Меню

Единица измерения социального времени



Социальное время

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — категория философии и методологии истории, отражающая тот факт, что в каждую историческую эпоху люди осознавали время по-разному. Современное восприятие времени очень сильно отличается от его восприятия людьми древнего мира и средневековья. Дело в том, что представления о времени, ощущение его хода и необратимости связаны с понятиями становления и развития, но люди не всегда осознавали, что все в мире формируется, изменяется и развивается. Первобытные люди, например, воспринимали мир как нечто раз и навсегда данное и неизменное. Они представляли время лишь как границы жизни и не придавали ему социального значения, не фиксировали его как определенные этапы своей жизнедеятельности. Само восприятие времени связывалось с событиями, имевшими место в жизни рода или племени. Такое отношение ко времени объясняется не только характером общественных отношений, но и отсутствием письменности. Объективно не было необходимости в точной фиксации времени, в его измерении. Примитивной социальной жизни соответствовало примитивное восприятие времени.

В античном мире время уже получает социальную характеристику и воспринимается как фактор, играющий важную роль в жизнедеятельности человека и поэтому требующий к себе внимательного отношения. Люди начинают осознавать связь настоящего, прошлого и будущего. Восприятие времени уже имеет не просто чувственно-осязаемый характер (связь времени с каким-либо событием), но и абстрактный, т.е. время оценивается независимо от конкретных вещей, событий и явлений. Однако подлинное понимание времени начинается с эпохи Возрождения. В этот период появляется возможность сравнивать одну историческую эпоху с другой через призму времени, люди начали представлять свою историю как историю, развивающуюся во времени.

При исследовании С.в. следует иметь в виду, что всякая разновидность времени носит социальный характер. Поэтому время, изучаемое всеми общественными дисциплинами (политической экономией, историей, социологией и т.д.), есть С.в. Историческое время, например, связано с содержательным анализом социальных организмов и поэтому требует целостного подхода. Оно приобретает содержание лишь при условии, если его отнести к специфической форме существования социальной целостности. Анализ содержания исторического времени возможен только при учете диалектического единства всех фактов, явлений, процессов и событий истории, ибо они-то и составляют его содержание. Для раскрытия цикличности и прерывистости исторического времени нужно исследовать содержательность и насыщенность исторических событий.

Категория С.в. помогает показывать историю в движении и изменении.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 535-536.

Источник

Социальное время

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — категория философии и методологии истории, отражающая тот факт, что в каждую историческую эпоху люди осознавали время по-разному. Современное восприятие времени очень сильно отличается от его восприятия людьми древнего мира и средневековья. Дело в том, что представления о времени, ощущение его хода и необратимости связаны с понятиями становления и развития, но люди не всегда осознавали, что все в мире формируется, изменяется и развивается. Первобытные люди, например, воспринимали мир как нечто раз и навсегда данное и неизменное. Они представляли время лишь как границы жизни и не придавали ему социального значения, не фиксировали его как определенные этапы своей жизнедеятельности. Само восприятие времени связывалось с событиями, имевшими место в жизни рода или племени. Такое отношение ко времени объясняется не только характером общественных отношений, но и отсутствием письменности. Объективно не было необходимости в точной фиксации времени, в его измерении. Примитивной социальной жизни соответствовало примитивное восприятие времени.

В античном мире время уже получает социальную характеристику и воспринимается как фактор, играющий важную роль в жизнедеятельности человека и поэтому требующий к себе внимательного отношения. Люди начинают осознавать связь настоящего, прошлого и будущего. Восприятие времени уже имеет не просто чувственно-осязаемый характер (связь времени с каким-либо событием), но и абстрактный, т.е. время оценивается независимо от конкретных вещей, событий и явлений. Однако подлинное понимание времени начинается с эпохи Возрождения. В этот период появляется возможность сравнивать одну историческую эпоху с другой через призму времени, люди начали представлять свою историю как историю, развивающуюся во времени.

При исследовании С.в. следует иметь в виду, что всякая разновидность времени носит социальный характер. Поэтому время, изучаемое всеми общественными дисциплинами (политической экономией, историей, социологией и т.д.), есть С.в. Историческое время, например, связано с содержательным анализом социальных организмов и поэтому требует целостного подхода. Оно приобретает содержание лишь при условии, если его отнести к специфической форме существования социальной целостности. Анализ содержания исторического времени возможен только при учете диалектического единства всех фактов, явлений, процессов и событий истории, ибо они-то и составляют его содержание. Для раскрытия цикличности и прерывистости исторического времени нужно исследовать содержательность и насыщенность исторических событий.

Категория С.в. помогает показывать историю в движении и изменении.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 535-536.

