Естествознание метод измерения это

Измерение

Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону . В.Н. Савченко, В.П. Смагин . 2006 .

Смотреть что такое «Измерение» в других словарях:

ИЗМЕРЕНИЕ — представление свойств реальных объектов в виде числовой величины, один из важнейших методов эмпирического познания. В самом общем случае величиной называют все то, что может быть больше или меньше, что может быть присуще объекту в большей или… … Философская энциклопедия

Измерение X — Измерение Икс … Википедия

измерение — замер, обмер; вымеривание, установление, фиксирование, замеривание, распознавание, промер, диагностирование, смеривание, нахождение, обмеривание, определение Словарь русских синонимов. измерение см. установление 2 Словарь синонимов … Словарь синонимов

измерение — (в психологии) научный метод представления числами интересующего психического свойства или параметров психического процесса на основе нек рых процедурных правил. Совокупность теоретико математических представлений и процедурных правил,… … Большая психологическая энциклопедия

измерение — – получение информации о величине (значении) аналитического сигнала (см. примечание). Примечание Слова измерение , измерять рекомендуется относить только к аналитическому сигналу, т.е. к физическому свойству (параметру), которое используется в… … Химические термины

ИЗМЕРЕНИЕ — ИЗМЕРЕНИЕ, измерения, ср. 1. Действие по гл. измерить измерять. Измерение роста. 2. Измеряемая величина, протяжение (мат.). Куб имеет три измерения: длину, высоту и ширину. ❖ Четвертое измерение (ирон.) перен. сверхъестественная и бесплодно… … Толковый словарь Ушакова

ИЗМЕРЕНИЕ — последовательность эксперим. и вычислит. операций, осуществляемая с целью нахождения значения физ. величины, характеризующей нек рый объект или явление. И. завершается определением степени приближения найденного значения к истинному значению… … Физическая энциклопедия

ИЗМЕРЕНИЕ — ИЗМЕРЕНИЕ, действия, производимые с целью нахождения числовых значений какой либо величины в принятых единицах измерения. Измерение выполняют с помощью соответствующих средств измерения (линейка, часы, весы и т.д.). Различают прямые… … Современная энциклопедия

ИЗМЕРЕНИЕ — совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (напр., измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные… … Большой Энциклопедический словарь

измерение — Сравнение конкретного проявления измеряемого свойства (измеряемой величины) со шкалой (частью шкалы) измерений этого свойства (величины) с целью получения результата измерения (значения величины или оценки свойства). [МИ 2365 96] измерение… … Справочник технического переводчика

Измерение — ИЗМЕРЕНИЕ, действия, производимые с целью нахождения числовых значений какой либо величины в принятых единицах измерения. Измерение выполняют с помощью соответствующих средств измерения (линейка, часы, весы и т.д.). Различают прямые… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Естествознание метод измерения это

Большинство научных экспериментов и наблюдений предусматривают проведение различных измерений. Измерение — это процесс, суть которого заключается в определении количественных значений тех или иных свойств сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройствв.

Огромное значение измерений для науки отмечали многие известные ученые. Например,. Д. И. Менделеев подчеркивал, что»наука начинается с того момента, когда начинают измерять»А известный английский ф физик. В. Томсон (Кельвин) указывал на то, что»каждая вещь известна лишь настолько, насколько ее можно измеритьряти».

Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, основанных на определенных принципах и средствах измерения. Под принципами измерения в данном випа адку понимают какие-то явления, лежащие в основе измерений (например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффектау).

Наличие субъекта (исследователя), который проводит измерения, является не обязательным. Он может и не принимать непосредственного участия в процессе измерения, если измерительная процедура является составной частью работ ты автоматической информационно-измерительной системы. Последняя базируется на использовании электронно-вычислительной техники. Причем, когда появились * сравнительно недорогие компьютеры, измерительная техника дист ала возможность создавать»интеллектуальные»приборы, обработку данных измерений осуществляют одновременно с собственно измерительными операциямями.

Результат измерения имеет вид некоторого числа единиц измерения. Единица измерения — это эталон, с которым сравнивается характеристика объекта или явления, измеряется (эталона присваивается числовое с значение»1″). Существует много единиц измерения, что соответствует большом количестве объектов, явлений, их свойств, характеристик, связей, которые приходится измерять в процессе научного познания. При этом единицы измерения подразделяются на основные, которые являются базисными при построении системы единиц, и производные, выводимые из других единиц на основе каких-то математических соотношенияхень.

Методику построения системы единиц как совокупности основных и производных единиц впервые предложил в 1832 году. К. Хаусе. Он предложил систему единиц, в которой за основу были приняты три произвольные, независимый лежаки друг от друга основные единицы — длины (миллиметр), массы (мг) и времени (секунда). Все остальные (производные) единицы можно было определить с помощью этих трех. Позже, с развитием науки и техники, появились и другие системы единиц физических величин, построенные по принципу, предложенному. Гауссом. Они базировались на метрической системе мер, но отличались друг от друга основными единицамицями.

