Меню

Единица измерения парниковых газов



CO2-эквивалент

CO2-эквивалент (carbon dioxide equivalent, CDE, CO2e) — это условная единица, которую используют для оценки объемов выбросов парниковых газов (в том числе для расчета углеродного следа).

Измеряется в тоннах и обозначает, какому объему углекислого газа равен общий объем выбросов, исходя из их воздействия на климат.

Зачем нужен CO2-эквивалент

Ученые-климатологи ввели эту единицу в конце 1980-х годов, чтобы упростить оценку объемов парниковых выбросов. Дело в том, что парниковых газов много, и все они обладают разной парниковой активностью — и, соответственно, в разной степени способствуют изменению климата. Поэтому подсчитывать общий объем выбросов стали через сопоставимые им объемы углекислого газа — он обладает наименьшей парниковой активностью. К примеру, за 100 лет одна тонна метана удерживает в атмосфере столько же тепла, сколько 25 тонн CO2, а тонна закиси азота (N2O) эквивалентна в этом отношении уже 298 тоннам CO2.

В 1990-х понятие CO2-эквивалента стало фигурировать в докладах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). А в 1997 году был принят Киотский протокол, ставший первым международным соглашением, которое напрямую регулировало сокращение парниковых выбросов. И все количественные требования этого протокола были рассчитаны в CO2-эквиваленте.

За ним последовало Парижское соглашение — в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, — регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года.

Согласно условиям соглашения, ратифицированного 195 странами, общий объем выбросов углекислого газа до конца XXI века должен быть ограничен 420 млрд тонн, а из атмосферы должно быть удалено не менее 720 млрд тонн CO2. Моделирование показывает, что это позволит ограничить рост глобальной температуры в рамках 1,5 °C к концу столетия с вероятностью 66%.

Как рассчитывается CO2-эквивалент

Парниковая активность соединений выражается через так называемые «потенциалы глобального потепления» (ПГП): специальные коэффициенты, рассчитываемые для каждого газа исходя из способности его молекул задерживать солнечную радиацию. ПГП CO2 принимают за 1.

Углекислый газ Химическая формула: CO2 Время существования в атмосфере: варьируется ПГП, на временном горизонте 100 лет: 1

Метан Химическая формула: CH4 Время существования в атмосфере: 12 лет ПГП, на временном горизонте 100 лет: 25

Закись азота Химическая формула: N2O Время существования в атмосфере: 114 лет ПГП, на временном горизонте 100 лет: 298

Трифторметан (HFC-23) Химическая формула: CHF3 Время существования в атмосфере: 270 лет ПГП, на временном горизонте 100 лет: 14 800

Хлортрифторметан (CFC-13) Химическая формула: CClF3 Время существования в атмосфере: 640 лет ПГП, на временном горизонте 100 лет: 14 400

Гексафторид серы Химическая формула: SF6 Время существования в атмосфере: 3 200 лет ПГП, на временном горизонте 100 лет: 22 800

Чтобы рассчитать объем CO2-эквивалента, объем каждого газа в отдельности умножают на его ПГП. Значение это принято брать на горизонте в 100 лет (если не указано иного). То есть, если было выброшено 10 тонн метана и 3 тонны закиси азота, объем CO2-эквивалента таких выбросов будет равен (10 × 25) + (3 × 298) = 1 144 тонн.

Источник

Cаморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО-Э-150)
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»

Благодаря энергосервисным контрактам – энергосберегающим светильникам и тепловым пунктам – бюджет Ленинградской области сэкономил почти 1,4 млрд руб.

Повышение энергоэффективности сегодня обсудили на заседании правительства Ленинградской области.

25 марта 2021 года правление государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства рассмотрело заявку Приморского края на предоставление в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1451 финансовой поддержки за счет средств госкорпорации на реализацию проекта модернизации в сфере теплоснабжения на территории поселка Новый Надеждинского муниципального района.

Общая стоимость проекта составляет 293,08 млн. рублей, в том числе за счет средств Фонда ЖКХ – 175,85 млн. рублей, участника проекта – 117,23 млн. рублей.

По поручению Генпрокурора Игоря Краснова по всей стране прошли проверки тарифов на горячее и холодное водоснабжение для населения, включая подогрев воды.

Речь идет, в частности, об особенностях установления цен на горячее водоснабжение, к которым относится использование двухкомпонентных тарифов — когда считается цена холодной воды и энергии, необходимой для ее подогрева. А также однокомпонентных — в тариф входит стоимость только горячей воды без разделения ее на отдельные ресурсы. Как сообщили корреспонденту «РГ» в Генпрокуратуре двойных тарифов, когда людей бы заставляли платить и за саму горячую воду, и отдельно за подогрев холодной, прокуроры не обнаружили. Зато выявили много других незаконных «дополнений» к тарифам и платежам за воду.