Источник

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ» в других словарях:

Социальное время — время, в которое человеческая активность создает общество. Характеризуется возможностью ускорения или замедления в зависимости от частоты событий. Люди, создавая социальное время событиями личной жизни, могут относиться к нему как к… … Википедия

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — (время человеческого бытия) коллективное перцептуальное В., универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального В., конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее архаические… … История Философии: Энциклопедия

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — См время, социальное … Толковый словарь по психологии

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (время человеческого бытия) — коллективное перцептуальное В., универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального В., конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее архаические представления о C.B. как мере … История Философии: Энциклопедия

Время социальное — фундаментальная форма социально исторического существования людей и необходимый ресурс (условие) их деятельности. Такие внешние, метрические характеристики времени, как длительность, последовательность, повторяемость, одновременность, ритм,… … Экология человека

Время (значения) — Текущее время: 14:37 UTC. Время: В Викисловаре есть статья «время» Время одно из основных понятий физики и философии … Википедия

ВРЕМЯ — одна из основных форм существования субстанции (наряду с пространством), ее важнейший атрибут, ее универсальное свойство, выражающая измеримый период, континуум. В истории философии различают две концепции времени: субстанциональную и реляционную … Тематический философский словарь

ВРЕМЯ — 1. Действительно, непростое понятие. Когда св. Августина спросили: Что такое время? , он сказал, что знает, что это такое, но как только вопрос задан, ответ улетучивается. Трудность, утверждал он, связана с проблемой измерения и с тенденцией… … Толковый словарь по психологии

Социальное обеспечение — Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России . . 194 Социальное страхование в СССР. 196 Социальное страхование в капиталистических странах. 204 Социальное страхование в царской России.… … Большая медицинская энциклопедия

Источник

Социальное время

Социальное время — время, в которое человеческая активность создает общество. Характеризуется возможностью ускорения или замедления в зависимости от частоты событий. Люди, создавая социальное время событиями личной жизни, могут относиться к нему как к надиндивидуальной внешне заданной и неизменной системе координат. Однако они сами определяют последовательность и границы событий, делят их на этапы, что заставляет обращать внимание на подвижность и неоднородность временных связей.

Понятие социального времени, которое отлично от астрономического, предложили социологи П.А. Сорокин и Р. Мертон, связав его с временем выполнения общественных функций. Э. Жак охарактеризовал социальное время как время «намерений», в отличие от астрономического времени «последования». Это время намерений и есть «проживаемое время интенций». Т. Хагерстранд описывает социальное время как время, воплощенное в событиях, вещах, условиях.

  • Sorokin P., Merton R.K. Social Time: A Methodological and Functional Analysis // American Journal of Sociology. 1937. V.42. №5. P.615-629.
  • Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время в поисках утраченного. М., 1997.
  • Зарубин А.Г. Социальное время и особенности изменения его свойств в периоды общественно-политических кризисов // Вестник Ростовский гос. экономической академии. 2000. № 2 (12) http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/zarubin_social_vremya.htm

На эту статью не ссылаются другие статьи Википедии.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Социальное время» в других словарях:

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — (время человеческого бытия) коллективное перцептуальное время, универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального времени, конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее… … Новейший философский словарь

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — (время человеческого бытия) коллективное перцептуальное В., универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального В., конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее архаические… … История Философии: Энциклопедия

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — См время, социальное … Толковый словарь по психологии

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (время человеческого бытия) — коллективное перцептуальное В., универсалия культуры, содержание которой лежит в основе концептуального В., конституирующегося в феномене истории как осознанной процессуальности социальной жизни. Наиболее архаические представления о C.B. как мере … История Философии: Энциклопедия

Время социальное — фундаментальная форма социально исторического существования людей и необходимый ресурс (условие) их деятельности. Такие внешние, метрические характеристики времени, как длительность, последовательность, повторяемость, одновременность, ритм,… … Экология человека

Время (значения) — Текущее время: 14:37 UTC. Время: В Викисловаре есть статья «время» Время одно из основных понятий физики и философии … Википедия

ВРЕМЯ — одна из основных форм существования субстанции (наряду с пространством), ее важнейший атрибут, ее универсальное свойство, выражающая измеримый период, континуум. В истории философии различают две концепции времени: субстанциональную и реляционную … Тематический философский словарь

ВРЕМЯ — 1. Действительно, непростое понятие. Когда св. Августина спросили: Что такое время? , он сказал, что знает, что это такое, но как только вопрос задан, ответ улетучивается. Трудность, утверждал он, связана с проблемой измерения и с тенденцией… … Толковый словарь по психологии

Социальное обеспечение — Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

Читайте также:  Вектор умова пойнтинга единицы измерения

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России . . 194 Социальное страхование в СССР. 196 Социальное страхование в капиталистических странах. 204 Социальное страхование в царской России.… … Большая медицинская энциклопедия

Источник

Социальное пространство и социальное время

Социология изначально формировалась как попытка разгадать «смысл» истории и выявить законы и направленность социальных изменений. Уже основоположники научной социологии О. Конт и Г. Спенсер ставили себе целью понять способы и формы изменения человеческого общества. Таким образом, вопрос о том, почему, как и в каком направлении происходят изменения в обществе, является одним из основных вопросов в социологии. Любые социальные процессы, ведущие к социальным изменениям, протекают в конкретно-историческом пространственно-временном континууме. Социальное пространство и время – категории, характеризующие социальное бытие как процесс сосуществования сменяющих друг друга поколений людей, как условие взаимосвязанности людей и непрерывности их повседневной жизни.