Кроме того, в физике появились так называемые естественные системы единиц их основные единицы определялись на основе законов природы (это исключало произвол человека как фактора, влияющего на построение указанных сис стем). В качестве примера можно привести»естественную»систему физических единиц, предложенную в свое время. Максом. Планком. За ее основу был взят»мировые стали»: скорость света в вакууме, стала тяжести, стала. Потому льцмана и постоянная. Планка. Взяв эти величины за основу и приравняв их к»1″,. Планк получил ряд производных единиц (длины, массы, времени и температурыури).

Ученый писал по поводу единиц предложенной им системы так:»Эти величины сохраняют свое естественное значение, пока законы всемирного тяготения и распространения света в вакууме и два основных начала терм модинамикы остаются неизменными, они должны быть одинаковыми, какими бы разумными существами и какими бы методами они не определялись.

Значение подобных»естественных»систем единиц (к ним относятся также система атомных единиц. Хартри и некоторые другие) заключается в существенном упрощении вида отдельных уравнений физики. Однако запись единиц таких х систем делает их неудобными для применения на практике. Кроме того, точность измерения основных единиц подобных систем, необходимая для установки всех других производных единиц, является отнюдь не достаточной ной. По указанным причинам предложенные до сих пор»естественные»системы единиц не могут в настоящее время решить проблему унификации единиц измеренияння.

Вопрос об обеспечении единообразия при измерении величин, отражающих те или иные явления материального мира, всегда было очень важным. Отсутствие такой единообразия в прошлом создавало существенных ни трудности в развитии научного познания. Например, до 1880 года включительно не существовало согласованности относительно измерения электрических величин: использовалось 15 различных единиц электрического сопротивления, 8 единицу ц. ЭДС, 5 единиц электрического тока и тд. Такое положение дел в значительной мере затруднял сопоставление результатов измерений и расчетов, выполненных различными исследователями. Остро возникла не необходимость введения единой системы электрических единиц. Такую систему было принято на. Первом международном конгрессе по электричеству, который состоялся в 1881 роц1 році.

Наибольшее распространение в настоящее время в естествознании приобрела. Международная система единиц (СИ), принятая в 1960 г. на 11. Генеральной конференции по вопросам мер и весов. В основе. Международной системы единиц — семь м основных (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль) и две дополнительные (радиан, стерадиан) единицы. С помощью специальной таблицы множителей и приставок можно образовывать кратные и частично и единицы (например, с помощью множителя 10

3 и добавление префикса»моли»к наименованию каждой из названных выше единиц измерения можно образовывать частичную единицу величиной в одну тысячную от в ихидноиої).

Международная система единиц физических величин является наиболее совершенной и универсальной среди всех существовавших до сих пор. Она охватывает физические величины механики, термодинамики, электродинамики и оптик ки, которые связаны между собой физическими законами.

Неотложной потребностью в условиях современной научно-технической революции является создание единой. Международной системы единиц измерения. Поэтому такие международные организации, как. ЮНЕСКО и. Международная организация законод ных метрологии обязали государства, которые являются членами этих организаций, принять вышеупомянутую. Международную систему единиц и градуировать все измерительные приборы в соответствии с этими единицамиь.

Существует несколько видов измерений. Учитывая характер зависимости измеряемой величины от времени, измерения разделяют на статические и динамические. При статических измерений величина, которую мы измеряем остается постоянной во времени (измерение размеров тел, постоянного давления и тп). К динамическим относятся такие измерения, в процессе которых измеряемая величина изменяется во времени (измерение вибраций, сми нных давлений и тпі т.п.).

По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. Когда проводят прямые измерения, неизвестное значение измеряемой величины получают путем непосредственного сравнения ее с. ЭТАЛ лоном или определяют с помощью измерительного прибора. Когда прибегают к косвенного измерения, искомую величину определяют с помощью известной математической зависимости между этой величиной и другими ве личинами, полученными путем прямых измерений (например, определения удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения). Косвенные измерения широко используют ся в тех случаях, когда искомую величину невозможно или слишком сложно измерить непосредственно, или когда прямое измерение дает менее точный ретат.

Технические возможности измерительных приборов в значительной степени отражают уровень развития науки. С точки зрения современной науки, приборы, использовавшиеся учеными-натуралистами в 19 веке и в начале у нашего века, были очень несовершенными. Однако с помощью этих приборов были открыты и изучены важные закономерности природы, по блестящие эксперименты, которые оставили заметный след в истории науки оценке, например, значение известных измерений скорости света, проведенных американским физиком. А. Майкельсоном, для последующего развития науки, академик. С. И. Вавилов писал:»На основе его экс экспериментальных открытий и измерений выросла теория относительности, развились и рафинувалися волновая оптика и спектроскопия, окрепла теоретическая астрофизикаізика».

С прогрессом науки развивается и измерительная техника. Вместе с совершенствованием существующих измерительных приборов, работающих на основе традиционных, устоявшихся принципов (замена материалов, из которых изготовл лено детали прибора, внесения в его конструкцию отдельных изменений и тд), происходит переход к принципиально новых конструкций измерительных устройств, что обусловлено новыми теоретическими находками. Последняя ом случае создаются приборы, в которых внедряются новые научные достижения. Так, например, развитие квантовой физики существенно расширил возможности измерений с высокой степенью точности. Использование эффе го пункта. Мессе-бауэра позволило создать прибор, который имеет точность, приближается к 10″13% измеряемой величиныої величини.