АО «Оборонэнерго» реализует масштабную программу модернизации приборов учета.

В текущем году компания установит потребителям 9064 прибора учета электроэнергии в 80 регионах страны с возможностью включения в интеллектуальную систему учёта. Это в 2,5 раза больше по сравнению с 2020 годом. Выполнение запланированных мероприятий позволит повысить надежность услуг по передаче электроэнергии и качество расчетов с потребителями.

23 марта 2021 года в Конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» открылись XVII Международная специализированная выставка и конференция «ЖКХ России» и ХХ Международный форум «Экология большого города». Мероприятия продлятся до 25 марта.

«ЖКХ России» – это крупнейшая отраслевая площадка в Северо-Западном регионе Российской Федерации для выработки решений в сфере развития жилищно-коммунальной сферы. Проект реализуется с 2004 года при поддержке и участии Правительства Санкт-Петербурга, а также профильных предприятий и ассоциаций.

Москва, 24 марта. – Евгений Грабчак выступил на сессии «Цифровые экосистемы в энергетике: курс на трансформацию» в рамках конференции «Российская энергетика: как обеспечить баланс в новых условиях», организованной газетой «Ведомости».

Участники сессии обсудили такие вопросы как влияние цифровой трансформации электроэнергетики на развитие рынков, готовность энергокомпаний к изменениям и планируемые к внедрению технологии. В том числе была поднята тема функционирования распределённой энергетики в условиях цифровой экономики.

8-925-905-26-73
8 (499) 394-40-61
expert@sro150.ru
ea@sro150.ru

СРО энергоаудиторов

Для членов СРО

Регистрация энергопаспорта в СРО

Законодательство

Новости и объявления СРО

Реестры СРО

Регистрация энергопаспортов

Проверить энергопаспорт

Методика расчета выбросов парниковых газов (CO2-эквивалента)

Расчет парниковых газов от энергетической деятельности предприятий (сжигание топлива)

В данном разделе приводится методика расчета выбросов парниковых газов от энергетической деятельности, связанной со сжиганием топлива. При проведении инвентаризации выбросов парниковых газов от сжигания топлива с целью производства энергии (электричества и тепла) и для собственных нужд предприятия оцениваются выбросы газов с прямым парниковым эффектом – двуокиси углерода ( СО 2 ), метана ( СН 4 ) и закиси азота ( N 2 O ).

В процессе сжигания топлива большая часть углерода выбрасывается непосредственно в виде CO 2 . Другие газы ( СН 4 и N 2 O ) также оцениваются. Весь высвободившийся углерод рассматривается в качестве выбросов CO 2 . Неокислившийся углерод, остающийся в виде твердых частиц, сажи или золы, исключается из общих показателей выбросов парниковых газов путем умножения на коэффициент 1 окисления углерода в топливе (который показывает долю сгоревшего углерода).

Выбросы двуокиси углерода

Выбросы двуокиси углерода при стационарном сжигании топлива являются результатом высвобождения углерода из топлива в ходе его сгорания и зависят от содержания углерода в топливе. Содержание углерода в топливе является физико-химической характеристикой, присущей каждому конкретному виду топлива и не зависит от процесса или условий сжигания топлива.

Таблица 1 — Приставки и множители

Сокращение Приставка Символ
10 15 пета П
10 12 тера Т
10 9 гига Г
10 6 мега М
10 3 кило К

Исходными данными для расчета выбросов служат данные о деятельности предприятия. Данные о деятельности представляют собой сведения о количестве и виде сожженного за год ископаемого топлива, то есть фактическое потребление топлива за год, по которым предприятия ведут учет.

Для расчетов используются следующие физические единицы измерения массы или объема топлива: для твердого и жидкого топлива — тонны, для газообразного топлива — тысячи кубических метров. Для перевода физических единиц в общие энергетические единицы – джоули (Дж), мегаджоули (МДж), гигаджоули (ГДж) или тераджоули (ТДж) (Таблица 1) — используется низшее теплотворное значение (теплота сгорания, или теплотворное нетто-значение — ТНЗ ) каждой категории топлива.

Оценка выбросов диоксида углерода при сжигания топлива установками

Каждое топливо имеет определенные химико-физические характеристики, которые воздействуют на горение, такие, как значение ТНЗ , и содержание углерода. Содержание углерода в топливе может определяться в лаборатории на предприятии, что позволяет рассчитать собственный коэффициент выбросов двуокиси углерода и получить более точное значение выбросов. Использование собственных коэффициентов выбросов предпочтительнее усредненных коэффициентов, указанных в методике.

