного движения населения относятся:

а) миграционный прирост; б) рождаемость; в) эффективность миграции;

г) смертность; д) естественный прирост; е) структура населения по возрасту, полу.

14. Число родившихся живыми, приходящееся на 1000 населения, — это коэффициент:

а) общей плодовитости; б) брачной плодовитости;

в) общей рождаемости; г) повозрастной рождаемости.

15. Суммарный коэффициент рождаемости показывает:

а) общее число детей, родившихся в течение года; б) число детей, родившихся в браке;

в) число детей, которое родила бы каждая женщина в течение всей жизни при сохранении существующего уровня рождаемости;

г) число детей, которое родила бы каждая женщина определенного возраста.

16. Средние медицинские работники оформляют «Медицинское свидетельство о рождении» в случае, если:

а) они принимали роды;

б) в населенном пункте в медицинских учреждениях работает только сестринский персонал;

в) врач отказывается от составления свидетельства;

г) роды произошли вне медицинского учреждения.

17. К физиологическим потребностям, по Маслоу—Годфруа, относятся:

а) голод; б) любовь; в) безопасность; г) жажда; д) выделение; е) дыхание.

9. К социальным потребностям, по Маслоу—Годфруа, относятся:

а) порядок; б) любовь; в) безопасность; г) жажда; д) признание; е) дыхание.

18. Высшей ступенью в иерархии потребностей является:

а) безопасность; б) любовь; в) самоуважение; г) самореализация; д) порядок.

19. Внешнее дыхание включает:

а) транспорт кислорода из легких в ткани; б) транспорт углекислого газа из тканей в легкие;

в) обмен воздуха между внешней средой и альвеолами легких;

г) утилизацию кислорода тканями; д) обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью.

20. Под внутренним дыханием понимают:

а) транспорт кислорода из легких в ткани; б) транспорт углекислого газа из тканей в легкие;

в) обмен воздуха между внешней средой и альвеолами легких; г) утилизацию кислорода тканями;

д) обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью.

21. Наибольшее количество энергии выделяется при окислении 1 г:

а) белков; б) жиров; в) минеральных веществ;г) углеводов; д) витаминов.

22. При низкой температуре и высокой влажности окружающего воздуха выделение жидкости осуществляется преимущественно:

а) кожей; б) почками; в) легкими; г) желудочно-кишечным трактом.

23. При преимущественно умственном труде наиболее эффективной формой восстановления является:

а) пассивный отдых; б) адекватная физическая нагрузка;

в) потребление дополнительного количества пищи; г) компьютерные игры.

24. Пассивный отдых в большей степени допустим:

а) при преимущественно умственном труде;

б) после выполнения работы, связанной со значительными затратами физической энергии;

в) после длительного сна; г) в выходные и праздничные дни.

1. Понятия «здоровье» (виды); «качество жизни» (параметры), критерии качества жизни ВОЗ.

ОТВЕТ: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) так определила понятие здоровья: « Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических недостатков». Выделяют индивидуальное, групповое и общественное здоровье (здоровье населения, здоровье популяции). Об индивидуальном здоровье говорят в том случае, если рассматривается конкретный человек, индивидуум; групповое здоровье предусматривает оценку уровня здоровья нескольких людей; о здоровье населения, общественном здоровье говорят при изучении, оценке здоровья населения, проживающего на определенной территории (в городе, селе, административно-территориальном образовании). Индивидуальное здоровье оценивают по самочувствию конкретного человека, наличию или отсутствию у него заболеваний, его физическому состоянию и развитию, выявляемых после соответствующих исследований, трудоспособности, личным ощущениям жизни и другим критериям и признакам. Групповое и общественное здоровье определяется по медико-статистическим и медико-демографическим показателям и критериям, а не только по оценке индивидуального здоровья.

Понятие «качество жизни» введено в обиход в 1982 г. и часто используется для характеристики полноценности жизни больных, однако его можно использовать и для описания состояния здорового человека. Качество жизни определяется как «соответствие желаний человека его возможностям, лимитированным заболеванием» [Jones Т., 1997]. В случае здорового человека, таким образом, качество жизни можно определить как соответствие желаний и потребностей человека его возможностям, ограниченным его физическим, психологическим, социальным состоянием. Восприятие качества жизни во многом является субъективным, т.е. сам человек определяет степень удовлетворенности своей жизнью. Оценка качества жизни каждого конкретного человека зависит и от возрастных характеристик личности. Для здорового человека важными параметрами качества жизни являются: • сохранение (повышение) социального статуса; • сохранение семейного статуса;

Читайте также:  Что такое напряжение виды единица измерения

сексуальная активность; • удовлетворение от увлечений и отдыха. Для больного человека, помимо перечисленных параметров, большое значение имеет и возможность самообслуживания, самоухода.

Критериями качества жизни [ВОЗ, 1995] принято считать:

физические (сила, энергия, сон, отдых); • психологические (мышление, изучение, запоминание, концентрация, положительные эмоции, самооценка, внешний вид, печальные переживания); • уровень независимости (повседневная деятельность, работоспособность) ; • жизнь в обществе (личные взаимоотношения, общественная ценность человека, сексуальная активность); • окружающая среда (безопасность, быт, материальное благополучие, доступность информации, возможность обучения, досуг; экология — населенность, загрязнение среды обитания и т.д.); • духовность (чувство ответственности за других, религия, личные убеждения и установки).