Хорошо развито измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях. В свою очередь, решение научных проблем, я как уже отмечалось выше, часто открывает новые пути для совершенствования самих измеренийь.

Источник

3. Методы естествознания

Методы естествознания могут быть подразделены на следующие группы:

Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент. В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно рассмотреть их сущность.

Наблюдение — это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному образцу. Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение.

Эксперимент — метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдениемявлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс. Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины. Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по условиям быть не должно. Это прежде всего относится к исследованиям в области физики микромира (квантовой механике, квантовой электродинамике и т.д.).

Аналогия — метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете. Применение метода аналогии в научном познании требует определенной осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он работает наиболее эффективно. Однако в тех случаях, когда можно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, результаты и выводы по методу аналогии приобретают доказательную силу.

Моделирование — метод научного познания, основанный на изучении каких- либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования — оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание. Таким образом, сущность моделирования как метода познания заключается в замещении объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений.

Современной науке известно несколько типов моделирования:

1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала;

2) знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики;

3) мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с ними. В последнее время широкое распространение получил модельный эксперимент с использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования объекта.

Анализ — метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части. Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом. Анализ — органичная составная часть всякого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.

Синтез — это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

Индукция — метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы. Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода. Суть неполной индукции состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.

Дедукция — метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме; все предметы класса «А» обладают свойством «В»; предмет «а» относится к классу «А»; значит «а» обладает свойством «В». В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок. Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью которых исследователь пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний (а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения. Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез. Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное, истинность или ложность которого еще не установлены. Любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым знанием данной науки, либо новыми фактами (неопределенное знание для обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания, систематизации их, а также фактов за пределами данной области, предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М. Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики, квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна противоречить уже имеющимся фактам. Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опровергнута. Для этого она должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. Фальсификация- процедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифицируемости гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты эксперимента опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или теория, обеспечивающая дальнейшее развитие знаний. В противном случае отказа от первой гипотезы не происходит. Верификация — процесс установления истинности гипотезы или теории в результате их эмпирической проверки. Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических выводах из прямо верифицированных фактов.

Частные методы — это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

Источник

Естествознание метод измерения это

Большинство научных экспериментов и наблюдений предусматривают проведение различных измерений. Измерение — это процесс, суть которого заключается в определении количественных значений тех или иных свойств сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройствв.

Огромное значение измерений для науки отмечали многие известные ученые. Например,. Д. И. Менделеев подчеркивал, что»наука начинается с того момента, когда начинают измерять»А известный английский ф физик. В. Томсон (Кельвин) указывал на то, что»каждая вещь известна лишь настолько, насколько ее можно измеритьряти».

Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, основанных на определенных принципах и средствах измерения. Под принципами измерения в данном випа адку понимают какие-то явления, лежащие в основе измерений (например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффектау).

Наличие субъекта (исследователя), который проводит измерения, является не обязательным. Он может и не принимать непосредственного участия в процессе измерения, если измерительная процедура является составной частью работ ты автоматической информационно-измерительной системы. Последняя базируется на использовании электронно-вычислительной техники. Причем, когда появились * сравнительно недорогие компьютеры, измерительная техника дист ала возможность создавать»интеллектуальные»приборы, обработку данных измерений осуществляют одновременно с собственно измерительными операциямями.

Результат измерения имеет вид некоторого числа единиц измерения. Единица измерения — это эталон, с которым сравнивается характеристика объекта или явления, измеряется (эталона присваивается числовое с значение»1″). Существует много единиц измерения, что соответствует большом количестве объектов, явлений, их свойств, характеристик, связей, которые приходится измерять в процессе научного познания. При этом единицы измерения подразделяются на основные, которые являются базисными при построении системы единиц, и производные, выводимые из других единиц на основе каких-то математических соотношенияхень.

Методику построения системы единиц как совокупности основных и производных единиц впервые предложил в 1832 году. К. Хаусе. Он предложил систему единиц, в которой за основу были приняты три произвольные, независимый лежаки друг от друга основные единицы — длины (миллиметр), массы (мг) и времени (секунда). Все остальные (производные) единицы можно было определить с помощью этих трех. Позже, с развитием науки и техники, появились и другие системы единиц физических величин, построенные по принципу, предложенному. Гауссом. Они базировались на метрической системе мер, но отличались друг от друга основными единицамицями.

Кроме того, в физике появились так называемые естественные системы единиц их основные единицы определялись на основе законов природы (это исключало произвол человека как фактора, влияющего на построение указанных сис стем). В качестве примера можно привести»естественную»систему физических единиц, предложенную в свое время. Максом. Планком. За ее основу был взят»мировые стали»: скорость света в вакууме, стала тяжести, стала. Потому льцмана и постоянная. Планка. Взяв эти величины за основу и приравняв их к»1″,. Планк получил ряд производных единиц (длины, массы, времени и температурыури).

Ученый писал по поводу единиц предложенной им системы так:»Эти величины сохраняют свое естественное значение, пока законы всемирного тяготения и распространения света в вакууме и два основных начала терм модинамикы остаются неизменными, они должны быть одинаковыми, какими бы разумными существами и какими бы методами они не определялись.