Расчет выбросов СО 2 при сжигании топлива разбивается на следующие шаги:

1) фактически потребленное количество каждого вида топлива по каждой установке в натуральных единицах (т, м 3 ) для соответствующего вида продукции умножается на коэффициент его теплосодержания ТНЗ (ТДж/т, м 3 );

2) полученное произведение (расход топлива в энергетических единицах — ТДж) умножается на коэффициент выбросы углерода (т C/ТДж);

3) полученное произведение корректируется на неполное сгорание топлива – умножается на коэффициент окисления углерода (отношение СО 2 : СО);

4) пересчет выбросов углерода в выбросы СО 2 – путем умножения откорректированного углерода на 44/12.

Расчет выбросов СО 2 для каждого вида топлива для отдельных источников (установок для сжигания) производится по формуле:

Е = М х К 1 х ТНЗ х К 2 х 44/12

Е — годовой выброс СО 2 в весовых единицах (тонн/год);

М — фактическое потребление топлива за год (тонн/год);

К 1 — коэффициент окисления углерода в топливе (показывает долю сгоревшего углерода), таблица 2;

ТНЗ — теплотворное нетто-значение (Дж/тонн), таблица 3;

К 2 — коэффициент выбросов углерода (тонн/Дж), таблица 3;

44/12 — коэффициент пересчета углерода в углекислый газ (молекулярные веса соответственно: углерод — 12 г/моль, О 2 = 2 х 16 = 32 г/моль, СО 2 = 44 г/моль).

Определение фактического потребления топлива производится на основании учетных данных предприятия о потреблении различных видов топлива.

При сжигании топлива не весь содержащийся в нем углерод окисляется до СО 2 . Учет неполного сгорания топлива производится с помощью коэффициента окисления углерода К 1 . Средние значения К 1 представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Коэффициенты окисления углерода (K 1 )

Вид топлива Коэффициент окисления углерода ( К 1 )
Уголь 0,98
Нефть и нефтепродукты 0,99
Газ 0,995

Для перевода потребленного количества топлива в энергетические единицы его масса умножается на его теплотворное нетто-значение ( ТНЗ ). Для получения эмиссий углерода полученное количество потребленного топлива умножается на коэффициент выбросы углерода. Значения ТНЗ и коэффициентов выбросы углерода для видов топлива приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Коэффициенты низших теплотворных нетто-значений (ТНЗ) и коэффициенты выбросов углерода (К 2 ) для видов топлива

Виды топлива ТНЗ,
ТДж/тыс.т
Коэффициент выбросов углерода,
К 2 , тС/ТДж
Сырая нефть 40,12 CS 20,31 CS
Газовый конденсат
Бензин авиационный 44,21 CS 19,13 CS
Бензин автомобильный
Реактивное топливо типа бензина
Реактивное топливо типа керосина 43,32 CS 19,78 CS
Керосин осветительный и прочий 44,75 19,6
Дизельное топливо 43,02 CS 19,98 CS
Топливо печное бытовое 42,54 CS 20,29 CS
Топливо для тихоходных дизелей (моторное) 42,34 CS 20,22 CS
Топливо нефтяное (мазут) 41,15 CS 20,84 CS
Мазут флотский
Пропан и бутан сжиженные 47,31 D 17,2 D
Углеводородные сжиженные газы
Битум нефтяной и сланцевый 40,19 D 22 D
Отработанные масла (прочие масла) 40,19 D 20 D
Кокс нефтяной и сланцевый 31,0 D 27,5 D
Прочие виды топлива 29,309 D 20 D
Коксующийся уголь 24,01 CS 24,89 CS
Уголь каменный 17,62 PS 25,58 PS
Лигнит (бурый уголь) 15,73 PS 25,15 PS
Кокс и полукокс из каменного угля 25,12 D 29,5 D
Коксовый газ 16,73 PS 13 D
Доменный газ 4,19 PS 66 D
Газ природный 34,78 CS 15,04 CS
Дрова для отопления 10,22 CS 29,48 CS

Оценка выбросов парниковых газов от сжигания топлива автомобильным транспортом

Автомобильный транспорт производит значительное количество выбросов ПГ, таких, как диоксид углерода (CO 2 ), метан (CH 4 ) и закись азота (N 2 O). По методологии МГЭИК автомобильный транспорт, как один из источников эмиссий ПГ, входит в модуль «Энергетическая деятельность», так как выбросы ПГ от автотранспорта связаны со сжиганием топлива. При оценке выбросов ПГ можно использовать национальные факторы эмиссий или факторы эмиссий ПГ по умолчанию, предложенные в Справочном руководстве МГЭИК.

Расчеты выбросов от транспортных средств основаны на данных об общем потреблении топлива. Удельная теплота сгорания и коэффициенты выбросов для каждого типа топлива были частично рассчитаны с учетом специфики используемого топлива.