2. Факторы ,влияющие на уровень и состояние здоровья. Факторы риска ВОЗ. Группы риска.

ОТВЕТ:На уровень и состояние здоровья человека оказывает влияние множество факторов. Общепринято выделять следующие факторы .

биологические, психологические свойства человека (наследственность, конституциональные особенности и др.); • природные условия (климат, флора, фауна и т.д.); • состояние экологии (степень загрязнения или чистоты окружающей среды); • социально-экономические, политические условия, действующие в той или иной стране; • уровень развития здравоохранения, степень подготовленности и квалификации медицинских кадров.

Помимо непосредственных факторов и условий, определяющих здоровье, можно выделить и группу факторов риска здоровью , т.е. факторов, создающих благоприятный фон для развития заболевания, способствующих возникновению и развитию болезни, но не являющихся непосредственной причиной их развития: для возникновения заболевания необходимо действие конкретного причинного фактора. Факторы риска по своей природе могут быть первичными , действующими изначально и способствующими нарушению здоровья; вторичными, служащими провоцирующими для развития заболеваний; а также третичными и т.д. Выделяют большие, или главные, факторы риска.

К числу больших первичных факторов риска специалисты ВОЗ относят :

курение; • злоупотребление алкоголем;

нерациональное питание; • гиподинамию; • психоэмоциональный стресс. К числу вторичных больших факторов риска относят: • диабет; • артериальную гипертензию; • гиперлипидемию, гиперхолестеринемию; • ревматизм; • аллергию; • иммунодефицит и др.

Помимо отдельных факторов риска, выделяют и группы риска, т.е. группы населения, в большей мере, чем основная его часть, подверженные развитию различных патологических процессов. К такой категории людей могут быть отнесены люди различных возрастных, социальных, профессиональных групп. Это дети, лица пожилого и старческого возраста, беременные, одинокие, люди, работающие во вредных условиях, и т.д. Выделение таких групп, определение факторов риска помогает в работе медицинского персонала, позволяя разрабатывать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья лиц, входящих в ту или иную группу риска.

3. Понятие «образ жизни». Факторы образа жизни взрослого и ребенка.

ОТВЕТ:Существенное влияние на здоровье оказывает образ жизни человека. Доля факторов образа жизни среди всех обусловливающих здоровье воздействий превышает 50 %.

Образ жизни определяется как исторически сложившаяся совокупность характерных черт деятельности или активности людей, включающая материальную и духовную сферы и являющаяся отражением уровня развития производства, культуры, уровня развития общества в целом.

Понятие «образ жизни» включает различные категории деятельности, активности людей: • характер активности (интеллектуальная и физическая активность); • сферы активности (трудовая и внетрудовая активность); • виды или формы активности (производственная, социальная, культурная, образовательная, медицинская активность, деятельность в быту).

Образ жизни, поведение человека, направленные на сохранение здоровья, благотворно влияющие на его здоровье, можно называть здоровым образом жизни . Это понятие включает в себя все элементы деятельности, направленной на охрану, улучшение и укрепление здоровья. Формирование здорового образа жизни, обеспечение нормального развития человека создает предпосылки для устранения угрозы возникновения патологических процессов, способствует сохранению активной деятельности на протяжении всей жизни и осознанию человеком собственной индивидуальности и значимости.

Образ жизни может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на здоровье человека. Факторы, оказывающие влияние на здоровье, могут быть различными в разные возрастные периоды.

К ведущим факторам образа жизни взрослого населения относятся :

уровень образования; • жизненная позиция; • соответствие должности и места работы уровню образования; • производственно-трудовая деятельность; • морально-психологический климат на работе; • физическое и психологическое состояние; • физическая активность; • морально-психологическая обстановка в семье.

Среди факторов образа жизни детского населения выделяют :

акушерско-гинекологический анамнез матери; • возраст матери при рождении ребенка; • характер вскармливания ребенка (естественное, искусственное); • психоэмоциональное состояние ребенка; • социальную активность ребенка; • физическую активность ребенка; • внутрисемейный климат.

От образа жизни следует отличать условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. К условиям жизни, оказывающим влияние на здоровье, можно отнести конкретные условия, в которых человек живет, трудится, отдыхает. Это то, что окружает человека, — демографические, природные, социально-экономические, политические условия и факторы, уровень развития здравоохранения. Конкретному человеку трудно изменить существующие условия, но он может определенным образом использовать их, реагировать на них, приспособив к ним образ жизни, и тем самым повлиять на уровень своего здоровья.

Все население по уровню здоровья может быть распределено на определенные группы:

к 1-й группе относятся здоровые лица; • ко 2-й группе относятся практически здоровые, имеющие факторы риска;

к 3-й группе относятся больные в стадии компенсации; • к 4-й группе относятся больные в состоянии декомпенсации*.

4.Понятие «демография» и « население». Методы изучения народонаселения (статика, динамика.).

Демография (от греч. demos — народ и grapho — писать) — наука о населении, закономерностях его воспроизводства в связи с социально-экономическими и историческими условиями.

Под населением (народонаселением) принято понимать совокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах какой-либо страны или части ее территории (провинции, земли, области, края, района, определенного населенного пункта), а также группы стран или всего мира.