Значение подобных»естественных»систем единиц (к ним относятся также система атомных единиц. Хартри и некоторые другие) заключается в существенном упрощении вида отдельных уравнений физики. Однако запись единиц таких х систем делает их неудобными для применения на практике. Кроме того, точность измерения основных единиц подобных систем, необходимая для установки всех других производных единиц, является отнюдь не достаточной ной. По указанным причинам предложенные до сих пор»естественные»системы единиц не могут в настоящее время решить проблему унификации единиц измеренияння.

Вопрос об обеспечении единообразия при измерении величин, отражающих те или иные явления материального мира, всегда было очень важным. Отсутствие такой единообразия в прошлом создавало существенных ни трудности в развитии научного познания. Например, до 1880 года включительно не существовало согласованности относительно измерения электрических величин: использовалось 15 различных единиц электрического сопротивления, 8 единицу ц. ЭДС, 5 единиц электрического тока и тд. Такое положение дел в значительной мере затруднял сопоставление результатов измерений и расчетов, выполненных различными исследователями. Остро возникла не необходимость введения единой системы электрических единиц. Такую систему было принято на. Первом международном конгрессе по электричеству, который состоялся в 1881 роц1 році.

Наибольшее распространение в настоящее время в естествознании приобрела. Международная система единиц (СИ), принятая в 1960 г. на 11. Генеральной конференции по вопросам мер и весов. В основе. Международной системы единиц — семь м основных (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль) и две дополнительные (радиан, стерадиан) единицы. С помощью специальной таблицы множителей и приставок можно образовывать кратные и частично и единицы (например, с помощью множителя 10

3 и добавление префикса»моли»к наименованию каждой из названных выше единиц измерения можно образовывать частичную единицу величиной в одну тысячную от в ихидноиої).

Международная система единиц физических величин является наиболее совершенной и универсальной среди всех существовавших до сих пор. Она охватывает физические величины механики, термодинамики, электродинамики и оптик ки, которые связаны между собой физическими законами.

Неотложной потребностью в условиях современной научно-технической революции является создание единой. Международной системы единиц измерения. Поэтому такие международные организации, как. ЮНЕСКО и. Международная организация законод ных метрологии обязали государства, которые являются членами этих организаций, принять вышеупомянутую. Международную систему единиц и градуировать все измерительные приборы в соответствии с этими единицамиь.

Существует несколько видов измерений. Учитывая характер зависимости измеряемой величины от времени, измерения разделяют на статические и динамические. При статических измерений величина, которую мы измеряем остается постоянной во времени (измерение размеров тел, постоянного давления и тп). К динамическим относятся такие измерения, в процессе которых измеряемая величина изменяется во времени (измерение вибраций, сми нных давлений и тпі т.п.).

По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. Когда проводят прямые измерения, неизвестное значение измеряемой величины получают путем непосредственного сравнения ее с. ЭТАЛ лоном или определяют с помощью измерительного прибора. Когда прибегают к косвенного измерения, искомую величину определяют с помощью известной математической зависимости между этой величиной и другими ве личинами, полученными путем прямых измерений (например, определения удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения). Косвенные измерения широко используют ся в тех случаях, когда искомую величину невозможно или слишком сложно измерить непосредственно, или когда прямое измерение дает менее точный ретат.

Технические возможности измерительных приборов в значительной степени отражают уровень развития науки. С точки зрения современной науки, приборы, использовавшиеся учеными-натуралистами в 19 веке и в начале у нашего века, были очень несовершенными. Однако с помощью этих приборов были открыты и изучены важные закономерности природы, по блестящие эксперименты, которые оставили заметный след в истории науки оценке, например, значение известных измерений скорости света, проведенных американским физиком. А. Майкельсоном, для последующего развития науки, академик. С. И. Вавилов писал:»На основе его экс экспериментальных открытий и измерений выросла теория относительности, развились и рафинувалися волновая оптика и спектроскопия, окрепла теоретическая астрофизикаізика».

С прогрессом науки развивается и измерительная техника. Вместе с совершенствованием существующих измерительных приборов, работающих на основе традиционных, устоявшихся принципов (замена материалов, из которых изготовл лено детали прибора, внесения в его конструкцию отдельных изменений и тд), происходит переход к принципиально новых конструкций измерительных устройств, что обусловлено новыми теоретическими находками. Последняя ом случае создаются приборы, в которых внедряются новые научные достижения. Так, например, развитие квантовой физики существенно расширил возможности измерений с высокой степенью точности. Использование эффе го пункта. Мессе-бауэра позволило создать прибор, который имеет точность, приближается к 10″13% измеряемой величиныої величини.

Хорошо развито измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях. В свою очередь, решение научных проблем, я как уже отмечалось выше, часто открывает новые пути для совершенствования самих измеренийь.

Источник

Измерение

Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону . В.Н. Савченко, В.П. Смагин . 2006 .