Методика расчета выбросов от сжигания топлива от автомобильного транспорта подразделяется на две части: оценка эмиссий двуокиси углерода и оценка эмиссий других газов. Оценка выбросов CO 2 лучше всего рассчитывается на основе количества и типа сгораемого топлива и содержания углерода в нем. Количество окисленного углерода практически не варьирует в зависимости от применяемой технологии сжигания топлива. Оценка выбросов других газов с парниковым эффектом более сложна, так как зависит от типа автомобиля, топлива, характеристик эксплуатации транспортного средства, типа технологии контроля за выхлопными газами.

Оценка выбросов диоксида углерода от сжигания топлива автомобильным транспортом

Расчет выбросов диоксида углерода от сжигания топлива в двигателях внутреннего сгорания рекомендуется проводить на основе учета видов топлива и типов двигателя. Выбросы углекислого газа по этому методу оцениваются следующим образом. Сначала оценивается потребление каждого вида топлива по типам транспорта (легковой, грузовой, автобусы, спецмашины). Затем оцениваются общие выбросы СO 2 путем умножения количества потребленного топлива на фактор выбросы для каждого типа топлива и типа транспорта по формуле:

Е = М х К 1 х ТНЗ х К 2 х 44/12

Е — годовой выброс СО 2 в весовых единицах (тонн/год);

М — фактическое потребление вида топлива за год (тонн/год);

К 1 — коэффициент окисления углерода в топливе (показывает долю сгоревшего углерода), таблица 4;

ТНЗ — теплотворное нетто-значение (Дж/тонн), таблица 4;

К 2 — коэффициент выбросов углерода (тонн С/Дж), таблица 4;

44/12 – коэффициент для пересчета выбросов углерода С в двуокись углерода СО 2 .

Для оценки выбросов диоксида углерода от автотранспортного сектора для используемых видов топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) были рассчитаны региональные коэффициенты пересчета сожженного топлива в выбросы СО 2 (теплотворные нетто-значения, коэффициенты выбросы углерода, фракция окисленного углерода). Расчеты коэффициентов для пересчета, представленные в таблице 3.4, были проведены по составу топлива и их физическим характеристикам на основе следующих источников данных: данные ГОСТов различных видов топлива; справочные данные; данные, полученные от некоторых нефтяных и газовых месторождений.

Таблица 4 — Коэффициенты для пересчета сожженного топлива в выбросы СО 2 для автотранспорта

Виды топлива Теплотворное нетто-значение низшее,
ТНЗ ТДж/тыс.тонн
Коэффициент выбросов углерода,
К 2 , тС/ТДж
Фракция окисленного углерода, К 1
Бензин 44,21 19,13 0,995
Дизельное топливо 43,02 19,98 0,995
СНГ 47,17 17,91 0,99
Природный газ 34,78 15,04 0,995

Коэффициенты для расчета выбросов СО 2 при сжигании ископаемого топлива

Выбросы СО 2 от сжигания топлива — не только главная составляющая всех антропогенных выбросов парниковых газов, но и их наиболее точно известная часть. Во всех странах сжигание топлива — предмет строгой статистической отчетности. При этом выбросы СО 2 при сжигании угля, газа, нефтепродуктов и торфа зависят, прежде всего, от количества использованного топлива. Энергетическая эффективность сжигания топлива очень важна для энергетики и транспорта, но на выбросы СО 2 влияет слабо. Главное именно то, сколько топлива было сожжено. Здесь мы не рассматриваем энергетику стран. Однако в качестве справочной информации для заполнения энергетического паспорта и Приложения 7 «Сведения по выбросам СО 2 -эквивалента при использовании энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год» полезно привести коэффициенты пересчета — данные о том, сколько СО 2 поступает в атмосферу при сжигании тонны того или иного топлива.

Таблица 5 — Коэффициенты для расчета выбросов СО 2 при сжигании ископаемого топлива

1,5 т СО 2 /т, одна тонна торфа дает в

2 раза меньше энергии, чем тонна угля

Виды топлива Выбросы СО 2
Природный газ 1,85 т СО 2 /(тыс. м 3 )
Каменный уголь 2,7–2,8 т СО 2 /т, в зависимости от марки угля
Торф
Топочный мазут 3,1 т СО 2 /т
Автомобильный бензин 3,0 т СО 2 /т или 2,1–2,3 кг СО 2 /л в зависимости от температуры топлива и его марки (летнее более плотное, а зимнее менее плотное)
Дизельное топливо 3,15 т СО 2 /т или 2,6–2,8 кг СО 2 /л в зависимости от температуры топлива и его марки (летнее более плотное, а зимнее менее плотное
Авиационный керосин 3,1 т СО 2 /т
Древесное топливо и сельскохозяйственные отходы Выбросы СО 2 считают равными нулю, так как СО 2 , поступивший в воздух при горении, ранее был поглощен из атмосферы в процессе роста растений (образуется замкнутый круговорот, не ведущий к росту концентрации СО 2 в атмосфере)

Источник: Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990– 2010 гг. М., 2012.