Социальное пространство – это человеческое бытие в виде общественных отношений, социальных институтов, различных видов коммуникаций и т.п. Человечество в отличие от животных сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности – изготавливать орудия, строить жилища, одомашнивать диких зверей, т.е. создавать «вторую природу». Локализация, структурирование пространства выступает у людей как результат освоения ими природы, а также дифференциации их деятельности (разделения труда).

Вся история человечества демонстрирует постоянные изменения социального пространства. Эти изменения детерминируются как природными, так и социальными факторами. Так, древнеегипетская культура в основе своего мировоззрения имела горизонталь, древнегреческая – объемность (уравновешенность пространственных характеристик), средневековая – вертикаль (готический стиль обращенности, вытянутости к Богу), эпоха Возрождения – глубину (впервые была разработана линейная перспектива в живописи). В Античности практически не было современного видения пространства, там был topos (место), в котором совершались все события. В Средние века пространство представляло собой область Богоприсутствия.

В Новое время изменяется характер пространственно-временного континуума – главной доминантой становится уже не пространство, а время, что отразило убыстрение хода истории. Пространство становится абстрактным и однородным, т.е. перестает быть связанным жестким образом с определенными социальными событиями. Причем пространство и время мыслятся отдельно друг от друга. С XIX в. Пространство — время снова берется в единстве, в виде континуума, т.е. происходит возврат к древней идее «хронотопа».

Понятия пространства и времени широко применяются в исследованиях статики и динамики общества. Так, например, для изображения социального пространства используют декартову систему координат (см.: Кравченко А.И. Социология. Общий курс. – М., 2000. – С. 182-193 и др.).

Здесь социальное пространство – это совокупность точек на воображаемом континууме, вертикальной и горизонтальной осями которого выступают социальная стратификация и социальный состав населения. Социальные отношения между людьми будут разными в зависимости от того, на какую ось проектировать их социальный статус.

Кроме социально-пространственных характеристик социальной жизни в целом, выделяют также различные «пространства» внутри каждой из сфер общественной жизни. Например, политическое пространство наделяется тремя измерениями:

1) политическое пространство как предпосылка политической организации общества (размеры государства и т.п.);

2) политическое пространство как цель политических процессов (например, геополитика рассматривает территориально-политическое пространство государства как цель конфликтного взаимодействия соперников-государств: сильные государства охотятся за жизненным пространством и полезными ископаемыми других стран);

3) политическое пространство как условие формирования и осуществления политических решений (среда протекания политических процессов).

Время – форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире. Объективное (физическое) время измеряется отрезками пути небесных тел. Субъективное (социальное) время отличается от него и основано на осознании (оценке и т.п.) времени. Осознание времени зависит от содержания переживаний.

Социальное время – характеризует (фиксирует) устойчивость социальных форм в виде их воспроизводимости. По изменениям социального времени (как и социального пространства) можно судить об очередных социальных трансформациях. Социальное время есть внутреннее качество социального бытия и является мерой изменчивости общественных процессов. П. Штомпка пишет: «Время является не только универсальным измерением социального изменения, но и его основой, конституирующим его фактором». Таким образом, с одной стороны, время есть аспект социальных изменений, а с другой – социальные изменения есть аспект времени. Отсюда одна из главных проблем: чем измеряется социальное время?

Здесь два аспекта:

1) время – это то, что надо измерит, – «время эпохи», «время революции» и т.п.;

2) время – это то, с помощью чего измеряют события, время как единица отсчета.

Характерные черты социального времени

1. Необратимость. Необратимость в социально-исторических процессах проявляется как различение между прошлым, настоящим и будущим. В любом языке существуют клише: «жизнь утекает», «жизнь проходит» и т.п. Считается, что представление о необратимости временного потока (различение прошлого, настоящего и будущего) связано с изобретением письма: прошлое только тогда «позади» (а не в настоящем или будущем), когда записано, зафиксировано, определено. Только таким образом и будущее может быть спроектировано и спланировано.

2. Продолжительность. Даже «молниеносные» социальные события имеют определенный временной интервал.

3. Последовательность. Все социальные процессы имеют этапы, периоды, стадии и т.д. При этом любое событие встроено в другое социальное событие или в природные циклические явления, что позволяет измерять социальные события.

4. Вездесущность, всепроникаемость. Так как все подвержено изменению, то нет вневременных социальных процессов.

5. Относительность. В отличие от физического времени социальное время антропоцентрично и социоцентрично, т.е. социоконструируемо.

Время зависит от индивида, от взаимосвязей внутри больших социальных групп, от социальной структуры общества и т.д. Так, на индивидуальном уровне все люди отличаются друг от друга «чувством времени». В одних состояниях время «мчится», «бежит» (любовное свидание), в других случаях время «тянется» и даже «стоит» (в очередях, при болезнях и т.д.).