Смотреть что такое «Измерение» в других словарях:

ИЗМЕРЕНИЕ — представление свойств реальных объектов в виде числовой величины, один из важнейших методов эмпирического познания. В самом общем случае величиной называют все то, что может быть больше или меньше, что может быть присуще объекту в большей или… … Философская энциклопедия

Измерение X — Измерение Икс … Википедия

измерение — замер, обмер; вымеривание, установление, фиксирование, замеривание, распознавание, промер, диагностирование, смеривание, нахождение, обмеривание, определение Словарь русских синонимов. измерение см. установление 2 Словарь синонимов … Словарь синонимов

измерение — (в психологии) научный метод представления числами интересующего психического свойства или параметров психического процесса на основе нек рых процедурных правил. Совокупность теоретико математических представлений и процедурных правил,… … Большая психологическая энциклопедия

измерение — – получение информации о величине (значении) аналитического сигнала (см. примечание). Примечание Слова измерение , измерять рекомендуется относить только к аналитическому сигналу, т.е. к физическому свойству (параметру), которое используется в… … Химические термины

ИЗМЕРЕНИЕ — ИЗМЕРЕНИЕ, измерения, ср. 1. Действие по гл. измерить измерять. Измерение роста. 2. Измеряемая величина, протяжение (мат.). Куб имеет три измерения: длину, высоту и ширину. ❖ Четвертое измерение (ирон.) перен. сверхъестественная и бесплодно… … Толковый словарь Ушакова

ИЗМЕРЕНИЕ — последовательность эксперим. и вычислит. операций, осуществляемая с целью нахождения значения физ. величины, характеризующей нек рый объект или явление. И. завершается определением степени приближения найденного значения к истинному значению… … Физическая энциклопедия

ИЗМЕРЕНИЕ — ИЗМЕРЕНИЕ, действия, производимые с целью нахождения числовых значений какой либо величины в принятых единицах измерения. Измерение выполняют с помощью соответствующих средств измерения (линейка, часы, весы и т.д.). Различают прямые… … Современная энциклопедия

ИЗМЕРЕНИЕ — совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (напр., измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные… … Большой Энциклопедический словарь

измерение — Сравнение конкретного проявления измеряемого свойства (измеряемой величины) со шкалой (частью шкалы) измерений этого свойства (величины) с целью получения результата измерения (значения величины или оценки свойства). [МИ 2365 96] измерение… … Справочник технического переводчика

Измерение — ИЗМЕРЕНИЕ, действия, производимые с целью нахождения числовых значений какой либо величины в принятых единицах измерения. Измерение выполняют с помощью соответствующих средств измерения (линейка, часы, весы и т.д.). Различают прямые… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Приборостроения и информатики» КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ учебное пособие Москва 2007

Измерения и эксперимент в точном естествознании

1. Роль измерений в науке и технике. Эксперимент как метод естествознания.

После утверждения экспериментального метода и триумфа классической механики Ньютона не только в физике, но и в других отраслях естествознания стали широко применяться количественные методы, в том числе и разнообразные измерения. В настоящее время ни одна из отраслей естественных наук не обходится без измерений, но поскольку основой естествознания является физика, в большинстве случаев измеряются именно физические характеристики объекта или явления (это характерно, например, для химии, геологии, метеорологии и т.д.). В связи с этим далее для определённости будем рассматривать именно физические измерения.

Физическая величина – характеристика физических объектов и процессов, которая допускает количественное выражение и для которой указан способ её измерения. Измерение – это последовательность экспериментальных и теоретических операций, осуществляемая с целью нахождения значения физической величины. Измерение предполагает определение степени приближения найденного значения к истинному значению величины. Измерение является основным средством объективного познания мира. Законченное измерение включает следующие элементы:

Объект (явление), свойство или состояние которого характеризует измеряемая величина;

Единицу этой величины;

Технические средства измерения, проградуированные в выбранных единицах;

Наблюдателя (регистрирующее устройство), воспринимающего результат измерения;

Полученное значение измеряемой величины и оценку погрешности измерения.

Различают прямые и косвенные измерения. При прямом измерении результат получается непосредственно из процедуры измерения. Однако прямые измерения не всегда возможны или недостаточно точны. При косвенном измерении значение искомой величины находят по известной зависимости её от непосредственно измеряемых величин. Установление связи между величинами – одна из важнейших задач физики и других наук.

Независимо от способа измерения существует погрешность, т.е. ошибка измерений. За истинное значения величины обычно принимают среднее арифметическое измеренных значений. С учётом причин, порождающих ошибки, обычно выделяют несколько видов ошибок.

Систематическая ошибка обусловлена факторами, действующими одинаково при многократном повторении эксперимента. Из-за неисправности прибора или погрешности средств измерения возникают инструментальные погрешности; неточностью метода или используемых для расчётов данных обусловлена погрешность отсчёта. Систематическая ошибка может быть уменьшена введением соответствующих поправок в расчёты.

Случайная ошибка обусловлена факторами, действующими непредсказуемо в каждом отдельном измерении (например, колебания напряжения в сети, неоднородность внешней среды и другие неконтролируемые обстоятельства). Такие ошибки обычно неустранимы, но их влияние на результат можно уменьшить, если математически обработать данные на основе законов теории вероятности, установленных для случайных явлений. В частности, широко используется нормальный закон распределения или распределение Гаусса для случайной величины. Теория случайных ошибок позволяет определить наиболее вероятные значения измеряемых величин и возможные отклонения о них. На практике устанавливается число измерений, необходимых для получения заданной точности.

Грубые ошибки или промахи обусловлены неисправностью или сбоем работы приборов, резким изменением условий эксперимента; такие измерения обычно отбрасывают.