Источник

CO2-эквивалент

CO2-эквивалент (carbon dioxide equivalent, CDE, CO2e) — это условная единица, которую используют для оценки объемов выбросов парниковых газов (в том числе для расчета углеродного следа).

Измеряется в тоннах и обозначает, какому объему углекислого газа равен общий объем выбросов, исходя из их воздействия на климат.

Зачем нужен CO2-эквивалент

Ученые-климатологи ввели эту единицу в конце 1980-х годов, чтобы упростить оценку объемов парниковых выбросов. Дело в том, что парниковых газов много, и все они обладают разной парниковой активностью — и, соответственно, в разной степени способствуют изменению климата. Поэтому подсчитывать общий объем выбросов стали через сопоставимые им объемы углекислого газа — он обладает наименьшей парниковой активностью. К примеру, за 100 лет одна тонна метана удерживает в атмосфере столько же тепла, сколько 25 тонн CO2, а тонна закиси азота (N2O) эквивалентна в этом отношении уже 298 тоннам CO2.

В 1990-х понятие CO2-эквивалента стало фигурировать в докладах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). А в 1997 году был принят Киотский протокол, ставший первым международным соглашением, которое напрямую регулировало сокращение парниковых выбросов. И все количественные требования этого протокола были рассчитаны в CO2-эквиваленте.

За ним последовало Парижское соглашение — в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, — регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года.

Согласно условиям соглашения, ратифицированного 195 странами, общий объем выбросов углекислого газа до конца XXI века должен быть ограничен 420 млрд тонн, а из атмосферы должно быть удалено не менее 720 млрд тонн CO2. Моделирование показывает, что это позволит ограничить рост глобальной температуры в рамках 1,5 °C к концу столетия с вероятностью 66%.

Как рассчитывается CO2-эквивалент

Парниковая активность соединений выражается через так называемые «потенциалы глобального потепления» (ПГП): специальные коэффициенты, рассчитываемые для каждого газа исходя из способности его молекул задерживать солнечную радиацию. ПГП CO2 принимают за 1.

Углекислый газ Химическая формула: CO2 Время существования в атмосфере: варьируется ПГП, на временном горизонте 100 лет: 1

Метан Химическая формула: CH4 Время существования в атмосфере: 12 лет ПГП, на временном горизонте 100 лет: 25

Закись азота Химическая формула: N2O Время существования в атмосфере: 114 лет ПГП, на временном горизонте 100 лет: 298

Трифторметан (HFC-23) Химическая формула: CHF3 Время существования в атмосфере: 270 лет ПГП, на временном горизонте 100 лет: 14 800

Хлортрифторметан (CFC-13) Химическая формула: CClF3 Время существования в атмосфере: 640 лет ПГП, на временном горизонте 100 лет: 14 400

Гексафторид серы Химическая формула: SF6 Время существования в атмосфере: 3 200 лет ПГП, на временном горизонте 100 лет: 22 800

Чтобы рассчитать объем CO2-эквивалента, объем каждого газа в отдельности умножают на его ПГП. Значение это принято брать на горизонте в 100 лет (если не указано иного). То есть, если было выброшено 10 тонн метана и 3 тонны закиси азота, объем CO2-эквивалента таких выбросов будет равен (10 × 25) + (3 × 298) = 1 144 тонн.

Источник

Cаморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО-Э-150)
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»

Благодаря энергосервисным контрактам – энергосберегающим светильникам и тепловым пунктам – бюджет Ленинградской области сэкономил почти 1,4 млрд руб.

Повышение энергоэффективности сегодня обсудили на заседании правительства Ленинградской области.

25 марта 2021 года правление государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства рассмотрело заявку Приморского края на предоставление в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1451 финансовой поддержки за счет средств госкорпорации на реализацию проекта модернизации в сфере теплоснабжения на территории поселка Новый Надеждинского муниципального района.

Общая стоимость проекта составляет 293,08 млн. рублей, в том числе за счет средств Фонда ЖКХ – 175,85 млн. рублей, участника проекта – 117,23 млн. рублей.

По поручению Генпрокурора Игоря Краснова по всей стране прошли проверки тарифов на горячее и холодное водоснабжение для населения, включая подогрев воды.

Речь идет, в частности, об особенностях установления цен на горячее водоснабжение, к которым относится использование двухкомпонентных тарифов — когда считается цена холодной воды и энергии, необходимой для ее подогрева. А также однокомпонентных — в тариф входит стоимость только горячей воды без разделения ее на отдельные ресурсы. Как сообщили корреспонденту «РГ» в Генпрокуратуре двойных тарифов, когда людей бы заставляли платить и за саму горячую воду, и отдельно за подогрев холодной, прокуроры не обнаружили. Зато выявили много других незаконных «дополнений» к тарифам и платежам за воду.

АО «Оборонэнерго» реализует масштабную программу модернизации приборов учета.