К числу вопросов, изучением которых занимается демография ,

относятся: • территориальное размещение населения; • анализ воздействия на население различных факторов — экологических, медицинских, правовых, социально-экономических, условий жизни, быта, традиций и т.д.; • выявление тенденций и процессов, происходящих среди населения в связи с этими факторами.

Одной из важнейших характеристик населения является состояние его здоровья. Изучение народонаселения ведется с помощью статистических методов в двух основных направлениях — изучение статики и динамики населения.

Статика населения — это численный состав населения на определенный (критический) момент времени. Состав населения изучается по ряду основных признаков, характеризующих его структуру. К таким признакам относятся: • пол; • возраст; • социальная и профессиональная принадлежность; • семейное положение; • уровень образования; • место жительства; • географическое размещение; • плотность населения.

Динамика населения представляет собой движение населения, мобильность, изменение его численности, которое может происходить в результате различных процессов. За счет движения населения изменяются его численность, возрастнополовой, национальный, социальный состав, доля занятого населения и другие показатели.

Различают: • социальную мобильность, т.е. переход людей из одних социальных групп в другие в результате изменения материального положения, уровня образования и т.д.; • механическое движение населения (миграция) — перемещение людей через границы тех или иных территорий, связанное с переменой места жительства, учебой или работой; • естественное движение населения, обусловливающее смену поколений в результате рождений и смертей.

Результатом этих процессов является в первом случае изменение численности людей по социальным группам, профессиям, уровню образования и т.д., во втором — изменения в расселении людей по территории, в третьем — изменение численности и половозрастной структуры.

Миграция подразделяется на : • безвозвратную (переселение со сменой постоянного места жительства); • временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок); • сезонную (перемещение в определенные периоды, сезоны года); • маятниковую (регулярные перемещения за пределы своего населенного пункта к месту учебы или работы).

Выделяют также внешнюю и внутреннюю миграцию.

Внешняя миграция, т.е. перемещение за пределы своей страны, подразделяется на: • эмиграцию — передвижение граждан из своей страны в другую на длительный срок или постоянное жительство; • иммиграцию — перемещение граждан из другой страны в данную.

Внутренняя миграция представляет собой перемещение населения из одного района проживания в другой, с одной территории на другую, а также переезд жителей из села в город — часть процесса урбанизации.

Данные о миграции населения получают при анализе талонов статистического учета прибытия и убытия, заполняемых при регистрации по месту пребывания и поступающих из органов внутренних дел. Таким образом, воспроизводство населения в широком смысле слова характеризуется всеми тремя видами изменения численности населения. В более узком смысле под воспроизводством понимают процесс смены поколений вследствие рождаемости и смертности.

Источниками для получения фактических данных для демографии служат результаты учета численности и состава населения, получаемые при: • переписях, регулярно проводящихся в экономически развитых странах; • выборочных исследованиях, включающих как собственно демографические, так и социально-гигиенические, социологические и другие виды обследований; • текущем учете изменений в численности и составе населения на основе регистрации некоторых демографических явлений (рождений, смертей, браков, разводов и др.). Наиболее точным и достоверным источником изучения численности населения, его состава, структуры являются регулярно проводимые в большинстве стран всеобщие переписи населения.

Выборочные социально-демографические обследования проводятся по широкой программе в период между переписями. Они позволяют проследить изменения в составе населения страны, региона и получить сведения, необходимые для текущего планирования развития страны или региона. Выборочные обследования являются также источником информации для изучения состояния здоровья населения и планирования развития различных служб здравоохранения. Текущий учет демографических явлений включает оценку численности населения, которая производится на основе данных последней переписи, и изучение показателей естественного движения населения. Оценка численности населения на данной территории производится путем добавления к итогам последней переписи населения количества родившихся и прибывших на данную территорию и вычитания числа умерших и выбывших с данной территории. Кроме того, учитываются изменения численности населения в результате административно-территориальных преобразований. Данные, полученные при текущей оценке численности населения, уточняются при проведении очередной переписи. Сведения о естественном движении населения изучаются путем обязательной регистрации всех случаев рождений, смертей, заключения браков, разводов в органах записей актов гражданского состояния.

Статика и динамика населения имеют большое значение как для всей системы здравоохранения, так и для отдельных лечебно-профилактических учреждений, а также для конкретного медицинского работника.

Показатели статики населения необходимы для:

• расчета показателей естественного движения населения; • планирования всей системы здравоохранения, здравоохранения отдельных регионов и лечебно-профилактических учреждений; • расчета потребности в амбулаторно-поликлинической, стационарной помощи (общей и специализированной); • определения необходимых ресурсов здравоохранения и конкретного лечебно-профилактического учреждения; • расчета количественных показателей, характеризующих деятельность органов и учреждений здравоохранения; • организации противоэпидемических мероприятий. Данные о численности населения и его составе особенно важны для амбулаторно-поликлинического звена. Именно численность, возрастно-половой состав населения лежат в основе организации участковой службы, организации общеврачебной практики.

Показатели динамики населения позволяют : • оценивать состояние здоровья населения; • прогнозировать потребности в тех или иных лечеб- но-профилактических учреждениях и медицинских кадрах; • оценивать социальное, демографическое и медицинское благополучие населения; • характеризовать прирост или убыль населения; • оценивать миграционные процессы в стране, регионе; • судить об изменении социального статуса населения. Для медицинских работников большее значение имеют естественное движение населения, миграция, оказывающие значительное влияние на уровень здоровья, и в меньшей степени — социальная мобильность, хотя и перемещение из одной социальной группы в другую может оказывать неблагоприятное влияние на состояние здоровья.