Если случайных и грубых ошибок нет, то максимальная абсолютная погрешность измерения равна сумме всех систематических погрешностей. Относительная погрешность прямых измерений – выраженное в процентах отношение абсолютной погрешности к приближённому значению величины. Погрешности косвенных измерений определяются сложнее.

2. Эксперимент – ведущий метод естествознания.

Особое значение измерения имеют для естественнонаучного эксперимента, являющегося ведущим методом познания окружающего мира. Эксперимент — наблюдение изучаемого явления и измерение характеризующих его величин в данной экспериментальной ситуации, т.е. в специально созданных и контролируемых условиях. Эксперимент отличается от простого наблюдения активным воздействием на изучаемый объект. Как правило, он осуществляется на основе той или иной теории, определяющей постановку задач и интерпретацию результатов. Многие эксперименты направлены не только на обоснование какой-либо естественнонаучной идеи, но и на разработку новых технологий в данной области практической деятельности, т.е. имеют не только фундаментальное, но и прикладное значение.

Основным требованием к научному эксперименту является его воспроизводимость. Повторение эксперимента в другом месте, в другое время, с иными (но аналогичными) объектами и измерительными приборами при тех же значениях параметров и величин, задающих экспериментальную ситуацию, должно давать для измеряемых характеристик те же значения. В настоящее время в естествознании в качестве источника сведений о явлениях природы эксперимент играет существенно большую роль, чем наблюдение естественных процессов. Исключение составляют те области науки, где масштабы явлений не позволяют воспроизвести их в лабораторных условиях (астрофизики, геофизика, небесная механика и др.).

Для современного эксперимента характерны следующие особенности:

Возрастание роли теоретической базы эксперимента: ему предшествует теоретическая работа большого числа учёных.

Сложность технического оснащения. Техника эксперимента насыщена многофункциональной электронной аппаратурой, сложными механическими и иными устройствами, высокочувствительными приборами. Большинство установок являются полностью замкнутыми системами автоматического регулирования, где технические средства обеспечивают заданные условия эксперимента с определённой точностью, регистрируют промежуточные данные и производят их обработку.

Масштабность эксперимента. Некоторые установки являются весьма сложными объектами крупных масштабов, строительство и эксплуатация которых связаны с большими материальными затратами и с активным воздействием на окружающую среду.

В любом естественнонаучном эксперименте чётко выделяются три этапа: подготовка эксперимента, получение данных, обработка и анализ результатов. Первый этап включает теоретическую проработку, постановку задачи и выдвижение вариантов её решения, подготовку исследуемого объекта, создание технической базы. Всё это обеспечивает качественное проведение исследования и облегчает обработку данных, в том числе и математическую. Современный эксперимент включает также непрерывный анализ хода исследований, корректировку программы и технического обеспечения. Анализ результатов должен включать обоснование правильности и достоверности полученных данных.

3. Системы единиц измерения (на примере физических величин).

Единица меры физической величины задаётся эталоном, т.е. физическим объектом, которому приписывается некоторое количество единиц меры. Эталон обеспечивает воспроизведение и хранение принятой единицы измерения. Система единиц физических величин – совокупность основных и производных единиц измерения, образованная на основе законов связи между физическими величинами. Все производные единицы могут быть выражены через конечное число основных, независимых единиц. Примером систем единиц могут служить электростатическая (СГСЭ) и электромагнитная (СГСМ), принятые в 19 в. Британской ассоциацией по развитию наук, а также другие общефизические системы – система Гаусса (СГС), техническая (МКГСС) и др.

В настоящее время повсеместно используется система СИ (SI), принятая 11 Генеральной конференцией по мерам и весам в 1960 г. Достоинствами СИ являются универсальность (она охватывает все области науки и техники) и согласованность производных единиц, которые образуются по уравнениям, не содержащим коэффициентов пропорциональности. Например, первые три основных единицы (кг, м, с) позволяют образовывать все единицы величин, относящихся к механике. В следующей таблице приведены семь основных единиц системы СИ.

Широко применяется метод анализа размерностей, т.е. установление связи между физическими величинами на основе рассмотрения их размерностей. В основе этого метода лежит требование: уравнение, выражающее связь между физическими величинами, должно оставаться справедливым при любом изменении единиц входящих в него величин. Отсюда следует равенство размерностей в левой и правой частях любого физического уравнения.

Структурные уровни организации материи: микромир и макромир

1.Категория материи в философии и естествознании. Корпускулярная и континуальная концепции.

Понятие материи относится к числу фундаментальных научных понятий, поэтому первоначально вопрос о материи как телесной субстанции, первооснове всего сущего был поставлен в философии. Различные философы древности, прежде всего греческие, по-разному решали проблему субстанциональных оснований бытия, то есть вопрос о том, из чего всё сущее происходит. Например, в трудах величайшего из греческих мыслителей Аристотеля разработано учение о материи и форме, которые соотносятся как возможность и действительность. В Новое время, когда закладывались основы аналитического естествознания, вклад в философское осмысление материи внесли Декарт, Спиноза и др. Представители классического материализма (Дидро, Гольбах, Фейербах и др.), по-своему переосмыслили учение Декарта о «телесной субстанции» и стали рассматривать материю как единственную реальность, к которой сводится всё сущее. Популярность материалистических доктрин в эпоху Просвещения была тесно связана с развитием науки, прежде всего естествознания.