В текущем году компания установит потребителям 9064 прибора учета электроэнергии в 80 регионах страны с возможностью включения в интеллектуальную систему учёта. Это в 2,5 раза больше по сравнению с 2020 годом. Выполнение запланированных мероприятий позволит повысить надежность услуг по передаче электроэнергии и качество расчетов с потребителями.

23 марта 2021 года в Конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» открылись XVII Международная специализированная выставка и конференция «ЖКХ России» и ХХ Международный форум «Экология большого города». Мероприятия продлятся до 25 марта.

«ЖКХ России» – это крупнейшая отраслевая площадка в Северо-Западном регионе Российской Федерации для выработки решений в сфере развития жилищно-коммунальной сферы. Проект реализуется с 2004 года при поддержке и участии Правительства Санкт-Петербурга, а также профильных предприятий и ассоциаций.

Москва, 24 марта. – Евгений Грабчак выступил на сессии «Цифровые экосистемы в энергетике: курс на трансформацию» в рамках конференции «Российская энергетика: как обеспечить баланс в новых условиях», организованной газетой «Ведомости».

Участники сессии обсудили такие вопросы как влияние цифровой трансформации электроэнергетики на развитие рынков, готовность энергокомпаний к изменениям и планируемые к внедрению технологии. В том числе была поднята тема функционирования распределённой энергетики в условиях цифровой экономики.

8-925-905-26-73
8 (499) 394-40-61
expert@sro150.ru
ea@sro150.ru

СРО энергоаудиторов

Для членов СРО

Регистрация энергопаспорта в СРО

Законодательство

Новости и объявления СРО

Реестры СРО

Регистрация энергопаспортов

Проверить энергопаспорт

Методика расчета выбросов парниковых газов (CO2-эквивалента)

Расчет парниковых газов от энергетической деятельности предприятий (сжигание топлива)

В данном разделе приводится методика расчета выбросов парниковых газов от энергетической деятельности, связанной со сжиганием топлива. При проведении инвентаризации выбросов парниковых газов от сжигания топлива с целью производства энергии (электричества и тепла) и для собственных нужд предприятия оцениваются выбросы газов с прямым парниковым эффектом – двуокиси углерода ( СО 2 ), метана ( СН 4 ) и закиси азота ( N 2 O ).

В процессе сжигания топлива большая часть углерода выбрасывается непосредственно в виде CO 2 . Другие газы ( СН 4 и N 2 O ) также оцениваются. Весь высвободившийся углерод рассматривается в качестве выбросов CO 2 . Неокислившийся углерод, остающийся в виде твердых частиц, сажи или золы, исключается из общих показателей выбросов парниковых газов путем умножения на коэффициент 1 окисления углерода в топливе (который показывает долю сгоревшего углерода).

Выбросы двуокиси углерода

Выбросы двуокиси углерода при стационарном сжигании топлива являются результатом высвобождения углерода из топлива в ходе его сгорания и зависят от содержания углерода в топливе. Содержание углерода в топливе является физико-химической характеристикой, присущей каждому конкретному виду топлива и не зависит от процесса или условий сжигания топлива.

Таблица 1 — Приставки и множители

Сокращение Приставка Символ
10 15 пета П
10 12 тера Т
10 9 гига Г
10 6 мега М
10 3 кило К

Исходными данными для расчета выбросов служат данные о деятельности предприятия. Данные о деятельности представляют собой сведения о количестве и виде сожженного за год ископаемого топлива, то есть фактическое потребление топлива за год, по которым предприятия ведут учет.

Для расчетов используются следующие физические единицы измерения массы или объема топлива: для твердого и жидкого топлива — тонны, для газообразного топлива — тысячи кубических метров. Для перевода физических единиц в общие энергетические единицы – джоули (Дж), мегаджоули (МДж), гигаджоули (ГДж) или тераджоули (ТДж) (Таблица 1) — используется низшее теплотворное значение (теплота сгорания, или теплотворное нетто-значение — ТНЗ ) каждой категории топлива.

Оценка выбросов диоксида углерода при сжигания топлива установками

Каждое топливо имеет определенные химико-физические характеристики, которые воздействуют на горение, такие, как значение ТНЗ , и содержание углерода. Содержание углерода в топливе может определяться в лаборатории на предприятии, что позволяет рассчитать собственный коэффициент выбросов двуокиси углерода и получить более точное значение выбросов. Использование собственных коэффициентов выбросов предпочтительнее усредненных коэффициентов, указанных в методике.