Основные демографические показатели. Тип населения (регрессивный, прогрессивный, стационарный).Показатели миграционных процессов . Показатели естественного движения населения.

ОТВЕТ : Для характеристики тех или иных демографических событий применяются различные статистические показатели. Основными показателями, характеризующими статику населения, являются общая численность, структура населения (по полу, возрасту), плотность населения.

е структура населения по полу и возрасту. Структуру населения по полу можно определить по формуле (1.1):

тт ________ Число мужчин (женщин)______ X 100 % (1 П Дм(ж) Среднегодовая численность населения ’ ‘ ‘ ‘

где Дм(ж) — доля мужского (женского) населения.

Соотношение численности мужчин и женщин существенно влияет на показатель брачности, уровень воспроизводства населения и показатель внебрачной рождаемости . Показатель брачности представляет собой количество заключенных браков, приходящееся на 1000 населения, и рассчитывается по формуле (1.2):

^ Количество браков, заключенных в течение года „ 2) ^бр — Среднегодовая численность населения ’ ‘ 1 ‘

где Кбр — показатель брачности. Показатель разводимости (коэффициент разводов) — это количество разводов, приходящееся на 1000 населения. Этот показатель рассчитывается по формуле (1.3):

Читайте также:  Шкала измерения давления воз

„ _ Количество разводов, совершенных в течение года,, ^ р — Среднегодовая численность населения ’ ‘ ‘ ‘

где Кр — коэффициент разводов.

Очень важным демографическим показателем является возрастная структуранаселения , позволяющая, в частности, на основании расчета доли лиц в возрасте 0—14 лет, 15— 49 лет, 50 лет и старше определить возрастной тип населения. В зависимости от распределения населения по этим возрастным группам различают прогрессивный, регрессивный и стационарный типы населения.

Прогрессивным считается тип населения тех территорий, регионов или стран, в которых доля лиц в возрасте от 0 до 14 лет превышает долю лиц в возрасте 50 лет и старше.

При регрессивном типе населения, наоборот, доля людей в возрасте 50 лет и старше превышает долю лиц возрастной группы от 0 до 14 лет.

Стационарным является тип населения, при котором наблюдается равенство числа лиц этих возрастных групп. По этой классификации население России, как и большинства экономически развитых стран, относится к регрессивному типу.

Основными показателями, характеризующими миграционные процессы, являются :

• число прибывших на данную территорию (в абсолютных числах и в расчете на 1000 населения); • число выбывших с территории (в абсолютных числах и в расчете на 1000 населения); • миграционный прирост; • показатель эффективности миграции.

Миграционные процессы оказывают серьезное влияние на уровень и состояние здоровья как отдельных людей, так и населения региона, страны в целом, поэтому их изучение и анализ имеют большое значение для органов и учреждений здравоохранения. Так, урбанизация изменяет экологическую обстановку, что сказывается на уровне и структуре заболеваемости, а это в свою очередь требует пересмотра нормативов оказания медицинской помощи. Урбанизация отражается на уровне брачности, ведет к росту внебрачной рождаемости. Маятниковая миграция приводит к увеличению числа контактов, тем самым способствуя распространению инфекционных заболеваний, ведет к росту травматизма, стрессовых ситуаций. Сезонная миграция ведет к неравномерной нагрузке учреждений здравоохранения в различные периоды года, может способствовать возникновению неблагоприятной эпидемической обстановки, отрицательно влияет на здоровье людей, особенно при смене климатических, часовых поясов. В целом уровень здоровья и качество жизни мигрантов, как правило, отличаются от состояния здоровья и качества жизни коренного населения.

Однако большее значение для медицинских работников, органов и учреждений здравоохранения имеют показатели естественного движения населения, к основным видам которых относятся:

• рождаемость; • смертность; • естественный прирост населения. Помимо основных показателей, характеризующих естественное движение населения, используются и дополнительные показатели, уточняющие основные (плодовитость, материнская смертность, детская смертность, структура смертности по причинам, возрасту и т.д.).

Рождаемость представляет собой процесс возобновления новых поколений, связанный с биологическими факторами, определяющими способность организма к воспроизводству потомства (зачатие, оплодотворение, вынашивание плода, роды). При изучении и анализе рождаемости в человеческом обществе следует помнить, что она определяется не только биологическими условиями, но и социально-экономическими процессами, условиями труда, быта, брачным возрастом, традициями, религиозными установками и целым рядом других факторов, которые определяют внутрисемейные отношения и влияют на регулирование числа рожденных детей.

Определение интенсивности рождаемости производится на основании расчета и анализа различных показателей, к числу которых относятся:

• общий показатель рождаемости (рождаемость); • коэффициенты общей и брачной плодовитости; • суммарный коэффициент рождаемости; • повозрастные показатели плодовитости.

Общий показатель рождаемости (рождаемость) представляет собой общее число родившихся живыми в течение года, приходящееся на 1000 населения, и рассчитывается по формуле (1.9):

Общее число родившихся в течение года ^ | ррр( 1 9 ) — Среднегодовая численность населения ’

где ОПР — общий показатель рождаемости (рождаемость).