Таким образом, в отличие от физического времени социальное время уже на индивидуальном уровне не имеет одномерной шкалы измерения. На социопсихологическом уровне в определенные эпохи существует свой вид времени (циклическое или линейное). У каждой социальной общности также свое уникальное восприятие и понимание времени. Так, у финансистов «время – деньги», а у артистов время носит иной характер. В разные эпохи и у разных народов были разные ценностные ориентации:

— теории «золотого века» или подразделение на сакральное и профанное время ориентируются на прошлое, тогда как западноевропейская цивилизация с момента возникновения христианства (провиденциализм) ориентируется на будущее. Также можно отметить разницу в интерпретации будущего: деятельное отношение к будущему (как то, что надо конструировать) и пассивно-адаптационное отношение к будущему (как то, к чему надо приспосабливаться).

В истории счета социального времени можно выделить три этапа.

1) Зависимость от физического времени, подчинение природным стихиям (ориентация на день-ночь, смену времен года, разливы рек и т.д.). Данное восприятие времени характерно для традиционных обществ.

2) Зависимость времени от социальных событий. Здесь уже в качестве причин выступают не природные циклы, а социальные (ежегодные инициации, празднества, олимпиады и т.п.).

В жизни любого индивида каждое уникальное событие отмечает начало временной шкалы:

«отцовство» носит пожизненный характер, а «президентство» или учеба в вузе имеют вполне определенный срок.

3) Относительная независимость времени как от природы, так и от социума.

Выделяют следующие общественные функции социального времени.

1) Синхронизация активности – синхронизация одновременных действий, корреляция и координация индивидуальных действий с действиями других людей (начало учебных занятий, обеденный перерыв и т.п.). Здесь уместно употребление слова «одновременно».

2) Социальная координация – вследствие разделения труда возникает необходимость координировать последовательность действий совокупной деятельности. Здесь уместно употреблять слова «со временем», «каждый в свое время» и т.п.

3) Соотнесение последовательности различных стадий, процессов и т.д. Например, выращивание хлеба, пятилетнее обучение и т.п. имеют соотнесение последовательности различных действий по сезонам работ или курсам обучения. Здесь – «всему свое время».

4) Фиксация событий – определение места и времени данного события в пространственно-временном измерении (расписание движения поездов и т.п.). Здесь – «вовремя», «не вовремя», «своевременно» и т.п.

5) Количественное измерение событий (время как единица измерения событий) – соотнесение однокачественных событий для их ранжирования по количеству (в количественном измерении). Например, определение коэффициента интеллектуальности на разных ступенях развития человека, определение времени пробега дистанции спортсменом и т.д.

6) Качественная дифференциация событий – выделение профанного и сакрального времени, «святых» дней (пятница, суббота, воскресенье), рабочих и выходных дней. Здесь – «безвременье», «остановись, мгновенье, ты прекрасно» и т.п.).

Наиболее часто виды и формы социального времени выделяют по ступеням развития общества при сравнении традиционных и современных обществ и т.п. В первобытную эпоху господствует циклическое время, в соответствии с которым происходит бесконечный круговорот событий в природе и обществе. Природные явления диктовали человеку представления о времени. Социальное время полностью копировало циклы смены года, движения планет и было жестко привязано к определенному времени года. «Круг» выступает как пространственное выражение времени. Современность осмысливалась как воспроизведение прошлых порядков. Неизменность социального пространства-времени трактовалась как соответствие жизни предков и закон жизни. Люди не замечали социальных изменений. По мере того как история приобретала быстроту своего развития и люди начали замечать происходящие изменения, модель социального движения по кругу меняется на три альтернативные модели социального времени:

— линейное (есть начало и конец); линейное восходящее (человечество неуклонно прогрессирует); линейное нисходящее время (человечество деградирует от мифического «золотого века»). Появляются представления о «стреле времени». Характерно, что так называемое «историческое время» охватывает приблизительно 6 тыс. лет, что как раз совпадает с переходом от первобытного общества к цивилизации. Одно из первых линейных представлений о времени привнесло христианское мировоззрение. Здесь уже есть начало (творение мира и человека), конец (второе пришествие Христа и Страшный суд) и время между началом и концом (человеческая история от Адама и Евы). С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, а вектор ожиданий развернулся в будущее. Будущее – один из трех (наряду с настоящим и прошлым) модусов времени, концептуальное содержание которого осмысливается через его отношение к вечности универсума и к историческому становлению социальной жизни и жизни индивида. «Стрела времени» как модельное представление социального времени включает в себя следующие характеристики:

Читайте также:  Федеральный институт педагогических измерений самое полное издание

1) «стрела» представляется как бесконечнаялиния, исходящая, как правило, из прошлого через настоящее в будущее (эту стрелу можно помыслить и в обратном порядке: из будущего или из настоящего, однако эти взгляды являются не общераспространенными);

2) время рассматривается как необратимая последовательность: все приходит и уходит в этом мире (временное – временное, т.е. преходящее);

3) «стрела времени», как модель, имеет свою структуру (прошлое, настоящее, будущее);

Таким образом, социальное время существует в неразрывном единстве с социальным пространством (социальный хронотоп). Социальное пространство и социальное время развиваются в единстве, но неравномерно. Например, в первобытном обществе господствует пространство, а в Новое время на первое место в их взаимосвязи выдвигается время (как отражение убыстряющегося хода истории).