Расчет выбросов СО 2 при сжигании топлива разбивается на следующие шаги:

1) фактически потребленное количество каждого вида топлива по каждой установке в натуральных единицах (т, м 3 ) для соответствующего вида продукции умножается на коэффициент его теплосодержания ТНЗ (ТДж/т, м 3 );

2) полученное произведение (расход топлива в энергетических единицах — ТДж) умножается на коэффициент выбросы углерода (т C/ТДж);

3) полученное произведение корректируется на неполное сгорание топлива – умножается на коэффициент окисления углерода (отношение СО 2 : СО);

4) пересчет выбросов углерода в выбросы СО 2 – путем умножения откорректированного углерода на 44/12.

Расчет выбросов СО 2 для каждого вида топлива для отдельных источников (установок для сжигания) производится по формуле:

Е = М х К 1 х ТНЗ х К 2 х 44/12

Е — годовой выброс СО 2 в весовых единицах (тонн/год);

М — фактическое потребление топлива за год (тонн/год);

К 1 — коэффициент окисления углерода в топливе (показывает долю сгоревшего углерода), таблица 2;

ТНЗ — теплотворное нетто-значение (Дж/тонн), таблица 3;

К 2 — коэффициент выбросов углерода (тонн/Дж), таблица 3;

44/12 — коэффициент пересчета углерода в углекислый газ (молекулярные веса соответственно: углерод — 12 г/моль, О 2 = 2 х 16 = 32 г/моль, СО 2 = 44 г/моль).

Определение фактического потребления топлива производится на основании учетных данных предприятия о потреблении различных видов топлива.

При сжигании топлива не весь содержащийся в нем углерод окисляется до СО 2 . Учет неполного сгорания топлива производится с помощью коэффициента окисления углерода К 1 . Средние значения К 1 представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Коэффициенты окисления углерода (K 1 )

Вид топлива Коэффициент окисления углерода ( К 1 )
Уголь 0,98
Нефть и нефтепродукты 0,99
Газ 0,995

Для перевода потребленного количества топлива в энергетические единицы его масса умножается на его теплотворное нетто-значение ( ТНЗ ). Для получения эмиссий углерода полученное количество потребленного топлива умножается на коэффициент выбросы углерода. Значения ТНЗ и коэффициентов выбросы углерода для видов топлива приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Коэффициенты низших теплотворных нетто-значений (ТНЗ) и коэффициенты выбросов углерода (К 2 ) для видов топлива

Виды топлива ТНЗ,
ТДж/тыс.т
Коэффициент выбросов углерода,
К 2 , тС/ТДж
Сырая нефть 40,12 CS 20,31 CS
Газовый конденсат
Бензин авиационный 44,21 CS 19,13 CS
Бензин автомобильный
Реактивное топливо типа бензина
Реактивное топливо типа керосина 43,32 CS 19,78 CS
Керосин осветительный и прочий 44,75 19,6
Дизельное топливо 43,02 CS 19,98 CS
Топливо печное бытовое 42,54 CS 20,29 CS
Топливо для тихоходных дизелей (моторное) 42,34 CS 20,22 CS
Топливо нефтяное (мазут) 41,15 CS 20,84 CS
Мазут флотский
Пропан и бутан сжиженные 47,31 D 17,2 D
Углеводородные сжиженные газы
Битум нефтяной и сланцевый 40,19 D 22 D
Отработанные масла (прочие масла) 40,19 D 20 D
Кокс нефтяной и сланцевый 31,0 D 27,5 D
Прочие виды топлива 29,309 D 20 D
Коксующийся уголь 24,01 CS 24,89 CS
Уголь каменный 17,62 PS 25,58 PS
Лигнит (бурый уголь) 15,73 PS 25,15 PS
Кокс и полукокс из каменного угля 25,12 D 29,5 D
Коксовый газ 16,73 PS 13 D
Доменный газ 4,19 PS 66 D
Газ природный 34,78 CS 15,04 CS
Дрова для отопления 10,22 CS 29,48 CS

Оценка выбросов парниковых газов от сжигания топлива автомобильным транспортом

Автомобильный транспорт производит значительное количество выбросов ПГ, таких, как диоксид углерода (CO 2 ), метан (CH 4 ) и закись азота (N 2 O). По методологии МГЭИК автомобильный транспорт, как один из источников эмиссий ПГ, входит в модуль «Энергетическая деятельность», так как выбросы ПГ от автотранспорта связаны со сжиганием топлива. При оценке выбросов ПГ можно использовать национальные факторы эмиссий или факторы эмиссий ПГ по умолчанию, предложенные в Справочном руководстве МГЭИК.

Расчеты выбросов от транспортных средств основаны на данных об общем потреблении топлива. Удельная теплота сгорания и коэффициенты выбросов для каждого типа топлива были частично рассчитаны с учетом специфики используемого топлива.