Для получения объективных и точных данных о рождаемости в стране или каком-либо ее регионе необходим качественный учет абсолютно всех случаев рождения, который достигается путем регистрации каждого новорожденного. В соответствии с действующим законодательством регистрация ребенка производится в течение месяца со дня рождения органами ЗАГС по месту рождения ребенка или месту жительства родителей на основании «Медицинского свидетельства о рождении», выдаваемого учреждением здравоохранения, в котором произошли роды. «Медицинское свидетельство о рождении» составляется врачом, а в населенных пунктах(чаще в сельской местности), где в учреждениях здравоохранения работают средние медицинские работники, — фельдшером или акушеркой, принимавшими роды. В случае рождения ребенка вне лечебного учреждения «Медицинское свидетельство о рождении» выдает учреждение, медицинский работник которого принимал роды; при родах на дому факт рождения удостоверяется двумя свидетелями. Общий показатель рождаемости является не только важным демографическим, но и медико-социальным критерием жизнеспособности и воспроизводства населения. В комплексе с другими показателями рождаемость можно использовать как один из показателей состояния здоровья населения, хотя и не в полной мере отражающий уровень благополучия населения.

При оценке показателя рождаемости принято считать уровень между 15 и 25 %0 средним показателем рождаемости, ниже 15 %о — низким, а выше 25 %о — высоким.

Однако общий показатель рождаемости дает лишь общую характеристику процесса, но не позволяет точно судить об интенсивности этого явления, поэтому для более точных оценок рождаемости используют специальные показатели — коэффициенты общей и брачной плодовитости, которые рассчитываются на 1000 женщин детородного возраста (от 15 до 49 лет). Количество рождений до и после этого возраста незначительно, и поэтому им при расчетах пренебрегают. Таким образом, коэффициент общей плодовитости представляет собой число родившихся живыми, приходящееся на 1000 женщин в возрасте от 15 до 49 лет, а коэффициент брачной плодовитости — число родившихся, приходящееся на 1000 женщин фертильного* возраста, состоящих в браке. Помимо этих коэффициентов, рождаемость уточняется повозрастными показателями плодовитости, для чего весь период детородного возраста делят на отдельные интервалы (15-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49 лет) и определяют число родившихся живыми, приходящееся на 1000 женщин соответствующей возрастной группы. К важнейшим показателям естественного движения населения относятся показатели смертности, взаимодействие между которыми и показателями рождаемости характеризует смену одних поколений другими, воспроизводство населения. Общую смертность населения в стране, регионе характеризуют с помощью общего показателя смертности, который представляет собой число умерших, приходящееся на 1000 населения. Этот показатель рассчитывается по формуле (1.10):

_ Общее число умерших в течение года „ ^ — Среднегодовая численность населения ’ ^

где ОПС — общий показатель смертности.

Получение точных данных о смертности зависит от правильного учета каждого случая смерти, регистрация которого производится в органах ЗАГС на основании «Медицинского свидетельства о смерти», выдаваемого в учреждениях здравоохранения врачом, установившим смерть больного или лечившим умершего. «Медицинское свидетельство о смерти» может быть выдано и средним медицинским работником (фельдшером) на основании наблюдения за больным и записей в медицинской документации.

8.Общий показатель смертности.

ОТВЕТ: Общий показатель смертности в экономически развитых странах находится на уровне средних показателей, и не отмечается резкого его увеличения (см. табл. 1.4). Общий показатель смертности дает лишь приближенную оценку смертности, позволяет выявить общие тенденции, но точнее характеризуют процесс смертности его возрастно-половые показатели. Показатель смертности соответствующей возрастной группы (от 0 до 1 года, от 1 года до 4 лет, от 5 до 9 лет, . от 50 до 54 лет, от 55 до 60 лет, . 85 лет и старше) рассчитывается по формуле (1.11):

Число умерших данного возраста в течение года ]ррр и Ш Среднегодовая численность населения ’

где ПСВ — показатель смертности в данной возрастной группе. Аналогично рассчитывается и показатель повозрастной смертности среди мужчин и женщин (1.12):

Число умерших данного пола _ в данном возрасте в течение года ::юоо л |2) “л Среднегодовая численность населения ’ ^

где ПСвп — показатель смертности лиц данного пола в данной возрастной группе.

Наиболее высокий показатель повозрастной смертности отмечается в возрасте 85 лет и старше (207,2 %о), а наиболее низкий — в возрастных группах 5—9 и 10—14 лет (0,5 %о). Уровень смертности лиц мужского пола выше аналогичного показателя у женщин не только в целом, но и по отдельным возрастным группам, причем более интенсивный рост этого показателя отмечается среди мужчин. Среди повозрастных показателей смертности особое место занимает показатель младенческой смертности, расчет которой имеет свои особенности. Этот показатель достаточно точно отражает уровень развития здравоохранения в стране, в частности системы охраны материнства и детства, эффективность проводимых мероприятий по снижению детской смертности, позволяет планировать и предпринимать меры по ее снижению.

Среди показателей естественного движения населения важное место принадлежит показателю естественного прироста населения , который служит наиболее общей характеристикой роста численности населения в стране, регионе. Естественный прирост населения может быть выражен в абсолютных числах как разность между числом родившихся и умерших в данном году, но чаще он рассчитывается как показатель естественного прироста, определяемый разностью между показателями рождаемости и общей смертности (1.13).

ЕП = ОПР — ОПС, (1.13)

где ЕП — показатель естественного прироста, ОПР — общий коэффициент рождаемости (рождаемость), ОПС — общий показатель смертности.