Пространство теряет многие свои социальные характеристики и становится абстрактным, а в механике И. Ньютона даже отделяется от времени. В применении к социальному пространству-времени можно говорить о «социальной материи» (социальные институты, социальные

организации, социальные связи и т.п.), «социальном движении» (эволюция и революции и т.д.), «социальном пространстве» (социальная структура общества, взаимосвязь природы и общества и т.п.).

Источник

Социальное время

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — категория философии и методологии истории, отражающая тот факт, что в каждую историческую эпоху люди осознавали время по-разному. Современное восприятие времени очень сильно отличается от его восприятия людьми древнего мира и средневековья. Дело в том, что представления о времени, ощущение его хода и необратимости связаны с понятиями становления и развития, но люди не всегда осознавали, что все в мире формируется, изменяется и развивается. Первобытные люди, например, воспринимали мир как нечто раз и навсегда данное и неизменное. Они представляли время лишь как границы жизни и не придавали ему социального значения, не фиксировали его как определенные этапы своей жизнедеятельности. Само восприятие времени связывалось с событиями, имевшими место в жизни рода или племени. Такое отношение ко времени объясняется не только характером общественных отношений, но и отсутствием письменности. Объективно не было необходимости в точной фиксации времени, в его измерении. Примитивной социальной жизни соответствовало примитивное восприятие времени.

В античном мире время уже получает социальную характеристику и воспринимается как фактор, играющий важную роль в жизнедеятельности человека и поэтому требующий к себе внимательного отношения. Люди начинают осознавать связь настоящего, прошлого и будущего. Восприятие времени уже имеет не просто чувственно-осязаемый характер (связь времени с каким-либо событием), но и абстрактный, т.е. время оценивается независимо от конкретных вещей, событий и явлений. Однако подлинное понимание времени начинается с эпохи Возрождения. В этот период появляется возможность сравнивать одну историческую эпоху с другой через призму времени, люди начали представлять свою историю как историю, развивающуюся во времени.

При исследовании С.в. следует иметь в виду, что всякая разновидность времени носит социальный характер. Поэтому время, изучаемое всеми общественными дисциплинами (политической экономией, историей, социологией и т.д.), есть С.в. Историческое время, например, связано с содержательным анализом социальных организмов и поэтому требует целостного подхода. Оно приобретает содержание лишь при условии, если его отнести к специфической форме существования социальной целостности. Анализ содержания исторического времени возможен только при учете диалектического единства всех фактов, явлений, процессов и событий истории, ибо они-то и составляют его содержание. Для раскрытия цикличности и прерывистости исторического времени нужно исследовать содержательность и насыщенность исторических событий.

Категория С.в. помогает показывать историю в движении и изменении.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 535-536.

Источник

Мгновенный срез социального времени

Поскольку нам необходимо ОДHО И ТО ЖЕ понятие, которое пригодно для всех стран, то мы и вводим новую единицу измерения «социального времени» в виде «миллион-человек-год». Во всех общественно-экономических формациях эта единица измерения социального времени ОДHА И ТА ЖЕ, так как во все прошедшие и во все будущие времена общий бюджет времени миллиона человек всегда был и будет равен 8.760 млн. человеко-часов. Поскольку название «миллион-человек-год» является громоздким, то выбирая из этого словосочетания прописные буквы, получим «новое имя» единицы измерения социального времени — «МИГ». Появляющаяся ассоциация с другим значением слова «миг» оказывается весьма полезной: распределение социального времени в различных странах соответствует «мгновенному срезу» процесса исторического развития, т.е. является «мигом» в ходе исторического развития человечества. Используя изображения «МИГа» для разных моментов истории, мы обнаружим на изображении перемещение ГРАHИЦЫ между необходимым и свободным временем. Это даёт нам основание не только сказать, но и ПОКАЗАТЬ в действии объективный закон исторического развития человечества.

Таким образом, закон ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ и есть тот закон, который прокладывает свой путь через хаос кажущихся блужданий, сокращая (экономя) необходимое время и увеличивая долю свободного времени. Именно этим путем совершается скачок из царства необходимости в царство свободы.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник

Социальное время: определение, функции

1. Два типа определений социального времени в классической западной социологии

Определения социального времени можно разбить на две группы: те, что подчеркивают связь времени с сознанием, и те, которые акцентируют объективную природу социального времени, опуская сознание.

К первому типу принадлежат определения французского философа и социолога Жана Мари Гюйо (еще в конце 19 в. написавшего книгу «Происхождение идеи времени») и американских социологов Питера Бергера и Томаса Лукмана (известным благодаря работе “Социальное конструирование реальности”, 1964 г.). Время – это свойство сознания устнавливать между образами отношения: «раньше – позже», «прошлое – настоящее – будущее». Идея времени возникла не сразу, а только тогда, когда человеческое сознание развилось в ходе истории до такой степени, что начало ухватывать подобные абстракции. Конечно, и неандертальцы наблюдали смену дня и ночи, взросление своих детенышей, последовательность действий. Но они не рассматривали эти процессы как проявления времени, потому что такие сложные операции, как обобщение и абстрагирование, были им еще недоступны.