Наибольшее развитие категория материи получила в диалектическом материализме (19-20 вв.), причём данная концепция сыграла значительную роль для развития естествознания, объектом изучения которого является материальный мир. Материя определяется как объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя охватывает множество реально существующих объектов и систем мира. Материя является субстанциональной основой всевозможных свойств и форм движения, понимаемого как изменение, развитие. Она не существует иначе как в огромном множестве конкретных форм, различных объектов и их систем. Особенно подчёркивается способность материи к неугасающему саморазвитию. Наличный мир являет собой систему материального движения, в котором можно выделить иерархию пяти основных уровней: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Жизнь, общество – высшие формы движения, не сводимые ни друг к другу, ни к иным формам движения. Духовное объясняется как свойство особой «высокоорганизованной» материи – социализированного мозга, а способность познавать мир выводится из субстанционального атрибута материи – отражения.

С точки зрения современного естествознания материальный мир характеризуется упорядоченной системной организацией, в которой можно выделить:

Системы неживой природы (элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, космические объекты различных порядков, а также физические поля);

Биологические системы (от доклеточного уровня до человека и далее до биосферы);

Социально организованные системы (человек и общество).

Естествознание опирается на идею о материальном единстве мира, поскольку, несмотря на неисчерпаемое многообразие свойств материи уже выявлены и продолжают выявляться общие свойства и закономерности. Особую актуальность эта идея приобретает в наши дни в свете формирования новой, синергетической картины мира. Однако, говоря о естествознании, нельзя не упомянуть о важнейших концепциях материи, повлиявших на развитие физики и других наук.

Одной из наиболее важных и плодотворных для понимания природы была концепция атомизма, согласно которой материя имеет прерывистое, дискретное строение, состоит из мельчайших частиц. Идея атомизма принадлежит древнегреческому философу Левкиппу (5 в. до н.э.), но развита она была его учеником Демокритом. Философские воззрения Демокрита по проблеме бытия заключались в том, что для осмысления бытия и движения необходимо ввести понятие о неделимости их элементарных оснований – атомах (по-гречески «атом» – неделимый). Бытие в собственном смысле этого слова – это атомы, которые движутся в пустоте, т.е. небытии. По Демокриту атом – неделимая, совершенно плотная, не воспринимаемая чувствами, самостоятельная частица вещества. Атом неделим, вечен, неизменен. Атомы никогда не возникают и никогда не погибают, имеют самую различную форму и размеры, они невидимы, их можно только мыслить. В процессе движения в пустоте атомы сталкиваются и сцепляются, образуя вещи, которые в отличие от атомов преходящи изменчивы. В учении атомизма сформулирован также принцип детерминизма (причинной обусловленности явлений): всё происходящее в мире не только причинно обусловлено, но и неизбежно. Это вытекает из однозначной определённости последующих движений атомов их предыдущими движениями. Мир атомистов — это мир сплошной необходимости, в котором нет объективных случайностей.

Концепция атомизма сыграла выдающуюся роль в развитии представлений о структуре материи, в частности в молекулярно-кинетической теории вещества, в объяснении свойств света. Идея дискретности, прерывистости является фундаментальной в современной физике.

Идеей, противоположной дискретности, является континуальность (континуум – непрерывность). Ещё философы милетской школы (Анаксимандр, Анаксимен) в 6 в. до н. э. говорили, что ничто (пустота) существовать не может. Позднее на отсутствие в мире пустоты и возможность бесконечного деления материальных частиц указывает Анаксагор. Аристотель также критиковал атомистов, т.к. представления о неделимых атомах противоречили аристотелевскому учению о движении и ряду других его концепций. В эпоху Возрождения континуальная концепция была развита Декартом, который, в частности, полагал, что если бы между телами была пустота (ничто), то тела бы соприкасались. Таким образом, материя отождествлялась с пространством, и мир считался полностью заполненным материей. Континуальная концепция также имела развитие в физике, в частности в теории электромагнитного поля Фарадея и Максвелла, в механике сплошных сред, в волновой оптике и др. В современном представлении о фундаментальных свойствах материи представлены обе концепции –дискретности и континуальности, поскольку современная физика доказывает наличие у материи корпускулярно-волнового дуализма.

2. Элементарные частицы.

Общие сведения об элементарных частицах. В настоящее время элементарными частицами называют большую группу мельчайших материальных объектов, не являющихся атомами или атомными ядрами (за исключением протона – ядра атома водорода). Элементарные частицы не всегда бесструктурны. Требуется лишь, чтобы при соударениях они не могли дробиться на другие частицы, энергия связи каждой из которых гораздо меньше её собственной энергии. Современная физика элементарных частиц устанавливает их характеристики, проводит их классификацию, изучает фундаментальные взаимодействия и превращения частиц, вызываемые этими взаимодействиями, а также изучает внутреннюю структуру частиц. Поскольку многие важные особенности частиц проявляются лишь при их больших энергиях, современная физика элементарных частиц называется физикой высоких энергий.