Методика расчета выбросов от сжигания топлива от автомобильного транспорта подразделяется на две части: оценка эмиссий двуокиси углерода и оценка эмиссий других газов. Оценка выбросов CO 2 лучше всего рассчитывается на основе количества и типа сгораемого топлива и содержания углерода в нем. Количество окисленного углерода практически не варьирует в зависимости от применяемой технологии сжигания топлива. Оценка выбросов других газов с парниковым эффектом более сложна, так как зависит от типа автомобиля, топлива, характеристик эксплуатации транспортного средства, типа технологии контроля за выхлопными газами.

Оценка выбросов диоксида углерода от сжигания топлива автомобильным транспортом

Расчет выбросов диоксида углерода от сжигания топлива в двигателях внутреннего сгорания рекомендуется проводить на основе учета видов топлива и типов двигателя. Выбросы углекислого газа по этому методу оцениваются следующим образом. Сначала оценивается потребление каждого вида топлива по типам транспорта (легковой, грузовой, автобусы, спецмашины). Затем оцениваются общие выбросы СO 2 путем умножения количества потребленного топлива на фактор выбросы для каждого типа топлива и типа транспорта по формуле:

Е = М х К 1 х ТНЗ х К 2 х 44/12

Е — годовой выброс СО 2 в весовых единицах (тонн/год);

М — фактическое потребление вида топлива за год (тонн/год);

К 1 — коэффициент окисления углерода в топливе (показывает долю сгоревшего углерода), таблица 4;

ТНЗ — теплотворное нетто-значение (Дж/тонн), таблица 4;

К 2 — коэффициент выбросов углерода (тонн С/Дж), таблица 4;

44/12 – коэффициент для пересчета выбросов углерода С в двуокись углерода СО 2 .

Для оценки выбросов диоксида углерода от автотранспортного сектора для используемых видов топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) были рассчитаны региональные коэффициенты пересчета сожженного топлива в выбросы СО 2 (теплотворные нетто-значения, коэффициенты выбросы углерода, фракция окисленного углерода). Расчеты коэффициентов для пересчета, представленные в таблице 3.4, были проведены по составу топлива и их физическим характеристикам на основе следующих источников данных: данные ГОСТов различных видов топлива; справочные данные; данные, полученные от некоторых нефтяных и газовых месторождений.

Таблица 4 — Коэффициенты для пересчета сожженного топлива в выбросы СО 2 для автотранспорта

Виды топлива Теплотворное нетто-значение низшее,
ТНЗ ТДж/тыс.тонн
Коэффициент выбросов углерода,
К 2 , тС/ТДж
Фракция окисленного углерода, К 1
Бензин 44,21 19,13 0,995
Дизельное топливо 43,02 19,98 0,995
СНГ 47,17 17,91 0,99
Природный газ 34,78 15,04 0,995

Коэффициенты для расчета выбросов СО 2 при сжигании ископаемого топлива

Выбросы СО 2 от сжигания топлива — не только главная составляющая всех антропогенных выбросов парниковых газов, но и их наиболее точно известная часть. Во всех странах сжигание топлива — предмет строгой статистической отчетности. При этом выбросы СО 2 при сжигании угля, газа, нефтепродуктов и торфа зависят, прежде всего, от количества использованного топлива. Энергетическая эффективность сжигания топлива очень важна для энергетики и транспорта, но на выбросы СО 2 влияет слабо. Главное именно то, сколько топлива было сожжено. Здесь мы не рассматриваем энергетику стран. Однако в качестве справочной информации для заполнения энергетического паспорта и Приложения 7 «Сведения по выбросам СО 2 -эквивалента при использовании энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год» полезно привести коэффициенты пересчета — данные о том, сколько СО 2 поступает в атмосферу при сжигании тонны того или иного топлива.

Таблица 5 — Коэффициенты для расчета выбросов СО 2 при сжигании ископаемого топлива

1,5 т СО 2 /т, одна тонна торфа дает в

2 раза меньше энергии, чем тонна угля

Виды топлива Выбросы СО 2
Природный газ 1,85 т СО 2 /(тыс. м 3 )
Каменный уголь 2,7–2,8 т СО 2 /т, в зависимости от марки угля
Торф
Топочный мазут 3,1 т СО 2 /т
Автомобильный бензин 3,0 т СО 2 /т или 2,1–2,3 кг СО 2 /л в зависимости от температуры топлива и его марки (летнее более плотное, а зимнее менее плотное)
Дизельное топливо 3,15 т СО 2 /т или 2,6–2,8 кг СО 2 /л в зависимости от температуры топлива и его марки (летнее более плотное, а зимнее менее плотное
Авиационный керосин 3,1 т СО 2 /т
Древесное топливо и сельскохозяйственные отходы Выбросы СО 2 считают равными нулю, так как СО 2 , поступивший в воздух при горении, ранее был поглощен из атмосферы в процессе роста растений (образуется замкнутый круговорот, не ведущий к росту концентрации СО 2 в атмосфере)

Источник: Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990– 2010 гг. М., 2012.

Источник

Читайте также:  Измерение калорий при занятий