Однако время – не произвол сознания, а нечто продиктованное природой вещей. Образы, воспоминания накапливаются и упорядочиваются сознанием. Человек начинает понимать, скажем, что за зимой следует весна, за весной лето. Эта последовательность выявляется в ходе деятельности, осознается с опытом. Поэтому время – это совокупность отношений, которые опыт устанавливает между мыслительными образами. Нет времени вне желаний и воспоминаний, т.е. вне известных образов, которых налагаются друг на друга точно так же, как налагаются вызвавшие их предметы, заключает Гюйо.

Бергер и Лукман обращают наше внимание на различие между «индивидуальным» и «интерсубъективным доступным стандартным» временем. Каждый индивид обладает своим собственным, уникальным «внутренним течением времени». Социологи акцентируют внимание не на физиологических или психических предпосылках этого внутреннего времени, а на его социальнойприроде. Умеет ли человек приходить вовремя или постоянно опаздывает, и если опаздывает, то переживает по этому поводу или считает в порядке вещей? В каждой социальной единице – семье, компании друзей, рабочей организации – существует своя темпоральная культура. Они различаются в зависимости от того, ценится ли пунктуальность или принято вольное обращение со временем, какое время дня, месяца является любимым и какое – нелюбимым и т.д. Но чтобы общество могло существовать, необходимо некое общее время, в котором действуют общие для всех правила. Временное измерение реальности, в которой живет человек, называется темпоральностью. Эта общая темпоральная структура повседневной жизни принудительна, т.е. выступает как фактичность по отношению к индивидуальному времени. Можно сколь угодно вольно обращаться со временем и не ценить пунктуальность, но если ты прибудешь на вокзал на полчаса позже расписания, твой поезд уйдет без тебя.

Как видим, в этих определениях индивидуальные различия и роль сознания согласуются с объективной надиндивидуальной стороной социального времени.

Вторая группа определений (Эмиль Дюркгейм, Морис Хальбвакс, Питирим Сорокин, Роберт Мертон, Жорж Гурвич) артикулирует именно эту объективную составляющую социального времени. Классическая социология, начиная с Дюркгейма, утверждает понимание времени как коллективного представления. Поэтому время: (а) имеет статус социального факта, (б) является социальной категорией, которая формируется в процессе культурно-исторической практики и поэтому может различаться у разных народов и в разные эпохи.

По Сорокину и Мертону, социальное время нужно определять как «изменение или движение социальных феноменов через другие феномены, взятые за точку отсчета». Известный французский социолог Жорж Гурвич в своей книге «Спектр социального времени» (1964) выделил 8 видов социального времени: (1) длящееся, (2) обманчивое, (3) неустойчивое, (4) циклическое, (5) замедленное, (6) переменное, (7) обгоняющее себя или устремленное вперед время, (8) взрывное время, где настоящее и прошлое растворены в создании будущего. Гурвич также показал, что всякая социальная структура, социальный субъект обладают собственным временем. Оно характеризует не только внутренние ритмы и скорость движения в социальном пространстве. Это также время ценностей, традиций и перспектив данного субъекта.

2. Вклад отечественной науки в определение социального времени

Отечественная наука, во-первых, разработала философское понимание социального времени как формы существования социального вида движения материи. Во-вторых, именно в отечественной науке получила развитие идея деятельностной природы социального времени. Социальное время отличается от всех других видов времени (химического, физического, биологического т.д.) деятельностью людей, из которой и возникает временное измерение. Типичное определение социального времени – это «время общественного бытия людей, т.е. их материальной деятельности и отношений, в которые они вступают в процессе этой деятельности. Социальное время есть единство длительности, последовательности, сосуществования, единства объема деятельности и ее результатов, выступающих в виде событий, процессов, предметов».[4]

Вторая половина 1960-х – начало 1970-х годов ознаменованы работами по социально — экономическому анализу времени: исследования рабочего и внерабочего времени, изучение бюджетов времени [см. подробнее 1; 5].

Собственно же социологическую трактовку одним из первых (в 1969 г.) предложил представитель уральской школы социологии Г.П.Орлов. Социальность времени определяется через четыре аспекта: хронологический (последовательность исторических событий), функциональный (роль времени в общественном развитии), аксиологический (осознание времени как ценности), структурный (рабочее и внерабочее время), – и две плоскости: вертикальная описывает хронологию исторического развития, горизонтальная – структуру времени.