9.Возраст (биологический, хронологический).

ОТВЕТ: Понятие периода жизни человека тесно связано с понятием «возраст». Под возрастом принято понимать:

период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента; 2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристику его жизни, отражающую момент рождения, рост, развитие, созревание и старение. Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.

Хронологический возраст — это период от рождения до момента его исчисления, т.е. разность между датой исследования и датой рождения. Биологический возраст — совокупность признаков, характеризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья. Хронологический возраст имеет четкие границы во времени — час, день, месяц, год. При этом биологические особенности данного конкретного организма не учитываются.

Биологический возраст определяется всей совокупностью обменных, анатомических, функциональных, регуляторных, психологических особенностей, приспособительными возможностями организма. Он также представляет собой определенные отрезки времени, но в отличие от календарного временные интервалы биологического возраста, на протяжении которых происходят необратимые возрастные изменения, ограничены менее четко. Именно эти временные промежутки используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека, так как многие показатели функционального развития организма, его систем соотносятся прежде всего с биологическим возрастом и в меньшей степени с календарным. Биологический возраст может не соответствовать хронологическому . При некоторых патологических состояниях (например, при прогерии*) биологический возраст опережает календарный, а при некоторых других — отстает от него (например, при инфантилизме*). Расхождение сроков хронологического и биологического возраста зависит и от конституциональных и расовых особенностей организма, состояния здоровья человека, региональных отличий, связанных с климатическими условиями, режимом и характером питания и т.д. Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необходимо. Критерии, по которым определяются те или иные этапы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность зависят от ряда факторов. Это в первую очередь биологические особенности организма, во-вторых, социальные факторы (условия среды обитания, уровень жизни), в-третьих, уровень научных знаний и состояние здравоохранения. Имеют значение и другие факторы, влияющие как на состояние здоровья человека, так и на его мировоззрение.

Большое значение определение возраста, выделение возрастных периодов имеют для оценки качества жизни .

К параметрам, позволяющим оценить качество жизни , относятся:

• биологический возраст; • психологический возраст (самоощущение возраста); • поведенческий возраст (осанка, походка, выбор одежды, речь, манера общения с окружающими); • сексуальный возраст (отношение к лицам противоположного пола, реальные половые возможности); • волевой возраст (умение ставить цель и добиваться ее выполнения, сохранность волевых качеств на протяжении жизни).

Возрастные периоды — это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом. На протяжении жизненного цикла человека — от зачатия до смерти — можно выделить три основных периода: • период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости; • период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма; • период угасания, ослабления и деструкции* функциональных систем во время старения организма, наступающий после прекращения репродуктивной* функции.

Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить, особенно у взрослого человека. Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает прежде всего этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевательного аппарата, становление высшей нервной деятельности. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее. Для периода детства характерен непрерывный процесс роста и развития, когда органы и функциональные системы ребенка изменяются в соответствии с известными возрастными границами.

10.Рост и развитие.

ОТВЕТ: С понятиями «период жизни», «возрастной период», «биологический возраст» тесно связаны такие понятия, как « рост» и «развитие».

Читайте также:  Что означает электрическое измерение

На каждом этапе возрастной биографии имеются специфические черты, отражающие стадии роста и степень развития организма. Рост и развитие человека — это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам. Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Рост — это количественные изменения, связанные с увеличением числа и/или размеров клеток, размеров и массы органов, тканей, всего организма в целом, накопление определенного объема информации, умений, опыта и т.д.

Развитие подразумевает качественные изменения — морфологическая дифференцировка тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение, угасание со временем, т.е. развитие может идти по двум линиям — восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс).

Кроме того, различают две формы развития : эволюционную и революционную, скачкообразную. Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя происходит клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).

Процессы роста и развития имеют ряд закономерностей , к которым можно отнести: • генетическую предопределенность; • стадийность; • определенные морфофункциональные изменения, характерные для каждого периода жизни человека. Основной закономерностью соотношения роста и развития является их несовпадение во времени или пространстве, т.е. они не происходят одномоментно: вначале наблюдаются количественные изменения, приводящие затем к качественным. Этим объясняются скачки роста в отдельные возрастные периоды, несоответствие сроков физического и психосоциального развития (особенно выраженное в подростковом периоде), снижение отдельных функций организма в определенные периоды жизни. Степень и скорость изменений, происходящих с человеком, неодинаковы в различные периоды его жизни: чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы положительного развития, с возрастом они значительно замедляются. Так, наиболее существенны темпы роста в раннем детском возрасте, когда происходит значительное увеличение основных морфологических показателей (длина тела к концу первого года жизни увеличивается на 47—50 %, на втором году — на 13—15 %, на третьем — на 9—10 % по отношению к предыдущему; в дальнейшем темпы нарастания длины тела неуклонно снижаются). В детском возрасте рост и развитие происходят по восходящей линии, в виде прогресса; в зрелом возрасте эти процессы несколько стабилизируются, а в пожилом и старческом — переходят в регресс, т.е. развитие идет по нисходящей линии. Развитие человека, как существа биосоциального, происходит в различных сферах: физической, социальной, психоэмоциональной и связанной с ней познавательной.

11.Потребности человека. Пирамида Маслоу.