Некоторые частицы существуют в природе в свободном или слабосвязанном состоянии, и из них строится вся обычная материя: протоны и нейтроны, электроны, фотоны. К этим основным частицам были позже причислены электронные нейтрино и антинейтрино (рождаются при -распаде ядер), а также -мезоны (переносчики ядерного взаимодействия). Сейчас известно более 350 частиц, подавляющее большинство из которых не встречается в природе, они были получены в лаборатории. Основной способ получения таких неустойчивых частиц — столкновение быстрых стабильных частиц, при котором часть кинетической энергии налетающей частицы превращается в собственную энергию образующихся частиц. После распада нестабильных частиц в конечном итоге получаются стабильные.

Перечень частиц и их характеристики. В 1937 г. в космических лучах был зарегистрирован мюон  — — тяжёлый аналог электрона с массой в 200 раз большей массы электрона. Затем была открыта ещё более тяжёлая частица с зарядом электрона – таон  — , превосходящий электрон по массе в 3500 раз. Каждая из этих частиц имеет своё нейтрино – электронное  е , мюонное   и таонное   (пока лишь теоретически доказано его существование), которые сопровождают «свои» частицы в различных процессах.

В 50-е годы сначала в космических лучах, а затем в лаборатории были зарегистрированы так называемы странные частицы : каоны (ка-мезоны) К + , К 0 , лямбда-гипероны  0 , сигма-гипероны  + , 0 , — и кси-гипероны  0 ,  — . Они обладают рядом необычных свойств, например, рождаются всегда парами, а распадаются по одиночке, поэтому они были названы «странными» частицами. В 1964 г. открыли ещё одну странную частицу — омега-минус-гиперон  — .

В 60-е годы открыли более сотни частиц с очень малыми временами жизни (10 -24 -10 -23 с). Их назвали резонансами. Они не оставляют треков в детекторах и регистрируются по влиянию на поведение других частиц. В 1974 г. обнаружены массивные (втрое тяжелее протона) относительно устойчивые мезоны J/, явившиеся родоначальниками группы так называемых «очарованных» частиц. Существование этих частиц подтвердило очень глубокие теоретические построения физиков. В 1977г. открыты ипсилон-мезоны , массы которых в 10 раз больше массы протона. Они являются родоначальниками группы частиц, названных «красивыми».

Частицы различаются значениями массы, среднего времени жизни, спина (собственного вращательного момента), электрического заряда. Существует большое количество других «зарядов»: странность, очарование (чарм), красота (бьюти) и др. Масса измеряется в энергетических единицах (МэВ) в соответствии с формулой Эйнштейна для взаимосвязи массы и энергии. Спектр масс известных частиц – от нуля (фотон, нейтрино) до 10570 МэВ (один из ипсилон-мезонов), Для сравнения: масса электрона 0,5 МэВ. Спин измеряется в единицах постоянной Планка. У протонов, нейтронов, электронов он равен ½, у фотонов 1, например, у некоторых резонансов 9/2. Электрический заряд кратен элементарному (о кварках см. далее).

Античастицы. Из теории электрона, построенной английским физиком П.Дираком в 20-е гг. вытекало существование позитрона –античастицы электрона с такой же массой и зарядом, но положительным. В 1932 г. позитрон был обнаружен в космических лучах. Позитрон, как и электрон, сам по себе стабилен, однако при встрече медленные электрон и позитрон аннигилируют (уничтожаются), порождая два фотона. Один вид материи –заряженные массивные частицы — переходит в другой – в нейтральные безмассовые частицы. Энергия покоя электрона и позитрона переходит в энергию фотонов. Если аннигиляция происходит из состояния покоя, то фотоны разлетаются в противоположные стороны, имея одинаковые импульсы и энергии 0,511 МэВ. Часто (но не всегда) позитрон образуется совместно с электроном. Рождение пары происходит при столкновении жёсткого (коротковолнового) -кванта с заряженной частицей, в качестве которой обычно выступает атомное ядро. Это возможно при достаточно большой энергии фотонов (больше удвоенной энергии покоя электрона).

Позитрон и электрон аннигилируют лишь тогда, когда в системе отсчёта, связанной с их центром масс, кинетическая энергия этих частиц не очень велика. Если же энергия большая, то при столкновении могут порождаться самые разнообразные частицы (вплоть до самого тяжёлого -мезона). Использование встречных пучков электронов и позитронов –один из самых эффективных методов генерации новых частиц.

В природе существует зарядовая симметрия: у каждой частицы должна быть античастица (иногда совпадающая с ней, как у фотона), и законы природы не меняются при замене всех частиц соответствующими античастицами (кроме слабого взаимодействия). В лабораторных масштабах синтезировано антивещество (в СССР в 1969 г. – антигелий). В космосе антивещество пока не обнаружено. Причина зарядовой симметрии является важной проблемой физики.

Взаимопревращаемость частиц. Это одно из наиболее фундаментальных свойств частиц. При этом образующиеся частицы не входят в состав исходных, а рождаются непосредственно в процессах их соударений и распадов. Например, фотон также не входит в состав атома, но излучается при переходе электрона с одного уровня на другой. Именно в процессах взаимопревращений учёные открывают новые частицы. Для этого сталкивают друг с другом известные частицы с как можно большими энергиями, а затем исследуют продукты соответствующей реакции и фрагменты, на которые распались образовавшиеся частицы.

Источник

Поделиться с друзьями
Моя стройка
Adblock
detector