Читайте также:  Фактическая величина измерений это

Отталкиваясь от этих характеристик, Н.И.Листвина (саратовская школа) выделяет четыре функции социального времени: коммуникативную, измерительную, регулятивно-управленческую и аксиологическую. Стоит отметить, что названные российские ученые обосновали свои концепции за четверть века до того, как известный западный социолог Питер Штомпка выдвинул уже шесть функций социального времени. А именно: (1) синхронизация общественной активности, (2) координация действий социальных субъектов, (3) последовательность событий, (4) их своевременность, (5) измерение длительности различных видов деятельности и (6) дифференциация социальной жизни.

Деятельностная и ценностно-ресурсная природа социального времени анализируется и в современных работах отечественных социологов (В.А. Артемов, О.Н. Ежов и др.). По их мнению, социальное время включает в себя всю совокупность пониманий длительности и последовательности применительно к обществу. А в качестве формы социального бытия время приобретает и свои собственные характеристики, отличающие его от природного времени: общественное богатство, капитал, ресурс, социальная и жизненная ценность.

Завершая обсуждение различных подоходов к определению социального времени, вернемся к вопросу о его объективной и субъективной сторонах. Они неразрывно взаимосвязаны. Диалектика объективного и субъективного в социальном времени хорошо сформулирована Владимиром Ильиным. Как атрибут всего объективного, т.е. существующего независимо от воли и сознания человека, время объективно. Но время постигается человеческим умом не в чистом виде, а с помощью шкалы, внешней по отношению к нему, и эти шкалы могут быть субъективны. Итак, социальное время структурируется с использованием социальных объектов и их состояний и измеряется с помощью шкалы общественной практики. «Социальное время – это последовательность действий людей, их групп и институтов».[5] Дополняя данное определение, добавим, что это всегда социально нагруженная последовательность. Социальное время — это упорядочение социальной реальности с помощью отношений «раньше – позже» и «прошлое – настоящее – будущее».

Изучение времени в социологии – это всегда изучение отношений людей ко времени и по поводу времени. Именно в этом проявляется сущность социального времени.

Источник

Характеристики социального времени

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

1. Социальное время: определение, функции

3. Освоение социального времени: классика и современность

Говоря о социальном времени, люди хотят подчеркнуть, что, помимо безучастного астрономического времени, мы имеем дело прежде всего с временем человеческим – временем наших чувств и планов, ожиданий и свершений, успехов и неудач, или, как говорят социологи, с темпоральным измерением социальной реальности. Это время разное в разные эпохи и в разных странах; и даже в один исторический период в одной стране время течет по-разному в крупных городах и маленьких населенных пунктах, время неодинаково для мужчин и женщин, для взрослых и детей.

Словом, время – часть социальной реальности, специфически определяемой различными социальными факторами/субъектами (индивидами, социальными группами, обществом в целом). В этом смысле всякое время, с которым имеют дело люди, – суть социальное время, как социально все, что есть в обществе.

1. Социальное время: определение, функции

1. Два типа определений социального времени в классической западной социологии

Определения социального времени можно разбить на две группы: те, что подчеркивают связь времени с сознанием, и те, которые акцентируют объективную природу социального времени, опуская сознание.

К первому типу принадлежат определения французского философа и социолога Жана Мари Гюйо (еще в конце 19 в. написавшего книгу «Происхождение идеи времени») и американских социологов Питера Бергера и Томаса Лукмана (известным благодаря работе “Социальное конструирование реальности”, 1964 г.). Время – это свойство сознания устнавливать между образами отношения: «раньше – позже», «прошлое – настоящее – будущее». Идея времени возникла не сразу, а только тогда, когда человеческое сознание развилось в ходе истории до такой степени, что начало ухватывать подобные абстракции. Конечно, и неандертальцы наблюдали смену дня и ночи, взросление своих детенышей, последовательность действий. Но они не рассматривали эти процессы как проявления времени, потому что такие сложные операции, как обобщение и абстрагирование, были им еще недоступны.

Однако время – не произвол сознания, а нечто продиктованное природой вещей. Образы, воспоминания накапливаются и упорядочиваются сознанием. Человек начинает понимать, скажем, что за зимой следует весна, за весной лето. Эта последовательность выявляется в ходе деятельности, осознается с опытом. Поэтому время – это совокупность отношений, которые опыт устанавливает между мыслительными образами. Нет времени вне желаний и воспоминаний, т.е. вне известных образов, которых налагаются друг на друга точно так же, как налагаются вызвавшие их предметы, заключает Гюйо.

Бергер и Лукман обращают наше внимание на различие между «индивидуальным» и «интерсубъективным доступным стандартным» временем. Каждый индивид обладает своим собственным, уникальным «внутренним течением времени». Социологи акцентируют внимание не на физиологических или психических предпосылках этого внутреннего времени, а на его социальнойприроде. Умеет ли человек приходить вовремя или постоянно опаздывает, и если опаздывает, то переживает по этому поводу или считает в порядке вещей? В каждой социальной единице – семье, компании друзей, рабочей организации – существует своя темпоральная культура. Они различаются в зависимости от того, ценится ли пунктуальность или принято вольное обращение со временем, какое время дня, месяца является любимым и какое – нелюбимым и т.д. Но чтобы общество могло существовать, необходимо некое общее время, в котором действуют общие для всех правила. Временное измерение реальности, в которой живет человек, называется темпоральностью. Эта общая темпоральная структура повседневной жизни принудительна, т.е. выступает как фактичность по отношению к индивидуальному времени. Можно сколь угодно вольно обращаться со временем и не ценить пунктуальность, но если ты прибудешь на вокзал на полчаса позже расписания, твой поезд уйдет без тебя.