ОТВЕТ: Потребность можно понимать как надобность, нужду, необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, принявшую специфическую форму в соответствии с уровнем развития личности и требующую удовлетворения, внутренний побудитель активности. Человеческие потребности, как правило, имеют предметную направленность, которой предшествует так называемое поисковое поведение: общая, неконкретизированная потребность стимулирует поиск определенных способов и предметов ее удовлетворения.

Все многообразие потребностей можно разделить на несколько групп, видов , уровней. Прежде всего, исходя из биосоциальной сущности человека, можно выделить две большие группы: 1) биологические потребности; 2) социальные потребности.

Биологические потребности человека можно условно разделить на: а) связанные с поддержанием гомеостаза (потребность в питании, дыхании, выделении и т.д.); б) связанные с движением и отдыхом; в) связанные с поддержанием здоровья; г) интеллектуальные и психоэмоциональные; д) сексуальные.

По времени возникновения потребностей можно выделить: а) постоянные; б) периодические. В зависимости от сроков возникновения потребностей выделяют: а) текущие; б) перспективные; в) краткосрочные; г) долгосрочные. По степени важности: а) актуальные (возникающие в данный момент времени); б) потенциальные.

По степени необходимости различают : а) первостепенные (значительные, доминирующие) и б) второстепенные (побочные, не основные) потребности.

Среди социальных потребностей различают: а) личные (индивидуальные); б) семейные; в) коллективные (групповые); г) общественные (государственные). Степень удовлетворения социальных потребностей во многом зависит от уровня развития общества, производительности труда, уровня жизни, тесно связана с образом жизни.

По степени усложнения А. Маслоу определил пять иерархических уровней потребностей человека: физиологические (витальные*) потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении, потребности в самоутверждении и самореализации (рис. 1.2). Ж. Год- фруа ввел в эту схему еще один уровень потребностей — когнитивные* и эстетические потребности — и расположил его между потребностями в уважении и потребностями в самоутверждении. Согласно этой концепции, к универсальным потребностям, которые являются жизненно важными, присущими человеку на всех этапах возрастной биографии, относятся физиологические потребности: кислород (дыхание), вода, пища, поддержание нормальной температуры тела, выделение, двигательная и сексуальная активность, отдых.

1.Самореализация (любовь и творчество)

2.Когнитивные и эстетические потребности (в порядке, справедливости, красоте, симметрии) 3.Потребности в уважении (в одобрении, благодарности, признании, компетентности) \ 4.Потребности в привязанностях, хорошем отношении, в причастности к группе и др. \

5.Потребность в безопасности (физической и психологической)

6.Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, сне, оптимальной температуре, избежать боли и др.)

Важнейшими особенностями потребностей являются их динамический характер , их изменение, развитие на базе ужеудовлетворенных потребностей новых, занимающих в иерархии более высокое положение, что связано с включением индивида в различные виды и формы деятельности, т.е. человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные на данный момент потребности.

Как только эта потребность удовлетворена, она перестает быть актуальной, перестает быть движущим мотивом.

Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности, но это не касается жизненно важных, витальных, потребностей (дыхание, выделение, поддержание гомеостаза), которые должны удовлетворяться постоянно, без их удовлетворения все остальные потребности становятся несущественными.

Потребности в безопасности, стабильности, занимающие второе место в иерархии потребностей, присущи человеку в любом возрасте, но наиболее ярко они выражены в периоде детства. Взрослые часто пытаются скрыть или подавить страх за себя или своих близких, считая его проявлением слабости, однако физиологически страх проявляется учащением пульса, дыхания, повышенным потоотделением — возникает реакция стресса.

При удовлетворении предыдущих потребностей — физиологических и в самосохранении — возникает необходимость в удовлетворении потребности иметь друзей, детей, любить и быть любимыми.

Следующая ступень потребностей связана с оценкой достижений человека самим индивидуумом и его окружением. Каждый человек нуждается в признании своих успехов со стороны других людей. В природе человека — относиться к себе хорошо, самоуважение является неотъемлемой частью самосознания, позволяющего добиваться успехов, воспитать в себе чувство собственного достоинства.

Однако часто недостаточно только самоуважения, признания собственных достижений, человеку необходимо и признание со стороны окружения. Если эта потребность не удовлетворяется — а это случается достаточно часто, особенно в развитых странах, — может развиться неудовлетворенность жизнью, приводящая к развитию различных заболеваний.

Удовлетворение потребности в самоуважении и уважении со стороны окружения закономерно приводит к желанию узнать как можно больше, вызывает необходимость в удовлетворении потребности в красоте, т.е. человек переходит на следующую ступень иерархии потребностей — к познанию себя, окружения, приобретению новых знаний, эстетическому восприятию действительности. Высшей ступенью потребностей по Маслоу является потребность в самореализации, т.е. потребность в максимальном использовании способностей, возможностей, заложенных в каждом человеке. Маслоу считал, что лишь немногие озабочены этой проблемой, большинство людей удовлетворяются потребностями более низкого уровня. Многие люди в силу тех или иных причин не имеют возможностей для самореализации. Это может быть связано с условиями жизни, борьбой за выживание в условиях бедности, природных или социальных катаклизмов.

12. Модель сестринского дела В. Хендерсон в модификации Мухиной—Тарновской, в которой рассматриваются десять фундаментальных потребностей человека.

ОТВЕТ:В настоящее время в России принята модель сестринского дела В. Хендерсон в модификации Мухиной—Тарновской, в которой рассматриваются десять фундаментальных потребностей человека.

нормальное дыхание; 2) адекватное питание и питье; 3) физиологические отправления; 4) движение; 5) сон; 6) одежду (способность одеваться, раздеваться, выбирать соответствующую одежду) и личную гигиену; 7) поддержание нормальной температуры тела; 8) поддержание безопасности при взаимодействии с окружающей средой; 9) общение; 10) труд и отдых.

В большей степени такое выделение потребностей ориентировано на работу с людьми, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья, и в меньшей — на удовлетворение социальных, когнитивных, эмоциональных потребностейЗдоровый человек часто нуждается в обучении и мотивации к здоровому образу жизни.

К числу важнейших универсальных потребностей человека , не зависящих ни от фазы развития организма, ни от состояния его здоровья, является потребность в поступлении необходимого количества кислорода, т.е. потребность в дыхании. Однако сам процесс дыхания, т.е. способ удовлетворения потребности в дыхании, в большой степени зависит как от стадии развития человека, так и от состояния его здоровья и во многом определяет жизнедеятельность организма и само здоровье. Поэтому знание физиологических процессов, происходящих при дыхании, умение наблюдать за дыханием, правильно оценивать функциональные и патологические изменения дыхания являются важным и необходимым условием определения состояния пациента, что позволяет более точно спланировать сестринскую деятельность.

Различают внешнее (или легочное) и внутреннее дыхание .

Под внешним дыханием понимают: а) обмен воздуха между внешней средой и альвеолами легких (вентиляция легких) и б) обмен газов (кислорода и углекислого газа) между альвеолярным воздухом и кровью, протекающей через легочные капилляры (диффузия газов в легких). Основной функцией внешнего дыхания является обеспечение на необходимом уровне степени насыщения крови кислородом в легких и удаление из нее избытка углекислоты.

Внутреннее дыхание включает :

• транспорт кислорода из легких в ткани; • транспорт углекислого газа из тканей в легкие; • утилизацию кислорода тканями (тканевое дыхание).

При наблюдении за движениями грудной клетки и живота можно получить ценную информацию о типе дыхания , его частоте, глубине, ритмичности . Выделяют грудной (реберный), брюшной (диафрагмальный) и смешанный типы дыхания .

При грудном типе дыхания дыхательные движения осуществляются в основном за счет межреберных мышц, что приводит к расширению и приподниманию грудной клетки при вдохе. Во время выдоха грудная клетка суживается и слегка опускается. Такой тип дыхания в большей степени характерен для женщин.

Дыхательные движения при диафрагмальном (брюшном) типе дыхания осуществляются преимущественно диафрагмой. Диафрагма при сокращении опускается, в грудной полости создается отрицательное давление, способствующее быстрому заполнению легких воздухом, — происходит вдох. Одновременно вследствие повышения давления в брюшной полости смещается вперед брюшная стенка. При расслаблении диафрагмы наблюдается ее подъем, давление в грудной полости повышается, воздух покидает легкие — происходит выдох. Брюшная стенка при этом возвращается в исходное положение. Такой тип дыхания чаще встречается у мужчин.

Смешанный тип дыхания в физиологических условиях может наблюдаться иногда у лиц пожилого возраста, у мужчин при слабом развитии диафрагмы. Кроме того, этот тип дыхания встречается при некоторых патологических состояниях (сухие плевриты, плевральные спайки, миозит, грудной радикулит — у женщин; патология брюшной полости — у мужчин). Дыхательные движения при смешанном типе дыхания осуществляются как за счет сокращения межреберных мышц, так и за счет сокращения диафрагмы. Дыхание может быть описано с помощью нескольких параметров; частоты, глубины, ритма.

13. Дать характеристику демографической ситуации в Росси и районе профессиональной деятельности.

ОТВЕТ: Данные о численности населения и его составе особенно важны для амбулаторно-поликлинического звена. Именно численность, возрастно-половой состав населения лежат в основе организации участковой службы, организации медицинской помощи по типу общей врачебной практики.

Общая численность населения России на 1 января 2016 года составляет 146 519 759 человек (с Крымом) по данным [1-Росстат] (согласно данным о предварительной оценке численности населения на 01.01.2016). Численность населения России на 1 января 2015 года составляла 146 267 288 человек. Согласно предварительной оценке прирост населения России за 2015 год составил 0.17% или 252 471 человек. Произошло увеличение численности населения по всем федеральным округам за исключением Приволжского: -0.16% или 46 714 чел. и Дальневосточного: -0.27% или 16 492 чел. Наибольший относительный прирост был зафиксирован в Крымском федеральным округе: 1.41% или 32 421 чел. Далее Северо-Кавказский федеральный округ с ростом на 0.61% или 58 456 чел. и Центральный федеральный округ: 0.36% или на 139 752 чел.

Население России РФ на 1 января 2014 года составляло 143 666 931 человек. За 2014 год население увеличилась на 2 600 357 человек. Увеличение численности населения за 2014 год произошло не только за счет миграционного и естественного прироста, но и за счет образования двух новых субъектов Федерации — Республики Крым и города Севастополь.

Городское население Российской Федерации на 1 января 2016 года (согласно предварительной оценке) составляет 108 633 610 человек, сельское — 37 886 149 человек. Источник здесь и ниже: 1 — Росстат.

Естественный прирост населения России.

Динамика изменения численности населения России по годам [1]

Источник