Как видим, в этих определениях индивидуальные различия и роль сознания согласуются с объективной надиндивидуальной стороной социального времени.

Вторая группа определений (Эмиль Дюркгейм, Морис Хальбвакс, Питирим Сорокин, Роберт Мертон, Жорж Гурвич) артикулирует именно эту объективную составляющую социального времени. Классическая социология, начиная с Дюркгейма, утверждает понимание времени как коллективного представления. Поэтому время: (а) имеет статус социального факта, (б) является социальной категорией, которая формируется в процессе культурно-исторической практики и поэтому может различаться у разных народов и в разные эпохи.

По Сорокину и Мертону, социальное время нужно определять как «изменение или движение социальных феноменов через другие феномены, взятые за точку отсчета». Известный французский социолог Жорж Гурвич в своей книге «Спектр социального времени» (1964) выделил 8 видов социального времени: (1) длящееся, (2) обманчивое, (3) неустойчивое, (4) циклическое, (5) замедленное, (6) переменное, (7) обгоняющее себя или устремленное вперед время, (8) взрывное время, где настоящее и прошлое растворены в создании будущего. Гурвич также показал, что всякая социальная структура, социальный субъект обладают собственным временем. Оно характеризует не только внутренние ритмы и скорость движения в социальном пространстве. Это также время ценностей, традиций и перспектив данного субъекта.

2. Вклад отечественной науки в определение социального времени

Отечественная наука, во-первых, разработала философское понимание социального времени как формы существования социального вида движения материи. Во-вторых, именно в отечественной науке получила развитие идея деятельностной природы социального времени. Социальное время отличается от всех других видов времени (химического, физического, биологического т.д.) деятельностью людей, из которой и возникает временное измерение. Типичное определение социального времени – это «время общественного бытия людей, т.е. их материальной деятельности и отношений, в которые они вступают в процессе этой деятельности. Социальное время есть единство длительности, последовательности, сосуществования, единства объема деятельности и ее результатов, выступающих в виде событий, процессов, предметов».[4]

Вторая половина 1960-х – начало 1970-х годов ознаменованы работами по социально — экономическому анализу времени: исследования рабочего и внерабочего времени, изучение бюджетов времени [см. подробнее 1; 5].

Собственно же социологическую трактовку одним из первых (в 1969 г.) предложил представитель уральской школы социологии Г.П.Орлов. Социальность времени определяется через четыре аспекта: хронологический (последовательность исторических событий), функциональный (роль времени в общественном развитии), аксиологический (осознание времени как ценности), структурный (рабочее и внерабочее время), – и две плоскости: вертикальная описывает хронологию исторического развития, горизонтальная – структуру времени.

Отталкиваясь от этих характеристик, Н.И.Листвина (саратовская школа) выделяет четыре функции социального времени: коммуникативную, измерительную, регулятивно-управленческую и аксиологическую. Стоит отметить, что названные российские ученые обосновали свои концепции за четверть века до того, как известный западный социолог Питер Штомпка выдвинул уже шесть функций социального времени. А именно: (1) синхронизация общественной активности, (2) координация действий социальных субъектов, (3) последовательность событий, (4) их своевременность, (5) измерение длительности различных видов деятельности и (6) дифференциация социальной жизни.

Деятельностная и ценностно-ресурсная природа социального времени анализируется и в современных работах отечественных социологов (В.А. Артемов, О.Н. Ежов и др.). По их мнению, социальное время включает в себя всю совокупность пониманий длительности и последовательности применительно к обществу. А в качестве формы социального бытия время приобретает и свои собственные характеристики, отличающие его от природного времени: общественное богатство, капитал, ресурс, социальная и жизненная ценность.

Завершая обсуждение различных подоходов к определению социального времени, вернемся к вопросу о его объективной и субъективной сторонах. Они неразрывно взаимосвязаны. Диалектика объективного и субъективного в социальном времени хорошо сформулирована Владимиром Ильиным. Как атрибут всего объективного, т.е. существующего независимо от воли и сознания человека, время объективно. Но время постигается человеческим умом не в чистом виде, а с помощью шкалы, внешней по отношению к нему, и эти шкалы могут быть субъективны. Итак, социальное время структурируется с использованием социальных объектов и их состояний и измеряется с помощью шкалы общественной практики. «Социальное время – это последовательность действий людей, их групп и институтов».[5] Дополняя данное определение, добавим, что это всегда социально нагруженная последовательность. Социальное время — это упорядочение социальной реальности с помощью отношений «раньше – позже» и «прошлое – настоящее – будущее».

Изучение времени в социологии – это всегда изучение отношений людей ко времени и по поводу времени. Именно в этом проявляется сущность социального времени.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник